Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День первый.

Слово въ первый день Индикта, или новаго года.

Царь вѣковъ, Господь Богъ нашъ, положивый времена и лѣта во Своей власти (Дѣян. 1, 7) [1], Самъ установилъ въ эти времена различные праздники для Своего прославленія и для отдохновенія людей отъ мірскихъ дѣлъ ихъ. Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ Онъ повелѣлъ каждый годъ особенно праздновать наступленіе седьмаго мѣсяца, чтобы люди, освободившисъ отъ житейской суеты, служили въ сей день Единому Богу. Ибо такъ написано въ книгахъ Моисеевыхъ: Рече Господь къ Моисею, глаголя: рцы сыномъ Израилевымъ, глаголя: мѣсяца седмаго, въ первый день мѣсяца, да будетъ вамъ покой; всякаго дѣла работня не сотворите во всѣхъ селеніихъ вашихъ, и принесете всесожженіе Господу (Лев. 23, 24-31) [2]. Какъ нѣкогда Самъ Творецъ, въ шесть дней создавшій міръ Словомъ Своимъ, благословилъ и освятилъ седьмый день, почивъ отъ дѣлъ творенія (Быт. 2, 2-3; Исх. 20, 11; Евр. 4, 4); и какъ впослѣдствіи далъ и человѣку заповѣдь: Шесть дней дѣлай, въ день же седмый – суббота Господу Богу твоему, да не сотвориши всякаго дѣла вонь (Исх. 20, 9-10; Лев. 23, 3; Втор. 6, 13): такъ Онъ же благословилъ и освятилъ седьмый мѣсяцъ и повелѣлъ людямъ въ сіе время отдыхать отъ дѣлъ мірскихъ. Объ этомъ Господь вторично заповѣдалъ Моисею, глаголя: мѣсяца седьмаго сего, егда скончаете жита земли, да празднуете Господу (Лев. 23, 39) [3].

По какой же причинѣ установлено сіе празднованіе?

Въ этомъ именно мѣсяцѣ, когда начали сбывать воды потопа, Ноевъ ковчегъ остановился на горахъ Араратскихъ [4].

Въ семъ мѣсяцѣ святый пророкъ Моисей сошелъ съ горы, съ лицомъ, осіяннымъ славою Божественной, и принесъ новыя скрижали, на коихъ былъ начертанъ законъ, данный Самимъ Господомъ (Исх. 34, 29) [5].

Въ этомъ мѣсяцѣ начато было сооруженіе Скиніи Господней среди стана Израильтянъ (Исх. гл. 35) [6].

Въ этомъ же мѣсяцѣ первосвященникъ, единственеый разъ въ теченіе всего года, входилъ во Святое Святыхъ приносити службу не безъ крове, за себе и о людскихъ невѣжествіихъ [7].

Въ семъ мѣсяцѣ народъ Божій, смиряя постомъ души свои и принося Господу жертву всесожженія, принималъ очищеніе отъ грѣховъ своихъ, содѣянныхъ за годъ [8].

Въ этомъ мѣсяцѣ совершилось торжественное освященіе великолѣпнаго храма Господня, созданнаго царемъ Соломономъ, и внесенъ былъ въ этотъ храмъ Ковчегъ Завѣта (3 Цар. гл. 8).

Въ этомъ мѣсяцѣ, всѣ колѣна народа Израильскаго отовсюду стекались въ Іерусалимъ на праздникъ, исполняя заповѣдь Господню: субботы субботъ да будетъ вамъ седмый мѣсяцъ, и смирите душы вашя предъ Господемъ (Лев. 23, 32) [9].

