Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать девятый.

Память преподобной Анны, переименовавшейся Евѳиміаномъ.

— «Зачѣмъ сопрягли съ мужемъ назначенную къ Божественнымъ подвигамъ и трудамъ?», — сказалъ онъ, и затѣмъ, благословивъ святую, отошелъ. Анна же возвратилась въ Византію.

По прошествіи многихъ лѣтъ, беззаконный царь Левъ скончался, и на царскій престолъ вступили благочестивые и православные Константинъ и Ирина [4]. Они пожелали видѣть вышеупомянутаго подвижника съ Олимпа, чтобы получить отъ него назиданіе и выслушать совѣты его [5]. Во время своего пребыванія въ Византіи, подвижникъ снова увидѣлся со своею племянницею, блаженною Анною, и сказалъ ей:

— «Мужайся и крѣпись, чадо, ибо много скорбей перенесешь ты; знай и то, что скоро умретъ мужъ твой, но уже послѣ того, какъ у тебя родится дитя».

Предсказаніе святаго мужа исполнилось: у Анны родился отрокъ, и, когда онъ былъ еще очень юнымъ, мужъ ея захворалъ. Блаженная Анна въ это время готовилась сдѣлаться матерію другого младенца. И, вотъ, по прошествіи шестого мѣсяца отъ зачатія, умеръ мужъ ея. Оплакавъ мужа и похоронивъ его, Анна отдала сына своего, рожденнаго до его смерти, на попеченія одному родственнику; сама же предалась великимъ подвигамъ, молясь то въ томъ, то въ другомь храмѣ. Проводя такую жизнь, она родила другого младенца. Въ это время блаженная Анна снова видѣлась съ олимпскимъ подвижникомъ, который пришелъ тогда съ Олимпа въ Византію. Анна поверглась предъ нимъ на землю и, обнимая ноги его, просила благословенія. Благословивъ ее, старецъ сказалъ:

— «Гдѣ твой отрокъ, жено?»

Анна отвѣтила:

— «Тотъ отрокъ, о которомъ ты предсказалъ мнѣ, пребываетъ у твоего брата и моего благодѣтеля; а вотъ у меня другой отрокъ».

Сказавъ это, блаженная Анна стала стенать и жаловаться на тяжесть своей жизни.

— «Помолись, честной отецъ, о дѣтяхъ моихъ», — говорила она съ горькимъ плачемъ.

На это старецъ сказалъ ей:

— «Не говорилъ ли я тебѣ, что много скорбей предстоитъ перенести праведникамъ. Надобно мужаться и терпѣть; ибо если мы не претерпимъ сихъ скорбей, то не получимъ оправданія; такъ угодно Господу Богу. О дѣтяхъ же своихъ ты не безпокойся, — такъ какъ Господь нашъ и Владыка возьметъ ихъ къ Себѣ».

Тогда Анна, возблагодаривъ Бога, припала къ ногамъ старца и отошла отъ него успокоенною. Вскорѣ предсказаніе олимпскаго подвижника исполнилось, ибо дѣти Анны отошли ко Господу. Раздавъ все имѣніе свое нищимъ, блаженная Анна стала обходить всѣ церкви и святыни Константинополя, усердно предаваясь молитвамъ. Потомъ встрѣтивъ добраго инока-старца, который такъ же, какъ и упоминаемый выше прозорливецъ, подвизался на Олимпѣ, она въ одномъ сокровенномъ мѣстѣ приняла отъ него монашескій постригъ и облеклась въ монашескія мужскія одежды [6], отложивъ свои женскія. Въ такихъ одеждахъ, утаивъ свой женскій полъ, Анна пришла на Олимпъ. Достигнувъ одной киновіи [7], она остановилась предъ вратами обители и стала умолять вратаря, чтобы тотъ допустилъ ее до настоятеля. По обычаю вратарь оповѣстилъ о ней настоятеля, который и призвалъ пришедшую къ себѣ. Припавъ къ ногамъ его, святая Анна молила его, чтобы онъ принялъ ее въ число братіи. Преподавъ ей обычное благословеніе, сей божественный мужъ поднялъ ее и спросилъ:

— «Что означаетъ твое пришествіе къ намъ, и какъ твое имя?»

На это Анна отвѣтила:

— «Пришелъ я къ честной обители твоей ради множества прегрѣшеній моихъ, чтобы провести оставшееся время жизни моей въ чистотѣ и получить себѣ помилованіе отъ Господа въ день судный. Имя же мое Евѳиміанъ, я былъ евнухомъ при дворѣ царскомъ.

