Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День четырнадцатый.

Житіе преподобной Параскевы.

По смерти своихъ родителей Параскева стала проводить жизнь, полную скорбей и лишеній. Подражая усердно жизни святыхъ, она умерщвляла постомъ и бдѣніемъ свое тѣло и порабощала его духу. Воспламеняясь Божественнымъ желаніемъ жить для Господа, Параскева не пожелала долго жить въ многомятежномъ мірѣ семъ, но, покинувъ все мірское, скрылась отъ міра и, достигнувъ пустыни Іорданской [4], стала проводить здѣсь равноангельскую жизнь. Подражая Боговидцу пророку Иліи и Іоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя ихъ притомъ лишь въ маломъ количествѣ, и то по закатѣ солнца. Постепенно истаевая, то отъ жара, то отъ холода, она обращала свои взоры только къ Единому Богу, могущему спасти смиренныхъ сердцемъ отъ малодушія и бури (Псал. 54, 9). Кто въ состояніи повѣдать о томъ, сколько слезъ пролила преподобная? Кто разскажетъ о частыхъ и неумолкаемыхъ стенаніяхъ ея? Кто подробно передастъ объ ея колѣнопреклоненіяхъ непрестанныхъ и различныхъ подвигахъ тѣлесныхъ? Одинъ Всевидящій Богъ взиралъ на подвиги преподобной. У нея не было тамъ заботъ о мірской суетѣ: она заботилась только лишь объ очищеніи души, объ отвѣтѣ на будущемъ судѣ и встрѣчѣ съ Небеснымъ Женихомъ. Тебе, Женише мой, ищу — говорила преподобная Параскева и постоянно держала въ умѣ изреченіе изъ книги Пѣсни пѣсней: возвѣсти ми, Егоже возлюби душа моя (Пѣсн. 1, 6). Она о томъ больше всего заботилась, какъ бы украсить свой свѣтильникъ и вмѣстѣ съ мудрыми дѣвами выйти навстрѣчу Небесному Жениху, услышать сладкій Его гласъ и насладиться лицезрѣніемъ красоты Его. Когда пріиду и явлюся лицу Божію (Псал. 41, 3)? — непрестанно говорила святая.

Когда, такимъ образомъ, преподобная Параскева пребывала въ пустынѣ, лукавый врагъ позавидовалъ ея добродѣтелямъ и пытался мечтаніями и призраками устрашить ее. Многократно превращаясь въ различныхъ звѣрей, онъ устремлялся на святую, дабы создать для нея препятствіе на пути подвиговъ. Но добрая Христова невѣста Параскева Вышняго положи прибѣжище себѣ (Псал. 90, 9) и при Его помощи, — знаменіемъ святаго креста Его, — отгоняла враговъ и разрывала, какъбы паутину, всѣ козни діавола, и совершенно низложила его. Святая, при своей женской природѣ, имѣла поистинѣ мужской разумъ и побѣдила діавола, какъ Давидъ — Голіаѳа. Украсивъ свою душу такими подвигами и добродѣтелями, Параскева сдѣлалась возлюбленной невѣстой Христовой, такъ что на ней исполнилось пророческое слово: возжелаетъ Царь доброты твоея (Псал. 44, 12). Итакъ Сей Царь вселился въ нее со Отцемъ и Святымъ Духомъ и пребывалъ въ ней, какъ и въ святой Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранивъ свою душу отъ грѣха и оскверненія, содѣлалась церковію Живаго Бога.

Однажды ночью Параскева, послѣ долговременнаго уже пребыванія въ пустынѣ, по обыкновенію своему, съ умиленіемъ простирая руки къ небу, стояла на молитвѣ. Внезапно, въ образѣ пресвѣтлаго юноши, она увидѣла ангела Божія, который, подойдя къ ней, сказалъ:

— «Оставь пустыню и возвратись въ свое отечество, ибо тамъ подобаетъ тебѣ оставить тѣло на землѣ, а душою прейти ко Господу».

