Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День тридцатый.

Страданіе святаго священномученика Зиновія, епископа Эгейскаго, и сестры его Зиновіи.

Другая женщина, не вѣровавшая во Христа, супруга одного, начальника Индиса, страдала той же самой болѣзнью; но врачевствомъ святаго Зиновія и она избавилась отъ своего недуга. Пораженная совершившимся чудомъ, она сама съ своимъ мужемъ и дѣтьми обратилась ко Христу. Всѣ они были просвѣщены святымъ крещеніемъ. Такъ сія жена получила здравіе тѣлесное и пользу для своей души.

Между тѣмъ нечестивый царь Діоклитіанъ воздвигъ на христіанъ страшное гоненіе. Тогда и въ Киликійскую страну прибылъ князь Лисій, чтобы предавать мукамъ всѣхъ исповѣдавшихъ имя Христово. Прежде всѣхъ пострадали въ Эгахъ три христіанскихъ юноши: Клавдій, Астерій и Неонъ. — Схвативъ ихъ, Лисій подвергъ различнымъ мученіямъ и, наконецъ, пригвоздилъ за городомъ на крестѣ. Услыхавъ о святомъ Зиновіѣ, онъ послалъ своихъ воиновъ, чтобы они схватили его. Когда подвижника привели къ Лисію, князь сказалъ ему:

— «Не хочу я входить съ тобою въ долгую бесѣду, ибо знаю, что вы, христіане, любите многословіе: я буду говорить съ тобой кратко: предлагаю тебѣ жизнь или смерть, жизнь — если поклонишься нашимъ богамъ, смерть — если не поклонишься. Выбирай самъ, что хочешь: или принеси жертву, — тогда останешься въ живыхъ, да еще и честь получишь отъ насъ, или можешь оставаться при своемъ заблужденіи, но только потерпишь тогда страшныя муки и погибнешь ужасной смертью».

Святый Зиновій, нисколько не устрашенный словами князя, съ твердостью отвѣчалъ:

— «Сія временная жизнь безъ Христа не есть жизнь, но смерть; нѣтъ, я лучше предпочитаю претерпѣть временныя мученія за моего Создателя, а потомъ съ Нимъ вѣчно жить, нежели отказаться отъ Него ради сей временной жизни и потомъ вѣчно мучиться въ адѣ».

Услышавъ сіи слова, нечестивый князь приказалъ обнажить святаго, повѣсить его на крестѣ и немилосердно бить.

— «Посмотримъ, — говорилъ онъ, — придетъ ли Христосъ спасти его!»

Блаженная Зиновія, узнавъ, что братъ ея, святый Зиновій страдаетъ за Христа, быстро отправилась на то мѣсто, гдѣ мучили святаго. Увидѣвъ, что братъ ея, окровавленный и покрытый ранами, виситъ на крестѣ, она воспылала духомъ и, ставъ предъ мучителемъ, сказала ему:

— «Я — христіанка, какъ и братъ мой; я исповѣдаю Того же Единаго Бога и Господа нашего Іисуса Христа. Посему повели и меня также мучить, какъ мучишь ты моего любимаго брата. Я хочу выпить ту же чашу страданій и вѣнчаться тѣмъ же вѣнцомъ».

Мучитель удивился такому мужеству и рѣшимости святой Зиновіи и сказалъ:

— «Не старайся, женщина, погубить себя, не напрашивайся ты на такое позорное мученіе, гдѣ ты будешь терпѣть стыдъ и переносить страданія. Вѣдь ты будешь испытывать великій стыдъ, когда тебя заставятъ обнажиться; тяжкія страданія тебѣ придется испытать, когда тебя подвергнутъ мученіямъ. Посему я даю тебѣ такой совѣтъ: принеси жертву богамъ, тогда и избавишься отъ всѣхъ золъ».

На сіе святая отвѣчала:

— «Гораздо болѣе можетъ устыдить меня нагота душевная, чѣмъ тѣлесная; несравненно тяжелѣе муки вѣчныя, чѣмъ временныя; пренебрегаю я тѣмъ, что меня обнажатъ, ибо я облеклась во Христа; не боюсь я рукъ мучителей, ибо я сораспялась Христу. Дѣлай, мучитель, что хочешь; ничемъ ты не можешь заставить меня отречься отъ Господа моего Христа».

Тогда Лисій велѣлъ обнажить ее и бить, какъ били брата ея, святаго Зиновія. Не довольствуясь симъ, мучитель приказалъ приготовить желѣзный одръ, положить на немъ обоихъ святыхъ и развесть подъ нимъ огонь:

— «Пусть, — говорилъ онъ, — явится сюда Христосъ и поможетъ вамъ».

Святые же отвѣчали:

— «Христосъ нашъ съ нами, ты не можешь видѣть Его; Онъ орошаетъ насъ съ неба росою Своей благодати, такъ что мы не ощущаемъ сихъ мукъ».

Потомъ святые были брошены въ кипящій котелъ, но и тамъ не испытали никакого вреда: они стояли, какъ бы въ прохладной водѣ, воспѣвая псаломъ Давидовъ: спаслъ еси насъ отъ стужающихъ намъ и ненавидящихъ насъ посрамилъ еси (Псал. 43, 8). Видя сіе, мучитель приказалъ вывесть ихъ за городъ и тамъ усѣчь имъ головы. Съ неизреченной радостью святые шли на смерть; достигнувъ мѣста казни, они стали молиться такъ:

— «Благодаримъ Тебя, Господи Боже нашъ за то, что далъ Ты намъ подвигомъ добрымъ подвизаться, теченіе скончать, вѣру соблюсти. Учини насъ причастниками Твоей славы, сопричти насъ къ лику святыхъ, благоугодившихъ Тебѣ. Благословенъ Ты во вѣки».

Когда святые окончили свою молитву, съ неба раздался гласъ, обѣщавшій имъ вѣнцы и призывавшій ихъ въ вѣчный покой. Между тѣмъ приблизились воины и усѣкли имъ главы. Послѣ такихъ мученій они оставили землю и переселились на небеса [2]. Святыя тѣлеса ихъ цѣлый день лежали на землѣ безъ погребенія: когда же наступила ночь, пресвитеръ Гермогенъ тайно взялъ ихъ и положилъ въ одномъ гробѣ. Такъ сіи святые славятъ теперь непрестанно Отца, и Сына, и Святаго Духа — Единаго Бога, величаемаго всей тварью, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Эги — городъ въ Киликіи (юго-восточной области Малой Азіи), военный морской пунктъ во времена Римскаго владычества.
[2] Святая кончина ихъ послѣдовала 30 октября 285 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 629-633.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0