Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День девятнадцатый.

Страданіе святаго мученика Уара, съ нимъ седми учителей христіанскихъ, и память блаженной Клеопатры и сына ея Іоанна.

Въ то время Максиміанъ воздвигъ гоненіе на христіанъ и послалъ во всѣ подвластныя ему страны указъ о томъ, чтобы умерщвлять всѣхъ христіанъ, которые откажутся принести жертву богамъ. Дошло сіе повелѣніе и до странъ Египетскихъ, и здѣсь кровь христіанская стала проливаться нещадно, ибо всѣ поклоняющіеся Творцу, а не твари, были подвергаемы разнообразнымъ мученіямъ.

Уаръ въ то время обходилъ по ночамъ темницы, въ которыхъ вѣрующіе были содержимы за исповѣданіе ими Христа, и, покупая себѣ золотомъ у стражей входъ къ нимъ, лобызалъ узы святыхъ мучениковъ, омывалъ кровь ихъ, обвязывалъ ихъ раны, приносилъ имъ пищу и умолялъ ихъ, чтобы они исходатайствовали ему милость у Господа.

Однажды были взяты, скрывавшіеся въ пустыняхъ, семеро учителей христіанскихъ [2], и приведены къ намѣстнику Египта. Намѣстникъ, допросивъ ихъ и узнавъ, что они тверды въ вѣрѣ, немало мучилъ ихъ и потомъ, связавъ, бросилъ ихъ въ темницу. Узнавъ о семъ, Уаръ, по своему обыкновенію, поспѣшилъ ночью къ той темницѣ, въ которую были ввержены святые, и, давъ сторожамъ золота, вошелъ къ святымъ. Развязавъ узы на рукахъ ихъ и освободивъ ноги ихъ изъ колоды [3], онъ предложилъ имъ пищу и умолилъ ихъ, чтобы тѣ вкусили ея, ибо они уже цѣлыхъ восемь дней ничего не ѣли. Въ то же время, припадая къ ногамъ ихъ, онъ лобызалъ ихъ и восхвалялъ страданія ихъ, говоря:

— «Блаженны вы, добрые и вѣрные рабы Господа, имѣющіе войти въ радость Господа своего, потому что вы стояли за Него даже до крове (Евр. 12, 4) [4]. Блаженны вы, добрые подвижники, коимъ плетутся на небѣ рукою Вышняго вѣнцы, потому что терпѣніемъ течете на предлежащій вамъ подвигъ (Евр. 12, 1), и на утро, какъ я твердо знаю, вы закончите свои страданія. Блаженны вы, страстотерпцы Христовы, коимъ открыто Небесное Царство, ибо вы страдаете со Христомъ, пострадавшимъ за насъ; аще же съ Нимъ страждете, съ Нимъ и воцаритеся (Рим. 8, 17). Прошу васъ, святые угодники Божіи, — помолитесь за меня Владыкѣ Христу, чтобы Онъ оказалъ мнѣ милость; ибо и я хотѣлъ бы пострадать за Него, но не имѣю для сего такой твердости: я боюсь тѣхъ мученій, которыя, какъ вижу, испытываете вы».

Святые же отвѣчали:

— «Никто, возлюбленный, не можетъ достигнуть совершенства, имѣя въ сердцѣ страхъ, никто не пожинаетъ, если не посѣетъ, никто не увѣнчавается, если не пострадаетъ. Вспомни слово Евангелія: иже отвержется Мене предъ человѣки, отвергуся его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ (Матѳ. 10, 33); если ты боишься временной муки, то не избѣжишь вѣчной; если страшишься исповѣдать Христа на землѣ, то не будешь насыщаться видѣніемъ лица Его на небѣ. Иди же, братъ, и шествуй съ нами путемъ мученичества ко Владыкѣ, взирающему на наши подвиги; пострадай вмѣстѣ съ нами, ибо другую такую дружину ты найдешь нескоро».

Слыша такія рѣчи, Уаръ воспылалъ любовію къ Богу и почувствовалъ въ себѣ силу претерпѣвать всякія страданія за имя Христово. Всю ночь ту онъ провелъ въ темницѣ со святыми мучениками, внимая съ наслажденіемъ ихъ наставленіямъ.

