Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День восемнадцатый.

Житіе святаго апостола и евангелиста Луки.

Когда слухъ о чудесахъ и ученіи Господа Іисуса Христа распространился изъ Галилеи по всей Сиріи и всѣмъ окрестнымъ мѣстамъ, тогда и Лука прибылъ изъ Антіохіи въ Галилею, гдѣ Господь Іисусъ Христосъ началъ сѣять сѣмена Своего спасительнаго ученія (Матѳ. 4, 24-25; Лук. 4, 37). Сѣмена сіи нашли для себя въ сердцѣ Луки добрую почву и принесли здѣсь стократный плодъ. Вскорѣ святый Лука былъ удостоенъ принятія въ ликъ 70-ти апостоловъ Христовыхъ и, получивъ отъ Господа напутственныя наставленія и власть творить чудеса, сталъ ходить предъ лицемъ Господа Іисуса Христа, проповѣдуя о наступленіи Царствія Божія и уготовляя путь Христу Спасителю (Лук. 10, 1-24) [4].

Въ послѣдніе дни земной жизни Спасителя, когда съ пораженіемъ Пастыря разсѣялись и овцы Его стада, святый Лука находился въ Іерусалимѣ, сѣтуя и плача о своемъ Господѣ, пріявшемъ вольное страданіе. Вѣроятно, во время распятія Его, въ числѣ прочихъ, знавшихъ Іисуса, стоялъ и Лука издалеча и со скорбію взиралъ на Распятаго (Лук. 23, 49). Но вскорѣ скорбь его обратилась въ радость, ибо Воскресшій Господь, въ самый день Своего воскресенія, утѣшилъ Луку, удостоивъ его Своего явленія и бесѣды, о чемъ съ особенною подробностію и живостію сообщаетъ самъ Лука въ своемъ Евангеліи (Лук. 24, 13-32) [5]. Скорбя о смерти своего Учителя и недоумѣвая относительно Его воскресенія, о которомъ ему сообщили жены-мѵроносицы, шелъ Лука съ другимъ ученикомъ Господа, Клеопою, изъ Іерусалима въ Еммаусъ [6], и по дорогѣ въ сіе селеніе удостоился стать саутникомъ Того, Кто есть Путь, Истина и Животъ [7]. Оба ученика шли и разговаривали другъ съ другомъ, когда къ нимъ приблизился Самъ Іисусъ и пошелъ съ ними. Господь явился имъ, по сказанію евангелиста Марка, «въ иномъ образѣ» (Марк. 16, 12), а не въ томъ видѣ, въ какомъ они знали Ето прежде. Кромѣ того, по особому устроенію Божію, «глаза ихъ были удержаны» (Лук. 24, 16), такъ что они не могли узнать явившагося Господа. Они подумали, что съ ними идетъ одинъ изъ богомольцевъ, ходившихъ на праздникъ Пасхи въ Іерусалимъ.

— «О чемъ это вы, идя, разсуждаете между собою, и отчего вы печальны? — спросилъ ихъ Господь».

На сіе Клеопа сказалъ:

— «Неужели Ты одинъ изъ пришедшихъ въ Іерусалимъ не знаешь о происшедшемъ въ немъ въ эти дни?»

— «О чемъ?» — спросилъ снова Іисусъ.

— «Что было съ Іисусомъ Назаряниномъ — сказали они въ отвѣтъ, — Который былъ пророкъ, сильный въ дѣлѣ и словѣ предъ Богомъ и всѣмъ народомъ; какъ предали Его первосвященники и начальники наши для осужденія на смерть, и распяли Его. А мы надѣялись было, — продолжали свою рѣчь ученики, — что Онъ есть Тотъ, Который долженъ избавить Израиля; но со всѣмъ тѣмъ, уже третій день нынѣ, какъ это произошло. Но и нѣкоторыя женщины изъ нашихъ изумили насъ: онѣ были рано у гроба и не нашли тѣла Его, и, пришедши, сказывали, что онѣ видѣли и явленіе Ангеловъ, которые говорятъ, что Онъ живъ. И пошли нѣкоторые изъ нашихъ ко гробу, и нашли такъ, какъ и женщины говорили, но Его не видѣли». Тогда Господь сказалъ имъ:

— «О, несмысленные и медлительные сердцемъ, чтобы вѣровать всему, что предсказывали пророки! Не такъ ли надлежало пострадать Христу, и войти въ славу Свою?»

