Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать девятый.

Память святой великомученицы Анастасіи Римляныни.

— «Эта дѣвица — говорили они — не только не хочетъ имѣть мужа, но надъ образомъ жизни нашей надругается, насмѣхается надъ богами нашими и вѣруетъ въ Распятаго».

Услышавъ о красотѣ Анастасіи, военачальникъ немедленно послалъ своихъ слугъ привести ее. Пришедши, слуги долго не могли отворить воротъ монастыря, такъ что принуждены были взять топоры и выломать двери. Постницы, увидавъ сіе, сильно убоялись, и, отворивъ другія двери съ противоположной стороны, убѣжали изъ монастыря. Игуменія же Софія не выпустила Анастасіи, говоря:

— «Дитя мое, Анастасія! Не страшись, потому что наступило время подвига, за который Женихъ твой Іисусъ Христосъ хочетъ увѣнчать тебя. Я не желаю, чтобы ты убѣгла изъ монастыря, не желаю лишить мученическаго вѣнца тебя, мою жемчужину, которую я, взявши трехъ лѣтъ, воспитала и до настоящаго времени охраняла, какъ зеницу ока».

Когда воины ворвались въ монастырь, къ нимъ вышла Софія со словами:

— «Кого вы ищете и чего требуете?»

Они отвѣтили:

— «Старица! Выдай намъ дѣвицу Анастасію, которую ты держишь при себѣ, такъ какъ военачальникъ Провъ требуетъ ее».

— «Да, я съ радостію отдамъ вамъ ее, — отвѣчала Софія, — только умоляю васъ, господа, подождите часа два, пока я ее наряжу, чтобы она сдѣлалась угодною глазамъ господина вашего».

Слуги, предполагая, что Софія желаетъ украсить ее обычными мірскими одеждами и украшеніями, согласились подождать. Мать же духовная, Софія, желая украсить свою дочь душевными красотами, дабы она содѣлалась угодною Жениху Небесному, взяла и ввела ее въ церковь. Поставивъ ее предъ алтаремъ, Софія съ плачемъ стала говорить ей:

— «Дитя мое, Анастасія, теперь предстоитъ самымъ дѣломъ показать тебѣ усердную любовь къ Господу. Въ настоящее время тебѣ надлежитъ стоять за своего возлюбленнаго Жениха-Христа до крови и доказать, что ты истинная Его невѣста. Возлюбленная моя дочь! я умоляю тебя: не допусти обольстить тебя языку, изощренному наподобіе бритвы, не обольщайся славою и подарками суетнаго міра и не страшись временныхъ мукъ, которыя исходатайствуютъ тебѣ вѣчную жизнь. Вотъ открытъ предъ тобою чертогъ Жениха; вотъ уготованный тебѣ одръ покоя вѣчнаго; вотъ и сплетенный для тебя вѣнецъ; вотъ уже тебя призываютъ на бракъ Жениха: иди же къ Нему съ веселіемъ, иди обагренная кровію, какъ бы одѣтая въ брачную одежду. Умоляю тебя, дитя мое, внимай словамъ моимъ и припомни мои труды и хлопоты о тебѣ, какъ я воспитала тебя, взявши тебя съ дѣтства и всѣ старанія прилагала къ тому, чтобы представить тебя чистой невѣстой Царю славы. Объ этомъ я заботилась, объ этомъ молилась, этому обучала тебя день и ночь, именно, чтобы ты навсегда соединилась съ Господомъ всѣмъ сердцемъ и душою. Итакъ, дочь моя, не посрами меня — твою мать — нынѣ предъ Господомъ и не сведи преждевременно во гробъ моей старости. Если я услышу что-либо о тебѣ такое, что противно Христовой любви, то я внезапно умру. А если услышу, что ты за любовь ко Христу стоишь крѣпко и за Него не щадишь своей жизни, тогда я буду матерью веселящеюся о своей дочери (ср. Псал. 112, 9); «тогда вознесется яко единорога рогъ мой, и старость моя въ елеи маститѣ» (Псал. 91, 11). Итакъ, дочь моя, не пощади твоей тѣлесной красоты и не полюби временной жизни. Когда же тебя будутъ обольщать коварными словами, ты «не дай уклониться сердцу твоему къ словамъ лукавымъ» (Псал. 140, 4); когда же станутъ устрашать мученіями — ты говори: «страха вашего не убоюся, ниже возмятуся, яко со мною Богъ мой» (ср. Ис. 8, 12); когда станутъ немилосердно бить тебя, ты «не убойся отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити» (Матѳ. 10, 28). Станутъ ли терзать и строгать твою плоть, ты, въ твоихъ страданіяхъ, радуйся, потому что въ своей плоти восполняешь лишеніе скорбей Христовыхъ (Кол. 1, 24). Станутъ ли разсѣкать тебя на части, ты вспомни, что и волосы на головѣ твоей сочтены отъ Господа (Матѳ. 10, 30), Который сохранитъ всѣ твои кости и ни одна изъ нихъ не погибнетъ (Псал. 33, 21). Захотятъ ли отсѣчь тебѣ голову, ты смотри на главу всей Церкви — Христа, Который есть слава твоя и возноситъ голову твою (Псал. 3, 4). Не бойся, дитя мое, жестокаго страданія. Женихъ твой невидимо предстанетъ предъ тобою, облегчитъ твои болѣзни и избавитъ тебя отъ тяжкихъ мученій. И когда ты застонешь, Онъ дастъ тебѣ отраду; когда изнеможешь, Онъ укрѣпитъ тебя; когда падешь отъ ранъ, Онъ подниметъ; когда наполнишься горестей по причинѣ лютыхъ язвъ, Онъ усладитъ твое сердце, прохладитъ твою душу и не отступитъ отъ тебя до тѣхъ поръ, пока, исторгши тебя изъ рукъ мучителей, не введетъ тебя въ небесный Свой чертогъ и, созвавъ всѣ силы ангельскія и лики всѣхъ святыхъ, даруетъ тебѣ блаженство и увѣнчаетъ тебя, какъ Свою невѣсту, нетлѣннымъ вѣнцомъ и ты станешь соцарствовать съ Нимъ въ вѣчной славѣ».

Анастасія отвѣчала:

— «Готово сердце мое пострадать за Христа, готова душа моя умереть за сладчайшаго для меня Іисуса, такъ какъ всѣ желанія мои и воздыханія направлялись къ тому, чтобы имѣть возможность во свидѣтельство любви моей къ дорогому для меня Господу, положить за него мою душу. Теперь же, такъ какъ наступило время исполненія моего желанія, то я съ радостью предстану передъ моимъ мучителемъ и стану исповѣдывать всесвятое имя Бога моего. Ты, мать и госпожа моя, не бойся за меня, не сомнѣвайся о моей юности: я вѣрую Господу моему Іисусу Христу и Онъ укрѣпитъ меня, Свою рабу. Возлюбленная моя мать, моли и ты Его, чтобы Онъ не оставилъ меня и не отступилъ отъ меня до тѣхъ поръ, пока я не окончу за имя Его подвигъ мученія и не посрамлю возстающаго на насъ врага».

Бесѣда ихъ продолжалась долѣе двухъ часовъ, такъ что посланные военачальникомъ слуги, не дождавшись ихъ, сами отправились за ними въ церковь. Здѣсь они застали святыхъ женъ, которыя занимались не тѣлеснымъ украшеніемъ, но умиленно бесѣдовали и взаимно утѣшали и утверждали себя въ Господѣ. Разгнѣвавшись, они схватили Анастасію, какъ волки овцу, наложили желѣзныя цѣпи на ея шею, и потащили въ городъ, гдѣ и привели ее къ военачальнику. Она же, стоя передъ нимъ, свои духовныя очи обратила къ своему Жениху, Христу. Всѣ видѣвшіе Анастасію удивлялись ея красотѣ, смиренному взору и кроткому лицу ея. Военачальникъ обратился къ ней со словами:

— «Какого ты рода, какой вѣры и какъ тебя зовутъ?»

