Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать второй.

Память святаго равноапостольнаго Аверкія, епископа Іерапольскаго.

— «Боже вѣковъ и Господи милости, Ты создалъ всю вселенную и управляешь ею, Ты послалъ Единороднаго Сына Своего на землю, чтобы Онъ воплотился ради человѣка, — милостивымъ окомъ взгляни нынѣ съ небесъ на весь міръ; не оставь и города сего, гдѣ Ты поставилъ меня пастыремъ словесныхъ овецъ Твоихъ; посмотри на помраченныхъ людей: честь, Тебѣ подобающую, они воздаютъ не Тебѣ, а сквернымъ бѣсамъ, идоламъ, которыхъ сами же себѣ сотворили; избави, Господи, этихъ заблуждающихся людей отъ погибели, изъ тьмы приведи ихъ къ истинному Твоему свѣту, сопричти ихъ къ избранному Твоему стаду!»

Послѣ сей усердной молитвы святый уснулъ, такъ какъ уже наступила ночь, и вотъ, въ сонномъ видѣніи ему предсталъ юноша необычайной красоты; онъ, давая Аверкію жезлъ въ руки, говорилъ:

— «Иди, Аверкій, во имя Мое и этимъ жезломъ сокруши начальниковъ заблужденія!»

Пробудившись отъ сна, Аверкій понялъ, что въ видѣніи ему явился Самъ Господь и почувствовалъ онъ въ сердцѣ своемъ несказанную радость. Исполнившись рвеніемъ, онъ тотчасъ всталъ и, взявъ попавшійся ему колъ, тою же ночью въ девятый часъ [3] отправился онъ къ храму Аполлона, гдѣ наканунѣ происходилъ праздникъ языческій и было принесено множество жертвъ. Въ этомъ храмѣ находилось много драгоцѣнныхъ, прекрасно убранныхъ, идоловъ. Подойдя къ храму, Аверкій нашелъ двери его запертыми; онъ ударилъ въ нихъ, и онѣ тотчасъ распахнулись передъ нимъ. Войдя въ храмъ, святый епископъ сначала сталъ поражать главнаго идола Аполлона, а затѣмъ и другихъ. Всѣхъ ихъ онъ сокрушилъ и разбилъ на мелкія части. Глухіе же и нѣмые идолы, будучи бездушными и не обладая силою, не могли защищаться, когда святый сокрушалъ ихъ. Только слышался стукъ отъ ихъ паденія.

Жрецы идольскіе, жившіе недалеко отъ храма, проснулись и, слыша въ храмѣ великій стукъ, не понимали, что это могло значить. Прибѣжавъ ко храму, они увидѣли, что идолы боговъ ихъ лежали на землѣ въ прахѣ, а святый Аверкій попиралъ обломки идоловъ своими ногами и сокрушалъ ихъ жезломъ. При видѣ сего на жрецовъ напалъ страхъ, святый же, обратившись къ нимъ, сказалъ съ гнѣвомъ:

— «Ступайте къ начальникамъ города и ко всему народу, скажите, что боги ваши, упившись на вчерашнемъ праздникѣ, который вы устроили для нихъ, перебранились между собою и, упавъ на землю, разбились».

Сказавъ это, святый отправился въ свой домъ, какъ сильный мужъ, побѣдившій враговъ; а такими воистину были идолы, приведшіе къ погибели много душъ человѣческихъ.

Жрецы идольскіе отправились къ городскимъ начальникамъ и разсказали имъ обо всемъ, что сдѣлалъ Аверкій. Съ наступленіемъ дня, вѣсть о случившемся быстро распространилась по всему городу, и вотъ всѣ, отъ мала до велика, простой народъ и начальствующія лица, собрались къ храму. Увидѣвъ идоловъ своихъ разбитыми на мелкія части и разбросанными по землѣ, всѣ сначала изумились. Потомъ, исполнившись ярости, всѣ стали кричать:

— «Смерть Аверкію!»

Другіе добавляли къ этому:

— «Послать его къ царю, тамъ потерпитъ онъ муки, равныя его преступленію!»

