Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать третій.

Житіе и страданіе святаго апостола Іакова, брата Господня по плоти.

О томъ, почему онъ называется братомъ Божіимъ, дошло до насъ такое преданіе. Когда отецъ его Іосифъ раздѣлялъ землю между своими дѣтьми отъ первой жены, онъ захотѣлъ дать также нѣкоторую часть и Господу Іисусу Христу, родившемуся отъ Пречистой Дѣвы, обрученной Іосифу; всѣ сыновья Іосифа воспротивились сему желанію ихъ отца; одинъ лишь Іаковъ принялъ Іисуса Христа (тогда еще малаго отрока) въ совмѣстное владѣніе своею частью, почему и сталъ называться братомъ Господнимъ. Названіе сіе было дано Іакову также и по слѣдующему случаю. Когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ воплотился, и Пречистая Дѣва Богородица бѣжала съ Нимъ въ Египетъ, тогда и Іаковъ бѣжалъ вмѣстѣ съ ними, сопутствуя Пречистой Богородицѣ и святому Іосифу, отцу своему.

Когда Іисусъ Христосъ достигъ совершеннолѣтняго возраста и училъ народъ о царствіи Божіемъ, являя себя истиннымъ Мессіею, святый Іаковъ увѣровалъ въ Него и, внимая Его Божественному ученію, еще сильнѣе воспламенился любовію къ Богу и сталъ вести жизнь еще болѣе строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбилъ святаго Іакова. Такъ, послѣ добровольнаго Своего страданія и воскресенія изъ мертвыхъ Христосъ явился особо оть другихъ апостоловъ Іакову, брату Своему по плоти, какъ о семъ упоминаетъ апостолъ Павелъ, говоря:

Потомъ же явися Іакову, таже апостоломъ всѣмъ (1 Кор. 15, 7) [3].

Видя праведное и богоугодное житіе Іакова, всѣ нарекли Іакова праведнымъ, — и онъ причтенъ былъ къ числу семидесяти апостоловъ. Ему была ввѣрена новопросвѣщенная церковь Іерусалимская [4]. Руководимый Святымъ Духомъ, Іаковъ первый составилъ и написалъ чинъ Божественной литургіи, — который затѣмъ сократили, ради немощи человѣческой, сначала — Василій Великій, а затѣмъ — Іоаннъ Златоустъ [5]. Пася въ Іерусалимѣ стадо Христово, святый многихъ Іудеевъ и Еллиновъ своимъ ученіемъ обратилъ къ Богу и наставилъ на правый путь. Отъ него осталось также соборное посланіе къ двѣнадцати колѣнамъ Израилевымъ, — источникъ воистину богодухновеннаго и душеполезнаго ученія, коимъ украшается вся Церковь Христова, поучаясь вѣрѣ и добрымъ дѣламъ [6]. Всѣ не только вѣрующіе [7], но даже и невѣрные относились къ святому Іакову съ великимъ уваженіемъ и почтеніемъ за его добродѣтельную жизнь: первосвященники, кои сами только разъ въ годъ входили во Святая святыхъ [8] для совершенія службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему измѣнили, а именно стали именовать его Обли или Офли [9], что значитъ: «ограда, утвержденіе людямъ», или же называли его праведнѣйшимъ изъ всѣхъ. Часто не только днемъ, но даже и ночью Іаковъ входилъ во Святая Святыхъ и здѣсь, падая ницъ, со слезами приносилъ Господу молитвы за весь міръ. Весь народъ любилъ Іакова, ради его святости; многіе изъ старѣйшинъ іудейскихъ увѣровали въ ученіе, которое онъ проповѣдывалъ, и всѣ наслаждались, слушая его; много народа собиралось къ нему: одни — желая услышать его поученіе, другіе — коснуться края его одежды. Въ это время архіереемъ Іудейскимъ сдѣлался Ананія [10]. Видя, что весь народъ внимательно слушаетъ ученіе Іакова, и многіе обращаются ко Христу, Ананія съ книжниками и фарисеями, изъ зависти къ святому, гнѣвались на него и, затаивъ въ сердцѣ своемъ злобу, стали помышлять, какъ бы убить его. И сговорились они просить святаго, чтобы онъ своимъ поученіемъ отвратилъ людей отъ Христа; при этомъ они рѣшили, если онъ не согласится сдѣлать это, убить его.

Между тѣмъ приближался праздникъ Пасхи, и множество народа стекалось отовсюду въ Іерусалимъ, чтобы тамъ встрѣтить сей праздникъ.

