Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцатый.

Память праведнаго Артемія, Веркольскаго чудотворца [1].

Однажды, будучи 12 лѣтъ, онъ работалъ съ отцомъ своимъ въ полѣ, боронилъ землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно какъ ночью, поднялась буря съ ливнемъ, надъ головой испуганнаго Артемія разразился страшный ударъ грома — и блаженный отрокъ палъ мертвый [3].

Такъ милосердный и премудрый Господь Богъ благоволилъ воспріять въ Свои небесныя обители душу праведнаго раба Своего.

Односельчане Артемія не поняли, по своему неразумію, сего посѣщенія Божія и сочли, по суевѣрію, неожиданную кончину блаженнаго отрока праведнымъ судомъ Божіимъ, наказующимъ Артемія за какіе-либо тайные грѣхи его. Тѣло блаженнаго Артемія, какъ умершаго отъ внезапной смерти, осталось неотпѣтымъ и непогребеннымъ; его положили на пустомъ мѣстѣ въ сосновомъ лѣсу, поверхъ земли, прикрыли хворостомъ и берестою и огородили деревянной изгородью. Такъ пролежало оно 32 года, всѣми забытое.

Однажды лѣтомъ Агаѳоникъ, дьячокъ церкви св. Николая чудотворца въ селѣ Верколѣ, ходилъ по тому лѣсу, сбирая грибы, увидѣлъ свѣтъ надъ мѣстомъ, гдѣ покоился блаженный отрокъ, подошелъ и обрѣлъ его нетлѣнное тѣло. Онъ тотчасъ повѣдалъ о томъ веркольскимъ крестьянамъ. Но тѣ, по неразумію своему, взяли просто тѣло Артемія, безо всякихъ почестей привезли его къ своей приходской церкви и положили на паперти, прикрывъ гробъ берестою, покрывавшей въ лѣсу праведнаго отрока [4].

Но Господь благоволилъ прославить угодника Своего въ странѣ Кеврольской: отъ мощей его начали источаться неоскудныя исцѣленія болящимъ. Въ томъ году, попущеніемъ Божіимъ, въ Двинскомъ краю распространилась злокачественная лихорадка. Многіе умирали отъ этой тяжкой болѣзни, особенно женщины и дѣти. Заболѣлъ недугомъ этимъ и сынъ Веркольскаго селянина Каллиника. Въ сильной скорби Каллиникъ молился объ исцѣленіи сына, потомъ пошелъ въ церковь, приложился ко гробу праведнаго Артемія и, взявъ бересты, покрывавшей нетлѣнныя мощи его, съ вѣрою привѣсилъ ее къ кресту на груди умиравшаго сына. Больной выздоровѣлъ. Обрадованный Каллиникъ разсказалъ о томъ всѣмъ своимъ односельчанамъ, которые съ радостію собрались въ церкви святителя Николая и начали пѣть молебны и творить память по праведномъ отрокѣ Артеміи. И умилосердился Господь надъ рабами Своими: лихорадка въ той странѣ скоро прекратилась.

Съ того времени чудеса святаго Артемія стали умножаться. У нѣкоего человѣка, по имени Павла, отъ тяжкаго недуга, такъ скривило шею, что голова повернулась лицомъ назадъ и глаза закрылись. Въ такой бѣдѣ Павелъ обратился съ горячею молитвою къ Богу и праведному Артемію, — и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцѣленный поспѣшилъ разсказать всѣмъ въ своемъ селѣ о случившемся. Послѣ того при церкви св. Николая веркольцы устроили особый придѣлъ, куда перенесли изъ паперти мощи Артемія, положивъ ихъ въ новый гробъ. Это было въ 1584 году.

Когда принесли въ придѣлъ мощи блаженнаго отрока, пришла туда женщина съ разслабленнымъ младенцемъ, попросила отслужить молебенъ, приложила своего отрока ко гробу Артемія, — и больная рука отрока исцѣлѣла. Около того же времени одинъ крестьянинъ Андрей и крестьянка Ирина, страдавшіе глазами, получили здравіе и ясное зрѣніе отъ прикосновенія къ священной ракѣ новоявленнаго чудотворца. Одна женщина, по имени Марія, страдавшая сорокъ лѣтъ болѣзнію желудка, столь тяжкою, что она отъ чрезмѣрныхъ страданій часто обмирала часа на два, или на три, услыхавъ о чудесахъ, истекавшихъ отъ мощей Артемія, обратилась къ нему съ молитвой и получила скорое исцѣленіе.

Видя умножающіяся отъ мощей исцѣленія, два священника, Іоаннъ и Ѳома, велѣли написать на доскахъ старой гробницы нѣсколько иконъ праведнаго Артемія. Отъ досокъ тѣхъ остались стружки. Іерей Іоаннъ тщательно собралъ эти стружки и положилъ на храненіе при церкви. Благочестивые чтители праведнаго Артемія, съ вѣрою бравшіе тѣ стружки, получали исцѣленіе отъ своихъ недуговъ.

