Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День пятнадцатый.

Житіе святаго Іоанна, епископа Суздальскаго [1].

О мѣстѣ рожденія святаго — городъ то былъ или весь — о родителяхъ его, обученіи грамотѣ и о времени принятія имъ иночества, — свѣдѣній не сохранилось. Извѣстно лишь, что святый Іоаннъ пребывалъ въ нѣкоей обители, гдѣ, въ исполненіи порученныхъ ему службъ, отличался послушаніемъ къ игумену и братіи, изнуряя тѣло свое великимъ воздержаніемъ, побѣждая страсти и навѣты бѣсовскіе. И былъ онъ любимъ и славимъ иноками обители и игуменомъ, такъ какъ являлъ собою образъ всѣхъ добродѣтелей, согласно сдовамъ апостола Павла: Плодъ же духовный есть: любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе; на таковых нѣсть закона (Гал. 5, 22-23), и по Псалмопѣвцу: Блажени непорочніи въ путь, ходящіи въ законѣ Господни. Блажени испытающіи свидѣнія Его, всѣмъ сердцемъ взыщутъ Его. Блаженъ мужъ, бояйся Господа, въ заповѣдехъ Его восхощетъ зѣло. Сильно на земли будетъ сѣмя его (Псал. 118, 1-2; 111, 1-2).

Игуменъ монастыря того, мужъ опытный въ иноческомъ жительствѣ, руководилъ блаженнаго Іоанна и училъ его уставу иноческому, наставляя его имѣть страхъ Божій предъ очами своими, не пренебрегать убогими, не возноситься вѣдѣніемъ, но всегда пребывать въ смиренномудріи, не унывать въ скорбяхъ; но мужественно переносить ихъ и не жаловаться на случающіяся напасти. Ибо, по внушенію Святаго Духа, игуменъ предвидѣлъ, что блаженному Іоанну предстоитъ принять епископскій престолъ и благовѣрно пасти Христову паству.

Принимая духовныя поученія игумена, блаженный исполнялъ ихъ еще съ бóльшимъ тщаніемъ, подобно плодородной землѣ, сторицею возрастающей посѣянныя сѣмена. Постился же онъ такъ, что принималъ пищу лишь черезъ два дня на третій, а иногда не ѣлъ и всю недѣлю и кромѣ воды, ничего не пилъ. Усердно изучалъ онъ святыя книги, читалъ ихъ безъ всякихъ сомнѣній и съ умиленіемъ толковалъ себѣ сказанное въ нихъ, обливая слезами власяный стихарь свой. И такія слезы даровалъ ему Господь, что безъ нихъ онъ не могь ни хлѣба вкусить, ни проговорить слова, всегда имѣя мысль о смиреніи, по слову апостола: Господь гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Іак. 4, 6; ср. 1 Петр. 5, 5).

Въ то время великимъ княземъ Суздальскимъ былъ Борисъ Константиновичъ [2]. По смотренію Божію, блаженный Іоаннъ, за великую добродѣтель, смиреніе и благоуспѣшное прохожденіе иноческаго житія, былъ поставленъ патріархомъ Цареградскимъ во епископа городовъ Суздаля, Нижняго Новгорода и Городца. Вручивъ блаженному Іоанну паству, патріархъ отпустилъ его съ миромъ въ городъ Суздаль.

Когда епископъ приблизился къ городу, на встрѣчу ему вышелъ благовѣрный великій князь Борисъ Константиновичъ, въ сопровожденіи сановниковъ. Встрѣтить епископа вышелъ также священный соборъ, иноки, весь клиръ съ крестами и множество народа, мужи и жены, старцы, юноши и дѣти. Когда епископъ былъ близъ городскихъ воротъ, весь народъ окружилъ его; преклоняясь предъ нимъ, вѣрующіе принимали отъ святаго благословеніе и цѣловали ноги его, воспѣвая съ радостными слезами молебныя пѣснопѣнія. Святый же Іоаннъ повелѣлъ народу часто взывать: «Господи помилуй» и, воздѣвъ руки къ небу, сталъ молиться:

— «Владыко Господи, Іисусе Христе, Боже нашъ, Царь царствующихъ и Господь господствующихъ, Создатель всей твари видимой и невидичой, Безначальнаго Отца соприсносущный и собезначальный Сынъ! Нищій и убогій, дерзаю я призывать чудное, страшное и святое имя Твое. Тебя, неизреченнаго Свѣта, призываю я, облеченный немощною плотію, которую воспріялъ Ты, нашего ради спасенія. Не отвергни убогой молитвы моей, спаси городъ сей, въ коемъ благодать Твоя назначила пребывать моему смиренію. Спаси всякій городъ и всякую страну отъ губительнаго голода, землетрясенія, потопа, огня и меча, отъ нашествія иноплеменниковъ и междоусобной брани, ибо милостивъ Ты, и Тебѣ славу возсылаемъ во вѣки вѣковъ».

Окончивъ молитву, святитель сказалъ:

— «Миръ всѣмъ».

Народъ отвѣтилъ: «аминь».

Затѣмъ всѣ отправились въ городъ, славя Бога. Окончивъ молебныя пѣснопѣнія, епископъ Іоаннъ вошелъ въ церковь Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи, честнаго славнаго Ея Рождества [3]. Часть народа вошли съ епископомъ въ церковь, на Божественную литургію, другіе же, невмѣстившіеся въ церкви, стояли вокругъ нея, принося благодареніе Богу за то, что Онъ даровалъ имъ столь чуднаго и святаго епископа. Когда Божественная литургія была совершена, благовѣрный князь Борисъ Константиновичъ и бывшіе съ нимъ удостоились чуднаго видѣнія. Они увидѣли, что на святителя сошла Божественная благодать, въ видѣ свѣта великаго, и осѣнила его. Принявъ отъ рукъ епископа просфору, благовѣрный князь Борисъ Константиновичъ и граждане возсылали славу Христу Богу, цѣловали блаженнаго Іоанна и удалидись каждый въ домъ свой.

