Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День семнадцатый.

Житіе преподобнаго Антонія Леохновскаго [1].

Идя неуклонно скорбнымъ и узкимъ путемъ самаго суроваго подвижничества, преподобный Антоній, подкрѣпляемый благодатію Божіею, достигъ столь высокой степени совершенства, что окончательно умертвилъ въ себѣ всякую привязанность къ міру. Между тѣмъ тайный уходъ его съ родины повергъ домашнихъ въ скорбь и слезы; они начали повсюду искать пропавшаго. Двумъ сестрамъ преподобнаго удалось узнать о мѣстѣ его подвиговъ. Пришли онѣ въ Рублевскую пустынь, долго ходили здѣсь по дремучему лѣсу, звали подвижника-брата и плакали; но преподобный Антоній не показался имъ, ибо ради Господа онъ оставилъ домъ свой. Господь сказалъ: всякъ, иже оставитъ домъ... имене Моего ради, сторицею пріиметъ (Матѳ. 19, 29). Во исполненіе сихъ словъ Онъ удостоилъ Своего угодника великаго дара чудотвореній.

Не смотря на полное уединеніе преподобнаго Антонія, молва объ его богоугодной жизни распространялась все далѣе и далѣе. Услышалъ о немъ инокъ одного монастыря, по имени Нифонтъ, который и захотѣлъ посѣтить славнаго подвижника. Отъ одного Новгородскаго купца Нифонтъ узналъ, гдѣ находится Рублевская пустынь, и отправился къ преподобному Антонію. Увидѣвъ его, инокъ сначала испугался, потому что изнуренная подвигами плоть пустынника была черна и груба. Но преподобный успокоилъ посѣтителя словами:

— «Чадо, не бойся вида моего тѣла!»

Потомъ, назвавъ по имени Нифонта, съ которымъ встрѣчался первый разъ въ жизни, преподобный облобызалъ его и раздѣлилъ съ нимъ свою скромную трапезу. Цѣлый день вели они душеспасительную бесѣду, прерывая ее по временамъ общей молитвой.

Завѣтнымъ желаніемъ преподобнаго Антонія было облечься въ иноческій образъ. Объ исполненіи этого желанія онъ усердно молилъ Бога, и Господь услышалъ его молитву. Въ праздникъ Вознесенія Христова преподобному явился ангелъ Господень и сказалъ:

— «Антоній! иди на мѣсто, называемое Леохново, на три поприща [2] отсюда».

Повинуясь велѣнію небеснаго вѣстника, преподобный Антоній оставилъ пустынное безмолвіе [3] и пришелъ въ Леохново; здѣсь онъ нашелъ священноинока-отшельника Тарасія, который и постригъ его безъ перемѣны прежняго, мірского имени [3]. Общими усиліями и трудами преподобный Антоній и Тарасій построили въ Леохновѣ храмъ, украсили его святыми иконами, снабдили книгами и другими предметами, необходимыми для богослуженія. Когда постройка храма была окончена, сподвижники послали къ Новгородскому архіепископу за благословеніемъ на освященіе храма и за антиминсомъ. Узнавъ отъ посланнаго, отъ чьего имени онъ пришелъ, архіепископъ охотно исполнилъ просьбу иноковъ, — далъ свое благословеніе преподобному Антонію и антиминсъ для церкви. Храмъ былъ освященъ въ честь Преображенія Господня въ самый день этого праздника (6 августа). Такъ положено было основаніе Леохновской пустыни [5]. Вскорѣ начали стекаться сюда желающіе подвизаться подъ руководствомъ преподобнаго Антонія. Приходили въ Леохново не только люди простого званія, но также и знатные, подобно самому преподобному, люди благороднаго происхожденія, которые, по апостолу, вмѣнили вся уметы быти, да Христа пріобрящутъ (Флп. 3, 8). Преподобный не былъ человѣкомъ образованнымъ или даже начитаннымъ, но для собравшейся братіи онъ явился мудрымъ руководителемъ, назидавшимъ иноковъ и собственнымъ примѣромъ и хотя простыми, но полными глубокаго жизненнаго значенія, поученіями. Первымъ являлся подвижникъ въ храмъ и оставлялъ его послѣднимъ; за службой Божіей онъ стоялъ съ великимъ вниманіемъ и благоговѣніемъ. Время, свободное отъ церковной молитвы, онъ проводилъ въ трудахъ, самъ исполняя всѣ черныя монастырскія работы; иногда преподобный пекъ для братіи хлѣбъ или готовилъ кушанье. Послѣ трудового дня наступала ночь, но и ее подвижникъ нерѣдко проводилъ безъ сна въ молитвѣ, не давая никакого послабленія плоти, и безъ того изможденной непрестаннымъ трудомъ и постомъ.