Съ этого мѣсяца начинали счетъ годамъ, особый для каждыхъ пятидесяти лѣтъ. Въ то время, какъ народъ Израильскій вступалъ въ обѣтованную землю, Господь повелѣлъ, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый годъ; и не только сами участвовали въ этомъ празднованіи, но и слуги и скотъ; даже самую землю, гдѣ поселились Израильтяне, заповѣдано было оставлять въ покоѣ, не распахивать, не засѣвать, не собирать ни колосьевъ, ни виноградныхъ, ни садовыхъ плодовъ: все сіе предоставлялось въ пищу бѣднымъ людямъ, а также звѣрямъ и птицамъ. Объ этомъ такъ написано въ книгахъ Моисеевыхъ: возвѣстите трубнымъ гласомъ по всей земли вашей, и освятите лѣто, пятдесятое лѣто, и разгласите оставленіе на земли всѣмъ живущымъ на ней: не сѣяти, ниже жати будете, еже само произникнетъ на ней, и да не объемлеши освященныхъ [Богу] ея, но да ясти будутъ убозіи языка твоего, останки же да снѣдятъ звѣріе дивіи. Тако да сотвориши винограду твоему, и масличію твоему (Лев. 25, 9-11; Исх. 23, 11). Въ этотъ пятидесятый годъ прощались должникамъ ихъ долги, отпускались рабы на свободу, и каждый человѣкъ особенно слѣдилъ за собою, какъ бы не прогнѣвать Господа какимъ-либо грѣхомъ, какъ бы не опечалить своего ближняго. То былъ годъ всепрощенія и очищенія отъ грѣховъ. Этотъ пятидесятилѣтній кругъ, по повелѣнію же Господню, раздѣлялся на семь годовыхъ седмицъ, (т. е. семь разъ по семи лѣтъ) и каждый седьмой годъ назывался субботою или покоемъ. Объ этомъ Господь чрезъ Моисея далъ такое повелѣніе: шесть лѣтъ да сѣеши ниву твою, и шесть лѣтъ да рѣжеши виноградъ твой, и собереши плодъ его, въ седмое же лѣто – суббота, покой да будетъ земли, суббота Господня, – нивы твоя сѣяти и винограда твоего рѣзати не будеши. Аще же речете: что ясти будемъ въ седмое лѣто сіе, аще не сѣемъ, ни собираемъ плодовъ своихъ? – И послю благословеніе Мое вамъ въ лѣто шестое, и умножу жита, и снѣсте ветхая ветхихъ (Лев. 25, 3-4. 20-21). Всѣ сіи годы, въ которые Господь установилъ праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелѣнію Господню, съ сентября мѣсяца. Да возвѣстите, — сказалъ Господь, — лѣто покоя въ седмый мѣсяцъ, т. е. въ сентябрѣ (Лев. 25, 9) [10], такъ какъ сентябрь отъ марта, перваго мѣсяца отъ сотворенія міра, есть седьмой мѣсяцъ.

Но годъ начинался съ перваго сентября не только по ветхозавѣтнымъ законамъ, но и по языческому индиктіону. Объ этомъ индиктіонѣ повѣствуютъ слѣдующее.

Когда Августъ [11], кесарь Римскій, одержалъ побѣду надъ Антоніемъ и Клеопатрою [12], обладавшими Египетскою страною, и сталъ единымъ властителемъ для всей вселенной, то, для болѣе удобнаго собиранія податей со всѣхъ странъ, онъ установилъ индиктіонъ на пятнадцать лѣтъ [13]. Этотъ индиктіонъ Августъ раздѣлилъ на три срока, по пяти лѣтъ въ каждомъ, съ тѣмъ чтобы въ продолженіе всего индиктіона три раза, въ каждый пятый годъ, были собираемы подати. Такой законъ былъ изданъ главнымъ образомъ для отдаленныхъ окраинъ государства, съ коихъ трудно было собирать подати каждогодно, такъ какъ собранныя подати и чрезъ пять лѣтъ едва успѣвали достигать столицы — Рима. Каждое пятилѣтіе называлось люструмъ, т. е. свѣтлое, потому что воздавая Кесарю кесарева (Лук. 20, 25), люди въ это время предавались веселью и жгли свѣчи. Народъ не тяготился данью, потому что подати были небольшія и легкія, и платились добровольно. Продолжался же индиктіонъ пятнадцать лѣть по слѣдующей причинѣ. Въ первое пятилѣтіе платили дань желѣзомъ и мѣдью, кои употреблялись на изготовленіе мечей, копій шлемовъ, щитовъ, панцырей и всякаго военнаго оружія; во второе пятилѣтіе собиралась подать серебромъ на жалованье войскамъ; въ третье же пятилѣтіе приносили въ Римъ дань золотомъ на украшеніе идоловъ. Окончивъ пятнадцатилѣтній кругъ индиктіона, начинали его снова и первый годъ индиктіона называли новымъ годомъ. Такой обычай установленъ былъ съ перваго сентября, потому что именно въ этотъ день была одержана побѣда надъ Антоніемъ и провозглашено единодержавіе Августа.

Приняла и святая Церковь обычай праздновать перваго сентября начало индиктіона. Сіе было установлено по той причинѣ, что въ то время, когда праздновалось новолѣтіе въ Іудеѣ и по всей вселенной, Господь нашъ Іисусъ Христосъ «пришелъ въ Назаретъ [14], гдѣ былъ воспитанъ». Это было въ субботу, а въ этотъ день іудеи имѣли обыкновеніе собираться въ синагогѣ и проводить время въ чтеніи книгъ пророческихъ. Господь «по обыкновенію Своему», также вошелъ въ синагогу [15] и всталъ среди учителей. Ему подали книгу пророка Исаіи [16]; и Онъ, раскрывъ книгу, нашелъ мѣсто, гдѣ было написано: Духъ Господень на Мнѣ, Егоже ради помаза Мя благовѣстити нищымъ, посла Мя исцѣлити сокрушенныя сердцемъ, проповѣдати плѣненнымъ отпущеніе, и слѣпымъ прозрѣніе, отпустити сокрушенныя во отраду, проповѣдати лѣто Господне пріятно (Ис. 61, 1-2) [17]. И закрывъ книгу и отдавъ служителю, Онъ началъ говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Немъ, что Онъ есть истинный Мессія [18], посланный отъ Бога Отца для спасенія людей и обновленія ихъ жизни. И всѣ засвидѣтельствовали Ему это, и дивились словамъ благодати, исходившимъ изъ устъ Его (Лук. 4, 16-22).