Преподобная, проникнувъ въ смыслъ видѣнія, уразумѣла, что въ немъ сказывается Божіе повелѣніе; она радовалась тому, что близко время разрѣшенія ея отъ тѣла, но ей жаль было разставаться съ пустыннымъ уединеніемъ, — ибо ничто такъ не очищаетъ души и не приближаетъ ея къ Первообразу, какъ пустыня и безмолвіе. Однако, повинуясь волѣ небесной, преподобная оставила пустыню и отправилась въ отечество.

Прибывъ въ царствующій градъ Константинополь, она вошла тамъ въ прекрасный храмъ Премудрости Божіей, равно также побывала и во Влахернской церкви и, поклонившись предъ чудотворной иконой Богоматери, пошла на свою родину въ Епиватъ, гдѣ прожила нѣкоторое время, не измѣняя своего обычнаго пустыннаго подвига, — поста и молитвъ. Когда же наступило время ея отшествія къ Богу, Параскева помолилась усердно о самой себѣ и обо всемъ мірѣ и во время молитвы предала Богу свою блаженную душу. Тѣло ея было погребено вѣрующими, по христіанскому обычаю, но не на общемъ кладбищѣ, — какъ тѣло странницы, никому не сказавшей о себѣ, откуда она [5].

Богъ, восхотѣвшій прославить Свою угодницу, по прошествіи многихъ лѣтъ, открылъ мощи ея при слѣдующихъ обстоятельствахъ.

Близъ того мѣста, гдѣ была погребена преподобная, въ подвигахъ безмолвія на столпѣ подвизался нѣкій столпникъ. Случилось, что туда же было выброшено волнами тѣло какого-то корабельщика, заболѣвшаго во время плаванія тяжкой болѣзнію и скончавшагося. Отъ трупа сего началъ исходить удушливый смрадъ, такъ что по той дорогѣ невозможно было и проходить; смрада сего не могъ стерпѣть даже и столпникъ, подвизавшійся около того мѣста, и онъ принужденъ былъ сойти со столпа. Посему онъ приказалъ выкопать глубокую яму и закопать въ ней смердящій трупъ. Когда рабочіе копали яму, то, по Божественному смотрѣнію, они обрѣли лежащее въ землѣ нетлѣнное тѣло и сильно удивились сему. Но такъ какъ рабочіе были люди неопытные и несвѣдущіе, то на случившееся не обратили никакого вниманія, какъ на малозначительное и ничтожное дѣло. Они разсуждали такъ между собою:

— «Если бы сіе тѣло было святое, то Богъ открылъ бы его посредствомъ какихъ-либо чудесъ».

Съ сими мыслями они вновъ засыпали нетлѣнное тѣло землею, бросивъ туда же и смрадный трупъ, а затѣмъ ушли домой. Съ наступленіемъ ночи, одинъ изъ нихъ, нѣкто Георгій, человѣкъ благочестивый, молился Богу въ своемъ домѣ. Заснувъ подъ утро, онъ увидалъ во снѣ нѣкую царицу, сидящею на пресвѣтломъ престолѣ, а кругомъ нея стоитъ великое множество свѣтлыхъ воиновъ. Объятый страхомъ и, будучи не въ силахъ взирать на сіе царское величіе и славу, Георгій упалъ на землю. Тогда одинъ изъ свѣтлыхъ воиновъ, взявъ Георгія за руку, поднялъ его и сказалъ:

— «Георгій! Зачѣмъ вы такъ презрѣли тѣло преподобной Параскевы и вмѣстѣ съ нимъ похоронили смердящій трупъ? Немедленно возьмите тѣло преподобной и положите его въ достойномъ мѣстѣ, ибо восхотѣлъ Богъ прославить на землѣ рабу Свою».

Также и та свѣтлая царица сказала ему:

— «Поспѣши вынуть мои мощи и положить ихъ въ достойномъ мѣстѣ, потому что я не могу больше терпѣть смрада отъ того трупа. Ибо я человѣкъ, и родина моя Епиватъ, гдѣ нынѣ и вы живете».

