Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать второй.

Память преподобныхъ Ѳеодора и Павла Ростовскихъ, основателей Борисоглѣбскаго монастыря [1].

По дорогѣ, ведущей изъ Каргополя и съ Бѣла-озера въ Ростовъ и Москву, онъ остановился въ темномъ лѣсу при рѣкѣ Устьѣ, верстахъ въ осмнадцати отъ Ростова. Поставивъ себѣ въ лѣсу шалашъ изъ древесныхъ вѣтвей, онъ остался здѣсь на жительство. У проѣзжей дороги на деревѣ онъ повѣсилъ сдѣланный изъ древесной коры кузовъ, и прохожіе и проѣзжіе, догадываясь, что тутъ живетъ пустынникъ, стали класть въ него то хлѣбъ, то овощи и другую милостыню. Пустынникъ, невидимый никѣмъ, тайно вынималъ милостыню и дѣлилъ ее съ нищею братіею; провѣдавши о семъ, изъ многихъ селеній стали приходить къ пустыннику за милостыней, и онъ дѣлился всѣмъ, что находилъ въ повѣшенномъ кузовѣ.

Черезъ нѣкоторое время пришелъ къ нему братъ по иночеству, именемъ Павелъ, и, съ радостію принятый Ѳеодоромъ, поселился съ нимъ вмѣстѣ въ пустынѣ.

Въ первое время княженія великаго князя Димитрія Іоанновича, при митрополитѣ всея Руси Алексіи [3], при томъ же Ростовскомъ князѣ Константинѣ и при Ростовскомъ епископѣ Игнатіи [4], преподобный Сергій Радонежскій приходилъ въ Ростовъ на поклоненіе Пресвятой Богородицѣ въ соборной церкви и Ростовскимъ чудотворцамъ [5]. Узнавши объ этомъ, пустынники Ѳеодоръ и Павелъ отправились въ Ростовъ, просили у князя и епископа разрѣшенія воздвигнуть въ своей пустынѣ церковь и устроить монастырь, а преподобнаго Сергія умоляли, чтобы онъ присмотрѣлъ мѣсто, гдѣ поставить имъ церковь, и благословилъ его.

Преподобный Сергій исполнилъ ихъ просьбу и отправился съ ними въ ихъ пустыню. Долго ходили они по пустынѣ. Ѳеодоръ и Павелъ указывали то на одно мѣсто, то на другое; преподобный Сергій все осмотрѣлъ тщательно, наконецъ остановился на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь находится монастырь, и благословилъ поставить здѣсь церковь во имя великихъ страстотерпцевъ Бориса и Глѣба и сказалъ пустынникамъ:

— «Призритъ Господь Богъ и Пречистая Богородица на мѣсто сіе, и великіе страстотерпцы Христовы въ помощь вамъ будутъ. И сіе мѣсто весьма обстроится и въ будущія времена превозносимо будетъ на ряду съ большими лаврами».

Преподавъ пустынникамъ миръ и благословеніе, преподобный Сергій отправился въ обратный путь.

Преподобные отшельники принялись вырубать лѣсъ и очищать то мѣсто, которое благословилъ преподобный Сергій для построенія храма. Однажды, во время отдохновенія отъ трудовъ, въ тонкомъ снѣ, явились Ѳеодору и Павлу два свѣтлые воина, вооруженные и украшенные царскими багряницами, и сказали:

— «Трудитесь на семъ мѣстѣ: Богъ и Пречистая Богородица не оставятъ мѣста сего, и мы неотступно будемъ на семъ мѣстѣ на помощь вамъ и тѣмъ, кто послѣ васъ будетъ устраивать мѣсто сіе».

Преподобные припали къ ногамъ ихъ и сказали:

— «Кто вы, господа наши?»

Но воины вдругъ стали невидимы, только слышенъ былъ голосъ, назвавшій одного Романомъ, а другого Давидомъ [6].

Пришедши въ себя отъ великаго страха и ужаса, оба пустынника стали ободрять другъ друга и въ однихъ и тѣхъ же словахъ разсказывать, что они видѣли и слышали во снѣ.

Послѣ того они съ новымъ рвеніемъ стали трудиться и подвизаться надъ устроеніемъ мѣста.

И начали собираться къ нимъ братія и мірскіе люди — плотники на помощь дѣлу.

