Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать седьмой.

Сказаніе о святомъ Андреѣ, князѣ Смоленскомъ, Переяславскомъ чудотворцѣ [1].

— «Азъ есмь Андрей, единъ отъ Смоленскихъ князей. Зависти ради и крамолы отъ братій моихъ оставихъ княженіе мое и домъ и прочее» [6].

Бѣднаго пономаря похоронили при Никольской церкви, при которой онъ проходилъ свое скромное служеніе, при чемъ его тѣло обвертѣли берестой.

Много лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ, но жители Переяславля помнили о подвижникѣ-пономарѣ. Скоро послѣ кончины начали почитать его святымъ и праздновать память въ день преставленія — 27 октября; написали его образъ; составили службу — особыя стихиры и канонъ. Но потомъ, около половины XVI столѣтія празднованіе памяти святаго Андрея почему то прекратилось и о подвижникѣ стали забывать. Въ то время въ Переяславлѣ-Залѣсскомъ подвизался преподобный Даніилъ, уроженецъ этого города [7], который вѣроятно хорошо зналъ устныя преданія о святомъ Андреѣ, посѣщалъ храмъ, при которомъ угодникъ служилъ пономаремъ, и его могилу, видѣлъ его образъ и вериги. Преподобный рѣшилъ содѣйствовать прославленію святаго князя Андрея.

Въ послѣдній годъ жизни преподобному Даніилу случилось быть въ Москвѣ по дѣламъ своей обители. Онъ просилъ у малолѣтняго государя Іоанна Васильевича IV, своего крестнаго сына, и у митрополита Іоасафа [8] средствъ на постройку обветшавшихъ церквей города Переяславля во имя Іоанна Предтечи (у западныхъ городскихъ воротъ) и во имя святителя Николая. Затѣмъ преподобный разсказалъ царю и митрополиту, что при Никольскомъ храмѣ лежатъ мощи святаго Андрея, князя Смоленскаго, и просилъ дозволенія освидѣтельствовать ихъ. Онъ передалъ тѣ устные разсказы, которые ходили въ Переяславлѣ о святомъ угодникѣ, упомянулъ о томъ, что ранѣе память его въ Никольской церкви праздновалась ежегодно, указывалъ на службу святому и его образъ и горько жаловался на то, что жители Переяславля перестали вспоминать о святомъ угодникѣ Божіемъ.

— «Для того возвѣстилъ я все это державѣ твоей, государь, — говорилъ преподобный, — чтобы не пришелъ въ забвеніе такой святый. Боюсь, чтобы за молчаніе свое я не былъ повиненъ осужденію».

Государь отпустилъ средства изъ своей казны на постройку новыхъ храмовъ на мѣсто обветшавшихъ и вмѣстѣ съ митрополитомъ разрѣшилъ преподобному Даніилу и мѣстному духовенству раскопать могилу святаго Андрея и осмотрѣть его мощи, лежащія въ землѣ. Когда преподобный, возвратившись въ Переяславль, возвѣстилъ объ этой милости, всѣ такъ. обрадовались, что хотѣли звономъ собирать народъ на торжество открытія мощей. Но одинъ священникъ замѣтилъ:

— «Если Богу будетъ угодно явить мощи раба Своего, то безъ звона совершимъ молебствіе и пойдемъ къ могилѣ угодника. Тогда станетъ ясно, угодно ли это дѣло Богу и самому святому».

Такъ и поступили. Отпѣли молебенъ и, разобравъ надгробіе, раскопали могилу. Оказалось, что хотя тлѣніе и коснулось мощей святаго, однако тѣло было цѣло; составы не отдѣлились одинъ отъ другого. Несмотря на то, что о торжествѣ не извѣщали нарочно, на него собралось множество народа. И когда святыя мощи ископали и отгребли съ нихъ истлѣвшую бересту, многіе недужные брали ея кусочки и получали исцѣленіе. Освидѣтельствовавъ мощи святаго князя Андрея и не вынимая ихъ изъ земли, преподобный Даніилъ послалъ донесеніе царю и митрополиту. Изъ Москвы для оффиціальнаго освидѣтельствованія мощей были присланы архимандритъ Чудовскаго монастыря Іона [9] и протопопъ Успенскаго собора Гурій. Когда они осмотрѣли мощи святаго угодника Божія, Іона спросилъ преподобнаго Даніила:

— «Зачѣмъ ты свидѣтельствовалъ сіи мощи? Кто повелѣлъ тебѣ это?»

