Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать восьмой.

Страданіе святой великомученицы Параскевы.

Достигнувъ совершеннолѣтняго возраста, дѣвица Параскева стала подражать вѣрѣ и дѣламъ своихъ родителей. Она начала тратить свое имущество не на украшеніе своей юной красоты и молодости и не на роскошную жизнь, но на одѣяніе нагихъ, пропитаніе голодающихъ, угощеніе странниковъ. Параскева не обращала никакого вниманія на своихъ жениховъ, домогавшихся сожительства съ нею: она скоро содѣлалась невѣстою Единаго безсмертнаго Жениха, Единороднаго Сына Божія, для Котораго и жила въ святости и праведности. Пресвятое Имя Его она исповѣдывала предъ людьми непрестанно, всякій день, приводя ихъ тѣмъ къ познанію истины.

Нѣкоторые изъ людей увѣровали въ Господа нашего Іисуса Христа, а другіе, невѣрующіе, злословили святую. Параскева же смѣло проповѣдывала предъ ними слово Божіе и изобличала суету бездушныхъ идоловъ. Не желая слушать отъ нея таковыхъ обличеній, невѣрующіе граждане схватили ее и предали побоямъ, а потомъ ввергли въ темнипу.

Въ то время въ Иконію пришелъ нѣкій военачальникъ, присланный въ эту страну императоромъ Діоклитіаномъ съ цѣлію истребить тамъ всѣхъ христіанъ. Граждане, приступивъ къ нему, сказали:

— «Свѣтлѣйшій военачальникъ, въ семъ городѣ есть дѣвица, которая вѣруетъ въ Распятаго Христа и проповѣдуетъ Его; она занимается волшебствомъ и немало уже людей отвратила своимъ чародѣйствомъ отъ принесенія жертвъ нашимъ богамъ. Она не перестаетъ произносить хуленія на изображенія нашихъ боговъ и на самодержца. Услышавъ царское приказаніе о томъ, что должны быть казнены всѣ непоклоняющіеся богамъ, мы схватили сію дѣвицу и держимъ ее въ темницѣ».

Выслушавъ сіе, военачальникъ приказалъ представить святую дѣвицу къ себѣ на судъ; когда святая мученица шла на судилшце, ее осѣнилъ Святый Духъ, и лицо ея сдѣлалось свѣтлымъ, такъ что всѣ взирающіе на нее удивлялись и говорили:

— «Посмотри! Она нисколько не удручена печалію, лицо ея даже какъ будто сіяетъ».

Когда она стала предъ судьями, военачальникъ посмотрѣлъ на нее и, удивившись красотѣ и благородству ея лица, сказалъ предстоявшимъ:

— «Вы напрасно оклеветали сію прекраснѣйшую дѣвицу: вѣдь, невозможно погубить такую солнцеобразную красоту».

И онъ сказалъ ей:

— «Дѣвица, скажи намъ твое имя!»

Святая Параскева отвѣчала:

— «Я — христіанка, раба Христова».

Военачальникъ сказалъ:

— «Созерцаніе красоты твоего лица склоняетъ меня къ кротости, а исходящія изъ твоихъ устъ слова возмущаютъ до глубины души: я не желаю слышать такихъ рѣчей!»

Святая отвѣчала:

— «Всякій правитель, производящій справедливый судъ, слыша правду, радуется, а ты, выслушавъ сказанную мною истину, прогнѣвался».

Мучитель на это сказалъ:

— «Я потому гнѣваюсь, что не получилъ отъ тебя отвѣта; вѣдь я спросилъ тебя о твоемъ имени, а ты мнѣ его не сказала».

Святая отвѣчала:

— «Прежде всего мнѣ надлежало сказать мое имя по вѣчной жизни, а потомъ уже объявить имя по жизни временной. Итакъ, я сказала свое имя по жизни вѣчной, что я христіанка, Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевою, такъ какъ родилась въ день Параскевы» (Параскева по гречески значитъ — пятница).

— «Родители мои, — продолжала святая, — шестой день, который есть день вольныхъ и животворящихъ страстей Господа нашего Іисуса Христа, всегда почитали постомъ, молитвами и милостынями. Такъ они дѣлали въ честь Христа, вѣруя, что изъ-за любви къ роду человѣческому въ этотъ день Онъ излилъ Свою кровь и положилъ за насъ на крестѣ Свою жизнь. Богъ и даровалъ имъ плодъ честнаго ихъ супружества — меня, недостойную Свою рабу, въ тотъ именно день, который они добродѣтельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Имъ заблагоразсудилось дать мнѣ то имя, которымъ называется этотъ день, и вотъ отъ дня Параскевы и я именуюсь Параскевою, — я — общница страстямъ Христовымъ».