Потупивъ взоръ, святая тихимъ голосомъ отвѣчала:

— «Я дочь одного изъ гражданъ города Рима, воспитана я въ христіанскомъ благочестіи, а имя мое — Анастасія».

Военачальникъ сказалъ:

— «Сіе имя у римлянъ необычное, и я не знаю, чтó значитъ Анастасія?»

— «Анастасія» — отвѣчала святая, — значитъ возстаніе, такъ какъ Богъ возстановилъ меня говорить противъ тебя до тѣхъ поръ, пока я не одолѣю отца твоего — сатану».

Военачальникъ продолжалъ:

— «Дѣвица, отвѣчай мнѣ кротко, чтобы не возбудить во мнѣ гнѣва: вѣдь, я щажу твою молодость и не хочу погубить твоей красоты; послушай же меня какъ отца, желающаго разумно тебѣ посовѣтовать. Зачѣмъ ты прельстилась вреднымъ ученіемъ христіанскимъ и понапрасну губишь свои годы, лишаясь хорошей жизни и наслажденій, которыя боги дали людямъ для веселья? Что за утѣшеніе избѣгать общества людей и проводить жизнь въ уединеніи? Что за прибыль самовольно отдавать себя на мученіе и смерть за Распятаго? Не лучше ли поклониться нашимъ безсмертнымъ богамъ, взять честнаго, благороднаго мужа, веселиться среди наслажденій, радоваться дѣтьми, жить посреди добрыхъ людей въ славѣ и почетѣ, владѣть многимъ имѣніемъ, золотомъ и серебромъ и не губить въ крайней бѣдности и нищетѣ своей жизни, дарованной богами для благополучнаго существованія. Итакъ, я совѣтую тебѣ, подойди и поклонись богамъ и немедленно будешь имѣть мужа высокороднаго, почетнаго, славнаго и богатаго, близкаго къ царскому престолу и имѣющаго большую силу. Вмѣстѣ съ нимъ и ты будешь пользоваться большимъ почетомъ и во всѣ дни твоей жизни будешь наслаждаться всѣми благами».

Святая Анастасія, поднявъ опущенные внизъ свои глаза и взглянувъ на военачальника, на сіи слова отвѣчала:

— «Мой мужъ, мое богатство, жизнь и мое веселіе — есть Господь мой Іисусъ Христосъ, отъ Котораго ты не отвратишь меня твоими соблазнительными словами, не обольстишь меня, какъ Еву змій, не усладишь для меня горькой вашей погибели и страхомъ мученій не отлучишь меня отъ моего Господа, за Котораго, если бы было возможно, я готова претерпѣть мученіе сто разъ».

Военачальникъ приказалъ предстоявшимъ бить ее въ лицо, приговаривая: такъ ли ты должна отвѣчать свѣтлѣйшему властелину? Затѣмъ, желая посрамить ее, онъ приказалъ разодрать на ней одежду и нагою выставить ее предъ всѣми и спросилъ ее:

— «Пріятно ли тебѣ, дѣвица, обнаженной стоять передъ глазами всѣхъ?»

— «Безумный, безстыдный и исполненный веяческой нечистоты, — отвѣчала святая. — Это не мой стыдъ, но твой, такъ какъ Господь мой знаетъ, что солнце никогда не видѣло моей наготы, а ты меня выставилъ нагою на глаза столь многихъ людей; знай, что ты посрамилъ себя больше, нежели меня. Вѣдь меня, ради сего стыда, Женихъ мой покроетъ одеждою славы, а тебя на вѣки покроетъ стыдъ лица твоего и всякій разумный человѣкъ теперь скажетъ: если бы военачальникъ не былъ безстыжимъ и исполненнымъ нечистой похоти, онъ не обнажалъ бы для зрѣлища всѣхъ дѣвическаго тѣла».