Праздникъ новолѣтія былъ установленъ святыми отцами на первомъ вселенскомъ соборѣ, въ Никеѣ [19]. Это было въ то самое время, когда царь Константинъ Великій, побѣдивъ Максенція [20], просвѣтилъ вселенную свѣтомъ благочестія, искоренилъ идольскія празднества, освободилъ вѣру Христову отъ тяжкихъ гоненій и установилъ свои индиктіоны. Тогда святые отцы установили праздновать новолѣтіе, какъ начало христіанской свободы, въ воспоминаніе посѣщенія Христомъ въ сей день іудейской синагоги и проповѣди Его о пріятномъ лѣтѣ Господнемъ. Съ того времени и мы празднуемъ первый день сентября мѣсяца. Но это уже праздникъ не Ветхаго Завѣта, а новой благодати [21]. Ибо въ сей день Самъ Законодатель, снисшедшій съ небесъ и носящій въ себѣ Духа Отча, явилъ Себя міру и начерталъ законъ Божій не перстомъ, но Своимъ Божественнымъ языкомъ и пресладкими устами, и не на каменныхъ скрижаляхъ, а на скрижалехъ сердца нашего плотяныхъ (2 Кор. 3, 3; Іез. 11, 19; Евр. 8, 10). Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозавѣтная Скинія [22], Онъ принесъ Богу Отцу за наши грѣхи жертву не безъ крови, Самого именно Себя. Самъ Великій Первосвященникъ, прошедшій небеса (Евр. 4, 14), очистивъ насъ отъ грѣховъ Своею кровію, пролитою за насъ, сдѣлалъ насъ святыми храмами, по словамъ Апостола: храмъ Божій святъ есть, иже есте вы (1 Кор. 3, 17. Сн. съ 1 Кор. 6, 19) [23].

Принося за все сіе благодареніе Господу, мы празднуемъ лѣто Господне пріятно: мы приняли отъ Него много неизреченнныхъ благъ, поспѣшимъ же и сами быть Ему пріятными. Мы, вѣдь, празднуемъ индиктіонъ, не Римскими царями установленный, а узаконенный Небеснымъ Царемъ славы — Христомъ. Христовъ же индиктіонъ — это Его святыя заповѣди, кои мы должны соблюдать и исполнять. Царь нашъ Христосъ не требуетъ отъ насъ ни мѣди, ни желѣза, ни серебра, ни золота, какъ объяснилъ Давидъ, сказавшій нѣкогда: Господь мой еси Ты, яко благихъ моихъ не требуеши (Псал. 15, 2) [24]. Но вмѣсто желѣза и мѣди Господь требуетъ отъ насъ добродѣтели твердой и крѣпкой, православной вѣры въ Бога. Ибо вѣра наша основана на крови истерзанныхъ желѣзнымъ и мѣднымъ оружіемъ святыхъ мучениковъ, изъ коихъ о каждомъ можно сказать, что желѣзо пройде душу его (Псал. 104, 18). Небесный Царь и Богъ нашъ повелѣлъ намъ, чтобы мы вѣровали въ Него правымъ сердцемъ и благочестиво: сердцемъ бо вѣруется въ правду (Рим. 10, 10) [25]. Будемъ же и мы побѣждать врага сею вѣрою, какъ оружіемъ желѣзнымъ и мѣднымъ щитомъ. Послѣдуемъ нашимъ святымъ праотцамъ, иже вѣрою побѣдиша царствія, содѣяша правду, получиша обѣтованія, заградиша уста львовъ, угасиша силу огненную, избѣгоша острія меча, возмогоша отъ немощи, быша крѣпцы во бранехъ, обратиша въ бегство полки чужихъ (Евр. 11, 33-34) [26].

Вмѣсто сребра Царь нашъ Христосъ требуетъ отъ насъ второй добродѣтели, несомнѣнной надежды на Бога. Сія добродѣтель, больше чѣмъ сребро, обезпечиваетъ человѣку благополучную жизнь. Если тотъ, кто разбогатѣлъ многимъ серебромъ, увѣренъ, что получитъ всѣ мірскія блага, и, уповая на богатство, весело проводитъ дни свои; то тѣмъ болѣе богатый несомнѣнною надеждою на Бога и на Него одного возложившій все свое упованіе получитъ все, чего желаетъ, и будетъ жить въ радости, пренебрегая всѣми бѣдствіями и скорбями, происходящими отъ міра, плоти и діавола, и съ наслажденіемъ претерпѣвая все сіе ради воздаянія въ будущей жизни. Часто серебро обманываетъ своего господина и, случайно исчезая, оставляетъ его въ нищетѣ; и тотъ, кто надѣялся до конца жизни имѣть во всемъ изобиліе, вдругъ лишается насущнаго хлѣба. Надѣющійся же на Господа, яко гора Сіонъ, не подвижится во вѣкъ (Псал. 124, 1) [27]. Не посрамляетъ бо упованіе (Рим. 5, 5). Сего именно невещественнаго серебра и желаетъ отъ насъ Господь и повелѣваетъ, чтобы мы не на скоропреходящее богатство возлагали свои надежды, но на Бога Жива (1 Тим. 6, 17), Егоже словеса суть словеса чиста, сребро разженно (Псал. 11, 7) [28]. Онъ неложно обѣщалъ намъ несказанныя вѣчныя блага въ Своемъ Царствіи, чтобы мы премногую къ намъ Его благость, коей увѣровали сердцемъ, исповѣдывали и устами: усты бо исповѣдуется во спасеніе (Рим. 10, 10) [29]. Будемъ же, какъ добрые воины Христовы [30], надеждой мздовоздаянія поощрять себя къ бóльшимъ подвигамъ. Вѣдь надежда на награду возбуждаеть воина къ борьбѣ, какъ говоритъ святый Іоаннъ Дамаскинъ о страстотерпцахъ: мученики Твои, Господи, утвердившись въ вѣрѣ и укрѣпивши себя надеждою, побѣдили мучительство враговъ и получили вѣнцы [31].

