Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День восемнадцатый.

Житіе преподобнаго Іуліана.

Достигнувъ совершеннолѣтняго возраста, Іуліанъ удалился изъ міра, и поселился въ одной пещерѣ, находившейся въ Парѳянской пустынѣ [1]. Здѣсь онъ старался по возможности обуздать всѣ свои житейскія похотѣнія и возвыситься надъ всѣмъ скоропреходящимъ и тлѣннымъ, для чего онъ только однажды въ недѣлю принималъ хлѣбъ съ солью и водой. Утѣшеніемъ же и духовнымъ питаніемъ для него служили псалмы святаго пророка и царя Давида и непрерывное размышленіе и молитвенная бесѣда съ Богомъ.

Какъ свѣтильникъ, поставленный на вершинѣ горы, не можетъ быть скрытъ, такъ и праведная жизнь святаго не могла укрыться отъ людей. Молва о святомъ подвижникѣ скоро достигла до слуха людскаго, и вскорѣ къ Іуліану собралось много лицъ, желающихъ проводить свою жизнь подъ руководствомъ и по примѣру жизни святаго. Испросивъ позволеніе у святаго отца, они поселились около его пещеры въ палаткахъ, сдѣланныхъ ими, и стали подвизаться подъ руководствомъ мудраго наставника.

Недолго прожилъ вмѣстѣ съ пришедшими святый Іуліанъ. Желая проводитъ жизнь въ полномъ уединеніи и молитвѣ, онъ оставилъ братію и удалился за 50 верстъ въ глубь пустыни, гдѣ и сталъ проводить вполнѣ уединенную жизнь, и только изрѣдка, ради наученія, приходилъ къ оставленной имъ братіи.

Однажды, когда святый, преподавъ наставленіе братіи, намѣревался отправиться въ пустыню, его усердно сталъ просить взять съ собою юноша, по имени Астерій, воспитанный въ нѣгѣ, но имѣвшій такое усердіе къ благочестію, которое превышало еще его силы. Іуліанъ сначала отговаривалъ этого юношу отъ труднаго путешествія въ пустыню, гдѣ при этомъ даже не было воды, но, убѣжденный его желаніемъ, склонился на его просьбу и взялъ его съ собою. Съ радостію послѣдовалъ за старцемъ Астерій; по прошествіи же трехъ дней онъ ослабъ и сталъ изнемогать. Наконецъ, обезсиленный онъ сталъ умолять святаго старца, чтобы Іуліанъ сжалился надъ нимъ, и облегчилъ его положеніе. Святый позволилъ ему идти назадъ, но Астерій былъ настолько обезсиленъ, что не могъ уже идти; притомъ онъ и не зналъ, какъ возвратиться къ пещерѣ. Тогда человѣкъ Божій, тронутый страданіемъ своего спутника, снисходя къ слабости его, преклонивъ колѣна, такъ усердно молился Богу о спасеніи юноши, что даже оросилѣ землю слезами. Молитва святаго была услышана; капли слезъ его, упавшія на землю, извели изъ нея водяной источникъ.

Говоря о высокомъ достоинствѣ молитвы Іуліана, нельзя не упомянуть и о кротости его, свидѣтельствомъ которой былъ такой случай. Однажды Астерій, вышеупомянутый ученикъ св. Іуліана, сдѣлавшійся уже самъ подвижникомъ и руководителемъ другихъ и нерѣдко посѣщавшій своего любимаго учителя, въ знакъ усердія къ нему, принесъ на плечахъ своихъ въ даръ ему большой мѣшокъ смоквъ; онъ несъ на себѣ эту тяжесть въ продолженіе семи дней пути. Смущенный и огорченный тѣмъ, что ради него другой человѣкъ такъ утрудилъ себя, Іуліанъ не захотѣлъ воспользоваться его трудомъ и отказался принять приношеніе. Когда же Астерій сталъ увѣрять старца, что не сложитъ тяжести съ своихъ плечъ, пока тотъ ни согласится принять приношеніе, тогда преподобный, хотя и тяготился принять пищу, добытую трудомъ другаго, но, увидѣвъ искреннее желаніе услужить ему, принялъ эту услугу.

— «Исполню требованіе твое, — сказалъ тогда святый, — только сложи поскорѣе съ себя эту тяжесть».

Во время войны императора Юліана Отступника съ Персами, многіе вѣрующіе, зная преподобнаго какъ вѣрнаго раба Божія, просили у него молитвъ о низложеніи сего врага христіанъ. Преподобный десять дней молился объ освобожденіи отъ злаго мучителя и, наконецъ, услышалъ голосъ:

— «Нечистое и мерзкое животное погибло».