И, начавъ отъ Моисея, Христосъ Господь изъ всѣхъ пророковъ изъяснилъ имъ сказанное о Немъ во всемъ Писаніи.

Такъ бесѣдуя съ Господомъ, ученики незамѣтно приблизились къ Еммаусу, и такъ какъ имъ пріятна была бесѣда, а ихъ Спутникъ намѣревался, повидимому, идти далѣе, то они стали просить Его остаться съ ними.

— «Останься съ нами, потому что день уже склонился къ вечеру», — говорили они Ему.

И Онъ вошелъ въ селеніе и остановился съ ними въ одномъ домѣ. Когда же Онъ возлегъ [8] съ ними во время вечери, то, взявъ со стола хлѣбъ, благословилъ, преломилъ и подалъ имъ. Какъ только Господь совершилъ сіе, ученики тотчасъ же Его узнали. По всему вѣроятію, сіе дѣйствіе Господь и прежде совершалъ предъ учениками, а кромѣ того они могли признать Его по тѣмъ язвамъ отъ гвоздей, которыя замѣтили они на Его рукахъ. Но въ сіе время Господь сталъ невидимъ для нихъ, и они сказали другъ другу:

— «Не горѣло ли въ насъ сердце наше, когда Онъ говорилъ намъ на дорогѣ, и когда изъяснялъ намъ Писаніе?» (Лук. 24, 17-32).

Желая подѣлиться своею радостью съ другими учениками Господа, Лука и Клеопа тотчасъ же встали изъ-за вечери и отправились въ Іерусалимъ. Тамъ нашли они собранныхъ въ одномъ домѣ апостоловъ и другихъ учениковъ и, конечно, сейчасъ же возвѣстили имъ, что Христосъ воскресъ, и что они видѣли Его и бесѣдовали съ Нимъ. Апостолы же съ своей стороны утѣшили ихъ, сказавъ, что Господь воскресъ воистинну и явился Симону. Затѣмъ Лука и Клеопа подробно разсказали Апостоламъ обо всемъ, происшедшемъ съ ними на пути и о томъ, какъ они узнали Христа Господа въ преломленіи хлѣба. Во время сего разговора, внезапно среди Апостоловъ, явился Самъ Воскресшій Господь, преподалъ имъ миръ и успокоилъ ихъ смущенныя сердца. Для увѣренія же тѣхъ, которые думали, что видятъ предъ собою только призракъ своего умершаго Учителя, Господь показалъ язвы отъ гвоздей на рукахъ и ногахъ Своихъ и вкусилъ пищи. Евангелистъ Лука здѣсь снова удостоился слышать отъ Господа разъясненіе всего, что сказано о Немъ въ Священномъ Писаніи Ветхаго Завѣта, и получилъ даръ разумѣнія Писанія (Лук. 24, 18-49).

Послѣ вознесенія Господня, святый Лука пребывалъ нѣкоторое время, вмѣстѣ съ другими Апостолами, въ Іерусалимѣ, но потомъ, по свидѣтельству преданія, отправился на свою родину, въ Антіохію, гдѣ уже было много христіанъ. По дорогѣ туда онъ проходилъ съ проповѣдію городъ Севастію [9], гдѣ находились нетлѣнныя мощи святаго Іоанна Предтечи. Уходя изъ Севастіи, святый Лука хотѣлъ было взять ихъ съ собою на родину, но тамошніе христіане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Лукѣ взять святыя мощи его. Тогда святый Лука взялъ отъ нихъ десную руку, подъ которою нѣкогда преклонить главу Свою Христосъ, пріемля крещеніе отъ Іоанна. Съ этимъ безцѣннымъ сокровищемъ святый Лука прибылъ на свою родину, къ великой радости антіохійскихъ христіанъ [10]. Отсюда удалился онъ только тогда, когда сталъ спутникомъ и сотрудникомъ святаго апостола Павла, который, по сказанію нѣкоторыхъ древнихъ писателей, приходился ему даже родственникомъ. Сіе произошло, впрочемъ, уже во время втораго апостольскаго путешествія святаго Павла [11]. Въ это время святый Лука вмѣстѣ съ апостоломъ Павломъ отправился на проповѣдь въ Грецію и былъ оставленъ имъ для утвержденія и устроенія Церкви въ Македонскомъ городѣ Филиппахъ; святый Лука съ этого времени, въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ, трудился въ дѣлѣ распространенія христіанства въ Македоніи (Дѣян. 20, 6) [12].