И, обратившись къ обнажившимъ ее, она произнесла:

— «Если вы обнажили мое тѣло, если приготовили для меня и орудія различныхъ мученій, то зачѣмъ же вы медлите? Бейте, рубите, терзайте, покрывайте ранами обнаженное тѣло, покрывайте кровью открытый стыдъ; вотъ, вы видите меня приготовленную къ мукамъ и не надѣйтесь что-либо другое услыхать отъ меня, какъ только то, что я желаю умереть за моего Христа».

Тогда, по повелѣнію военачальника, она была растянута и привязана къ четыремъ столбамъ внизъ лицемъ; подъ нее подложили огонь съ сѣрой и смолой и мучили ее снизу огнемъ и зловоннымъ дымомъ, а по спинѣ, безъ милости, били иалками. Святая же Анастасія, страдая отъ ударовъ, задыхаясь въ дыму и опаляемая огнемъ, терпѣла и, вмѣсто стона, произносила до конца Давидовъ псаломъ: «Помилуй мя, Боже». Она была до тѣхъ поръ бита, пока не изнемогли палачи. Послѣ сего, отвязавъ ее отъ столбовъ и снявъ съ костра, привязали ее къ колесамъ и, вращая колесо, переломали всѣ ея кости и изорвали жилы. Она же молилась ко Господу:

— «Прибѣжище мое и Защитникъ мой, не отступай отъ меня, такъ какъ душа моя изнемогаетъ въ болѣзни и кости мои сокрушены».

Послѣ этой молитвы колесо вдругъ остановилось, и святая мученица, отвязанная невидимою силою, оказалась совершенно невредимою и здоровою. Всѣ бывшіе здѣсь были страшно изумлены при видѣ таковаго чуда. Военачальникъ же не только не образумился, такъ какъ злоба ослѣпила его, но съ большею свирѣпостію снова сталъ мучить святую иными муками: онъ приказалъ, повѣсивши, строгать ребра и терзать тѣло ея. Она же претерпѣвала все сіе мужественно и къ одному только Богу возводила свои очи, говоря:

— «Женихъ мой, взгляни на мою болѣзнь, которую я переношу ради Тебя и благоволи ко мнѣ, непотребной Твоей рабѣ, чтобы сдѣлалось для Тебя пріятнымъ пролитіе моей крови, и чтобы я не была отвержена отъ лика святыхъ мученицъ».

Послѣ сего она была снята съ дерева, и военачальникъ спросилъ ее:

— «Анастасія! хорошо ли тебѣ нынѣ?»

— «Весьма хорошо, — отвѣчала святая, — потому что, какое мученіе за того, кого я люблю больше всей жизни моей, не стало бы для меня хорошимъ и пріятнымъ?»

Военачальникъ продолжалъ:

— «Если тебѣ мученія за Распятаго доставляютъ удовольствіе, то я увеличу ихъ».

Онъ приказалъ бритвой отрѣзать сосцы ея. Истекая кровію, святая стала сильно изнемогать и попросила напиться воды. Одинъ изъ стоящихъ тамъ близко, по имени Кириллъ, принесъ и подалъ ей воду. Она же, выпивши немного, сказала подавшему:

— «Да не лишишься ты воздаянія отъ Господа, потому что Онъ сказалъ: «кто напоитъ васъ чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вамъ, не потеряетъ награды своей» (Марк. 9, 41).

Военачальникъ сказалъ ей:

— «Довольно ли для тебя мученій, или желаешь еще подвергнуться мученіямъ?»

— «Дѣлай, что хочешь, — отвѣчала святая, — мой Богъ силенъ и укрѣпитъ мою изнемогающую силу на большія мученія, и низложить твою гордыню».

Мучитель приказалъ вырвать у нея съ пальцевъ ногти, потомъ отсѣчь ея руки и ноги, а также выбить всѣ ея зубы.

