Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День девятнадцатый.

Память преподобнаго отца нашего Іоанна Рыльскаго.

Однажды пастухи открыли убѣжище Іоанна и разсказали о немъ повсюду [4]. Многіе стали приходить къ Іоанну и приносить къ нему недужныхъ, которые, по его молитвамъ, получали исцѣленія. Слава о преподобномъ прошла по всей той землѣ и многіе, ревнуя о подвижнической жизни святаго Іоанна, захотѣли жить около него. Въ сосѣдней пещерѣ они воздвигли церковь и устроили монастырь, въ коемъ начальникомъ и пастыремъ былъ преподобный Іоаннъ. Будучи добрымъ пастыремъ своему стаду, Іоаннъ привелъ многихъ невѣрныхъ ко Господу и творилъ Его именемъ великія и славныя чудеса [5].

Достигнувъ глубокой старости, Іоаннъ въ мирѣ окончилъ жизнь свою [6], удостоившись вѣчнаго блаженства на небѣ, и былъ погребенъ своими учениками.

Спустя немалое время, Іоаннъ явился ученикамъ, повелѣвая перенести его мощи въ городъ Средецъ. Открывъ гробъ, они увидали тѣло Іоанна цѣлымъ и нетлѣннымъ, источающимъ благоуханіе, и прославили о семъ Бога. Съ честію перенесли они его въ городъ Средецъ и положили въ храмѣ святаго евангелиста Луки. Впослѣдствіи на томъ мѣстѣ создана была прекрасная церковь во имя преподобнаго Іоанна, и въ ней были положены честныя мощи его, отъ коихъ истекали дивныя и преславныя исцѣленія.

Спустя много лѣтъ Венгерскій король съ многочисленнымъ войскомъ двинулся на Греческую землю и захватилъ ее въ свою власть. Достигнувъ города Средца, онъ взялъ ковчегъ съ мощами преподобнаго, — ибо онъ много слышалъ о чудесахъ святаго, — и повелѣлъ нести его съ честію въ свою страну и положить въ городѣ Остригомѣ [7]. Архіепископъ же Остригомскій, слыша, что великъ предъ Богомъ преподобный Іоаннъ Рыльскій и славенъ своими чудотвореніями во всѣхъ странахъ, не хотѣлъ вѣрить тому.

— «Древнія книги не упоминаютъ о такомъ чудотворцѣ», — говорилъ онъ, — и не хотѣлъ пойти на поклоненіе святому. Тогда внезапно онѣмѣлъ языкъ его. Понявъ, что причина нѣмоты его состояла въ томъ, что онъ похулилъ преподобнаго, архіепископъ поспѣшилъ въ ковчегу святаго и, припадши къ нему, облобызалъ честныя мощи его, прося прощенія въ своей винѣ. Угодникъ Божій, святый Іоаннъ, скоро услышалъ молитву архіепископа: немедленно разрѣшилъ языкъ его, и снова далъ ему способность ясно говорить. Получивъ исцѣленіе, архіепископъ съ плачемъ исповѣдалъ всѣмъ свое прегрѣшеніе предъ святымъ и славилъ Бога и величалъ угодника Его, святаго Іоанна.

Много и другихъ преславныхъ чудесъ сотворилъ святый въ венгерской землѣ. Приведенный сими чудесами св. Іоанна въ изумленіе, король венгерскій украсилъ ковчегъ святаго серебромъ и золотомъ и, облобызавъ мощи его, опять отослалъ съ великою честію назадъ въ городъ Средецъ. Такимъ образомъ, преподобный снова положенъ былъ въ святой своей церкви въ 1097 году по Р. Хр.

Чрезъ нѣсколько времени, Богу угодно было возобновить самостоятельность Болгарскаго государства, истощеннаго насиліемъ Грековъ, и это возрожденіе Болгарскаго царства совершилось при христолюбивомъ царѣ Іоаннѣ Асѣнѣ [8]. Сей царь, въ самомъ же началѣ своего царствованія, возобновилъ и укрѣпилъ разрушенные болгарскіе города и ходилъ войною на окрестныя страны, присоединяя новые города къ своему царству. Дойдя до города Средца и, завоевавъ его, онъ увидалъ тамъ мощи преподобнаго Іоанна Рыльскаго и, услышавъ о чудесахъ, совершающихся при мощахъ, поклонился его святому ковчегу. Облобызавъ пречестныя мощи его, онъ повелѣлъ патріарху Василію и клиру его взять всеславную раку святаго и съ великою честію нести ее въ столицу Болгаріи Терновъ, причемъ въ шествіи, по царскому приказу, участвовали 300 отборныхъ воиновъ.