И сказалъ святый старецъ:

— «Если ты, дѣйствительно, имѣешь такое помышленіе въ сердцѣ своемъ и желаешь спасеніе душѣ твоей, какъ ты говоришь, то бѣгай дерзновенія и страстей, ибо природа евнуховъ склонна къ страстнымъ помысламъ».

Сказавъ это, старецъ сотворилъ обычную молитву и сопричислилъ блаженную къ братіи. Будучи принята въ число братіи, святая Анна стала усердно упражняться во всякихъ добродѣтеляхъ и особенно въ смиреніи, являя собою высокій образецъ для всѣхъ подвизавшихся въ киновіи иноковъ.

Между тѣмъ, бывшій служитель Анны, которому было поручено окончательное устройство ея домашнихъ дѣлъ, по окончаніи всѣхъ дѣлъ, отправился отыскивать госпожу свою. Обрѣтши инока, постригшаго блаженную, онъ сталъ вопрошать его:

— «Не знаешь ли, гдѣ госпожа моя, которая, оставивъ все земное, взыскала небесное?»

Тотъ отвѣтствовалъ:

— «Что мнѣ извѣстно о ней, чадо, отъ того не буду отрекаться, ибо отъ меня она приняла постриженіе и мною облечена въ иноческій мужской образъ; но гдѣ она теперь, — того не могу знатъ навѣрное. Впрочемъ я слышалъ, что она принята въ число братіи одного изъ Олимпскихъ монастырей. Итакъ пойдемъ вмѣстѣ въ тотъ монастырь, и разспросимъ тамъ о госпожѣ твоей».

Придя къ упомянутой выше киновіи, они стали разспрашивать вратаря и, разузнавъ отъ него относительно искомой, просили вызвать ее къ нимъ. Когда святая вышла, инокъ сказалъ ей, указывая на слугу:

— «Вотъ вѣрный твой слуга, который много пострадалъ, отыскивая тебя».

Потомъ они стали молить ее, чтобы святая поселилась, вмѣстѣ съ ними, въ Олимпской лаврѣ [8]. Блаженная Анна склонилась на ихъ просьбы и, придя къ настоятелю, приняла отъ него и отъ братіи благословеніе и вышла оттуда. Придя, вмѣстѣ съ инокомъ тѣмъ и слугою своимъ, въ Олимпскую лавру, Анна поселилась въ ней и пребывала тамъ долгое время, неустанно трудясь и подвизаясь.

Богъ прославилъ святую подвижницу даромъ чудотворенія. Слухъ о ея чудесахъ достигъ отдаленныхъ странъ, и толпы народа приходили къ иноку Евѳиміану, такъ что обитель не могла вмѣщать всѣхъ приходящихъ. Тогда настоятель лавры извѣстилъ о дѣлахъ Евѳиміана святѣйшаго Тарасія [9], патріарха Константинопольскаго, повѣдавъ ему, что обитель по тѣснотѣ своей не можетъ вмѣстить всѣхъ желающихъ видѣть подвижника. Патріархъ вызвалъ святую Анну въ столицу для бесѣдъ, а потомъ далъ инокамъ лавры болѣе просторное мѣсто, съ повелѣніемъ построить на ней пространную и большую лавру. Когда новая лавра была построена, блаженная Анна поселилась въ ней для дальнѣйшихъ подвиговъ на спасеніе многихъ. И распространялась слава объ ней все дальше и дальше. Но и въ славѣ своей блаженная жена не избѣжала скорбей. Ее ожидали новыя напасти по винѣ одного лже-инока, оказавшагося на дѣлѣ разбойникомъ и пріобщившагося злорадному клеветнику-діаволу. Совершивъ насиліе надъ одной дѣвицей, онъ разгласилъ, что сей грѣхъ сотворенъ Евѳиміаномъ. Но святая Анна не оскорбилась этимъ и ни во что вмѣнила клевету, безропотно перенося постигшую ее напасть. Однако за нее вступилась одна боголюбивая женщина. Услышавъ мерзкую клевету безстыднаго, она сказала:

— «Смотри, братъ, не оказался бы евнухъ, опорочиваемый тобою, святою дѣвственницею, и не пострадать бы тебѣ за грѣхи твои, ибо ты достоинъ огня геенскаго, безславя непорочную и будучи самъ повиненъ въ грѣхѣ».

