Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День восьмой.

Житіе преподобнаго Серапіона Спасо-Елеазарскаго [1].

Тяжело жилось немногочисленнымъ православнымъ русскимъ въ Юрьевѣ среди иновѣрнаго нѣмецкаго населенія. Русскіе люди населяли особую часть города, носившую названіе Русскаго конца. Здѣсь былъ храмъ во имя святителя Николая и святаго великомученика Георгія и родители преподобнаго Серапіона принадлежали къ его приходу.

Много приходилось переносить православнымъ жителямъ отъ нѣмцевъ-латинянъ, желавшихъ привлечь ихъ къ своей вѣрѣ. Тамъ, гдѣ не имѣла успѣха лесть, пускались въ ходъ угрозы, принужденія и даже побои. Боясь преслѣдованій и мученій, нѣкоторые изъ православныхъ отступали въ латинство, другіе, желая сохранить отеческую вѣру, переселялись изъ Юрьева въ предѣлы Русской земли. Но преподобный Серапіонъ не обращалъ вниманія на угрозы иновѣрцевъ и явился пламеннымъ исповѣдниковъ святой вѣры, ревностнымъ обличителемъ латинянъ. Хорошо зная слово Божіе и творенія святыхъ отцевъ, преподобный часто вступалъ въ споры съ латинянами и побѣждалъ ихъ, обличая въ неправотѣ вѣры, въ отступленіи отѣ древнихъ святыхъ уставовъ вселенской Церкви. Всегда готовый пострадать за вѣру, ревностный ея поборникъ много перенесъ тяжкихъ безчестій и скорбей, но всегда былъ непоколебимъ и благодарилъ Господа, не оставлявшаго его Своей благодатной помощью.

Когда преподобному Серапіону было около 35 лѣтъ отъ роду, онъ принужденъ былъ оставить родной городъ, такъ какъ нѣмцы, грозившіе ему тяжкими побоями, рѣшили въ концѣ концевъ насильно привлечь его къ своей вѣрѣ. Онъ переселился въ Псковскую область, въ пустыню при рѣчкѣ Толвѣ, гдѣ тогда подвизался преподобный Евфросинъ [3]. Неизвѣстно, гдѣ принялъ преподобный Серапіонъ монашеское постриженіе, но только въ пустыню онъ явился уже инокомъ. Преподобный Евфросинъ подвизался тогда въ полномъ уединеніи и принялъ пришельца съ радостію. Но Серапіону, не искусившемуся въ монашескомъ житіи, подвиги отшельника показались очень тяжелыми и онъ хотѣлъ уйти изъ Толвской пустыни. Видя его колебанія, преподобный Евфросинъ усердно просилъ своего сожителя пребывать съ нимъ въ непроходимой пустынѣ до конца жизни, но Серапіонъ не соглашался. И говорилъ ему святый:

— «Братъ! великую скорбь причиняетъ мнѣ уходъ твой и очень не хотѣлъ бы я разлучаться съ тобой».

Слезы и мольбы не помогли, не помогла любовь, которую опытный въ духовной жизни подвижникъ оказалъ своему начинающему сподвижнику. Серапіонъ взялъ необходимые припасы для пути и, простившись съ преподобнымъ Евфросиномъ, ушелъ отъ него. Однако Господь немедленно вразумилъ преподобнаго Серапіона и возвратилъ его въ сожительство преподобнаго Евфросина. Близъ мѣста ихъ подвиговъ протекалъ небольшой ручей, заросшій кустарникомъ. Преподобному Серапіону надо было перейти черезъ него. И вотъ, рубя кустарникъ топоромъ, чтобы проложить себѣ путь, онъ сильно разсѣкъ колѣно лѣвой ноги. Нужда теперь заставила его вернуться къ преподобному Евфросину и просить прощенія.

— «Прости меня, отче, Бога ради, — говорилъ преподобный Серапіонъ, — ибо согрѣшилъ я предъ тобою уходомъ своимъ. И тутъ Господь явно наказалъ меня. Но святыя молитвы твои снова привлекли меня къ тебѣ. Теперь же не отойду я отъ тебя, пока не умру на этомъ святомъ мѣстѣ».