— «Нѣтъ, лучше сейчасъ же пойдемъ и сожжемъ его со всѣмъ его домомъ», — предлагали третьи.

Начальники остановили народъ:

— «Не смѣйте зажигать дóма Аверкія; мы опасаемся, какъ бы не пострадалъ отъ пожара весь городъ, если вы подожжете домъ Аверкія; лучше схватимъ его и сами предадимъ суду, или же отошлемъ на судъ къ верховному правителю».

Когда народъ находился въ такомъ волненіи и уже хотѣлъ напасть на домъ Аверкія, сосѣди епископа, услышавъ о семъ, отправились къ нему въ домъ; они застали его учащимъ собравшихся къ нему вѣрующихъ и разсказали ему все, что слышали въ народѣ, который хочетъ идти къ его дому и схватить его, какъ злодѣя.

Услышавъ сіе, вѣрующіе устрашились и молили своего пастыря выйти изъ дома и скрыться гдѣ-нибудь на время, пока не прекратится волненіе народное. Святый же безъ страха сказалъ имъ въ отвѣтъ:

— «Господь повелѣлъ Своимъ апостоламъ, чтобы они съ дерзновеніемъ безбоязненно проповѣдывали всѣмъ народамъ слово спасенія: такъ мнѣ ли бояться людей, возставшихъ противъ меня и ищущихъ моей души за мою ревность о Богѣ моемъ? Если я и могу скрыться отъ рукъ человѣческихъ, то какъ могу я избѣжать руки Божіеи? Какое мѣсто можетъ укрыть меня отъ Него? Поистинѣ говорю вамъ, братія, не пристало намъ бояться и скрываться, когда намъ помогаетъ Самъ Господь, хранитель жизни нашей; пострадать за Него есть благо, и смерть за Него слаще всякой благополучной жизни».

Сказавъ сіе, святый вышелъ изъ своего дома и отправился въ самую средину города, а вѣрующіе слѣдовали за нимъ. Придя на то мѣсто, гдѣ, обыкновенно, собирался народъ, и возсѣвъ на возвышеніи, Аверкій сталъ поучать бывшихъ тамъ людей, чтобы они познали истиннаго Бога, поняли прелесть бѣсовскую и ложность боговъ своихъ, и отказались отъ идолослуженія; онъ умолялъ, чтобы они вѣрно служили Единому Богу, въ вышнихъ живущему, Создателю всего міра. Тогда нѣкоторые изъ язычниковъ отправились къ начальникамъ городскимъ и къ народу, собравшемуся при храмѣ Аполлона и негодующему на ниспроверженіе идоловъ, и возвѣстили, что Аверкій среди города поучаетъ людей вѣрѣ Христовой. Услышавъ о семъ, всѣ еще болѣе разгнѣвались на Аверкія, который не только сокрушилъ идоловъ ихъ, но даже дерзнулъ явно предъ всѣми проповѣдывать свою христіанскую вѣру. Вышедши изъ храма, они съ страшнымъ гнѣвомъ пошли туда, гдѣ находился святый, чтобы тотчасъ убить его. Среди народа находились три отрока, которые съ давняго времени были одержимы бѣсами. Когда народъ сталъ приближаться къ святому, юноши дѣйствіемъ бѣсовъ вдругъ пришли въ изступленіе и, испуская страшный вопль, привели всѣхъ въ ужасъ. Разодравъ на себѣ одежду, они стали терзать зубами свое собственное тѣло и грызть свои руки. Упавъ на землю, они катались, извергая пѣну и безпрестанно кричали ужаснымъ голосомъ:

— «Аверкій, заклинаемъ тебя Единымъ Истиннымъ Богомъ, Коего ты проповѣдуешь, не мучь насъ прежде времени».