На другое утро, въ воскресеніе, блаженный Іоаннъ, совершивъ богослуженіе, былъ посаженъ на святительскомъ сѣдалищѣ. Онъ преподалъ миръ вѣрному стаду и исполнилъ сердца всѣхъ духовнымъ веселіемъ. Епископъ принималъ всѣхъ, собравшихся съ утѣшительными словами; и было слово его, по апостолу, солію растворено (Кол. 4, 6), и напояло оно сердца, какъ рѣка медоточивая. Собравъ въ одно изъ воскресеній всѣхъ гражданъ, епископъ обратился къ нимъ съ слѣдующимъ духовнымъ поученіемъ:

— «Страшно мнѣ, братіе, ибо санъ святительскій превышаетъ мои силы; ужасаюсь я, думая о кончинѣ моей и размышляя о величіи порученнаго мнѣ дѣла, ибо я вижу себя недостойнымъ сана святительскаго. Но Господь поставилъ меня пастыремъ словеснаго Своего стада и привелъ меня на сіе служеніе извѣстными Ему лишь судьбами, которыя — бездна многа (Псал. 35, 7). Посему было бы для меня преступленіемъ молчать, и я долженъ считать себя не наемникомъ, но пастыремъ. Молю васъ, братіе, крѣпко стоять и держаться правой вѣры, отвращаться всякой нечистоты, блуда, лжи, воровства, зависти, клеветы и идолослуженія, устраняться отъ всякой ереси и всякаго зла, часто посѣщать святыя Божія церкви и соблюдать справедливость. Ибо апостолъ сказалъ: основанія бо инаго никтоже можетъ положити, паче лежащаго, еже есть Іисусъ Христосъ (1 Кор. 3, 11). Положено же сіе основаніе чрезъ святыхъ апостоловъ и святыхъ богоносныхъ отецъ; оно есть Православная вѣра, проповѣданная, утвержденная и изъясненная святыми Вселенскими соборами. На семъ основаніи вѣры слѣдуетъ полагать намъ, по апостолу, золото, серебро и драгоцѣнные камни (1 Кор. 3, 12) — просто сказать: создать на основаніи семъ дѣла благія. Ибо жизнь внѣ правой вѣры къ Богу — жизнь непросвѣщенная, и вѣра безъ благихъ дѣлъ не можетъ довести насъ къ Богу. Слѣдуетъ соблюдать и то и другое, чтобы быть вполнѣ Божіимъ человѣкомъ и чтобы жизнь наша не страдала недостатками, ибо апостолъ сказалъ, что спасаетъ лишь вѣра, любовію поспѣшествуема (Гал. 5, 6).

Вскорѣ по вступленіи на каѳедру, Іоаннъ, по повелѣнію благовѣрнаго великаго князя Бориса, отправился обозрѣть городъ и обойти внутри и окрестъ его со священнымъ соборомъ и клириками, съ крестами и иконами, воспѣвая молебныя пѣснопѣнія Господу. И приступилъ къ нему благовѣрный великій князь Борисъ Константиновичъ, съ прочими вельможами, князьями и боярами, прося у него благословенія. Епископъ благословилъ ихъ. Тогда великій князь далъ ему пятьсотъ златниковъ и сказалъ:

— «Тебѣ, владыко, какъ новопоставленному и вновь пришедшему, много предстоитъ нынѣ раздать церковнымъ обнищавшимъ чадамъ. Прими на сіе приношеніе наше».

Іоаннъ же не согласился принять его. Тогда снова великій князь сказалъ ему:

— «Прими, о пречестный отче, сіе малое приношеніе своего сына».

Видя его ревность, преподобный принялъ даръ и вручилъ золото слугамъ для раздачи, благовѣрному же князю сказалъ словами псалмопѣвца:

Дастъ ти Господь по сердцу твоему, помянетъ всяку жертву твою и всесожженіе твое тучно буди (Псал. 19, 5. 4).

Обойдя городъ, епископъ со священнымъ соборомъ клириками, съ князьями, вельможами и народомъ вошелъ во святую церковь Пречистой Богородицы и отслужилъ здѣсь Божественную литургію и молебенъ. По окончаніи богослуженія, князь обѣдалъ въ трапезѣ епископа и всему народу велѣлъ предложить хлѣбы. Насытившись, всѣ разошлись, каждый въ домъ свой.