Одинъ человѣкъ съ Пинеги, по имени Панкратій, бывшій проѣздомъ въ Верколѣ, въ 1601 г. привезъ въ Великій Устюгъ одну изъ таковыхъ иконъ Артемія, и отъ того образа многіе получили тогда исцѣленіе.

Въ 1619-мъ году Новгородскій митрополитъ Макарій свидѣтельствовалъ мощи праведника и благословилъ перенести ихъ въ самый храмъ въ день памяти святителя и чудотворца Николая, 6-го декабря [6]. Нѣколько времени спустя, пришелъ въ Верколу Иларіонъ Артеміевъ, житель города Холмогоръ, и повѣдалъ, что онъ долго былъ боленъ глазами, ничего не видѣлъ и жестоко страдалъ, такъ что пытался въ отчаяніи удавиться, и только подоспѣвшіе сосѣди помѣшали этому. Прослышавъ о чудесахъ, истекающихъ отъ мощей праведнаго Артемія, онъ обратился къ нему съ усердною молитвою о своемъ исцѣленіи.

«Въ тотъ же часъ, — разсказывалъ исцѣленный, — я прозрѣлъ, и увидѣлъ въ видѣніи святаго Артемія въ бѣлыхъ ризахъ съ небольшимъ посошкомъ въ лѣвой рукѣ и со крестомъ — въ правой. Онъ осѣнилъ меня крестомъ и сказалъ:

— «Человѣче! Что ты страдаешь? Возстань: Христосъ, чрезъ меня, раба Своего, исцѣляетъ тебя. Иди въ Верколу, приложись ко гробу моему и повѣдай о семъ священнику и всѣмъ крестьянамъ».

«При сихъ словахъ, праведный отрокъ, взявъ меня за руку, какъ бы понуждалъ къ этому и потомъ сталъ невидимъ. Я же, пробудившись почувствовалъ себя совершенно здоровымъ, какъ будто никогда и не болѣлъ. И вотъ я пришелъ сюда поклониться святымъ мощамъ его».

Особенно замѣчательно было чудо съ однимъ крестьяниномъ изъ села Кивокурья, Устюжскаго уѣзда, Патрикіемъ Игнатьевымъ. Онъ съ дѣтства тяжко страдалъ отъ грыжи. Услыхавъ о чудесахъ праведнаго Артемія, онъ съ вѣрою помолился ему, положилъ обѣтъ приложиться къ его гробу и выздоровѣлъ, но потомъ забылъ о данномъ имъ обѣтѣ. Спустя нѣсколько лѣтъ, онъ снова почувствовалъ приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнѣе прежняго. Патрикій обратился опять съ молитвою къ праведному Артемію и вспомнилъ о своемъ неисполненномъ обѣтѣ. Молитва болящаго была услышана, но Патрикій опять забылъ о данномъ имъ обѣтѣ. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнилъ о своемъ неисполненномъ обѣтѣ, горько раскаялся и обѣщалъ неотложно исполнить долгъ свой. Праведный Артемій снова избавилъ Патрикія отъ недуга, и исцѣленный съ радостію поспѣшилъ въ Верколу ко гробу Артемія, заказалъ отслужить молебенъ ему, со слезами облобызалъ многоцѣлебный гробъ его и исповѣдалъ предъ всѣми о происшедшемъ чудѣ и своемъ грѣховномъ забвеніи.

Въ 1636 году въ мартѣ мѣсяцѣ ѣхалъ въ Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Аѳанасій Пашковъ. По дорогѣ онъ остановился въ Верколѣ, но у раки мощей праведнаго Артемія не былъ и благодарственнаго молебна ему не служилъ. Въ Кевролѣ сынъ его, отрокъ Іеремія, тяжко заболѣлъ лихорадкою и готовился уже къ смерти. Тогда отецъ вспомнилъ, что не отслужилъ молебна праведному Артемію, и далъ обѣтъ отправиться на богомолье въ Верколу. И вотъ внезапно лежавшій въ тяжеломъ забытьи сынъ Пашкова самъ поднялся съ постели и, держась за оконце, сталъ спрашивать своего отца, какимъ путемъ ѣхать имъ къ праведному Артемію. Дивясь тому, отецъ привезъ сына въ Верколу. Здѣсь отслужили по обѣту молебенъ, взяли бересты съ гроба Чудотворца, чтобы больной носилъ ее на груди вмѣстѣ съ крестомъ, и отрокъ выздоровѣлъ. Благодарный отецъ создалъ въ Верколѣ, на мѣстѣ обрѣтенія мощей Артемія, храмъ въ честь соименнаго праведному отроку мученика Артемія.

