Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Сентябрь.
День шестой.

Страданіе святаго мученика Евдоксія.

Святый Евдоксій жилъ въ царствованіе Діоклитіана, жестокаго гонителя Церкви Божіей. Сей императоръ издалъ нечестивое повелѣніе, запрещающее въ его имперіи покланяться Единому Истинному Богу и требующее воздавать честь, подобающую Богу, нѣмымъ бездушнымъ идоламъ. По обнародованіи сего повелѣнія, многіе изъ вѣрующихъ бѣжали въ пустыни и горы, предпочитая лучше жить тамъ со звѣрями, нежели въ городахъ съ беззаконными людьми. Точно также множество изъ сановныхъ и знатныхъ людей оставили свои должности и жилища и скрывались въ неизвѣстныхъ мѣстахъ. Однимъ изъ такихъ былъ и воинскій начальникъ Евдоксій, вѣрный рабъ Іисуса Христа; онъ, оставивъ свою должность, скрылся съ женою и дѣтьми отъ нечестивыхъ, чтобы избѣжать царскаго гнѣва. Между тѣмъ его всюду искали воины, посланные правителемъ Мелитины [1], предъ которымъ святый Евдоксій былъ оклеветанъ. Въ одномъ мѣстѣ воины, встрѣтивъ Евдоксія, одѣтаго въ бѣдную одежду, спросили, не знаетъ-ли онъ, гдѣ находится начальникъ войска Евдоксій.

Святый, уразумѣвъ, что его ищутъ для преданія на мученіе, сказалъ имъ:

— «Пойдемте ко мнѣ въ домъ, вкусите моего хлѣба и отдохните отъ дороги, — и тогда я покажу вамъ Евдоксія, ибо я знаю, гдѣ онъ скрывается съ своими домашними».

Воины согласились и пошли къ святому мученику. Евдоксій, принявъ ихъ, хорошо угостилъ и потомъ объявилъ имъ, что онъ — тотъ самый, кого они ищутъ.

Воины, удивленные такимъ поступкомъ святаго, отвѣчали:

— «Ради твоего благодѣянія не возьмемъ тебя, а пославшему насъ скажемъ, что долго искали, но не нашли тебя; ты же скройся, чтобы кто другой не узналъ и не объявилъ о тебѣ».

Воины уже собирались уйти, но святый удержалъ ихъ, говоря:

— «Подождите меня, братія, и я пойду съ вами; не подобаетъ мнѣ больше скрываться, ибо Самъ Богъ зоветъ меня на мученическій подвигъ, чтобы и я былъ исповѣдникомъ и свидѣтельствовалъ о Его святомъ имени. А если-бы хотѣлъ Богъ, чтобы я не былъ открытъ, то не только вы не встрѣтили бы меня на пути, но даже и не были-бы посланы искать меня и мнѣ бы не пришлось встрѣтиться съ вами; все случившееся есть знаменіе Божія благоволенія, чтобы я пострадалъ за Него даже до пролитія крови».

Потомъ, призвавъ свою супругу, по имени Василиссу, дѣтей, домашнихъ и друзей, Евдоксій сказалъ имъ:

— «Было время, когда я скрывался, теперь же время открыться и добровольно отдаться въ руки мучителей за Іисуса Христа, Который Самъ отдалъ Себя на страданія за насъ; и вотъ я иду, и какъ восхотѣлъ Господь мой, такъ и устроитъ со мной и поможетъ мнѣ, васъ же я оставляю подъ Его защитою».

Затѣмъ сдѣлавъ разныя распоряженія по дому, святый далъ наставленія дѣтямъ своимъ и рабамъ, какъ имъ жить безъ него добродѣтельно, въ страхѣ и любви Божіей, а супругѣ своей завѣщалъ не плакать и не сѣтовать, когда она услышитъ о его смерти, но проводить тотъ день въ большой радости и веселіи, благодаря Бога, что Онъ сподобилъ Своего раба мученическаго вѣнца.

