Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать девятый.

Житіе преподобнаго отца нашего Аврамія Ростовскаго.

Въ его время въ Ростовѣ [3] не всѣ еще приняли святое крещеніе и многіе оставались язычниками: Чудскій конецъ города покланялся каменному идолу Велесу [4]. Обитавшій въ идолѣ нечистый духъ наводилъ страхъ на всѣхъ, и христіане боялись проходить вблизи идола. Преподобный Аврамій пылалъ ревностію искоренить въ Ростовѣ остатки язычества. Онъ молилъ Господа Бога о дарованіи ему силы и благодати Святаго Духа сокрушить идола, но молитва его долго не была услышана.

Однажды преподобный Аврамій, въ скорби и недоумѣніи, сидѣлъ вблизи идола. И вотъ онъ видитъ идущаго къ нему благолѣпнаго старца. Аврамій встаетъ и спѣшитъ къ нему навстрѣчу. Послѣ взаимнаго привѣтствія и благословенія преподобный спрашиваетъ:

— «Откуда идешь, отче, изъ какой ты страны?»

— «Я изъ Царьграда, отче, родомъ; въ землѣ вашей пришлецъ и странникъ. — Скажи мнѣ, отче, почему ты сидишь въ печали близъ этого идола Велеса?»

— «Я молю Господа Бога о томъ, чтобы мнѣ дана была сила сокрушить идола», — отвѣчалъ Аврамій, — «но Господь презрѣлъ мои молитвы, и вотъ я сижу въ печали».

— «Если хочешь, отче, получить желаемое», — сказалъ Аврамію старецъ, — «то иди въ Царьградъ, разыщи домъ Іоанна Богослова, войди въ него, помолись образу святаго Іоанна Богослова, — и не выйдешь тщетно, но получишь желаемое».

Преподобный Аврамій опечалился по причинѣ далекаго пути, но старецъ сказалъ: «Господь Богъ сократитъ твой путь!»

Блаженный Аврамій, исполнившись Святаго Духа, взялъ благословеніе у старца и отправился въ путь, забывъ о его дальности.

Когда преподобный Аврамій, вышедши за городъ, перешелъ рѣку Ишну [5], ему встрѣтился неизвѣстный человѣкъ, видомъ своимъ внушавшій страхъ; почти совсѣмъ безъ волосъ на головѣ, онъ былъ съ большою круглою бородой, на лицѣ его выражалось благоговѣніе; онъ былъ прекрасенъ. Въ рукѣ у него была трость.

Блаженный Аврамій поклонился ему.

Неизвѣстный сказалъ:

— «Куда идешь, старецъ?»

— «Иду отыскивать домъ Іоанна Богослова», — отвѣчалъ Аврамій.

Неизвѣстный сказалъ:

— «Подойди, старецъ, возьми сію трость мою и возвратись назадъ, приступи къ идолу Велесу, ударь его тростію во имя Іоанна Богослова, — и окаянный обратится въ прахъ».

И съ этими словами неизвѣстный сталъ невидимъ.

Блаженный Аврамій понялъ, что это былъ Іоаннъ Богословъ.

Объятый страхомъ и радостью, Аврамій воротился назадъ, безпрепятственно подошелъ къ идолу, ударилъ его тростію во имя Іоанна Богослова, — и идолъ тотчасъ превратился въ прахъ.

На томъ мѣстѣ, гдѣ встрѣтилъ Аврамій святаго старца, онъ поставилъ церковь во имя Іоанна Богослова [6], а тамъ гдѣ стоялъ идолъ Велеса, преподобный, съ благословенія епископа, соорудилъ небольшую церковь во имя Богоявленія Господня, поставилъ при ней кельи, собралъ иноковъ и учредилъ общежитіе [7].

Много зла потерпѣлъ преподобный Аврамій отъ невѣровавшихъ во Христа язычниковъ. Однажды они хотѣли даже разорить и сжечь построенную имъ святыню, но Богъ не попустилъ этого ради молитвъ и терпѣнія преподобнаго.

Однако своимъ ученіемъ и терпѣніемъ преподобный Аврамій въ непродолжительное время всѣхъ невѣрующихъ привелъ ко Христу: крестились всѣ отъ мала до велика и начали ходить на славословіе Божіе и на всенощное бдѣніе, даже женщины и дѣти. Преподобный Аврамій укрѣплялъ сердца ихъ въ вѣрѣ почитаніемъ книжнымъ и поученіемъ духовнымъ. Многіе изъ дѣтей оставляли дома родителей, тайно приходили къ преподобному и принимали монашество. Такъ умножалась братія, которую преподобный поучалъ слову Божію.