Когда наступило утро, слуги намѣстника пришли въ темницу, чтобы взять святыхъ мучениковъ на судъ; здѣсь они нашли Уара, который сидѣлъ вмѣстѣ съ узниками и съ умиленіемъ слушалъ рѣчи ихъ. Съ удивленіемъ они сказали ему:

— «Что дѣлаешь, ты здѣсь Уаръ? Въ себѣ ли ты, что позволяешь себя обольщать баснями сихъ лукавыхъ людей? Развѣ ты не боишься, что, если кто скажетъ о семъ намѣстнику и вельможамъ, ты потеряешь не только военный чинъ, но даже лишишься и жизни?»

Уаръ отвѣчалъ:

— «Кто же изъ васъ донесетъ на меня намѣстнику? Вѣдь, вы мнѣ друзья. А если и донесете на меня, то я готовъ умереть за Христа вмѣстѣ съ христіанами».

Тогда слуги замолчали и взяли шестерыхъ мучениковъ; седьмой же, изнемогшій отъ ранъ, остался въ темницѣ и, скончавшись, отошелъ ко Христу, уступая свое мѣсто Уару, чтобы онъ, занявъ его мѣсто, закончилъ его страданія.

Когда связанные святые приведены были къ намѣстнику, сидѣвшему съ торжествомъ на судейскомъ мѣстѣ, то ихъ стали принуждать къ принесенію жертвы идоламъ и, такъ какъ они не повиновались, то были обнажены и биты безъ милосердія по тѣмъ мѣстамъ, которыя были уже изранены прежде. Наложеніе новыхъ ранъ на старыя усиливало ихъ страданія, но они терпѣли, говоря только:

— «Мы — христіане».

Послѣ сего намѣстникъ, взглянувъ на нихъ, сказалъ:

— «Не семеро ли ихъ было? А теперь ихъ только шесть; гдѣ же седьмой?»

Только что намѣстникъ сказалъ это, какъ святый Уаръ, пришедшій туда, исполнился Божественной ревности, сталъ посрединѣ и сказалъ:

— «Седьмой — я; ибо одинъ уже скончалъ теченіе — предсталъ Христу, меня же оставилъ послѣ себя наслѣдникомъ своихъ страданій. Посему, что онъ былъ тебѣ долженъ, то я готовъ отдать за него; я хочу вмѣсто него пострадать съ сими добрыми страдальцами за Христа, ибо я — христіанинъ».

Намѣстникъ же, услышавъ сіи слова, спросилъ у стоявшихъ предъ нимъ:

— «Кто это такой?»

Тѣ сказали:

— «Воинъ Уаръ, начальникъ Хіанинской спиры» [5].

Намѣстникъ удивился и сказалъ Уару:

— «Какой демонъ научилъ тебя идти на вѣрную погибель? Вѣдь, ты утратишь воинскую честь, лишишься принадлежащихъ тебѣ преимуществъ и подвергнешь жизнь свою великимъ бѣдствіямъ».

Блаженный Уаръ отвѣчалъ:

— «Хлѣбъ, сшедшій съ неба, и Божественную чашу драгоцѣннѣйшей Крови Господа моего я предпочитаю твоимъ почестямъ и доходамъ; для меня нѣтъ ничего любезнѣе Христа моего. — Безъ Него мнѣ не дороги ни честь ваша, ни мой санъ, ни большіе доходы, даже самая жизнь. Ибо честь свою я вижу въ томъ, чтобы страдать за Христа; пріобрѣтеніе свое — въ томъ, чтобы всего лишиться ради Христа; жизнь нахожу въ томъ, чтобы умереть за Христа.

Намѣстникъ же, бросивъ яростный взглядъ на шестерыхъ мучениковъ, сказалъ:

— «Это ваше дѣло, нечестивые обманщики! Это вы прельстили сего царскаго воина, вы свели его съ ума своимъ волшебствомъ. Посему — клянусь моими великими богами! — я погублю прежде васъ, чѣмъ его, и отплачу вамъ за то безчестіе, какое вы нанесли богамъ нашимъ; вы недостойны оставаться въ живыхъ, потому что хулите безсмертныхъ боговъ и другихъ какимъ-то обольщеніемъ заставляете дѣлать это злое дѣло».

Святые отвѣчали:

— «Мы не прельщали Уара, но избавили его отъ прельщенія; мы не сводили его съ ума, а, напротивъ, вразумили его. Богъ же ниспослалъ ему крѣпость и мужество для совершенія подвига, чтобы вмѣстѣ съ ними побѣдить вашу и боговъ вашихъ ничтожную силу; подожди немного и ты увидишь мужество его въ служеніи Христу, ибо мы причислили его къ ангельскому воинству. Ты хвалишься тѣмъ, что можешь погубить насъ? А мы того именно и желаемъ, чтобы положить свои головы за Господа всѣхъ людей».