При видѣ такого ужаснаго явленія, народъ пришелъ въ трепетъ, глядя на лютое мученіе тѣхъ юношей и слыша ихъ страшный вопль. Позабывъ зачѣмъ пришли, они съ недоумѣніемъ ожидали, что будетъ дальше и что сотворитъ съ юношами Аверкій, котораго бѣсы просятъ оставить ихъ въ покоѣ. Святый же сталъ молиться:

— «Отче возлюбленнаго Сына Своего Іисуса, Ты отпускаешь намъ грѣхи, хотя бы ихъ было у насъ безчисленное множество, Ты подаешь намъ все, чего мы ни попросимъ у Тебя на пользу, — Тебя нынѣ прошу и молю я, — огради юношей сихъ отъ бѣсовскаго нападенія, чтобы они потомъ шли путемъ Твоихъ заповѣдей, послѣдуя святой волѣ Твоей. Увидя чудесное знаменіе, которое Ты совершишь надъ ними, многіе увѣруютъ въ Тебя, Единаго всесильнаго Бога, — и познаютъ, что нѣтъ другого, кромѣ Тебя».

Помолившись такъ, святый обратился къ юношамъ, коихъ мучили бѣсы, и, ударяя ихъ слегка по головѣ жезломъ, который держалъ въ своихъ рукахъ, сказалъ:

— «Именемъ Христа моего повелѣваю вамъ, бѣсы, — выйдите изъ юношей, не причиняя имъ ни малѣйшаго вреда».

Возопивъ ужаснымъ голосомъ, бѣсы вышли изъ юношей, лежащихъ на землѣ подобно мертвецамъ.

Взявъ каждаго изъ нихъ за руку, святый Аверкій поднялъ съ земли. Они тотчасъ сдѣлались совершенно здоровыми и, припавъ къ святому, лобызали честныя его ноги.

Когда народъ увидѣлъ сіе, то забылъ о своей ярости и возопилъ:

— «Единъ Истинный Богъ, Коего проповѣдуетъ Аверкій!»

Затѣмъ стали спрашивать и самого святаго:

— «Скажи намъ, человѣкъ Божій, приметъ ли насъ твой Богъ, если мы обратимся къ Нему, проститъ ли Онъ безчисленные грѣхи наши? Научи насъ, какъ намъ вѣровать въ Него!»

Отверзши уста свои, святый Аверкій началъ учить людей Богопознанію и продолжалъ наставленіе даже до девятаго часа дня; приказалъ онъ также принести къ себѣ всѣхъ недужныхъ и исцѣлилъ ихъ, призывая имя Іисуса Христа и возлагая на нихъ свои руки. Услышавъ его ученіе и увидя чудеса, всѣ люди увѣровали въ Господа Іисуса Христа и просили Аверкія, чтобы онъ сподобилъ ихъ святаго крещенія. Такъ какъ уже былъ вечеръ, то святый отложилъ крещеніе ихъ до утра, повелѣвъ всѣмъ готовиться къ принятію святаго таинства. Когда утромъ на другой день собрался народъ, онъ повелъ всѣхъ къ церкви и снова поучалъ ихъ; затѣмъ, сотворивъ обычныя молитвы, крестилъ въ тотъ день 500 мужей. И въ теченіе немногихъ дней не только Іераполь, но и другіе окрестные города и деревни, онъ привелъ въ Христову вѣру и крещеніемъ соединилъ съ Богомъ. И пронеслась о немъ слава повсюду. Много больныхъ изъ различныхъ и отдаленныхъ странъ приходили къ нему и получали они сугубое исцѣленіе — тѣла и души.

Одна знатная женщина, по имени Фріелла, мать Евксеніана Попліона, проконсула восточнаго, будучи слѣпой и слыша о томъ, что Аверкій исцѣляетъ много различныхъ болѣзней, велѣла вести себя къ святому мужу. Она застала Аверкія учащимъ народъ и, припавъ къ ногамъ его, просила святаго, чтобы онъ отверзъ ея потерявшія зрѣніе очи. Заботясь прежде всего о просвѣщеніи душевныхъ очей Фріеллы, святый спросилъ ее, вѣруетъ ли она во Христа, Который отверзъ очи слѣпорожденному? Когда Фріелла дала обѣтъ увѣровать и проливала обильныя слезы на ноги Аверкія, святый, помолясь Богу, прикоснулся къ ея очамъ и сказалъ:

— «Свѣте Истинный, Іисусе Христе, пріиди и отверзи очи рабы Твоей!»

Тотчасъ Фріеллѣ возвратилось зрѣніе, и она восприняла крещеніе отъ святаго.

