Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День четырнадцатый.

Житіе преподобнаго Николы Святоши.

Пройдя такимъ образомъ благочинно всѣ эти степени послушанія, онъ по разрѣшенію игумена и всей братіи принялъ на себя подвигъ безмолвія, дабы въ тишинѣ заботиться о своемъ спасеніи. Исполняя сіе послушаніе, онъ своими руками устроилъ при келліи садъ, и въ продолженіе всѣхъ лѣтъ иноческой жизни его никогда не видали безъ дѣла; онъ всегда имѣлъ въ рукахъ своихъ какую-нибудь работу, а на устахъ непрерывно сію молитву Іисусову: Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя! Онъ никогда ничего не вкушалъ, кромѣ общей монастырской пищи на трапезѣ, и то въ небольшомъ количествѣ. Если ему, противъ его желанія, какъ князю, приходилось получать что-либо отъ близкихъ ему, тогда онъ все это немедленно раздавалъ на нужды странниковъ, нищихъ и на строеніе церковное, такъ что на средства его въ церковь пріобрѣтено было много книгъ.

Сей блаженный князь, еще во время владѣнія своимъ княжествомъ, имѣлъ при себѣ очень искуснаго врача по имени Петра, сирійца родомъ, который пришелъ съ нимъ и въ монастырь. Врачъ этотъ, видя добровольную нищету своего господина, оставилъ его и проживалъ въ Кіевѣ, врачуя тамъ многихъ. Впрочемъ, онъ неоднократно приходилъ къ блаженному и, видя его въ великихъ лишеніяхъ и безмѣрномъ постѣ, служащимъ въ кухнѣ и стражемъ у воротъ монастырскихъ, такъ увѣщавалъ оставить сей образъ жизни:

— «Князь, тебѣ слѣдуетъ позаботиться о своемъ здоровьи, дабы тебѣ непомѣрнымъ трудомъ и воздержаніемъ неослабить совсѣмъ своей плоти, ибо, если ты изнеможешь, для тебя станетъ неудобоносимымъ иго, которое ты Христа ради пожелалъ взять на себя. Вѣдь, Богъ не ищетъ поста или подвига выше силъ, но только чистаго и смиреннаго сердца. Ты работаешь на иноковъ, какъ купленный рабъ; вѣдь, къ такой нуждѣ ты не привыкъ, да это и недостойно тебя, такъ какъ ты князь. Для твоихъ благородныхъ братьевъ Владиміра и Изяслава твоя нищета есть скорбь и великое уничиженіе, такъ какъ отъ столь великой славы и почести ты дошелъ до такихъ лишеній, что умерщвляешь свое тѣло и изъ-за недостаточной пищи впадаешь въ недуги. Ты прежде питался вкусными плодами, а теперь подвергъ себя тяжкимъ лишеніямъ, вкушая сырую зелень и сухой хлѣбъ. Но берегись, какъ бы тебѣ совершенно не заболѣть, и тогда ты, не имѣя болѣе силъ, лишишься жизни, и я не въ состояніи буду помочь тебѣ; итакъ, ты готовишь своимъ братьямъ плачъ неутѣшный. Вотъ и бояре, нѣкогда служившіе тебѣ и благодаря тебѣ прежде знатные, — и тѣ, потерявъ свои надежды, сожалѣютъ о тебѣ и пребываютъ въ большомъ уныніи. Но они устроили себѣ большіе дома и теперь живутъ въ нихъ, а ты не имѣешь, гдѣ главы преклонить, и сидишь то при мусорныхъ кучахъ, то въ поварнѣ, то при вратахъ. Кто изъ Русскихъ князей поступалъ такъ? Уже не блаженный ли отецъ твой Давидъ, или приснопамятный твой дѣдъ Святославъ? Да и изъ бояръ никто не пожелалъ бы такой безславной жизни, кромѣ одного Варлаама [4], бывшаго здѣсь игуменомъ. Итакъ, если ты не послушаешь моего совѣта, — то преждевременно умрешь».

Подобныя слова врачъ Петръ, научаемый братьями святаго Николы, часто говорилъ ему, когда сидѣлъ съ нимъ то въ поварнѣ, то при воротахъ.