Вмѣсто золота Христосъ Царь нашъ требуетъ отъ насъ самой драгоцѣнной добродѣтели, нелицемѣрной любви къ Богу и ближнимъ. По своему высокому значенію любовь всегда представляется Учителями Церкви подъ образомъ золота; ибо какъ золото драгоцѣннѣе серебра, мѣди и желѣза, такъ и любовь выше надежды и вѣры. Нынѣ, сказано въ Писаніи, пребываютъ: вѣра, надежда, любы, три сія, больше же сихъ любы (1 Кор. 13, 13) [32]. Такого именно золота и желаетъ отъ насъ Господь и заповѣдуетъ, чтобы мы молили Его нелицемѣрно, не только вѣруя сердцемъ и исповѣдуя устами, но на дѣлѣ проявляя сію любовь. Мы должны быть готовыми положить за Него свои души и принять смерть ради Его Божественной любви къ намъ. Притомъ мы должны любить и ближнихъ своихъ, какъ учитъ возлюбленный Христовъ ученикъ Іоаннъ Богословъ. Чадца моя, — говорилъ онъ, — не любимъ словомъ, ниже языкомъ, но дѣломъ и истиною (1 Іоан. 3, 18) [33]. Такая любовь принимается для украшенія Самимъ прекраснѣйшимъ, болѣе чѣмъ сыны человѣческіе, Христомъ Богомъ нашимъ, какъ говоритъ Сама Божія Премудрость: украсихся, и стахъ красна предъ Господемъ и человѣки, единомысліемъ братій, и любовію искреннихъ (Сирах. 25, 1-2) [34].

Воть какой христіанскій индиктіонъ празднуетъ нынѣ, вмѣсто древняго языческаго, православная Церковь, совлекшися ветхаго человѣка съ дѣяньми его и облекшися въ новаго, обновляемаго по образу создавшаго его (Кол. 3, 9-10). Будемъ же праздновать новолѣтіе такъ, какъ совѣтуетъ намъ апостолъ: во обновленіи жизни да ходимъ, яко работати намъ Богови во обновленіи духа, а не въ ветхости писмене (Рим. 7, 6) [35]. Будемъ праздновать индиктіонъ, повинуясь повелѣніямъ Господа Бога нашего, даннымъ чрезъ Моисея, въ книгахъ коего нынѣ читается: аще въ повелѣніихъ Моихъ ходите, и заповѣди Моя сохраните и сотворите я, и дамъ дождь вамъ во время свое, и земля дастъ плоды своя; и дамъ миръ въ земли вашей, и поженете враги ваша, и призрю на васъ, и благословлю васъ, и не возгнушается душа Моя вами; и похожу въ васъ, и буду вамъ Богъ, и вы будете Ми людіе, глаголетъ Господь Богъ Святый Израилевъ (Лев. 26, 3-4. 6-7. 11 и 12) [36].