Епископъ Іоаннъ ревностно предался духовнымъ дѣламъ, уча и наказуя, утверждая и утѣшая; щедро помогалъ онъ бѣднымъ, и на дѣлѣ являлъ всѣмъ образъ и уставъ благочестиваго житія. Найдя, что доходы по епископіи слишкомъ обильны, Іоаннъ велѣлъ часть ихъ удѣлить на больницу, которую онъ благоустроилъ, поручивъ ее надзору двухъ благоговѣйныхъ іереевъ, чтобы они заботились о снабженіи ея всѣмъ необходимымъ. Епископъ часто посѣщалъ больныхъ и доставлялъ имъ все необходимое, заботясь объ ихъ исцѣленіи. Поучая ихъ духовными словами, онъ укрѣплялъ ихъ, ибо, слушая его душеполезныя рѣчи, они забывали свои страданія. Пребывая во епископіи, полагалъ онъ, по евангельскому слову, душу свою за овецъ паствы своей (Іоан. 10, 11) и съ любовію заботился о спасеніи всѣхъ. Невозможно достойнымъ образомъ повѣдать о трудахъ, кои исполнилъ сей вѣрный рабъ Божій. Возсылалъ онъ моленія къ Богу; на молитвѣ же стоялъ онъ — непоколебимый, какъ бы вылитый изъ мѣди образъ. Былъ онъ молчаливъ и кротокъ, никогда не гнѣвался, питалъ неизмѣримую любовь — одинаково къ знатнымъ и простымъ людямъ, отвращался отъ тщеславія и лукавства. Кромѣ сихъ добродѣтелей, обладалъ онъ даромъ учительства и слова, такъ что многіе приходили къ нему за наставленіемъ не только изъ Суздаля, но и отъ другихъ окрестныхъ городовъ [4]. Не витіевато говорилъ святитель, но назидательно, обращая всѣхъ къ покаянію. Богатыхъ училъ онъ не величаться богатствомъ и не уповать на мимотекущее богатство; вдовицъ — прилежать посту и воздержанію и избѣгать украшенія въ одеждѣ.

Получивъ отъ святаго духовные дары и пользу для души своей, наставленные имъ уходили въ домы свои, благодаря Бога за таковаго пастыря. Многіе же изъ нихъ отрекались отъ міра и принимали иноческій образъ.

Однажды блаженный Іоаннъ по своему обычному правилу стоялъ на молитвѣ предъ образомъ Матери Господа Іисуса Христа и, часто взирая на икону, такъ молился:

— «О, Пресвятая Госпоже Богородице, заступница крѣпкая и помощница роду человѣческому, будь намъ ходатаицею предъ Сыномъ Своимъ, чтобы Онъ призрѣлъ съ высоты на городъ сей и обитель сію».

Отпѣвъ благодарственный канонъ Пресвятой Богородицѣ и совершивъ правило, блаженный Іоаннъ сѣлъ, чтобы отдохнуть. Но въ это время пришелъ къ нему благочестивый князь Борисъ Константиновичъ. Принявъ отъ святаго благословеніе и помолившись, сталъ онъ бесѣдовать съ нимъ наединѣ о пользѣ душевной. Полный благочестивыхъ мыслей, князь исповѣдалъ ему такое свое благое намѣреніе:

— «Благослови меня, отче святый, и помолись прилежно Господу Богу, чтобы Онъ, ради святыхъ молитвъ твоихъ, сподобилъ меня получить желаемое. Въ державѣ нашей, въ городѣ Суздалѣ, нѣтъ общежительной иноческой обители. Если бы Господь помогъ мнѣ, твоимъ моленіемъ, создать каменную церковь во имя Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, честнаго Его Преображенія, и при ней воздвигнуть обитель. Таково мое сердечное желаніе. Благослови меня, отче, и умоли о семъ Бога. Я же, молитвами твоими, отправлюсь въ Нижній-Новгородъ, въ обитель Печерскую великаго преподобнаго отца Діонисія [5]. Тамъ я попрошу его дать мнѣ одного изъ учениковъ его, кто былъ бы искусенъ въ созданіи храма Божія и въ устроеніи монастыря».

Святый Іоаннъ сказалъ:

— «О, князь великій, добраго дѣла желаешь ты — Господь Богъ да будетъ помощникомъ тебѣ и правителемъ твоего душеполезнаго начинанія и да охранитъ путь твой».

Сотворивъ молитву за князя, епископъ благословилъ его, далъ ему духовное о Христѣ цѣлованіе и отпустилъ его съ миромъ. Благочестивый же князь Борисъ возрадовался радостію великою и отправился въ Нижній-Новгородъ, въ честную обитель Вознесенія Господа нашего Іисуса Христа, къ преподобному отцу Діонисію, котораго онъ и ранѣе посѣщалъ, ради его молитвы и благословенія. Любя сію обитель Печерскую, князь снабжалъ ее всѣмъ необходимымъ. Братіи въ то время было въ ней 780 человѣкъ.

Прибывъ въ монастырь, князь Борисъ уединился въ келлію съ преподобнымъ Діонисіемъ, долго съ нимъ бесѣдовалъ о пользѣ душевной и разсказалъ ему о святомъ епископѣ Іоаннѣ и о житіи его, какъ онъ призрѣваетъ убогихъ, посѣщаетъ больныхъ и помогаетъ вдовицамъ, и какъ онъ благословилъ его построить общій монастыръ на собраніе иноческаго жительства. Поклонившись преподобному Діонисію до земли, князь сказалъ:

— «Благослови меня, отче, и дай мнѣ изъ обители одного изъ учениковъ твоихъ, который былъ бы искусенъ въ построеніи монастыря, чтобы не возвратиться мнѣ въ Суздаль безъ исполненія желанія моего».

Преподобный же Діонисій возблагодарилъ за все Бога, воздалъ Ему хвалу за неизреченное Его милосердіе и сказалъ:

— «О, князь, ты устрояешь благое дѣло. Господь нашъ, Іисусъ Христосъ, да поможетъ твоему душеполезному начинанію и да наставитъ тебя въ твоемъ стремленіи къ благочестію, ибо всякъ даръ совершенъ, сходяй отъ Отца свѣтовъ (Іак. 1, 17)».

Сотворивъ молитву, преподобный Діонисій благословилъ князя и, обѣщавъ все, чего тотъ просилъ, отпустилъ его съ миромъ. Благочестивый князь Борисъ Константиновичъ исполнился радости и веселія, ибо Господь сподобилъ его получить желаемое, и отправился въ обратный путь, въ городъ Суздаль. Въ то же время велѣлъ онъ возить камень и известь на созданіе обители.

