Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День седьмой.

Страданіе святаго мученика Созонта.

Максиміанъ [1], правитель Киликіи, распространяя, по повелѣнію царскому, нечестивое идольское многобожіе, пришелъ въ городъ Помпеополь и, празднуя тамошнему золотому идолу, принесъ много жертвъ. Тамъ находился въ это время одинъ юноша, родомъ изъ Ликаоніи [2], по имени Созонтъ, по вѣрѣ христіанинъ, добрый нравомъ и исполненный благихъ дѣлъ, ибо въ законѣ Господнемъ поучался онъ день и ночь. Онъ пасъ стада безсловесныхъ овецъ, но въ то же время наставлялъ и словесныхъ овецъ Христовыхъ на добрую нажить. Гдѣ бы ни былъ онъ съ овцами, вездѣ собирались къ нему другіе пастухи, юноши и мужи; а онъ училъ ихъ познанію Единаго Бога, и многихъ привелъ къ святому крещенію, ибо была на немъ благодать Духа Святаго. Разъ, пася овецъ при источникѣ, у котораго стоялъ большой дубъ, Созонтъ уснулъ сладкимъ сномъ и увидѣлъ божественное видѣніе, призывавшее его къ подвигу мученическому и возвѣщавшее, что мѣсто то принесетъ пользу многимъ, ибо освятится свыше сходящею благодатью, и многіе найдутъ на немъ спасеніе и прославятъ Святую Троицу. Вставъ отъ сна, этотъ добрый пастырь поручилъ овецъ другимъ и, оставивъ на томъ мѣстѣ свой лукъ и три стрѣлы, для памяти себѣ, отправился въ городъ Помпеополь. Тамъ увидѣлъ онъ нечестіе умножившимся, вѣру же святую попранною, и воскорбѣлъ онъ о томъ сердцемъ своимъ. Войдя въ капище, гдѣ стоялъ золотой идолъ, онъ отломалъ у него руку и, раздробивъ ее, роздалъ нищимъ. Отнятіе отъ идола золотой руки вызвало великое смятеніе въ городѣ, и многіе были допрашиваемы и мучимы. Но святый Созонтъ не желая, чтобы кто-либо другой пострадалъ за него, самъ пришелъ къ правителю Максиміану и объявилъ, что онъ виновникъ того дѣла. «Я взялъ руку бога вашего», сказалъ онъ, «раздробилъ ее и роздалъ золото нуждающимся». Когда стали его допрашивать, какъ осмѣлился онъ такъ поступить и нанести безчестіе богу ихъ, отнявъ и сокрушивъ руку его, онъ отвѣчалъ:

— «Я сдѣлалъ это для того, чтобы видѣть безсиліе вашего бога. Ибо, когда я отнималъ у него руку, онъ не оказалъ мнѣ сопротивленія, ничего не сказалъ, не обнаружилъ боли, не испустилъ стона. Въ самомъ дѣлѣ, будучи нѣмымъ и безумнымъ, могъ ли онъ сопротивляться? Если бы онъ былъ истиннымъ Богомъ и живымъ, то противосталъ бы мнѣ и не позволилъ бы мнѣ причинить себѣ зла. Я же, зная, что это — идолъ, а не богъ, раздробилъ руку его, и даже всего хотѣлъ раздробить, чтобы не покланялись вы издѣлію рукъ человѣческихъ, которое, хотя имѣетъ и очи, и уши, и уста, и руки, и ноги, однако не видитъ, не слышитъ, не говоритъ, не осязаетъ, не ходитъ, и ни въ чемъ не можетъ помочь себѣ, когда его бьютъ или раздробляютъ на части».

Правитель, услыхавъ это, повелѣлъ мучить Созонта безъ милости. Сначала его повѣсили на дерево и стали строгать по ребрамъ желѣзными когтями, потомъ обули его въ желѣзные сапоги съ острыми внутри ихъ гвоздями и водили по городу; святый, ходя въ нихъ, славилъ Бога. Потомъ снова повѣсили его на деревѣ и сильно били желѣзными палками, такъ что не только тѣло, но и кости его были раздроблены. Въ этихъ мученіяхъ святый предалъ духъ свой Богу [3]. Увидавъ что онъ уже умеръ, мучители, снявши тѣло его съ дерева, развели, по повелѣнію правителя, сильный огонь, чтобы сжечь тѣло, въ опасеніи, чтобы оно не сдѣлалось предметомъ почитанія вѣрующихъ. И когда это многострадальное тѣло ввергли въ огонь, то внезапно заблистала молнія, загремѣлъ громъ и выпалъ обильный дождь съ градомъ, такъ что огонь тотчасъ угасъ; бывшіе же тамъ люди отъ страха убѣжали, и тѣло святаго осталось цѣлымъ. По наступленіи ночи, вѣрующіе хотѣли взять святыя мощи его и не могли, такъ какъ была великая тьма, и они сильно скорбѣли о томъ. Но вотъ въ полночь свѣтъ съ неба осіялъ мощи, и вѣрующіе, взявъ ихъ, погребли съ честью. Отъ гроба мученика истекло много чудесъ, и не только отъ гроба, но и отъ источника, протекавшаго подъ дубомъ, гдѣ святый нѣкогда во время сна имѣлъ видѣніе, подавались благодатію Христовою и молитвами святаго мученика различныя исцѣленія болящимъ. Поэтому впослѣдствіи тамъ была создана церковь во имя его, для прославленія въ ней Истиннаго Бога, въ Троицѣ Единаго. Слава Господу во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ нѣкоторыхъ древнихъ мѣсяцесловахъ (имп. Василія и другихъ) вмѣсто: Максиміанъ — стоитъ: Максимъ. Полагаютъ, что это былъ Нумерій Максимъ, состоявшій правителемъ Киликіи въ 304 году.
[2] Въ мѣсяцесловѣ имп. Василія мѣсто рожденія мученика Созонта названо Ликіею, а въ Прологѣ, какъ и въ Четіихъ-Минеяхъ, Ликаоніей; по актамъ мученическимъ это — Киликія, гдѣ былъ приморскій городъ Помпеополь, въ древности Солы.
[3] Страданія и cмерть св. мученика Созонта послѣдовали послѣ 288 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 157-159.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0