Незлобиво и кротко принялъ раскаявшагося брата святый Евфросинъ и только замѣтилъ ему тихо:

— «О, братъ! Это происходитъ отъ нашего маловѣрія».

Затѣмъ утѣшилъ больного, простилъ его и скоро исцѣлилъ отъ раны.

Съ этого времени преподобный Серапіонъ началъ вести трудную жизнь пустынника, раздѣляя нужды, лишенія и подвиги своего учителя, преподобнаго Евфросина. 55 лѣтъ подвизались они вмѣстѣ, до самой кончины преподобнаго Серапіона, который померъ немного раньше преподобнаго Евфросина. Въ Толвской пустынѣ выросъ большой монастырь, который подвижники устраивали общими трудами [4], и въ монастырѣ этомъ было много усердныхъ подвижниковъ. Но преподобный Серапіонъ едва ли не былъ усерднѣе всѣхъ изъ братіи преподобнаго Евфросина. На каждую монастырскую работу онъ приходилъ раньше всѣхъ и оставлялъ ее послѣднимъ. Онъ помогалъ своему учителю въ управленіи братіей и въ устройствѣ монастыря.

Непрестанными трудами, воздержаніемъ и добродѣтелями преподобный Серапіонъ превосходилъ въ обители всѣхъ братій, являясь для нихъ образцомъ послушанія и иноческихъ добродѣтелей. Когда кто-нибудь изъ иноковъ оскорблялъ его, незлобивый подвижникъ все претерпѣвалъ со смиреніемъ и самъ же первый просилъ прощенія у обидчика.

— «Прости меня, рабъ Божій, прости меня грѣшнаго», — говорилъ онъ при этомъ.

Другъ, сподвижникъ и ученикъ преподобнаго Евфросина, онъ ежедневно открывалъ учителю свои помыслы, какъ больной показываетъ врачу свои раны. Всѣ уставы и иноческія правила, которыя вводилъ святый Евфросинъ, твердо и строго соблюдалъ преподобный Серапіонъ. Дорожа каждой свободной минутой, онъ уходилъ въ свою келлію и предавался молитвѣ, пѣнію псалмовъ или чтенію Божественнаго Писанія. Случалось, что въ монастырь приходили христолюбцы — городскіе благотворители и послѣ общей трапезы устраивалась бесѣда, въ которой принимали участіе вмѣстѣ съ преподобнымъ Евфросиномъ и остальные братія. Но святый Серапіонъ, любя подвигъ уединенія и молчанія, тотчасъ послѣ трапезы уходилъ въ свою келлію, самую худшую, самую темную въ монастырѣ, въ которой ничего не было кромѣ святыхъ иконъ. Здѣсь онъ слезно молился о всѣхъ требующихъ Божіей помощи и благотворителяхъ святой обители. Изнуряя плоть свою, преподобный не довольствовался келейными подвигами, но часто по ночамъ выходилъ въ болотныя мѣста или на источникъ къ часовнѣ и здѣсь полуобнажившись предавалъ плоть свою на съѣденіе комарамъ и оводамъ.

Строго соблюдая уставъ своего учителя, данный Трехъ-святительской обители, преподобный Серапіонъ никогда не пропускалъ Божественной службы; ранѣе всѣхъ изъ братіи приходилъ въ храмъ и послѣднимъ оставлялъ его. Особенно любилъ онъ молитву церковную и предпочиталъ ее келейной. Преподобный говорилъ обыкновенно:

— «Двѣнадцать псалмовъ, пропѣтыхъ въ келліи, не могутъ равняться единожды пропѣтой въ храмѣ краткой молитвѣ: «Господи помилуй!»