Окончивъ молитву, преподобный съ радостію возвратился къ братіи. На вопрось ихъ о причинѣ его радости, Іуліанъ отвѣчалъ:

— «Братіе, настоящее время есть время благодушія и радованія: нечестивца не стало; возставшій противъ Господа получилъ достойное пораженіе отъ преслѣдовавшей его руки. Поэтому-то я и радуюсь, видя, что гонимыя имъ церкви торжествуютъ, и отступникъ не получилъ никакой помощи отъ демоновъ, которыхъ чтилъ» [2].

Немало трудовъ положилъ святый Іуліанъ для борьбы съ распространившеюся въ то время аріанскою ересью. Съ этою цѣлію онъ, любитель безмолвной пустыни, разстался съ нею, чтобы не умолчать объ истинѣ.

Аріане, для распространенія своего лжеученія, распустили въ Антіохіи молву, что преподобный Іуліанъ держится догматовъ, проповѣдуемыхъ ими. Тогда Акакій и Астерій, ученики святаго, побуждаемые благочестивыми мужами Флавіаномъ и Діодоромъ, отправились къ Іуліану, чтобы онъ пришелъ на помощь къ православнымъ, погибающимъ отъ обольщенія. Пришедши къ святому, они разсказали ему, что претерпѣваютъ христіане отъ аріанъ [3]. Услышавъ это, старецъ тотчасъ отправился въ Антіохію. Дошедши къ ночи до одного селенія, онъ остановился на отдыхъ въ домѣ одной благочестивой женщины, имѣвшей семилѣтняго сына. Въ то время, когда святый вечерялъ, сынъ ея, вышедши незамѣтно изъ-за трапезы, упалъ въ колодезь. Благочестивая женщина, узнавъ объ этомъ, не высказывала никакого смущенія и, приказавъ закрыть колодезь, продолжала служить святому. Такъ велика была ея вѣра, что въ присутствіи молитвенника, извѣстнаго уже даромъ чудотвореній, не могло произойти несчастія въ ея домѣ. И Господь совершилъ по вѣрѣ ея.

Когда, передъ вкушеніемъ пищи, святый спросилъ объ отрокѣ, хозяйка дома отвѣчала:

— «Какая-то болѣзнь напала на него и онъ лежитъ». Святый сталъ требовать, чтобы отрокъ вышелъ къ нему и получилъ благословеніе. Тогда хозяйка принуждена была разсказать о случившемся несчастіи. Святый тотчасъ-же вышелъ и, снявъ покрышку съ колодца, увидѣлъ отрока, носимаго водою, совершенно здоровымъ и, подавъ ему руку, вытащилъ его изъ колодца. Когда отрока стали разспрашивать о томъ, что съ нимъ было, онъ сказалъ:

— «Ничего дурного я не испыталъ, такъ какъ святый старецъ носилъ меня по водѣ, не допуская утонуть».

Отсюда преподобный отправился въ Антіохію и поселился въ той пещерѣ, въ которой нѣкогда скрывался святый апостолъ Павелъ. Большая толпа собралась около пещеры, чтобы получить утѣшеніе и благословеніе отъ святаго, но онъ, одержимый лютой «огневицею» (горячкой), лежалъ въ забытьи. Наконецъ, онъ опомнился, помолился самъ о себѣ, — и тотчась болѣзнь оставила его. Тогда, вышедши къ ожидающимъ, онъ смиренно сказалъ:

— «Если вамъ полезно мое благословеніе, Богъ да подастъ вамъ».

Здѣсь святый подвижникъ производилъ не только тѣлесныя, но и духовныя врачеванія словомъ своимъ, и вскорѣ клеветники были обличены и посрамлены, а приверженцы истины — успокоены и обрадованы.

Однажды встрѣтился ему на пути больной, лежавшій при дорогѣ, который, прикоснувшись края его одежды, тотчасъ всталъ и пошелъ за нимъ, какъ хромой за Петромъ и Іоанномъ (Дѣян. 3, 1-11). Преподобный возвратилъ болящему не только тѣлесное здоровье, но и утвердилъ его въ православной вѣрѣ.

Затѣмъ онъ возвратился въ свою пустыню и, пребывъ тамъ до глубокой старости, мирно отошелъ ко Господу [4].

Примѣчанія:
[1] Пустыня эта простиралась отъ Парѳянской страны до береговъ рѣки Евфрата.
[2] Смерть Юліана послѣдовала въ 363 г.
[3] Положеніе православныхъ было тягостнымъ главнымъ образомъ потому, что на императорскомъ престолѣ въ то время былъ аріанинъ Валентъ (364-378 г.), который старался разными стѣснительными мѣрами распространить аріанство.
[4] Преподобный Іуліанъ скончался въ концѣ IV вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 423-427.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0