|
||||||||||||||||||
|
О старомъ стилѣ ![]() Гостевая книга ![]() Новости ![]() Написать письмо ![]() Поискъ Православный календарьМѣсяцесловыС. В. Булгакова![]() Прот. Алексія Мальцева Житія святыхъСвт. Димитрія Ростовскаго![]() Д. И. Протопопова ![]() Избранныя житія Житія русскихъ святыхъАрхим. Игнатія (Малышева)ПатерикиАѳонскій![]() Кіево-Печерскій ![]() Новгородскій ![]() Троицкій Новости сайта
2017-02-04 / russportal
Житіе святителя Моисея, архіепископа Новгородскаго (1916) 2017-02-04 / russportal Житіе преп. Макарія Жабынскаго, Бѣлевскаго чудотворца (1916) 2017-02-01 / russportal Житіе преподобнаго Евѳимія Сянжемскаго (1916) 2017-02-01 / russportal Житіе блаж. Ѳеодора, Новгородскаго юродиваго (1916) 2017-01-11 / russportal Сказаніе о преподобныхъ Маркѣ, Іоаннѣ и Ѳеофилѣ Печерскихъ (1908) 2017-01-11 / russportal Житіе преподобнаго Маркелла, игумена "обители неусыпающихъ" (1906) Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ
Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскагоизложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго. День семнадцатый.
Въ то время на островѣ Критѣ былъ одинъ благочестивый и богобоязненный человѣкъ, по имени Андрей; онъ отвергся отъ міра и славы его и презиралъ всѣ мірскія радости: взявъ крестъ свой, онъ шелъ тѣснымъ путемъ, ведущимъ къ небу, и многихъ приводилъ съ собою къ такой же богоугодной жизни. Услыхавъ, что въ Царьградѣ беззаконный Копронимъ, ради новаго еретическаго, хульнаго, иконоборческаго ученія, многихъ святыхъ держитъ въ узахъ, Андрей воспламенился ревностію вѣры и любви ко Христу и пошелъ въ Царьградъ. Здѣсь онъ безъ всякаго страха, но съ великимъ дерзновеніемъ открыто поучалъ народъ не прельщаться словами царя и еретическимъ ученіемъ; болѣе же твердыхъ въ вѣрѣ Андрей укрѣплялъ и возбуждалъ къ истинному исповѣданію и терпѣнію въ мукахъ. Когда же Андрей увидалъ, что иконоборцы, по повелѣнію царя, за почитаніе святыхъ иконъ однихъ жестоко бьютъ жилами, другихъ опаляютъ огнемъ, нѣкоторымъ выкалываютъ глаза, или отрѣзываютъ языки, а инымъ отсѣкаютъ руки и ноги — тогда онъ не могъ сего стерпѣть. Тотчасъ Андрей пошелъ къ церкви святаго мученика Маманта, гдѣ въ то время находился царь со множествомъ своихъ сановниковъ. Протѣснившись сквозь собравшійся тамъ народъ, онъ смѣло сталъ передъ царемъ и громкимъ голосомъ воскликнулъ: — «Почему ты, царь, называешься христіаниномъ и слугою Христовымъ, а иконы Христовы попираешь и причиняешь такъ много зла рабамъ Его?» Андрей хотѣлъ было продолжать свою рѣчь далѣе, но царь повелѣлъ схватить его. Тотчасъ же слуги устремились на Андрея, и одни схватили его за голову, другіе за руки, а нѣкоторые за плечи и одежду; поваливъ Андрея на землю, они начали его бить, влачить по землѣ и топтать ногами. Желая наружно показать свое милосердіе, царь велѣлъ перестать бить Андрея и, выйдя изъ церкви, призвалъ его къ себѣ и началъ самъ говорить съ нимъ: — «Откуда, — сказалъ онъ, — у тебя явилась такая смѣлость, что ты пришелъ сюда и въ лице злословишь меня? Отъ безумія ли, или съ какимъ-либо умысломъ? Или для того, чтобы быть извѣстнымъ мнѣ?» Андрей отвѣчалъ: — «Не отъ безумія я сіе дѣлаю, и безъ всякаго умысла и не потому, чтобы искалъ суетной славы отъ тебя, ибо я все, что ты имѣешь въ мірѣ, презираю какъ сонъ и почитаю за дымъ. Но я услыхалъ о твоемъ зломъ ученіи, по которому ты безчестишь святыя иконы и гонишь святую Церковь Божію. Посему ревность дому Божія снѣдѣ мя (Псал. 68, 10), и я пришелъ сюда издалека, чтобы или убѣдить тебя, или самому умереть за Христа