Спустя нѣкоторое время, храмъ въ Верколѣ сгорѣлъ, — обгорѣли и мощи праведнаго Артемія. Мѣстный священникъ Лаврентій и прихожане Веркольскаго села для огражденія мощей Артемія отъ такихъ несчастныхъ случаевъ, устроили надъ ними особую часовню, положили ихъ въ новую раку и покрыли новымъ покровомъ.

Послѣ того отъ гроба чудотворца стали истекать новыя чудотворенія. Такъ, нѣкоего Симеона Казаринова праведный Артемій спасъ отъ потопленія. Послѣ Ильина дня онъ плылъ на суднѣ вмѣстѣ съ своими товарищами по Сѣверному Ледовитому океану изъ Мангазеи [6] въ Архангельскъ. Вдругъ наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушеніе. Плывшіе пришли въ ужасъ и отчаяніе. Не видя себѣ ни откуда никакой надежды на спасеніе, они стали готовиться къ смерти и, въ ожиданіи ея, прощаться другъ съ другомъ. Потомъ они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемію о своемъ спасеніи, обѣщаясь отслужить благодарственный молебенъ угоднику Божію. И, по молитвѣ ихъ, море утихло, и утопавшіе избѣгли неминуемой погибели.

Слава исцѣленій отъ мощей праведнаго Артемія распространилась далеко. Новгородскій митрополитъ Кипріанъ послалъ снова освидѣтельствовать его нетлѣнныя мощи, своей подписью подтвердилъ доставленную ему роспись исцѣленій и прислалъ въ церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.

Въ 1648 году въ Кевролу была прислана грамота царя Алексія Михайловича, на имя тамошняго воеводы Аничкова: повелѣно было положить мощи праведнаго Артемія въ новую раку и дозволено построить монастырь на томъ мѣстѣ, гдѣ были обрѣтены его мощи, которыя, согласно царской грамотѣ, и были на слѣдующій годъ перенесены туда и положены въ построенной еще воеводой Пашковымъ церкви святаго мученика Артемія. При семъ отъ святыхъ мощей истекали многоразличныя исцѣленія всѣмъ, съ вѣрою притекавшимъ къ нимъ. Собравшійся во множествѣ народъ вознесъ теплыя моленія Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемію, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божію, въ немъ явленную на утѣшеніе всѣмъ православнымъ христіанамъ. Впослѣдствіи мощи праведнаго Артемія, по случаю пожаровъ, трижды выносили изъ храма обители, пока, наконецъ, не былъ построенъ въ 1793-мъ году въ монастырѣ каменный храмъ, освященный въ честь праведнаго Артемія, въ которомъ мощи его и были положены [7].

Примѣчанія:
[1] Составлено по разнымъ спискамъ древняго житія.
[2] Пинега — рѣка Вологодской и Архангельской губерніи, Сольвычегодскаго и Пинежскаго уѣздовъ, правый (судоходный) притокъ Сѣверной Двины. — Кеврола или Кевроль — главное селеніе волости, получившей отъ нея свое имя, теперь — село Воскресенское, откуда впослѣдствіи уѣздное управленіе было переведено въ погостъ Волокъ-Пинежскій, переименованный потомъ въ городъ Пинегу.
[3] Кончина прав. Артемія послѣдовала 23 іюня 1545 года.
[4] Мощи праведнаго Артемія были обрѣтены въ 1577 году.
[5] Макарій былъ митрополитомъ Новгородскимъ съ 1619 по 1626-й годъ. По его же благословенію и распоряженію, составлено было житіе Артемія съ сказаніемъ о посмертныхъ чудесахъ его, которыя съ 1605 г. записывались со словъ самихъ исцѣленныхъ.
[6] Мангазея — урочище Енисейской губерніи въ Туруханскомъ краѣ, на правомъ берегу р. Таза, гдѣ нынѣ стоитъ часовня св. мученика Василія Мангазейскаго. Мангазея — первый русскій городъ въ восточной Сибири, основанъ въ 1601-мъ году, но чрезъ 60 лѣтъ совершенно запустѣлъ; теперь отъ него сохранились лишь одни слѣды.
[7] Память праведнаго Артемія, Веркольскаго чудотворца, совершается 23-го іюня и 20-го октября. Въ Иконописномъ подлинникѣ подъ 20 октября значится: «иже со отцомъ своимъ Козьмою земледѣльцемъ ишедъ на поле, умре отъ грома велика, младъ отрокъ 12 лѣтъ, въ рубашкѣ, въ рукѣ лоза, колѣни голы». — Въ настоящее время мощи св. Артемія почиваютъ подъ спудомъ въ упраздненномъ Веркольскомъ монастырѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 462-467.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0