Простившись съ домашними и надѣвъ приличную своему сану одежду, оружіе и воинскій поясъ, какъ подобало одѣваться начальнику войска, святый оставилъ свой домъ, жену и дѣтей, рабовъ, друзей и все свое имѣніе, покидая все ради любви къ Господу своему.

Трогательна была эта разлука, когда жена мужа, дѣти отца, друзья любимаго друга лишались! Горько всѣ плакали, разставаясь съ нимъ, ибо знали, что ему уже къ нимъ не вернуться. Одно лишь служило угѣшеніемъ въ ихъ печали, — это то, что Евдоксій хочеть страдать за Христа, быть побѣдоноснымъ мученикомъ и въ мученическомъ вѣнцѣ предстать предъ Христомъ, Господомъ своимъ.

Такъ распростившись со всѣми своими, блаженный Евдоксій отправился въ путь съ воинами, Василисса же, супруга его, слѣдовала за нимъ издалека, желая видѣть его страданія. Съ ней шли и два любимые друга Евдоксія Зинонъ и Макарій, коимъ также уготованъ былъ отъ Господа мученическій вѣнецъ.

Когда блаженный Евдоксій былъ приведенъ къ правителю, сей послѣдній, благосклонно привѣтствовавъ его, сказалъ:

— «Мы призвали тебя, чтобы ты исполнилъ царское повелѣніе и принесъ жертвы богамъ, которымъ подобаетъ кланяться, болѣе же всего отцу всѣхъ боговъ великому Зевсу и солнцеподобному Аполлону и возлюбленной богинѣ Артемидѣ» [2].

Святый Евдоксій отвѣчалъ:

— «Я знаю, что надо приносить жертву Единому, въ трехъ Лицахъ прославляемому, Богу, создавшему міръ и дарующему жизнь и спасеніе. Ему я и принесу жертву хвалы, а не тѣмъ, коихъ ты называешь богами, тогда какъ они — деревья и камни и нисколько не отличаются отъ какой бы то ни было бездушной вещи».

Правитель снова сказалъ Евдоксію:

— «Я повелѣваю тебѣ воздать должную честь богамъ; ты же, какъ я вижу, не только боговъ презираешь, но самого царя считаешь ни во что. Слышалъ я, что ты какую-то новую вѣру вводишь и многихъ совращаешь въ нее».

Говоря такъ, правитель посмотрѣлъ на множество стоящихъ около воиновъ и съ гнѣвомъ сказалъ:

— «Всякій, кто не исполняетъ царскаго повелѣнія, будетъ лишенъ воинской одежды, какъ недостойный носить ее; и пусть онъ знаетъ, что отъ него будетъ отнята честь воинскаго званія».

Такъ говорилъ беззаконный правитель, желая пристыдить святаго Евдоксія, ибо онъ надѣялся, что еще не найдется никого противящагося царскому повелѣнію, и Евдоксій одинъ останется непокорнымъ, а посему изъ стыда послушается царскаго повелѣнія, чтобы не лишиться чести своего званія. Но вмѣсто сего мучитель самъ былъ посрамленъ. Еще во время его рѣчи святый Евдоксій снялъ съ себя поясъ, бывшій знакомъ начальнической власти, и бросилъ его въ лицо правителю. Видя это, многіе воины, въ числѣ тысячи ста четырехъ, бывшіе тайными христіанами, возгорѣвшись ревностію о Богѣ сдѣлали то же самое, что и начальникъ Евдоксій: снявши воинскіе знаки, бросили ихъ къ правителю, будучи готовы лишиться и самаго тѣла, положивъ души свои за имя Іисуса Христа.

Мучитель, увидавъ такое множество исповѣдниковъ Христовыхъ, неожиданно открывшееся, пришелъ въ смущеніе и, прекративъ испытаніе ихъ, тотчасъ послалъ къ царю Діоклитіану извѣстіе о случившемся, прося распоряженія, какъ ему поступить. Царь вскорѣ прислалъ ему въ отвѣтъ такой приказъ: начальниковъ подвергнуть жестокимъ пыткамъ, низшихъ же оставить въ покоѣ.