моего. Если Онъ — Господь мой, — умеръ за меня, то я, какъ образъ Его, не долженъ ли умереть за Его образа?» Царь сказалъ на сіе Андрею: — «Какое бѣснованіе и безуміе воздавать славу нетлѣннаго Бога — дереву, краскамъ, камню, и не внимать тому, что Богъ повелѣлъ Моисею не дѣлать никакого подобія? Откуда у васъ растетъ это безуміе, что вы столь очевидной истинѣ сопротивляетесь и отдаете себя на погибель? Повѣрь мнѣ, что не ради истины, не ради Христа, но за твою безстыдную дерзость и сопротивленіе я буду тебя мучить». Андрей не могъ перенести такой хулы и сказалъ: — «Нечестивецъ! Развѣ не за Христа страдаетъ тотъ, кто страдаетъ за Его иконы? Развѣ безчестіе, которое ты наносишь иконѣ, не переходитъ на Того, Кто изображенъ на ней? Почему же вы тѣхъ, кои безчестятъ и опрокидываютъ ваши изображенія и статуи, жестоко казните смертію? Вы, какъ прахъ, нынѣ существуете, а завтра исчезнете, однако желаете чрезъ свои изображенія быть въ почтеніи; насколько же большій грѣхъ посягать на Образъ Христовъ, ибо безчестіе, сдѣланное иконѣ Христа, есть безчестіе Самому Христу, ликъ Коего на иконѣ изображенъ». Затѣмъ святый Андрей хотѣлъ было объяснить, какія Богъ заповѣдалъ чрезъ Моисея имѣть изображенія вмѣсто боговъ, но царь не позволилъ ему продолжать, и сказалъ: — «Если цари гнѣваются за свои только изображенія, то они гораздо болѣе гнѣваются, когда ихъ злословятъ въ лицо». И тотчасъ же велѣлъ обнажить святаго и бить его безъ милосердія. Но святый мужественно претерпѣлъ всѣ истязанія; тогда царь началъ склонять Андрея ласкательствомъ повиноваться своему злочестивому повелѣнію. Святый же Андрей, возведя очи къ небу, сказалъ: — «Сохрани Богъ, чтобы я отвергся моего Христа въ Его святой иконѣ; тебѣ, царь, лучше бы заниматься воинскими дѣлами и управлять народомъ, чѣмъ гнать Христа и преслѣдовать рабовъ Его». Тогда царь повелѣлъ снова жестоко бить Андрея, такъ что даже земля обагрилась кровію его. Нѣкоторые же изъ окружающихъ, для угожденія царю, начали бросать въ Андрея камнями и разбили ими Андрею уста и сокрушили ребра. Наконецъ, послѣ многихъ мученій святый былъ заключенъ въ темницу, гдѣ пробывъ нѣкоторое время, утверждалъ въ благочестіи приходившихъ къ нему вѣрующихъ. Послѣ сего царь велѣлъ опять вывести Андрея изъ темницы и снова мучить, возобновляя его прежнія раны; во время этихъ мученій тѣло святаго распадалось и раздроблялось. Наконецъ, связавъ святому ноги, влекли его по землѣ черезъ городъ на мѣсто, гдѣ бывають казнимы злодѣи, и тамъ мучитель повелѣлъ умертвить святаго Андрея. Когда же его влекли туда чрезъ торговую площадь, одинъ изъ еретиковъ — торговецъ рыбой, — узнавъ, по какой причинѣ страждетъ святый и, будучи наученъ бѣсомъ, схватилъ ножъ и разсѣкъ мученику ногу: этимъ онъ прекратилъ многострадальный путь Андрея, ибо мученикъ тотчасъ же умеръ отъ причиненной ему раны [3]. Тѣло святаго Андрея было ввергнуто въ пропасть съ трупами злодѣевъ и лежало тамъ болѣе 12 недѣль. По повелѣнію Божію, туда стали приходить отъ различныхъ странъ одержимые нечистыми духами: они вынули изъ пропасти и отъ труповъ тѣло святаго Андрея и положили его на священномъ мѣстѣ, и тотчасъ же, какъ достойную мзду за сіе, получили исцѣленіе. Молитвами святаго, при гробѣ его, многіе болящіе получали исцѣленія, ибо святый Андрей имѣетъ дерзновеніе у Бога и молится за всѣхъ насъ, предстоя вмѣстѣ со святыми престолу Господню во вѣки. Аминь.
Примѣчанія:
Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 403-408.
Цитата «Торжество Православія»
|
||
«Русскій Порталъ» © 2004-2019 |