Военачальникъ сказалъ:

— «Перестань говорить сіи безумныя слова и принеси жертву нашимъ богамъ; тогда я возьму тебя въ жены, и ты сдѣлаешься обладательницею большого богатства, и многіе тебя будутъ величать на землѣ».

На сіе святая Параскева отвѣтила:

— «Я имѣю Жениха на небѣ, Іисуса Христа, и въ иномъ мужѣ не нуждаюсь».

Тогда военачальникъ сказалъ:

— «Я помилую твою красоту и пощажу юность твою».

— «Не щади временной красоты: — сказала святая, — нынѣ она цвѣтетъ, а на утро увянетъ; помилуй лучше себя, ибо тебя ожидаетъ вѣчное мученіе».

Послѣ сего военачальникъ разгнѣвался и приказалъ разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. Въ то время, какъ били святую, она не испустила ни одного звука, но, молча устами, сердцемъ взывала ко Христу, испрашивая у Него помощи въ мученіяхъ. Военачальникъ же, все еще щадя красоту ея (вѣдь онъ поражался и соблазнялся ея красотою), приказалъ перестать бить ее и сталъ кротко говорить ей:

— «Дѣвица! Пощади свою юность, не губи своей прекраснѣйшей молодости! Принеси жертву богамъ и ты будешь жива и удостоишься еще бóльшаго отъ насъ почета».

Она ничего не отвѣчала ему на это. Тогда военачальникъ, разгнѣвавшись, сказалъ:

— «Мнѣ ли ты, злое христіанское отродье, не отвѣчаешь?»

Святая въ отвѣтъ на это плюнула ему въ лицо. Послѣ того мучитель, страшно разсвирѣпѣвъ, приказалъ повѣсить ее на деревѣ и нещадно драть ея ребра желѣзными когтями и растирать власяницей ея раны; ея плоть такимъ образомъ была изодрана до костей. Правитель, думая, что мученица скоро умретъ, такъ какъ она едва уже дышала, снялъ ее съ дерева и ввергнулъ въ темницу. Когда она лежала здѣсь еле живая и уже безгласная отъ жестокихъ ранъ, въ полночь явился ей ангелъ; плечи и грудь его были перепоясаны крестообразно золотымъ поясомъ, а въ рукахъ своихъ онъ держалъ орудія Христовыхъ страданій: крестъ, терновый вѣнецъ, копіе, трость и губу. Ангелъ сказалъ ей:

— «Дѣвица, общница Христовымъ страстямъ, возстань! Я присланъ посѣтить тебя; въ утѣшеніе же твое въ страданіяхъ, я принесъ орудія страстей Господа нашего. Взгляни на честныя орудія: крестъ и терновый вѣнецъ нетлѣннаго Жениха; посмотри на копіе, прободшее животворящія ребра, на трость, написавшую прощеніе грѣховъ всего міра, и на губу, которая стерла Адамовъ грѣхъ. Итакъ, возстань! Христосъ Господь исцѣляетъ тебя!»

И вотъ мученица возстала какъ-бы отъ сна, а явившійся ангелъ приступивъ отеръ губою всѣ раны святой мученицы, и все тѣло ея стало крѣпкимъ и здоровымъ, а красота ея лица стала еще болѣе поразительною. Она съ благоговѣніемъ облобызала орудія Христовыхъ страстей и прославила Бога. Небожитель послѣ сего сталъ невидимъ.

Съ наступленіемъ утра пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровою и стоявшею на молитвѣ; на ея тѣлѣ не было ни одной раны. Испугавшись, они возвѣстили о томъ военачальнику. Послѣдній приказалъ привести ее къ себѣ и, увидѣвъ ее здоровою, удивился: онъ не ожидалъ, чтобы она осталась живой отъ ужасныхъ ранъ. Снова удивляясь необыкновенной ея красотѣ, онъ сказалъ ей:

— «Параскева, ты видишь, какъ наши боги пощадили твою красоту и сохранили тебя, даровавъ тебѣ жизнь».