Примѣчанія:
[1] Сн. кн. прор. Даніила, гл. 2, ст. 21. — Времена — продолжительные періоды времени; лѣта — года, краткіе сроки.
[2] Всесожженіе — библейское названіе для особаго рода жертвоприношеній. Тогда какъ отъ другихъ жертвъ сожигалась лишь одна часть, а остальное поступало въ пользу священнослужителей или самихъ жертвователей, — жертва, приносимая во всесожженіе, сжигалась вся. Жертва всесожженія означала собою, что человѣкъ, ее приносящій, всего себя, и душу и тѣло свое, приноситъ въ жертву Богу, и была прообразомъ жертвы Христовой. (Сн. посл. къ Евр. гл. 9, ст. 9-14).
[3] Оcень была началомъ новаго года съ древнихъ временъ. Основанія для сего можно находить и въ самой природѣ. Съ окончаніемъ лѣта обыкновенно оканчиваются жатва и труды цѣлаго года (Исх. 23, 16). По собраніи плодовъ, какъ по достиженіи цѣли природы и земледѣлія, наступаетъ новый кругооборотъ дѣлъ и новыхъ надеждъ на будущее плодородіе.
[4] О Ноѣ, послѣднемъ патріархѣ допотопнаго міра, и всемірномъ потопѣ повѣствуется въ кн. Бытія, гл. 5, ст. 29-32 и гл. 6-9. Св. ап. Петръ въ спасеніи людей отъ потопа въ ковчегѣ Ноевомъ даетъ видѣть указаніе на наше спасеніе чрезъ крещеніе во Христа (1 Петр. 3, 19-22). — Араратъ — высочайшія горы Арменіи, поднимающіяся на границѣ Россіи, Турціи и Персіи, съ двумя вершинами: Большой Араратъ, который у Персовъ называется гора Ноя, и Малый Араратъ.
[5] Скрижали — каненныя доски, на коихъ Самимъ Богомъ начертаны были 10 заповѣдей.
[6] Скинія (куща, палатка) — это походный храмъ Іудейскій. Онъ былъ построенъ по образцу, показанному Богомъ Моисею на горѣ Синаѣ (см. кн. Исход. гл. 25, ст. 8-9. 40), и назывался скиніей собранія, потому что сюда собирался народъ для богослуженія, и скиніей откровенія или свидѣтельства, потому что здѣсь Богъ открывалъ людямъ Себя и Свою волю.
[7] Святое Святыхъ — третья, внутренняя часть Скиніи. Здѣсь находился ковчегъ завѣта, въ коемъ хранились скрижали закона, золотой сосудъ (стамна) съ манной и жезлъ Аарона. Сюда входилъ только первосвященникъ, въ день очищенія, совершаемаго однажды въ годъ, съ кровію жартвеннаго животнаго и кропилъ этою кровію надъ ковчегомъ завѣта, для очищенія грѣховъ народа (см. кн. Левит. 16, 29-34). Смыслъ и значеніе сего священнодѣйствія раскрыты ап. Павломъ въ посл. къ Евр. (гл. 9, ст. 3-7. 8-15, 24-28 и гл. 10).
[8] Это совершалось въ 10-й день, который назывался днемъ очищенія или умилостивленія. Въ этотъ день первосвященникъ поставлялъ предъ Скиніей двухъ козловъ и по жребію одного изъ нихъ закалалъ и приносилъ въ жертву за грѣхи всего народа, а надъ другимъ исповѣдывалъ грѣхи народа и повелѣвалъ изгнать его въ пустыню (см. кн. Левит. 23, 26-32. Сн. посл. къ Евр. гл. 11, ст. 11-14).
[9] Годъ у Евреевъ состоялъ изъ 12 лунныхъ мѣсяцевъ. Мѣсяцъ Авивъ или Нисанъ (Неем. 2, 1; Есѳир. 3, 7), соотвѣтствующій нашему марту, былъ началомъ священнаго года (см. Исх. 12, 2; 13, 4), а мѣсяцъ Тисри, по счету седьмой, соотвѣтствующій нашему сентябрю, считался первымъ мѣсяцемъ гражданскаго года. Онъ весь былъ праздничный: 1-й день, начало новаго года, назывался праздникомъ трубъ (Исх. 23, 24); 10-й день — день очищенія (см. выше, примѣч. 8 и 7); 15-й день — праздникъ кущей, установленный въ воспоминаніе покровительства Божія во время странствованія Евреевъ по пустынѣ, когда они жили въ шатрахъ или палаткахъ (Лев. 23, 33-34; Числ. 29, 12-39). Въ этомъ же мѣсяцѣ начиналось празднованіе каждаго седьмаго или субботняго года и пятидесятаго или юбилейнаго года (Лев. 25, 9). Поэтому седьмой мѣсяцъ и названъ субботою субботъ, т. е. праздникомъ праздниковъ.
[10] Сентябрь, съ латинск. означаетъ седьмой.
[11] Октавію, Римскому кесарю или императору (ум. 14 г. по Р. Х.), когда онъ сдѣлался единымъ властителемъ всей Римской Имперіи, сенатъ поднесъ титулъ Августа. Слово это значитъ величество, великій, досточтимый, священный. Этотъ титулъ усвояемъ былъ потомъ и прочимъ императорамъ Римскимъ.
