Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День седьмой.

Житіе преподобномученика Макарія Овручскаго [1].

Рукоположенный сначала въ санъ іеродіакона, потомъ іеромонаха, блаженный Макарій получилъ отъ епископа Черниговскаго Лазаря Барановича [6] посвященіе въ санъ архимандрита и званіе настоятеля Овручской обители. Преподобный по смиренію своему вначалѣ долго отказывался отъ этой почести, но когда братія приступили къ нему съ настойчивой просьбой, возлагая въ случаѣ отказа всѣ согрѣшенія свои на его душу, тогда преподобный принялъ игуменство [7].

Пребываніе блаженнаго Макарія въ должности настоятеля Овручской обители совпало съ тяжелымъ и страшнымъ временемъ преобладанія на Вольши Поляковъ, которые старались навязать православнымъ унію и латинство. Преподобный Макарій былъ здѣсь однимъ изъ самыхъ дѣятельныхъ защитниковъ православія, добрымъ руководителемъ подчиненныхъ ему братій, которые не разъ думали даже оставить монастырь, часто приходили въ уныніе отъ насмѣшекъ и безчестья со стороны уніатовъ, нерѣдко нападавшихъ на Овручскую обитель и рясхищавшихъ церковное имущество. Среди такихъ бѣдъ и скорбей святый настоятель обители не падалъ духомъ и, ободряя братію надеждой на Промыслъ Божій и небесное заступничество, говорилъ имъ:

— «Повторяйте, повторяйте чаще слова пророка Давида: Господь просвѣщеніе мое и спаситель мой: кого убоюся? Аще востанетъ на мя брань, на Него азъ уповаю (Псал. 26, 1. 3).

И сердца иноковъ наполнялись твердостію и готовностью все терпѣть.

Однажды святый Макарій чудесно избавилъ монастырь свой отъ грозившаго ему опустошенія со стороны Татаръ, обложившихъ обитель. Монастырь былъ въ осадѣ; иноки не могли выйти за стѣны обители ни за водой, ни за хлѣбомъ. Блаженный Макарій, совершивъ моленіе въ храмѣ, рѣшилъ въ совѣтѣ съ братіей выйти противъ врага съ духовнымъ оружіемъ; вмѣстѣ съ иноками, взявъ иконы и хоругви, выступилъ онъ за монастырскія стѣны. Торжественный ходъ устрашилъ враговъ. Татарамъ показалось, что идетъ множество народа, и они обратились въ бѣгство, не успѣвъ даже подобрать своихъ больныхъ.

Но не оставили въ покоѣ обитель исконные враги ея — латиняне. Спустя нѣкоторое время послѣ татарскаго нападенія, вмѣстѣ съ уніатами латиняне пришли толпой въ Овручскій монастырь и приглашали преподобнаго Макарія на обращеніе къ уніи, или же на споръ съ ними о вѣрѣ. Святый отвергъ ихъ предложеніе, говоря:

— «Какое общеніе возможно для насъ съ вами? Вы оставили правила вселенскихъ соборовъ, приняли преданія лжи и вмѣсто того, чтобы быть подъ Главою Христомъ Господомъ, преклонились предъ властителемъ земнымъ» [8].

На возраженіе противниковъ, что у нихъ вѣра та же христіанская, святый подвижникъ отвѣчалъ:

— «Покажите же мнѣ вѣру вашу отъ дѣлъ своихъ. Христіанскія ли дѣла ваши, когда убиваете вы людей, истребляете заведенія, воспитывающія христіанское благочестіе? [9] О! воздастъ вамъ Господь судомъ Своимъ за дѣла ваши».

Послѣ этого взбѣшенные Поляки, подстрекаемые іезуитами, воспользовавшись новымъ нашествіемъ Татаръ на Полѣсье, напали на Овручскую обитель, разорили ее, разсѣяли иноковъ и заставили самого Макарія удалиться изъ Овруча. Преподобный прибылъ въ Кіево-Печерскую лавру. Это было въ 1671 году.