Подражая самъ великимъ пустынникамъ древности, преподобный Антоній ставилъ ихъ въ образецъ иноческой жизни братіи своей обители. Онъ любилъ напоминать имъ слѣдующія слова святаго Исидора Пелусіота [6]: «для чего мы называемъ отцами прежде насъ бывшихъ черноризцевъ, если сами не хотимъ, какъ истинные сыны ихъ, послѣдовать ихъ отеческимъ нравамъ и украшаться ихъ обычаями? Не могутъ намъ быть отцами тѣ, нравамъ которыхъ не подражаемъ. Поревнуемъ, братія, житію отцовъ нашихъ, которые, окрылившись любовію къ Богу, возлетѣли отъ видимаго превыше всего земного, чтобы вкусить сладости небесной; бездомовные, безъименные, въ пустыняхъ и разсѣлинахъ земныхъ, они покорили плоть свою духу и уже на землѣ явили себя не человѣками, но ангелами; поревнуемъ имъ, чтобы вмѣстѣ съ ними прославиться на небесахъ». Убѣждая братію идти путемъ, завѣщаннымъ святыми отцами, преподобный Антоній указывалъ имъ, что для этого требуется единственно искреннее желаніе и здравый умъ; спасительный путь одинаково открытъ и ученому и простецу. Въ подтвержденіе этой истины онъ повторялъ братіи изреченіе отца монашествующихъ, преподобнаго Антонія Великаго [7]: «не требуетъ иныхъ душа человѣческая, какъ только здраваго ума».

Наставленія Леохновскаго подвижника, подкрѣпляемыя его примѣромъ, падали на добрую почву: братія усердно исполняли его наставленія. Церковное богослуженіе въ обители совершалось со строгимъ благочиніемъ; въ храмѣ братія съ благоговѣніемъ внимали церковному пѣнію и чтенію, не нарушая молитвенной тишины. Охотно исполняя возложенныя послушанія, иноки присоединяли къ нимъ и добровольные подвиги для спасенія души. Поэтому монастырь преподобнаго Антонія былъ дѣйствительнымъ пріютомъ мира, братской любви, взаимнаго самопожертвованія и другихъ христіанскихъ добродѣтелей. Видя духовное возрастаніе братіи, преподобный радовался и благодарилъ Господа. Между тѣмъ число братій Леохновской обители возростало и съ теченіемъ времени достигло до пятидесяти.

Дары прозрѣнія и чудотвореній, полученные отъ Господа преподобнымъ Антоніемъ еще во дни уединеннаго подвижничества, подвижникъ проявлялъ и въ послѣдующее время своей жизни.

Такъ, стоя однажды на молитвѣ преподобный Антоній сказалъ келейнику:

— «Братъ! Сегодня подъ Оршею, ради грѣховъ нашихъ, побито множество православныхъ».

И черезъ нѣсколько дней до монастыря дошла печальная вѣсть о пораженіи Русскихъ подъ Оршею [8] въ битвѣ съ Поляками, происшедшей въ тотъ именно день, въ который сказалъ о ней преподобный.

При жизни преподобнаго Антонія въ Леохновской обители случился пожаръ: загорѣлась крыша трапезной, и огонь, раздуваемый и направляемый сильнымъ вѣтромъ, готовъ былъ перекинуться на сосѣднія келліи. Опасность грозила всему монастырю. Испуганный келарь прибѣжалъ къ преподобному и, припавъ къ ногамъ игумена, со слезами просилъ его помолиться о спасеніи обители. Тогда преподобный Антоній обратился къ иконѣ Всемилостиваго Спаса, стоявшей въ келліи, и такъ молился со слезами:

— «Господи! Ты благоволилъ возлюбить мѣсто сіе, — попусти же наказаніе съ милостію и сотвори достойное».

Затѣмъ, еще съ необсохшими отъ слезъ глазами, преподобный сказалъ келарю:

— «Не бойся, братъ, — всемилостивый Господь Богъ нашъ не опечалитъ насъ свыше мѣры».

И только что онъ произнесъ эти слова, какъ вѣтеръ измѣнилъ свое направленіе. Благодаря этому пожаръ прекратился, причинивъ незначительный ущербъ обители.