Намѣстникъ сказалъ тогда:

— «Тотчасъ же раздроблю на части тѣла ваши, если не поклонитесь богамъ египетскимъ!»

Святые отвѣчали:

— «Мы отрекаемся отъ боговъ, которые не сотворили неба и земли» (Іер. 10, 11).

Блаженный же Уаръ, желая еще болѣе прогнѣвать намѣстника, сказалъ ему:

— «Юродъ юродивая изречетъ, — говоритъ Исаія пророкъ (Ис. 32, 6) [6]. Вотъ, тѣла ихъ лежатъ простертыми предъ тобою — дѣлай же съ ними, что хочешь!»

Намѣстникъ, разгнѣвавшись, повелѣлъ Уара обнажить и повѣсить на деревѣ, чтобы начать его мученіе, святымъ же сказалъ:

— «Посмотримъ, кто кого побѣдитъ: вы — насъ, принимая мученія, или мы — васъ, причиняя ихъ вамъ. Клянусь, что если вы побѣдите насъ своимъ терпѣніемъ, то я отрекусь отъ боговъ моихъ и стану вѣровать въ вашего Христа».

Святые отвѣчали:

— «Испытай твою силу на одномъ изъ насъ: если побѣдишь одного, то и относительно прочихъ можешь имѣть такую же надежду».

Уаръ же, котораго начали уже мучить, сказалъ святымъ мученикамъ:

— «Святые страстотерпцы! Благословите меня, раба вашего, чтобы я сподобился вашей участи. Помолитесь за меня Владыкѣ Христу, чтобы Онъ подалъ мнѣ терпѣніе, ибо Онъ вѣдаетъ нашу природу, что духъ нашъ бодръ, плоть же немощна (Матѳ. 24, 41).

Святые, возведя очи свои на небо, усердно молились за него, а Уара въ то время слуги начали бить по всему тѣлу палками. Когда Уаръ терпѣлъ эти побои, намѣстникъ сказалъ:

— «Скажи теперь, Уаръ, какая тебѣ польза отъ твоего Христа?»

Уаръ мужественно отвѣчалъ:

— «Несравненно бóльшая, чѣмъ тебѣ отъ твоихъ бѣсовъ».

Святые же въ это время ободряли Уара, взывая къ нему:

— «Мужайся, Уаръ, и будь твердъ, ибо Христосъ стоитъ предъ тобою, невидимо тебя укрѣпляя».

Уаръ отвѣчалъ:

— «Воистину я ощутилъ помощь моего Владыки, ибо считаю муки за ничто».

Мучители тогда стали строгать его тѣло желѣзными ножами и скребками, а потомъ, прибивъ его гвоздями къ дереву внизъ головою, сдирали со спины его кожу, а по чреву его до тѣхъ поръ били суковатою палкою, пока оно не расторглось и всѣ внутренности не выпали на землю. Святые мученики, увидѣвъ, какъ выпали у него внутренности, заплакали, и мучитель, при видѣ плачущихъ мучениковъ, воскликнулъ громко:

— «Вотъ вы побѣждены, вотъ вы изнемогли; вы плачете, боясь мученій. Чего же еще надобно вамъ, для того чтобы узнать, что Христосъ не можетъ избавить васъ изъ рукъ нашихъ? Вамъ остается теперь только поклониться богамъ нашимъ».

Святые же отвѣчали:

— «Звѣрь, а не человѣкъ! Мы не побѣждены, а, напротивъ, сами побѣждаемъ при помощи укрѣпляющаго насъ Іисуса; если же мы заплакали, то не потому, что боимся мученій, но отъ естественной любви къ нашему брату, котораго ты безчеловѣчно мучаешь; въ душѣ же мы радуемся, видя, что доброму страстотерпцу уже уготованъ вѣнецъ».

Намѣстникъ повелѣлъ тогда вести ихъ въ темницу, и когда Уаръ, висѣвшій на деревѣ и терпѣвшій мученія, увидѣлъ, что святыхъ въ цѣпяхъ влекутъ въ темницу, то возопилъ:

— «Учители мои! Помолитесь за меня въ послѣдній разъ Христу, ибо я уже разлучаюсь отъ тѣла; васъ же благодарю за то, что вы привели меня къ вѣчной жизни».