Патріархъ Василій возложилъ пречестную раку на колесницу, и всѣ съ радостію отправились въ путь, славя Бога и охраняемые молитвами святаго; между другими, шли и монахи основаннаго преподобнымъ монастыря, съ игуменомъ своимъ Іоанникіемъ. Самъ же благочестивый царь Іоаннъ Асѣнь опередилъ шествіе, и, поспѣшно прибывъ въ столицу, велѣлъ устроить тамъ церковь и мѣсто для раки святаго.

Когда же царь узналъ, что приблизилось шествіе съ мощами преподобнаго, онъ самъ вышелъ встрѣчать его на «окопъ» [9] вмѣстѣ съ своими вельможами, властями и множествомъ народа, и всѣ радовались и веселились [10]. При видѣ св. мощей, всѣ поклонились имъ. На окопѣ рака преподобнаго пробыла семь дней, пока не отстроилась церковь. А когда она была отстроена, тогда св. мощи были перенесены туда и положены въ ней съ великою честію, а самая церковь освящена. Тамъ и доселѣ лежатъ чудотворныя мощи преподобнаго, источая постоянный источникъ исцѣленій: приходящіе съ вѣрою — слѣпые прозрѣваютъ, нѣмые начинаютъ говорить, больные получаютъ здравіе, бѣсноватые исцѣляются.

Примѣчанія:
[1] Средецъ — въ древности Сардика. — Нынѣ этотъ городъ называется Софія и представляетъ столицу Болгарскаго государства.
[2] Петръ правилъ Болгаріей съ 927 по 968 г. — Константинъ VII Порфирородный (или Багрянородный) правилъ Византіей съ 912 по 959 г.
[3] Названіе свое получила отъ рѣки Рыло, въ округѣ города Раслога.
[4] Это было такъ: овцы внезапно отъ какого-то страха побѣжали по стремнинамъ до тѣхъ поръ, пока не добѣжали до мѣста, гдѣ жилъ отшельникъ. Пастухи, бѣжавшіе за ними, съ изумленіемъ увидѣли пустынника. «Вы пришли сюда голодные: — рвите себѣ горохъ мой и кушайте», — сказалъ отшельникъ. Они ѣли и насытились; только одинъ напряталъ себѣ много стручьевъ въ запасъ, безъ благословенія пустынника, и когда на дорогѣ далъ товарищамъ, то въ украденныхъ стручьяхъ не оказалось ни зерна. Они возвратились къ доброму старцу съ раскаяніемъ. Старецъ простилъ ихъ и съ улыбкою сказалъ: «видите, дѣти, — эти плоды назначены Богомъ для пропитанія пустыннаго».
[5] Многіе приходили къ преподобному Іоанну и приносили своихъ больныхъ, которые получали здравіе молитвами святаго. Человѣкъ, нѣсколько лѣтъ одержимый нечистымъ духомъ, увидя шедшихъ въ Іоаннову пустыню, послѣдовалъ за ними. Не дошелъ онъ еще версты до Рыльской пустыни, какъ упалъ на землю и сталъ кричать: «не могу идти далѣе: палитъ меня огонь». Спутники, связавъ бѣсноватаго, понесли его къ преподобному и просили исцѣлить его. «Дѣти мои, — сказалъ онъ, — это — не по моимъ силамъ, я немощный человѣкъ, какъ и вы; одинъ Богъ можетъ исцѣлить его». Тѣ неотступно просили его, и отшельникъ помолился о немъ: внезапно больной сталъ здоровымъ, и всѣ прославили Бога.
[6] Св. Іоаннъ скончался 18 августа 946 г., на 70 году своей жизни.
[7] Остригомъ, — городъ въ Венгріи, на правомъ берегу рѣки Дуная, противъ устья р. Грана. Городъ очень древній и былъ колыбелью христіанства въ Венгріи. Жители — римско-католическаго исповѣданія. Остригомскій архіепископъ есть вмѣстѣ съ тѣмъ князь-примасъ всей Венгріи. (Примасъ — титулъ католическаго архіепископа, приравниваемый на Западѣ къ званію патріарха на Востокѣ).
[8] Іоаннъ Асанъ или Асѣнъ II-й, сынъ Асѣня I-го (царствов. съ 1221 по 1241 г.) — знаменитѣйшій изъ государей Болгарскаго царства; онъ прославилъ и просвѣтилъ Болгарское царство больше всѣхъ царей, прежде него бывшихъ; построилъ много монастырей и украсилъ ихъ золотомъ и драгоцѣнными камнями; всѣ церкви онъ одарилъ многими дарами, а духовенство ихъ наградилъ великими почестями. Іоаннъ Асѣнъ былъ любимъ не только своими болгарами, но и греками.
[9] Окопъ — городской валъ.
[10] Перенесеніе мощей преподобнаго Іоанна происходило въ 1238 году. Сіе перенесеніе и воспоминается Церковію 19 октября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 443-447.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0