Когда же апостолъ Павелъ, въ концѣ третьяго своего апостольскаго путешествія, снова посѣтилъ Филиппы, Лука, по его порученію и по избранію всѣхъ вѣрующихъ, ходилъ въ Коринѳъ для сбора милостыни въ пользу бѣдныхъ христіанъ Палестины [13]. Собравъ милостыню, святый Лука съ апостоломъ Павломъ отправился въ Палестину, посѣщая по пути церкви, находившіяся на островахъ Архипелага, по берегамъ Малой Азіи, въ Финикіи и Іудеѣ. Когда апостолъ Павелъ былъ заключенъ подъ стражу въ Палестинскомъ городѣ Кесаріи, святый Лука оставался при немъ. Не покинулъ онъ апостола Павла и тогда, когда тотъ отправленъ былъ въ Римъ, на судъ Кесаря. Онъ вмѣстѣ съ апостоломъ Павломъ переносилъ всѣ трудности путешествія по морю, подвергался опасности потерять даже жизнь [14].

Прибывъ въ Римъ, святый Лука также находился при апостолѣ Павлѣ и вмѣстѣ съ Маркомъ, Аристархомъ и нѣкоторыми другими спутниками апостола, проповѣдывалъ Христа въ этой столицѣ древняго міра [15]. Въ Римѣ же святый Лука написалъ свое Евангеліе и книгу Дѣяній святыхъ Апостоловъ [16]. Въ Евангеліи онъ изобразилъ земную жизнь Господа нашего Іисуса Христа не только на основаніи того, что самъ видѣлъ и слышалъ, но и принимая во вниманіе все то, что предали иже исперва самовидцы и слуги бывшіи Словесе (Лук. 1, 2) [17]. Святый апостолъ Павелъ руководилъ имъ въ семъ дѣлѣ и потомъ одобрилъ написанное святымъ Лукою Евангеліе. Точно также и книга Дѣяній Апостольскихъ написана была, какъ говоритъ церковное преданіе, по повелѣнію апостола Павла [18].

Послѣ двухлѣтняго заключенія въ узахъ римскихъ, апостолъ Павелъ получилъ свободу и, оставивъ Римъ, посѣтилъ нѣкоторыя изъ основанныхъ имъ прежде церквей. Святый Лука и въ сіе время точно также сопутствовалъ ему. Въ непродолжительномъ времени императоръ Неронъ воздвигъ въ Римѣ лютое гоненіе противъ христіанъ. Апостолъ Павелъ въ это время въ другой разъ прибылъ въ Римъ, дабы своимъ словомъ и примѣромъ ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будетъ Богу, раздѣлить съ вѣрующими вѣнецъ мученическій. Онъ былъ взятъ язычниками и заключенъ въ узы. Святый Лука и теперь не измѣнилъ своему учителю, и одинъ только изъ всѣхъ сотрудниковъ апостола находился при немъ въ это время, столь тяжкое, что апостолъ сравнивалъ себя съ жертвою, обреченною на закланіе.

— «Я уже становлюсь жертвою, — писалъ апостолъ Павелъ своему ученику Тимоѳею, — и время моего отшествія настало: старайся придти ко мнѣ скорѣе. Ибо Димасъ оставилъ меня, возлюбивъ нынѣшній вѣкъ, и пошелъ въ Ѳессалонику, Крискентъ — въ Галатію, Титъ — въ Далматію. Одинъ Лука со мною» (2 Тим. 5, 6. 10) [19].

Очень вѣроятно, что Лука былъ свидѣтелемъ и мученической кончины апостола Павла въ Римѣ. По кончинѣ апостола Павла, святый Лука, какъ говоритъ церковное преданіе, благовѣствовалъ Христа въ Италіи, Далмаціи, Галліи, а въ особенности въ Македоніи, — въ которой онъ и прежде трудился нѣсколько лѣтъ, а также и въ сосѣдней съ Македоніей Ахаіи [20].

