Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать шестой.

Страданіе и чудеса святаго славнаго великомученика Димитрія.

Всевышній внялъ ихъ молитвамъ и даровалъ имъ сына, святаго Димитрія. Велико было ликованіе родителей, сильно они благодарили Господа. Вся Солунь раздѣляла радость своего воеводы, который устроилъ трапезу для всего города, особенно же для убогихъ.

Когда отрокъ возросъ и могъ уже постигать истину, родители ввели его въ храмину, гдѣ были святыя иконы и, указывая на нихъ, сказали:

— «Вотъ изображеніе Единаго Истиннаго Бога, сотворившаго небо и землю, а это — образъ Пресвятой Богородицы».

Они научили его святымъ заповѣдямъ Христовымъ, объяснили ему все, чрезъ что человѣкъ можетъ познать Господа нашего Іисуса Христа и представили ему, насколько суетна и пагубна вѣра въ скверныхъ боговъ языческихъ.

Съ сего времени Димитрій, вразумляемый какъ словами своихъ родителей, такъ въ особенности наставляемый свыше Духомъ Святымъ, позналъ истину: уже Божія благодать почивала на немъ; всей душой увѣровалъ онъ въ Господа и, покланяясь святымъ иконамъ, съ благоговѣніемъ лобызалъ ихъ.

Тогда родители Димитрія, призвавъ священника и нѣкоторыхъ извѣстныхъ имъ христіанъ, въ потаенномъ своемъ храмѣ крестили отрока во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Воспринявъ святое крещеніе, Димитрій поучался истинной вѣрѣ, возрасталъ какъ годами, такъ и разумомъ, поднимался все выше и выше по лѣствицѣ добродѣтелей — и благодать Божія все болѣе просвѣщала и вразумляла его.

Когда Димитрій достигъ совершеннолѣтняго возраста, родители его переселились изъ сей временной жизни, преподавъ своему сыну примѣръ богоугодной жизни и оставивъ его наслѣдникомъ всего имѣнія.

Между тѣмъ царь Максиміанъ, узнавъ о смерти воеводы Солунскаго, призвалъ къ себѣ сына его, святаго Димитрія. Замѣтивъ, что онъ разуменъ и храбръ въ бояхъ, царь назначилъ его правителемъ всей Солунской области; поручая ему такую должность, онъ сказалъ:

— «Сохраняй родной твой городъ и очисти его отъ нечестивыхъ христіанъ, предавай смерти каждаго, кто только призоветъ имя Распятаго».

Принявъ царское назначеніе, Димитрій возвратился домой и съ честью былъ встрѣченъ жителями города. Уже давно онъ желалъ утвердить въ родномъ городѣ свѣтъ истинной вѣры и скорбѣлъ, когда видѣлъ, что жители Солуни покланялись бездушнымъ идоламъ. Теперь, по прибытіи въ городъ, тотчасъ же предъ всѣми онъ началъ исповѣдывать и прославлять Господа нашего Іисуса Христа; онъ всѣхъ поучадъ заповѣдямъ Христовымъ, обращалъ язычниковъ къ святой вѣрѣ и искоренялъ скверное многобожіе; словомъ, онъ былъ для Солунянъ вторымъ апостоломъ Павломъ. Слухъ о семъ скоро дошелъ и до самого Максиміана. Царь, узнавъ, что поставленный имъ правитель Димитрій — христіанинъ и многихъ уже обратилъ въ свою вѣру, сильно разгнѣвался. Какъ разъ въ то самое время, возвращаясь съ Сарматской [1] войны, царь остановился въ Солуни. Еще до прибытія Максиміана въ городъ, Димитрій поручилъ своему вѣрному слугѣ по имени Луппу, все имущество, доставшееся ему послѣ родителей, золото, серебро, драгоцѣнные каменья и одежды и велѣлъ все сіе раздать бѣднымъ и нуждающимся.

— «Раздѣли сіе богатство земное между ними, — прибавилъ святый, — будемъ искать себѣ богатства небеснаго».

А самъ сталъ молиться и поститься, готовясь такимъ образомъ къ вѣнцу мученическому. Царь немедленно началъ узнавать, правда ли то, что слышалъ онъ о Димитріи? Безтрепетно выступивъ предъ царемъ, Димитрій исповѣдалъ себя христіаниномъ и сталъ порицать языческое многобожіе. Злой мучитель тотчасъ же приказалъ заключить исповѣдника истинной вѣры въ темницу. Войдя туда, святый молился словами пророка Давида:

Боже, въ помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися (Псал. 69, 2). Яко Ты еси терпѣніе мое Господи, Господи, упованіе мое отъ юности моея. Въ Тебѣ утвердихся отъ утробы, отъ чрева матере моея Ты еси мой покровъ, о Тебѣ пѣніе мое выну. Возрадуетѣся устнѣ мои, егда воспою Тебѣ, и душа моя, юже еси избавилъ. Еще же и языкъ мой весь день поучится правдѣ Твоей (Псал. 70, 5. 6. 23. 24).

