Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День пятый.

Убіеніе святаго князя Глѣба.

Братъ св. князя Глѣба Святополкъ обманомъ вызвалъ его изъ Мурома, пославъ ему сказать: «отецъ твой при смерти и зоветъ тебя». Въ то время Святополкъ уже умертвилъ брата Глѣбова, св. Бориса, и сталъ замышлять и убійство св. Глѣба [1]. Онъ имѣлъ нечестивое намѣреніе убить всѣхъ своихъ братьевъ, чтобы взять всю власть въ свои руки, но концомъ сего злодѣянія была вѣчная мука, по слову пророка: увязе грѣшникъ въ сѣти своей (Псал. 9, 17). Въ то время, какъ князь Глѣбъ былъ уже на пути въ Кіевъ и находился близъ Смоленска, на Смядынѣ [2], настигли его окаянные убійцы, посланные Святополкомъ, по злобѣ своей подобные свирѣпымъ звѣрямъ. Святый Глѣбъ ждалъ отъ нихъ привѣтствія, но они замышляли на его жизнь и неожиданно окружили его со всѣхъ сторонъ. Затѣмъ поваръ святаго Глѣба, родомъ торчинъ [3], зарѣзалъ господина своего ножемъ, мѣсяца сентября въ пятый день [4]. Его тѣло было брошено въ пустомъ мѣстѣ. Но Господь Богъ не оставилъ Своего раба, но прославилъ его, какъ нѣкогда и первомученика Стефана [5]: иногда надъ мѣстомъ, гдѣ лежало тѣло святаго князя, видѣнъ былъ огненный столпъ, иногда же являлись горящія свѣчи, или слышалось ангельское пѣніе. Видѣвшіе эти знаменія возвѣстили о нихъ въ городѣ, жители котораго взяли тѣло святаго и перенесли въ Вышгородъ [6].

Примѣчанія:
[1] Глѣбъ — младшій сынъ св. равноапостольнаго князя Владиміра Великаго, отъ христіанскаго супружества его съ греческою царевною Анною. Былъ княземъ древняго Мурома, центра сѣверной ростово-суздальской области. Борисъ — родной братъ св. Глѣба отъ той же матери, князь Ростовскій; братоубійственно умерщвленъ подкупленными убійцами, вскорѣ по смерти Владиміра въ 1015 году, на рѣкѣ Альтѣ, гдѣ стоялъ станомъ, возвращаясь съ похода на Печенѣговъ. Святополкъ, сынъ Владиміра отъ вдовы брата его Ярополка, за свое злодѣяніе остался въ исторіи съ именемъ «Окаяннаго». По убіеніи Бориса и Глѣба, онъ былъ побѣжденъ Ярославомъ Мудрымъ, изгнавшимъ его изъ Кіева, бѣжалъ въ Польшу и впослѣдствіи погибъ «злою смертію» въ пустынѣ между Польшею и Богеміею.
[2] Смядынь — маленькій притокъ Днѣпра, при Смоленскѣ.
[3] Торки — одинъ изъ кочевыхъ народовъ азіатскаго происхожденія; въ древней удѣльно-вѣчевой Руси обитали преимущественно на юго-западѣ ея.
[4] Кончина св. благовѣрнаго квязя Глѣба послѣдовала въ 1015 году. Во св. крещеніи Глѣбъ именовался Давидомъ.
[5] О прославленіи честныхъ мощей святаго первомученика Стефана въ Четіихъ Минеяхъ, между прочимъ, повѣствуется: «ночью надъ мощами святаго являлся свѣтъ, и сильное благоуханіе исходило отъ ковчега (раки мощей) и въ воздухѣ слышалось ангельское пѣніе». См. подъ 2-мъ августа.
[6] Вышгородъ — древній и прежде значительный русскій городъ, въ 15 верстахъ отъ Кіева вверхъ по Днѣпру; служилъ сильнымъ укрѣпленіемъ для Кіева съ сѣвера и былъ излюбленнымъ городомъ великихъ Кіевскихъ князей, особенно Владиміра Великаго. — Въ Вышгородъ мощи св. князя Глѣба были перенесены и положены вмѣстѣ съ мощами св. князя Бориса въ княженіе въ Кіевѣ Ярослава Мудраго въ 1019 году. Въ 1072 году въ честь свв. князей установлено празднество. Мощи ихъ утрачены во время нашествія на Кіевъ Батыя, хана Монгольскаго, въ 1240 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 124-125.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0