Въ судьбѣ блаженнаго Макарія весьма живое участіе принялъ тогда Черниговскій архипастырь Лазарь Барановичъ. Онъ соболѣзновалъ и утѣшалъ своими письмами страдальца. Такъ 16 мая 1671 года святитель писалъ преподобному:

— «Весьма соболѣзную о томъ приключеніи, котораго вы и отклонить не могли. Въ озлобленіи этомъ ищите утѣшенія въ одномъ Богѣ, Который, кого любитъ, того и наказываетъ. Вы находились какъ роза между шипами: она растетъ между ними, а они ей ничуть вредить не могутъ; будете долго еще процвѣтать въ церкви Божіей, — какъ въ вертоградѣ, — доколѣ не достигнете небеснаго. И Христосъ не легко пріобрѣлъ тотъ вѣнецъ, которымъ теперь Онъ украшенъ; сперва на земли перенесъ терновыя на главѣ Своей колючки, и за тѣмъ получилъ на небеси вѣнецъ неувядаемый. Вѣсть Господь благочестивыя отъ напасти избавляти (2 Петр. 2, 9). Многи скорби праведнымъ, и отъ всѣхъ ихъ избавитъ я Господь (Псал. 33, 20). Крѣпко хотѣлось мнѣ жить по пріятельски съ вами у всемилостиваго Спаса, или гдѣ бы вамъ понравилось; но теперь этихъ лыкъ не дерутъ уже; прежде гораздо удобнѣе было отыскать мѣсто, нежели теперь; въ настоящее время и сами ѣдимъ хлѣбъ въ печали (Псал. 126, 2; ср. Іез. 12, 19), но готовы подѣлиться съ вами тѣмъ же, потому что другого нигдѣ нѣтъ, развѣ только тамъ, гдѣ ни болѣзнь, ни печаль, ни воздыханіе. Желаю вамъ послѣ многихъ лѣтъ многихъ обителей въ небѣ и съ молитвами моими благословеніе посылаю».

Епископъ Лазарь заботился и хлопоталъ за подвижника предъ гетманомъ Дорошевичемъ [10]. Гетману святитель писалъ:

— «Его милость, отецъ архимандритъ Овручскій, будучи не въ состояніи покойно жить въ своей архимандріи, ограбленный ордами (т. е. татарами) и ляхами, потерявшій служителей, которые побиты, между тѣмъ какъ имѣнія забраны, отправился на поклоненіе святымъ мѣстамъ Кіевскимъ. Какъ мой постриженникъ, онъ посѣтилъ меня какъ сынъ отца и сѣтовалъ о своихъ бѣдствіяхъ. Благоволите, вельможность ваша, милостиво принять его, какъ человѣка достойнаго и заслуженнаго въ церкви Божіей; выслушайте его съ полнымъ довѣріемъ, какъ вполнѣ стоющаго вѣры».

Недолго преподобный пробылъ въ Кіевской лаврѣ. Митрополитъ Кіевскій Іосифъ [11] назначилъ его настоятелемъ Каневскаго монастыря [12]. Смиренный подвижникъ долго отказывался, говоря:

— «Пошли, владыко святый, другого, болѣе крѣпкаго въ истинѣ».

— «Нѣтъ у меня иного, — отвѣчалъ святитель; — ты одинъ лишь искусенъ на дѣло благое и добрый стражъ Церкви Христовой; ты достоинъ поручаемаго тебѣ дѣла».

И благословилъ его на игуменство.

Въ 1672 году преподобный Макарій далъ въ Каневскомъ монастырѣ пріютъ сыну Богдана Хмельницкаго Юрію, который много перенесъ бѣдъ въ своей жизни вслѣдствіе своей неопытности и навѣтовъ враговъ своихъ.

Преподобный Макарій особенно прославился въ Каневской обители своими чудесами и дивнымъ даромъ прозрѣнія. Многіе больные и убогіе, бѣдные и скорбящіе, нуждающіеся въ утѣшеніи и совѣтѣ, приходили къ нему въ обитель и всѣ находили въ преподобномъ своего отца и благодѣтеля. Такъ напримѣръ, однажды пришелъ къ нему страдавшій слѣпотой житель Канева. Лѣкарства и совѣты врачей не могли возвратить ему зрѣнія. Когда больной, по совѣту родныхъ, обратился къ преподобному Макарію, тотъ отвѣчалъ, что онъ не имѣетъ лѣкарствъ, но предлагаетъ ему евангельскій совѣтъ:

— «Вѣруй и молись Тому, Кто Далъ зрѣніе слѣпому», — и затѣмъ добавилъ: — «иди къ навечерію Богоявленія Господня и молись».