Крестившись, она вручила святому половину своего имѣнія, чтобы онъ роздалъ нищимъ и, получивъ наставленіе отъ него, возвратилась къ себѣ. Сынъ ея, проконсулъ Евксеніанъ Попліонъ, видя мать прозрѣвшею и узнавъ, что ей отверзъ очи своими молитвами святый Аверкій, захотѣлъ видѣть его и воздать ему благодарность за исцѣленіе своей матери. Святый же научилъ Евксеніана вѣрѣ и обратилъ его ко Христу.

Послѣ сего три другихъ женщины, также пораженныя слѣпотою, приступили къ святому и, поклонившись ему, сказали:

— «И мы вѣруемъ въ Іисуса Христа, Коего ты проповѣдуешь; поэтому мы молимъ тебя, отверзи и намъ очи, подобно тому, какъ отверзъ ты ихъ Фріеллѣ.

Святый же отвѣчалъ на это:

— «Если вы дѣйствительно вѣруете въ истиннаго Бога, какъ утверждаете, то увидите свѣтъ Его».

Сказавъ сіе, святый возвелъ очи свои къ небу и сталъ молиться. Во время молитвы святаго съ небесъ снисшелъ лучъ неизреченнаго свѣта, превосходившій сіяніе солнца, и озарилъ то мѣсто, гдѣ стоялъ на молитвѣ святый Аверкій. Всѣ, бывшіе тамъ, не могли перенести сей неизреченный свѣтъ, пали на землю и только три слѣпыя женщины стояли неподвижно. Когда лучъ коснулся очей слѣпыхъ женщинъ, онѣ прозрѣли и блистаніе небеснаго свѣта прекратилось.

Святый спросилъ прозрѣвшихъ:

— «Что увидѣли вы прежде всего, когда вернулось вамъ зрѣніе?»

Тогда первая сказала:

— «Я видѣла Ветхаго деньми [4], Который прикоснулся къ очамъ моимъ».

Другая сказала:

— «Видѣла я прекраснѣйшаго Юношу, Который дотронулся до моихъ очей».

— «А я видѣла, — воскликнула третья, — что очей моихъ коснулся пресвѣтлый Отрокъ».

Услышавъ сіе, святый и всѣ, бывшіе съ нимъ, прославили Бога, Единаго въ Троицѣ, творящаго дивныя и преславныя чудеса.

Затѣмъ Аверкій, узнавъ, что и въ сосѣднихъ городахъ и селеніяхъ находится много страдающихъ различными недугами, отправился туда съ своими учениками и, подражая Господу своему, обходилъ города и селенія, уча людей о царствіи Божіемъ и исцѣляя больныхъ. Придя въ одну мѣстность, расположенную при рѣкѣ, называемую Селище, онъ преклонилъ колѣна и такъ сталъ молиться:

— «Господи щедрый, услыши меня, раба Твоего, ниспошли благодать сему мѣсту, да истечетъ здѣсь источникъ теплыхъ водъ, чтобы обмывающіеся въ немъ получали исцѣленіе отъ всякаго недуга и язвы.

Когда онъ окончилъ свою молитву, вдругъ, при ясномъ небѣ, загремѣлъ громъ; всѣ находящіеся тамъ ужаснулись, когда послѣ громового удара забилъ источникъ теплыхъ водъ на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ возносилъ молитву колѣнопреклоненный Аверкій. Тогда святый повелѣлъ людямъ, бывшимъ съ нимъ, копать глубокіе рвы, гдѣ могли бы собираться теплыя воды, въ коихъ онъ всѣмъ больнымъ приказалъ омыться, — и всякій, погружавшійся въ тѣ воды, получалъ исцѣленіе по молитвамъ святаго.

