Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День второй.

Житіе святаго Іоанна Постника, патріарха Константинопольскаго.

Святитель Іоаннъ родился въ Константинополѣ [1]; подвизался онъ при царяхъ: Юстинѣ [2], Тиверіи [3] и Маврикіи [4]. Первоначально онъ былъ золотыхъ дѣлъ мастеромъ; по своей добродѣтельной жизни былъ мужъ благочестивый, нищелюбивый, страннолюбивый и богобоязненный.

Поселивъ у себя въ домѣ палестинскаго монаха, именемъ Евсевія, Іоаннъ жилъ вмѣстѣ съ нимъ. Однажды, когда они шли вмѣстѣ, инокъ сей находился по правую сторону Іоанна. Вдругъ слышитъ онъ, что кто-то незнакомый ему говоритъ: «не слѣдуетъ тебѣ, отче, идти по правую сторону великаго». Это было предзнаменованіемъ Божіимъ объ Іоаннѣ, что ему будетъ ввѣрено великое архіерейское служеніе. Услышавъ сіе, монахъ разсказалъ о томъ блаженному Евтихію, патріарху Константинопольскому [5], который сталъ увѣщевать Іоанна принять постриженіе, такъ какъ считалъ его достойнымъ быть въ церковномъ притчѣ.

И вотъ, въ церкви святаго Лаврентія, во время стоянія на молитвѣ, св. Іоанну послѣдовало слѣдующее откровеніе: въ алтарѣ онъ увидѣлъ множество святыхъ, и всѣ они надѣвали на себя бѣлыя и блестящія одежды и пѣли прекрасныя пѣснопѣнія. Потомъ изъ алтаря вышелъ какой-то человѣкъ съ сосудомъ, изъ котораго онъ щедро раздавалъ милостыню многимъ собравшимся нищимъ; однако сосудъ не пустѣлъ. Когда одинъ изъ нищихъ воскликнулъ отъ тѣсноты: «Господи помилуй, доколѣ не опустѣетъ сосудъ сей!» — сосудъ тотчасъ же сдѣлался пустъ. Сіе откровеніе заставило преподобнаго задуматься и онъ дивился видѣнію, которое предзнаменовало, какъ его будущій санъ, такъ и его великую щедрость къ нищимъ.

По прошествіи нѣкотораго времени, умеръ Константинопольскій патріархъ Евтихій и, Божіимъ изволеніемъ, Іоаннъ, какъ достойный, былъ избранъ и назначенъ для рукоположенія, но не соглашался, пока не увидѣлъ слѣдующаго грознаго видѣнія: съ одной стороны было видно море, поднимающееся до небесъ, и страшная огненная печь; съ другой же стороны — множество ангеловъ, говорящихъ ему: «ты не принимаешь престола? — Пусть будетъ другой, но ты отъ всѣхъ насъ будешь наказанъ». Послѣ того какъ ангелы съ угрозой сказали сіе Іоанну, онъ, хотя и противъ желанія, повиновался и былъ поставленъ патріархомъ Константинопольскимъ. Въ семъ санѣ проводилъ онъ постническую и добродѣтельную жизнь до самой смерти своей, какъ о томъ свидѣтельствуютъ чудеса его. Великое волненіе морское онъ утишилъ молитвою и крестнымъ знаменіемъ. Одного слѣпца, именемъ Іоанна, изъ Газы [6], содѣлалъ зрячимъ, положивъ на глаза его часть Тѣла Христова съ словами: «Исцѣлившій слѣпаго отъ рожденія, Тотъ да исцѣлитъ тебя», — и слѣпой тотчасъ прозрѣлъ.

Однажды, по Божію попущенію, былъ большой моръ въ Константинополѣ. Преподобный молился, чтобы Богъ отвратилъ праведный гнѣвъ Свой. Одному изъ вѣрныхъ своихъ слугъ онъ приказалъ взять два сосуда, — одинъ полный мелкихъ камней, а другой пустой, стать на весь день къ мѣсту, гдѣ приносили умершихъ, и считать ихъ, перелагая камни изъ полнаго сосуда въ пустой. Сосчитавъ, слуга нашелъ въ первый день, пронесенныхъ мертвецовъ триста двадцать три и возвѣстилъ о томъ святому. Святый же Іоаннъ предсказалъ, что моръ прекратится: это и стало сбываться съ каждымъ днемъ, потому что на второй день стоящій и считающій слуга нашелъ пронесенныхъ мертвецовъ менѣе, въ третій день — еще менѣе, въ воскресенье же, по предсказанію святаго и по молитвамъ его, моръ окончательно прекратился.

