Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День десятый.

Житіе блаженнаго Андрея Тотемскаго, Христа ради юродиваго [1].

Уходъ изъ дома родителей былъ первою жертвою святаго Андрея Богу, и съ этого начались его подвиги. Неизвѣстно, сколько времени пробылъ въ уединеніи блаженный, но когда онъ возвратился, то не засталъ уже въ живыхъ своихъ родителей. Съ ихъ смертію порвалась послѣдняя связь его съ міромъ: ничто теперь не привязывало блаженнаго къ родному селу, и онъ рѣшилъ навсегда оставить родину. Онъ ушелъ въ Галичскій Воскресенскій монастырь. Давно этотъ монастырь славился благочестивой жизнью своихъ иноковъ, и блаженный Андрей хотѣлъ подъ руководствомъ опытныхъ старцевъ продолжать тамъ свои подвиги. Онъ пришелъ въ монастырь и, не открывая своего званія, поселился у одного инока. Нелицемѣрное смиреніе пришельца и строгое благочестіе обратило на него вниманіе братіи. Долго присматривался къ блаженному Андрею инокъ, у котораго онъ поселился, и, когда увѣрился въ его искреннемъ благочестіи и терпѣніи, сказалъ о блаженномъ настоятелю. Настоятелемъ монастыря былъ въ то время Стефанъ [3]. Часто бесѣдуя съ молодымъ послушникомъ, настоятель увидѣлъ въ немъ избранника Божія и понялъ, что для отрока мало подвиговъ въ тиши монастырской келліи, что онъ въ состояніи выполнить подвиги болѣе трудные, и благословилъ его безмолвствовать.

Казалось бы, блаженный Андрей достигъ теперь полной возможности служить Единому Богу и совершенно ушелъ отъ міра. Въ тишинѣ монастыря ничто не мѣшало ему предаваться молитвѣ и размышленію о Богѣ; но блаженный не удовлетворился этимъ и стремился къ бóльшему. По совѣту своего настоятеля, онъ принялъ на себя подвигъ юродства о Христѣ, едва ли не самый трудный изъ видовъ христіанскаго подвижничества. Съ непрестанной молитвой на устахъ, съ постоянной думой о Богѣ блаженный сталъ обходить окрестные города и обители для поклоненія святынямъ. Босой, въ ветхой разодранной одеждѣ ходилъ онъ зимой и лѣтомъ, не имѣя, гдѣ главы приклонить. Пищей блаженнаго были хлѣбъ и вода, да и тѣхъ онъ принималъ лишь постольку, чтобы не помереть съ голода. Окончивъ свое путешествіе по обителямъ, блаженный снова возвращался въ Воскресенскій монастырь, гдѣ находилъ всегда пріютъ и духовное руководство со стороны благочестиваго настоятеля. Стефанъ, какъ и прежде, часто бесѣдовалъ съ нимъ, укрѣплялъ его въ трудномъ подвигѣ, наставлялъ съ терпѣніемъ переносить случавшіяся скорби. Въ этихъ бесѣдахъ блаженный Андрей находилъ поддержку и укрѣпленіе къ совершенію новыхъ подвиговъ. Такъ жилъ онъ то въ монастырѣ, то въ хожденіяхъ по обителямъ до кончины Стефана Галичскаго. Послѣ смерти любимаго настоятеля уже ничто не привязывало блаженнаго Андрея къ Воскресенскому монастырю, и онъ ушелъ оттуда.