Въ скоромъ времени братія умножилась и всѣ стали умолять Ѳеодора, чтобы онъ былъ ихъ игуменомъ. Такъ и совершилось.

Съ Божіею помощью, обитель продолжала строиться, и многіе христолюбцы, оставляя всѣ мірскія блага, искали здѣсь иноческаго житія. Преподобный Ѳеодоръ принималъ ихъ съ радостію и причислялъ къ братіи.

Многіе вельможи изъ Ростовской области стали завѣщать, чтобы ихъ погребли въ Борисо-Глѣбской обители, и дарствовать ей на поминовеніе души вотчины свои, села, деревни и пожни.

Благодаря этому, усилились средства монастыря, и преподобный Ѳеодоръ еще болѣе сталъ трудиться надъ его устройствомъ и собираніемъ братіи. Онъ воздвигъ для общей соборной молитвы теплую церковь Благовѣщенія Пресвятой Богородицы.

Много лѣтъ, милостію Божіею, заступленіемъ Пресвятой Богородицы и помощію Христовыхъ страстотерпцевъ Бориса и Глѣба, подвизался преподобный Ѳеодоръ въ устроеніи обители: онъ воздвигъ церкви, поставилъ кельи, все устроивъ по монастырскому чину, пріобрѣлъ монастырю нивы и пашни, устроилъ на службу обители много людей и пріобрѣлъ довольно скота.

Не взирая на свою старость, онъ продолжалъ трудиться, и заботиться о благѣ монастыря: не давая себѣ покоя, онъ задумалъ отправиться на поиски удобнаго для рыбной ловли мѣста на нужды монастыря.

Вручивъ обитель Господу Богу и Пречистой Богородицѣ, имѣя заступниковъ, великихъ Христовыхъ страстотерпцевъ Бориса и Глѣба, и поручивъ управленіе обителью и братіею своему спостнику и брату о Христѣ Павлу, отправился Ѳеодоръ въ Вологодскія мѣста, взявъ двухъ иноковъ изъ своихъ учениковъ.

Тамъ нашелъ онъ мѣсто, называемое   С в я т а я   Л у к а.   Обошедши это мѣсто и убѣдившись, что оно удобно для монастырскаго строенія, онъ хотѣлъ занять себѣ займище и поставилъ одну небольшую церковь.

Узнали объ этомъ окрестные жители, еще непросвѣщенные тогда инородцы Чудскаго племени, и изгнали оттуда преподобнаго труженика.

Изгнанный подвижникъ пошелъ далѣе, молясь за творящихъ ему зло и утѣшая своихъ учениковъ: «не скорбите, братіе: Богъ намъ прибѣжище и сила, помощникъ въ скорбехъ, обрѣтшихъ ны зѣло (Псал. 45, 2): Господь сказалъ Своимъ ученикамъ: егда гонятъ вы во градѣ семъ, бѣгайте въ другій (Матѳ. 10, 22)».

Прошедши многія пустынныя мѣста, какъ искусный охотникъ, желающій найти, что ему нужно, преподобный Ѳеодоръ отправился въ Бѣлозерскіе края и, обошедши по пустынямъ вокругъ всего Бѣлаго озера, нашелъ прекрасное мѣсто, удобное для монастырскаго строенія, по ту сторону Бѣлаго озера: новопашенныя мѣста, починки при устьѣ рѣки Ковжи [7].

Бѣлое озеро принадлежало тогда удѣльному князю Андрею Димитріевичу, сыну Димитрія Іоанновича Донскаго. Присмотрѣвъ такое удобное мѣсто, преподобный Ѳеодоръ, возложивъ надежду на Всесильнаго Бога и имѣя помощницею Пречистую Богородицу, отправился въ царствующій городъ Москву, билъ челомъ и молилъ удѣльнаго князя Андрея Димитріевича Можайскаго и Бѣлоозерскаго, чтобы пожаловалъ, далъ ему облюбованное мѣсто для построенія церкви во имя Николая чудотворца и монастыря. И, по милости Божіей, просьба его исполнилась: князь Андрей Димитріевичъ далъ преподобному грамоту на починки и на пожни и на рыбныя ловли.

Получивъ жалованныя грамоты, преподобный Ѳеодоръ возвратился въ свой Борисоглѣбскій монастырь.

