Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двѣнадцатый.

Празднованіе въ память перенесенія Мальтійскихъ святынь.

Въ Русской церкви 12-го октября совершается празднованіе перенесенія съ острова Мальты въ Гатчину трехъ великихъ святынь: части древа Животворящаго Креста Господня, чудотворнаго образа Филермской Божіей Матери, написаннаго святымъ Евангелистомъ Лукою, и десной руки святаго Іоанна Крестителя. Передадимъ вкратцѣ исторію происхожденія каждой въ отдѣльности изъ этихъ святынь и установленія въ честь ихъ праздника.

I.

Точно также и Святая Русь въ тысячелѣтній періодъ своей христіанской жизни не разъ получала съ Востока части Животворящаго Креста Господня, которыя и хранятся до настоящаго времени и въ каѳедральныхъ соборахъ, и древнихъ монастыряхъ, и приходскихъ церквахъ, и царскихъ дворцахъ и даже частныхъ домахъ. Одну же изъ этихъ частицъ она получила съ Запада, отъ рыцарей Мальтійскаго ордена. Судьбы этого ордена всегда были тѣсно связаны съ судьбами, выпавшими на долю православнаго Востока и даже съ судьбами того Честнаго Древа, которое было его всегдашнимъ незыблемымъ оплотомъ и побѣждающимъ орудіемъ противъ всѣхъ бѣдствій и козней со стороны иноплеменнаго мусульманскаго и языческаго міра.

Въ то время, какъ одни изъ западныхъ христіанъ съ посохомъ странника предпринимали благочестивыя путешествія на Востокъ для поклоненія святынямъ его, среди которыхъ всегда первое мѣсто, безспорно, принадлежало Животворящему Древу Креста, другіе же, облекшись въ бранные доспѣхи, устремлялись туда, чтобы проливать кровь свою, защищая какъ поклонниковъ, такъ и самыя святыни, которыя влекли ихъ къ себѣ [2], — третьи поставили себѣ въ обязанность, соединяясь въ общества, давать пріютъ на чужбинѣ первымъ и врачевать раны вторымъ. Однимъ изъ самыхъ древнихъ такихъ обществъ является орденъ Іоаннитовъ [3], называвшійся такъ потому, что церковь имѣвшагося при немъ госпиталя была посвящена святому Іоанну Крестителю. Будучи сначала учрежденіемъ, преслѣдовавшимъ толъко цѣли благотворительности, орденъ впослѣдствіи, когда настоятельство въ немъ было отдано дѣятельному французу Раймунду де-Пюи [4], получилъ новый уставъ, по которому цѣлью его дѣятельности была уже и вооруженная защита паломниковъ на пути ихъ въ Іерусалимъ. Такое расширеніе его дѣятельности въ Европѣ было принято съ большимъ сочувствіемъ: благочестивые рыцари разныхъ государствъ спѣшили вступить въ новый орденъ. Семисотлѣтняя борьба съ невѣрными въ защиту христіанства покрыла Іоаннитовъ вѣчною славою. Впослѣдствіи Іоанниты должны были оставить Палестину, но необычайное мужество и самоотверженность они показали еще во времена своего пребыванія въ Іерусалимѣ (1118-1187 гг.) въ битвахъ съ войсками Египетскихъ и Багдадскихъ халифовъ [5]. Въ награду за свои подвиги они получили тогда частицу Животворящаго Креста Господня, которую хранили благоговѣйно и въ Птолемаидѣ, и на островахъ: Кипрѣ, Родосѣ и, наконецъ, Мальтѣ [6], откуда она и была перенесена ими въ Россію при императорѣ Павлѣ.

II.

Въ одно время съ частицею Животворящаго Древа Креста Господня съ острова Мальты была перенесена на Русь Іоаннитами и другая также благоговѣйно ими чтимая и долгое время хранимая святыня: Филермская икона Божіей Матери — Одигитріи [7].