Необыкновенная жизнь блаженнаго обратила на себя вниманіе народа. Стали догадываться о его богоугодной жизни, и молва о человѣкѣ Божіемъ начала распространяться по окрестностямъ. Но это также побуждало подвижника оставить Галичъ. Избѣгая славы людской, блаженный Андрей ушелъ оттуда въ Тотьму и поселился близъ церкви въ честь Воскресенія Христова, на берегу рѣки Сухоны. Въ Тотьмѣ никто его не зналъ и потому съ большимъ удобствомъ онъ продолжалъ здѣсь свои великіе подвиги. Ночи блаженный Андрей проводилъ въ молитвѣ, а днемъ какъ юродивый бѣгалъ по городу, собирая милостыню. Самому блаженному нужно было очень мало, лишь бы не помереть съ голода, поэтому бóльшую часть получаемыхъ подаяній онъ раздѣлялъ съ другими нищими. Одеждой блаженнаго Андрея было разодранное рубище, которое только прикрывало его тѣло, не защищая отъ дождя и мороза. Обуви онъ никогда не носилъ: ходилъ босымъ и зиму и лѣто. Подвигъ юродства труденъ главнымъ образомъ еще тѣмъ, что неразумные люди подвергаютъ Христа ради юродивыхъ, какъ безумныхъ, насмѣшкамъ, оскорбленіямъ, поруганію и побоямъ; это пришлось испытать и блаженному Андрею. Но онъ терпѣлъ все, потому что, думая постоянно только о Богѣ, къ Нему направляя всѣ силы своего духа, блаженный забывалъ себя, ни во что вмѣняя голодъ, холодъ, обиды, насмѣшки и побои, — всякіи горести и скорби своей многотрудной жизни.

И не напрасны были подвиги блаженнаго Андрея. Въ награду за нихъ онъ получилъ отъ Господа обильные дары духовные. Уже при жизни своей святый проявилъ великую силу чудотвореній, и многіе больные получили исцѣленіе по его молитвамъ.

Шелъ разъ блаженный Андрей на праздникъ святаго архидіакона Стефана (27 декабря) въ свое родное село Усть-Толшемское. Стоялъ декабрь, самое холодное время зимы, а на блаженномъ была, по обыкновенію, ветхая разодранная одежда, едва прикрывавшая наготу. Сибирскіе инородцы, кочевавшіе въ это время по рѣкѣ Сухонѣ, встрѣтили его на дорогѣ и, видя босого, полуодѣтаго человѣка, стоявшаго по колѣна въ снѣгу, догадались, что это — блаженный Андрей. По слуху знали они о томъ, что въ Тотьмѣ есть угодникъ Божій, слыхали о его подвигахъ, о чудесахъ, чрезъ него совершавшихся, и потому узнали блаженнаго. Ихъ старшина Ажбакай, во святомъ крещеніи названный Авраміемъ, страдалъ въ это время глазами и, зная о чудесахъ блаженнаго Андрея, началъ просить его о своемъ исцѣленіи. Въ награду за исцѣленіе Ажбакай обѣщалъ много денегъ, но блаженный ничего не взялъ и побѣжалъ, не отвѣтивъ ни слова на его просьбу. Тогда старшина инородцевъ потеръ глаза снѣгомъ, на которомъ стоялъ юродивый, и получилъ исцѣленіе.

Тотемскій воевода Михаилъ Григорьевичъ Ртищевъ долго страдалъ сильными головными болями. Не получая ниоткуда помощи, воевода обратился къ блаженному Андрею и, призвавъ его въ свой домъ, просилъ его молиться. Блаженный велѣлъ воеводѣ приложиться къ образу Спасителя, находившемуся въ его комнатѣ, и когда онъ приложился къ святой иконѣ, то почувствовалъ себя здоровымъ.

На берегу рѣки Сухоны въ Тотьмѣ обыкновенно собирались городскіе дѣти и играли въ свайку. Во время игры они часто спорили между собою и, такъ заспоривъ однажды, безпрестанно сквернословили. Блаженный Андрей слышалъ это изъ своей хижины и, не терпя ихъ сквернословія, погналъ дѣтей прочь. Дѣти побѣжали отъ него, но одинъ изъ нихъ обругалъ святаго и ударилъ желѣзною свайкою. Господь сохранилъ блаженнаго отъ удара безъ вреда, но дерзкаго мальчика немедленно наказалъ. Тутъ же съ крикомъ упалъ онъ на землю и скоро умеръ.