Преподобный же Діонисій, по просьбѣ князя, избралъ изъ братіи своего монастыря благопослушливаго ученика, именемъ Евѳимія [6], и, сотворивъ молитву, послалъ его въ городъ Суздаль.

— «О, чадо, — сказалъ преподобный Евѳимію, — не унывай въ скорбяхъ, Господь тебѣ помощникъ и руководитель во всякомъ благомъ дѣлѣ; иди въ богоспасаемый городъ Суздаль. Тамъ, въ преславномъ храмѣ Пресвятой Богородицы, ты увидишь священнаго епископа Іоанна».

Тогда блаженный Евѳимій былъ еще молодъ лѣтами, но духовною мудростію превосходилъ старцевъ, украшенныхъ многолѣтними сѣдинами. Было ему всего 36 лѣтъ. Принявъ отъ преподобнаго Діонисія молитву, какъ копіе острое противъ видимыхъ и невидимыхъ враговъ, Евѳимій пошелъ на западъ отъ обители.

И далъ ему Господь силы совершить свой путь легко и безъ замедленія и скоро онъ достигъ города Суздаля. Увидѣвъ чудный и прекрасный храмъ во имя Божіей Матери, Евѳимій вошелъ въ него и поклонился предъ святыми иконами Господа нашего Іисуса Христа, Пречистой Его Матери и всѣхъ святыхъ. Совершивъ метаніе предъ епископомъ Іоанномъ, онъ просилъ его о благословеніи и молитвѣ. Іоаннъ благословилъ Евѳимія, далъ ему о Христѣ цѣлованіе и ввелъ его въ епископскія палаты.

Здѣсь онъ много бесѣдовалъ съ Евѳиміемъ о пользѣ душевной; по бесѣдѣ же они вознесли Господу всенощную молитву, чтобы Онъ послалъ имъ въ помощь ангела, наставника вѣрнаго. Когда занялась заря, святый Іоаннъ, совершивъ обычныя утреннія пѣснопѣнія и преподавъ миръ, облобызалъ Евѳимія и отпустилъ его.

На другой день, въ воскресенье, по окончаніи утрени и Божественной литургіи, епископъ Іоаннъ снова позвалъ Евѳимія для духовной бесѣды.

Узнавъ о прибытіи великаго князя Бориса Константиновича въ Суздаль, Евѳимій пошелъ къ нему. Князь былъ весьма радъ его посѣщенію, принялъ его съ великою честью и сказалъ ему, что желалъ его прихода, имже образомъ желаетъ елень на источники водныя (Псал. 41, 3).

Послѣ долгой бесѣды пошли они къ преосвященному епископу Іоанну и вкусили хлѣба на трапезѣ его. Князь Борисъ Константиновичъ повѣдалъ блаженному Іоанну все по ряду о преподобномъ Діонисіи Печерскомъ, о житіи его, великихъ трудахъ и подвигахъ.

Іоаннъ сказалъ на сіе:

— «О, князь, безъ колебанія и сомнѣній исполняй то, что началъ, по слову апостола: «кто умѣетъ хорошо управлять домомъ своимъ, тотъ попечется и о Божіей церкви (1 Тим. 3, 5)». Благому началу должно ожидать отъ Бога и благопотребнаго конца. Ты, вѣдь, уже принялъ благословеніе и молитву отъ честнаго и святолѣпнаго старца, преподобнаго Діонисія, и нынѣ онъ послалъ къ тебѣ благопослушливаго своего ученика, трудоположника и постника, сего Евѳимія, который, по благодати Божіей, можетъ дѣло твое начать и совершить и быть въ сихъ подвигахъ о Христѣ образцомъ для другихъ людей».

Тогда князь всталъ съ мѣста своего и поклонился епископу до земли, прося его пойти съ нимъ и Евѳиміемъ на мѣсто будущаго монастыря, гдѣ имъ укажетъ Господь: И пошли они на изысканіе мѣста сего, со всѣмъ священнымъ соборомъ и клиромъ, съ крестами и иконами, воспѣвая молебныя пѣсни. Съ ними пошли сановники, князья и бояре, и множество народа, мужи, жены и дѣти. На пути полагали предъ Іоанномъ разслабленныхъ, прося у него исцѣленія. Святый возносилъ о исцѣленіи ихъ тайную молитву къ Богу, возлагалъ на нихъ крестъ и руки свои и окроплялъ ихъ святою водою — и съ того часа прекращалась болѣзнь ихъ, и цѣловали они ноги святаго, благодаря Бога. Весь народъ былъ объятъ великою радостію, всѣ изумлялись и говорили, что святитель подобенъ святому Григорію, епископу Акрагантійской церкви [7].

Такъ шли, окруженные народомъ, великій князь, святый Іоаннъ и блаженный Евѳимій, воспѣвая молебныя пѣснопѣнія. Наставляемые Богомъ, вышли они за городъ, обозрѣли окрестъ града на всѣ четыре стороны, и пошли на сѣверную сторону, вверхъ по рѣкѣ, называемой Каменка, на которой былъ построенъ ихъ городъ. Здѣсь, близъ города, на берегу рѣки на высокой горѣ нашли они мѣсто, прекрасное видомъ и удобное для построенія монастыря, и избрали его для сей цѣли. Святый Іоаннъ благословилъ и освятилъ со всѣмъ соборомъ мѣсто сіе и вознесъ ко Господу молитву:

— «Господи Боже нашъ, Ты пролилъ кровь Свою во обновленіе святой Твоей Церкви: смиренно молимся Тебѣ нынѣ, положи благодать Святаго Духа въ основаніе храму, который будетъ созданъ Тебѣ на семъ мѣстѣ. Да будетъ онъ жилищемъ славы Твоей, да будетъ прославлено съ нимъ величіе Твое псалмами и пѣснопѣніями, и да получатъ молящіеся въ немъ отъ Тебя блага, коими исполнены небеса и земля. Спаси ихъ, охрани оть бѣдъ въ будущемъ и сподоби славы Твоей».