Фестъ, проконсулъ, избавившій апостола Павла отъ рукъ Евреевъ [11] и пославшій его въ Римъ, тогда уже умеръ, а преемника ему еше не присылали изъ Рима. Воспользовавшись симъ, книжники и фарисеи обратились въ храмѣ съ такой просьбой къ Іакову:

— «Умоляемъ тебя, праведный человѣкъ, чтобы ты въ день праздника Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнесъ ему поученіе; убѣди ихъ, что они заблуждаются, считая Іисуса Сыномъ Божіимъ, и уговори ихъ отказаться отъ ложнаго своего мнѣнія. Мы всѣ почитаемъ тебя, внимаемъ тебѣ, — какъ и весь народъ; всѣ мы твердо убѣждены въ томъ, что ты говоришь одну только истину и не взираешь на лица; такъ уговори же народъ, чтобы онъ не прельщался Распятымъ Іисусомъ; молимъ тебя — стань на высокой кровлѣ храма, чтобы всѣмъ можно было видѣть и слышать тебя, ибо на праздникъ собралось — ты самъ видишь — много людей, какъ изъ евреевъ, такъ и изъ другихъ народовъ».

Послѣ сихъ словъ они возвели его на крышу храма и громко закричали:

— «О, праведникъ! Тебѣ всѣ мы должны вѣрить. Народъ сей заблуждаетея, послѣдуя Распятому Іисусу; посему скажи намъ по истинѣ, что думаешь самъ ты о Христѣ?»

На сіе святый отвѣтилъ громкимъ голосомъ:

— «Что спрашиваете вы меня о Сынѣ Человѣческомъ, Который добровольно потерпѣлъ страданіе, былъ распятъ, погребенъ и на третій день воскресъ изъ мертвыхъ? Онъ нынѣ сѣдитъ на небесахъ одесную Вышняго и снова пріидетъ на облакахъ небесныхъ судить живыхъ и мертвыхъ».

Слыша такое свидѣтельство Іакова о Іисусѣ Христѣ, народъ весьма возрадовался, и всѣ въ одинъ голосъ воскликнули:

— «Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!»

Фарисеи же и книжники сказали:

— «Неосмотрительно поступили мы, позволивъ Іакову говорить о Іисусѣ, ибо народъ пришелъ еще въ бóльшее смущеніе».

И вотъ, въ злобѣ и ярости, они свергли съ кровли храма Іакова на страхъ всѣмъ, чтобы не вѣрилъ народъ словамъ святаго.

— «И праведникъ прельстился», — кричали они.

Упавъ съ крыши храма, Іаковъ сильно разбился; еле живой, праведникъ сталъ на колѣни и, поднявъ свои руки къ небу, такъ молился:

— «Господи! Отпусти имъ грѣхъ сей, ибо они не вѣдаютъ, что творятъ».

Фарисеи же стали бросать камни въ святаго, которые причиняли ему раны. Одинъ человѣкъ изъ рода Рихавова воскликнулъ:

— «Остановитесь, что вы дѣлаете? Праведникъ молится за васъ, а вы побиваете его камнями».

Въ это время одинъ человѣкъ съ бѣлильнымъ валькомъ въ рукахъ бросился на святаго и съ такой силой ударилъ его по головѣ, что весь мозгъ вытекъ на землю, и въ семъ мученіи Іаковъ предалъ духъ свой Господу.