Святая стала снова изнемогать и попросила воды, а изъ устъ ея изливалась рѣка крови. Кириллъ снова немного напоилъ ее. Мучитель, замѣтивъ Кирилла, напоившаго водою мученицу и подумавъ, что онъ христіанинъ (что и было въ дѣйствительности), приказалъ немедленно убить его мечемъ. Будучи усѣченъ, блаженный Кириллъ отошелъ ко Господу получить свою награду за чашу холодной воды, которую онъ, во имя Христа, напоилъ Христову мученицу. Освѣжившись водою, святая немного отдохнула и молилась, говоря:

— «Боже, Спасителю мой, не оставь меня!»

Когда же военачальникъ приказалъ отрѣзать ей языкъ, святая говорила:

— «Беззаконный кровопійца! если ты отрѣжешь мнѣ и языкъ, то сердце мое не перестанетъ взывать къ Господу. Господь же послушаетъ молящихся ему и въ молчаніи».

Слуга, взявъ клещи, вложилъ ихъ въ уста святой, сильно вытянулъ ими языкъ ея и отрѣзалъ. Народъ сталъ возмушаться, укоряя и ругая военачальника за таковое лютое и безчеловѣчное мученіе. Военачальникъ же, разгнѣвавшись на народъ, приказалъ вывести святую за городъ и отсѣчь мечемъ честную ея голову. Такимъ образомъ, святая и достохвальная великомученица Христова Анастасія совершила подвигъ мученія. Святое тѣло ея было брошено безъ погребенія на съѣденіе птицамъ и звѣрямъ, но, по Божественному покровительству, оно сохранилось неприкосновеннымъ. Съ наступленіемъ ночи, блаженной старицѣ Софіи явился ангелъ и повелѣлъ ей взять лежавшее за городомъ на полѣ тѣло святой Анастасіи. Софія, взявъ чистое полотно, вышла изъ монастыря и не знала, куда идти. Усердно помолившись Богу, она пошла и, руководимая Самимъ Богомъ, дошла до мѣста, гдѣ находилось святое тѣло духовной ея дочери, которое она стала лобызать и омывать, какъ бы водою, обильными слезами, съ такими словами:

— «Дочь моя возлюбленная, которую я воспитала въ трудахъ и безмолвіи, въ постѣ и молитвахъ, сохраняла въ дѣвствѣ и цѣломудріи, поучала страху Божію и Его святой любви, сладчайшая дочь моя, о которой я всегда соболѣзновала, до тѣхъ поръ, пока до конца не пребыла ты вѣрной Христу! Благодарю тебя, что ты послушала меня, убогой своей матери, и исполнила мое желаніе. Не понапрасну я трудилась для тебя, потому что ты предстала предъ своимъ Женихомъ въ брачномъ одѣяніи твоего непорочнаго дѣвства, изукрасившись твоею кровію. Итакъ, умоляю тебя теперь не какъ дочь, но какъ мать и госпожу мою, будь твоими къ Богу молитвами утвержденіемъ въ моей старости и, блаженствуя съ Господомъ, поминай меня. Когда же Онъ повелитъ мнѣ отойти отъ моего бреннаго тѣла, умоли благость Его; чтобы Онъ былъ милостивъ къ моимъ грѣхамъ».

Плача такъ, она помышляла о томъ, что станетъ дѣлать: она была одна, и притомъ весьма слаба: едва-едва ходила она съ палкою и не имѣла возможности ни взять и понести то святое тѣло, ни тамъ на мѣстѣ похоронить его, и потому скорбѣла, недоумѣвая, что будетъ дѣлать. И вотъ, по Божію усмотрѣнію, какіе то два неизвѣстныхъ ей мужа, почтенные на взглядъ, добрые по словамъ, по вѣрѣ христіане, заставъ старицу плачущею надъ тѣломъ, помогли ей и, собравъ отсѣченныя части тѣла, руки и ноги (такъ какъ онѣ туда же были выброшены изъ города) и святую главу, все сіе приложили къ тѣлу, каждый членъ къ своему мѣсту, и, обвивъ полотномъ, понесли въ нѣкое почетное мѣсто, гдѣ, при пѣніи надгробныхъ пѣснопѣній, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа, похоронили сіе многоцѣнное сокровище.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 593-602.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0