Тогда преподобный Аврамій построилъ бóльшую церковь, украсилъ ее, какъ невѣсту Христову, чудными иконами и святыми книгами и завелъ благолѣпное пѣніе.

Князья Ростовскіе, относясь съ великимъ уваженіемъ къ отцу Аврамію, предоставили особыя преимущества основанному имъ монастырю: давали много имѣнія на монастырское строеніе и деревни на содержаніе иноковъ.

Видя возрастаніе и процвѣтаніе монастыря, Ростовскій епископъ, посовѣтовавшисъ съ князьями, возвелъ Авраміевъ монастырь на степень архимандритіи, а преподобнаго Аврамія поставилъ въ архимандриты.

Съ того времени Аврамій сталъ еще усерднѣе подвизаться и прилагалъ труды къ трудамъ, предаваясь посту и молитвѣ; онъ былъ образцомъ для всѣхъ, отличаясь смиреніемъ и показывая нелицемѣрную любовь ко всякому приходящему, равно къ великому и малому.

Исконный ненавистникъ добра, діаволъ, не оставилъ преподобнаго въ покоѣ, вооружился на него и творилъ ему огорченія и днемъ и ночью. Но огражденный Христовою благодатію и крестнымъ знаменіемъ, Аврамій не страшился.

Однажды, когда преподобный Аврамій въ своей кельѣ передъ литургіею, прочитавъ обычныя молитвы ко святому причащенію, хотѣлъ умыть руки передъ отходомъ въ церковь, діаволъ вошелъ въ умывальницу, желая причинить преподобному непріятность. Уразумѣвъ присутствіе нечистаго духа въ сосудѣ, преподобный взялъ честный крестъ, положилъ поверхъ сосуда, оградилъ сосудъ крестнымъ знаменіемъ и такъ оставилъ, долгое время не касаясь его. Бѣсъ, палимый крестною силою, мучился и не могъ выйти изъ сосуда.

У Ростовскихъ князей тогда былъ обычай ѣздить за городъ на охоту и на обратномъ пути заходить въ монастырь, чтобы помолиться въ церкви и получить благословеніе отъ преподобнаго Аврамія. Такъ случилось и теперь. По обыкновенію князья зашли въ келью преподобнаго, но его тамъ не случилось, ибо у него былъ обычай ежедневно трудиться на братію: то онъ кололъ дрова для монастырской пекарни, то мылъ власяницы на братію, то носилъ воду въ поварню. Услышавъ о приходѣ князей, онъ поспѣшилъ въ келью, чтобы благословить ихъ.

Между тѣмъ князья, находясь въ кельѣ въ ожиданіи преподобнаго, замѣтили сосудъ, покрытый честнымъ крестомъ, и недоумѣвали, чтобы это могло значить. Одинъ изъ князей дерзнулъ снять съ сосуда крестъ, чтобы благословиться имъ, — и бѣсъ тотчасъ вышелъ изъ сосуда, какъ дымъ черный и злосмрадный, такъ что устрашилъ всѣхъ присутствовавшихъ.

Когда преподобный приближался къ кельѣ, нечистый духъ встрѣтилъ его при входѣ и сталъ поносить Аврамія и грозить ему:

— «Какъ ты принудилъ меня силою невидимаго Бога мучиться и сожигаться силою крестною, такъ и я сотворю тебѣ пакость, въ скоромъ времени одолѣю тебя: возведу на тебя клевету, предамъ тебя мукамъ и позору: ты будешь посаженъ на пѣгой ослицѣ безъ сѣдла и обутъ въ женскіе красные башмаки. И многое другое потерпишь ты, какъ и я потерпѣлъ отъ тебя».

Преподобный оградился крестнымъ знаменіемъ, и бѣсъ тотчасъ же исчезъ.

Когда Аврамій вошелъ въ келью, князья стали спрашивать о происшедшемъ, о злосмрадномъ дымѣ, вышедшемъ изъ накрытаго крестомъ сосуда, но преподобный ничего не сказалъ объ этомъ, а только благословилъ князей съ душеполезнымъ наставленіемъ и отпустилъ съ миромъ.

Спустя нѣкоторое время, желая отомстить преподобному, бѣсъ принялъ образъ нѣкоего воина, явился къ великому князю во Владиміръ и сталъ возводить на Аврамія тяжкія обвиненія.