Преподобный былъ сильно огорченъ укоризненными словами Іоны. Онъ заплакалъ и говорилъ, что поступилъ не самовольно, а съ дозволенія царя и митрополита, которые приказали ему освидѣтельствовать мощи святаго Андрея; указалъ на его образъ; сослался на службу святому. Наконецъ онъ представилъ трехъ человѣкъ, которые получили исцѣленіе отъ недуговъ при открытіи мощей: управитель царскихъ селъ Іоаннъ Оклячеевъ сказалъ, что онъ исцѣлился отъ долголѣтней головной болѣзни послѣ прикосновенія къ мощамъ святаго князя; одна женщина изъ Переяславля разсказала, что три года она страдала тяжелой болѣзнью горла, не могла выговорить слова, но когда, при открытіи мощей святаго Андрея, она взяла кусочекъ бересты и проглотила его, тотчасъ почувствовала облегченіе и стала говорить; другая женщина также при помощи бересты отъ мощей святаго исцѣлилась отъ продолжительной глазной болѣзни.

Но ни доводы преподобнаго Даніила, ни засвидѣтельствованныя чудеса святаго князя Андрея не убѣдили Іону и Гурія. Іона обратился къ преподобному съ такими словами:

— «Преосвященный митрополитъ ничего не сказалъ мнѣ о святыхъ мощахъ и не далъ никакого приказанія».

Это значило, что митрополитъ Іоасафъ оставилъ дѣло на рѣшеніе самихъ Іоны и Гурія, а они считали недостаточно ясными свидѣтельства о святости князя Андрея и отказывались прославить угодника Божія церковнымъ празднованіемъ. Преподобный Даніилъ сильно огорчился рѣшеніемъ митрополита и посланныхъ имъ слѣдователей и предсказалъ, что за невѣріе въ святость угодника Божія всѣхъ троихъ постигнутъ скорби: митрополитъ скоро будетъ сверженъ съ престола, Іонѣ предсказалъ разныя несчастія, Гурію — лишеніе любимаго сына. Сначала они смутились, услышавъ грозныя предсказанія подвижника, потомъ сказали, что отъ старости онъ лишился смысла (въ то время преподобному было 80 лѣтъ) и говоритъ неподобное. Однако пророчество преподобнаго Даніила точно сбылось [10].

Заботы подвижника о прославленіи святаго князя Андрея не пропали напрасно. Съ того времени воспоминаніе о святомъ князѣ снова ожило въ Переяславлѣ-Залѣсскомъ и память его начали праздновать мѣстно. Указомъ Святѣйшаго Синода 1749 года мѣстное празднованіе благовѣрному князю Андрею было утверждено: указомъ предписывалось — на всѣхъ службахъ въ церквахъ города Переяславля поминать святаго князя Андрея рядомъ съ именами другихъ угодниковъ Переяславскихъ.

Чудеса при его гробѣ продолжали совершаться. Такъ во время одного пожара деревянная церковь святителя Николая сгорѣла дотла, но гробъ святаго князя, его образъ, стоявшій надъ гробомъ, пелена и икона Богоматери на гробѣ остались цѣлы и невредимы.

Въ настоящее время святыя мощи благовѣрнаго князя Андрея почиваютъ подъ спудомъ въ церкви святителя Николая [11].