Получивъ царское повелѣніе, правитель сѣлъ на судилищѣ, велѣлъ привести къ себѣ Евдоксія, какъ главнаго военачальника, и сталъ опять говорить ему:

— «Совѣтую тебѣ, Евдоксій, оставить твое злое прекословіе и безумное сопротивленіе и добровольно принести жертву богамъ; если же ты не согласишься, то долженъ будешь сдѣлать сіе противъ воли, принужденный къ тому сильными муками».

При семъ правитель началъ пересчитывать заточенія, страшныя темницы, раны, строганіе тѣла, опаленіе огнемъ и прочія жестокія мученія, наводившія ужасъ при одномъ только упоминаніи.

Мученикъ отвѣчалъ:

— «Ты насмѣхаешься, правитель, говоря мнѣ это. Я считаю твои муки дѣтскимъ пугаломъ, ибо я надѣюсь на будущее воздаяніе, которое получу отъ щедраго подвигоположника Христа. Боюсь я не того огня, о коемъ ты упомянулъ, но того, который никогда не угасаетъ, и скрежета зубовъ и прочихъ лютыхъ мукъ, которыя уготованы ослушникамъ Бога истиннаго и отвергающимъ Его. Твои же мученія въ сравненіи съ ними — дѣтскія игрушки, а огонь, коимъ ты мнѣ угрожаешь, холоднѣе воды по сравненію съ огнемъ геенскимъ.... — Мечъ твой, — продолжалъ святый, — будетъ мнѣ ключемъ отъ дверей желаннаго края, гдѣ вмѣсто сего видимаго, скоро заходящаго, солнца я увижу свѣтъ незаходимый и немерцающій и вмѣсто временныхъ благъ наслѣдую блага вѣчныя. Да будетъ тебѣ извѣстно, что я не поклонюсь вашимъ богамъ, такъ какъ великое безуміе — почитать за боговъ деревья, камни, золото и серебро, обдѣланные рукою художника».

Слыша такой отвѣтъ святаго, правитель сказалъ ему:

— «Въ безумномъ отвѣтѣ твоемъ виновата моя снисходительность, съ которой я позволяю тебѣ такъ дерзко безчестить боговъ, царя и меня; свое безчестіе я еще могу перенести, но безчестія боговъ и царя больше невозможно терпѣть».

Послѣ сего правитель велѣлъ растянуть святаго за руки и за ноги и бить немилосердно твердымъ ремнемъ, потомъ повѣсить и строгать его тѣло острыми желѣзными орудіями. Послѣ этихъ мученій святаго бросили въ темницу.

По прошествіи нѣсколькихъ дней снова привели его на допросъ, причемъ мучитель нашелъ Евдоксія столь же непоколебимымъ въ вѣрѣ, какъ и раньше, подобно несокрушимому столбу и неприступному городу; посему онъ повелѣлъ бить мученика желѣзными прутьями по шеѣ и вывернуть изъ суставовъ всѣ его члены, каковое мученіе было тяжелѣе самой смерти. Послѣ сего мучитель осудилъ Евдоксія на усѣченіе мечемъ.

Въ то время, когда вели святаго на мѣсто казни, святый мученикъ такъ молился:

— «Боже, призрѣвшій на жертвы Авеля и Авраама, милостиво принявшій долготерпѣніе многихъ мучениковъ, призри милосердымъ Твоимъ окомъ и на мою жертву и не отвергни моей крови, которую я съ теплотою душевною отъ любящаго сердца приношу Тебѣ».

Молясь такъ, Евдоксій увидалъ свою супругу, которая съ плачемъ слѣдовала за нимъ, и спросилъ ее, сдѣлано-ли все такъ, какъ онъ заповѣдалъ, и велѣлъ ей только по усѣкновеніи его взять его тѣло и погребсти на мѣстѣ называемомъ «Амимна»: потомъ снова далъ ей наставленіе — не плакать о его смерти, но почтить день тотъ свѣтлою одеждою и украситься разными драгоцѣнностями.

Увидавъ затѣмъ друга своего Зинона, плачущаго о немъ, Евдоксій и ему сказалъ:

— «Возлюбленный Зинонъ, не плачь: Богъ, Коему мы служимъ, не разлучитъ насъ, но какъ-бы въ одной ладьѣ мы переплывемъ вмѣстѣ въ жизнь вѣчную».