Идущее отъ глубокой древности преданіе гласитъ, что написана она была святымъ Евангелистомъ Лукою и освящена благословеніемъ Самой Приснодѣвы, на благословеніе Которой имѣлъ обыкновеніе приносить труды своихъ рукъ Евангелистъ — живописецъ. Около 46 года она принесена была на родину святаго Луки, въ Антіохію, гдѣ и сохранялась до времени царствованія Константина Великаго, когда вмѣстѣ съ другими вещественными памятниками земной жизни Іисуса Христа и апостоловъ была перенесена въ возстановленный Константиномъ Іерусалимъ. Около 430 года императрица Евдокія переслала ее, какъ благословеніе, въ Константинополь къ святой Пульхеріи, сестрѣ императора Ѳеодосія Младшаго. Здѣсь святой Пульхеріей былъ построенъ новый храмъ Влахернскій, гдѣ была помѣщена сія святая икона Божіей Матери, которая на многія столѣтія сдѣлалась хранительницею Константинополя.

Еще со времени святой Пульхеріи во Влахернской церкви, по волѣ строительницы, было положено совершать предъ образомъ Богоматери по вторникамъ молебствіе, а съ 626 года, со времени чудеснаго Ея прославленія, къ молебствію было присоединено еще чтеніе акаѳиста [8]. И неумолкаемыя похвалы въ честь Богоматери раздавались въ сей церкви, пока не настали тяжкія времена иконоборства, когда ее, по словамъ одного современника, лишили, «аки царицу отъ порфиры».

По возстановленіи иконопочитанія, икона Богоматери снова заняла подобающее мѣсто въ построенной въ честь Ея церкви, которая еще разъ прославилась чудеснымъ явленіемъ въ ней Покрова Пресвятыя Богородицы и новымъ заступленіемъ Ея отъ давнихъ враговъ Константинополя — сарацынъ [9]. Но оскудѣла вѣра жителей Константинополя, и они лишшись своей Заступницы. Къ врагамъ мусульманамъ присоединились новые враги: западные христіане — крестоносцы. Во время четвертаго крестоваго похода икона Одигитріи вмѣстѣ со многими другими святынями Константинополя была взята крестоносцами изъ Влахернской церкви и отправлена на Западъ. Перенесенная снова въ Палестину, она досталась Іоаннитамъ. Когда, по окончаніи крестовыхъ походовъ, послѣдніе должны были оставить Птолемаиду, гдѣ они до того времени жили, и переселиться на островъ Родосъ, то туда же была перенесена ими и святая икона. И она была неотъемлемою ихъ собственностью во время всѣхъ ихъ дальнѣйшихъ переселеній, пока они не принесли ее въ даръ императору Павлу.

III.

Десная рука святаго Іоанна Крестителя является третьею святынею, въ честь которыхъ на Руси установлено празднованіе 12-го октября. Евангелистъ Матѳей, излагая обстоятельства мученической кончины святаго Іоанна Крестителя, замѣчаетъ, что ученики его, пришедши, взяли тѣло (кромѣ главы) и погребли его (Матѳ. 14, 12) [10]. На мѣстѣ погребенія Предтечи въ Самарійскомъ городѣ Севастіи [11] уже въ III-мъ вѣкѣ была выстроена церковь, посвященная его имени. Чествованіе же его памяти и поклоненіе его честнымъ мощамъ совершалось еще во времена апостольскія.

По преданію, идущему отъ глубокой древности, святый Евангелистъ Лука, проповѣдуя Христа въ Севастіи, поклонился останкамъ мощей Его Крестителя и просилъ жителей Севастіи дозволить ему перенести ихъ въ Антіохію, гдѣ бы они могли быть спасены отъ поруганія и истребленія невѣрными. Но Севастійцы позволили ему взять только десницу Крестителя, которая съ благоговѣніемъ и была перенесена имъ въ Антіохію. Отъ временъ пребыванія этой святыни въ Антіохіи сохранилось преданіе объ одномъ замѣчательномъ чудѣ, отъ нея исшедшемъ.