Какъ въ свѣтломъ чертогѣ сидѣлъ Димитрій въ темницѣ, хваля и прославляя Бога. Діаволъ, желая устрашить его, обратился въ скорпіона и хотѣлъ уязвить святаго въ ногу. Ознаменовавъ себя крестнымъ знаменіемъ, святый безбоязненно наступилъ на скорпіона, произнося слова Давида: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змія (Псал. 90, 13).

Проводя такимъ образомъ время въ темницѣ, святый удостоился посѣщенія ангела Божія; въ яркомъ свѣтѣ предсталъ предъ нимъ небесный посланникъ съ прекраснымъ райскимъ вѣнцемъ и сказалъ:

— «Миръ тебѣ, страдалецъ Христовъ, мужайся и крѣпись!»

Святый же отвѣчалъ:

— «Радуюсь о Господѣ и веселюсь о Богѣ Спасѣ моемъ!»

Сіе явленіе ангела утѣшило и ободрило святаго страдальца; еще сильнѣе желалъ онъ запечатлѣть своею кровью исповѣданіе истинной вѣры Христовой.

Между тѣмъ царь устроилъ игры и сталъ забавляться зрѣлищами. Былъ у него одинъ выдающійся боецъ, родомъ вандалъ [2], по имени Лій. Приказавъ для него построить высокіе подмостки, Максиміанъ съ большимъ удовольствіемъ смотрѣлъ на то, какъ Лій борется съ своими противниками и, низвергая ихъ съ высоты на копья, предаетъ ихъ мучительной смерти. Среди зрителей находился одинъ юноша-христіанинъ — по имени Несторъ; узы духовной дружбы соединяли его со святымъ Димитріемъ, который былъ его наставникомъ въ вѣрѣ. Видя, что Лій многихъ убиваетъ и особенно сильно губитъ христіанъ, — послѣднихъ насильно заставляли вступать въ бой съ Ліемъ, — сей юноша, воспрянувъ духомъ, пожелалъ сразиться съ царскимъ борцомъ. Но прежде, нежели вступить въ бой, онъ отправился въ темницу къ святому Димитрію. Здѣсь Несторъ разсказатъ ему все, что дѣлаетъ Лій, сообщилъ, что желаетъ вступить въ борьбу съ симъ немилосерднымъ губителемъ христіанъ и просилъ у святаго благословенія и молитвы. Ознаменовавъ его крестнымъ знаменіемъ, Димитрій предрекъ ему:

— «Ты одержишь побѣду надъ Ліемъ и претерпишь муки за Христа!»

Подойдя къ мѣсту зрѣлища, Несторъ во всеуслышаніе воскликнулъ:

— «Боже Димитріевъ, помоги мнѣ въ борьбѣ съ моимъ противникомъ!»

Затѣмъ, вступивъ въ бой съ Ліемъ, онъ одолѣлъ царскаго борца и сбросилъ его внизъ съ помоста на острыя копья. Гибель Лія сильно опечалила царя; онъ тотчасъ же приказалъ предать смертной казни блаженнаго Нестора [3]. Но сіе не могло утѣшить Максиміана, весь день и всю ночь жалѣлъ онъ о смерти Лія. Узнавъ, что Несторъ вступилъ въ единоборство съ Ліемъ по совѣту и благословенію Димитрія, царь повелѣлъ и святаго великомученика пронзить копьями.

— «Лій, — думалъ беззаконный мучитель, — былъ низринутъ рукою Нестора на острія копій; какую смерть претерпѣлъ онъ, такую же должно претерпѣть и святому Димитрію, пусть онъ погибнетъ тою же смертію, какой погубилъ и нашего любимаго борца Лія».

Но безумный мучитель прельщался, полагая, что смерть праведника и грѣшника одинакова; онъ заблуждался въ семъ, ибо смерть грѣшниковъ люта, а кончина святыхъ честна предъ очами Господа.

Лишь только забрежжилось утро 26 октября, въ темницу къ Димитрію вошли воины; они застали святаго мужа стоящимъ на молитвѣ, и тутъ же устремились на него и пронзили копьями. Такъ предалъ сей исповѣдникъ Христовъ въ руки Создателя честную и святую свою душу [4].