Уже въ глубокой старости апостолъ Лука предпринялъ путешествіе въ отдаленный Египетъ и перенесъ здѣсь много трудовъ и огорченій ради славы святаго имени Іисусова. Онъ пришелъ въ Египетъ, пройдя предварительно всю Ливію [21], и въ Египтѣ, — въ Ѳиваидѣ, — многихъ обратилъ ко Христу. Въ городѣ Александріи онъ рукоположилъ во епископа нѣкоего Авилія, на мѣсто Анніана, рукоположеннаго евангелистомъ Маркомъ и проходившаго свое служеніе 22 года. Возвратившись въ Грецію, онъ снова устроилъ здѣсь, — преимущественно въ области Беотіи [22], — церкви, рукополагалъ священниковъ и діаконовъ, исцѣлялъ болящихъ тѣлесно и душевно. Подобно своему другу и руководителю — апостолу Павлу, — святый Лука «подвигомъ добрымъ подвизался, теченіе свое совершилъ и вѣру сохранилъ». Скончался онъ 84-хъ лѣтъ отъ роду, въ Ахаіи, мученическою смертію, именно, будучи повѣшенъ, за отсутствіемъ креста, на оливковомъ деревѣ [23]. Честное тѣло его было погребено въ Ѳивахъ, — главномъ городѣ Беотіи, — гдѣ его святыя мощи, подававшія множество исцѣленій, находились до второй половины четвертаго вѣка, а потомъ были перенесены въ столицу Восточной имперіи — Константинополь.

О мѣстонахожденіи мощей святаго апостола Луки стало извѣстно въ четвертомъ вѣкѣ по тѣмъ исцѣленіямъ, какія здѣсь совершались. Особенно много исцѣленій совершалось здѣсь надъ страдавшимй глазною болѣзнію [24]. Сынъ равноапостольнаго Константина Великаго, императоръ Констанцій, узнавъ отъ одного ахайскаго епископа, что тѣло святаго Луки почиваетъ въ Ѳивахъ, послалъ правителя Египта Артемія [25] перенести мощи святаго Луки въ столицу, и тотъ со великимъ торжествомъ совершилъ сіе перенесеніе [26].

Во время перенесенія святыхъ мощей Луки съ берега моря въ храмъ совершалось такое чудо. Нѣкто Анатолій, евнухъ (изъ царскихъ постельничихъ), былъ боленъ неизлѣчимою болѣзнію. Онъ много истратилъ денегъ на врачей, но исцѣленія получить не могъ, и теперь, съ вѣрою въ чудодѣйственную силу честныхъ мощей апостола Луки, сталъ молить святаго объ исцѣленіи. При семъ онъ подошелъ къ честной ракѣ святаго и, сколько у него было силъ, помогалъ нести ее. И что же? Болѣзнь оставила его, какъ только онъ прошелъ такъ нѣсколько шаговъ. Послѣ сего онъ съ радостію несъ честную раку до храма святыхъ апостоловъ, гдѣ мощи святаго Луки были положены подъ престоломъ, вмѣстѣ съ мощами святыхъ апостоловъ Андрея и Тимоѳея [27]. Здѣсь святыя мощи были источникомъ чудесъ и съ особенною любовію были чествуемы православными христіанами.

Древніе церковные писатели сообщаютъ, что святый Лука, удовлетворяя благочестивому желанію первенствующихъ христіанъ, первый написалъ красками образъ Пресвятой Богородицы, держащей на рукахъ Своихъ Предвѣчнаго Младенца, Господа нашего Іисуса Христа, а потомъ написалъ и иныя двѣ иконы Пресвятой Богородицы и принесъ ихъ на благоусмотрѣніе Богоматери. Она же, разсмотрѣвъ сіи иконы, сказала:

— «Благодать Родившагося отъ Меня и Моя милость съ сими иконами да будутъ» [28].