Примѣчанія:
[1] Сказаніе о святомъ князѣ Андреѣ содержится въ житіи преподобнаго Даніила Переяславскаго Чудотворца пол. XVI вѣка. На основаніи его было составлено потомъ и житіе святаго Андрея.
[2] Переяславль-Залѣсскій, уѣздный городъ Владимірской губерніи, расположенъ при рѣкѣ Трубежѣ и при озерѣ, которое въ древности называлось Клещино, теперь — Плещеево. Залѣсскимъ онъ называется въ отличіе отъ Переяславля южнаго (Полтавской губ.) и существовавшаго въ древнее время Переяславля Рязанскаго.
[3] Предполагаютъ, что святый Андрей былъ сынъ князя Ѳеодора Константиновича Ѳоминскаго, современника Московскаго князя Симеона Гордаго (съ 1340 по 1353 гг.). У князя Андрея Ѳеодоровича былъ сынъ Ѳеодоръ, который переселился въ Тверь.
[4] Въ гор. Переяславлѣ очень хорошо сохранился древній земляной валъ, въ которомъ видны мѣста прежнихъ воротъ. Церковь святителя Николая стоитъ внѣ вала, у южныхъ воротъ.
[5] Названіе «пономарь» происходитъ отъ греческаго слова παραμονόριος и означаетъ человѣка, стерегущаго что-либо, сторожа. Обязанности пономаря въ древнее время какъ въ Греческой, такъ и въ Русской Церкви состояли въ томъ, чтобы, живя при храмѣ, содержать его въ чистотѣ и прислуживать во время богослуженія. Пономари избирались изъ людей почтенныхъ, такъ какъ жили при священныхъ мѣстахъ и обращались со святыней, для разныхъ надобностей входили въ алтарь. Чаще всего они были вдовые или безбрачные. Читать и пѣть на лѣвомъ клиросѣ въ то время они не были обязаны, какъ теперь, а потому нерѣдко выбирались и изъ людей неграмотныхъ.
[6] Золотую цѣпь и перстень изъ Никольской церкви взялъ въ Москву великій князь Іоаннъ Васильевичъ (съ 1462 по 1505 гг) и за это далъ церкви ругу. Вериги святаго Андрея хранились въ церкви, а хартія затерялась.
[7] Преп. Даніилъ, Переяславскій Чудотворецъ, родился въ 1460 г. Подвизался сначала въ Переяславскомъ монастырѣ Никиты Столпника, постриженіе принялъ въ Боровской обители преп. Пафнутія, послѣ чего вернулся въ родной городъ и около 30 лѣтъ провелъ въ Горицкомъ монастырѣ. Въ 1508 г. онъ основалъ въ Переяславлѣ свой монастырь во имя Пресвятой Троицы, который существуетъ и теперь и называется Даниловъ. При жизни преподобнаго монастырь отличался широкой благотворительностью. Скончался преп. Даніилъ 7 апрѣля 1540 г. Память его празднуется 7 апрѣля.
[8] Митрополитъ Іоасафъ управлялъ Русской Церковью съ 1539 г. по 1542 г.
[9] Іона (по фамиліи Собина) упоминается Чудовскимъ архимандритомъ съ 1518 г. Въ епископа Суздальскаго посвященъ 21 февраля 1544 г., скончался въ 1548 г.
[10] Митрополитъ Іоасафъ, управлявшій Церковію въ малолѣтство царя Іоанна Васильевича, съ великимъ безчестіемъ былъ сверженъ съ престола бояриномъ Шуйскимъ и его сторонниками въ ночь на 3 января 1542 г. и отправленъ въ Кирилловъ Бѣлозерскій монастырь.
[11] Церковь св. Николая Чудотворца сначала была деревянная. Въ 1714 г. закончена постройкой каменная церковь. Около того же времени при ней учрежденъ дѣвичій Княже-Андреевскій монастырь. Въ 1764 г. монастырь упраздненъ и обращенъ въ приходскую церковь. Въ настоящее время при церкви святителя Николая два придѣла: одинъ во имя св. Димитрія Солунскаго, другой (устроенный въ 1812 г.) во имя благовѣрнаго князя Андрея.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 251-256.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0