Ночью христіане тайно взяли тѣло святаго, безчестно поверженное въ прахѣ, и благоговѣйно погребли его.

На мѣстѣ блаженной кончины святаго великомученика находился вѣрный рабъ его, вышеупомянутый Луппъ; онъ благоговѣйно взялъ ризу своего господина, орошенную его честною кровію, въ которой омочилъ и перстень. Сею ризою и перстнемъ онъ сотворилъ много чудесъ, исцѣляя всякія болѣзни и изгоняя лукавыхъ духовъ.

Слухъ о такихъ чудесахъ разнесся по всей Солуни, такъ что всѣ больные стали стекаться къ Луппу. Узнавъ о семъ Максиміанъ приказалъ взять блаженнаго Луппа и отрубить ему голову. И такъ добрый рабъ послѣдовалъ за господиномъ своимъ, святымъ Димитріемъ, въ обители небесныя.

Когда уже прошло много времени и гоненіе на христіанъ прекратилось, надъ гробомъ святаго Димитрія воздвигли небольшой храмъ; здѣсь совершалось много чудесъ, и много болящихъ получали исцѣленія отъ своихъ недуговъ. Одинъ Иллирійскій знатный вельможа по имени Леонтій [5], впалъ въ тяжкій, неизлѣчимый недугъ. Слыша о чудесахъ святаго страстотерпца, онъ съ вѣрою обратился къ святому великомученику Димитрію. Когда его внесли въ храмъ и положили на томъ мѣстѣ, гдѣ были погребены мощи святаго великомученика, онъ тотчасъ получилъ исцѣленіе и всталъ совершенно здоровымъ, благодаря Бога и прославляя Его угодника святаго Димитрія.

По чувству благодарности къ святому Леонтій захотѣлъ выстроить въ честь сего славнаго великомученика великую и прекрасную церковь. Прежній небольшой храмъ былъ разобранъ и вотъ, когда стали копать ровъ для фундамента, были обрѣтены мощи святаго великомученика Димитрія, совершенно цѣлыя и безъ веякаго тлѣнія; изъ нихъ истекало благовонное мѵро, такъ что весь городъ наполнился благоуханіемъ.

На сіе духовное торжество собралось много народа. Съ великимъ благоговѣніемъ святыя мощи были взяты изъ земли, причемъ безчисленное множество больныхъ получали исцѣленіе чрезъ помазаніе истекавшимъ мѵромъ [6]. Леонтій радовался не столько о своемъ исцѣленіи, сколько объ открытіи святыхъ мощей. Скоро окончилъ онъ начатое дѣло и построилъ на томъ мѣстѣ прекрасный храмъ во имя святаго Димитрія. Здѣсь въ ковчегѣ, окованномъ золотомъ и серебромъ и украшенномъ драгоцѣнными камнями, и были положены честныя мощи великомученика. Но заботы Леонтія простирались еще далѣе: онъ купилъ села и виноградники и отдалъ ихъ на содержаніе служащихъ при сей церкви. Когда пришло ему время возвратиться на родину, онъ задумалъ взять со собою нѣкоторую часть мощей святаго, чтобы въ своемъ городѣ построить церковь во имя Димитрія. Но святый, явившись, запретилъ ему отдѣлять какую бы ни было часть мощей. Тогда Леонтій взялъ только обагренную кровью святаго плащаницу и, вложивъ ее въ золотой ковчегъ, отправился къ себѣ въ Иллирію. Во время путешествія отъ той плащаницы по молитвамъ святаго произошло много чудесъ. Разъ Леонтію во время своего возвращенія надлежало переправляться чрезъ одну рѣку, которая сильно разлилась и грозно бушевала [7]; страхъ и ужасъ охватили его, но вдругъ предъ нимъ предсталъ святый Димитрій и сказалъ:

— «Возьми ковчегъ съ плащаницей въ руки и перестань бояться».

Леонтій поступилъ по совѣту святаго: и самъ онъ, и бывшіе съ нимъ — всѣ благополучно переправились. Когда онъ возвратился къ себѣ на родину, то прежде всего построилъ прекрасный храмъ во имя святаго великомученика Димитрія. Призывая съ вѣрою имя сего великаго подвижника Христова, Леонтій по молитвамъ святаго сотворилъ чудеса. Правитель Иллиріи былъ сильно боленъ, такъ что гной и струпья покрывали все его тѣло отъ головы до ногъ. Но Леонтій избавилъ болящаго отъ его тяжкаго недуга, обратившись съ молитвой къ святому Димитрію; также дивно исцѣлилъ онъ одного кровоточиваго, уврачевалъ другого бѣснующагося; много и другихъ чудесъ тамъ произошло по молитвамъ святаго. Но особенно много было чудесъ въ Солуни, гдѣ почивали мощи сего великомученика.