Святый Лука написалъ также на доскахъ и изображенія святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла и симъ положилъ начало доброму и досточестному дѣлу — писанію святыхъ иконъ во славу Божію, Богоматери и всѣхъ Святыхъ, на украшеніе святыхъ церквей и на спасеніе вѣрующихъ, благочестно почитающихъ сіи святыя иконы. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Это имя — Луканъ — находится въ нѣкоторыхъ древнихъ рукописяхъ латинскаго перевода Евангелія отъ Луки. Примѣръ подобнаго сокращенія имени можно видѣть въ имени Силы, которое сокращено изъ Силуана. (Дѣян. 15, 22; 2 Кор. 1, 19 и друг.).
[2] Язычники, принимавшіе іудейскую вѣру, назывались пришельцами вратъ, а кто изъ нихъ, вмѣстѣ съ вѣрою іудейскою, принималъ и обрѣзаніе, тотъ назывался пришельцемъ правды. Таковы были въ первенствующей церкви: вельможа еѳіопской царицы Кандакіи, крещенный апостоломъ Филиппомъ (Дѣян. 8, 27-40); таковъ былъ римскій сотникъ Корнилій (Дѣян. 10, 1-3); таковъ былъ одинъ изъ семи діаконовъ — Николай, родомъ, подобно Лукѣ, антіохіецъ (Дѣян. 6, 5) и многіе другіе (Матѳ. 23, 15; Дѣян. 2, 10).
[3] Ап. Павелъ называетъ Луку прямо врачемъ возлюбленнымъ: Цѣлуетъ вы — говоритъ онъ, — Лука, врачь возлюбленный (Кол. 4, 14).
[4] Сему преданію не противорѣчатъ слова самого Луки, въ которыхъ онъ какъ бы исключаетъ себя изъ числа Апостоловъ — самовидцевъ Слова (Лук. 1, 2). Этими словами св. Лука хочетъ сказать только, что онъ не принадлежалъ къ лику 12-ти апостоловъ, которые, конечно, видѣли гораздо бóльше евангельскихъ событій, чѣмъ 70-тъ учениковъ Господа, которые шли, во время проповѣди Христа, впереди Его.
[5] Хотя самъ Лука въ Евангеліи своемъ не называетъ при этомъ себя по имени, но самая подробность его повѣствованія показываетъ, что онъ самъ былъ тотъ другой ученикъ, имени котораго не упомянулъ. Объ этомъ говоритъ и церковное преданіе. И въ церковной молитвѣ собирающимся въ путь читаемъ: Луцѣ и Клеопѣ въ Еммаусъ спутьшествовавый Спасе, сошествуй и нынѣ рабомъ Твоимъ, путьшествовати хотящимъ...
[6] Еммаусъ — селеніе, отстоящее на 60 стадій (около 12-ти верстъ) къ западу отъ Іерусалима.
[7] Слова Самого Христа Спасителя (Іоан. 14, 6).
[8] Древніе іудеи не сидѣли, а возлежали за трапезою.
[9] Севастія — главный городъ Самаріи.
[10] О семъ событіи см. подробнѣе въ сказаніи о перенесеніи Мальтійскихъ святынь.
[11] Это апостольское путешествіе продолжалось съ 52-го по 55-й годъ по Р. Хр.
[12] Македонія находилась къ сѣверу отъ Греціи, между Иллиріею, Ѳракіею, Егейскимъ моремъ и Гетомъ или Балканомъ. Нѣкоторое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царѣ Александрѣ Великомъ; впрочемъ оно также быстро пало, какъ быстро возвысилось. Во времена апостоловъ Македонія входила въ составъ Римской имперіи. — Филиппы — македонскій пограничный городъ, названный такъ въ честь македонскаго царя Филиппа, который возобновилъ и укрѣпилъ его.
[13] Послахомъ же съ нимъ (апостоломъ Титомъ) и брата, егоже похвала во Евангеліи по всѣмъ церквамъ: не точію же, но и освященъ отъ церквей съ нами ходити, со благодатію сею, служимою нами къ Самого Господа славѣ и усердію вашему (2 Кор. 8, 18-19). Древніе толкователи подъ «братомъ» разумѣютъ апостола Луку. Святый Іоаннъ Златоустъ видитъ здѣсь указаніе на посвященіе святаго Луки во епископа (въ словѣ освященъ) по греч. — κειροτονειθείς.
[14] Бѣдствія зтого продолжительнаго путешествія святый апостолъ Лука описалъ въ 27-й и 28-й главахъ книги Дѣяній.
[15] Это ясно видно изъ написанныхъ въ то время посланій апостола Павла къ Колоссянамъ и Филимону.