Блаженный всегда на это отвѣчалъ ему:

— «Братъ Петръ! Часто думая о спасеніи души своей, я рѣшилъ, что не должно щадить плоти, дабы она не вступала въ борьбу съ духомъ и не возбуждала въ душѣ моей брани. Утомляемая же подвигомъ воздержанія, она смиряется, но не изнемогаетъ; а если бы и изнемогла, то вѣдь апостолъ сказалъ: сила моя въ немощи совершается (2 Кор. 2, 5). И еще: недостойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей страсти нынѣшняго времени къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 12). Богъ желаетъ смиреннаго и чистаго сердца, но его не можетъ быть безъ поста и подвига, потому что постъ — матерь цѣломудрія и чистоты. И еще сказано: и смирися въ трудѣхъ сердце ихъ (Псал. 106, 12). Я благодарю Бога за то, что Онъ освободилъ меня отъ мірскихъ заботъ и содѣлалъ меня рабомъ для Своихъ рабовъ, — сихъ блаженныхъ черноризцевъ; вѣдь я, будучи княземъ, подъ видомъ работы для нихъ, работаю для Царя царей. Братья же мои пусть заботятся о себѣ самихъ: кійждо бо свое бремя понесетъ (Гал. 6, 5). Довольно съ нихъ моего наслѣдія, которое я для того оставилъ вмѣстѣ съ земнымъ княженіемъ, чтобы получить наслѣдіе въ Царствіи небесномъ: обнищахъ бо Христа ради, да Христа пріобрящу (Флп. 3, 8). Къ чему же ты угрожаешь мнѣ смертію, укоряешь въ моей нищетѣ и въ воздержаніи отъ излишнихъ яствъ? Вѣдь, и ты, когда лѣчишь тѣлесную болѣзнь, не повелѣваешь ли больному быть воздержнымъ, а нѣкоторыхъ яствъ и совсѣмъ избѣгать? А мнѣ такимъ же способомъ нужно врачевать недуги душевные. Если я и умру тѣлесно, то вѣдь мнѣ умрети Христа ради пріобрѣтеніе есть (Флп. 1, 21). Если же я сижу при мусорныхъ кучахъ, — то почему ты меня считаешь хуже бояръ? вѣдь, мнѣ надлежитъ царствовать съ Іовомъ, о которомъ сказано, что онъ былъ знаменитѣе всѣхъ сыновъ востока (Іов. 1, 3). Если сего не дѣлалъ раньше меня ни одинъ изъ Русскихъ князей, то я, послѣдуя Царю Небесному, положу начало; можетъ быть, съ сего времени кто-нибудь и станетъ подражать мнѣ, послѣдуя моему примѣру. Наконецъ, вмѣстѣ съ научающими тебя совѣтую заботиться болѣе о себѣ самомъ!»

Многократно происходило также и слѣдующее. Когда сей блаженный князь, утомившись въ подвигѣ послушанія, впадалъ въ болѣзнь, тогда врачъ Петръ, узнавъ объ этомъ, немедленно приготовлялъ ему лѣкарства, нужныя при той или другой болѣзни. Но князь всегда до прибытія врача съ лѣкарствомъ, Божіею помощію, дѣлался здоровымъ и никогда не дозволялъ лѣчить себя.

Однажды пришлось и самому врачу тому заболѣть. Блаженный послалъ къ нему сказать:

— «Если ты не станешь пить лѣкарства, то скоро выздоровѣешь, а если меня не послушаешь, то долго будешь страдать».

Но врачъ не послушался и выпилъ свое лѣкарство и, желая излѣчиться отъ болѣзни, едва не лишился жизни, хотя потомъ и былъ исцѣленъ по молитвѣ святаго. Когда тотъ же врачъ вскорѣ снова заболѣлъ, блаженный велѣлъ передать ему то же самое:

— «Если не будешь лѣчиться, — выздоровѣешь на третій день».

Будучи наказанъ за первое ослушаніе, на этотъ разъ врачъ послушался блаженнаго и, по слову его, на третій день выздоровѣлъ. Блаженный Никола въ то же время оканчивалъ свое послушаніе монастырскаго привратника; позвавъ выздоровѣвшаго врача, онъ сказалъ ему:

— «Петръ! тебѣ подобаетъ постричься въ иноческій образъ и, вмѣсто меня, потрудиться въ семъ монастырѣ для Господа и Его Пречистой Матери, потому что я по истеченіи трехъ мѣсяцевъ отойду отъ сего міра».