Однажды въ храмѣ, посвященномъ святому великомученику, произошелъ пожаръ. Особенно сильно повреждена была серебряная сѣнь надъ мощами угодника Божія: отъ огня она расплавилась. Бывшій въ то время архіепископъ Евсевій весьма заботился о томъ, чтобы вновь сдѣлать сѣнь. Но у него было слишкомъ мало серебра. Въ семъ храмѣ находился серебряный тронъ, оставшійся совершенно неповрежденнымъ во время пожара. Сей тронъ и задумалъ архіепископъ перелить на сѣнь ко гробу святаго, но пока еще не сообщалъ никому о своемъ намѣреніи. Въ то же самое время при семъ храмѣ былъ одинъ благочестивый пресвитеръ, по имени Димитрій. Святый великомученикъ явился ему и сказалъ:

— «Иди и скажи епископу города: не дерзай переливать трона, который находится въ моемъ храмѣ».

Димитрій тотчасъ же отправился къ Евсевію и сказалъ ему, чтобы онъ отказался отъ своего намѣренія. Архіепископъ сначала сильно былъ пораженъ словами пресвитера, но потомъ, полагая, что Димитрій могъ какъ-нибудь узнать его намѣреніе, пересталъ дивиться сему и даже сдѣлалъ выговоръ пресвитеру. Спустя нѣсколько дней архіепископъ уже приказалъ явиться къ себѣ мастерамъ. Въ это самое время къ Евсевію вторично пришелъ пресвитеръ Димитрій и сказалъ:

— «Святый великомученикъ снова явился мнѣ грѣшному въ сонномъ видѣніи и приказалъ сказать тебѣ: ради любви ко мнѣ не переливай трона».

Архіепископъ также сурово отпустилъ пресвитера, но однако пока не велѣлъ переливать трона. Чрезъ нѣсколько времени онъ опять хотѣлъ было отдать тронъ, но святый Димитрій, явившись тому же пресвитеру сказалъ:

— «Не унывайте, я самъ забочусь о моемъ храмѣ и городѣ, предоставьте мнѣ самому попеченіе о томъ».

Тогда архіепископъ уже не могъ воздержаться отъ слезъ и сказалъ всѣмъ окружающимъ:

— «Подождемъ немного, братіе, ибо намъ обѣщалъ свою помощь самъ угодникъ Христовъ».

Не успѣлъ архіепископъ кончить своей рѣчи, какъ пришелъ одинъ Солунскій гражданинъ, по имени Мина, и принесъ съ собою 76 фунтовъ серебра.

— «Часто святый Димитрій, — говорилъ Мина, — избавлялъ меня отъ опасностей и даже спасалъ отъ смерти. Я уже давно хотѣлъ сдѣлать пожертвованіе въ храмъ моего милостиваго покровителя и дивнаго заступника. Нынѣ съ самаго утра какойто голосъ побуждалъ меня:

— «Ступай и сдѣлай то, что намѣревался давно сдѣлать».

Отдавая серебро, Мина пожелалъ чтобы сіе серебро было истрачено на сѣнь ко гробу великомученика. Послѣ сего явились и другіе граждане солунскіе и также принесли серебро. Изъ пожертвованій была сдѣлана прекрасная сѣнь къ гробницѣ святаго великомученика Димитрія.

