Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День пятый.

Житіе святаго пророка 3аxарiи.

Святый пророкъ Захарія, священникъ изъ потомства Иѳамара, сына Ааронова, имѣлъ жену Елисавету, которая также была изъ рода Ааронова. Святое Евангеліе свидѣтельствуетъ о Захаріи и Елисаветѣ, что они были украшены всѣми добродѣтелями, непорочно проходя свое жизненное поприще. Святый апостолъ и евангелистъ Лука говоритъ о нихъ: бѣста праведна оба предъ Богомъ, ходяще во всѣхъ заповѣдехъ и оправданіихъ Господнихъ безпорочна (Лук. 1, 6). Что житіе ихъ было дѣйствительно благочестиво о семъ свидѣтельствуетъ также и святая ихъ отрасль, честный и славный пророкъ, Предтеча и Креститель Господень Іоаннъ. Въ Писаніи сказано: отъ плодъ ихъ познаете ихъ (Матѳ. 7, 16): плодъ отъ добраго дерева дѣйствительно не можетъ быть дурнымъ, ибо, какъ говоритъ то же Писаніе: аще корень святъ, то и вѣтви (Рим. 11, 16). Посему и святая вѣтвь — Іоаннъ могла произойти только отъ святаго корня.

Святый Захарія, отецъ Предтечи, священствовалъ въ Іерусалимѣ въ царствованіе Ирода [1]. Онъ былъ изъ дневной чреды Авіевой, то-есть изъ рода Авіи, очередь котораго приходилась въ восьмую седмицу.

О сихъ чредахъ повѣствуется слѣдующее.

Царь Давидъ, видя, что родъ Аарона сталъ очень многочисленъ, такъ что не было никакой возможности всѣмъ вмѣстѣ совершать служеніе въ храмѣ, раздѣлилъ потомковъ Аарона на двадцать четыре чреды или лика, чтобы они, одинъ за другимъ, справляя каждый свою седмицу, совершали службы въ храмѣ. Во всякой отдѣльной чредѣ царь избралъ одного честнѣйшаго мужа и сдѣлалъ его начальникомъ лика, такъ что каждая чреда имѣла своего главнаго священника, въ чредѣ же было болѣе пяти тысячъ священниковъ. Для того чтобы не было между главными священниками спора о томъ, кому изъ нихъ съ своимъ ликомъ служить первую седмицу, кому вторую, кому третью и т. д. до двадцать четвертой, они бросили жребій и по жребію сдѣлали распредѣленіе и такой разъ установленной очереди они держались до наступленія новой благодати, такъ что потомки каждаго священника соблюдали свою очередь по жребію, который выпалъ ихъ предку. Восьмой жребій выпалъ священнику Авіи (1 Пар. 24, 10), въ числѣ потомковъ коего былъ также и святый Захарія; поэтому-то онъ и отправлялъ въ теченіе восьмой седмицы службу въ храмѣ вмѣстѣ со всей своей чредой, ибо онъ былъ главнымъ надъ остальными священниками своего ряда.

Однажды Захаріи, — когда онъ, соблюдая очередь свою, служилъ предъ Богомъ, — по обычаю священниковъ, нужно было войти въ храмъ Господень для кажденія; было же въ то время на молитвѣ множество народа. Войдя во святилище, Захарія замѣтилъ ангела Господня, стоящаго по правую сторону кадильнаго алтаря. При видѣ ангела Захарію объялъ страхъ; но посланникъ Божій успокоилъ его, сказавъ: «не бойся, Захарія». И утѣшилъ онъ праведнаго священника, возвѣстивъ, что молитва его благопріятна Богу; внимая ей, Господь даруетъ ему милость: Онъ благословилъ жену его Елисавету, разрѣшая, несмотря на ея престарѣлый возрастъ, узы ея неплодства, и она родитъ сына, соименнаго благодати Іоанна [2], который своимъ рожденіемъ принесетъ радость не только родителямъ, но и множеству людей: «многіе, — прибавилъ ангелъ, — возрадуются рожденію его». Возвѣстилъ ангелъ Захаріи также и о томъ, что сынъ его будетъ великъ предъ Господомъ не тѣломъ, но духомъ; онъ будеть постникомъ и будетъ вести такую воздержную жизнь, какъ никто другой; и дѣйствительно, таково же о немъ было и свидѣтельство Самого Сына Божія: пріиде Іоаннъ Креститель, ни хлѣба ядый, ни вина пія (Лук. 7, 33). Ангелъ предсказалъ, что еще во чревѣ матери Іоаннъ исполнится Духа Святаго и многихъ изъ сыновей Израильскихъ обратитъ къ истинному Господу Богу, что онъ будетъ Христовымъ Предтечей въ духѣ и силѣ пророка Иліи [3] и приготовитъ народъ къ принятію Господа Спасителя. Услыша все сіе, Захарія былъ удивленъ и пораженъ, такъ что не рѣшался вѣрить сказанному; страннымъ казалось ему сіе потому, что Елисавета была неплодна, и оба они были уже преклоннаго возраста. И сказалъ онъ ангелу:

— «Какъ мнѣ повѣрить сему: вѣдь я уже старъ, состарѣлась также и жена моя, которая никогда не имѣла дѣтей?»

Тогда ангелъ отвѣтилъ ему:

— «Я — Гавріилъ, предстоящій предъ Богомъ; я посланъ сказать и благовѣстить тебѣ сіе. И за то, что не повѣрилъ ты моимъ словамъ, ты будешь нѣмъ и не скажешь ни одного слова до тѣхъ поръ, пока все сіе исполнится».

Такъ какъ Захарія въ бесѣдѣ съ ангеломъ замедлилъ въ алтарѣ то народъ, бывшій въ церкви, дивился сему. Выйдя къ народу, Захарія принужденъ былъ знаками показывать, что онъ сталъ нѣмъ; тогда присутствовавшіе поняли, что ему въ алтарѣ было видѣніе.

Окончивъ свою очередь, Захарія возвратился въ домъ свой, находившійся въ горной странѣ, въ Хевронѣ, городѣ Іудовѣ. Этотъ городъ былъ однимъ изъ тѣхъ, которые даны были по жребію потомкамъ Іуды и предназначены для жительства священникамъ (Нав. 21, 13; 1 Пар. 6, 65) [4].

Когда исполнилось возвѣщенное ангеломъ, и бывшая дотолѣ неплодной Елисавета родила Іоанна, — имя сіе Захарія написалъ на поданной ему дощечкѣ, — отверзлись уста Захаріи, языкъ его разрѣшился, и онъ сталъ говорить, благословляя Бога. Исполнившись Святаго Духа, онъ началъ пророчествовать, говоря: благословенъ Господь Богъ Ізраилевъ, яко посѣти и сотвори избавленіе людемъ Своимъ, и воздвиже рогъ спасенія намъ, въ дому Давида отрока своего, якоже глагола усты святыхъ сущихъ отъ вѣка пророкъ Его… И ты, отроча, пророкъ Вышняго наречешися, предъидеши бо предъ лицемъ Господнимъ, уготовати пути Его (Лук. 1, 68-79).

Но вотъ наступило время, когда родился Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ Виѳлеемѣ, и волхвы, пришедшіе съ востока по видѣнію чудесной звѣзды, возвѣстили Ироду о новорожденномъ Царѣ. Тогда Иродъ, пославъ въ Виѳлеемъ воиновъ, чтобы они избили всѣхъ дѣтей, приказалъ умертвить и сына Захаріи, о коемъ много слышалъ. Ироду извѣстно было все случившееся во время рожденія Іоанна; такъ какъ всѣ событія, коими сопровождалось рожденіе Іоанново, вызывали страхъ и изумленіе среди окрестныхъ жителей. Всѣ Іудеи говорили о сихъ чудесныхъ событіяхъ; молва дошла и до Ирода. Всѣ слушавшіе слагали въ сердцѣ своемъ происшедшее и говорили: что убо отроча сіе будетъ? (Лук. 1, 66) Иродъ, вспомнивъ теперь объ Іоаннѣ, подумалъ: «не сей ли будетъ царемъ Іудейскимъ?» Задумавъ умертвить его, царь отдѣльно послалъ въ домъ Захаріи убійцъ, но посланные не нашли святаго Іоанна. Ибо, когда началось безбожное избіеніе дѣтей въ Виѳлеемѣ, стоны и вопль были услышаны въ Хевронѣ, городѣ Іудовѣ, гдѣ жили священники, такъ какъ онъ находился на недалекомъ разстояніи отъ Виѳлеема; скоро узнали въ Хевронѣ, конечно, и о причинѣ такого вопля. Тогда святая Елисавета, взявъ сына своего, отрока Іоанна, коему тогда было уже полтора года, бѣжала съ нимъ въ горы. А святый Захарія въ то время находился въ Іерусалимѣ, отправляя обычную службу по порядку чреды своей. Окрываясь въ горахъ, Елисавета со слезами молилась Богу, чтобы Онъ защитилъ ее и ея сына. Увидавъ съ горы воиновъ, кои тщательно разыскивали бѣглецовъ и уже были недалеко, она въ ужасѣ возопила къ ближайшей каменной горѣ: «гора Божія, пріими мать съ сыномъ!» Гора тотчасъ разступилась, заключила ихъ въ себѣ, и такимъ образомъ они укрылись отъ настигавшихъ ихъ убійцъ. Не найдя тѣхъ, кого искали, посланные ни съ чѣмъ возвратились къ царю. Тогда Иродъ послалъ къ Захаріи въ храмъ приказаніе, чтобы онъ отдалъ ему сына своего Іоанна.