При словахъ молитвы, которую читалъ самъ преподобный, совершавшій богослуженіе: «велій еси Господи и чудна дѣла Твоя», — слѣпой почувствовалъ, что мимо его очей промелькнулъ рѣзкій лучъ свѣта, и прозрѣлъ. Впослѣдствіи исцѣленный построилъ въ Каневѣ церковь въ честь Богоявленія Господня, которая существуетъ и донынѣ.

Былъ еще такой случай. Одна скорбящая мать просила помощи преподобнаго: ея сынъ, молодой человѣкъ, велъ самую разсѣянную жизнь. Преподобный согласился исправить юношу и уговаривалъ его перемѣнить порочный образъ жизни. Юноша плохо слушалъ наставленія святаго и наконецъ какъ-то разъ сказалъ преподобному Макарію:

— «Зачѣмъ принуждаютъ меня долго молиться?»

— «Долгія молитвы, — отвѣчалъ ему преподобный, — совершаютъ иноки по обѣту, и это къ тебѣ не относится. Но вотъ что относится къ тебѣ: оставаться тебѣ безъ молитвы то же, что осудить душу на голодную смерть; читай одну молитву: «Отче нашъ» и въ ней найдешь все — и свѣтъ богопознанія, и уроки для жизни, и утѣшеніе, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманіемъ, думаю, не тяжело».

На этотъ разъ разсѣянный сынъ послушался. Онъ прочелъ молитву Господню и такъ она понравилась ему, что онъ сталъ читать ее чаще и чаще и читая учился добру. Скоро онъ совершенно перемѣнился: сталъ внимателенъ къ себѣ и трудолюбивъ.

Жилъ въ Каневѣ судья-лихоимецъ. Изъ корыстныхъ видовъ, не смотря на слезы бѣдныхъ, которые не могли ему дать денегъ, творилъ онъ судъ неправый. Преподобный Макарій каждую субботу посылалъ за тяжущихся бѣдныхъ отъ ихъ имени деньги судьѣ съ запиской, въ которой говорилось одно и то же:

— «Отдаю послѣднее, болѣе не имѣю; пощади себя и меня».

Этими вразумленіями преподобный довелъ неправеднаго судью до раскаянія. Судья оставилъ лихоимство и все нажитое неправдою роздалъ по церквамъ.

За нѣсколько лѣтъ предъ смертію своей блаженный Макарій видѣлъ недоброе предзнаменованіе: густыя облака носились надъ обителью и грозный мракъ облегалъ всю страну.

— «Недоброе знаменіе, — говорилъ онъ; — видно, будетъ лютая скорбь на насъ».

Предвѣщаніе преподобнаго Макарія вскорѣ исполнилось. Въ предѣлахъ Канева наступилъ ужасный голодъ. Подвижникъ роздалъ все свое имущество, чтобы избавить голодающнхъ отъ смерти, кормилъ и призрѣвалъ къ нему приходящихъ.

Еще поразительнѣе было предсказаніе преподобнаго Макарія за два года до смерти о разореніи города Канева и о своей страдальческой кончинѣ. Онъ убѣждалъ стекавшихся въ обитель, перепуганныхъ обитателей города и окрестностей, твердо, безбоязненно держаться святой вѣры православной:

— «Пріять вѣнецъ нетлѣнный нельзя иначе, какъ совершая законно подвигъ свой», — говорилъ имъ преподобный.

Братія готовились постомъ, покаяніемъ и причащеніемъ святыхъ Таинъ къ страшному дню; міряне день и ночь слезно молились въ храмѣ Божіемъ.

Бѣдствія скоро начались. На городъ Каневъ напали поляки; они убивали и сожигали всѣхъ, кто не успѣлъ спастись въ обитель. Но самое страшное несчастіе обрушилось на разоренный городъ и на обитель преподобнаго Макарія въ 1678 году, когда султанъ послалъ многочисленное войско изъ татаръ и турокъ завоевать Украйну для Юрія Хмельницкаго. Лѣтописецъ разсказываетъ такъ:

— «Басурмане 25 августа пошли изъ подъ Бужина [13] вверхъ по Днѣпру. Давъ себѣ отдыхъ послѣ военныхъ безпокойствъ, подошли они къ славному казацкому городу Каневу и, сентября 4-го, взявъ его опустошили и умертвили множество людей. Въ старинномъ и прекрасномъ монастырѣ Каневскомъ каневцы собрались во множествѣ и заперлись въ большой каменной церкви, надѣясь спастись здѣсь». Непріятель окружилъ монастырь и употребилъ всѣ усилія, чтобы вызвать жителей изъ-за стѣнъ обители. Но, воодушевляемые твердостію и наставленіями преподобнаго Макарія, каневцы непреклонно рѣшили остаться подъ защитою молитвъ святаго старца. Два дня враги морили голодомъ заключенныхъ, потомъ, видя ихъ упорство, разрушили ворота обители и стремительно ринулись въ нее. Съ крестомъ въ рукахъ безстрашно ихъ встрѣтилъ одинъ преподобный Макарій; всѣ остальные попрятались и, гдѣ кто могъ, искали себѣ спасенія. Враги схватили блаженнаго старца, били его чѣмъ попало, ругаясь надъ святымъ крестомъ. Преподобный молилъ ихъ лишь о томъ, чтобы не оскверняли святаго храма, въ которомъ заперлись многіе, и не убивали невинныхъ. Враги извлекли его изъ обители, влачили по улицамъ и нещадно били. Страдалецъ терпѣлъ и, возведя очи къ небу, молился:

— «Господи, приложи мнѣ вѣру, да вѣренъ обрящуся предъ тобою!»

Послѣ долгихъ мученій, татары стали требовать, чтобы онъ сказалъ имъ, гдѣ имущество и золото монастырское, предполагая, что то и другое было спрятано въ обители. Святый старецъ отвѣчалъ врагамъ:

— «Мое злато на небеси, а не на землѣ. Здѣсь я его не закапывалъ, зная, что придутъ тати и разбойники и расхитятъ. А имущество церкви въ благодати и милости Господней».

Злодѣи отпустили нѣкоторыхъ изъ плѣнниковъ съ тѣмъ, чтобы они сказали скрывшимся христіанамъ объ ожидавшей ихъ участи въ случаѣ, если тѣ не сдадутся и не выдадутъ имущество. А преподобный съ своей стороны велѣлъ передать заключеннымъ свое увѣщаніе:

— «Да не отступятъ православные отъ святой вѣры, но да стремятся съ терпѣніемъ на предлежащій имъ подвигъ, памятуя непрестанно Господа Іисуса».

Услышавъ имя Христово, невѣрные еще съ большей злобой отали мучить преподобнаго. Страдальца поставили между двухъ столбовъ и колѣна его крутили желѣзнымъ орудіемъ.

— «Стопы моя направи на путь миренъ къ Тебѣ, Боже, въ селенія Твоя, — взывалъ къ Господу доблестный исповѣдникъ, — ибо сего желаетъ и въ семъ скончавается душа моя».

Видя, что старецъ живъ и называетъ имя Господне, враги все съ большей яростью продолжали терзать его: били по лицу, по глазамъ, по груди и наконецъ приготовились сдирать съ него живаго кожу; но, боясь стеченія народнаго, кончили тѣмъ, что отрубили ему голову и бросили тѣло на площади. Такъ мученически скончался 7 сентября [14] 1678 года святый Макарій, защитникъ невинныхъ, помощникъ бѣдныхъ, опора слабыхъ, цѣлитель больныхъ. Православные христіане, оставшіеся въ живыхъ, оплакали святаго страдальца. Имъ удалось среди ночной темноты унести тѣло его въ монастырскую церковь, гдѣ они заключились, обрекши себя на смерть за вѣру Христову. Но Татары, бѣжавшіе сначала, ибо объяты были страхомъ послѣ совершеннаго ими злодѣйства, снова подступили къ обители, подожгли храмъ и всѣ скрывавшіеся въ немъ погибли отъ дыма и огня.

Когда удалились враги, несчастные жители Канева, избѣгшіе смерти, пришли искать тѣла своихъ присныхъ на церковномъ пепелищѣ. Но среди груды изуродованныхъ труповъ, они нашли только одно нетлѣнное тѣло преподобномученика Макарія. Во власяницѣ, съ крестомъ на персяхъ и съ другимъ крестомъ въ рукахъ, тѣло преподобнаго было какъ бы живое.