Однажды діаволъ, желая искусить Аверкія, принялъ на себя видъ женщины и приступилъ къ святому, прося у него благословенія. Взглянувъ на лице бѣса, святый хотѣлъ отвернуться отъ него, но въ это время задѣлъ правою ногою за камень и повредилъ ее такъ, что на голени образовалась язва. Перенося сильную боль, святый стоялъ, не издавая ни одного стона и лишь держался рукою за то мѣсто, гдѣ была язва. Діаволъ разсмѣялся и, принявъ свой обычный видъ, сказалъ святому:

— «Не считай меня однимъ изъ тѣхъ ничтожныхъ и незначительныхъ бѣсовъ, которыхъ ты изгонялъ, я — старѣйшина ихъ; и вотъ ты принялъ отъ меня язву: исцѣляя другихъ отъ болѣзни, ты самъ нынѣ боленъ».

Сказавъ сіе, діаволъ вошелъ въ одного юношу, который стоялъ около святаго, и началъ мучить его. Святый же Аверкій, помолившись Богу, запретилъ бѣсу и изгналъ его изъ юноши. Выйдя изъ юноши, бѣсъ возопилъ:

— «Много зла творишь ты мнѣ, Аверкій, и не даешь мнѣ здѣсь мирно жить; постараюсь отомстить тебѣ и заставлю тебя подъ старость идти въ Римъ».

Возвратившись въ домъ свой, святый семь дней не вкушалъ пищи и питія, но пребывалъ въ постѣ и всенощныхъ молитвахъ. Аверкій молилъ Бога, чтобы Онъ не попустилъ врагу заставить его идти, куда только захочетъ бѣсъ. Въ седьмую ночь Господь явился святому въ видѣніи и сказалъ:

— «Моимъ промышленіемъ, Аверкій, ты будешь въ Римѣ, чтобы и тамъ познали имя Мое. Итакъ, не бойся, ибо благодать Моя съ тобою будетъ».

Это видѣніе укрѣпило Аверкія, и онъ разсказалъ братіи, что слышаалъ отъ явившагося ему Господа. Вскорѣ послѣ сего бѣсъ, который хвалился заставить Аверкія придти въ Римъ, началъ хитро приводить въ исполненіе свое намѣреніе.

Въ то время властитель Римскій Маркъ Аврелій сдѣлалъ своимъ соправителемъ Луція Вера и обручилъ съ нимъ дочь свою Лукиллу. Но еще не успѣло состояться брачное торжество, какъ бѣсъ вошелъ въ дѣвицу и сталъ ее мучить. Опечаленные болѣзнію дѣвицы, отецъ ея и женихъ собрали со всей своей земли опытныхъ врачей, волхвовъ и жрецовъ, всячески стараясь излѣчить Лукиллу. Старанія ихъ не только не увѣнчались успѣхомъ, но дѣвицѣ съ каждымъ днемъ становилось все хуже и хуже. А бѣсъ началъ кричать въ ней:

— «Никто не можетъ изгнать меня отсюда, кромѣ Аверкія, епископа Іерапольскаго».

Лишь только услыхалъ объ этомъ отецъ дѣвицы, императоръ Маркъ Аврелій тотчасъ послалъ въ Евксеніану Попліону, восточному своему проконсулу [5], посланіе слѣдующаго содержанія:

— «Нашему владычеству стало извѣстно, что въ подвластной тебѣ области находится нѣкто Аверкій, епископъ Іерапольскій; мужъ столь сильный въ христіанской вѣрѣ, что можетъ и бѣсовъ изгонятъ и исцѣлять разныя болѣзни. Такъ какъ онъ нуженъ намъ, то мы посылаемъ двухъ сановниковъ нашихъ, Валерія и Вассіана, чтобы они съ подобающей честью привели его къ намъ; тебѣ же мы повелѣваемъ склонить его придти къ намъ, за что немалая награда будетъ тебѣ отъ насъ».

Получивъ такое посланіе отъ царя, проконсулъ отправился къ Аверкію и сталъ уговаривать его идти въ Римъ съ царскими посланниками. Аверкій, вспомнивъ, что бѣсъ хвалился заставить его предпринять на старости трудное путешествіе въ Римъ, подумалъ про себя:

— «Хотя ты, противникъ людей, и постарался привести въ исполненіе то, что ты въ гордости своей обѣщался сдѣлать мнѣ, однако ты не возвеселишься; я твердо уповаю на Бога и надѣюсь, что не напрасно придется трудиться мнѣ въ старости, но тамъ уничтожу я твою гордость силою Христа моего, Который въ видѣніи обѣщалъ мнѣ Свою благодать».