Тою же ночью было такое же видѣніе и одной благочестивой женщинѣ, по имени Евфиміи. По утру они оба разсказали всѣмъ о томъ, что увидѣли. Услышавъ сіе, благочестивый народъ отправился съ возжженными свѣчами къ мощамъ преподобной Параскевы и, съ благоговѣніемъ вынувъ ихъ изъ земли, радовался какъ-бы о нѣкоемъ многоцѣнномъ сокровищѣ. Святыя мощи съ торжествомъ положены были въ церкви святыхъ и всехвальныхъ апостоловъ Петра и Павла, въ селеніи Епиватъ, гдѣ, по молитвамъ святой Параскевы, отъ ея мощей подавались многія исцѣленія болящимъ: слѣпые прозирали, хромые начинали ходить и всѣ недужные и бѣсноватые получали здравіе.

Въ 1238 году, во время владычества крестоносцевъ (католиковъ) въ Царьградѣ, благочестивѣйшій Іоаннъ Асѣнъ [6], король Болгарскій и Сербскій, получилъ извѣстіе о мѣстѣ, гдѣ почиваютъ святыя мощи преподобной Параскевы. Тогда онъ поручилъ блаженному Марку, — бывшему тогда митрополитомъ Переяслава Болгарскаго, — со многими епископами и священниками, перенести тѣ честныя мощи въ престольный городъ Болгарской земли — Терновъ [7]. Тамъ св. мощи были съ почетомъ положены въ придворной церкви, гдѣ, нетлѣнно почивая, источали различныя исцѣленія всѣмъ, съ вѣрою къ нимъ притекающимъ.

По прошествіи значительнаго времени, по Божію попущенію, мусульмане постепенно завоевали всю Греческую имперію, а вмѣстѣ съ ней покорили и царства Болгарское и Сербское. Сіе завоеваніе происходило въ XIV вѣкѣ, во времена турецкаго султана Баязета [8]. Когда султанъ Баязетъ взялъ Болгарскій городъ Терновъ, то всѣ церковныя драгоцѣнности и царскія украшенія были разграблены. Тогда святыя мощи Параскевы, одѣтыя въ одно рубище, были перенесены въ Валахію [9]. По завоеваніи Турками и Валахіи, въ 1396 году, святыя мощи, по ходатайству Сербской царицы Милицы предъ султаномъ, перенесены въ Сербію въ Бѣлградъ [10].

Въ 1521 году султанъ Сулейманъ II-й [11], взявъ Бѣлградъ, похитилъ оттуда также честныя мощи преподобной Параскевы; привезя затѣмъ въ Константинополь, онъ поставилъ ихъ здѣсь въ своихъ палатахъ. Но многоцѣнное сіе сокровище не затерялось и здѣсь, ибо многочисленныя чудеса отъ мощей преподобной способствовали къ прославленію ея не только у христіанъ, но даже и среди мусульманъ. Послѣдніе, смутившись симъ обстоятельствомъ и убоявшись, какъ-бы вѣра въ чудодѣйственную силу мощей святой Параскевы не распространилась еще шире, — а больше всего по усердію и заботливости христіанъ, — передали сіи святыя мощи Константинопольскимъ христіанамъ, а тѣ съ честію положили ихъ въ патріаршей церкви.

Въ 1641 году благочестивый Василій-Лупулъ [12], воевода и господарь Молдавскій, получивъ извѣстіе о томъ, что въ Константинопольской патріаршей церкви находятся мощи святой Параскевы, усердно желалъ, чтобы они были перенесены оттуда съ честію въ его славный господарскій округъ. Его желанію споспѣшествовалъ прославляемый во святыхъ Своихъ Господь, желавшій и въ Молдавіи прославить преподобную Параскеву. Тогда Константинопольскій патріархъ Парѳеній [13], съ согласія всего своего освященнаго собора и соизволенія иныхъ честнѣйшихъ патріарховъ, отправилъ честныя мощи преподобной Параскевы благочестивому государю, воеводѣ Василію, въ первопрестольный городъ его, Яссы [14]. Здѣсь, въ храмѣ трехъ святителей, съ великими почестями, при большомъ веселіи и радости жителей всей Молдавіи, святыя мощи и были положены въ 1641-мъ году по Рождествѣ Христовомъ, октября 14-го дня [15].