Десять лѣтъ блаженный Андрей юродствовалъ Христа ради. Скончался онъ въ молодыхъ годахъ, всего 35-ти лѣтъ отъ рода, вѣроятно истощивъ свое тѣло тяжелыми подвигами. Кончина его была мирной и непостыдной. Предузнавъ заранѣе день своей смерти, блаженный приготовился къ ней. Призвавъ своего друга — пономаря Воскресенской церкви Іоанна Іаковлева [4], онъ сказалъ ему свое предсмертное завѣщаніе и потомъ всталъ на молитву. Долго молился онъ о царствующемъ градѣ, о городахъ русскихъ, о всемъ мірѣ православномъ и усердна была предсмертная молитва святаго. Окончивъ молитву, блаженный просилъ себѣ прощенія, затѣмъ попросилъ пригласить священника для исповѣди. Когда священникъ окончилъ исповѣдь и причастилъ блаженнаго Андрея святыхъ Таинъ, подвижникъ началъ склоняться какъ бы ко сну и, подозвавъ къ себѣ Іоанна Іаковлева, сказалъ:

— «Братъ, пришло время разлученія души съ тѣломъ: приготовь все нужное для моего погребенія».

Съ глубокою скорбію зажегъ Іоаннъ лампаду предъ образомъ и покурилъ въ комнатѣ ѳиміамомъ. Видя, что блаженный началъ кончаться, онъ со слезами поцѣловалъ руку умирающаго и не на долго вышелъ изъ комнаты. Возвратившись снова, онъ нашелъ блаженнаго Андрея уже умершимъ и комнату, наполненной благоуханіемъ. Кончина блаженнаго Андрея послѣдовала 10 октября 1673 года. Вѣсть о ней скоро разнеслась по окрестнымъ городамъ и селеніямъ, и множество народа собралось ко гробу подвижника. Всѣ увидѣли ясное, спокойное лицо блаженнаго, поняли дѣйствіе на немъ божественной благодати и прославили Бога. Многіе вспомнили тогда чудесныя явленія имъ блаженнаго Андрея, полученныя исцѣленія по его молитвамъ, вспомнили сказанныя имъ слова, на которыя прежде не обращали вниманія и которыя сбылись въ свое время. Вспомнивъ все это, знавшіе блаженнаго убѣдились, что среди нихъ жилъ угодникъ Божій, истинный человѣкъ Божій, и съ великимъ почетомъ похоронили его тѣло подъ колокольней Воскресенской церкви.

Вскорѣ послѣ кончины блаженнаго Андрея Господь прославилъ его даромъ чудотвореній. Мѣсто погребенія его сдѣлалось источникомъ исцѣленій и много больныхъ приходило туда за помощью. Больные брали землю съ могилы блаженнаго и земля эта, по молитвамъ его, возвращала имъ здоровье. Жители города Тотьмы видѣли эти чудеса и среди нихъ съ каждымъ годомъ росло глубокое благоговѣніе къ памяти почившаго святаго. Это побудило ихъ просить о постройкѣ церкви надъ гробомъ блаженнаго. 20 октября 1707 года архіепископъ Великоустюжскій Іосифъ [5] далъ на это разрѣшеніе и церковь была построена. Такъ какъ блаженный Андрей не былъ причисленъ тогда къ лику святыхъ, то церковь была построена не во имя его, а во имя его ангела, святаго мученика Андрея Стратилата [6]. Въ настоящее время мощи блаженнаго Андрея почиваютъ подъ спудомъ въ каменной Успенской церкви города Тотьмы, у лѣваго клироса. Память блаженнаго чтится мѣстно.

Изъ посмертныхъ чудесъ блаженнаго Андрея разскажемъ лишь нѣкоторыя.

Житель Тотьмы Симеонъ Болонинъ полгода былъ боленъ: во время болѣзни у него отнялась нога и онъ былъ не въ силахъ ходить. Часто молился Симеонъ блаженному Андрею, прося помощи, и вотъ разъ онъ видитъ во снѣ, будто онъ въ церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробѣ стоитъ чаша, полная земли. Вдругъ изъ гроба послышался голосъ:

— «Симеонъ, возьми изъ чаши обѣими руками и пересыпай съ руки на руку».