Одинъ юноша, пасшій овецъ близъ монастыря, былъ ужаленъ змѣею и находился при смерти. Въ это время пришелъ къ нему преподобный Антоній и сказалъ:

— «Иди къ источнику близъ обители и принеси воды».

Когда юноша исполнилъ приказаніе, преподобный влилъ ему въ ротъ воды со словами:

— «Во имя Святыя Троицы, силою Христовою исцѣляетъ тебя рабъ Христовъ — старецъ Антоній».

Тотчасъ же у больного началась очень продолжительная и такая сильная рвота, что даже самъ преподобный пришелъ въ изумленіе. Послѣ этого юноша почувствовалъ себя совершенно здоровымъ и хотѣлъ уже гнать свое стадо далѣе. Но святый старецъ остановилъ его такимъ вопросомъ:

— «Скажи, зачѣмъ ты вчера клялся бѣдной вдовѣ, что волкъ съѣлъ ея овцу, тогда какъ самъ ты продалъ ее за три сребреника?»

— «Дѣйствительно, — солгалъ я ей, отецъ».

Юноша признался въ грѣхѣ своемъ и потомъ съ удивленіемъ спросилъ подвижника:

— «Ты, отецъ, какъ узналъ объ этомъ?»

— «Когда я сидѣлъ въ келліи своей, — отвѣчалъ преподобный, — пріѣхалъ ко мнѣ всадникъ на бѣломъ конѣ и сказалъ: «Антоній! встань и иди скорѣе на южную сторону, гдѣ источникъ. Увидишь тамъ человѣка, ужаленнаго змѣею, и скажи ему: не клянись именемъ Божіимъ и Его святыми, не дѣлай неправды и отдай вдовѣ овцу, чтобы не было тебѣ хуже».

Тогда юноша, упавъ къ ногамъ угодника Божія, подробно исповѣдалъ предъ нимъ свой грѣхъ:

— «Точно, — сказалъ онъ, — продалъ я овцу женщины за три сребреника, а ей сказалъ, что съѣлъ волкъ. Вдова не повѣрила мнѣ и говорила: «развѣ ты не знаешь, что я человѣкъ бѣдный, но дѣлай, какъ хочешь». Прошу тебя, отецъ, помолись о мнѣ Господу Богу, чтобы Онъ простилъ мой грѣхъ; вдовѣ же обиженной я возвращу овцу: а въ обитель на праздникъ Преображенія Господня и убогимъ буду ежегодно удѣлять до самой смерти своей десятую часть отъ стада».

Преподавъ покаявшемуся наставленіе избѣгать дурныхъ дѣлъ, чтобы не потерпѣть еще бóльшаго наказанія, преподобный снова повелѣлъ ему возвратить украденное. Потомъ съ миромъ отпустилъ юношу; и онъ удалился, благодаря за свое исцѣленіе Бога и Его угодника.

Слава о преподобномъ Антоніи, какъ великомъ подвижникѣ и чудотворцѣ распространилась по Русской землѣ, достигла и до Москвы. Царь Іоаннъ Васильевичъ Грозный, много слышавшій объ угодникѣ Божіемъ, имѣлъ сильное желаніе его увидѣть. Поэтому, когда преподобный Антоній прибылъ по нуждамъ обители въ Москву, царь призвалъ его къ себѣ и просилъ молитвъ и благословенія. Онъ вручилъ преподобному щедрую милостыню для его обители вмѣстѣ съ жалованными грамотами ей на земли и рыбныя ловли на озерѣ Ильменѣ.

Какъ заботливый хозяинъ, преподобный Антоній много потрудился и позаботился о благосостояніи своей обители. Въ 1587 году обитель получила пустоши — Рублево и Леохново, затѣмъ въ концѣ XVI вѣка и началѣ XVII-го были пожалованы ей другія, близко лежащія угодья. Въ 1606 году преподобный билъ челомъ о пустоши Иваново, при чемъ жаловался, что «монастырскія животины выпустити негдѣ», а между тѣмъ эта пустошь, не населенная и заросшая лѣсомъ, подошла къ монастырю близко. Пустошь дана была обители изъ оброка, другія же угодья безоброчно.

