Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День пятнадцатый.

Житіе и страданіе преподобномученика Лукіана, пресвитера Антіохійскаго.

Когда же слава о добродѣтеляхъ Лукіана распространилась повсюду, то о немъ узналъ злочестивый царь Максиміанъ Галерій. Желая искоренить и уничтожить въ восточныхъ странахъ святую вѣру, Максиміанъ мучилъ и убивалъ множество христіанъ, въ особенности же премудрыхъ и знаменитыхъ учителей христіанскихъ. Беззаконникъ думалъ, что если онъ низвергнетъ сіи столпы церковные, тогда скорѣе разрушится и сама Христова Церковь. Въ то время онъ уже убилъ святаго Анѳима Никомидійскаго и святаго Петра Александрійскаго [5]. Услышавъ же о святомъ Лукіанѣ, онъ повелѣлъ отыскать его и привести на мученіе. Тогда одинъ священникъ, жившій въ Антіохіи, по имени Панкратій, — послѣдователь ереси Савеллія [6], — сказалъ посланньшъ отъ царя, гдѣ пребываетъ Лукіанъ. Панкратій уже давно завидовалъ доброй славѣ Лукіана и, какъ Іуда, предалъ на смерть невиннаго. Послѣ сего святый Лукіанъ былъ взятъ нечестивыми и отведенъ на мученіе въ Никомидію [7].

Въ то время лютый мучитель такъ разъярился на христіанъ, что убивалъ, какъ второй Иродъ, и малыхъ христіанскихъ дѣтей. Желая осквернить дѣтей идоложертвенными снѣдями, онъ повелѣлъ насильно класть эти яства въ ротъ имъ; они же, вразумленныя Святымъ Духомъ, не хотѣли брать ихъ, и за то были убиваемы.

Случилось тутъ же быть двумъ благороднымъ отрокамъ — роднымъ братьямъ; они, будучи научены родителями, а болѣе Богомъ, сильно гнушались идолопоклонствомъ. Мучитель, призвавъ юношей къ себѣ, сталъ прельщать ихъ ласковыми словами и соблазнять сладкиии снѣдями идольскихъ жертвъ, желая чрезъ сіе сдѣлать ихъ участниками бѣсовскихъ сквернъ. Юноши же, отталкивая снѣди, говорили:

— «Родители завѣщали намъ не вкушать сихъ снѣдей, ибо если кто вкуситъ ихъ, тотъ прогнѣваетъ Христа».

За сіе мучитель повелѣлъ бить ихъ безъ пощады розгами; юноши же, подобно зрѣлымъ мужамъ, съ великимъ терпѣніемъ переносили истязанія. Тогда одинъ изъ приближенныхъ къ царю сказалъ:

— «Большой стыдъ, если малыя дѣти, недавно вышедшія изъ пеленъ, побѣдятъ своимъ терпѣніемъ римскаго царя. Дай, великій царь, мнѣ этихъ дѣтей, и я ихъ научу почитать боговъ».

Царь отдалъ ему сихъ дѣтей. Онъ тотчасъ же обрилъ головы имъ и, намазавъ крѣпкою горчицей, заперъ ихъ въ горячую баню; отъ этого головы дѣтей разгорѣлись подобно пламени, какъ будто пораженныя молніей; оба брата въ этомъ мученіи и скончались. Сначала упалъ мертвымъ младшій, а старшій, увидавъ своего умершаго брата, воскликнулъ:

— «Побѣдилъ ты, братъ мой, побѣдилъ; Богъ тебѣ помощникъ!»

Послѣ сего, цѣлуя тѣло умершаго брата, и онъ предалъ духъ свой. — Сіе было въ Никомидіи, куда вели на мученіе святаго Лукіана.