Отрекшись отъ всѣхъ благъ земныхъ, изнуряя воздержаніемъ плоть свою, преподобный Серапіонъ не только никогда не принималъ сладкой или вкусной пищи, но и скудную пищу употреблялъ лишь въ той мѣрѣ, сколько требовалось ея для поддержанія жизни. Одеждой подвижника было ветхое, разодранное рубище, едва прикрывавшее его наготу. И до тѣхъ поръ носилъ онъ это рубище, пока оно, совершенно истлѣвши, не спадало съ его плечъ. Чтобы не видать своего тѣла, святый никогда не обнажалъ его и не только не ходилъ въ баню, но даже не умывалъ водою лица и рукъ. Въ свою келлію преподобный никогда не допускалъ женщинъ и, если случалось гдѣ-нибудь встрѣчаться съ ними, онъ не смотрѣлъ на нихъ, не разговаривалъ, старался скорѣе уйти, чтобы и мыслію не согрѣшить предъ Богомъ. Такъ поступалъ онъ, въ строгости исполняя предписанія устава преподобнаго Евфросина. Отъ непрерывныхъ подвиговъ и воздержанія, преподобный однажды тяжко заболѣлъ и цѣлыхъ двадцать дней находился между жизнью и смертью. Но отъ тяжелыхъ страданій чудесно его избавилъ явившійся ему преподобный Онуфрій [5], во имя котораго былъ устроенъ придѣлъ въ монастырскомъ храмѣ.

— «Я пришелъ къ тебѣ, чадо, на помощь, чтобы ты еще болѣе утвердился въ подвигахъ и дѣлахъ Божіихъ», — сказалъ явившійся чудотворецъ исцѣленному.

Послѣ чудеснаго избавленія отъ болѣзни, преподобный Серапіонъ еще съ бóльшимъ рвеніемъ сталъ подвизаться въ молитвѣ, воздержаніи и борьбѣ съ грѣховной плотію.

Ради великихъ подвиговъ своихъ, преподобный еще при жизни удостоился отъ Господа дара прозрѣнія и чудотвореній. Однажды незадолго до своей кончины, въ 1479 году, во время церковной службы святый Серапіонъ съ громкимъ плачемъ и рыданіями молился предъ чудотворнымъ образомъ Божіей Матери. Удивленные братія, по окончаніи службы, спросили преподобнаго:

— «Отче, о чемъ ты такъ горько плакалъ предъ иконой Пречистой Богоматери?»

Онъ отвѣчалъ:

— «О душѣ моей, не уготовленной къ исходу отъ тѣла и о томъ еще, что въ годину моей кончины сильный врагъ изъ Ливоніи (нѣмцы) съ мноточисленною ратію подступитъ ко Пскову».

И потомъ въ утѣшеніе братіи прибавилъ:

— «Молитесь и уповайте на милость Божію! Господь, святыхъ ради молитвъ Пречистыя Своея Матери и Псковскихъ чудотворцевъ, умилосердится надъ градомъ благовѣрныя княгини Ольги [6] и сохранитъ его. А святая обитель эта неприкосновенна будетъ».

Пророчество преподобнаго сбылось. Съ стотысячной ратью какъ разъ въ годъ кончины преподобнаго къ Пскову подступили нѣмцы и хотѣли взять его. Но псковичи, воодушевленные чудеснымъ явленіемъ святаго князя Довмонта [7], разбили ихъ и городъ остался цѣлъ.

Нѣсколько ранѣе, въ 1476 году одинъ латышъ-крестьянинъ по имени Отто или Антоній, у котораго сильно и долго болѣли отъ гнойной раны ноги, былъ привезенъ родственниками въ Спасо-Елеазаровскую обитель. Увидавъ преподобнаго Серапіона, выходившаго изъ церкви, больной просилъ у него исцѣленія. Но святый молча прошелъ въ свою келлію. Вѣруя въ силу преподобнаго, Антоній взялъ снѣгъ отъ его слѣдовъ, сталъ примачивать имъ свои раны и тотчасъ же почувствовалъ облегченіе отъ болѣзни. Когда Антоній явился благодарить святаго за чудесное исцѣленіе отъ раны, подвижникъ смиренно сказалъ ему:

— «Чадо, Богъ исцѣлилъ тебя за святыя молитвы Пречистыя Своея Матери, а не я грѣшный».