Въ царствованіе императора Маврикія [8], авары [9] потребовали большой дани отъ жителей Византіи, но Маврикій отказался исполнить ихъ требованіе. Тогда они собрали громадное войско, въ составъ котораго входили главнымъ образомъ славяне, и рѣшили взять Солунь, отличавшуюся своей обширной торговлей и великими богатствами. Хотя императоръ Маврикій и прислалъ въ сей городъ войско, но свирѣпствовавшая незадолго передъ тѣмъ язва сильно уменьшила число Солунскихъ жителей, да и число непріятельскаго войска было громадно: оно простиралось до 100.000. Еще дней за 10 до прибытія враговъ, святый Димитрій явился архіепископу Евсевію и сказалъ, что городу грозитъ страшная опасность. Но солуняне думали, что непріятельское войско приблизится къ городу еще не скоро. Вдругъ, вопреки ожиданію, непріятель показался недалеко отъ городскихъ стѣнъ. Онъ даже могъ бы безпрепятственно войти ночью въ городъ, но могущественная десница Всевышняго, по молитвамъ святаго Димитрія, остановила дивнымъ образомъ страшныхъ враговъ недалеко отъ города. Враги приняли одинъ изъ укрѣпленныхъ монастырей, находившихся внѣ города, за самую Солунь и простояли подъ нимъ цѣлую ночь; на утро они замѣтили свою ошибку и устремились на самый городъ. Непріятельскіе отряды прямо пошли на приступъ, но тутъ на городской стѣнѣ на глазахъ у всѣхъ появился святый Димитрій въ видѣ вооруженнаго воина, и перваго изъ непріятелей, который поднялся на стѣну, онъ поразилъ копьемъ и сбросилъ со стѣны. Послѣдній, падая, увлекъ за собою другихъ наступавшихъ — ужасъ тогда вдругъ овладѣлъ врагами, — они немедленно отступили. Но осада не окончилась, она только еще начиналась. При видѣ множества враговъ, отчаяніе овладѣло даже самыми храбрыми. Всѣ сначала думали, что гибель города неизбѣжна. Но потомъ, видя бѣгство враговъ и покровительство дивнаго заступника, жители ободрились и стали уповать, что защитникъ Солуни, святый Димитрій, не оставитъ своего родного города и не допуститъ, чтобы онъ достался врагамъ. А между тѣмъ непріятели начали осаждать городъ, придвинули орудія и стали потрясать основанія городскихъ стѣнъ; тучи стрѣлъ и камней, пущенныхъ изъ метательныхъ орудій, застилали свѣтъ дневной — вся надежда оставалась на помощь свыше, и толпы народа наполняли храмъ во имя святаго Димитрія. Въ то время въ городѣ былъ одинъ богобоязненный и весьма добродѣтельный человѣкъ, по имени Иллюстрій. Придя ночью въ церковь святаго великомученика Димитрія, онъ въ церковномъ притворѣ горячо молился Богу и Его славному угоднику объ избавленіи города отъ враговъ, и вдругъ сподобился узрѣть дивное видѣніе: предъ нимъ предстали два нѣкіихъ свѣтлыхъ юноши, кои были похожи на царскихъ тѣлохранителей — то были ангелы Божіи. Двери храма сами распахнулись предъ ними, и они вошли внутрь церкви. Иллюстрій послѣдовалъ за ними, желая посмотрѣть, что будетъ потомъ. Войдя, они громогласно сказали:

— «Гдѣ находится господинъ, живущій здѣсь?»

Тогда явился другой юноша, по виду похожій на слугу, и спросилъ ихъ:

— «Для чего онъ нуженъ вамъ?»

— «Господь послалъ насъ къ нему, — отвѣчали они, — чтобы сказать ему нѣчто».

Указавъ на гробъ святаго, слуга-юноша сказалъ:

— «Вотъ онъ!»

— «Возвѣсти ему о насъ», — сказали они.

Тогда юноша поднялъ завѣсу, и оттуда навстрѣчу пришедшимъ вышелъ святый Димитрій; видомъ онъ былъ такой, какъ его изображаютъ на иконахъ; отъ него исходилъ яркій свѣтъ, подобный солнечному. Отъ страха и ослѣпительнаго блеска Иллюстрій не могъ смотрѣть на святаго. Пришедшіе юноши привѣтствовали Димитрія.

— «Благодать да будетъ съ вами, — отвѣтствовалъ святый, — что побудило васъ посѣтить меня?»

Они же отвѣчали ему:

— «Владыка послалъ насъ, повелѣвая тебѣ оставить городъ и пойти къ Нему, ибо Онъ хочетъ предать его въ руки враговъ».

Услышавъ сіе, святый преклонилъ голову и молчалъ, проливая горькія слезы. А юноша-слуга сказалъ пришедшимъ:

— «Если бы я зналъ, что пришествіе ваше не принесетъ радости моему господину, не сказалъ бы ему о васъ».

Тогда и святый началъ говорить:

— «Такъ ли изволилъ Господь мой? Такова ли воля Владыки всяческихъ, чтобы городъ искупленный честною кровыо, предать въ руки враговъ, которые не знаютъ Его, не вѣруютъ въ Него и не чтутъ Его святаго имени?»

На сіе пришедшіе отвѣчали:

— «Если бы не изволилъ такъ Владыка нашъ, не послалъ бы Онъ насъ къ тебѣ!»