Въ Антіохійскихъ предѣлахъ было какое-то чудовище, которому, по суевѣрію тамошнихъ язычниковъ, ежегодно приносилась въ жертву по жребію одна изъ непорочныхъ дѣвицъ города. Однажды роковой жребій палъ на молодую Антіохіянку, дочь христіанина. Удрученный горемъ отецъ ея, не желая отдать христіанской крови на поруганіе суевѣрнаго язычества, обратился къ помощи свыше. Послѣ пламенной молитвы въ храмѣ святому Предтечѣ, онъ, цѣлуя нетлѣнныя его мощи, тамъ хранившіяся, отнялъ зубами отъ нихъ часть перста и скрылъ ее у себя. Когда настало время страшной жертвы и приблизившееся чудовище уже открывало свою пасть, чтобы схватить невинную дѣвицу, пришедшій къ тому времени ея отецъ бросилъ ему въ пасть имѣвшуюся у него часть перста отъ десницы Крестителя, и чудовище тотчасъ же пало бездыханнымъ. Велико было удивленіе присутствовавшихъ при этомъ зрѣлищѣ язычниковъ. Узнавъ истинную причину такой внезапной гибели чудовища, многіе изъ нихъ оставили свои прежнія суевѣрія и обратились ко Христу. На мѣстѣ суевѣрныхъ казней ими былъ построенъ храмъ въ честь Крестителя. Преданіе объ этомъ чудесномъ происшествіи поясняетъ нынѣшній видъ десницы Крестителя, у которой недостаетъ части меньшаго перста. И велика была вѣра Антіохійцевъ въ драгоцѣнную святыню, сохранившуюся въ ихъ городѣ. Зналъ объ этой святынѣ Юліанъ Отступникъ, зналъ и о любви къ ней Антіохійцевъ, потому что самъ въ юности жилъ въ Антіохіи. Обрекая въ жертву огню все напоминавшее о христіанствѣ, онъ не могъ оставить безъ вниманія этой святыни, когда, идя войною на персовъ (въ 362 г.), прибылъ въ Антіохію. Случилось къ тому же, что какъ разъ въ это время сгорѣлъ любимый имъ храмъ Аполлона въ Дафнѣ [12]. Подозрѣвая въ поджогѣ его христіанъ, разгнѣванный царь приказалъ, въ отмщеніе имъ, публично сжечь главную святыню Антіохіи — десницу святаго Іоанна Крестителя. Но вѣрующіе Антіохійцы, какъ оказалось, еще до прибытія къ нимъ Юліана, скрыли свою святыню въ одной городской башнѣ, и всѣ розыски ея исполнителями царской воли остались напрасными. По смерти Юліана, святыня эта вновь была положена ими въ главномъ храмѣ города, гдѣ и находилась еще около шестисотъ лѣтъ, до времени завоеванія Сиріи мусульманами. Въ 639-мъ году пала Антіохія, а вмѣстѣ съ нею подпала мусульманскому плѣненію и десница Крестителя. Много разъ Византійскіе императоры пытались взять ее изъ Антіохіи, но всѣ старанія ихъ не достигали желанной цѣли. Наконецъ, Господь судилъ христіанской святынѣ быть перенесенною изъ порабощеннаго нечестивымъ народомъ города въ столицу христіанскаго царства. Въ 959-мъ году благочестивый діаконъ Антіохійской церкви Іовъ, — старавшійся не разъ склонить сосудохранителя церкви святаго Петра, гдѣ вмѣстѣ съ священными сосудами и другими драгоцѣнными предметами хранились въ особомъ помѣщеніи десница Крестителя, отдать ему сію святыню, но всегда напрасно, — рѣшился, наконецъ, воспользоваться слабостію сосудохранителя: во время крѣпкаго его сна отъ излишняго употребленія вина, Іовъ взялъ ключи отъ церкви и ночью похитилъ святыню. Съ своею драгоцѣнною ношею онъ отправился прямо въ Константиноподь. Достигнувъ Халкидона [13], онъ послалъ въ Константинополь извѣстіе объ унесенномъ имъ изъ Антіохіи сокровищѣ. Вскорѣ же за нимъ прибылъ въ Халкидонъ царскій корабль съ патріархомъ и царскими сановниками. Спустя немного времени, царь и весь народъ съ великимъ торжествомъ, умиленіемъ и восторгомъ встрѣчали на Босфорѣ съ такимъ трудомъ добытую святыню, «какъ будто самого Крестителя, съ небесъ пришедшаго». Она отнесена была въ дворцовую церковь. Замѣчательно, что десница Крестителя, нѣкогда прикоснувшаяся главы Владыки Госиода, внесена была въ эту церковь, какъ разъ въ навечеріе Богоявленія и притомъ предъ самымъ освященіемъ воды. Такое совпаденіе событій усугубило торжество перенесенія и благоговѣйную радость царя и народа. Не соединяя праздника перенесенія десницы Крестителя съ праздникомъ Богоявленія, Греческая Церковь постановила праздновать воспоминаніе этого событія въ день собора святаго Іоанна Крестителя 7-го января. Какъ и въ Антіохіи, въ Константинополѣ было такъ же установлено воздвизаніе десницы Крестителя Господня предъ народомъ, но обрядъ этотъ совершался не въ Воздвиженіе Креста Господня (какъ въ Антіохіи), а въ день Рождества Крестителя — 24-го іюня. Когда Константинополь палъ [14] подъ натискомъ турокъ, вступившій въ него султанъ Магометъ II приказалъ десницу Крестителя на ряду съ другими христіанскими святынями положить въ его царскую сокровищницу и запечатать его печатью. Но на защиту поруганнаго города и его поруганныхъ святынь возсталъ упомянутый выше орденъ Іоаннитовъ, имѣвшій въ это время мѣстомъ своего пребыванія островъ Родосъ. Іоанниты не только мужественно отразили всѣ нападенія турокъ на островъ Родосъ, но и стали угрожать ихъ собственнымъ владѣніямъ. Тогда преемникъ Магомета II-го, Баязетъ II-ой, желая пріобрѣсти ихъ расположеніе къ себѣ, послалъ [15] въ даръ магистру ихъ ордена, Петру Обюсону, десницу Крестителя. Нецѣнное сокровище для мусульманской сокровищницы было драгоцѣннымъ сокровищемъ для христіанскихъ рыцарей, орденъ которыхъ съ самаго основанія былъ отданъ подъ небесное покровительство святаго Іоанна Крестителя. Вездѣ, куда только не переселялись Іоанниты, выстраивались церкви въ честь Крестителя, а съ этихъ поръ вмѣстѣ съ каждымъ переселеніемъ переносилась въ новыя церкви и его десница. Такая церковь была построена Обюсономь на островѣ Родосѣ, такая же церковь впослѣдствіи была выстроена Магистромъ ордена Ла-Валетомъ и на островѣ Мальтѣ.