Здѣсь онъ возложилъ обязанности игуменства на своего спостника Павла. Вручивъ покровительству Пресвятой Богородицы и заступничеству страстотерпцевъ Бориса и Глѣба монастырь и игумена съ братіею, преподобный Ѳеодоръ отправился снова на Бѣлоозеро, чтобы созидать здѣсь новый монастырь.

Пришедши на избранное прежде мѣсто, преподобный неутомимо трудился сначала надъ постройкой храма во имя святителя Николая Чудотворца, а потомъ возводилъ и монастырскія постройки.

Узнавъ о трудахъ преподобнаго, окрестные православные жители стали стекаться къ старцу за благословеніемъ, а иные и для того, чтобы принять иноческое постриженіе. Старецъ Ѳеодоръ принималъ всѣхъ съ радостію.

Преподобный прожилъ здѣсь немало лѣтъ, воздвигъ храмъ, устроилъ монастырь, собралъ братію, поставилъ ей игумена и, находясь уже въ глубокой старости, прозрѣвъ приближеніе своей кончины, отправился въ свой первый монастырь — Борисоглѣбскій.

Здѣсь старецъ Ѳеодоръ съ великою радостію былъ встрѣченъ игуменомъ Павломъ и братіею, и всѣ духовно и тѣлесно веселились и благодарили Бога и Пресвятую Богородицу за успѣхъ трудовъ старца.

Преподобный Ѳеодоръ распорядился, чтобы Никольскій монастырь былъ присоединенъ къ Борисоглѣбскому, и чтобы возлюбленный братъ его, Борисоглѣбскій игуменъ Павелъ, руководилъ игуменомъ, братіею и строеніемъ новосозданнаго монастыря [8].

Послѣ всѣхъ сихъ подвиговъ и распоряженій, черезъ недолгое время, преподобный основатель Борисоглѣбскаго монастыря почилъ съ миромъ 22 октября 1409 года. Преподобный игуменъ Павелъ съ братіею оплакали усопшаго и съ честію погребли тѣло его.

Послѣ кончины Ѳеодора, оставшійся въ живыхъ сотрудникъ его Павелъ еще болѣе сталъ трудиться и пещись объ обоихъ монастыряхъ и, доживъ также до глубокой старости, въ добромъ исповѣданіи отошелъ къ Господу.

Пророческія слова преподобнаго Сергія, благословившаго основаніе Борисоглѣбскаго монастыря и предрекшаго его расширеніе, сбылись въ точности. Послѣ смерти основателей, преподобныхъ Ѳеодора и Павла, преемники ихъ, Борисоглѣбскіе игумены, продолжали усердно заботиться о благѣ монастыря, который постепенно сталъ пріобрѣтать широкую извѣстность. При третьемъ преемникѣ преподобнаго Павла, игуменѣ Іонѣ, и четвертомъ — Питиримѣ, особенное усердіе къ обители показалъ благовѣрный и христолюбивый великій князь Василій Васильевичъ Темный [9] и благочестивая мать его, княгиня Софія; издано было ими въ пользу монастыря нѣсколько жалованныхъ грамотъ [10], и великій князь Василій Васильевичъ сталъ монастырь этотъ звать своимъ монастыремъ. Сей игуменъ Питиримъ крестилъ у великаго князя Василія Васильевича сына его Ивана [11].

Особенно прославился своими подвигами и трудами на благо монастыря десятый преемникъ Павла, игуменъ Ѳеофилъ, управлявшій монастыремъ, какъ игуменъ и строитель, тридцать лѣтъ.

По повелѣнію великаго князя Василія Ивановича [12] и по благословенію Ростовскаго архіепископа Іоанна [13], вмѣсто деревянныхъ храмовъ и прочихъ монастырскихъ строеній, онъ сталъ возводить каменныя. 1522 года іюня въ 18 день заложена была каменная церковь святыхъ Бориса и Глѣба и освящена 22 сентября 1524 года тѣмъ же архіепископомъ Іоанномъ, который въ томъ же году іюня 30-го благословилъ закладку теплой церкви во имя Благовѣщенія Пресвятой Богородицы. Эта церковь освящена была архіепископомъ Ростовскимъ и Ярославскимъ Кирилломъ [14] въ 1527 году октября въ 7-й день.