Пятьдесятъ шесть лѣтъ подвизался преподобный Антоній въ иноческомъ образѣ и, будучи уже глубокимъ старцемъ, приблизился къ блаженной кончинѣ, встрѣтить которую Промыслъ Божій судилъ ему внѣ стѣнъ родной обители. Въ 1611 году Шведы вторглись въ предѣлы Новгорода и начали опустошать его окрестности. Тогда митрополитъ Новгородскій Исидоръ [9], чтобы уберечь уважаемаго старца отъ опасности, вызвалъ преподобнаго Антонія съ нѣсколькими учениками къ себѣ въ Новгородъ. Здѣсь престарѣлый подвижникъ заболѣлъ и, чувствуя приближеніе своей смерти, сталъ съ радостію готовиться къ ней. Въ день Воздвиженія честнаго креста Господня старецъ пріобщился святыхъ Христовыхъ Таинъ и преподалъ послѣднее благословеніе окружавшимъ его смертный одръ. Затѣмъ онъ велѣлъ позвать къ себѣ Корнилія, пономаря церкви святаго Евангелиста Луки, и обратился къ нему съ такими словами:

— «Братъ Корнилій! пусть будетъ тебѣ знаменіе, чтобы мнѣ быть положеннымъ въ созданномъ мною монастырѣ благолѣпнаго Преображенія».

Въ этотъ же день, 14-го сентября [10], преподобный Антоній мирно почилъ на восемьдесятъ шестомъ году отъ рожденія. Время кончины святаго старца относится къ 1611, 1612 или 1613 году.

Торжественное погребеніе блаженнаго старца совершилъ Новгородскій митрополитъ. Трудолюбное тѣло преподобнаго было положено близъ алтаря Новгородской церкви во имя святаго Евангелиста Луки на Рядитинѣ улицѣ [11]. Мѣсто своего погребенія преподобный Антоній избралъ самъ, такъ какъ нашествіе Шведовъ отрѣзало доступъ къ Леохновской обители.

По удаленіи Шведовъ изъ предѣловъ Новгородскихъ [12], скитавшіеся по лѣсамъ жители начали возвращаться на покинутыя мѣста. На мѣсто Леохновской обители первымъ пришелъ Григорій, любимый ученикъ преподобнаго Антонія, который убѣжалъ изъ нея при нападеніи Шведовъ и затѣмъ укрывался въ лѣсу. На мѣстѣ обители онъ нашелъ лишь пепелище да непогребенныя тѣла убитыхъ братій, — враги не пощадили скромной обители преподобнаго Антонія: убогое строеніе монастырское предали огню, а не успѣвшихъ скрыться иноковъ — смерти. Со слезами похоронивъ тѣла убіенныхъ, Григорій поставилъ на родномъ пепелищѣ маленькую келлію, а близъ нея часовню въ честь Преображенія Господня. Подвизаясь въ пустынѣ, инокъ молилъ Господа, чтобы вновь возродилась уничтоженная врагами обитель. Такъ прошло нѣсколько лѣтъ, и вотъ однажды преподобный Антоній является ученику своему во снѣ и говоритъ:

— «Братъ Григорій! пойди въ Новгородъ, скажи митрополиту Кипріану [13] и старшинамъ города, чтобы положили меня на мѣстѣ моей обители».

Григорій не обратилъ вниманія на явленіе, принявъ его за обыкновенный сонъ, хотя оно и повторилось. Наконецъ преподобный Антоній явился своему ученику въ третій разъ и, испуская огненные лучи, сказалъ:

— «Если не исполнишь словъ моихъ, явлюсь въ другомъ мѣстѣ; ты же погибнешь».

Грозное явленіе угодника Божія такъ сильно поразило Григорія, что онъ долго пролежалъ какъ мертвый, безъ сознанія. Придя въ себя, онъ сейчасъ же отправился въ Новгородъ, гдѣ и передалъ митрополиту и старшинамъ города о повелѣніи преподобнаго Антонія. Тогда митрополитъ Кипріанъ съ крестнымъ ходомъ, при большомъ стеченіи молящихся, пошелъ ко храму святаго Евангелиста Луки, близъ котораго находилась могила преподобнаго Антонія. Когда ее раскопали и, вынувъ гробъ, сняли съ него крышку, то тѣло угодника Божія оказалось нетлѣннымъ. Среди множества тѣснившагося народа находился слѣпецъ Іосифъ, уже три года не видавшій свѣта. Молитвами преподобнаго Антонія, Іосифъ тутъ же прозрѣлъ. По распоряженію Новгородскаго митрополита, мощи чудотворца на мѣсто его подвиговъ сопровождали съ молебнымъ пѣніемъ настоятели Новгородскихъ монастырей во главѣ съ архимандритомъ Юрьевской обители Діонисіемъ [14]; множество народа слѣдовало за мощами. На пути въ Леохново, когда честныя мощи несли близъ Аркажскаго монастыря [15], совершилось новое чудо, — прозрѣлъ другой слѣпецъ, по имени Стефанъ. Съ благоговѣніемъ положены были святыя мощи преподобнаго Антонія на томъ мѣстѣ, гдѣ онъ подвизался болѣе 50-ти лѣтъ. Такъ исполнилось предсказаніе святаго, что тѣло его будетъ покоиться въ созданной имъ обители [16].

