Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День шестнадцатый.

Житіе и страданіе святаго мученика Лонгина сотника.

Вскорѣ сдѣлалось извѣстнымъ всему собранію Іудейскому въ Іерусалимѣ, что Лонгинъ распространяетъ свое ученіе по всей Каппадокіи и проповѣдуетъ о воскресеніи Христовомъ. Тогда архіереи и старѣйшины Іудейскіе, исполненные зависти и гнѣва, пошли къ Пилату со многими дарами и стали просить его отправить посланіе кесарю въ Римъ съ извѣщеніемъ о томъ, что Лонгинъ отвергнулъ отъ себя воинскій санъ, отказался отъ подчиненія римской власти и возмущаетъ въ Каппадокіи народъ, проповѣдуя имъ о другомъ царѣ. Пилатъ, принявъ дары, согласился на просьбу Іудеевъ и отправилъ къ кесарю Тиверію [2] посланіе, заключающее въ себѣ сильную клевету на Лонгина. Вмѣстѣ съ этимъ письмомъ Пилата, Евреи послали отъ себя много золота кесарю и тѣмъ самымъ купили смерть святому Лонгину: ибо вскорѣ отъ кесаря Тиверія пришло повелѣніе предать Лонгина смерти, какъ противника кесарю. Пилатъ тотчасъ же послалъ воиновъ въ Каппадокію, чтобы отсѣчь голову Лонгина и принести ее въ Іерусалимъ для удостовѣренія еврейскаго сонмища въ смерти Лонгина. По просьбѣ Іудеевъ Пилатъ повелѣлъ также убить и тѣхъ двухъ воиновъ, которые вмѣстѣ съ Лонгиномъ оставили воинскій санъ и тамъ же въ Каппадокіи съ нимъ вмѣстѣ проповѣдывали Христа.

Когда посланные дошли до страны Каппадокійской, то стали усердно разспрашивать о Лонгинѣ, гдѣ онъ живетъ; узнавъ, что онъ пребываетъ въ селеніи своего отца, они поспѣшили туда, стараясь показать, что отыскиваютъ Лонгина не на убіеніе, а какъ-бы для оказанія ему нѣкоторой почести. Они боялись, чтобы Лонгинъ не избѣжалъ ихъ рукъ и чтобы имъ не возвратиться къ пославшимъ ихъ ни съ чѣмъ; посему-то они и хотѣли тайно схватить его.

Между тѣмъ святый Лонгинъ, по откровенію Божію, узналъ о готовившемся ему вѣнцѣ мученическомъ. Онъ вышелъ самъ на встрѣчу посланнымъ отъ Пилата и любезно привѣтствовалъ ихъ. Тѣ же, не зная его, спрашивали:

— «Гдѣ Лонгинъ, который нѣкогда былъ сотникомъ?»

— «Зачѣмъ вамъ его нужно?» — спросилъ ихъ съ своей стороны Лонгинъ.

— «Мы слышали, — отвѣчали воины, — что онъ человѣкъ добрый, и хотимъ посѣтить его; мы воины, а онъ былъ сотникомъ воиновъ, — поэтому мы и хотимъ видѣть его».

Тогда Лонгинъ сказалъ:

— «Прошу васъ, господа мои, зайдите ко мнѣ въ домъ и отдохните немного съ дороги, а я извѣщу Лонгина о васъ, ибо я знаю, гдѣ онъ живетъ, и тогда онъ самъ придетъ къ вамъ, такъ какъ живетъ недалеко отсюда».

Воины зашли къ Лонгину, и, онъ предложилъ имъ обильное угощеніе. Когда же насталъ вечеръ и воины сильно развеселились отъ вина, то они разсказали Лонгину, зачѣмъ они посланы. Но предварительно просили его и взяли съ него клятву, что онъ никому не передастъ этой тайны; воины боялись, чтобы кто-нибудь не разсказалъ Лонгину и чтобы онъ не убѣжалъ отъ нихъ; при этомъ они сказали ему:

— «Мы посланы отсѣчь головы Лонгину и двоимъ друзьямъ его, ибо такое пришло повелѣніе къ Пилату отъ кесаря».

Лонгинъ, услыхавъ, что и друзей его ищуть умертвить, послалъ за ними скорѣе, приглашая ихъ къ себѣ; самъ же не хотѣлъ сказать воинамъ, — пока не придутъ его друзья, — что онъ и есть самъ Лонгинъ. Когда воины уснули, Лонгинъ сталъ на молитву, и всю ту ночь усердно молился Богу, приготовляясь къ смерти. Съ наступленіемъ утра, воины, торопясь отправиться въ путь, просили Лонгина указать имъ того, кого они ищутъ. Тогда Лонгинъ сказалъ имъ:

— «Подождите немного, господа мои, — я послалъ за нимъ, и онъ немедленно придетъ къ вамъ: повѣрьте мнѣ, что тотъ, котораго вы ищете, самъ предастъ себя въ руки ваши, — только немного подождите».