Въ Каппадокіи, которая находилась на пути въ Никомидію, Лукіанъ увидалъ воиновъ, изъ страха мученій отвергшихся Христа. Лукіанъ сталъ наставлять ихъ къ терпѣливому перенесенію мученій и сказалъ:

— «О, какой стыдъ вамъ и срамъ! Вы, какъ воины, всегда жертвуете на войнѣ здоровьемъ своимъ за царя земнаго и временнаго, и полагаете души свои за него, а между тѣмъ не хотите мужественно возстать за Небеснаго Вѣчнаго Царя-Христа, и не только щадите себя, но и отвергаетесь Его! Разсудите: какая вамъ польза слушаться царя земнаго? И размыслите въ то же время, отъ чего отказываетесь вы, преслушавъ повелѣніе Царя Небеснаго? Ради суетной чести и славы вы предаете себя въ такую погибель; ради же Господа своего, проліявшаго за насъ кровь Свою и уготовившаго рабамъ Своимъ неизреченныя блага, вы не хотите терпѣть временныхъ мукъ, чтобы на вѣки воцариться съ Нимъ. Постыдитесь малыхъ дѣтей и немощныхъ женщинъ, оказавшихся мужественнѣе васъ: ибо онѣ доблестно ставъ за своего Господа, оказались какъ бы крѣпкими мужами, а вы, убоявшись мукъ, сдѣлались — какъ женщины и малыя дѣти. Что будетъ съ вами, когда Христосъ призоветъ васъ на судъ Свой?»

Услышавъ сіе, воины опять обратились ко Христу съ покаяніемъ и пошли на мученіе, исповѣдуя сердцемъ и устами святое имя Господа Іисуса Христа. И было тогда замучено за Христа около сорока воиновъ. Такъ, святый Лукіанъ своимъ сладкоглаголивымъ и исполненнымъ Божественной благодати языкомъ опять обратилъ ко Христу отпавшихъ отъ Него и укрѣпилъ ихъ къ мученическому подвигу.

Когда же Лукіана привели въ Никомидію, то онъ нашелъ тамъ многихъ извѣстныхъ ему христіанъ и учениковъ своихъ, которые, боясь гоненія, были въ великомъ страхѣ. Нѣкоторые изъ нихъ скрывались, а другіе хотѣли отречься отъ христіанства, боясь лютыхъ мученій и смерти. Святый Лукіанъ силою своего слова возбудилъ ихъ мужество и сдѣлалъ ихъ твердыми въ вѣрѣ, дабы не бояться имъ убивающихъ тѣло, а не душу (Матѳ. 10, 28).

Разсказываютъ, что одну дѣвицу, по имени Пелагію, ученицу Лукіана, отыскивали на мученіе за вѣру во Христа; боясь, чтобы не погубили ея дѣвства, дѣвица бросилась съ высокаго окна и, упавши, разбилась и умерла; вѣрующіе почтили ее, какъ мученицу [8].

Такъ какъ Максиміанъ слышалъ, что у Лукіана такое пріятное лицо и онъ такъ увлекательно бесѣдуетъ, что всякій, смотрящій на него и слушающій его, непремѣнно дѣлается христіаниномъ, то царь боялся, чтобы и ему не сдѣлаться христіаниномъ, если онъ будетъ самъ лично бесѣдовать съ Лукіаномъ. Посему, когда Лукіана привели къ царю, то онъ сталъ бесѣдовать съ нимъ въ нѣкоторомъ отдаленіи, чрезъ завѣсу [9]. Сначала онъ обѣщалъ Лукіану многіе дары и почести; когда же святый засмѣялся на его льстивыя и лукавыя слова, тогда Максиміанъ началъ угрожать ему новыми мученіями. Лукіанъ нисколько не устрашился его угрозъ; его посадили въ темницу, въ которой онъ претерпѣлъ многія и различныя страданія. Тамъ его связали веревками, били острыми камнями и долго томили голодомъ и жаждою. Между многими мученіями было одно и такое: отторгли изъ суставовъ всѣ члены его тѣла и положили спиной на острыхъ черепкахъ, на которыхъ онъ и лежалъ 14 дней. Когда же наступилъ праздникъ Богоявленія Господня, то святый пожелалъ, чтобы ему и всѣмъ находившимся съ нимъ христіанамъ дозволено было причаститься святыхъ Христовыхъ Таинъ. Онъ помолился Богу, дабы получить желаемое, и Богъ усгроилъ такъ, что, по недосмотру стражи, нѣкоторые изъ вѣрующихъ собрались къ Лукіану въ темницу и принесли хлѣбъ и вино. Тогда святый Лукіанъ сказалъ ученикамъ своимъ и всѣмъ христіанамъ, находившимся въ темницѣ:

— «Встаньте вокругъ меня и будьте церковью, ибо я вѣрую, что церковь живая лучше и благопріятнѣе для Бога, чѣмъ построенная изъ дерева или камня».

