Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День семнадцатый.

Страданіе святаго преподобномученика Андрея Критскаго.

Въ то время на островѣ Критѣ былъ одинъ благочестивый и богобоязненный человѣкъ, по имени Андрей; онъ отвергся отъ міра и славы его и презиралъ всѣ мірскія радости: взявъ крестъ свой, онъ шелъ тѣснымъ путемъ, ведущимъ къ небу, и многихъ приводилъ съ собою къ такой же богоугодной жизни. Услыхавъ, что въ Царьградѣ беззаконный Копронимъ, ради новаго еретическаго, хульнаго, иконоборческаго ученія, многихъ святыхъ держитъ въ узахъ, Андрей воспламенился ревностію вѣры и любви ко Христу и пошелъ въ Царьградъ. Здѣсь онъ безъ всякаго страха, но съ великимъ дерзновеніемъ открыто поучалъ народъ не прельщаться словами царя и еретическимъ ученіемъ; болѣе же твердыхъ въ вѣрѣ Андрей укрѣплялъ и возбуждалъ къ истинному исповѣданію и терпѣнію въ мукахъ.

Когда же Андрей увидалъ, что иконоборцы, по повелѣнію царя, за почитаніе святыхъ иконъ однихъ жестоко бьютъ жилами, другихъ опаляютъ огнемъ, нѣкоторымъ выкалываютъ глаза, или отрѣзываютъ языки, а инымъ отсѣкаютъ руки и ноги — тогда онъ не могъ сего стерпѣть. Тотчасъ Андрей пошелъ къ церкви святаго мученика Маманта, гдѣ въ то время находился царь со множествомъ своихъ сановниковъ. Протѣснившись сквозь собравшійся тамъ народъ, онъ смѣло сталъ передъ царемъ и громкимъ голосомъ воскликнулъ:

— «Почему ты, царь, называешься христіаниномъ и слугою Христовымъ, а иконы Христовы попираешь и причиняешь такъ много зла рабамъ Его?»

Андрей хотѣлъ было продолжать свою рѣчь далѣе, но царь повелѣлъ схватить его. Тотчасъ же слуги устремились на Андрея, и одни схватили его за голову, другіе за руки, а нѣкоторые за плечи и одежду; поваливъ Андрея на землю, они начали его бить, влачить по землѣ и топтать ногами. Желая наружно показать свое милосердіе, царь велѣлъ перестать бить Андрея и, выйдя изъ церкви, призвалъ его къ себѣ и началъ самъ говорить съ нимъ:

— «Откуда, — сказалъ онъ, — у тебя явилась такая смѣлость, что ты пришелъ сюда и въ лице злословишь меня? Отъ безумія ли, или съ какимъ-либо умысломъ? Или для того, чтобы быть извѣстнымъ мнѣ?»

Андрей отвѣчалъ:

— «Не отъ безумія я сіе дѣлаю, и безъ всякаго умысла и не потому, чтобы искалъ суетной славы отъ тебя, ибо я все, что ты имѣешь въ мірѣ, презираю какъ сонъ и почитаю за дымъ. Но я услыхалъ о твоемъ зломъ ученіи, по которому ты безчестишь святыя иконы и гонишь святую Церковь Божію. Посему ревность дому Божія снѣдѣ мя (Псал. 68, 10), и я пришелъ сюда издалека, чтобы или убѣдить тебя, или самому умереть за Христа моего. Если Онъ — Господь мой, — умеръ за меня, то я, какъ образъ Его, не долженъ ли умереть за Его образа?»

Царь сказалъ на сіе Андрею:

— «Какое бѣснованіе и безуміе воздавать славу нетлѣннаго Бога — дереву, краскамъ, камню, и не внимать тому, что Богъ повелѣлъ Моисею не дѣлать никакого подобія? Откуда у васъ растетъ это безуміе, что вы столь очевидной истинѣ сопротивляетесь и отдаете себя на погибель? Повѣрь мнѣ, что не ради истины, не ради Христа, но за твою безстыдную дерзость и сопротивленіе я буду тебя мучить».

Андрей не могъ перенести такой хулы и сказалъ:

— «Нечестивецъ! Развѣ не за Христа страдаетъ тотъ, кто страдаетъ за Его иконы? Развѣ безчестіе, которое ты наносишь иконѣ, не переходитъ на Того, Кто изображенъ на ней? Почему же вы тѣхъ, кои безчестятъ и опрокидываютъ ваши изображенія и статуи, жестоко казните смертію? Вы, какъ прахъ, нынѣ существуете, а завтра исчезнете, однако желаете чрезъ свои изображенія быть въ почтеніи; насколько же большій грѣхъ посягать на Образъ Христовъ, ибо безчестіе, сдѣланное иконѣ Христа, есть безчестіе Самому Христу, ликъ Коего на иконѣ изображенъ».