По молитвѣ святый Іоаннъ водрузилъ крестъ честный на поставленіе престола. Благочестивый же великій князь взялъ своими руками лопату и сталъ копать ровъ для основанія церкви. Сіе было въ 1352 году.

Помощію Божіею, была воздвигнута прекрасная каменная церковь, во имя Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, честнаго и Боголѣпнаго Его Преображенія. И всячески ее украсилъ благовѣрный великій князь. Святый же Іоаннъ поставилъ архимандритомъ блаженнаго Евѳимія и повелѣлъ ему священнодѣйствовать въ митрѣ, съ палицею и съ рипидами. Князь Борисъ Константиновичъ даровалъ блаженному Евѳимію все, что требуется для строенія монастырскаго. Такъ началъ устраиваться общежительный монастырь. Въ скоромъ времени число братіи въ немъ достигло до 300 человѣкъ.

Въ день честнаго праздника Преображенія Господа нашего Іисуса Христа блаженный архимандритъ Евѳимій съ прочими постниками и искусными иноками пришелъ изъ монастыря въ епископскій домъ, къ святителю Іоанну. И просили они святаго, чтобы онъ отслужилъ у нихъ въ обители Божественную литургію. Получивъ согласіе, архимандритъ Евѳимій тотчасъ возвратился въ монастырь и вышелъ со всѣми братіями на встрѣчу епископу. Облобызавъ блаженнаго Евѳимія, великій Іоаннъ вошелъ въ церковь съ нимъ и съ прочими иноками, отраслями винограда Христова и овцами духовными, воспѣвая молебныя пѣснопѣнія. Во время литургіи въ церковь Преображенія Господа нашего Іисуса Христа пришелъ благовѣрный великій князь Борисъ Константиновичъ и увидѣлъ здѣсь чудное видѣніе. Ему казалось, что съ епискономъ служилъ облеченный въ свѣтлыя ризы мужъ, сіяющій образъ коего былъ страшенъ и несказаненъ. По окончаніи литургіи, улучивъ время, князь приступилъ къ святому Іоанну и, поклонившись ему до земли, просилъ епископа объяснить видѣнное имъ. Епископъ, не жачая открывать тайны сей, сказалъ князю:

— «О, князь, что ты видишь чудеснаго въ томъ, что я служилъ Божественную литургію съ добрымъ пастыремъ двора сего духовнаго словесныхъ овецъ. Съ нами были здѣсь лишь священноиноки, которыхъ твое величество знаетъ; другаго же священника съ нами не было».

Но князь продолжалъ умолять святаго Іоанна, чтобы тотъ объяснилъ ему видѣніе. Тогда святый сказалъ ему:

— «Если Богъ открылъ тебѣ видѣніе, я ли могу сіе утаить? — То былъ ангелъ Господень, который не только нынѣ, но и всегда, посѣщеніемъ Божіимъ, сослужилъ мнѣ недостойному. Но не разсказывай никому о видѣнномъ тобою, пока я живъ».

Такъ говорилъ святый, ибо не любилъ онъ, смиренный, чтобы дѣла его добрыя и мзда, принимаемая имъ отъ Бога, были вѣдомы другимъ людямъ. И когда его вопрошали, какая добродѣтель высшая, онъ отвѣчалъ: «творимая тайно».

Блаженный Евѳимій съ братіею умолилъ благовѣрнаго князя и святаго епископа Іоанна, чтобы они удостоили трапезу своимъ участіемъ. Когда трапеза была приготовлена, всѣ они воздали Господу благодареніе и, насытившись, стали вести духовную бесѣду. Тогда, по желанію великаго князя и по прошенію архимандрита Евѳимія и бывшихъ съ нимъ иноковъ, блаженный Іоаннъ произнесъ слово учительное:

— «Отцы и братія, не подобало бы мнѣ, недостойному и немощному, поучать васъ о душевной пользѣ. Всѣмъ вѣдомо, что всякому желающему спастись слѣдуетъ прежде всего соблюдать вѣру и вести жизнь сообразно съ нею. Ибо жизнь воздержная, но безъ правой вѣры, не принесетъ пользы; также и вѣра безъ благихъ дѣлъ не можетъ приблизить насъ къ Господу. Но для совершенства слѣдуетъ, чтобы было и то и другое. Вѣра же должна быть любовію поспѣшествуема (Гал. 5, 6). Любовь — начало всѣхъ добродѣтелей, всѣ онѣ произошли отъ нея. Слѣдуетъ намъ удаляться отъ злыхъ дѣлъ и держаться добрыхъ, помышляя о томъ лишь, что достойно небесъ. Слѣдуетъ намъ, согласно Христову Евангелію, жить въ смиреніи, послушаніи, въ чистотѣ, воздержаніи отъ тѣлесныхъ наслажденій, въ любви, милосердіи, человѣколюбіи и въ страхѣ Божіемъ по слову: пригвозди страху Твоему плоти моя, отъ судебъ бо Твоихъ убояхся (Псал. 118, 120). Не слѣдуетъ намъ пропускать времени для своего исправленія; мы не знаемъ, чтó принесетъ намъ завтрашній день, ибо, задумавъ многое, часто на другой день мы ничего изъ задуманнаго не достигаемъ. Итакъ, если мы будемъ удаляться отъ зла и возревнуемъ указаннымъ добродѣтелямъ, то спасемся и, шествуя узкимъ и прискорбнымъ путемъ, достигнемъ Царствія небеснаго».