Затѣмъ Лонгинъ узналъ, что друзья его идутъ: тотчасъ онъ вышелъ къ нимъ на встрѣчу и, поцѣловавъ, обнялъ ихъ и сказалъ:

— «Радуйтесь, рабы Христовы, мои же соратники, радуйтесь вмѣстѣ со мною, ибо приблизилось веселіе наше, — наступило время разрѣшенія нашего отъ плотскихъ узъ; вотъ теперь мы вмѣстѣ предстанемъ Господу нашему Іисусу Христу. Мы видѣли Его страдающимъ, распятымъ, погребеннымъ и воскресшимъ со славою; теперь же увидимъ сидящимъ одесную Бога, и насытимся лицезрѣніемъ славы Его».

Сказавъ сіе своимъ друзьямъ, Лонгинъ разсказалъ имъ, что отъ Пилата и синедріона Іудейскаго пришли воины, чтобы умертвить ихъ за свидѣтельство о воскресеніи Христовомъ. Услыхавъ сіе, они возрадовались, что сподобятся быть причастниками вѣнца мученическаго и скоро предстанутъ Господу своему, Коего они возлюбили отъ всей души. Приведя, затѣмъ, своихъ друзей къ воинамъ, Лонгинъ сказалъ:

— «Вотъ вамъ Лонгинъ и два друга его! Я — Лонгинъ, котораго вы ищете; сіи же — два мои друга, со Мной вмѣстѣ видѣвшіе воскресеніе Христово и увѣровавшіе; дѣлайте съ нами, что вамъ повелѣно пославшими васъ».

Услышавъ сіе, воины изумились и сначала не повѣрили, что передъ ними самъ Лонгинъ; затѣмъ, удостовѣрившись въ истинѣ сего, они устыдились и не желали умерщвлять своего благодѣтеля. Но Лонгинъ понуждалъ исполнить повелѣнное, сказавъ при семъ:

— «Вы ничѣмъ не можете лучше отблагодарить меня за мою любовь къ вамъ, какъ послать меня къ Господу моему, Коего я давно желаю видѣть».

Облекшись затѣмъ въ бѣлыя погребальныя ризы и указавъ рукою на близъ лежащій холмъ, Лонгинъ повелѣлъ домашнимъ своимъ похоронить тамъ тѣло его и двухъ друзей своихъ. Послѣ сего, помолившись и отдавъ всѣмъ послѣднее цѣлованіе, Лонгинъ и два друга его [3] преклонили подъ мечъ главы свои. Воины, усѣкнувъ ихъ, взяли съ собой главу святаго Лонгина и ушли; тѣла же святыхъ были погребены съ честію на томъ мѣстѣ, которое указалъ самъ святый Лонгинъ.

Придя въ Іерусалимъ, воины принесли туда честную главу свягаго Лонгина и отдали ее Пилату для удостовѣренія его и всего сонмища Іудейскаго въ убіеніи Лонгина. Пилатъ и Іудеи, увидавъ главу святаго, повелѣли бросить ее за городомъ, и она долго лежала тамъ вмѣстѣ съ соромъ, пока не была засыпана пылью.

Господь же храняй вся кости (Псал. 33, 21) угодниковъ Своихъ, сохранилъ въ цѣлости и главу святаго Лонгина, находившуюся въ сору. И когда Господь захотѣлъ прославить Своего раба на землѣ предъ людьми, котораго уже прославилъ на небѣ предъ ангелами, то открылъ главу святаго такимъ образомъ. Одна женщина, христіанка, вдова изъ Каппадокіи, ослѣпла обоими глазами и долго искала помощи отъ врачей, но не получала. Послѣ сего она вздумала пойти въ Іерусалимъ — поклониться святымъ мѣстамъ и искать тамъ помощи Божіей ослѣпшимъ своимъ глазамъ. Взявъ своего единственнаго сына, она отправилась съ нимъ въ путь. Но дойдя до святыхъ мѣстъ, сынъ ея заболѣлъ и чрезъ нѣсколько дней умеръ; вдова та была горько опечалена смертію сына: она плакала о двойной потерѣ, ибо лишилась и очей и сына, который былъ какъ-бы свѣтомъ для ея очей и проводникомъ для нея. И вотъ, когда вдова та горько и неутѣшно плакала, ей явился въ видѣніи святый Лонгинъ и утѣшилъ ее, обѣщавъ ей, что она увидитъ своего сына въ небесной славѣ и получитъ свѣтъ очамъ своимъ. Онъ разсказалъ ей все о себѣ: какъ онъ былъ при страданіи, распятіи, погребеніи и воскресеніи Христовомъ, какъ, затѣмъ, проповѣдывалъ въ Каппадокіи Христа и пострадалъ за Него со своими друзьями. При этомъ онъ повелѣлъ ей идти за городъ и найти тамъ его главу, лежащую въ сору и засыпанную пылью.