[12] Съ 42 по 31 г. до Р. Х. Римскимъ міромъ правили три полководца: Октавій, Антоній и Лепидъ, называвшіеся тріумвирами. Они раздѣлили между собою верховную власть и Римскія провинціи; Октавію достался Западъ, Антонію — Востокъ, а Лепиду — Африка. Лепидъ, однако, вскорѣ былъ устраненъ отъ участія въ дѣлахъ государственныхъ, а затѣмъ возгорѣлась борьба изъ-за власти между Октавіемъ и Антоніемъ. Послѣдній находился въ полномъ подчиненіи у царицы Египетской Клеопатры, прельстившей его своей необыкновенной красотой, и проводилъ время въ празднествахъ и удовольствіяхъ. Этимъ воспользовался Овтавій и объявилъ Антонію и Клеопатрѣ войну. Въ морской битвѣ при Акціумѣ (въ 31 г. до Р. Х.) Клеопатра обратилась въ бѣгство и окончила свою жизнь самоубійствомъ. Также поступилъ и Антоній, лишившійся господства надъ міромъ. Египетъ былъ обращенъ въ Римскую провинцію и Октавій сдѣлался единодержавнымъ правителемъ.
[13] Индиктіонъ или индиктъ — слово Римское и означаеть объявленіе, назначеніе, налогъ. Индиктомъ называлось первое число мѣсяца сентября; это названіе сохранилось доселѣ въ нашемъ церковномъ уставѣ и служитъ для обозначенія начала церковнаго года. Христіанскій индиктъ состоитъ также изъ 15 лѣтъ.
[14] Небольшой городокъ Назаретъ находился въ сѣверной части Палестины, которая называлась Галилеею. Населеніе его было бѣдно и не пользовалось уваженіемъ въ глазахъ другихъ іудеевъ (Іоан. 1, 46). Но здѣсь было отечество Іосифа, обручника Святой Дѣвы; здѣсь было Благовѣщеніе Богородицѣ; здѣсь протекло дѣтство и отрочество Іисуса Христа; здѣсь Онъ воспитывался; здѣсь пребывалъ и въ началѣ Своего открытаго служенія, отъ чего и назывался Назаряниномъ. Съ этого времени Назаретъ, бывшій дотолѣ неизвѣстнымъ, сдѣлался знаменитѣйшимъ мѣстомъ во всей Галилеѣ. Но въ 1263 г. онъ былъ обращенъ Турками въ совершенныя развалины. Чрезъ нѣсколько столѣтій онъ былъ построенъ вновь и долго былъ бѣднымъ селеніемъ. Нынѣ Назаретъ имѣетъ около 6000 жителей, состоитъ подъ особеннымъ покровительствомъ христіанскихъ консуловъ и служитъ мѣстомъ паломничества со всѣхъ концовъ христіанскаго міра.
[15] Синагога (значитъ собраніе, по славянски сонмище) — мѣсто религіозныхъ собраній у іудеевъ. По закону богослуженіе должно было совершаться въ Скиніи и потомъ въ храмѣ Іерусалимскомъ. Но во время плѣна іудеевъ храмъ Іерусалимскій былъ разрушенъ и іудеи собирались для богослуженія въ частныхъ домахъ. Эти частныя собранія мало-по-малу получили опредѣленныя мѣста и времена, извѣстный чинъ и порядокъ, и такимъ образомъ дали начало синагогамъ. Во времена Іисуса Христа и Апостоловъ синагоги распространены были всюду, гдѣ жили Евреи и въ большихъ городахъ было по нѣскольку синагогъ. Собранія въ синагогахъ происходили по субботамъ и по праздникамъ.
[16] Въ собраніяхъ синагогальныхъ читались обыкновенно опредѣленныя части изъ закона, т. е. книгъ Моисеевыхъ, и пророковъ, т. е. изъ пророческихъ книгъ Ветхаго Завѣта, при чемъ эти чтенія и объяснялись, т. е. произносились рѣчи по поводу прочитаннаго и слышаннаго. Читать и объяснять имѣлъ право всякій желавшій того, съ соизволенія начальника синагоги (архисинагога) и старцевъ. Желавшій читать вставалъ, когда заявлялъ свое намѣреніе, и стоялъ, когда читалъ опредѣленное мѣсто изъ священныхъ книгъ. Когда Господь далъ знакъ, что Онъ хочетъ читать и говорить поученіе, чтеніе изъ закона, какъ видно, было уже окончено и предстояло чтеніе изъ книгъ пророческихъ.
[17] Здѣсь отъ лица Мессіи пророкъ изображаетъ цѣль Его пришествія въ міръ — устроить новый періодъ жизни человѣчества, блаженное время для тѣхъ, кто вѣрою приметъ ученіе Іисуса Христа и будетъ въ жизни исполнять великіе завѣты сего ученія. — Лѣто Господне пріятно — такъ назывался у Евреевъ юбилейный или пятидесятый годъ (см. выше), который, вслѣдствіе объявленія всеобщей свободы, былъ радостнѣйшимъ годомъ и взятъ пророкомъ для изображенія счастливаго для искупленнаго человѣчества времени Царства Христова.