По окончаніи бесѣды сей, святый Іоаннъ удалился къ себѣ въ домъ епископскій. Видя чистое житіе его, діаволъ, искони приносящій вредъ роду человѣческому, воздвигъ брань на праведнаго. Діаконъ преподобнаго, именемъ Елевѳерій, съ нѣкоторыми церковниками уговорилъ нѣкую любодѣицу, обѣщавъ ей много серебра, и стали они искать удобнаго случая, чтобы оклеветать епископа передъ княземъ. Они возбудили народъ и, придя въ епископскій домъ, изгнали святителя Іоанна съ безчестіемъ и поруганіемъ изъ города. Онъ же, памятуя незлобіе своего владыки Іисуса Христа, ничего не сказалъ противъ ихъ ожесточеннаго нападенія, но, выходя изъ города, обратился лицомъ на востокъ и, воздвигнувъ руки свои къ небу, молился Богу о ненавидящихъ его, говоря:

— «Господи! не вмѣни имъ сего въ грѣхъ».

И тотчасъ, когда молитва еще была на устахъ его, гнѣвъ Господень поразилъ церковниковъ, объялъ ихъ страхъ и трепетъ, тьма покрыла ихъ; они совершенно ослѣпли и нуждались въ вождѣ. Видя сіе, народъ палъ къ ногамъ святаго и съ воплемъ и слезами просилъ прощенья. Святый простилъ ихъ и благословилъ. Каясь въ грѣхѣ своемъ, Елевѳерій со слезами припалъ къ ногамъ Іоанна, говоря:

— «Помилуй меня, рабъ Божій, и прости мнѣ, смиренному, беззаконный и преступный замыселъ мой противъ тебя. Живъ Господь Богъ мой, не отступлю я отъ святыхъ ногъ твоихъ, пока ты не обѣщаешь прощенія въ беззаконномъ моемъ замыслѣ. Не поминай сдѣланнаго мною зла, отче преподобный».

И долгое время повторялъ сіе преподобному Елевѳерій. Блаженный же Іоаннъ отвѣчалъ:

— «О, человѣкъ, не мы должны обѣщать прощеніе, какъ думаешь ты, но только Одинъ Милосердый Богъ можетъ прощать. Исцѣляетъ язвы душъ нашихъ Тотъ, Кто претерпѣлъ ради насъ страданія. Онъ даруетъ намъ прощеніе въ прегрѣшеніяхъ нашихъ и очиститъ насъ, ибо Онъ взялъ на себя грѣхи міра».

Поднявъ Елевѳерія съ земли, Іоаннъ сказалъ ему:

— «Господь, чадо, проститъ тебя».

Святый помолился предъ всѣмъ народомъ за согрѣшившаго Елевѳерія, и за церковниковъ, совращенныхъ имъ, и осѣнилъ ихъ крестнымъ знаменіемъ. Они тотчасъ прозрѣли. Ужаснулись всѣ люди и прославили Бога, творящаго дивныя чудеса святыми Своими.

На мѣстѣ чуда, совершеннаго святымъ Іоанномъ, суздальскіе граждане задумали создать церковь во имя чуда святаго архистратига Божія Михаила въ Хонѣхъ, ибо чудо было совершено епископомъ въ день празднованія чуда архистратига Михаила. По благословенію святителя Іоанна вскорѣ была создана сія церковь и граждане отдѣлили для церкви часть своихъ земель и назвали ихъ, по имени святителя, селомъ Ивановскимъ [8].

Однажды къ святому Іоанну пришелъ благовѣрный князь Андрей, братъ великаго князя Бориса Константиновича. Послѣ обычнаго благословенія и молитвы, князь сказалъ епископу:

— «О, святый угодникъ Божій, хочу я просить тебя объ одномъ благодѣяніи».

Добрый же тотъ пастырь отвѣчалъ:

— «Ничто тебѣ не возбраняется».

— «Желаю я, чтобы ты далъ мнѣ благословеніе на созданіе монастыря инокинямъ, — ибо чудо случилось со мною. Плыли мы однажды по Волгѣ отъ Нижняго-Новгорода, и вотъ на рѣкѣ поднялся такой сильный вѣтеръ, что отъ множества великихъ волнъ ладьи начали сокрушаться, и всѣмъ угрожала смерть. Тогда плаватели стали молить Бога; съ ними и я молился, чтобы Господь избавилъ насъ отъ угрожающаго несчастія. И далъ я обѣтъ Богу построить церковь во имя Пресвятой Богородицы, въ честь и славу Ея Покрова, и устроить монастырь, на жилище и покой инокинямъ. Тотчасъ прекратилось на рѣкѣ волненіе и настала тишина. Нынѣ время исполнить обѣтъ мой».

Епископъ отвѣтилъ на это:

— «Не препятствую въ твоемъ желаніи».

Благовѣрный князь сказалъ:

— «Пошлемъ за преподобнымъ отцомъ, архимандритомъ Евѳиміемъ, и попросимъ у него мѣста, на берегу рѣки, гдѣ удобно было бы построить монастырь».

Посовѣтовавшись, они послали за архимандритомъ. Тотъ пришелъ, поклонился имъ и спросилъ:

— «Зачѣмъ вы звали меня, господа мои? Для чего надобно было мнѣ придти къ вамъ?»

Они сказали:

— «Дай намъ мѣсто, длиною и шириною въ 7 саженей; ибо, съ Божіею помощію, хотимъ мы построить монастырь на той рѣкѣ, гдѣ витаешь ты, пастырь добрый и дѣлатель Христова винограда».