Пребывъ въ мученіяхъ около пяти часовъ, святый Уаръ предалъ честную и святую душу свою въ руки Господа [7]. Мучители же, считая его еще живымъ, били и мучили его охладѣвшее тѣло, а потомъ, замѣтивъ, что онъ уже умеръ, сняли его съ древа и, по повелѣнію мучителя, вытащивъ его вонъ изъ города, бросили его на съѣденіе псамъ, на то мѣсто, куда бросали трупы животныхъ.

Одна благочестивая вдова, по имени Клеопатра, — родомъ изъ Палестины, мужъ которой былъ военачальникомъ въ Египтѣ, и которая имѣла сына, еще малаго отрока, по имени Іоанна, — со скорбію смотрѣла издалека на страданія Уара. Когда тѣло святаго было брошено внѣ города, она ночью взяла съ собою нѣсколько рабовъ своихъ и тайно унесла многострадальное тѣло святаго Уара; принесши его въ домъ свой, она выкопала могилу для него въ своей спальнѣ, предъ постелью своею, и тамъ положила его.

На слѣдующее утро намѣстникъ вывелъ изъ темницы прочихъ страдальцевъ и, долго мучивъ ихъ, усѣкъ мечемъ и бросилъ за городомъ непогребенными; тѣла ихъ, также ночью, нѣкоторые тайные исповѣдники Христовой вѣры предали погребенію. Клеопатра же все время возжигала надъ гробомъ святаго Уара свѣчи и совершала кажденіе, почитая его своимъ великимъ заступникомъ и ходатаемъ предъ Богомъ.

Когда прошло нѣсколько лѣтъ и гоненіе утихло, Клеопатра пожелала воротиться въ свое отечество и долго размышляла о томъ, какъ-бы ей унести съ собою мощи святаго Уара. Наконецъ, приготовивъ цѣнный подарокъ, она обратилась къ намѣстнику чрезъ одного ходатая съ такою просьбою:

— «Мужъ мой былъ военачальникомъ и умеръ здѣсь на царской службѣ; окончательному погребенію онъ еще не преданъ, ибо въ чужой странѣ нельзя его похоронить такъ, какъ прилично хоронить важнаго военачальника; я же, оставшись вдовою въ чужой сторонѣ, хочу возвратиться въ свое отечество къ своимъ роднымъ. Посему позволь мнѣ, господинъ мой, взять съ собою останки любимаго мужа моего и предать ихъ съ почетомъ погребенію въ моемъ отечествѣ, въ гробницѣ моихъ предковъ, ибо я не хочу и по смерти съ ними разлучаться».

Такъ поступила эта женщина въ виду того, что христіане, узнавъ, что она выноситъ изъ ихъ города мощи святаго мученика, могли бы воспрепятствовать ей въ томъ и отнять у нея сіе драгоцѣнное сокровище. Намѣстникъ же, принявъ подарокъ, разрѣшилъ ей увезти тѣло ея мужа, и она, взявъ вмѣсто него мощи святаго Уара, принесла ихъ, какъ нѣкую драгоцѣнность изъ Египта въ Палестину и въ своемъ селеніи, называемомъ Эдра, которое находилось около Ѳавора, положила съ своими предками. Всякій день она ходила на гробницу святаго, совершала тамъ кажденіе и ставила свѣчи, а, по ея примѣру, и другіе христіане, жившіе тамъ, начали съ нею приходить къ гробницѣ святаго и приносить туда своихъ недужныхъ, которые, по молитвамъ святаго Уара, получали при гробѣ его исцѣленія. И распространилась слава о святомъ Уарѣ по всѣмъ окрестнымъ мѣстахъ, и всѣ съ вѣрою притекали къ гробницѣ его.

Клеопатра, видя, что христіане собираются для молитвы ко гробу святаго, рѣшила построить храмъ во имя его и начала приводить свое рѣшеніе въ исполненіе. Къ этому времени сынъ ея, Іоаннъ, достигъ 17-ти лѣтняго возраста, и Клеопатра старалась достать ему мѣсто въ царскомъ войскѣ [8]; при помощи нѣкоторыхъ ходатаевъ, она испросила у царя почетную должность въ войскѣ для своего сына; онъ былъ зачисленъ въ военную службу и получилъ знаки своего достоинства въ то самое время, когда начато было строеніе церкви во имя святаго Уара. Клеопатра сказала тогда:

— «Сынъ мой до тѣхъ поръ не будетъ служить въ царскомъ войскѣ, доколѣ не окончится построеніе дома Божія; ибо я хочу, чтобы онъ вмѣстѣ со мною понесъ одръ святаго мученика, а потомъ уже исполнилъ царское повелѣніе».