При этихъ дорогихъ и трудныхъ постройкахъ ревностный строитель Ѳеофилъ испытывалъ немало затрудненій, но, при помощи Божіей и заступничествѣ Пресвятой Богородицы и покровителей обители святыхъ страстотерпцевъ Бориса и Глѣба, всѣ эти препятствія онъ благополучно преодолѣвалъ. Древній повѣствователь объ основаніи и дальнѣйшей судьбѣ Борисоглѣбскаго монастыря разсказываетъ слѣдующее чудо.

Возводя каменныя постройки, игуменъ Ѳеофилъ сталъ ощущать крайній недостатокъ въ извести: ее приходилось привозить издалека и труднымъ путемъ, именно приходилось отправлять за известью суда по Устью, Которости и Волгѣ въ Плесо (около г. Костромы), откуда подъемъ вверхъ по этимъ рѣкамъ очень труденъ и не близокъ. Находясь въ такой нуждѣ, Ѳеофилъ бьетъ челомъ великому князю Василію Ивановичу о разрѣшеніи свободно, безъ пошлинъ, искать игумену мѣсторожденія извести на ближайшихъ земляхъ, какъ монастырскихъ, такъ и княжескихъ и боярскихъ. Великій князь выдалъ жалованную грамоту на свободное добываніе извести повсемѣстно въ уѣздахъ Ростовскомъ и Переяславскомъ. Игуменъ Ѳеофилъ всюду посылаетъ развѣдчиковъ, но успѣха не достигаетъ. Опечаленный, онъ возноситъ усердныя молитвы Господу Богу и заступницѣ Пресвятой Богородицѣ и святымъ помощникамъ Борису и Глѣбу.

И вотъ однажды, когда Ѳеофилъ стоялъ въ своей кельѣ на обычномъ вечернемъ правилѣ и нѣсколько забылся и задремалъ, предстали ему два свѣтлые Христовы воина, страстотерпцы Борисъ и Глѣбъ, и сказали:

— «Не скорби объ извести: Пречистая дастъ тебѣ известь въ домовой нашей вотчинѣ, близъ монастыря, и постройка каменныхъ зданій въ обители Пречистой Богородицы и нашей не прекратится ни при тебѣ, ни послѣ тебя, и мы въ помощь къ монастырскому строенію будемъ».

И съ этими словами они стали невидимы.

Чрезъ три дня приноситъ игумену крестьянинъ изъ монастырской деревни Кочарки, зобенку камней [15] и разсказываетъ, что онъ нашелъ ихъ на полѣ поверхъ земли. Игуменъ отсылаетъ камни въ печь въ хлѣбню. Когда камни обожгли и принесли показать игумену, то оказалась известь, бѣлая какъ снѣгъ.

Игуменъ послалъ развѣдчиковъ, и на указанномъ мѣстѣ нашлось достаточное количество извести, какъ для тогдашнихъ построекъ, такъ и для послѣдующихъ, согласно предсказанію [16].

Кромѣ сихъ храмовъ, при Ѳеофилѣ и его ближайшихъ преемникахъ были воздвигнуты кругомъ монастыря прочныя каменныя высокія стѣны со многими башнями и съ двумя воротами со сторонъ Ростова и Углича, надъ которыми устроены каменныя же церкви во имя преподобнаго Сергія и Срѣтенія Господня. Всѣ сіи величественныя и красивыя строенія существуютъ и въ настоящее время.

Въ соборномъ храмѣ во имя благовѣрныхъ князей Бориса и Глѣба, въ сѣверо-западномъ углу, почиваютъ подъ спудомъ мощи основателей монастыря, преподобныхъ Ѳеодора и Павла.

По примѣру своего отца, великаго князя Василія Іоанновича, показывалъ великое усердіе къ сему монастырю и сынъ его, царь Іоаннъ Васильевичъ, самъ посѣщалъ его и дѣлалъ богатые вклады селами, деревнями, деньгами и дорогими вещами на поминовеніе [17].

Въ концѣ шестнадцатаго и началѣ семнадцатаго столѣтія прославился и прославилъ сей монастырь своими подвигами преподобный Иринархъ, особенно въ годину смуты, когда этому монастырю, какъ и другимъ окружнымъ, грозила опасность разоренія отъ Польско-Литовскихъ хищныхъ отрядовъ. Мощи сего угодника почиваютъ подъ спудомъ въ юго-западномъ придѣлѣ соборнаго храма [18].