8-го сентября 1480 года, послѣ непродолжительной болѣзни, преподобный Серапіонъ скончался на 90-мъ году своей жизни и былъ погребенъ своимъ учителемъ — преподобнымъ Евфросиномъ и братіей. Отъ подвиговъ воздержанія и тяжкихъ трудовъ тѣло преподобнаго представляло изъ себя однѣ кости и кожу. Ветхое рубище и власяницу подвижника послѣ смерти его никто не хотѣлъ взять себѣ. Не только братія, но даже и нищіе не дотронулись до этихъ одеждъ, когда онѣ были оставлены за монастырской оградой.

И послѣ кончины своей, какъ при жизни, преподобный Серапіонъ по волѣ Божіей совершилъ много чудесъ, являясь скорымъ помощникомъ и врачемъ недуговъ тѣлесныхъ и душевныхъ для притекающихъ къ нему съ вѣрою больныхъ и скорбящихъ.

Одинъ псковскій мальчикъ Павелъ совершенно ослѣпъ. Однажды его родители въ день памяти преподобнаго Серапіона привели мальчика въ монастырскую церковь. За службой больной задремалъ и увидѣлъ, что какой-то благообразный старецъ — это былъ преподобный Серапіонъ — коснулся его очей своею рукою. Павелъ тотчасъ получилъ исцѣленіе и, проснувшись отъ этого прикосновенія, сталъ видѣть.

Одна женщина изъ Иванъ-Города, по имени Меланія, не любимая своимъ мужемъ, часто терпѣла отъ него побои. Несчастная женщина хотѣла покончить съ собой самоубійствомъ. Въ отчаяніи она готова была броситься въ прорубь, какъ вдругъ явился преподобный Серапіонъ и удержалъ ее за руку съ такими словами:

— «Зачѣмъ ты хочешь погубить свою жизнь? Молись преподобному Серапіону Толвскому и иди въ свой домъ съ радостію. Отселѣ мужъ будетъ любить тебя, а ты не ропщи на него и не бранись съ нимъ».

Такъ и случилось все по слову преподобнаго. Больнымъ лихорадкою, параличемъ, хромымъ и недужнымъ другимъ преподобный Серапіонъ по молитвѣ ихъ подавалъ чудесную помощь.

Мощи преподобнаго Серапіона почиваютъ подъ спудомъ въ Спасо-Елеазаровской обители. Память его празднуется мѣстно дважды въ годъ: вмѣстѣ съ памятью преподобнаго Евфросина (15 мая) и отдѣльно въ день его блаженной кончины (8 сентября).

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о преподобномъ Серапіонѣ сохранились въ житіи его учителя, преподобнаго Евфросина Спасо-Елеазаровскаго, а также въ рукописномъ житіи самого преподобнаго Серапіона, хранящемся въ обители, неизвѣстно кѣмъ и когда составленномъ.
[2] Юрьевъ, уѣздный городъ Лифляндской губерніи, основанъ въ 1030 году великимъ княземъ Ярославомъ Владиміровичемъ. Въ 1223 году взятъ нѣмецкими рыцарями и названъ Дерптомъ. Въ 1704 году взятъ русскими войсками и съ тѣхъ поръ находится подъ властію Россіи. Съ недавняго времени сталъ называться прежнимъ именемъ — Юрьевъ.
[3] Память преподобнаго Евфросина Спасо-Елеазаровскаго (или Псковскаго) 15 мая. Мѣсто его подвиговъ въ Псковскомъ уѣздѣ, верстахъ въ 30-ти къ сѣверу отъ г. Пскова.
[4] Монастырь называется Спасо-Елеазаровъ по мірскому имени преп. Евфросина (Елеазаръ), по главному храму Трехъ-Святительскимъ во имя трехъ святителей вселенскихъ — Василія Великаго, Іоанна Златоустаго и Григорія Богослова. Обитель существуетъ въ настоящее время.
[5] Преподобныи Онуфрій, пустынникъ Египетскій (память его 12 іюня). Съ этимъ именемъ извѣстенъ еще преподобный Онуфрій Печерскій (память его 21 іюля).
[6] Т.-е. надъ Псковомъ, родиной великой княгини святой Ольги. Память ея 11 іюля.
[7] Святый Довмонтъ, князь Псковскій, скончавшійся въ 1299 году. Память его 20 мая.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 38-44.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0