Тогда Димитрій сказалъ:

— «Ступайте, братіе, скажите Владыкѣ моему, что рабъ Его Димитрій говоритъ такъ:

— «Знаю я щедроты Твои, человѣколюбивый Владыко Господи; даже беззаконія всего міра не могутъ превзойти милосердія Твоего; ради грѣшныхъ Ты пролилъ Свою святую кровь, Ты положилъ за насъ душу Свою; прояви же нынѣ милость Свою на семъ городѣ и не повелѣвай мнѣ оставлять его. Ты Самъ поставилъ меня стражемъ сего города; позволь мнѣ подражать Тебѣ, моему Владыкѣ: дай мнѣ положить душу свою за жителей сего города, и если имъ суждено погибнуть, то погибну и я вмѣстѣ съ ними; не погуби же, Господи, города, гдѣ всѣ взываютъ къ Твоему святому имени; если люди сіи и согрѣшили, они все-таки не отступили отъ Тебя: вѣдь, Ты Богъ кающихся».

Пришедшіе юноши спросили Димитрія:

— «Такъ ли отвѣчать намъ пославшему насъ Владыкѣ?»

— «Да, отвѣчайте такъ, — сказалъ онъ, — ибо я знаю, что Господь не до конца прогнѣвается, ниже во вѣкъ враждуетъ (Псал. 102, 9).

Сказавъ сіе, святый вошелъ въ гробницу, и священный ковчегъ затворился; а бесѣдовавшіе съ нимъ ангелы стали невидимы. Вотъ что сподобился узрѣть Иллюстрій въ чудесномъ и страшномъ видѣніи. Наконецъ, придя въ себя, онъ упалъ на землю, благодарилъ святаго за попеченіе о городѣ, возносилъ ему хвалу за то, что онъ молилъ Владыку не предавать жителей Солуни въ руки враговъ. Утромъ Иллюстрій разсказалъ обо всемъ видѣнномъ гражданамъ и ободрялъ ихъ мужественно бороться съ непріятелями. Услыхавъ разсказъ Иллюстрія, всѣ со слезами просили Господа, чтобы Онъ ниспослалъ имъ милость, и призывали на помощь святаго Димитрія. Заступленіемъ святаго, городъ остался цѣлъ: въ скоромъ времени враги отступили отъ стѣнъ съ великимъ стыдомъ, не имѣя силъ взять городъ, хранимый славнымъ угодникомъ Божіимъ. На седьмой день осады враги безъ всякой видимой причины обратились въ безпорядочное бѣгство, побросавъ свои палатки и метательныя орудія. На слѣдующій день нѣкоторые изъ враговъ вернулись и разсказали слѣдующее:

— «Съ самаго перваго дня осады мы видѣли у васъ такое множество защитниковъ, что они далеко превосходили наше войско. Мы думали, что воинство ваше скрывается у васъ за стѣнами. Вчера оно вдругъ устремилось на насъ, и мы побѣжали».

Тогда изумленные граждане спросили: «Кто предводительствовалъ войскомъ?»

— «Мы видѣли, — отвѣчали возвратившіеся враги, — огненнаго сіяющаго мужа на бѣломъ конѣ въ бѣлоснѣжной одеждѣ».

Граждане Солунскіе, слыша сіе, поняли, кто обратилъ враговъ въ бѣгство. Такъ святый Димитрій защитилъ свой городъ.

Вскорѣ послѣ того, какъ непріятели отступили отъ Солуни, другое бѣдствіе обрушилось на сей городъ. Враги, въ великомъ множествѣ, опустошали во время осады всѣ хлѣбные запасы, такъ что въ самомъ городѣ произошелъ великій голодъ: люди въ большомъ числѣ стали умирать отъ недостатка пищи. Видя, что его родной городъ гибнетъ отъ голода, святый нѣсколько разъ являлся на корабляхъ, плававшихъ въ морѣ, обходилъ пристани и многіе острова, повелѣвая повсюду кораблямъ съ пшеницею плыть въ Солунь, и такимъ образомъ избавилъ отъ голода свой городъ [10].

Когда благочестивый царь Юстиніанъ [11] выстроилъ прекрасный и великолѣпный храмъ въ Царьградѣ во имя Премудрости Божіей, онъ послалъ въ Солунь честныхъ мужей, чтобы они принесли оттуда нѣкоторую часть мощей святаго на украшеніе и освященіе вновь воздвигнутаго храма. Придя въ Солунь, посланные приблизились къ честному ковчегу, гдѣ почивали мощи великомученика, чтобы исполнить царское повелѣніе; вдругъ изъ ковчега вырвался столбъ пламени, осыпавъ всѣхъ цѣлымъ снопомъ искръ, и изъ огня послышался голосъ:

— «Стойте и не осмѣливайтесь».