Приготовивъ все, что было нужно для путешествія, святый отправился въ путь, призывая на помощь Всесильнаго Бога. А приготовленіе его къ путешествію состояло въ слѣдующемъ: Онъ взялъ немного хлѣба и въ одинъ кожанный мѣхъ влилъ вино, масло, уксусъ и воду, и сдѣлалъ такъ, чтобы эти жидкости не смѣшались между собою. Когда во время дороги ему нужно было вино, то текло изъ мѣха одно только вино; когда ему требовался уксусъ, лился одинъ уксусъ, нужна ли ему вода, текла она одна; такъ каждая жидкость вытекала въ отдѣльности, несмотря на то, что всѣ онѣ были вмѣстѣ въ одномъ и томъ же мѣхѣ. Однажды ученикъ святаго безъ благословенія его хотѣлъ нацѣдить себѣ чашу вина, и вотъ потекли сразу всѣ жидкости: и вино, и масло, и уксусъ, и вода, такъ что невозможно было вкусить ему этой смѣси; въ ужасѣ онъ исповѣдалъ свой грѣхъ святому, просилъ у него прощенія, и тогда, по благословенію блаженнаго, каждая жидкость стала истекать снова отдѣльно.

Когда святый Аверкій прибылъ въ Римъ, императоръ вмѣстѣ съ женою своею Фаустиной принялъ его съ честью и отвелъ къ дочери своей, которую мучилъ бѣсъ. Послѣдній, увидѣвъ, что пришелъ святый Аверкій, засмѣялся и сказалъ:

— «Развѣ не говорилъ я тебѣ, Аверкій, что отомщу тебѣ за мое поруганіе и на старости заставлю тебя придти въ Римъ?»

— «Да, это дѣйствительно такъ, — сказалъ святый, — но не на радость тебѣ будетъ сіе, проклятый діаволъ».

И велѣлъ святый вывести дѣвицу изъ палаты наружу. Когда ее вели, бѣсъ препятствовалъ, не желая идти, но дѣвицу все-таки повели силою; тогда діаволъ сталъ бросать ее на землю и бить, святый же Аверкій, устремивъ взоръ свой къ небу, усердно молился Господу объ исцѣленіи страждущей отроковицы. Тогда бѣсъ началъ кричать:

— «Заклинаю тебя Христомъ твоимъ, не посылай меня ни въ бездну, ни въ какое другое мѣсто, но дай мнѣ возвратиться туда, гдѣ былъ я до сего времени».

Святый отвѣчалъ ему:

— «Къ отцу твоему, сатанѣ, пойдешь ты, духъ злобы, но такъ какъ ты потревожилъ меня, старца, и заставилъ придти сюда, то и ты не избѣгнешь труда и не вернешься отсюда пустымъ; вотъ лежитъ камень — (передъ дворцомъ былъ камень такихъ громадныхъ размѣровъ, что множество народа лишь съ болыпимъ трудомъ могло бы сдвинуть его на неболыпое разстояніе; на этотъ-то камень и указалъ святый), повелѣваю тебѣ именемъ Господа моего Іисуса Христа, отнеси сей камень на мою родину, въ Іераполь, и положи его около южныхъ вратъ».

И вотъ діаволъ, какъ рабъ и плѣнникъ, связанный клятвою, вышелъ изъ царской дочери, взялъ тотъ камень и съ тяжкимъ стономъ понесъ его по воздуху чрезъ ипподромъ [6]. Всѣ, бывшіе тамъ, люди съ удивленіемъ видѣли камень, двигавшійся по воздуху и слышали великій стонъ діавола, но самого его видѣть они не могли. Отнеся камень въ Іераполь, діаволъ положилъ его на томъ мѣстѣ, гдѣ ему приказалъ святый Аверкій; жители же Іераполя, видя громадный камень, внезапно упавшій съ воздуха, были весьма поражены, и поняли сію тайну лишь тогда, когда къ нимъ возвратился святый Аверкій.