Эти слова такъ сильно подѣйствовали на Зинона, что онъ началъ громко восклицать:

— «И я — христіанинъ, и я исповѣдую Христа и хочу умереть за Него».

Тотчасъ онъ былъ схваченъ нечестивыми слугами, и о немъ было доложено правителю. Послѣдній повелѣлъ и его вмѣстѣ съ Евдоксіемъ усѣкнуть мечемъ. Когда ихъ привели на мѣсто казни, то сначала былъ усѣченъ мечемъ Зинонъ, въ то время какъ Евдоксій молился о немъ; такъ предпославъ друга своего на небо, Евдоксій преклонилъ голову подъ мечъ и принялъ блаженную кончину.

Вмѣстѣ съ ними были усѣчены и другіе мученики, съ дерзновеніемъ исповѣдавшіе Христа, и тѣла ихъ брошены были безъ погребенія. Василисса же, супруга Евдоксія, взявъ безбоязнено тѣло его, съ честію погребла на томъ мѣстѣ, на какомъ онъ самъ указалъ.

За такой поступокъ она была схвачена и приведена къ правителю, предъ которымъ ясно исповѣдывала Бога и ругала идоловъ и почитателей ихъ, желая тѣмъ же путемъ мученія скорѣе послѣдовать за мужемъ ко Господу.

Однако мучитель сказалъ ей:

— «Знаю, что ты желала бы пойдти за твоимъ мужемъ, чтобы имѣть похвалу отъ галилеянъ (т. е. христіанъ), но хотя ты и достойна смерти, я не умерщвлю тебя».

Василисса на это сказала мучителю:

— «Господь мой Іисусъ Христосъ вѣдаетъ это мое желаніе и приметъ его вмѣсто самаго дѣла; если я и не буду замучена тобою, все же не лишусь блаженства съ мужемъ моимъ у Господа Бога».

Послѣ такихъ словъ правитель прогналъ ее отъ себя. Спустя семь дней явился ей во снѣ святый Евдоксій и сказалъ:

— «Скажи нашему другу и домоправителю Макарію, чтобы онъ шелъ на судилище и послѣдовалъ нашему примѣру; мы его ждемъ».

Лишь только Василисса сказала объ этомъ видѣніи Макарію, онъ тотчасъ отправился къ правителю и объявилъ себя христіаниномъ и ученикомъ Евдоксія. Правитель, увидавъ его и услыхавъ отъ него столь смѣлое исповѣданіе, повелѣлъ и ему отрубитъ голову мечемъ [3].

Такъ и Макарій отошелъ за Евдоксіемъ и Зинономъ къ доброму подвигоположнику Христу, Господу нашему. Угодила Ему и Василисса, скончавшись въ истинной вѣрѣ, и предстала среди сонма святыхъ предъ престоломъ славы Божіей, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Мелитина Арменійская была построена римскимъ императоромъ Траяномъ; главный городъ страны того же имени, находившейся въ Каппадокіи, составлявшей нѣкогда часть Малой Арменіи.
[2] Зевсъ или Юпитеръ почитался у грековъ и римлянъ главнымъ божествомъ, отцомъ боговъ и людей, повелителемъ неба и земли, грома и молніи, вѣтровъ и дождей. Аполлонъ — у грековъ и римлянъ богъ свѣта, въ особенности солнечнаго, также умственнаго просвѣщенія, поэзіи и музыки, богъ-прорицатель, врачеватель болѣзней и хранитель всякаго гражданскаго порядка. Артемида или Діана, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лѣсовъ и охоты. Служеніе этой богинѣ отправлялось съ большимъ великолѣпіемъ и блескомъ; особенно чтили ее въ г. Ефесѣ.
[3] Мученическая кончина святаго Евдоксія, Зинона и Макарія послѣдовала въ 311 году. Въ Константинополѣ префектомъ (начальникомъ города), въ царствованіе Константина Великаго, былъ построенъ храмъ въ честь святаго мученика Евдоксія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 147-153.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0