Когда больной исполнилъ это, то земля въ его рукахъ сдѣлалась мукою и онъ сталъ просить блаженнаго Андрея объ исцѣленіи. Проснувшись, Симеонъ почувствовалъ нѣкоторое облегченіе отъ болѣзни и могъ придти въ церковь ко гробу чудотворца, гдѣ и получилъ полное исцѣленіе.

Крестьянка Тотемскаго уѣзда Пелагія Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечеромъ явился ей блаженный Андрей, подошелъ къ ея постели и сказалъ:

— «Обѣщайся сходить къ блаженому Андрею, что на Тотьмѣ, у Воскресенія Христова, близъ рѣки Сухоны; приложись ко гробу его и будешь здорова».

Обрадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обѣщаніе. Чрезъ два дня она опять сдѣлалась больной хуже прежняго и снова во снѣ явился ей блаженный Андрей, на этотъ разъ съ Евангеліемъ въ рукахъ.

— «Что же ты не пришла помолиться блаженному?» — сказалъ святый.

— «Святче Божій, прости меня грѣшную», — отвѣтила крестьянка, вспомнивъ свое обѣщаніе.

Святый далъ ей приложиться къ Евангелію, взялъ ее за руку и поднялъ съ постели совершенно здоровой.

Блаженный Андрей сохранилъ скотъ крестьянина Тотемскаго уѣзда Максима Ручкова. Во время скотскаго падежа, свирѣпствовавшаго въ этой деревнѣ, святый явился этому крестьянину и сказалъ:

— «Рабъ Божій, помолись блаженному Андрею Тотемскому и скотъ будетъ цѣлъ».

Обрадованный крестьянинъ исполнилъ приказаніе святаго и скотъ его дѣйствительно не пострадалъ.

Такъ прославилъ Господь Своего смиреннаго угодника.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о блаженномъ Андреѣ содержатся въ житіи его, написанномъ въ 1745 г. игуменомъ Іоанновскимъ Іосифомъ.
[2] Тотьма — уѣзд. городъ Вологодской губерніи, въ 205 верстахъ къ сѣверо-востоку отъ Вологды по почтовому тракту въ Устюгъ, расположенъ на лѣвомъ берегу рѣки Сухоны. Усть-Толшемскій приходъ получилъ свое названіе отъ р. Толшмы, праваго притока Сухоны.
[3] О Галичскомъ Воскресенскомъ монастырѣ не имѣется никакихъ свѣдѣній, а равно и объ игуменѣ его Стефанѣ, Игумена съ этимъ именемъ неизвѣстно во второй полов. XVII в. ни въ одномъ изъ извѣстныхъ Галичскихъ монастырей.
[4] Іоаннъ Іаковлевъ былъ человѣкъ благочестивый и въ 1670 году, еще при жизни блаженнаго Андрея, удостоился обрѣтенія святой иконы, изображающей Пресвятую Троицу и Божію Матерь съ предстоящими двумя ангелами и двумя подвижниками. Мѣсто обрѣтенія этой иконы — островъ р. Сухоны Дѣдовской, въ 7 верстахъ къ юго-западу отъ Тотьмы. Блаженный Андрей предъ смертію завѣщалъ Іоанну поставить часовню на мѣстѣ явленія иконы и предсказалъ, что со временемъ тамъ будетъ монастырь. Іоаннъ не торопился исполнить завѣщаніе святаго друга и вспомнилъ о немъ лишь тогда, когда овдовѣлъ, уже будучи священникомъ при Тотемскомъ соборѣ. Послѣ этого Іоаннъ постригся въ монашество съ именемъ Іоны, поставилъ на Дѣдовскомъ островѣ часовню, а близъ нея ископалъ себѣ пещеру для жилья. Обитель во имя Пресвятыя Троицы была построена здѣсь въ концѣ XVII в. Существуетъ она и въ настоящее время и приписана къ Тотемскому Спасо-Суморину монастырю.
[5] Архіепископъ Іосифъ управлялъ Устюжской епархіей съ 1700 года; въ 1718 году уволенъ на покой и скончался въ 1720 году.
[6] Память святаго Андрея Стратилата 19 августа.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительная, первая: Мѣсяцы Сентябрь-Декабрь. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 226-232.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0