Въ скоромъ времени послѣ перенесенія мощей преподобнаго Антонія его разоренная обитель была возстановлена, но затѣмъ скудость содержанія прекратила ея самостоятельное существованіе: монастырь сталъ приписнымъ [17], а въ 1764 году былъ окончательно упраздненъ, при чемъ два монастырскихъ храма обращены въ приходскія церкви. На мѣстѣ основанной преподобнымъ Антоніемъ обители осталось село Леохново [18]. Въ 1788 году церкви и остатки деревяннаго монастырскаго строенія сгорѣли. Усердіемъ прихожанъ въ томъ же году вмѣсто деревянныхъ сгорѣвшихъ церквей былъ выстроенъ каменный храмъ въ честь Преображенія Господня съ двумя придѣлами, изъ которыхъ одинъ (сѣверный) — во имя преподобнаго Антонія Леохновскаго. Придѣлъ освященъ 30-го декабря 1788 года, и въ немъ подъ аркой, отдѣляющей придѣлъ отъ средней части храма, были положены честныя мощи преподобнаго Антонія; здѣсь подъ спудомъ онѣ покоятся и въ настоящее время. Надъ мощами преподобнаго Антонія поставлена деревянная вызолоченная рака, на верхней доскѣ которой находится сдѣланный изъ серебра образъ угодника Божія съ вызолоченнымъ вѣнцемъ и хартіей. Предъ ракою, на восточной сторонѣ виситъ древній образъ Нерукотвореннаго Спаса; преданіе говоритъ, что предъ этою иконою молился подвижникъ и что она чудесно сохранилась въ кучѣ пепла послѣ пожара 1788 года, когда огонь уничтожилъ все. При ракѣ хранятся жернова, которыми, по преданію, преподобный Антоній мололъ хлѣбъ; а также каменный клевецъ [19], служившій ему для обдѣлки жернововъ.

Празднованіе преподобному Антонію мѣстное. Совершается оно трижды въ годъ: во вторую пятницу послѣ праздника святыхъ апостоловъ Петра и Павла въ Леохново бываетъ крестный ходъ изъ семи сосѣднихъ церквей въ память перенесенія мощей преподобнаго Антонія изъ Новгорода; въ праздникъ Вознесенія Господня, послѣ литургіи изъ Леохновской церкви бываетъ крестный ходъ въ церковь Рублевой пустыни въ память пришествія преподобнаго Антонія въ Леохново изъ Рублева, послѣ видѣнія ему ангела въ день Вознесенія Господня; наконецъ 14-го сентября воспоминается кончина преподобнаго Антонія.