Примѣчанія:
[1] Въ основу изложенія положена здѣсь «Повѣсть о Борисоглѣбскомъ монастырѣ отъ коликихъ лѣтъ и како бысть его начало, еже исперва отъ древнихъ старецъ слышахомъ и мало писанія обрѣтохомъ», написанная въ XVI вѣкѣ въ самомъ Борисоглѣбскомъ монастырѣ и сохранившаяся въ рукописи XVI-го вѣка въ библіотекѣ Троице-Сергіевой лавры, въ сборникѣ за № 782. — Борисоглѣбскій второклассный монастырь существуетъ и теперь и находится въ Ярославской губерніи въ Ростовскомъ уѣздѣ въ 18 верстахъ отъ Ростова по дорогѣ (теперь шоссейной) изъ Ростова въ Угличъ, на рѣкѣ Устьѣ, которая, соединившись въ девяти верстахъ отъ Ростова съ вытекающею изъ Ростовскаго озера рѣкою Версою, образуетъ рѣку Котрость, впадающую въ Волгу въ г. Ярославлѣ.
[2] Димитрій Іоанновичъ Донской княжилъ съ 1363 г. по 1389 г. — Ростовскій князь Константинъ III Васильевичъ княжилъ въ Ростовѣ по смерти брата своего Ѳеодора Васильевича съ 1331 г. по 1365 г.
[3] Св. Алексій занималъ митрополичью каѳедру съ 1354 по 1378 г.
[4] Епископъ Игнатій II занималъ Ростовскую каѳедру съ 1356 по 1364 г.
[5] Это было въ 1363 г. — Изъ г. Ростова происходили родители преподобнаго Сергія.
[6] Романъ и Давидъ — имена Бориса и Глѣба, данныя имъ при святомъ крещеніи.
[7] Устье р. Ковжи находится въ 40 верстахъ отъ Бѣлоозерска.
[8] Ковженскій Никольскій монастырь, приписной къ Борисоглѣбскому, имѣлъ деревянныя строенія; по ветхости и бѣдности онъ былъ упраздненъ до введенія монастырскихъ штатовъ 1764 года.
[9] Василій Васильевичъ Темный былъ великимъ княземъ съ 1425 г. по 1462 г. съ промежутками.
[10] По вкладнымъ и кормовымъ монастырскимъ книгамъ, видно, что Василій Васильевичъ пожаловалъ монастырю село Шулецъ (въ шести верстахъ отъ монастыря), съ деревнями, на поминовеніе своихъ родителей и прародителей, великихъ князей.
[11] Знаменитаго впослѣдствіи великаго князя Ивана Васильевича III.
[12] Правилъ съ 1505 по 1533 г.
[13] Занималъ каѳедру съ 1520 по 1526 годъ.
[14] Кириллъ III занималъ каѳедру съ 1526 по 1529 г.
[15] Мѣсто, гдѣ стояла эта деревня, и понынѣ зовется Кочарка, въ семи верстахъ отъ монастыря; и доселѣ видны ямы, гдѣ рыли известь. — Зобенка — старинная мѣра сыпучихъ тѣлъ. Существуетъ преданіе, что известь теряла свою силу, если кто бралъ ее украдкою для своихъ потребъ. Когда при преемникахъ Ѳеофила закончены были каменныя монастырскія постройки, запасъ извести истощился.
[16] Чудо объ обрѣтеніи извести повѣдалъ составителю древней повѣсти о Борисоглѣбскомъ монастырѣ зодчій Борисоглѣбскихъ храмовъ, «ростовецъ, мастеръ церковный, каменный здатель» Григорій Борисовъ, которому разсказалъ о видѣніи св. Бориса и Глѣба самъ игуменъ Ѳеофилъ, заповѣдавшій не открывать сего никому до его смерти. — Этотъ знаменитый Ростовскій зодчій Григорій Борисовъ закончилъ въ 1543 г. построеніе Успенской церкви въ Спасокаменномъ монастырѣ (на Кубенскомъ озерѣ, Вологодской губ.), заложенной ростовцемъ же, зодчимъ Пахоміемъ Горяиновымъ.
[17] О вкладахъ царя Ивана Васильевича подробно говорится въ древнихъ вкладныхъ и кормовыхъ книгахъ Борисоглѣбскаго монастыря.
[18] Память преп. Иринарха празднуется января въ 13 день.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 508-516.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0