Врачъ Петръ, услышавъ сіе, палъ ему въ ноги и возопилъ, обливаясь слезами:

— «Увы мнѣ, господинъ мой, благодѣтель мой, драгоцѣнная жизнь моя! Кто приметъ меня, когда я приду сюда? Кто накормитъ сирыхъ и убогихъ, кто заступится за обижаемыхъ, кто окажетъ милость многимъ, требующимъ помощи? Не говорилъ ли я тебѣ, князь, что ты скоро доставишь неутѣшный плачъ своимъ братьямъ? не говорилъ ли тебѣ: князь, побереги свою жизнь, ибо ты для многихъ можешь быть полезенъ, и въ жизни твоей — жизнь многихъ людей. Не ты ли меня исцѣлилъ силою Божіею и своею молитвою? Куда же ты, добрый пастырь, уходишь? Если ты самъ, исцѣлитель мой, захворалъ, то разскажи мнѣ, твоему рабу, о своей болѣзни, и если я не вылѣчу тебя, то пускай за твою жизнь и за твою душу будетъ моя жизнь и моя душа. Не отходи отъ меня въ молчаніи, господинъ мой, но скажи мнѣ, откуда пришла тебѣ такая вѣсть? Если отъ людей, то я отдамъ за тебя мою жизнь, а если Господь возвѣщаетъ тебѣ сіе, то моли Его, чтобы мнѣ умереть вмѣсто тебя. Если ты меня оставишь, то гдѣ мнѣ сѣсть и плакать о своей потерѣ, у сей ли мусорной кучи, гдѣ ты такъ часто сиживалъ, — но и сюда меня не пустятъ. И буду ли я имѣть возможность получить что-нибудь въ наслѣдство изъ твоего имѣнія, когда ты самъ нагъ? Развѣ вотъ сіи заплатанныя рубища, которыя на тебѣ? Но и въ тѣхъ ты, отходя отъ міра, будешь положенъ. Даруй, по крайней мѣрѣ, мнѣ — подобно тому, какъ древле Илія Елиссею милоть — твою молитву, дабы мнѣ раздѣлить ею глубину сердечную и воды моей жизни [5] и пройти до мѣста дальняго крова, въ домъ Божій, куда желаешь ты теперь отойти. И звѣрь, вѣдь, по заходѣ солнца понимаетъ, что ему надобно пойти и лечь въ свое логовище, но я не знаю, куда пойду по отшествіи твоемъ. И птица находитъ себѣ храмину и горлица гнѣздо себѣ, идѣже положитъ птенцы своя (Псал. 83, 4), ты же шесть лѣтъ проживаешь въ монастырѣ и не нашелъ себѣ мѣста: гдѣ же ты меня оставишь?»

Поднявъ плачущаго врача, блаженный сказалъ ему:

— «Петръ! Не сѣтуй: благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи (Псал. 117, 9). Господь знаетъ, какъ сохранить Свою тварь, которую Самъ создалъ. Онъ позаботится накормить алчущихъ, заступится за бѣдныхъ и спасетъ находящихся въ напастяхъ, и для тебя будетъ прибѣжищемъ. Братья же мои по плоти пусть не обо мнѣ, но о себѣ и о своихъ дѣлахъ, въ плачевной юдоли міра сего, плачутъ, дабы получить утѣшеніе и блаженство въ будущемъ. Я не нуждаюсь, ради временной жизни, во врачеваніи, потому что я уже давно умеръ для всего временнаго: мертвіи же (говоря по естеству) живота не имутъ видѣти, ниже врачеве воскресятъ (Ис. 26, 14), какъ говоритъ Исаія.

Сказавъ сіе, блаженный Никола Святоша вмѣстѣ съ врачемъ отправился къ пещерѣ и приготовилъ себѣ тамъ мѣсто для могилы. При этомъ онъ сказалъ врачу:

— «Кто изъ насъ больше любитъ сіе мѣсто?»

Петръ съ плачемъ отвѣчалъ:

— «Я знаю, что если ты пожелаешь, то умолишь Господа, чтобы еще пожить тебѣ, а меня положи здѣсь».

Блаженный сказалъ ему:

— «Пусть будетъ такъ, какъ ты желаешь, если такъ угодно Господу. Итакъ, помолимся Ему оба, но только въ иноческомъ чинѣ».

Тогда, по совѣту блаженнаго, врачъ постригся въ иноческій чинъ и пробылъ въ теченіе трехъ мѣсяцевъ на молитвѣ, безпрестанно, день и ночь, проливая слезы.

Однажды блаженный Никола сказалъ ему:

— «Братъ Петръ, желаешь ли, чтобы я взялъ тебя съ собою?»

Онъ, какъ и прежде, съ плачемъ на это отвѣтилъ ему:

— «Я желаю, чтобы ты позволилъ мнѣ умереть за тебя, а ты оставайся здѣсь и молись за меня».

Блаженный сказалъ ему:

— «Братъ, дерзай и будь готовъ, потому что, по желанію твоему, въ третій день отойдешь изъ сей жизни».