Примѣчанія:
[1] Главный источникъ свѣдѣній о преп. Антоніѣ — древнее житіе его — написано въ первой половинѣ XVII в. ученикомъ преподобнаго, келаремъ Корниліемъ.
[2] Поприще равняется полутора верстѣ.
[3] Въ Рублевской пустоши до сихъ поръ остались памятники отъ времени преподобнаго Антонія. Въ одной изъ горъ, въ 1859 г. открыта пещера и преданіе признаетъ ее за ту самую, которую вырылъ себѣ преподобный. Въ пещерѣ замѣтны остатки печи, въ которой подвижникъ варилъ свою скудную пищу. Недалеко отъ пещеры, подъ горою, находится колодезь, аршина два глубины, съ чистою и пріятною водою, уцѣлѣвшій, какъ говоритъ то же преданіе, — отъ дней преподобнаго. На сѣверной сторонѣ отъ пещеры стоитъ деревянная церковь во имя преподобнаго Антонія, перестроенная въ 1873 г. изъ часовни; служба въ ней совершается трижды въ годъ: въ день Вознесенія Господня, во 2-ую пятницу послѣ праздника святыхъ апостоловъ Петра и Павла, — память перенесенія мощей преподобнаго Антонія — и 30-го августа, въ день освященія церкви. Около церкви построены двѣ часовни и въ одной изъ нихъ хранится деревянная колодина, служившая подвижнику изголовьемъ во время сна. Позади церкви замѣтны слѣды гумна и остатки каменки, устроенныхъ пустынникомъ для обсушки и обмолота хлѣба.
[4] Постриженіе преп. Антонія произошло въ которомъ нибудь изъ трехъ годовъ: въ 1555, 1556 или 1557.
[5] Построеніе храма и открытіе обители было также, вѣроятно, въ одинъ изъ указанныхъ годовъ.
[6] Преподобный Исидоръ подвизался близъ города Пелусія, въ Нижнемъ Египтѣ. Скончался около 436 г. Память его 4 февраля.
[7] Преп. Антоній Великій, отецъ христіанскаго монашества, скончался въ 356 г. Память его 17 января.
[8] Орша, уѣздный городъ Могилевской губ. на обѣихъ берегахъ Днѣпра, при впаденіи въ нее рѣчки Оршицы, — одинъ изъ древнѣйшихъ русскихъ городовъ: упоминается уже въ XI в. Въ описываемое время Орша находилась въ рукахъ Литовцевъ и была пограничной крѣпостью. Здѣсь разумѣется вѣроятно пораженіе русскихъ воискъ недалеко отъ Орши, на р. Улѣ въ 1564 г.
[9] Исидоръ управлялъ Новгородской епархіей съ 1603 г. по 1619 г.
[10] Такъ передается въ древнемъ житіи преподобнаго. По другимъ источникамъ, подвижникъ скончался 17 октября.
[11] Древняя церковь во имя св. Евангелиста Луки находилась на Софійской сторонѣ, расположенной на лѣвомъ, западномъ берегу р. Волхова. Въ настоящее время не существуетъ.
[12] Старая Русса возвращена была Швеціей Россіи въ 1617 г. по Столбовскому миру.
[13] Кипріанъ управлялъ Новгородской епархіей съ 1626 г. по 1634 г.
[14] Діонисій управлялъ Юрьевымъ монастыремъ съ 1618 г. по 1632 г. — Георгіевскій или Юрьевскій монастырь основанъ Новгородскимъ княземъ Всеволодомъ Мстиславичемъ. Начатъ постройкой въ 1119 году. Первымъ игуменомъ его былъ Киріакъ съ 1119 по 1128 г. При слѣдующемъ игуменѣ Исаіѣ (съ 1128 по 1134 г.) монастырь получилъ въ 1130 г. богатый вкладъ отъ великаго князя св. Мстислава Владиміровича (съ 1125 по 1132 г.) и его сына — упомянутаго Всеволода Мстиславича. Какъ монастырь княжескій, Георгіевскій монастырь былъ старшій среди Новгородскихъ обителей. Онъ находится въ 3 верстахъ къ югу отъ Великаго Новгорода, на лѣвомъ берегу рѣки Волхова, при истокѣ его изъ озера Ильмень и занимаетъ возвышенное мѣсто. Существуетъ до настоящаго времени, съ 1764 г. считается первокласснымъ монастыремъ. Своимъ благоустройствомъ и богатствомъ обязанъ щедрости граф. Орловой-Чесменской и заботамъ духовника ея, архимандрита монастыря Фотія Спасскаго (съ 1822 по 1838 г.).
[15] Аркажскій или Аркажъ монастырь называется по имени своего устроителя, св. Аркадія, скончавшагося въ санѣ епископа Новгородскаго въ 1163 г. Память св. Аркадія 18 сентября.
[16] Годъ перенесенія мощей преп. Антонія опредѣляется приблизительно по времени правленія Новгородскаго митрополита Кипріана и Юрьевскаго игумена Діонисія (см. выше прим. 13-е и 14-е). Событіе произошло не ранѣе 1626 г. и не позднѣе 1632 г., въ первыхъ числахъ іюля — во вторую пятницу послѣ праздника св. апп. Петра и Павла.
[17] Въ 1681 г. онъ приписанъ къ Новгородскому Юрьеву монастырю, а въ 1687 г. къ Новгородскому архіерейскому дому.
[18] Село Леохново Новгородской губерніи и уѣзда въ 20-ти верстахъ отъ г. Старой Руссы.
[19] Родъ кирочки или остроконечнаго молотка, служащій для обтески камня.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 239-249.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0