Объятые страхомъ, присутствовавшіе упали на землю; затѣмъ посланные, взявъ только нѣсколько земли съ того мѣста возвратились къ царю и разсказали ему обо всемъ случившемся съ ними. Всѣ слушавшіе ихъ разсказъ были поражены удивленіемъ. Одну половину взятой земли посланные передали царю, а другую положили въ церковную сосудохранительницу.

На обязанности нѣкотораго юноши Онисифора лежало зажигать свѣчи и оправлять лампады въ церкви святаго Димитрія. Наущаемый діаволомъ, сей юноша сталъ красть свѣчи и тайно продавалъ ихъ, а деньги, вырученныя отъ такой продажи, присваивалъ себѣ. Святый Димитрій не потерпѣлъ такого злодѣянія, совершаемаго въ храмѣ, ему посвященномъ: онъ явился во снѣ Онисифору и съ величайшимъ снисхожденіемъ сталъ обличать его:

— «Братъ Онисифоръ, мнѣ непріятно, что ты крадешь свѣчи; чрезъ сіе ты причиняешь убытокъ тѣмъ, кто приноситъ ихъ; не менѣе ты вредишь самому себѣ; вспомни, что людей, поступающихъ подобно тебѣ, ждетъ осужденіе; оставь сіе злое дѣло и покайся».

Онисифоръ, проснувшись, почувствовалъ стыдъ и страхъ; но спустя нѣкоторое время онъ забылъ повелѣніе святаго и опять сталъ красть свѣчи, какъ дѣлалъ то раньше, — наказаніе скоро постигло его. Однажды нѣкій благочестивый человѣкъ, вставъ рано утромъ пришелъ въ церковь святаго Димитрія и принесъ нѣсколько большихъ свѣчей. Онъ зажегъ ихъ, поставилъ у гроба великомученика и, помолившись, ушелъ изъ храма. Подойдя къ свѣчамъ, Онисифоръ протянулъ руку свою, чтобы взять ихъ, какъ вдругъ раздался голосъ изъ гроба святаго:

— «Опять ты дѣлаешь то же!»

Пораженный симъ голосомъ, какъ громомъ, Онисифоръ тотчасъ рухнулъ на землю и лежалъ, какъ мертвецъ, до тѣхъ поръ, пока не вошелъ одинъ изъ клириковъ. Пришедшій поднялъ юношу, объятаго ужасомъ. Какъ только Онисифоръ пришелъ въ себя, онъ разсказалъ все: и свою грѣховную страсть, и первое явленіе ему во снѣ святаго, и вторичное обличеніе Димитрія. Тогда всѣ, слыша такой разсказъ, пришли въ веливій ужасъ.

Много плѣнныхъ было освобождено святымъ ведикомученикомъ Димитріемъ отъ ига невѣрныхъ. — Такъ одинъ епископъ былъ взятъ варварами и заключенъ въ оковы, но святый явился ему, освободилъ его отъ оковъ и, хранимый святымъ, епископъ благополучно прибылъ въ Солунь. Въ другой разъ варвары, нахлынувши въ предѣлы сего города, забрали многихъ жителей. Между плѣнниками находились двѣ прекрасныя дѣвицы; онѣ хорошо умѣли вышивать на пяльцахъ и изображать на ткани разные цвѣты, деревья, птицъ, звѣрей и человѣческія лица. Варвары отвели ихъ въ свою землю и отдали въ даръ своему князю. Узнавъ объ ихъ искусствѣ, князь сказалъ имъ:

— «Мнѣ извѣстно, что въ вашей землѣ есть великій богъ Димитрій, который творитъ дивныя чудеса; вышейте на полотнѣ его изображеніе, и я поклонюсь ему».

Дѣвицы отвѣчали:

— «Нѣтъ, князь, Димитрій не Богъ, а только великій слуга Божій и помощншсъ христіанскій. Твоего требованія мы не исполнимъ, ибо знаемъ, что ты хочешь не поклониться ему, а надругаться надъ его изображеніемъ».

— «Въ моей власти, — отвѣчалъ имъ князь, — ваша жизнь и смерть; выбирайте, чего вы хотите: или сдѣлайте то, чего я требую отъ васъ, тогда будете живы; а если не исполните моего приказанія, васъ немедленно казнятъ».

Боясь погибнуть, плѣнницы стали вышивать изображеніе святаго Димитрія. Предъ самымъ днемъ, когда празднуется память святаго, дѣвицы окончили свою работу и ночыо на 26 октября, сидя за пяльцами, онѣ, склонившись на вышитый ими образъ, начали плакать:

— «Не прогнѣвайся на насъ, мученикъ Христовъ, — говорили онѣ, — мы знаемъ, что беззаконный князь хочетъ посмѣяться надъ твоимъ изображеніемъ; призываемъ тебя въ свидѣтели, что мы не хотѣли вышивать твоего образа, насъ заставили сдѣлать сіе подъ угрозой злой смерти».