Когда закончилось построеніе храма, Клеопатра призвала епископовъ, священниковъ и иноковъ и, взявъ изъ гроба честныя мощи святаго мученика, положила ихъ на драгоцѣнномъ одрѣ, вверху же мощей — поясъ и одежду воинскую, въ которую долженъ былъ облечься ея сынъ, чтобы они освятились отъ прикосновенія къ мощамъ святаго; въ то же время она усердно молила святаго, чтобы онъ былъ помощникомъ ея сыну, котораго благословили всѣ собравшіеся святители и священники. Собралось тутъ и безчисленное множество христіанъ, и одръ съ мощами понесли въ церковь, — несла мощи и Клеопатра съ сыномъ. По освященіи храма, мощи святаго положили подъ престоломъ, на которомъ стали совершать Божественную литургію [9]. Клеопатра же, припавъ къ мощамъ святаго Уара, молилась такими словами:

— «Молюсь тебѣ, страстотерпче Христовъ, испроси для меня у Бога то, что будетъ угодно Ему и полезно мнѣ, а также и единственному сыну моему; я не имѣю просить болѣе того, что хочетъ Самъ Господь; Онъ Самъ знаетъ, что намъ полезно, и пусть совершается надъ нами Его благая и совершенная воля!»

По окончаніи святой службы, Клеопатра устроила богатое угощеніе для всѣхъ собравшихся, и сама вмѣстѣ съ сыномъ служила своимъ гостямъ. Въ это время сынъ ея, служа гостямъ, внезапно заболѣлъ и пошелъ лечь на одръ свой. Когда всѣ гости встали изъ-за обѣда, Клеопатра стала звать своего сына, чтобы онъ вкусилъ отъ остатковъ трапезы, но Іоаннъ не могъ сказать ни слова, сжигаемый огнемъ горячки. Увидѣвъ, что сынъ ея заболѣлъ, мать сказала:

— «Клянусь Господомъ, что я не вложу куска хлѣба въ уста свои, доколѣ не увижу, чѣмъ кончится болѣзнь моего сына!»

Она сѣла около него, охлаждая, чѣмъ возможно, сожигавшій его жаръ болѣзни и скорбя о своемъ единственномъ сынѣ. Въ полночь отрокъ умеръ, оставивъ свою мать въ безутѣшномъ горѣ. Съ плачемъ устремилась она тогда въ храмъ святаго Уара и, припадши къ его гробницѣ, вопіяла:

— «Такъ-то отплатилъ ты мнѣ, угодникъ Божій, за то, что я столько потрудилась для тебя? Такую-то помощь ты оказалъ мнѣ, тогда какъ я для тебя презрѣла своего мужа и возлагала на тебя всю свою надежду? Ты допустилъ умереть моему единственному сыну, погубилъ мою надежду, отнялъ у меня свѣтъ очей моихъ. Кто теперь пропитаетъ меня въ старости? Кто закроетъ мнѣ очи по смерти? Кто погребетъ мое тѣло? Лучше бы мнѣ умереть самой, чѣмъ видѣть мертвымъ моего сына, какъ цвѣтокъ, увядшій прежде времени. Отдай же мнѣ моего сына, какъ нѣкогда Елисей соманитянкѣ (4 Цар. гл. 4), или же и меня тотчасъ возьми отсюда, ибо мнѣ отъ горькой моей печали жизнь стала въ тягость».

Пребывая съ плачемъ у гроба святаго, она на краткое время отъ крайней усталости и великой скорби погрузилась въ сонъ. Въ сновидѣніи предъ нею явился святый Уаръ, держа за руку ея сына; оба они были свѣтлы какъ солнце и одежды ихъ были бѣлѣе чѣмъ снѣгъ; на нихъ были золотые пояса и вѣнцы на головахъ, красоты несказанной. Увидѣвъ ихъ, блаженная Клеопатра бросилась къ ногамъ ихъ, но святый Уаръ поднялъ ее, говоря:

— «О, женщина, что ты жалуешься на меня? Ужели я забылъ твои услуги, какія ты оказала мнѣ въ Египтѣ и во время путешествія? Или ты думаешь, что я не чувствовалъ ничего, когда ты взяла мое тѣло изъ груды труповъ скота и положила меня въ своей комнатѣ? Развѣ я не внимаю всегда твоимъ молитвамъ и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолилъ Бога о сродникахъ твоихъ, съ которыми ты положила меня въ гробницѣ, чтобы имъ были отпущены грѣхи ихъ. Потомъ я взялъ на служеніе Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама просила меня здѣсь, чтобы я испросилъ для тебя у Бога то, что Ему угодно и полезно тебѣ и твоему сыну? Итакъ я просилъ Всеблагаго Бога, и Онъ соблаговолилъ по неизреченной Своей благости на то, чтобы твой сынъ былъ принятъ въ небесное Его воинство; и вотъ сынъ твой, какъ ты видишь, теперь сталъ однимъ изъ предстоящихъ престолу Божію. Если же хочешь, возьми его обратно и пошли его на службу къ царю земному и временному; вижу, что ты не хочешь, чтобы онъ служилъ Царю Небесному и Вѣчному».

Отрокъ же, сидѣвшій на рукахъ Уара, обнялъ его и сказалъ:

— «Нѣтъ, господинъ мой! Не слушай матери моей — не отдавай меня въ міръ, полный неправды и всякаго беззаконія, откуда я спасся благодаря твоему заступничеству; не лишай меня, отче, общенія съ собою и со святыми».

Потомъ, обращаясь къ матери своей, онъ сказалъ:

— «Что ты такъ плачешь, мать моя? Я причисленъ къ воинству Царя — Христа и мнѣ дано право предстоять Ему на небѣ вмѣстѣ съ ангелами, а ты теперь просишь о томъ, чтобы взять меня изъ царства въ уничиженіе».

Блаженная Клеопатра, видя, что сынъ ея облеченъ въ чинъ ангельскій, сказала:

— «Возьмите же и меня съ собою, чтобы и мнѣ быть съ вами».

Но святый Уаръ отвѣчалъ:

— «И здѣсь, на землѣ, оставаясь, ты все-таки — съ нами; иди же съ миромъ, а потомъ, когда повелитъ Господь, придемъ взять тебя».

Послѣ сихъ словъ, оба стали невидимы. Она же, придя въ себя, почувствовала въ своемъ сердцѣ несказанную радость и веселіе и повѣдала о своемъ видѣніи священникамъ; вмѣстѣ съ ними она съ честію погребла при гробѣ святаго Уара и своего сына, уже не плача, а веселясь о Господѣ. Послѣ сего она раздала свое имѣніе нуждающимся, сама же, отрекшись отъ міра, жила при церкви святаго Уара, служа Богу день и ночь въ постѣ и молитвахъ. Всякую недѣлю по воскреснымъ днямъ ей являлся, во время молитвы, святый Уаръ съ ея сыномъ въ блестящемъ сіяніи. Проведя семь лѣтъ въ таковыхъ подвигахъ, блаженная Клеопатра преставилась, благоугодивъ Богу. Тѣло ея было положено въ церкви святаго Уара, близъ тѣла сына ея, Іоанна, душа же ея святая вмѣстѣ съ святымъ Уаромъ и Іоанномъ въ веселіи предстоитъ на небесахъ Богу, Емуже слава во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчанія:
[1] Позоръ былъ — когда сдѣлался предметомъ вниманія.
[2] Т. е. отшельниковъ, у которыхъ приходили искать наставленій христіане-міряне.
[3] Доска деревянная, въ которой были сдѣланы отверстія для рукъ, ногъ и даже головы и которая надѣвалась на заключенныхъ въ темницѣ, чтобы воспрепятствовать ихъ побѣгу.
[4] Т. е. пролили за Христа кровь свою.
[5] Точнѣе (съ греческаго): изъ Тіанской когорты (часть полка). Тіана — городъ въ Египтѣ (Tyanis). Когорты римскія носили имена городовъ, изъ жителей которыхъ онѣ набирались.
[6] Т. е. отъ глупаго можно услышать только глупыя рѣчи.
[7] Кончина св. Уара послѣдовала въ 307 году.
[8] Въ этомъ возрастѣ юноши обыкновенно зачислялись въ военную службу.
[9] И въ настоящее время, при устроеніи православныхъ храмовъ, соблюдается этотъ древній обычай — воздвигать престолы на костяхъ мучениковъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 431-443.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0