Примѣчанія:
[1] Мірское имя Параскевы было — Петка. Въ Петкѣ-Параскевѣ рано открылось пламенное желаніе жить для Господа. Слова Евангелія: иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе (Марк. 8, 34), слышанныя Параскевою въ храмѣ, какъ стрѣла пронзили ея сердце, и она, при выходѣ изъ храма, отдала богатое свое платье встрѣтившемуся бѣдняку, вымѣнявъ на его лохмотья. Черезъ нѣсколько времени Параскева опять отдала свою одежду нищенкѣ и потомъ не одинъ разъ повторяла то же самое. Ее бранили за это, но она отвѣчала, что иначе не можетъ жить.
[2] Епиватъ (Пиватъ, Турецкій Баядосъ) — мѣстечко, на взморьѣ, между Селимвріею и Константинополемъ.
[3] Мадитъ — морская гавань въ Херсонесѣ Ѳракійскомъ.
[4] По свѣдѣніямъ, собраннымъ святогорцемъ Никодимомъ, Параскева, прежде чѣмъ удалилась въ Іорданскую пустыню, въ Палестинѣ, посѣтила Царьградъ и обошла святыя мѣста его; здѣсь выслушивала она наставленія ревностныхъ подвижниковъ. По ихъ совѣту она поселилась въ предмѣстьи Ираклійскомъ при уединенномъ храмѣ Покрова Богоматери, гдѣ провела въ молитвахъ, постѣ и слезахъ пять лѣтъ. А затѣмъ, исполняя давнее желаніе свое, она отправилась въ Палестину и, поклонившись св. мѣстамъ, освященнымъ жизнію Спасителя, осталась жить въ Іорданской пустынѣ.
[5] Это было въ первой половинѣ XI-го столѣтія.
[6] Іоаннъ Асанъ или Асѣнъ II-й, сынъ Асѣня I-го (царствов. съ 1221 по 1241 г.) — знаменитѣйшій изъ государей Болгарскаго царства; онъ прославилъ и просвѣтилъ Болгарское царство больше всѣхъ царей, прежде него бывшихъ; построилъ много монастырей и украсилъ ихъ золотомъ и драгоцѣнными камнями; всѣ церкви онъ одарилъ многими дарами, а духовенство ихъ наградилъ великими почестями. Іоаннъ Асѣнъ былъ любимъ не только своими болгарами, но и греками.
[7] Терновъ — главный городъ Болгаріи, на рѣкѣ Етрѣ или Янтрѣ, впадающей въ р. Дунай, — нынѣ Тырново.
[8] Баязетъ I, турецкій султанъ, вступилъ на престолъ въ 1389 году. Воспользовавшись раздорами между Византійскимъ императоромъ Іоанномъ и сыномъ его Андроникомъ, Баязетъ поставилъ Византійскую имперію въ полную отъ себя зависимость; онъ завоевалъ Болгарію, Македонію, Ѳессалію и многія другія земли. Въ 1402 г. Баязетъ былъ взятъ въ плѣнъ Монгольскимъ завоевателемъ Тамерланомъ, гдѣ и умеръ въ 1403 г.
[9] Валахія — юго-западная часть нынѣшняго Румынскаго королевства.
[10] Бѣлградъ — главный городъ Сербскаго королевства, въ мѣстѣ соединенія р. Дуная съ р. Савою.
[11] Царствованіе Сулеймана II-го заключаетъ собою періодъ расцвѣта Турецкаго могущества. Турки чтятъ въ немъ величайшаго изъ своихъ государей.
[12] Василій-Лупулъ — господарь (т. е. государь) Молдавскій, съ 1634 по 1654 г.
[13] Парѳеній I — патріархъ Константинопольскій, съ 1639 по 1644 г.
[14] Яссы — главный городъ Молдавіи, одного изъ придунайскихъ княжествъ.
[15] Тамъ святыя мощи пребываютъ и нынѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 343-349.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0