Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День одиннадцатый.

Житіе преподобнаго Ѳеофана Исповѣдника и творца каноновъ.

Въ то время началось безбожное гоненіе на святыя иконы [4], которое волновало всю церковь Божію, и многіе христіане за почитаніе святыхъ иконъ подверглись гоненіямь и мученіямъ. Тогда сіи премудрые учители и защитники православія были посланы Іерусалимскимъ патріархомъ [5], какъ бы агнцы къ волку, къ императору Льву Армянину [6] для обличенія его злочестія. Пришедъ въ Константинополь и представъ предъ симъ богопротивникомъ, они дерзновенно обличали его въ злочестіи. Вслѣдствіе сего братья-философы много пострадали, и не отъ одного только императора Льва Армянина, но и оть другихъ, бывшихъ послѣ него, императоровъ Михаила Балбы и Ѳеофила [7]. Они претерпѣли многоразличныя мученія, раны и оковы, голодъ и жажду, ссылки и заклейменіе лицъ, заточенія и другія безчисленнѣйшія злополучія. Въ теченіе болѣе двадцати лѣтъ, отъ 817-го до 842-го года, они были мучимы и гонимы иконоборцами. Среди сихъ бѣдствій, святый Ѳеодоръ преставился [8], а Ѳеофанъ дожилъ до наступленія мира въ Церкви. Сынъ Византійскаго императора Ѳеофила, Михаилъ [9], принявъ вмѣстѣ съ матерію своею Ѳеодорою скипетръ Византійскихъ императоровъ, возстановилъ почитаніе святыхъ иконъ, внесъ ихъ въ церкви Божіи и возвратилъ изъ заточенія всѣхъ святыхъ мужей, страдавшихъ за иконопочитаніе, оказывая всѣмъ имъ большія почести. Тогда же былъ возвращенъ изъ заточенія и святый Ѳеофанъ и, послѣ принятія рукоположенія отъ патріарха Меѳодія [10], уничтожившаго иконоборческую ересь, былъ назначенъ на митрополичью каѳедру Никейской церкви [11].

Святый Ѳеофанъ составилъ торжественный канонъ о почитаніи святыхъ иконъ и оставилъ послѣ себя Церкви Христовой много и другихъ полезныхъ писаній [12]. Отъ здѣшней земной жизни онъ переселился ко Господу [13] и, послѣ многоболѣзненныхъ подвиговъ своихъ, нынѣ блаженствуетъ въ небесныхъ обителяхъ.

Примѣчанія:
[1] Память преподобномученика Ѳеодора, брата св. Ѳеофана, совершается Церковію 27-го декабря. «Начертанными» свв. Ѳеодоръ и Ѳеофанъ именуются потому, что на лицахъ ихъ послѣ жестокихъ истязаній, коимъ они были подвергнуты, какъ защитники иконопочитанія, императоръ Византійскій Ѳеофилъ велѣлъ начертать позорные стихи, мучительнымъ начертаніемъ которыхъ, посредствомъ раскаленныхъ иглъ, были выжжены лица исповѣдниковъ до самыхъ вѣждей.
[2] Философъ — съ греческаго значитъ: любитель мудрости, т. е. ученый, посвятившій себя излѣдованію высшихъ вопросовъ бытія: о Богѣ, о началѣ и законахъ міра и человѣка, о предназначеніи человѣка и конечныхъ цѣляхъ существованія міра и т. п.
[3] Здѣсь разумѣется Лавра св. Саввы Освященнаго.
[4] Иконоборческая ересь и гоненія на иконопочитателей возникли въ Византіи въ первой половинѣ VIII вѣка и продолжались почти до средины IX вѣка, съ царствованія Льва Исаврянина (714-741) до Михаила III и матери его императрицы Ѳеодоры.
[5] Патріархомъ былъ св. Никифоръ, сосланный впослѣдствіи за защиту православнаго иконопочитанія въ заточеніе. Памятъ его совершается 13-го марта.
[6] Левъ V Армянинъ — Византійскій императоръ — иконоборецъ, царствовалъ съ 813-820 г.
[7] Михаилъ II Балба, или Косноязычный, царствовалъ съ 820-829 г. Ѳеофилъ царствовалъ съ 829-842.
[8] Около 840 г.
[9] Въ первое время по восшествіи на престолъ царскій (въ 842 г.) Михаила III государствомъ управляла мать его св. Ѳеодора до 866 г. Послѣ нея Михаилъ царствовалъ до 867 года. Возстановленіе иконопочитанія состоялось на Константинопольскомъ соборѣ 842 года, и въ память сего тогда же былъ установленъ въ Церкви особый «Чинъ Православія», совершаемый и нынѣ въ первый воскресный день святой Четыредесятницы.
[10] Св. Меѳодій I — патріархъ Константинопольскій съ 842 по 846 г.
[11] Никея (нынѣ Исникъ) — въ Малой Азіи, городъ въ древности и въ средніе вѣка, богатый и цвѣтущій, теперь бѣдный и малонаселенный. Никея пользовалась особеннымъ вниманіемъ Римскихъ, а потомъ Византійскихъ императоровъ, и митрополичья каѳедра Никейская считалась одною изъ виднѣйшихъ. Въ семъ городѣ происходили I-й и VII-й Вселенскіе соборы.
[12] Ѳеофанъ оставилъ послѣ себя много сочиненій въ защиту православія и въ особенности извѣстенъ, какъ писатель каноновъ, число коихъ достигаетъ до 148-ми. Лучшіе каноны его — канонъ въ недѣлю православія, всѣ каноны апостоламъ и объ усопшихъ. Кромѣ того св. Ѳеофанъ писалъ и стихиры на нѣкоторые дни.
[13] † около 850 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 244-247.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0