Князь повѣдалъ ему о случившемся съ нимъ на Волгѣ и обѣтъ свой, — какъ онъ обѣщалъ устроить монастырь на жительство инокинямъ. Блаженный же Евѳимій сказалъ:

— «О, князь! Господня земля и концы ея. Если Богу сіе угодно — да будетъ благословенно мѣсто, которое ты требуешь для созданія монастыря».

Князь поклонился блаженному Евѳимію и далъ ему въ монастырь обильную милостыню. Затѣмъ, онъ избралъ мѣсто на рѣкѣ Каменкѣ, противъ монастыря преподобнаго Евѳимія. Здѣсь, съ Божіею помощію, была построена деревянная церковь, во имя Пречистой Богородицы, въ память славнаго Ея Покрова и устроена обитель [9]. Сіе было въ 1364 году. Старѣйшинство въ обители епископъ Іоаннъ вручилъ племянницѣ блаженнаго Евѳимія, которую онъ перевелъ сюда изъ лавры святаго великомученика Александра, находившейся въ томъ же городѣ Суздалѣ, на горѣ [10]. Спустя нѣкоторое время, обитель посѣтилъ епископъ Іоаннъ, похвалилъ и благословилъ ее и, поучивъ о пользѣ душевной, удалился въ домъ свой.

Такъ заботился святитель Іоаннъ о своемъ духовномъ стадѣ, приводя его на пажить духовную. И просіялъ сей святитель какъ звѣзда не только въ Суздалѣ, но и въ дальнихъ странахъ. Правя богоугодно своею о Христѣ паствою, достигъ онъ святолѣпной старости.

Оставивъ престолъ епископскій [11], удалился онъ въ Боголюбскую обитель Пресвятой Богородицы [12], гдѣ постригся въ схиму и жилъ въ непрестанномъ безмолвіи.

Когда приблизилось время его блаженной кончины, святый Іоаннъ заболѣлъ, но ненадолго. Въ часъ разлученія съ тѣломъ онъ причастился святыхъ и пречистыхъ Таинъ Тѣла и Крови Іисуса Христа, Господа нашего, и почилъ о Господѣ въ 1373 году, октября мѣсяца въ 15-й день. Святыя мощи его съ пѣснопѣніями были перенесены въ городъ Суздаль.

Когда въ Суздалѣ узнали о преставленіи святаго Іоанна, епископъ Діонисій и прочіе духовнаго и мірскаго званія люди вышли изъ города со свѣчами и кадилами на встрѣчу мощамъ святаго. Встрѣтивъ ихъ благоговѣйно, съ честью положили ихъ въ соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, на правой сторонѣ, гдѣ онѣ почиваютъ подъ спудомъ нетлѣнными и донынѣ, помогая и исцѣляя приходящихъ съ вѣрою, во славу Христа Бога нашего, Ему же слава во вѣки.

Въ 1743 году, 27 октября, въ день памяти святаго мученика Нестора, при гробѣ святаго Іоанна совершилось чудо.

Послѣ обычнаго благовѣста къ утрени, за три часа до разсвѣта, передъ самымъ концомъ полунощницы, когда церковный сторожъ вышелъ изъ соборной церкви Рождества Богородицы, чтобы дать знакъ къ звону, въ церковь вошелъ человѣкъ босой и въ одномъ распахнутомъ кафтанѣ. Тотчасъ онъ устремился за правый столпъ, къ ракамъ святыхъ чудотворцевъ Іоанна и Ѳеодора, епископовъ Суздальскихъ, и воскликнулъ:

— «Святителю, отче Іоанне, угодникъ Христовъ, помилуй меня».

Затѣмъ онъ, рыдая, палъ ницъ.

Слыша необычный вопль пришельца, бывшіе въ храмѣ священнослужители подошли къ нему, подняли съ земли и стали спрашивать, кто онъ, и какая причина вопля его. Онъ же со слезами повѣдалъ слѣдующее:

— «Зовутъ меня Иваномъ Васильевымъ Жинкинымъ, я изъ посада сего города; съ марта мѣсяца одержимъ я тяжелою болѣзнью — правая рука и лѣвая нога отнялись у меня и языкъ пересталъ двигаться; ничего я не могъ ясно сказать въ то время; произнося глухіе и неясные звуки, я давалъ знаки лѣвою рукою. Вечеромъ сего дня, лежа на одрѣ моемъ, я началъ плакать, поминая свои грѣхи, коими я прогнѣвалъ Господа Бога. И сталъ я въ умѣ моемъ призывать на помощь Матерь Божію, святая икона Коей была близъ одра моего, и вмѣстѣ съ нею угодниковъ Божіихъ, святителей и чудотворцевъ Іоанна и Ѳеодора, епископовъ Суздальскихъ, и преподобнаго чудотворца Сергія, игумена Радонежскаго. Всѣ домашніе мои въ то время спали, ибо была уже глубокая ночь. Во время плача моего увидѣлъ я, что въ комнатѣ, гдѣ я лежалъ, возсіялъ свѣтъ. И вотъ явился мужъ, облеченный въ свѣтлую одежду. Ставъ близъ одра моего, онъ воздвигъ руки свои къ небу и молился:

— «Милосердый Господи, помилуй созданіе Твое».

Слыша сіе, я пересталъ ощущать въ себѣ болѣзнь, и дерзнулъ вопросить явившагося:

— «Кто ты, святый Божій».

Онъ же отвѣтилъ:

— «Я Іоаннъ, епископъ Суздальскій; иди въ соборную церковь, гдѣ лежатъ мои мощи, и тамъ получишь полное исцѣленіе болѣзни твоей».