— «Государь, я хочу повѣдать тебѣ великую тайну, — говорилъ бѣсъ, — есть въ твоей державѣ, въ городѣ Ростовѣ, нѣкій монахъ Аврамій, волхвъ, который, однако, съ виду кажется смиреннымъ и святымъ и прельщаетъ людей. Онъ нашелъ въ землѣ великое хранилище, мѣдный сосудъ, наполненный золотомъ, который по праву долженъ принадлежать твоей державѣ. Золотыхъ сосудовъ, найденныхъ въ этомъ хранилищѣ, золотыхъ поясовъ и цѣпей невозможно оцѣнить и невозможно исчислить серебра и иныхъ драгоцѣнностей. На эти сокровища онъ построилъ великую церковь, а тебѣ не повѣдалъ».

Великій князь воспылалъ гнѣвомъ на преподобнаго и послалъ за нимъ одного лютаго воина, приказавъ взять Аврамія, не говоря ему ни слова, и привести въ такомъ видѣ, въ какомъ найдетъ его.

Все это произошло по внушенію злого духа.

Когда посланный княземъ воинъ явился, преподобный, послѣ соборной молитвы, стоялъ на молитвѣ келейной въ одной власяницѣ и безъ обуви. Воинъ безъ всякой милости, не давъ преподобному ни слова вымолвить, ни одѣться, ни обуться, взялъ его съ собою на коня и погналъ къ городу Владиміру.

На другой сторонѣ Ростовскаго озера попался имъ человѣкъ, пахавшій на пѣгой ослицѣ и державшій въ рукѣ красные женскіе башмаки. Воинъ посадилъ преподобнаго на ослицу, обулъ его въ женскіе башмаки и быстро доставилъ его въ такомъ позорномъ видѣ къ великому князю.

Великій князь приказалъ поставить предъ собою и воина-обвинителя.

Мнимый воинъ повторилъ тѣ же слова противъ преподобнаго относительно хранилища драгоцѣнностей, что и прежде.

Преподобный, услышавъ это, воздѣлъ руки къ небу и запретилъ духу лукавому, говоря:

— «Запрещаю тебѣ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, скажи мнѣ, кто ты, такими словами оклеветавшій меня?»

Бѣсъ затрепеталъ и сказалъ:

— «Я бѣсъ, искони ненавидящій добро въ человѣческомъ родѣ, особенно же въ инокахъ, боящихся Бога. Видишь, старецъ, что я прежде сказалъ тебѣ, то и сдѣлалъ — за то, что ты меня мучилъ въ убогомъ твоемъ сосудѣ».

Сказавши это, бѣсъ мгновенно исчезъ.

Великій князь, видя діавольскую прелесть и поруганіе стоявшаго предъ нимъ преподобнаго, объятъ былъ великимъ страхомъ, равно и всѣ окружавшіе князя. И началъ князь молить преподобнаго о прощеніи и говорилъ со слезами:

— «Отче, я виновникъ твоего невольнаго прихода, я жестоко оскорбилъ тебя. Прости мнѣ, отче, все то, чѣмъ я тебя прогнѣвалъ. Врагъ, отче, помрачилъ мое сердце и возбудилъ во мнѣ ярость противъ тебя и повергъ меня во грѣхъ».

Старецъ сказалъ:

— «Господь проститъ тебя, государь, ибо это дѣло древняго врага діавола, а потому, государь, не дивись сему: искони враждуя противъ людей, онъ особенно привыкъ причинять препятствія боящимся Бога».

Князь, видя смиреніе преподобнаго и тихія и кроткія слова его, какъ будто старецъ не испыталъ никакого зла, еще болѣе принялся ублажать его и воздалъ ему великую честь.

На устроеніе монастыря князь пожаловалъ много домовъ, селъ и рабовъ, сдѣлалъ Авраміевъ монастырь своимъ монастыремъ и поставилъ его выше всѣхъ прочихъ монастырей Ростовскихъ и все это утвердилъ жалованными грамотами.

Послѣ всего этого князь отпустилъ преподобнаго съ великою честію.

Преподобный Аврамій жилъ въ своемъ монастырѣ въ великомъ смиреніи, прилагая труды къ трудамъ, и съ миромъ отошелъ ко Господу, Коего измлада возлюбилъ [8].