Освободившись отъ злого мучителя, царская дочь однако не могла подняться съ земли и лежала, не издавая ни одного звука, у ногъ Аверкія. Видя сіе, мать ея, царица Фавстина, подумала, что дочь ея скончалась, и начала плакать, но святый простеръ свою руку и воздвигъ дѣвицу живою, здоровою и въ полномъ разумѣ. Тогда родители дѣвицы предались великой радости и ликовалъ домъ царскій по поводу исцѣленія царевны. Родители ея послали радостное извѣстіе и къ зятю своему Луцію Веру, который былъ въ то время въ походѣ противъ Парѳянъ [7], сообщая ему о выздоровленіи невѣсты. Святому же они предложили богатые подарки и обѣщали дать ему все, чего бы онъ ни попросилъ. Но Аверкій не взялъ ни золота, ни серебра, ни какого-либо имѣнія, говоря:

— «Не нужно богатство тому, для кого хлѣбъ и вода то же, что царскій обѣдъ и пиръ великій».

Просилъ онъ только двухъ вещей: во-первыхъ, чтобы въ Іераполѣ бѣднымъ раздавалось ежегодно изъ податей, взимаемыхъ для царя, по три тысячи мѣръ пшеницы, а во-вторыхъ, чтобы царь приказалъ построить на средства своей казны бани при источникѣ теплыхъ водъ, который святый извелъ молитвою изъ нѣдръ земли на исцѣленіе больнымъ. Царь съ радостію обѣщался исполнить сіи просьбы святаго и далъ ему для этого письменное свидѣтельство.

Когда святый оставался послѣ сего въ Римѣ еще нѣкоторое время, утверждая въ вѣрѣ церковь Христову, ему въ видѣніи явился Христосъ и сказалъ:

— «Подобаетъ тебѣ, Аверкій, быть въ Сиріи и тамъ проповѣдывать имя Мое, утвердить Мои церкви и исцѣлить множество болящихъ».

Послѣ сего видѣнія Аверкій просилъ царя, чтобы онъ отпустилъ его; тотъ же не соглашался на его просьбу, боясь, какъ бы бѣсъ въ отсутствіе святаго снова не вошелъ въ его дочь. Святый увѣщалъ его оставить свой страхъ, увѣряя, что бѣсъ не можетъ возвратиться; только тогда, и то съ неохотой, отпусилъ царь святаго.

Сѣвъ на корабль, Аверкій отплылъ въ Сирійскую область; сперва посѣтилъ онъ Антіохію, затѣмъ отправился въ Апамею [8] и въ другіе окружные города, возстановляя миръ въ церквахъ, потрясенныхъ ересью маркіонитовъ [9]. Переправившись чрезъ Евфратъ, святый посѣтилъ церкви въ Низибіи [10] и во всей Месопотаміи, оттуда онъ отправился въ Киликію [11] и Писидію [12], посѣтилъ также Синадъ [13], митрополію Фригійскую. Во всѣхъ тѣхъ областяхъ и городахъ онъ принесъ Церкви великую пользу, многихъ невѣрныхъ обратилъ въ вѣру Христову, посрамилъ и заставилъ удалиться еретиковъ, вѣрныхъ утвердилъ въ вѣрѣ, заблуждшихъ наставилъ на путь истины, изгналъ изъ многихъ людей нечистыхъ духовъ, исцѣлилъ весьма многихъ, страдавшихъ различными болѣзнями. Всѣ стали называть его равноапостольнымъ, ибо никто, кромѣ апостоловъ, не обошелъ такъ много странъ и городовъ. Такъ святитель распространилъ славу Христа Бога и много послужилъ людямъ на ихъ спасеніе и просвѣщеніе. Послѣ сего онъ возвратился въ Іераполь.

Жители Іераполя, услышавъ, что святитель ихъ возвращается къ нимъ и находится уже недалеко отъ города, всѣ, отъ мала до велика, съ женами и дѣтьми, устремились на встрѣчу ему, и съ величайшею радостію, припадая къ нему, какъ дѣти къ отцу, принимали у него благословеніе, получить которое уже давно желали.

