Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День девятнадцатый.

Память святаго пророка Іоиля.

Поводомъ къ произнесенію пророческихъ рѣчей для Іоиля послужило великое бѣдствіе, постигшее царство Іудейское [4]. Продолжительная засуха и налетѣвшая въ громадномъ количествѣ саранча совершенно разорили Іудейскую страну. При такомъ бѣдствіи, даже сильные вѣрою упали духомъ, не говоря уже о малодушныхъ. И вотъ, пророкъ Іоиль призываетъ народъ обратиться къ Яхве [5] съ молитвою о помощи, ибо «близокъ день Господень» (Іоил. 2, 1). День этотъ будетъ днемъ страшныхъ бѣдствій. Образомъ и предвѣстникомъ его служатъ постигшія Іудею несчастія (саранча и засуха). Предъ наступленіемъ того дня поколеблются небо и земля, померкнутъ всѣ свѣтила небесныя, и тогда явится Яхве со Своимъ великимъ воинствомъ. Но еще и теперь, — вразумлялъ Іоиль, — есть средство избавиться отъ столь великихъ бѣдствій: какъ настоящихъ (саранча и зусуха), такъ и грозящихъ въ будущемъ (день Господень). Нужно обратиться къ Яхве всѣмъ сердцемъ, и Господь избавитъ тогда Свой народъ отъ великихъ бѣдствій. Пусть же будетъ назначенъ, — говоритъ пророкъ, — всеобщій постъ и всѣ, безъ исключенія, соберутся въ храмъ. Пусть тогда священники воззовутъ къ Господу отъ лица всего народа: пощади, Господи, люди Твоя, и не даждь достоянія Твоего на укоризну, да не обладаютъ ими языцы, да не рекутъ во языцѣхъ: гдѣ есть Богъ ихъ (Іоил. 2, 17)?»

Народъ Еврейскій внялъ голосу пророка и обратился къ Яхве съ молитвою о помощи, и Господь пощадилъ народъ Свой. Устами пророка Своего Іоиля Господь обѣщаетъ народу, за его обращеніе, благоденствіе и обиліе земныхъ благъ. Господь пошлетъ благовременный дождь и на пастбищахъ произрастетъ трава, деревья принесутъ обильные плоды, гумна наполнятся хлѣбомъ, а точила — винограднымъ сокомъ. Тогда сыны Израилевы узнаютъ, что Яхве не оставитъ Своего народа и не допуститъ людей Своихъ до посрамленія (Іоил. 2, 19-27).

Милость Господня къ обратившемуся къ Нему народу Еврейскому не ограничится, по предсказанію Іоиля, дарованіемъ только земныхъ благъ: народу Божію дается и духовное обѣтованіе. Пророкъ провидитъ отдаленныя, благодатныя времена Мессіи. Настанетъ время, когда изліется Духъ Святый на всякую плоть безъ различія пола, возраста и состоянія. Излію, — говоритъ Господь устами пророка, — отъ духа моего на всяку плоть, и прорекутъ сынове ваши, и дщери ваши, и старцы ваши сонія узрятъ, и юноты ваши видѣнія увидятъ. Ибо на рабы Моя, и на рабыни Моя во дни оны излію отъ духа Моего» (Іоил. 2, 28-29) [6].

Пророкъ Іоиль предсказалъ и о наступленіи всеобщаго суда («день Господень»), которому будутъ предшествовать страшныя явленія на небѣ и на землѣ, и въ который спасется только тотъ, кто призоветъ имя Господне [7]. Когда настанетъ день Господень, Яхве произведетъ въ долинѣ Іосафатовой судъ надъ язычниками и страшное наказаніе постигнетъ ихъ (Іоил. 3, 19). Однако — страшный для язычниковъ, — день Господень не будетъ таковымъ для Израиля. Для него онъ будетъ днемъ спасенія, ибо Яхве будетъ его защитою и обороною. Тогда настанетъ блаженство для Израиля, а всѣ враги Израиля погибнутъ: Іудея же во вѣки населится и Іерусалимъ въ роды родовъ, и Господь вселится въ Сіонѣ (Іоил. 3, 20-21). Такъ утѣшительно оканчивается рѣчь пророка Іоиля. Израиль при всѣхъ своихъ бѣдствіяхъ, постигавшихъ его отечество, долженъ былъ находить отраду и утѣшеніе въ такомъ обѣтованіи. Онъ могъ надѣяться, что Яхве, многомилостивый и долготерпѣливый, не забудетъ Своего народа и избавитъ его, въ какомъ бы бѣдствіи онъ ни находился.

Примѣчанія:
[1] Такъ называетъ себя самъ пророкъ Іоиль (Іоил. 1, 1).
[2] Изъ колѣна Гадова или Рувимова.
[3] Веѳоронъ (Беѳ Оронъ) — городъ на границѣ колѣна Ефремова и Веніаминова.
[4] Пророческое служеніе свое Іоиль проходилъ въ царствѣ Іудейскомъ, и вся его дѣятельность относится къ первымъ 25-ти годамъ царствованія Іоаса, т. е. къ 868-843 годамъ до Рождества Христова.
[5] Яхве (по славян. Сущій) — одно изъ именъ Божіихъ. Оно означаетъ самобытность, вѣчность и неизмѣняемость Существа Божія, и постоянно употребляется въ Св. Писаніи объ одномъ Истинномъ Богѣ.
[6] Какъ на существенный и главный моментъ исполненія сего пророчества, апостолъ Петръ указываетъ на сошествіе Святаго Духа на апостоловъ въ день Пятидесятницы (Дѣян. 2, 14 и слѣд.). Когда народъ, — въ день сошествія Святаго Духа, слыша апостоловъ, говорящихъ иными языками, съ недоумѣніемъ спрашивалъ: «что это значитъ»? — св. апостолъ Петръ обратился къ окружающимъ съ рѣчью, въ которой сказалъ, что это чудесное явленіе было предсказано еще Іоилемъ, и буквально привелъ все пророчество послѣдняго. Указавъ затѣмъ на исполненіе пророчества Іоиля, апостолъ Петръ продолжалъ: (послѣ того, какъ слушающій его народъ обратился къ апостоламъ съ вопросомъ: «что же намъ дѣлать, мужи, братія»?) — «покайтесь и да крестится каждый изъ васъ во имя Іисуса Христа для прощенія грѣховъ и получите даръ Святаго Духа, ибо вамъ принадлежитъ обѣтованіе и дѣтямъ вашимъ, и всѣмъ дальнимъ, кого ни призоветъ Господь Богъ нашъ» (т. е. и язычниковъ) (Дѣян. 2, 37-39). Итакъ, исполненіе предсказанія объ изліяніи Святаго Духа, т. е. о богатомъ подаяніи Его даровъ, началось со дня первой христіанской Пятидесятницы и будетъ продолжаться во все время, пока не войдетъ въ Царство Христово полное число язычниковъ («исполненіе языковъ» — Рим. 11, 25). — Глава 2-я изъ кн. прор. Іоиля читается въ церкви на пареміи въ день Пятидесятницы.
[7] Всякъ, иже призоветъ имя Господне, спасется (Іоил. 2, 32). Апостолъ Павелъ сіи слова прор. Іоиля прилагаетъ къ язычникамъ. «Здѣсь (т. е. въ христіанствѣ), — говоритъ онъ, — нѣтъ различія между іудеемъ и язычникомъ, потому что одинъ Господь у всѣхъ, богатый для всѣхъ призывающихъ Его, ибо всякій, кто призоветъ имя Господне, спасется» (Рим. 10, 12-13).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 428-430.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0