— «Тебѣ предназначено, — сказалъ при семъ святый Лонгинъ, — обрѣсти ее для твоего исцѣленія».

Утѣшившись отъ печали, вдова встала и допросила проводить ее за городъ; когда же туда вели, она сказала провожавшимъ ее:

— «Гдѣ увидите большую кучу наметеннаго сора, тамъ меня и поставьте».

Они такъ и сдѣлали. Найдя большое количество наметеннаго сора, они привели ее туда, и она начала своими руками разгребать соръ и раскапывать пыль: хотя она и ничего не видала глазами, но имѣла великую вѣру словамъ, сказаннымъ ей въ видѣніи святымъ Лонгиномъ. И тотчасъ же, по усмотрѣнію Божію, она получила то, чего искала и внезапно увидѣла свѣтъ солнечный; ибо глаза ея открылись и она увидѣла главу святаго, лежащую въ пыли. Вдова та обрадовалась не столько тому, что увидала свѣтъ солнечный, сколько тому, что нашла главу святаго, благодаря которой получила прозрѣніе. И прославляла она Бога и величала раба Его — святаго Лонгина.

Взявъ и облобызавъ главу святаго, женщина съ радостію понесла ее въ свой домъ; омыла ее, помазала благовонными мазями, и такъ возрадовалась о нахожденіи сего духовнаго сокровища, что забыла печаль свою объ умершемъ сынѣ. Въ слѣдующую ночь святый Лонгинъ опять явился ей въ великомъ свѣтѣ, ввелъ сына ея къ ней, въ блестяшей брачной одеждѣ, и любезно и отечески обнявъ его, сказалъ вдовѣ:

— «Смотри, жена, на своего сына, о которомъ ты печалишься и плачешь: вотъ, какая честь и слава ему, — смотри на него и утѣшайся. Богъ причислилъ его къ небеснымъ чинамъ, которые находятся во Царствіи Его. Я же теперь взялъ его отъ Спасителя, и онъ никогда не будетъ удаленъ отъ меня. Вотъ, возьми мою главу и тѣло своего сына, и похорони ихъ въ одномъ ковчегѣ, и не плачь о своемъ единственномъ сынѣ, и да не смущается сердце твое, ибо великая слава, радость и нескончаемое веселіе дано ему отъ Бога» [4].

Когда женщина услыхала сіе, то поспѣшно встала и положила главу мученика въ одинъ ковчегъ съ тѣломъ своего умершаго сына и затѣмъ возвратилась къ себѣ домой, прославляя и восхваляя Бога. Достигнувъ своего отечества, она похоронила на честномъ мѣстѣ тѣло своего сына и главу мученика, помысливъ такъ при семъ:

— «Теперь я знаю, что любящимъ Бога вся поспѣшествуютъ во благое (Рим. 8, 28): я искала исцѣленія очамъ тѣлеснымъ, а нашла вмѣстѣ съ тѣмъ и исцѣленіе очамъ душевнымъ. Я была одержима скорбію о смерти моего сына, теперь же имѣю его на небѣ, предстоящимъ Богу во славѣ, съ пророками и мучениками; съ ними онъ всегда радуется и съ Лонгиномъ въ Царствіи Христовомъ носитъ крестъ — знаменіе побѣды, посреди ангеловъ, и какъ ученикъ Лонгина радостно воспѣваетъ: воистинну Божій Сынъ Сей бѣ и есть и будетъ. Царство Его — Царство всѣхъ вѣковъ и владычество Его во всякомъ родѣ и родѣ. Слава Ему во вѣки. Аминь [5].

Примѣчанія:
[1] О семъ событіи евангелистъ такъ говоритъ: Ангелъ Господень сшедъ съ небесе, приступль отвали камень отъ двери гроба… Отъ страха же его сотрясошася стрегущіи, и быша яко мертви (Матѳ. 28, 2. 4).
[2] Тиверій царствовалъ съ 14 по 37 г. При немъ распятъ Господь Іисусъ Христосъ.
[3] По древнимъ извѣстіямъ, это были Исавръ и Афродисій; память ихъ 19 апрѣля.
[4] О чудесахъ отъ мощей св. Лонгина говоритъ прп. Ѳеофанъ въ службѣ мученику (см. Минею октябрь, 16-е число). — Честная рука св. Лонгина Сотника находится въ Римѣ, въ Ватиканскомъ соборѣ апостола Петра.
[5] Писателемъ житія святаго Лонгина былъ св. Исихій, пресвитеръ Іерусалимскій († 434 г.), который нашелъ акты мученика въ библіотекѣ св. Воскресенія и по нимъ составилъ свое описаніе, изъ котораго видно, что мученикъ усѣкнутъ 16 октября.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 396-402.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0