Когда затѣмъ всѣ обступили Лукіана, онъ сказалъ:

— «Совершимъ литургію и причастимся Божественныхъ Таинъ».

Тогда ученики спросили его:

— «Гдѣ же мы, отче, положимъ хлѣбъ для совершенія святыхъ Таинъ? — У насъ нѣтъ здѣсь стола».

Онъ же, возлежа связанный, лицомъ кверху, сказалъ:

— «Положите у меня на груди, и будетъ живой престолъ Живому Богу».

Такъ, въ темницѣ, на груди святаго, совершилась Божественная литургія, со всѣми надлежащими молитвами — по чину, какъ подобаетъ, — и всѣ сподобились причаститься святыхъ Божественныхъ Таинъ.

Утромъ царь послалъ слугь узнать: живъ ли еще Лукіанъ? Когда же слуги входили въ темничныя двери, святый Лукіанъ, увидавъ ихъ, три раза воскликнулъ:

— «Я — христіанинъ!»

И съ этими словами онъ предалъ духъ свой въ руки Христа, Бога своего [10].

Слуги, придя къ Максиміану, разсказали, что Лукіанъ уже умеръ. Тогда царь повелѣлъ бросить тѣло мученика въ море; слуги такъ и сдѣлали: привязавъ камень къ многострадальному тѣлу святаго Лукіана, они бросили его въ морскую пучину, и оно оставалось въ морѣ тридцать дней.

Послѣ сего мученикъ явился одному изъ своихъ учениковъ, по имени Гликерію, повелѣвая ему идти на морской берегъ и, взявъ тѣло его, предать погребенію. Гликерій пошелъ съ другими христіанами на берегъ искать тѣло святаго; и вотъ они увидали въ морѣ дельфиновъ, несшихъ на себѣ нетлѣнное тѣло мученика; подплывъ къ берегу, они положили его на сухомъ мѣстѣ. Тогда вѣрующіе съ радостію взяли тѣло святаго мученика и похоронили съ честію.