Но нечестивый лже-инокъ и послѣ того продолжалъ причинять святой Аннѣ обиды и досажденія, пока, по волѣ Божіей, не было обнаружено, что подъ видомъ инока Евѳиміана подвизалась блаженная жена. Такъ была явлена лживость наговора нечестиваго лже-инока, и уличенный въ клеветѣ и въ преступномъ дѣйствіи злодѣй былъ повѣшенъ. Святая же, не желая, чтобы тайна ея была извѣстна многимъ, бѣжала оттуда съ двумя иноками въ одну пустыню. Найдя здѣсь заброшенную церковь и при ней источникъ съ вертоградомъ, она поселилась тамъ, а съ ней вмѣстѣ поселились и два инока изъ Олимпской лавры, сопровождавшіе ее, изъ которыхъ одинъ назывался Евстаѳіемъ, а другой — Неофитомъ. Оттуда блаженная Анна перешла въ страны Исигматскія [10], гдѣ она и подвизалась, подавая всѣмъ исцѣленіе и творя чудеса, пока не была призвана Богомъ въ небесныя обители. Такимъ образомъ, свято поживъ, она отошла къ Богу [11], Коего измлада возлюбила.

Примѣчанія:
[1] Влахерны — мѣстность въ Константинополѣ на западномъ углу города. Во времена процвѣтанія Византійской имперіи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно извѣстны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императоромъ Львомъ I Великимъ (457-474 гг.), при которомъ въ эту церковь въ 474 году положены были честныя ризы Пресвятой Богородицы, перенесенныя изъ Палестины. Здѣсь же вмѣстѣ съ одеждою Богородицы, хранились въ златокованномъ ковчегѣ омофоръ Ея и часть пояса. Подъ омофоромъ Богородицы, или правильнѣе, мафоріемъ (греч. μαφόριον) разумѣется Ея головной покровъ, большое покрывало, которое носила Она на главѣ Своей.
[2] Эта гора находится въ Малой Азіи, на границахъ Фригіи и Виѳиніи. Здѣсь было немало монастырей.
[3] Разумѣется византійскій императоръ Левъ IV Хозаръ, царствовавшій съ 775 по 780 г.
[4] Императоръ Константинъ VI Порфирородный царствовалъ въ 780-797 гг. Императрица Ирина, мать его, сначала, за малолѣтствомъ сына, управляла царствомъ вмѣсто него, а потомъ (въ 797-802 гг.) царствовала отъ своего имени.
[5] Это было во время совѣщаній Вселенскаго собора 787 года объ иконахъ. Подвижникъ и былъ призванъ, несомнѣнно, на соборныя совѣщанія.
[6] Этотъ поступокъ Анны объясняется обстоятельствами того времени. Императоръ Константинъ Копронимъ (съ 741 по 775) навелъ ужасъ лютостями противъ инокинь. Благочестивая Ирина старалась успокоить Церковь; но тогда мало надѣялись на покой въ будущемъ; отчего и возникали предосторожности, напоминающія собою поступокъ Анны.
[7] Киновіями — (отъ греч.: κοινός — общій, и βιός — жизнь) — называются общежительные монастыри, въ которыхъ братія не только столъ, но и одежду и т. п. получаютъ отъ монастыря, по распоряженію настоятеля, а съ своей стороны весь свой трудъ и его плоды предоставляютъ обязательно на общую потребу монастыря.
[8] Лавра — съ греческаго переулокъ, — собственно рядъ келлій, расположенныхъ вокругъ жилища настоятеля въ видѣ переулковъ и обнесенныхъ оградой или стѣной. Иноки въ лаврахъ вели отшельническій образъ жизни и подвизались каждый въ келліи, собираясь вмѣстѣ для Богослуженія въ первый и въ послѣдній день недѣли, а въ остальные дни сохраняя полное безмолвіе; жизнь въ лаврахъ была много труднѣе, чѣмъ въ другихъ обителяхъ. Съ глубокой древности названіе лавры примѣняется къ многолюднымъ и важнымъ по своему значенію монастырямъ, отъ которыхъ маленькіе монастыри (киновіи) часто находились въ зависимости. Названіе лавры впервые появилось въ Египтѣ и затѣмъ въ Палестинѣ. Въ настоящее время наименованіе лавры употребляется у насъ исключительно въ смыслѣ почетнаго названія.
[9] Св. Тарасій былъ патріархомъ Константинопольскимъ съ 784 по 806 г.
[10] Мѣстность Исигматская находилась въ Константинополѣ близъ одного портика, недалеко отъ пристани Іуліанской, имѣвшаго форму греческой буквы Сигмы (Σ), отчего и произошло самое названіе Исигматскій.
[11] Кончина св. Анны послѣдовала въ 826 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 624-628.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0