[18] Мессія слово еврейское и означаетъ то же, что и греческое Христосъ — т. е. помазанникъ, и происходитъ отъ помазанія священнымъ мѵромъ. Чрезъ это помазаніе лицамъ избраннымъ или призваннымъ Богомъ къ извѣстному служенію сообщались дары Святаго Духа. Помазанниками назывались цари, пророки и первосвященники. Но въ особенности это наименованіе принадлежитъ Іисусу Христу, потому что на Него излиты всѣ дары Святаго Духа (см. Ис. 11, 1-2). Ему въ высшей степени принадлежитъ святость первосвященника, который непричастенъ злу и имѣетъ священство непреходящее (Евр. гл. 7-10) и вѣдѣніе пророка, просвѣтившаго міръ высшимъ небеснымъ ученіемъ (Лук. 1, 79; 2, 32; Матѳ. 4, 16; Іоан. 1, 4-10; 8, 12; 9, 5; 12, 35-36. 46) и власть и могущество царя, обладающаго всѣми силами неба и земли и все направляющаго къ великимъ цѣлямъ спасенія человѣческаго (Матѳ. 28, 18; Лук. 1, 33; 1 Кор. 15, 25-26).
[19] 1-й вселенскій соборъ былъ созванъ св. Константиномъ Великимъ (память коего 21-го мая) въ 325 г. противъ пресвитера Арія и его сообщниковъ, проповѣдывавшихъ еретическое ученіе о томъ, что Іисусъ Христосъ не есть Богъ. Соборъ, состоявшій изъ 318 епископовъ, осудилъ аріанскую ересь, утвердилъ догматъ о единосущіи Сына съ Богомъ Отцомъ и составилъ первые семь членовъ Символа вѣры, который и по нынѣ исповѣдуетъ православная церковь. — Никея — городъ въ Малой Азіи, въ древности богатый и цвѣтущій, теперь бѣдный и малонаселенный. Завоевавъ его (вторично) въ 1330 г., Турки разрушили лучшія зданія, а церкви обратили въ мечети.
[20] Максенцій — Римскій императоръ (306-312 г.). Онъ преслѣдовалъ христіанъ и отличался жестокостями. Выведенныя изъ терпѣнія Римляне пригласили себѣ на помощь Константина, который подъ спасительнымъ знаменемъ креста одержалъ побѣду надъ войсками Максенція, погибшаго въ волнахъ Тибра. Въ 313 году императоры Константинъ и Ликиній (правившій восточною частью) издали указъ, коимъ религія христіанская была объявлена государственною, наравнѣ съ древнею языческою. Но Ликиній вскорѣ, однако, началъ преслѣдовать христіанъ. Тогда Константинъ обратилъ свое оружіе противъ Ликинія и, окончательно побѣдивъ его въ сентябрѣ 323 года, сдѣлался единымъ властителемъ Римской имперіи. Это событіе и было ближайшимъ поводомъ къ установленію празднованія въ сентябрѣ новолѣтія.
[21] Слово благодать весьма часто встрѣчается въ Св. Писаніи и употребляется въ разлнчныхъ смыслахъ (благоволеніе, милосердіе, любовь), но въ особенности означаетъ спасительную силу Божію, которая, сообщаясь намъ по заслугамъ Іисуса Христа, возраждаеть насъ въ жизнь духовную и совершаетъ наше освященіе и спасеніе. Она называется благодатію, потому что есть благой даръ Отца Небеснаго (см. напр. Ефес. 2, 8). — Противоположность между ветхозавѣтнымъ закономъ и благодатію раскрыта св. Ап. Павломъ въ посланіи къ Римлянамъ, Галатамъ и Евреямъ. Главное отличіе: законъ Моисеевъ предписывалъ заповѣди неудобоисполнимыя во всей ихъ полнотѣ и поражалъ преступника проклятіемъ, не давая ему однакоже достаточно силъ для достиженія законной праведности (Гал. 3, 10); Христова благодать снимаетъ съ человѣка проклятіе законное, оправдываетъ предъ Богомъ, примиривъ съ Нимъ (Гал. 3, 13; Рим. 5, 9-10), прощаетъ и очищаетъ грѣхи и даетъ силы исполнять новозавѣтный законъ такъ, что онъ кажется игомъ благимъ и бременемъ легкимъ (1 Іоан. 1, 9; Матѳ. 11, 30).
[22] Скинія, по объясненію Филарета, митр. Московскаго, представляла Церковь, постепенно устрояемую въ родѣ человѣческомъ вообще и въ каждой душѣ вѣрующей въ особенности. Дворъ, открытый для всего народа, означалъ внѣшнюю церковь и всеобщее къ ней призваніе, а жертвенникъ и умывальница прообразовали христіанскія Таинства крови и воды, которыя входятъ въ нее и запечатлѣваютъ союзъ съ нею. Святилище, предоставленное священникамъ, представляло внутреннюю Церковь, въ которой Христосъ есть и истинный свѣтъ, и хлѣбъ животный, и алтарь, возносящій къ Богу возлагаемыя на него вѣрующими молитвы и благодаренія. Святое святыхъ, доступное только одному Архіерею, означало самый престолъ и владычество Мессіи Богочеловѣка, Котораго прообразовали здѣсь и скрижали закона, и манна, и жезлъ Аарона прозябшій, и Который служитъ для насъ нашимъ искупленіемъ, оправданіемъ, очищеніемъ и освященіемъ. Въ отношеніи къ душѣ нашей, тремя частями своими, скинія означала три степени приближенія нашего къ Богу: внѣшняго очищенія, внутренняго просвѣщенія и таинственнаго соединенія со Христомъ.