Мощи преподобнаго Макарія похоронили въ томъ же храмѣ подъ жертвенникомъ, гдѣ онѣ и покоились до 1688 года. Когда въ этомъ году начали перестраивать монастырскую церковь, то останки святаго Макарія нашли нетлѣнными, и тогда же, для безопасности отъ латинянъ, перенесли ихъ въ Переяславль Полтавскій и поставили въ церкви Воскресенія Христова. Въ 1713 году Переяславскимъ епископомъ Захаріемъ Корниловичемъ мощи были перенесены въ Переяславскій каѳедральный Свято-Михайловскій монастырь [15]. Когда въ 1786 году Михайловскій монастырь былъ упраздненъ, святыя мощи преподобномученика были перенесены въ каменную церковь Вознесенскаго Переяславскаго монастыря, гдѣ покоятся и донынѣ [16].

Отъ нетлѣнныхъ мощей преподобнаго Макарія истекали не разъ исцѣленія. Такъ въ 1742 году ко гробу преподобнаго былъ принесенъ родственниками полковникъ Алексѣй Глѣбовъ, не владѣвшій ни руками, ни ногами. По отпѣтіи молебна, приложившись къ святымъ мощамъ, Глѣбовъ получилъ совершенное исцѣленіе.

Память преподобнаго Макарія празднуется мѣстно 7 сентября, а также 13 мая, въ день перенесенія его мощей.

Примѣчанія:
[1] Древнее житіе преподобнаго Макарія написано въ началѣ XVIII вѣка Переяславскимъ епископомъ Захаріемъ Корниловичемъ.
[2] Овручъ — уѣздный городъ Волынской губерніи, одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ русскихъ.
[3] Монастырь основанъ въ XV столѣтіи. Въ 1690 году онъ былъ отнятъ уніатскими монахами-базиліанами. Въ 1831 году уніатскій монастырь закрытъ. Въ настоящее время на мѣстѣ его приходская церковь.
[4] Въ соборѣ г. Переяславля Полтавской губерніи хранится книга твореній святаго Іоанна Златоустаго Кіевской печати 1623 года, принадлежавшая преподобному Макарію, съ собственноручной его подписью.
[5] См. выше Житіе преподобномученика Аѳанасія Филипповича.
[6] Лазарь Барановичъ управлялъ Черниговской епархіей съ 1667 года по 1692 г.
[7] Преподобный Макарій поставленъ настоятелемъ Овручскаго монастыря вѣроятно въ 1659 году.
[8] Т.-е. предъ римскимъ папою.
[9] Разумѣется отнятіе православныхъ школъ и монастырей латинянами и уніатами.
[10] Петръ Дороѳеевичъ Дорошенко былъ гетманомъ западной стороны Малороссіи. Поставленъ гетманомъ въ 1665 г.; былъ противникомъ Москвы, сторонникомъ независимости Малороссіи. Затѣмъ принялъ Московское подданство въ 1677 г. и въ 1679 г. сосланъ былъ на воеводство въ Вятку. Умеръ въ 1698 г.
[11] Іосифъ Нелюбовичъ-Тукальскій, управлялъ Кіевской митрополіей съ 1664 г.; умеръ въ 1676 году.
[12] Каневъ — уѣздный городъ Кіевской губерніи. Храмъ Каневскаго (Георгіевскаго или Успенскаго) монастыря во имя великомученика Георгія заложенъ еще великимъ княземъ Всеволодомъ Ярославичемъ въ 1144 году. Въ концѣ XVI вѣка при семъ храмѣ былъ уже монастырь. Въ 1678 году монастырь разорили татары. Въ 1810 году на его мѣстѣ уніаты выстроили церковь во имя Успенія Пресвятыя Богородицы. Въ 1883 году церковь перешла во владѣніе православнаго духовенства и въ 1844 году обращена въ соборъ.
[13] Бужинъ — нынѣ село Кіевской губерніи, Чигиринскаго уѣзда въ 20 верстахъ отъ уѣзднаго города, близъ праваго берега Днѣпра. Въ XVII вѣкѣ здѣсь была крѣпость.
[14] По другимъ извѣстіямх, кончина преподобномученика Макарія послѣдовала 4 сентября.
[15] Предполагаютъ, что Михайловскій монастырь существовалъ съ конца XI столѣтія. Разоренъ Батыемъ въ 1240 г.
[16] Монастырь основанъ въ 1703 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 30-37.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0