Я хотѣлъ припасть къ честнымъ и святымъ его ногамъ, но онъ тотчасъ сталъ невидимъ, исчезъ и свѣтъ, сіявшій въ жилищѣ. Вставъ съ одра, на коемъ лежалъ восемь мѣсяцевъ, я почувствовалъ себя здоровымъ и тотчасъ пошелъ въ соборную церковь, воздавая Божію угоднику благодареніе.

Выслушавъ слова исцѣленнаго, изумленные священнослужители послали церковнаго сторожа въ домъ его, бывшій близъ Васильевскаго монастыря, извѣстить о происшедшемъ его домашнихъ. Домашніе исцѣленнаго были весьма изумлены, не найдя его дома. Вскорѣ въ соборную церковь пришли мать и жена его, принесли ему обычную одежду и возвѣстили находившимся тамъ, что сей Иванъ дѣйствительно былъ одержимъ тяжкою болѣзнью, и что они не знаютъ, какъ онъ исцѣлился. Падши ницъ у святыхъ мощей угодника Божія, они воздали съ теплыми слезами великое благодареніе святителю чудотворцу Іоанну и, отслуживъ молебенъ, удалились въ домъ свой.

Исцѣленный же не пошелъ съ ними, но пробылъ три дня у соборной церкви, слушая со слезами пѣніе церковное. Спустя три дня онъ очистилъ себя таинствомъ покаянія предъ отцомъ своимъ духовнымъ, священникомъ Василъевскаго монастыря, и, причастившись въ монастырѣ Тѣла и Крови Христовыхъ, удалился въ домъ свой, радуясь, славя и благодаря Бога и величая заступленіе и помощь великаго святителя и чудотворца Іоанна, епископа Суздальскаго. Писаніе о семъ чудѣ засвидѣтельствовалъ Иванъ подписью исцѣлѣвшей правой руки своей, съ нимъ засвидѣтельствовали чудо и присутствовавшіе тогда въ храмѣ священнослужители.

Примѣчанія:
[1] Изложено на основаніи житія, составленнаго во второй четверти XVII вѣка инокомъ Спасскаго Евѳиміева монастыря Григоріемъ, который пользовался мѣстными преданіями и письменными источниками.
[2] Борисъ — праправнукъ Андрея, сына св. Александра Невскаго.
[3] Церковь сія построена въ первыя времена хрисгіанства въ Суздалѣ и перестраивалась нѣсколько разъ. Каменная церковь была заложена въ 1221 году великимъ княземъ Георгіемъ Всеволодовичемъ, обновлена въ 1528 году. Въ церкви находятся раки съ нетлѣнными мощами святителей и чудотворцевъ Іоанна и Ѳеодора, епископовъ Суздальскихъ. Въ алтарѣ церкви, за жертвенникомъ, стоитъ крестъ, въ подножіи коего въ серебряномъ ковчегѣ имѣется часть животворящаго древа Креста Господня. Въ церкви находится чудотворный образъ Пресвятыя Богородицы Одигитріи, именуемой Смоленскою. Образъ сей былъ перенесенъ сюда во время епископства святаго Іоанна изъ Городца.
[4] Есть извѣстія, что святый Іоаннъ усердно сѣялъ сѣмя слова Божія между мордвою, которая частью была покорена отцомъ великаго князя Бориса, Константиномъ.
[5] Святый Діонисій Суздальскій — основатель Печерскаго монастыря, въ 5-ти верстахъ отъ Нижняго-Новгорода. Святый Алексій митрополитъ поставилъ его во епископа Суздаля (первый или второй епископъ послѣ святаго Іоанна). Отъ патріарха Константинопольскаго святый Діонисій былъ посвященъ во архіепископа и чрезъ два года въ митрополита Кіевскаго. Скончался въ 1384 году; память его празднуется 26 іюня.
[6] Преподобный Евѳимій, первый архимандритъ созданнаго имъ Спасо-Евѳиміевскаго монастыря въ Суздалѣ, преставился въ 1405 году. Память его празднуется 1 апрѣля.
[7] Святый Григорій, епископъ города Агригента въ Сициліи, прославился такимъ обиліемъ даровъ духовныхъ, что однимъ прикосновеніемъ руки исцѣлялъ болѣзни. Память его празднуется 23 ноября.
[8] На покровѣ, положенномъ на гробъ святаго Іоанна, вь 1578 году княгинею Евпраксіею, супругою удѣльнаго князя Владиміра Андреевича, вышитъ тропарь, въ коемъ сказано: «Злоумышленнымъ церковникомъ молитвою скоро прозрѣти повелѣ и научи, яко же прежде святый Леонтій, — связа и паки благослови».
[9] Преподобный Евѳимій предсказалъ славу сей обители. Здѣсь впослѣдствіи приняла постриженіе супруга великаго князя всея Россіи Василія Іоанновича, Соломонія, нареченная въ иночествѣ Софіею. Пробывъ въ монастырѣ 17 лѣтъ, она скончалась въ 1642 году, декабря 16. Мощи ея лежатъ въ ракѣ подъ спудомъ, подъ папертью Покровской церкви.
[10] Дѣвичій монастырь св. мученика Александра, по преданію основанный св. Александромъ Невскимъ, въ честь тезоименнаго ему святаго.
[11] Послѣ смерти князя Андрея Константиновича въ 1365 году открылись сильные споры между братьями его, князьями Борисомъ и Дмитріемъ. Тогда Суздаль, Нижній-Новгородъ и Городець были причислены къ митрополичьей каѳедрѣ.
[12] Близъ города Владиміра.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 379-395.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0