[16] Судя по тѣсной связи между симъ Евангеліемъ и книгою Дѣяній Апостольскихъ (Лук. 1, 1-4; Дѣян. 1, 1), написанною послѣ Евангелія и появившеюся въ Римѣ около 63 года, необходимо признать, что между написаніемъ той и другой книги протекло очень немного времени, и что Евангеліе явилось также въ Римѣ около 61-го или 62-го года. Тоже подтверждается и подписями, находящимися на нѣкорыхъ рукописяхъ. — Какъ Евангеліе свое, такъ и книгу Дѣяній апостольскихъ, св. Лука написалъ для нѣкоего «державнаго» Ѳеофила (Лук. 1, 3; Дѣян. 1, 1). Древнее преданіе говоритъ, какъ о нѣкоемъ знатномъ христіанннѣ — Ѳеофилѣ антіохійцѣ, подъ которымъ и разумѣютъ того, для котораго написаны были св. Лукою Евангеліе и Дѣянія апостольскія.
[17] «По сравненію съ другими писателями Евангелія святый Лука отличается, — какъ говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, — бóльшею полнотою, съ какою онъ объемлетъ новозавѣтныя событія, начиная отъ рождества св. Іоанна Предтечи, о которомъ онъ одинъ только и говоритъ. Равнымъ образомъ и послѣднее евангельское событіе — вознесеніе Іисуса Христа на небо, — у Матѳея и Іоанна вовсе не упомянутое, а у Марка упомянутое неподробно, — святый Лука одинъ разсказалъ подробно». — Св. Евангеліе отъ Луки, по уставу Православной Церкви, — кромѣ особенныхъ случаевъ, — читается на литургіяхъ во всѣ дни съ 17-ой до 29-ой недѣли по Пятдесятницѣ; съ 29-ой же недѣли до недѣли Мясопустной — только во дни субботніе и воскресные, и въ понедѣльникъ, вторникъ и четвертокъ недѣли Мясопустной.
[18] Въ книгѣ Дѣяній св. апостоловъ Лука подробно описалъ сошествіе Святаго Духа на апостоловъ и подвиги ихъ, совершенные ими по вознесеніи Господнемъ для распространенія и утвержденія вѣры христіанской въ Іудеѣ и другихъ странахъ вселенной. «Преимущественно же св. Лука, — какъ говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, — описалъ здѣсь дѣянія св. апостола Павла, любимымъ ученикомъ и ближайшимъ сотрудникомъ котораго онъ былъ».
[19] Можетъ быть, св. Лука, какъ прежде, такъ и въ сіе время своимъ врачебнымъ искусствомъ облегчалъ болѣзни апостола — узника, страдавшаго, какъ говоритъ церковное преданіе, головною болью и другими тѣлесными недугами, и за сіе заслужилъ отъ апостола имя «врача возлюбленнаго».
[20] Далмація — южная часть Иллирійской провинціи, которая граничила на сѣверѣ съ Панноніей, на западѣ съ Италіей и Адріатическимъ моремъ. — Галлія заключала въ себѣ земли, лежащія между океаномъ, Пиринеями, Средиземнымъ моремъ, Альпами и Рейномъ. — Ахаія — область на югѣ Греціи, занимала сѣверную часть полуострова Мореи.
[21] Ливія — провинція въ сѣверной Африкѣ. Тамъ было немало греческихъ колоній. (У грековъ, впрочемъ, вся Африка иногда называлась Ливіей).
[22] Беотія — область средней Греціи.
[23] Какъ свидѣтельствуетъ св. Григорій Богословъ въ первомъ словѣ на императора Юліана.
[24] Какъ бы въ ознаменованіе врачебнаго вскусства апостола Луки, Господь ниспосылалъ дождемъ на мѣсто погребенія святаго апостола цѣлительный «каллурій», т. е. лѣкарственную примочку отъ глазной болѣзни.
[25] Сей Артемій скончался мученическою смертію при императорѣ Юліанѣ Отступникѣ; память его — 20-го октября.
[26] Перенесеніе мощей св. Луки Церковь воспоминаетъ 22-го апрѣля.
[27] Святый Андрей Первозванный — апостолъ изъ лика 12-ти. — Святый Тимоѳей, апостолъ изъ лика 70-ти, былъ епископомъ въ г. Ефесѣ (въ Малой Азіи).
[28] Православная Церковь, чествуя святыя иконы Богоматери, взываетъ къ Ней такъ въ своихъ пѣснопѣніяхъ: Первѣе написавшейся Твоей иконѣ, евангельскихъ таинъ благовѣстникомъ, и къ Тебѣ Царицѣ принесеннѣй, да усвоиши ту, и сильну содѣлаеши спасти чествующія Тя, и порадовалася еси, яко сущи милостива, спасенія нашего Содѣтельница (Стихира изъ службы Казанской иконѣ Богоматери, 22 октября). — Въ Москвѣ, въ Успенскомъ соборѣ, хранится (Владимірская) икона Божіей Матери, которую, по преданію церковному, написалъ также св. Лука.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 414-423.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0