IV.

Когда островъ Мальта взятъ былъ Наполеономъ, и корона магистра ордена перешла [16] къ Русскому императору Павлу Петровичу, еще въ дѣтствѣ восхищавшемуся славною исторіей Мальтійскихъ рыцарей, благодарные ему за покровительство Іоанниты рѣшились передать въ его владѣніе всѣ три великихъ сокровища, ни съ однимъ изъ которыхъ никогда еще они не разставались со времени полученія каждаго изъ нихъ.

Десница Іоанна Крестителя была первою изъ святынь, перевезенныхъ ими въ Россію. Въ 1798 году она временно была помѣщена въ орденскую капеллу, находившуюся въ Петербургѣ. Въ слѣдующемъ же 1799 году 12-го октября были перевезены въ Гатчину [17] вмѣстѣ съ нею и остальныя двѣ святыни: частицы Креста Господня и икона Филермской Божіей Матери.

Съ большимъ торжествомъ встрѣчалъ царскій Дворъ подносимыя ему въ даръ святыни. Въ 10 часовъ утра въ этотъ день изъ Гатчинскаго дворца по направленію къ Ингебургу, гдѣ должна была произойти встрѣча святынь, выѣхалъ цѣлый поѣздъ съ Императоромъ во главѣ, съ членами царскаго семейства и съ многочисленною свитою. Встрѣча произошла у такъ называемыхъ Спасскихъ воротъ, откуда и началось шествіе торжественной процессіи обратно къ дворцу. Впереди крестнымъ ходомъ шло духовенство. За нимъ въ придворной золотой каретѣ везли въ золотомъ ковчегѣ на пунцовой бархатной подушкѣ десницу святаго Іоанна Крестителя. Далѣе такимъ же образомъ везли икону Божіей Матери и частицу Животворящаго Креста Господня. Самъ Императоръ въ полномъ облаченіи великаго магистра Мальтійскаго ордена шелъ за первою каретою. Когда процессія приблизилась ко дворцу, Императоръ самъ взялъ десницу Крестителя и, при пѣніи положеннаго ему тропаря, внесъ ее въ придворную, заново украшенную церковь, гдѣ и положилъ на приготовленномъ мѣстѣ. Здѣсь же положены были икона Богоматери и частица Животворящаго древа. Всѣ подробности этого торжественнаго событія впослѣдствіи были внесены въ службу, составленную по порученію Святѣйшаго Синода на день 12-го октября. Въ ней Давиду кроткому и благочестивому уподобляется богоизбранный Царь, радостно преносящій въ домъ Свой, якоже древле въ Сіонъ, новый кивотъ древняго пречестнѣйшій: тамо бѣ стамна, манну носящая, здѣ же образъ во чревѣ Носившія Христа; тамо скрижаль Ветхаго Завѣта, здѣ же рука, предначертающая Новый Завѣтъ, возвѣщающій міру спасеніе и велію милость; тамо жезлъ, здѣ же Крестъ Христовъ, вселенныя хранитель [18].