Плача такимъ образомъ надъ изображеніемъ святаго, онѣ заснули.

Во время ихъ сна святый Димитрій, чудеснымъ образомъ, какъ нѣкогда ангелъ Аввакума [12], перенесъ тѣхъ дѣвицъ вмѣстѣ съ ихъ работою въ ту же самую ночь въ Солунь на свой праздникъ и поставилъ ихъ въ церкви у своихъ мощей во время всенощнаго бдѣнія. Видя такое чудо, всѣ удивились, а дѣвицы, пробудившись, возгласили:

— «Слава Богу! Гдѣ находимся мы?»

Отъ удивленія онѣ не могли придти въ себя и думали, что все сіе происходитъ во снѣ.

Наконецъ, онѣ убѣдились окончательно, что дѣйствительно находятся въ Солуни, видятъ предъ собою гробницу святаго, предстоятъ въ его храмѣ, гдѣ находится множество молящагося народа. Тогда во всеуслышаніе онѣ стали благодарить своего заступника, святаго Димитрія, и разсказали все, случившееся съ ними. Жители Солуни, обрадованные такимъ дивнымъ чудомъ, съ великимъ ликованіемъ праздновали тогда день памяти святаго Димитрія, а вышитый образъ поставили надъ алтаремъ, и много чудесь совершалось отъ него во славу Бога, Единаго въ Троицѣ. Слава, честь и поклоненіе отъ всей твари да будетъ Ему во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Подъ именемъ сарматовъ извѣстны разные племена, населявшія югъ нынѣшней Россіи, отчасти Германію и Австрію.
[2] Вандалы — народъ германскаго происхожденія, жившій главнымъ образомъ по берегамъ Балтійскаго моря.
[3] Память его 27 октября.
[4] Кончина святаго была около 306 года.
[5] Леонтій занималъ видную должность въ Иллирикѣ, къ которому принадлежала тогда и Солунская область.
[6] Однимъ изъ самыхъ дивныхъ чудотвореній, коими Богъ благоволилъ прославить Своего великаго угодника было истеченіе мѵра отъ его честныхъ мощей. Сіе истеченіе — дивное знаменіе благодати Божіей. Истеченіе мѵра началось съ VII вѣка. Цѣлый рядъ писателей и историковъ свидѣтельствуютъ о семъ непостижимомъ явленіи. Приведемъ свидѣтельство одного изъ писателей, именно Димитрія Хризолога, жившаго во второй половинѣ XIV вѣка: «оно (т. е. мѵро) по свойству своему не вода, но гуще ея и не походитъ ни на одно изъ тѣлъ на землѣ ни изъ жидкихъ, ни изъ твердыхъ и ни на одно изъ приготовленныхъ искусственно... оно удивительнѣе всѣхъ благовоній, не только приготовленныхъ искусствомъ, но и по естеству созданныхъ Богомъ». Много исцѣленій произошло чрезъ помазаніе этимъ мѵромъ; даже народы, невѣрующіе во Христа, дорожили симъ дивнымъ токомъ. Такъ при разореніи Солуни турками въ 1429 г. благоразумные изъ враговъ намѣревались взять съ собою нѣкоторое количество сего мѵра, про цѣльбоносную силу коего они такъ много слышали. Святая Церковь, именуя святаго Димитрія мѵроточивымъ, такъ восхваляетъ Христова подвижника: мѵра благовонна и честна, Димитріе, отверзенный источниче (Канонъ, пѣснь 1-я). Твоего проливаются мѵра источницы приснотекущіе.
[7] Это была рѣка Дунай.
[8] Маврикій царствовалъ съ 582 до 603 г.
[9] Авары, данниками которыхъ были непросвѣщенные еще тогда свѣтомъ Христовой вѣры славяне, жили на Дону, около Каспійскаго моря.
[10] Сіе чудо произошло въ 547 г.
[11] Юстиніанъ царствовалъ отъ 527 до 565 г.
[12] Однажды ангелъ явился святому пророку Аввакуму и повелѣлъ ему отнести пищу Даніилу, заключенному тогда во рву Вавилонскомъ. Когда Аввакумъ сказалъ, что онъ не знаетъ, гдѣ находится Вавилонъ, ангелъ дивнымъ образомъ перенесъ его въ сей городъ. Память святаго пророка Аввакума празднуется 2 декабря.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 561-575.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0