— «Я служу нынѣ Господу Богу Израилеву, — отвѣчалъ на сіе святый Захарія, — и не знаю, гдѣ теперь находится сынъ мой».

Разгнѣванный Иродъ вторично послалъ къ нему и приказалъ убить самого Захарію, если онъ не отдастъ своего сына. Свирѣпые убійцы устремились какъ звѣри, стараясь немедленно исполнить повелѣніе царя, и съ яростью закричали священнику Божію:

— «Гдѣ скрылъ ты своего сына? отдай намъ его, ибо такъ повелѣлъ царь; если же не дашь сына своего, то самъ погибнешь лютою смертью».

На сіе святый Захарія отвѣчалъ:

— «Тѣло мое вы убьете, а душу мою воспріиметъ Господь». Тогда убійцы бросились на Захарію и между церковью и алтаремъ убили его, какъ повелѣлъ имъ царь; пролившаяся же кровь святаго сгустилась на мраморѣ и отвердѣла какъ камень во свидѣтельство и вѣчное осужденіе Ироду; а Елисавета, хранимая Богомъ, съ своимъ сыномъ пребывала въ разступившейся горѣ. Божіимъ повелѣніемъ устроилась для нихъ тамъ пещера, открылся источникъ воды, а надъ пещерою выросла финиковая пальма, на коей явились плоды въ изобиліи. Когда мать съ сыномъ хотѣли ѣсть, дерево склонялось, подавая въ пищу плоды свои, а затѣмъ снова выпрямлялось.

Спустя сорокъ дней послѣ убіенія Захаріи, святая Елисавета, мать Предтечи, преставилась въ той пещерѣ, а святый Іоаннъ былъ питаемъ ангеломъ до совершеннаго возраста и хранимъ въ пустыняхъ до дня явленія своего къ Израильтянамъ.

Примѣчанія:
[1] Иродъ, называемый въ исторіи Великимъ, сынъ Антипатра, царя Іудеевъ, сначала былъ правителемъ Галилеи, но при первомъ Римскомъ императорѣ Октавіѣ Августѣ, еще до воцаренія его, въ 40 г. до Р. X., получилъ титулъ іудейскаго царя и управлялъ всей Іудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.
[2] Слово Iоаннъ съ греч. означаетъ «благодать Божія».
[3] Т. е. съ тою же несокрушимою ревностію и нравственнымъ могуществомъ, съ какимъ нѣкогда дѣйствовалъ великій ревнитель по Богѣ пророкъ Илія.
[4] Хевронъ былъ однимъ изъ древнѣйшихъ городовъ земли Ханаанской. Онъ существуетъ и доселѣ и имѣетъ до десяти тысячъ жителей, которые занимаются торговлею, хлѣбопашествомъ, разведеніемъ фруктовыхъ садовъ и винодѣліемъ. Городъ лежитъ на тысячу футовъ выше Іерусалима, въ глубокой и узкой долинѣ, съ обѣихъ сторонъ окруженной горами, въ богато воздѣланной и плодоносной мѣстности. Всѣ окрестности города покрыты масличными, гранатовыми, фиговыми, фисташковыми деревьями; особенно же славится Хевронъ большими и превосходными виноградниками.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 116-121.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0