Искренняя радость Павла принесла въ даръ святынямъ богатые, золотые, украшенные брилліантами и другими драгоцѣнными камнями, ковчеги, а для иконы Богоматери такую же драгоцѣнную новую ризу.

День 12-го октября Святѣйшимъ Синодомъ былъ внесенъ въ число праздничныхъ дней Русскаго мѣсяцеслова.

Гатчина однако не долго была мѣстомъ пребыванія Мальтійскихъ святынь. Царственная семья, отъѣзжая осенью въ Петербургъ, взяла ихъ съ собою, такъ что въ слѣдующемъ 1800 году праздникъ ихъ перенесенія былъ совершенъ уже въ Церкви Зимняго дворца. Въ теченіе болѣе пятидесяти лѣтъ и самое празднованіе, установленное въ честь ихъ перенесенія на Русь, совершалось здѣсь, вмѣсто 12-го октября, 7-го января. Императоръ Николай Павловичъ вновь обратилъ вниманіе на забытую Гатчину. Въ память своего отца, основателя Гатчины, онъ выстроилъ въ ней соборный храмъ во имя апостола Павла. На освященіе этого храма [19], Мальтійскія святыни были вновь привезены изъ Зимняго дворца въ Гатчину. Осенью того же года посѣтилъ его Государь. Собравшіеся прихожане, благодаря царя-храмоздателя, присоединили къ своей благодарности просьбу о томъ, чтобы новоустроенный храмъ явился постояннымъ мѣстопребываніемъ, нѣкогда въ первый разъ принесенныхъ въ Гатчину, Мальтійскихъ святынь.

Отвѣчая на эту просьбу, Государь сказалъ имъ, что достояніе Царствующаго Дома онъ не можетъ отдать въ собственность частной церкви, а согласенъ только на временное ежегодное приношеніе ихъ туда изъ Петербурга. Такъ было возстановлено торжество праздника 12-го октября, совершаемое въ настоящее время и въ придворной церкви, и въ Павловскомъ соборѣ. Святыни привозятся изъ Петербурга еще наканунѣ праздника. Чествованіе ихъ въ этотъ день происходитъ въ придворной церкви на всенощномъ бдѣніи. На другой день, послѣ ранней обѣдни въ придворной церкви, онѣ переносятся въ соборъ, гдѣ и пребываютъ въ теченіе десяти дней до дня празднованія Казанской иконѣ Божіей Матери, когда послѣ крестнаго хода по городу отвозятся обратно въ Петербургъ.

12-е октября не только главный и всеобщій праздникъ гатчинцевъ, но и день поклоненія Мальтійскимъ святынямъ многихъ богомольцевъ, прибывающихъ въ Гатчину изъ столицы, окрестныхъ селъ и городовъ и даже изъ другихъ губерній Россіи. Вся Россія воздаетъ въ этотъ день славу Богу, яко Прославивый ее доселѣ множествомъ святынь, не оставляетъ прославляти и нынѣ: се бо многоцѣнное сокровище, въ различныхъ странахъ доселѣ сокрываемое, благоизволи даровати ей [20]