Воздержаніе святаго Іоанна было таково, что шесть дней онъ не вкушалъ никакой пищи, въ седьмой же — вкушалъ немного огородныхъ плодовъ: или дыни, или винограда, или смоквы. Такъ питался онъ во все время своего святительства. Спалъ онъ весьма мало, да и то сидя; при этомъ онъ привязывалъ небольшую веревку къ свѣчѣ, и ставилъ кадку съ водою, чтобы, когда свѣча догоритъ и веревка упадетъ въ кадку, происходилъ шумъ и, такимъ образомъ, пробуждалъ бы его. Въ молитвахъ святый пребывалъ постоянно, и въ подвигахъ многихъ боролся со страстями. Многократно онъ обращалъ вспять нашествіе иноплеменниковъ и избавлялъ отъ погибели городъ своими молитвами и постомъ; паству свою соблюлъ отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ; былъ весьма милостивъ, отецъ сиротамъ, нищимъ кормилецъ, обидимымъ защитникъ, ревнитель по Богѣ, искоренитель всякой злобы. Однажды въ пятницу святому было возвѣщено, что на другой день будетъ конское состязаніе: была же тогда суббота Пятидесятницы. И отвѣчалъ святый: «конское состязаніе въ святую Пятидесятницу да не будетъ», и, павъ на колѣна, молился Богу, чтобы, ради страха и для разрушенія такого дѣла, явилось какое нибудь знаменіе. И вотъ, — когда всѣ собрались на мѣсто, гдѣ обычно происходили состязанія, и когда состязанія начались, — внезапно сдѣлалась сильная буря, громъ и молнія, пошелъ дождь и большой градъ, такъ что всѣ отъ страха разбѣжались съ зрѣлища.

Преподобный имѣлъ власть изгонять и нечистыхъ духовъ. Такъ, одна жена, имѣвшая бѣсноватаго мужа, повела его къ одному пустыннику, но онъ сказалъ ей: «иди къ святѣйшему Іоанну, патріарху Константинопольскому, — тотъ исцѣлитъ твоего мужа». Исполнивъ сіе, жена получила просимое, и вмѣстѣ съ мужемъ, исцѣленнымъ молитвами преподобнаго, пошла съ радостію домой. И вообще многіе больные получали исцѣленія отъ святаго. У многихъ женщинъ по его молитвамъ, разрѣшалось неплодіе.

Такъ мудро упасши словесное стадо, преподобный въ маститой старости достигъ блаженной кончины и перешелъ отъ земли въ небесныя селенія [7]. Когда тѣло святаго лежало уже мертвымъ, къ нему пришелъ для прощанія извѣстный начальникъ области Нилъ и, преклонившись, поцѣловалъ его. Святый же, будучи мертвымъ, на виду и къ удивленію всѣхъ, прошепталъ начальнику области Нилу нѣсколько словъ на ухо, которыхъ тотъ никому не сказалъ. Похоронили св. Іоанна внутри алтаря святыхъ Апостоловъ, какъ достойнаго такой чести, прославляя и благословляя дивнаго во святыхъ Бога — Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Константинополь — столица Византійской имперіи, нынѣ Турецкой; основана Константиномъ Великимъ въ 326 г. по Р. X., на мѣстѣ прежняго незначительнаго городка Византіи.
[2] Юстинъ II — младшій, восточно-римскій императоръ; царствовалъ съ 565-578 г.
[3] Тиверій — преемникъ Юстина ІІ-го; царствовалъ съ 578-582 г.
[4] Преемникъ Тиверія; царствовалъ съ 582-602 г.
[5] Евтихій былъ патріархомъ въ первый разъ съ 552-565 г.; затѣмъ патріархомъ былъ послѣ него въ продолженіе 5 лѣтъ Іоаннъ III Схоластикъ; потомъ Евтихій снова былъ возведенъ на патріаршество и патріаршествовалъ до самой смерти своей, послѣдовавшей въ 582 г., когда былъ возведенъ на его мѣсто св. Іоаннъ IV — Постникъ.
[6] Газа расположена на берегу Средиземнаго моря; въ древности она была однимъ изъ пяти извѣстнѣйшихъ Филистимскихъ городовъ и служила предѣломъ Хананеевъ на югѣ Палестины. Въ Новомъ Завѣтѣ о Газѣ уноминается только въ исторіи обращенія вельможи Еѳіопской царицы Кондакіи (Дѣян. 8, 25). Съ IV вѣка Газа была уже христіанскимъ городомъ, а въ VII вѣкѣ покорена Магометанами.
[7] Это было 2-го сентября 595 года по Р. X.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 57-60.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0