Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать четвертый.

Житіе преподобнаго Ареѳы Печерскаго.

Былъ въ Печерскомъ монастырѣ нѣкій инокъ, по имени Ареѳа, родомъ изъ города Полоцка [3]. Въ своей келліи онъ хранилъ тайно большія богатства, но настолько былъ одержимъ скупостью, что никогда не подавалъ въ милостыню нищему ни одной монеты, и даже на собственныя нужды ничего не тратилъ. Однажды ночью пришли воры и украли всѣ его богатства. Тогда онъ отъ большой скорби и печали едва не лишился жизни. Во время поисковъ украденнаго онъ сталъ нападать на неповинныхъ и многихъ притѣснялъ несправедливо. Вся братія молила его — прекратить такіе розыски и утѣшала словами:

— «Братъ, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитаетъ» (Псал. 54, 23).

Но онъ не послушалъ ихъ и рѣзкими словами досаждалъ всѣмъ.

Спустя нѣсколько дней впалъ онъ въ тяжкую болѣзнь; но и тогда не прекратилъ ропотъ и хулу. Человѣколюбивый Господь, Который всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися (1 Тим. 2, 4), явилъ на немъ чудную милость Свою. Разъ, лежа въ постели, какъ мертвый, Ареѳа послѣ многихъ дней молчанія неожиданно для всѣхъ началъ громко восклицать:

— «Господи, помилуй! Господи, прости! Господи, я согрѣшилъ! Все — Твое, — и я не жалѣю о потерянномъ».

Затѣмъ, тотчасъ вставши съ одра болѣзни, онъ объяснилъ братіи причину своихъ восклицаній и разсказалъ о такомъ явленіи:

— «Я видѣлъ, — говорилъ онъ, — что пришли ко мнѣ ангелы, а равно и сонмище бѣсовское, и начали состязаться по поводу украденнаго у меня богатства. Бѣсы говорили: «онъ не прославилъ Бога за это, но хулилъ: поэтому — онъ нашъ и намъ долженъ быть преданъ». Ангелы же сказали мнѣ: «о, несчастный человѣкъ! если бы ты благодарилъ Бога за похищенное у тебя имущество, сіе вмѣнилось бы тебѣ въ милостыню, какъ Іову, — ибо, кто творитъ милостыню, тотъ великую заслугу имѣетъ предъ Богомъ, такъ какъ творитъ по своему доброму произволенію. Если же кто переноситъ насильственное похищеніе съ благодареніемъ, замѣняющимъ благое произволеніе, тотъ имѣетъ искушеніе отъ діавола. Ибо діаволъ причиняетъ человѣку лишеніе, желая возбудить въ немъ хулу. Но человѣкъ благодарный все предаетъ на волю Божію, и потеря въ такомъ случаѣ — равносильна милостыни». Когда ангелы сказали мнѣ сіе, я возопилъ: «Господи, прости! Господи, я согрѣшилъ! Все — Твое, — и я не жалѣю о похищенномъ». Тогда бѣсы неожиданно исчезли. Ангелы же возрадовались и, вмѣнивши мнѣ пропавшее серебро въ милостыню, отошли».

Услышавъ это, братія прославили Бога, наставляющаго грѣшниковъ на путь покаянія и возвѣстившаго имъ о великой силѣ благодаренія. Блаженный же Ареѳа, вразумленный Богомъ, съ этого времени совершенно измѣнился къ лучшему, какъ умомъ, такъ и нравомъ, такъ что всѣ дивились и говорили о немъ словами апостола: идѣже умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20).

Кого прежде никто не могъ отвратить отъ хулы, тотъ потомъ самъ не переставалъ хвалить, во всѣ дни прославляя и благодаря Бога словами Іова: Господь даде, Господь отъятъ: яко Господеви изволися, тако бысть; буди имя Господне благословено во вѣки (Іов. 1, 21). Также и въ прочихъ прегрѣшеніяхъ своихъ онъ усердно каялся, обнаруживая ревность въ нелицемѣрной нищетѣ, въ послушаніи — не предъ очами только людскими, въ чистотѣ внѣшней и внутренной. Онъ подвизался въ постоянной молитвѣ, въ строгомъ постѣ и во многихъ другихъ добродѣтеляхъ, тѣлесныхъ и душевныхъ, къ которымъ побудила его добродѣтель благодаренія. Богатѣя добродѣтелями и преданностью Богу болѣе, нежели прежде золотомъ и серебромъ, онъ послѣ многихъ трудовъ преставился въ вѣчный покой [4]. Онъ положенъ съ почетомъ въ пещерѣ, и чудотворнымъ нетлѣніемъ своихъ мощей свидѣтельствуетъ о своемъ блаженствѣ, равномъ блаженству милостивыхъ, которые, по слову Господа, помилованы (Матѳ. 5, 7). По его святымъ молитвамъ да будемъ помилованы и мы, живущіе съ благодареніемъ, и да удостоимся вмѣстѣ съ нимъ въ царствѣ небесномъ благодарить Бога во Святой Троицѣ, въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Память праведнаго Іова празднуется 6 мая.
[2] Симонъ былъ сначала инокомъ Кіево-Печерскаго монастыря, основаннаго преподобнымъ Ѳеодосіемъ въ половинѣ XI вѣка, затѣмъ игуменомъ во Владимірскомъ Рождественскомъ монастырѣ. Съ 1215 года онъ занималъ епископскую каѳедру — Владимірскую и Суздальскую, скончался въ 1226 году. Въ послѣдніе годы жизни онъ написалъ кіевопечерскому иноку Поликарпу посланіе о жизни святыхъ иноковъ монастыря Кіево-Печерскаго. Описаніемъ ихъ подвиговъ епископъ Симонъ желалъ вразумить Поликарпа, который, изъ гордости и строптивости, выходилъ изъ послушанія игумену и нѣсколько разъ покидалъ Кіево-Печерскій монастырь. Посланіе епископа Симона благотворно повліяло на Поликарпа, и онъ въ 1220-хъ годахъ написалъ посланіе игумену Печерскому Акиндину о Кіево-Печерскихъ святыхъ, подвиги коихъ ему и самому были извѣстны, частію же были ему разсказаны епископомъ Симономъ. Посланія Симеона къ Поликарпу и Поликарпа къ Акиндину дали начало собранію сказаній о святыхъ, называемому Патерикомъ Печерскимъ, который въ 1661 году былъ напечатанъ въ Кіевѣ. Память преп. Симона — 10 мая.
[3] Полоцкъ — уѣздный городъ Витебской губерніи, былъ стольнымъ городомъ Полоцкаго княжества.
[4] Святый Ареѳа скончался не позднѣе 1190 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 554-556.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0