Много лѣтъ спустя, святая равноапостольная царица Елена, мать Константина Великаго, построила надъ гробомъ святаго мученика Лукіана церковь [11] во славу Богу, въ Троицѣ Единому, Ему же и нынѣ отъ насъ да будетъ слава, честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Самосаты — главный городъ Сирійской провинціи Коммагены, на западномъ берегу рѣки Евфрата; въ настоящее время называется Самсатъ.
[2] За свою благочестивую жизнь Лукіанъ, какъ повѣствуетъ его житіе, былъ удостоенъ особеннаго дара Божественной благодати, такъ что когда ходилъ по городу, то нѣкоторые видѣли его, а другимъ онъ былъ невидимъ (Прологъ 15 октября).
[3] Здѣсь онъ занимался также перепискою книгъ Священнаго Писанія, въ чемъ достигъ большого искусства; этимъ трудомъ Лукіанъ питалъ и себя, и нищихъ.
[4] Самымъ знаменитымъ ученымъ трудомъ Лукіана былъ пересмотръ и исправленіе греческаго текста Библіи. Блаженный Іеронимъ пишетъ: «Лукіанъ, мужъ знаменитѣйшій, пресвитеръ церкви Антіохійской, столько трудился надъ Св. Писаніемъ, что доселѣ нѣкоторые экземпляры называются Лукіановыми». Св. Лукіанъ нашелъ въ священномъ текстѣ ошибки, внесенныя не только временемъ, но и людьми злонамѣренными, и потому рѣшился употребить труды и свѣдѣнія свои на то, чтобы передать Церкви текстъ исправнѣйшій. Св. Аѳанасій говоритъ такъ о трудахъ св. Лукіана: «Лукіанъ разсмотрѣлъ прежніе переводы и еврейскія книги и обращалъ тщательное вниманіе на то, чего недоставало, или что было лишнимъ, и все исправилъ въ своемъ мѣстѣ». — Трудъ св. Лукіана, въ предохраненіе отъ враговъ вѣры, во время исповѣдническаго подвига его, сохраненъ былъ въ стѣнѣ, гдѣ ящикъ съ рукописью залитъ былъ известью и здѣсь найденъ былъ при императорѣ Константинѣ Великомъ. Съ сего времени переводъ, пересмотрѣнный св. Лукіаномъ, началъ входить во всеобщее употребленіе.
[5] Память св. Анѳима совершается 3 сентября, а св. Петра Александрійскаго — 25 ноября.
[6] Савеллій, выходя изъ христіанскаго понятія о единствѣ Божіемъ, впалъ въ крайность, которая и привела его къ еретическому ученію, противному самымъ главнымъ основамъ и догматамъ христіанскаго вѣроученія. Онъ училъ, что если Богъ единъ по существу, то и не можетъ быть совмѣстной Троицы Божественнаго Существа, и Троицу нужно понимать лишь въ смыслѣ послѣдовательнаго откровенія одного и того же Лица по отношенію Его къ міру и человѣку; по ученію Савеллія нѣтъ трехъ лицъ Божества: Отецъ, Сынъ и Духъ Святый это только извѣстныя формы, въ какихъ Богъ является людямъ: въ Ветхомъ Завѣтѣ, какъ дающій законы имъ, является Отцомъ, въ Новомъ, какъ спасающій людей, явился Сыномъ и продолжаетъ являться, какъ освящающій ихъ Духъ. — Савелліанизмъ, возникнувъ въ половинѣ III вѣка, къ концу его уже ослабѣлъ, хотя имѣлъ еще приверженцовъ и въ IV вѣкѣ.
[7] Въ 303 году, при императорѣ Діоклитіанѣ, Лукіанъ былъ въ числѣ исповѣдниковъ вѣры въ Никомидіи, гдѣ тогда было сильное гоненіе на христіанъ; оттуда онъ извѣшалъ Антіохійскую церковь о мученической кончинѣ св. Анѳима Никомидійскаго; но въ этотъ разъ онъ былъ, сверхъ чаянія, освобожденъ и возвратился въ Антіохію, гдѣ и продолжалъ свою прежнюю христіанскую дѣятельность.
[8] Память ея 8 октября.
[9] Церковный историкъ Евсевій писалъ, что св. Лукіанъ, представленный къ императору Максиміану за вѣру, возвѣстилъ небесное Царствіе Христово сначала словомъ чрезъ Апологію, потомъ и дѣлами. Говоря въ своей Апологіи о Воскресеніи Христовомъ, Лукіанъ пишетъ: «Воспользуюсь свидѣтельствомъ самаго мѣста, гдѣ сіе случилось: самое мѣсто соглашается со мною. Голгоѳская гора, разсѣвшаяся подъ славою Креста, та пещера, которая по отверстіи входовъ преисподней, снова возвратила одушевленное Тѣло, чтобы болѣе свѣтлымъ вознеслось Оно на небо... Привожу вамъ во свидѣтели самое небо, которое, узрѣвъ, что дѣлаютъ нечестивые на землѣ, въ полдень сокрыло свѣть свой. Поищите въ вашихъ лѣтописяхъ и вы найдете, что при Пилатѣ, когда страдалъ Христосъ, день прерывался солнечнымъ затменіемъ». — Кромѣ этихъ трудовъ, св. Лукіанъ оставилъ послѣ себя Символъ вѣры во Святую Троицу.
[10] Св. Лукіанъ скончался въ 312 году по Р. Хр., 7 января, какъ сіе видно изъ слова св. Іоанна Златоуста на день памяти его: «Итакъ, вчера Господь нашъ крестился водою, а нынѣ рабъ Ега крещается кровію». Въ греческой церкви день памяти св. Лукіана впослѣдствіи перенесли на 15-е октября, отдѣливъ 7-е января для празднованія Собору св. Іоанна Предтечи.
[11] Этотъ великолѣпный храмъ былъ сооруженъ св. равноапостольною царицею Еленою въ 326 году [въ Виѳиніи, въ городѣ Дрепанѣ, названномъ въ честь св. царицы Елены — Еленополемъ]. — При римскомъ императорѣ, Карлѣ Великомъ, св. мощи Лукіана перенесены изъ Еленополя въ г. Арль, во Францію.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 371-376.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0