Когда наступило предъуказанное время, Петръ, причастившись святыхъ и животворящихъ Христовыхъ Таинъ, возлегъ на одръ и предалъ духъ свой въ руцѣ Господу. По смерти врача, блаженный князь Никола Святоша подвизался еще тридцать лѣтъ, не выходя изъ монастыря и, достигнувъ, согласно прозвищу, совершенства въ святой жизни, преставился въ вѣчную жизнь къ Святѣйшему всѣхъ святыхъ Царю смиренія — Іисусу [6]. Въ день кончины сего святаго князя едва ли не весь городъ Кіевъ собрался, воздавая ему послѣднее цѣлованіе и испрашивая съ обильными слезами молитвъ его.

Особенно плакали братья блаженнаго, Изяславъ и Владиміръ. Изяславъ обратился къ игумену монастыря съ просьбою, чтобы онъ отдалъ ему на благословеніе и утѣшеніе крестъ умершаго, подушку и скамью, на которой онъ совершалъ колѣнопреклоненіе. Игуменъ, отдавая ихъ ему, сказалъ:

— «По вѣрѣ твоей, да получишь отъ сихъ вещей помощь въ томъ, чего ты желаешь».

Изяславъ, принявъ сіи предметы съ великимъ благоговѣніемъ, прислалъ въ монастырь много золота, чтобы недаромъ получить эти вещи брата.

Сей самый Изяславъ однажды жестоко расхворался и даже не надѣялся встать съ одра. Въ это время при немъ находились жена, дѣти и всѣ бояре. Такъ прошло нѣкоторое время; потомъ больной, нѣсколько оправившись, поднялся и попросилъ выпить воды изъ Печерскаго колодца. Но скоро онъ опять лишился языка и послѣ сего не могъ уже ничего проговорить. Послали въ Печерскій монастырь и взяли тамъ въ сосудѣ воды, которою предъ тѣмъ обмыли гробъ преподобнаго Ѳеодосія. Игуменъ передалъ и власяницу преподобнаго Николы Святоши, чтобы въ нее одѣли тѣло его. И еще не вернулся посланный съ водой и вларяницей, какъ князь Изяславъ проговорилъ:

— «Скорѣе идите на встрѣчу преподобнымъ отцамъ Ѳеодосію и Николѣ за городъ».

Когда съ власяницею и водою вошелъ посланный, князь снова воскликнулъ:

— «Никола, Никола Святоша!»

Ему дали выпить той воды, одѣли во власяницу и онъ скоро сталъ здоровъ, и всѣ прославляли Бога и Его угодниковъ.

Съ тѣхъ поръ Изяславъ всегда надѣвалъ на себя сію власяницу, когда заболѣвалъ, и немедленно становился здоровымъ. Кромѣ того, онъ всегда имѣлъ на себѣ эту власяницу, когда шелъ на войну, и такимъ образомъ оставался невредимымъ. Одинъ разъ согрѣшивъ, онъ не рѣшился надѣть ее на себя и въ тотъ разъ былъ убитъ на войнѣ; однако онъ еще заранѣе приказалъ похоронить себя въ ней.

Такъ и мы, надѣясь на молитвы сего преподобнаго князя, о спасеніи котораго мы имѣемъ очевидное извѣстіе, да сподобимся силою его молитвъ получить исцѣленіе отъ всякихъ болѣзней и язвъ, какъ временныхъ, такъ и вѣчныхъ, — по благодати Царя смиренія, а вмѣстѣ и Царя славы Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Емуже слава съ Богомъ Отцемъ и святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Святославъ Святоша (названный такъ за свое благочестіе) при крещеніи былъ названъ Панкратіемъ, а въ иночествѣ Николаемъ. Онъ былъ сыномъ Черниговскаго князя Давида Святославича и внукомъ Кіевскаго и Черниговскаго князя Святослава Ярославича, основавшаго святую, Богомъ созданную, Печерскую церковь.
[2] Память его 19 ноября. Онъ былъ сыномъ Индійскаго царя Авенира; память его тогда же.
[3] Это было въ 1107 году.
[4] Варлаамъ былъ первымъ игуменомъ Кіево-Печерскаго монастыря; онъ былъ сыномъ перваго Кіевскаго боярина Іоанна; память его 19 ноября.
[5] Т. е. разсѣять тоску сердечную и печаль въ жизни. Выраженіе взято для соотвѣтствія съ извѣстною исторіею изъ жизни пророка Елиссея.
[6] Это было 14 октября 1143 года. Мощи преп. Николы Святоши нетлѣнно почиваютъ въ пещерѣ преподобнаго Антонія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 349-356.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0