Примѣчанія:
[1] Жизнь преподобнаго Аврамія Ростовскаго излагается здѣсь по древнѣйшему «житію», которое съ сокращеніями пересказано въ Прологѣ и съ нѣкоторыми позднѣйшими добавленіями въ Великихъ Минеяхъ-Четьихъ митр. Макарія. Древнее житіе преподобнаго Аврамія впослѣдствіи дважды дополнялось, главнымъ образомъ въ начальной части, гдѣ разсказывается о жизни Аврамія до пришествія его въ Ростовъ.
[2] Въ первичномъ дополненіи сообщается, что Аврамій родился въ предѣлахъ Галицкихъ, въ городѣ Чухломѣ (нынѣ Костромской губерніи), отправился въ Новогородскіе предѣлы для ознакомленія съ иноческимъ подвижничествомъ въ тамошнихъ обителяхъ и принялъ постриженіе въ Валаамскомъ монастырѣ на Ладожскомъ озерѣ. Во вторичномъ дополненіи говорится, что родители Аврамія, въ Чухломѣ, были еще язычники. Аврамій назывался сначала Иверикъ и до осмнадцати лѣтъ лежалъ на одрѣ болѣзни въ разслабленіи и не могъ ходить. Новогородскіе захожіе купцы сообщили ему первые начатки христіанскаго ученія. Иверикъ послѣ глубокаго размышленія увѣровалъ во Христа, внезапно получилъ исцѣленіе отъ болѣзни, отправился въ Новогородскіе предѣлы и на Валаамѣ принялъ крещеніе съ именемъ Аверкія, а потомъ и постриженіе въ иноки съ именемъ Аврамія.
[3] Здѣсь разумѣется древній Ростовъ, называвшійся Ростовомъ Великимъ; уѣздный городъ Ярославской губерніи на шоссе и при желѣзной дорогѣ изъ Ярославля въ Москву; Ростовъ стоитъ при озерѣ, которое называется Ростовское или Неро.
[4] Подъ Чудскимъ концомъ нужно разумѣть часть города по лѣвую сторону дороги изъ Ярославля. — Языческій богъ древнихъ русскихъ славянъ Велесъ иначе называется Волосомъ, который, по лѣтописямъ, считался покровителемъ скота.
[5] Рѣка Ишна пересѣкаетъ дорогу изъ Ростова въ Москву при своемъ впаденіи въ озеро Неро близъ самаго города Ростова, въ четырехъ верстахъ отъ того мѣста, гдѣ стоялъ идолъ Велеса.
[6] Съ тѣхъ поръ до настоящаго времени вблизи рѣки Ишны существуетъ храмъ во имя Іоанна Богослова. Существующая въ настоящее время церковь — деревянная, представляющая собою рѣдкую древность: она построена въ 1687 году, на средства Авраміева Богоявленскаго монастыря, за которымъ село Богословское подтверждено было грамотою царя Ѳеодора Іоанновича въ 1587 году. По учрежденію монастырскихъ штатовъ въ XVIII вѣкѣ, Богословская церковь стала самостоятельною приходскою, но, по малочисленности прихода, еще въ 1804 году приписана къ сосѣдней Юрьевской слободѣ, причтомъ которой и совершается въ ней богослуженіе разъ въ мѣсяцъ.
[7] Основанный преподобнымъ Авраміемъ Богоявленскій монастырь существуетъ и въ настоящее время на томъ же мѣстѣ, въ одной верстѣ отъ Ростовскаго кремля, при въѣздѣ въ Ростовъ отъ Ярославля, по лѣвую сторону дороги.
[8] Преподобный Аврамій погребенъ былъ въ основанномъ имъ монастырѣ. Святыя мощи его въ настоящее время почиваютъ открыто въ серебряной ракѣ въ придѣлѣ его имени при главномъ монастырскомъ каменномъ храмѣ во имя Богоявленія Господня, построенномъ по повелѣнію и на средства царя Ивана Васильевича Грознаго и освященномъ въ его присутствіи 2 октября 1553 года. Царь Иванъ Васильевичъ не разъ бывалъ въ Ростовѣ и покланялся тамошнимъ святынямъ. Въ одно изъ посѣщеній Авраміева монастыря, еще до взятія Казани, онъ взялъ хранившійся при гробницѣ Аврамія жезлъ, которымъ преподобный сокрушилъ идола. Мѣдный крестъ, служившій рукоятью жезла, до сихъ поръ хранится въ отдѣльной кіотѣ въ аркѣ при входѣ въ придѣлъ преп. Аврамія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 617-624.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0