Войдя въ городъ, Аверкій отправился въ церковь и, возсѣвъ на свой престолъ, преподалъ всѣмъ миръ и сталъ поучать народъ.

И всѣ радовались возвращенію святаго мужа, особенно же были утѣшены убогіе и бѣдные, такъ какъ Аверкій принесъ съ собою царскій указъ, повелѣвающій выдавать имъ каждый годъ по три тысячи мѣръ пшеницы изъ царскихъ податей. И выдавалась сія пшеница до времени Юліана Отступника, который отмѣнилъ указъ и отобралъ назадъ грамоту. По заботамъ святаго, царскимъ повелѣніемъ, выстроены были также и бани при источникѣ теплыхъ водъ.

Остальные годы жизни своей святый Аверкій провелъ въ преподобіи и правдѣ, разумно управляя своею паствою. О своей кончинѣ онъ былъ извѣщенъ заранѣе: въ видѣніи ему явился Господь и сказалъ:

— «Аверкій, уже приблизилось время почить тебѣ отъ трудовъ твоихъ».

Послѣ сего Аверкій собралъ всю свою паству и, возвѣстивъ, что скоро окончится жизнь его, сталъ по обычаю поучать всѣхъ, умоляя слушателей своихъ, чтобы они всегда были непоколебимы въ вѣрѣ, не отчаявались въ надеждѣ и нелицемѣрно любили другъ друга. Затѣмъ, приготовивъ себѣ гробъ и подавъ всѣмъ въ послѣдній разъ свое пастырское благословеніе, онъ предалъ Господу святую свою душу. Такъ окончилъ свое земное поприще святый равноапостольный Аверкій на 73 году жизни [14]. Оплакавъ его, жители Іераполя благоговѣйно погребли его честное тѣло и возложили съ большимъ трудомъ на могилу святаго тотъ камень, который нѣкогда повелѣніемъ святаго принесенъ былъ изъ Рима. И по молитвамъ святаго много подавалось исцѣленій, какъ отъ его гроба, такъ и отъ источника теплыхъ водъ, изведеннаго его молитвами, коими и намъ Господь да подастъ Свою милость во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Царствовалъ съ 161 по 180 г.
[2] Іераполь — богатый городъ въ Фригіи, области Малой Азіи.
[3] Часы считались отъ восхода солнца такъ, что 9-й часъ соотвѣтствовалъ нашему 3 часу пополуночи.
[4] Ветхій деньми — такъ называется Первое Лицо Св. Троицы. Наименованіе это употреблено пророкомъ Даніиломъ при описаніи одного изъ таинственныхъ его видѣній въ Вавилонѣ: «видѣлъ я, наконецъ, — говоритъ св. пророкъ, — что поставлены были престолы и возсѣлъ Ветхій деньми».
[5] Проконсулы — лица, управлявшія провинціями Римскаго государства.
[6] Ипподромъ — мѣcто конскихъ скачекъ и состязаній въ ѣздѣ на колесницахъ.
[7] Парѳяне — занимали области Азіи, лежавшія между Евфратомъ и горными странами на Индѣ. Парѳяне были кочевниками и въ позднѣйшее время не утратили этого характера, отличаясь во всѣхъ войнахъ, какъ превосходные и храбрые всадники, въ совершенствѣ владѣвшіе стрѣлой и копьемъ. Война съ Парѳянами была счастливо окончена въ 165 г. Луціемъ Веромъ.
[8] Апамея — одинъ изъ городовъ Сиріи.
[9] Маркіониты — еретики II вѣка, признававшіе два начала: благаго Бога и матерію, находящуюся подъ владычествомъ діавола, или лукаваго существа, вѣчнаго и злого.
[10] Низибія, или Низибида, — большой и многолюдный городъ провинціи Мигдоніи, въ Месопотаміи.
[11] Киликія — юго-восточная береговая страна Малой Азіи.
[12] Писидія — область Малой Азіи.
[13] Синадъ или Синнады, городъ на сѣверѣ Фригіи, близъ горной цѣпи, гдѣ находились знаменитыя Синнадскія мраморныя ломки. Нынѣ — развалины близъ Ескикари — Гассафъ.
[14] Скончался около 167 года.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 495-507.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0