Святая на это сказала:

— «О, военачальникъ, покажи мнѣ даровавшихъ мнѣ жизнь!»

Военачальникъ послалъ ее въ храмъ своихъ боговъ, чтобы она посмотрѣла на ихъ идоловъ. Съ ней пошли также идольскіе жрецы и множество народа; они всѣ думали, что Параскева желаетъ поклониться ихъ богамъ. Когда они вошли въ храмъ, въ которомъ было множество идоловъ, Параскева мысленно помолилась Единому Истинному, пребывающему въ вышнихъ Богу, и, схвативъ за ногу идола Аполлона, сказала:

— «Я тебѣ, бездушному, и всѣмъ вмѣстѣ съ тобою находящимся тлѣннымъ идоламъ говорю: такъ приказываетъ вамъ Господь мой Іисусъ Христосъ — падите всѣ вы на землю и превратитесь въ прахъ».

И вотъ, по слову святой, пали и разсыпались всѣ идолы. Тогда всѣ выбѣжали изъ идольскаго храма и стали взывать:

— «Великъ Богъ христіанскій!»

Нечестивые жрецы, увидѣвъ разрушеніе и гибель своихъ идоловъ, пришли къ военачальнику и, плача, сказали ему:

— «Военачальникъ! Мы говорили тебѣ, — умертви сію волшебницу, такъ какъ она обольщаетъ нашъ городъ, а ты не послушалъ насъ, и вотъ она нынѣ своимъ волхвованіемъ сокрушила всѣхъ нашихъ боговъ».

Исполнившись ярости, военачальникъ съ гнѣвомъ сталъ такъ допрашивать святую Параскеву:

— «Какими волхвованіями ты сдѣлала сіе?»

Святая отвѣчала:

— «Съ именемъ Господа нашего Іисуса Христа на устахъ я вошла въ храмъ боговъ вашихъ и такъ помолилась моему Господу: явись мнѣ, Спаситель мой, — Ты, Который даровалъ мнѣ жизнь. И вотъ Самъ Господъ мой и Богъ мой явился мнѣ, а твои боги, лишь только увидѣли Его, отъ страха затрепетали и, упавши на землю, разбились, показывая тѣмъ, что если они не могутъ помочь себѣ, то какъ помогутъ другимъ!»

Тогда военачальникъ приказалъ вновь повѣсить Параскеву на деревѣ и палить ея ребра свѣчами. Повѣшенная и палимая огнемъ, святая воздохнула къ Богу и сказала:

— «Господь и Богъ мой, Создатель и Промыслитель всей твари! Ты прохладилъ горящую печь тремъ отрокамъ, Ты избавилъ отъ огня первомученицу Ѳеклу [1], спаси же и меня, недостойную, отъ рукъ этихъ мучителей».

И внезапно явился ангелъ, прикоснулся къ свѣчамъ и запылалъ весьма сильный огонь, истребившій множество беззаконниковъ. А народъ взывалъ:

— «Великъ Богъ христіанскій!»

И увѣровало во Христа тогда множество народа; военачальникъ же, замѣтивъ волненіе въ народѣ, боялся, какъ бы на него не возсталъ народъ, и поспѣшно приказалъ усѣкнуть святую мечемъ. Въ то время какъ отсѣчена была ея голова, нѣкоторые слышали голосъ на небѣ, произносяшій:

— «Радуйтесь праведники, такъ какъ вѣнчается мученица Параскева!»

Христіане съ благоговѣніемъ похоронили тѣло святой въ ея домѣ. — Такъ, окончивъ подвигъ мученія, прекраснѣйшая дѣвица отошла къ своему Жениху, неся вмѣсто елея кровь: она нынѣ вселилась съ мудрыми дѣвами въ чертогѣ Христовомъ.

На друтой день утромъ беззаконный военачальникъ выѣхалъ на охоту, но конь его внезапно разсвирѣпѣлъ и сбросилъ его въ оврагъ: упавши, военачальникъ разбился и такъ злосчастно испустилъ свою окаянную душу.

Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла къ Господу, и отъ честныхъ ея мощей подавались многія исцѣленія болящимъ, во славу Господа нашего Іисуса Христа, Емуже со Отцемъ и Духомъ Святымъ да будетъ честь и поклоненіе во вѣки, аминь.

Примѣчаніе:
[1] Память ея 24 сентября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 584-590.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0