Святое тѣло его погребено было тамъ же около храма, причемъ вѣрующіе горько оплакивали праведника. Въ теченіе 30 лѣтъ святый былъ епиcкопомъ Іерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадалъ за Христа, Коему со Отцемъ и Святымъ Духомъ — честь и слава во вѣки вѣковъ [12]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Память св. праведнаго Іосифа, обрученника Пресвятой Дѣвы Маріи совершается 26-го декабря. Согласно съ ясными свидѣтельствами Писанія (Матѳ. 13, 55; Марк. 6, 3; Гал. 1, 17), Церковь, вопреки мнѣнію нѣкоторыхъ толкователей явно отличаетъ святаго апостола Іакова, брата Господня по плоти, отъ принадлежащихъ къ лику 12-ти апостоловъ Іакова Зеведеева, память котораго празднуется 30-го апрѣля, и Іакова Алфеева, память котораго совершается 9-го октября. Іаковъ, братъ Господень по плоти, именуется такъ, какъ сынъ Іосифа отъ первой жены. Онъ былъ роднымъ братомъ апостола Іуды изъ лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получилъ наимонованіе Іаковлева, и Іосіи изъ лика 70 апостоловъ, и извѣстенъ также подъ именемъ Іакова малаго или меньшаго (Марк. 15, 40).
[2] Св. апостолъ Іаковъ отъ самаго рожденія былъ назореемъ, т. е. лицомъ, посвященнымъ Богу, давшимъ Ему добровольно обѣты строгаго воздержанія отъ всякаго вина и вообще крѣпкихъ напитковъ, отъ стриженія волосъ и пр. Обѣты назорейства служили выраженіемъ чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, какъ народу богоизбранному и потому священному.
[3] Преданіе къ сему прибавляетъ, что въ продолженіе страстей Христовыхъ св. апостолъ Іаковъ скрывался въ одной пещерѣ, въ долинѣ Іосафатовой, давъ обѣтъ не вкушать пищи, до техъ поръ пока Господь не воскреснетъ изъ мертвыхъ, и что Господь, по воскресеніи Своемъ, удостоилъ его Своего особеннаго явленія въ сей самой пещерѣ. Посему, впослѣдствіи, въ первые вѣка христіанства, пещера эта была обращена въ храмъ, и теперь еще ее показываютъ благочестввымъ поклонникамъ.
[4] По словамъ древнихъ писателей, ближайшихъ ко времени апостольскому (Климента Александрійскаго, Евсевія Кесарійскаго и др.), по вознесеніи Спасителя, апостолы Петръ, Іаковъ Зеведеевъ и Іоаннъ, хотя и предпочтенные отъ Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Іакова епископомъ и предстоятелемъ Іерусалимской Церкви — матери христіанскихъ церквей, когда ему было 34 года отъ рожденія, согласно предъизбранію его и назначенію къ сему служенію Самимъ Христомъ.
[5] Божественная литургія, составленная св. апостоломъ Іаковымъ, братомъ Господнимъ, доселѣ совершается въ Іерусалимѣ въ день памяти сего апостола.
[6] Соборное посланіе написано св. Іаковомъ около 59 года по Р. Хр. къ христіананъ изъ Іудеевъ, жившихъ въ разсѣяніи, во время гоненія на христіанъ, заставившаго ихъ удалиться изъ Іерусалима. Посланіе сіе исполнено высокаго ученія и евангельскаго духа. Оно состоитъ изъ различнаго рода нравственныхъ наставленій и, по общему содержанію своему, можетъ быть названо увѣщаніемъ къ терпѣливому перенесенію страданій. За богослуженіемъ православной Церкви соборное посланіе апостола Іакова прочитывается все, не только въ качествѣ рядового апостольскаго чтенія за литургіей, а и за другими молитвословіями (напр. во время елеосвященія, на молебнѣ во время бездождія и даже за всенощныиъ бдѣніемъ, въ качествѣ пареміи).
[7] Всеобщее благоговѣйное уваженіе къ апостолу Іакову вѣрующихъ, во главѣ съ самими апостолами, особенно сильно выразилось на апостольскомъ соборѣ, бывшемъ въ Іерусалимѣ около 50 года по Р. Хр. для рѣшенія вопроса: должно ли обращающихся къ Церкви изъ язычниковъ принуждать къ обрѣзанію и соблюденію ветхозавѣтнаго закона обрядоваго. Апостолъ Іаковъ предсѣдательствовалъ на семъ соборѣ и, послѣ долгихъ споровъ и разсужденій, послѣ рѣчи апостола Петра и разсказа апостоловъ Павла и Варнавы объ успѣхахъ ихъ проповѣди среди язычниковъ, заключилъ соборныя разсужденія своею рѣчью, въ которой въ опредѣленныхъ чертахъ предложилъ свое сужденіе по поднятому вопросу, полагая «не