[23] Апостолъ здѣсь говоритъ, что христіане находятся въ духовно-таинственномъ единеніи со всею Святою Троицею, такъ какъ Богъ Отецъ, Владыка всѣхъ Его созданій, послалъ въ міръ Единороднаго Сына Своего, чтобы Онъ драгоцѣнною кровію Своею искупилъ грѣшныхъ людей отъ рабства діаволу, а Духъ Святый какъ домостроитель проводитъ заблудшихъ рабовъ въ домъ Божій, сочетаваетъ ихъ со Христомъ и чрезъ благодатные Свои дары, подаваемые въ святыхъ таинствахъ, душу каждую созидаетъ въ духовное жилище для служенія Богу всѣми силами души и тѣла.
[24] Т. е. Ты, Господи, ни въ чемъ не имѣешь нужды; если кто сдѣлаетъ доброе, самъ получаетъ отъ того пользу; Тебѣ же нѣтъ никакого пріобрѣтенія.
[25] Т. е. оправданіе чрезъ Христа Спасителя достигается твердою, сердечною вѣрою въ Него и всецѣлою преданностью убѣжденію въ Его снисшествіи на землю для нашего спасенія и въ Его живоносномъ воскресеніи изъ гроба.
[26] Увѣщевая къ терпѣнію и вѣрѣ, Ап. Павелъ объяснилъ, почему вѣра такъ необходима христіанину: она дѣлаетъ дѣйствительнымъ то, что ожидается, и видимымъ невидимое, она произвела великихъ праведниковъ и дѣйствовала въ нихъ, дѣлая ихъ непобѣдимыми въ опасностяхъ и побуждая ихъ къ страданіямъ. Въ частности слова: заградиша уста львовъ относятся къ пророку Даніилу (Дан. гл. 6); угасиша силу огненную — къ тремъ отрокамъ въ пещи Вавилонской (Дан. гл. 3); избѣгоша острія меча — къ Давиду и прор. Иліи; возмогоша отъ немощи — къ Іову и Езекіи (4 Цар. гл. 20).
[27] Сіонъ — гора, на которой построенъ Іерусалимъ.
[28] Слова Божіи чисты отъ всякой примѣси лжи и обмана, какъ чисто серебро, очищенное чрезъ огонь.
[29] Отъ христіанина требуется для его спасенія не только вѣра (см. выше, прим. 25), но и ея выраженіе, которое въ преизбыткѣ вѣры является (исповѣдуется) само собою.
[30] Изображеніе воина Христова и его оружія см. въ посл. Ап. Павла къ Ефесян. въ гл. 6, ст. 10-18.
[31] Пѣснопѣнія 3-го гласа на вечерни въ среду.
[32] Апостолъ отдаетъ предпочтеніе любви, какъ добродѣтели, совмѣщающей въ себѣ и корень вѣры и плоды упованія, но вмѣстѣ съ тѣмъ, ставя рядомъ съ нею вѣру и надежду, онъ показываеть и ихъ великое достоинство.
[33] Апостолъ заповѣдуетъ не притворную любовь, любовь на словахъ только, а чистую и истинную, которая свидѣтельствуется самимъ дѣломъ.
[34] Слово премудрость, по употребленію въ Св. Писаніи, имѣетъ весьма обширное значеніе и иногда означаетъ Самого Христа, предвѣчное и присносущное Слово Божіе (см. напр. Притч. 8, 1-22. 36; 1 Кор. 1, 24. 30 и др.).
[35] Ветхозавѣтный законъ, какъ буква, безъ всякой внутренней силы, только связывалъ человѣка своими предписаніями, не давая силы для исполненія ихъ, теперь же, когда явился духъ жизни, мы должны служить Богу сообразно этому новому духу жизни, служить свободно и радостно съ надеждою на помощь Божію.
[36] Эти слова Св. Писанія читаются при богослуженіи въ день Индикта въ одной изъ паримій, коихъ положено три. Первая (Ис. 61, 1-9) — пророчество объ Іисусѣ Христѣ, какъ Помазанникѣ, Учителѣ, Спасителѣ и возстановителѣ всѣхъ страждущихъ на землѣ, о распространеніи Церкви Его среди народовъ, о блаженствѣ и славѣ принадлежащихъ къ ней. Это именно пророчество, какъ мы видѣли выше, было прочитано Самимъ Спасителемъ въ Назаретской синагогѣ. — Вторая паримія (Лев. 26, 3-12. 14-17, 19-20. 22. 33. 40-41) содержитъ обѣтованія Господа исполнителямъ заповѣдей Господнихъ и угрозы нарушителямъ; ревностное исполненіе этихъ заповѣдей есть главное условіе благоденствія на землѣ, коего мы обыкновенно желаемъ при наступленіи новолѣтія себѣ и ближнимъ. — Третья паримія (Прем. 4, 7-25) имѣетъ отношеніе къ памяти преп. Симеона Столпника, осуществившаго въ жизни своей уроки истинной мудрости и явившаго торжество благочестія, прославляемое въ книгѣ Премудрости. — Въ VIII в. св. Іоанномъ Дамаскинымъ написано много пѣснопѣній на 1-й день сентября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга первая: Мѣсяцъ Сентябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1903. — С. 3-16.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0