Примѣчанія:
[1] Объ этомъ свидѣтельствуетъ еще св. Кириллъ Іерусалимскій, жившій въ IV вѣкѣ (въ томъ самомъ, въ которомъ былъ обрѣтенъ и Крестъ Господень). Въ одномъ изъ своихъ «Огласительныхъ словъ» онъ говоритъ, что вся вселенная уже въ его время имѣла части древа крестнаго. И даже въ самомъ сказаніи объ обрѣтеніи Креста Господня упоминается о томъ, что святая царица Елена отдѣлила часть отъ обрѣтеннаго креста и отослала ее къ сыну своему Константину на благословеніе его царства. Въ V вѣкѣ частицы Креста Господня были уже не только достояніемъ многихъ церквей Востока, но, какъ свидѣтельствуетъ св. Іоаннъ Златоустъ, даже изъ частныхъ лицъ «многіе, обложивъ золотомъ частицу Креста, носили ее при себѣ на шеѣ».
[2] Особенно замѣчательны въ этомъ отношеніи ополченія Западной Европы въ концѣ XI вѣка, извѣстныя подъ именемъ крестовыхъ походовъ. Имя, данное имъ, ясно свидѣтельствуетъ о томъ, чтó побуждало Западныхъ христіанъ несчетными полками переправляться чрезъ неизвѣстныя земли, моря и пустыни: побуждало ихъ къ тому желаніе видѣть древо Честнаго Креста не поруганнымъ. Наиболѣе значительныхъ походовх было восемь: первый — въ 1096 г., второй — въ 1147 г., третій — въ 1190 г., четвертый — въ 1202 г., пятый — въ 1217 г., шестой — въ 1228 г., седьмой — въ 1248 г., восьмой — въ 1270 г.
[3] Орденъ Іоаннитовъ возникъ въ 1047 г. Основателемъ его считается богатый купецъ Мавръ, изъ Амальфи, который вмѣстѣ съ нѣкоторыми другими добилоя у египетскаго халифа разрѣшенія построить въ Іерусалимѣ для паломнаковъ убѣжище и церковь.
[4] Раймундъ де-Пюи былъ избранъ начальникомъ ордена Іоаннитовъ въ 1118 г.
[5] Халифъ или Калифъ — титулъ преемниковъ Магомета, обладавшихъ высшею духовною и свѣтскою властью у мусульманъ.
[6] Птолемаида — городъ Финикіи, къ югу отъ Тира; Кипръ — островъ на сѣверо-востокѣ Средиземнаго моря, близъ береговъ Малой Азіи; Родосъ — самый восточный островъ Эгейскаго моря; Мальта — островъ на Средиземномъ морѣ, между Сициліей и сѣвернымъ Африканскимъ прибрежьемъ.
[7] Одигитріею-Путеводительницею — Божія Матерь называется потому, что Она направляетъ людей на путь спасенія.
[8] Въ 626 г., въ царствованіе Византійскаго императора Ираклія, Сиваръ, полководецъ Пероидскаго царя Хозроя, обложивъ съ моря и суши совершенно беззащитный Константинополь (императоръ съ войскомъ былъ въ далекомъ походѣ). И когда патріархъ Сергій погрузилъ ризу Богородицы въ воды залива, — поднявшаяся буря взволновала воды залива и потопила стоявшіе тамъ непріятельскіе корабли. Въ память сего событія, была составлена благодарственная пѣснь Божіей Матери, которую молящіеся должны были выслушать стоя, почему она и получила названіе «несѣдальной пѣсни» или акаѳиста.
[9] Сарацины или иначе арабы.
[10] По свидѣтельству нѣкоторыхъ писателей, во время Юліана Богоотступника, мощи св. Іоанна Крестителя, почивавшія въ Севастіи, были сожжены и прахъ ихъ развѣянъ по вѣтру.
[11] Севастія — главный городъ Самаріи. Такое названіе этотъ городъ получилъ послѣ того, какъ былъ подаренъ Августомъ Ироду Великому, который совершенно возстановилъ его и украсилъ, и въ благодарность Августу, назвалъ его Севаста, или Севастія, чтó значитъ — городъ Августа.
[12] Дафна — предмѣстье Антіохіи.
[13] Халкидонъ — городъ вблизи Константинополя.
[14] Паденіе Константинополя было въ 1453 г.
[15] Это было въ 1484 г.
[16] Въ 1798 г. 29 ноября.
[17] Гатчина — городъ въ Царскосельскомъ уѣздѣ С.-Петербурской губерніи.
[18] Стихира на хвалитехъ.
[19] Освященіе храма было въ 1852 г.
[20] Стихира праздника.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 302-311.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0