затруднять обращающихся къ Богу язычниковъ, а написать имъ, чтобы они воздерживались отъ оскверненнаго идолами, отъ блуда, удавленины и крови, и чтобы не дѣлали другимъ того, чего не хотятъ себѣ» (Дѣян. 15, 13-20). Это сужденіе всѣми уважаемаго праведнаго Іакова принято было всѣмъ соборомъ и утверждено явнымъ для всѣхъ изволеніемъ Святаго Духа (Дѣян. 15, 28). Около того же времени апостолъ Павелъ, желая провѣрить чистоту своего ученія, обратился къ апостоламъ: Петру, Іоанну и Іакову, которыхъ почиталъ столпами Церкви Христовой, поставляя первымъ изъ нихъ Іакова (Гал. 2, 10), — и тѣ признали въ немъ великое достоинство учителя языковъ. Съ такимъ глубокимъ уваженіемъ относился апостолъ Павелъ къ св. Іакову и впослѣдствіи. Когда передъ первыми узами своими онъ прибылъ въ Іерусалимъ, то первымъ долгомъ счелъ отправиться къ св. Іакову и разсказалъ ему, какъ столпу Церкви Христовой и предстоятелю старѣйшей Церкви Іерусалимской, о томъ, что сотворилъ Богъ у язычниковъ его служеніемъ (Дѣян. 21, 18-19).
[8] Святое святыхъ представляло собою внутреннюю, самую священнѣйшую часть Храма Іерусалимскаго, куда входилъ одинъ лишь первосвященникъ, и при томъ только разъ въ годъ, въ день очищенія, поставлялъ свою кадильницу съ ѳиміамонъ и кропилъ жертвенною кровію надъ очистилищемъ для очищенія грѣховъ народа. Но ковчега завѣта съ его святынями (жезломъ Аарона прозябшимъ, златымъ сосудомъ съ манною, скрижалями закона, данными Богомъ чрезъ Моисея) въ храмѣ въ это время уже не было. Здѣсь находился только одинь камень отъ перваго храма Соломонова, а завѣса, отдѣлявшая Святое святыхъ отъ слѣдующаго отдѣленія храма — святилища, во время крестной смерти Іисуса Христа разодралась надвое, сверху до низу.
[9] По-гречески: ὠβλίας — защита или оплотъ народа и правда.
[10] Ананія — первосвященникъ еврейскій, сынъ Неведея, получившій первосвященническое достоинство отъ Ирода Агриппы II; былъ упорнымъ врагомъ христіанъ и вообще человѣкомъ дерзкимъ, жестокимъ и несправедливымъ и принадлежалъ къ сектѣ саддукеевъ, отвергавшихъ преданія, Промыслъ Божій, духовность и безсмертіе души, бытіе ангеловъ, — и утопавшихъ въ чувственныхъ наслажденіяхъ и порокахъ и земныхъ интересахъ. Будучи виновникомъ смерти апостола Іакова, Ананія впослѣдствіи несправедливо судилъ также апостола Павла и желалъ погубить его (Дѣян. 23, 2. 14-15; 24, 1-9), но за свои неправды самъ испыталъ самую горькую участь: тѣмъ же царемъ Агриппою лишенъ первосвященства и, наконецъ, былъ убитъ во время возстанія Іудеевъ противъ Римлянъ.
[11] Фестъ, по прозванію Порцій, — Римскій правитель Іудеи, управлявшій ею не болѣе трехъ лѣтъ и скончавшійся около 62 года по Р. Хр.; онъ заботился о возстановленіи порядка въ Палестинѣ, употребляя для сего и строгость, и правосудіе.
[12] Мученическая кончина апостола Іакова послѣдовала около 63 года по Р. Хр. Онъ скончался въ престарѣломъ возрастѣ. На мѣстѣ кончины его и погребли; надъ его могилою подлѣ храма и доселѣ стоитъ памятникъ. По свидѣтельству Оригена, церковнаго писателя III вѣка, смерть Іакова праведнаго, случившаяся незадолго до войны Іудейской, произвела такое впечатлѣніе на Іудеевъ, что слѣдовавшія за нею бѣдствія войны и разрушеніе Іерусалима почитались ими наказаніемъ Божіимъ за убіеніе сего праведника. — Въ IX вѣкѣ св. Ѳеофанъ пѣснопѣвецъ, архіепископъ Никейскій, блаж. Георгій Никомидійскій и впослѣдствіи Византій написали многія пѣснопѣнія въ честь св. ап Іакова, нынѣ поемыя въ день его памяти. Мощи св. ап. Іакова были въ Константинополѣ при русскомъ паломникѣ Антоніи въ 1200 году въ придѣлѣ Халкопратійскаго храма, а глава — въ храмѣ святыхъ апостоловъ. Въ настоящее время мощи его, по свидѣтельству нѣкоторыхъ, находятся въ Римѣ въ Церкви 12 апостоловъ. Въ Москвѣ на Старо-Іерусалимскомъ подворьѣ сохраняется часть мощей его, присланная Александрійскимъ патріархомъ Іероѳеемъ въ 1853 году.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 517-523.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0