Затѣмъ святый Андрей хотѣлъ было объяснить, какія Богъ заповѣдалъ чрезъ Моисея имѣть изображенія вмѣсто боговъ, но царь не позволилъ ему продолжать, и сказалъ:

— «Если цари гнѣваются за свои только изображенія, то они гораздо болѣе гнѣваются, когда ихъ злословятъ въ лицо».

И тотчасъ же велѣлъ обнажить святаго и бить его безъ милосердія. Но святый мужественно претерпѣлъ всѣ истязанія; тогда царь началъ склонять Андрея ласкательствомъ повиноваться своему злочестивому повелѣнію. Святый же Андрей, возведя очи къ небу, сказалъ:

— «Сохрани Богъ, чтобы я отвергся моего Христа въ Его святой иконѣ; тебѣ, царь, лучше бы заниматься воинскими дѣлами и управлять народомъ, чѣмъ гнать Христа и преслѣдовать рабовъ Его».

Тогда царь повелѣлъ снова жестоко бить Андрея, такъ что даже земля обагрилась кровію его. Нѣкоторые же изъ окружающихъ, для угожденія царю, начали бросать въ Андрея камнями и разбили ими Андрею уста и сокрушили ребра. Наконецъ, послѣ многихъ мученій святый былъ заключенъ въ темницу, гдѣ пробывъ нѣкоторое время, утверждалъ въ благочестіи приходившихъ къ нему вѣрующихъ. Послѣ сего царь велѣлъ опять вывести Андрея изъ темницы и снова мучить, возобновляя его прежнія раны; во время этихъ мученій тѣло святаго распадалось и раздроблялось. Наконецъ, связавъ святому ноги, влекли его по землѣ черезъ городъ на мѣсто, гдѣ бывають казнимы злодѣи, и тамъ мучитель повелѣлъ умертвить святаго Андрея. Когда же его влекли туда чрезъ торговую площадь, одинъ изъ еретиковъ — торговецъ рыбой, — узнавъ, по какой причинѣ страждетъ святый и, будучи наученъ бѣсомъ, схватилъ ножъ и разсѣкъ мученику ногу: этимъ онъ прекратилъ многострадальный путь Андрея, ибо мученикъ тотчасъ же умеръ отъ причиненной ему раны [3].

Тѣло святаго Андрея было ввергнуто въ пропасть съ трупами злодѣевъ и лежало тамъ болѣе 12 недѣль. По повелѣнію Божію, туда стали приходить отъ различныхъ странъ одержимые нечистыми духами: они вынули изъ пропасти и отъ труповъ тѣло святаго Андрея и положили его на священномъ мѣстѣ, и тотчасъ же, какъ достойную мзду за сіе, получили исцѣленіе. Молитвами святаго, при гробѣ его, многіе болящіе получали исцѣленія, ибо святый Андрей имѣетъ дерзновеніе у Бога и молится за всѣхъ насъ, предстоя вмѣстѣ со святыми престолу Господню во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Названіе Константина Копронимомъ производятъ отъ греч. слова κόπρος — навозъ, нечистоты.
[2] Продолжительное царствованіе императора Константина Копронима (741-775 г.) было временемъ, когда иконоборство достигло своего высшаго развитія и силы въ Греческой Церкви. Самъ императоръ Константинъ Копронимъ былъ ревностнѣйшимъ иконоборцемъ. Примѣръ его отца, Льва Исаврянина (716-741 г.), и воспитаніе въ строгихъ иконоборческихъ началахъ сдѣлали его неумолимымъ врагомъ иконопочитанія. Ревностные иконопочитатели должны были бѣжать за границу, — въ особенности въ Римъ, — или скрываться въ мѣстахъ уединенныхъ. — Самыми смѣлыми, рѣшительными и мужественными противниками мѣръ и распоряженій императора были иноки, явившіе себя неустрашимыми ревнителями Православія. Ревность иноковъ оказывала въ то время сильное вліяніе на умы христіанскаго общества. До чего доходила жестокость въ преслѣдованіи иноковъ, это видно изъ тѣхъ казней, какимъ подвергали ихъ. Такъ случалось, по словамъ церковнаго историка того времени — Никифора, что инокамъ разбивали головы на тѣхъ самыхъ иконахъ, на защиту коихъ они выступали. И изъ мірскихъ людей болѣе мужественные въ исповѣданіи Православія, также немало претерпѣли гоненій въ царствованіе Копронима. Вообще гоненіе на православныхъ при Копронимѣ было такъ сильно, что оно напоминало собою жесточайшее изъ гоненій языческихъ императоровъ на христіанъ — Діоклитіаново.
[3] Святый Андрей скончался въ 767 году; черезъ 100 лѣтъ св. Іосифомъ пѣснописцемъ написанъ ему канонъ (см. Минею Октябрь, день 17-й).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 403-408.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0