Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День десятый.

Житіе преподобнаго Ѳеофила.

— «Зачѣмъ ты, чадо, пришелъ ко мнѣ?»

Отрокъ отвѣчалъ:

— «Ты позвалъ меня, отецъ честный, и я, оставивъ родителей, пришелъ къ тебѣ».

Преподобный сказалъ:

— «Когда же, чадо, я звалъ тебя, и что говорилъ тебѣ?»

И сказалъ отрокъ:

— «Когда я былъ въ своемъ городѣ, ты, отецъ, явился ко мнѣ и, взглянувъ на меня, сказалъ мнѣ: Ѳеофилъ! ты удалился отъ Господа, говорящаго: «возьми крестъ свой и слѣдуй за Мною» (Матѳ. 16, 24). Эти слова тронули мое сердце, и я пошелъ за тобой до самыхъ воротъ монастыря; когда дошли сюда, ты сталъ для меня невидимъ, а я нашелъ ворота запертыми, и нынѣ, святый отецъ, не отвращай лица своего отъ меня, желающаго спастись».

Преподобный удивился словамъ Ѳеофила, зная, что онъ не выходилъ никуда изъ своей келліи и, благодаря Бога за такое чудесное призваніе незлобиваго отрока, взялъ его къ себѣ, чтобы научить страху Божію, иноческому житію, службѣ и подвигу поста. По прошествіи трехъ лѣтъ, когда отрокъ хорошо научился всѣмъ иноческимъ подвигамъ отъ добраго наставника, преподобный Стефанъ призвалъ игумена изъ лавры и отдалъ ему послушнаго и кроткаго отрока для постриженія. Игуменъ, взявъ его, привезъ въ лавру, гдѣ и совершилъ надъ нимъ постриженіе. Ѳеофилъ, принявъ постриженіе, сдѣлался опытнымъ инокомъ, украшеннымъ всякими добродѣтелями, живя среди братіи какъ ангелъ и будучи всѣмъ полезнымъ.

Родители, не зная, гдѣ находится возлюбленный ихъ сынъ, сильно скорбѣли о немъ и постоянно искали его всюду, желая найти того, кто ради любви къ Богу скрылся отъ всѣхъ знакомыхъ и втайнѣ служилъ Господу среди добрыхъ подвижниковъ. Чрезъ нѣсколько лѣтъ родители узнали, наконецъ, гдѣ находится сынъ ихъ, пришли въ лавру и съ плачемъ умоляли игумена показать имъ сына. Игуменъ долго не соглашался показать имъ Ѳеофила, но, тронутый усердными просьбами, скорбью и горькими слезами, сжалился надъ ними. Когда родители увидали своего сына въ иноческой одеждѣ, то вмѣсто радости начали еще сильнѣе рыдать. Они пробыли въ лаврѣ нѣсколько дней, присматриваясь къ жизни святыхъ отцовъ и внимая полезнымъ ихъ бесѣдамъ. Тутъ же они задумали на свои средства создать монастырь, въ которомъ бы подвизался Ѳеофилъ. Посему они усердно стали просить игумена, чтобы онъ отпустилъ домой Ѳеофила съ братіею, обѣщая какъ можно скорѣе осуществить то, что они задумали. Игуменъ не соглашался съ ними, говоря, что неприлично молодому иноку жить среди родныхъ и знакомыхъ. Но Богъ, устрояющій все на пользу людей, пожелалъ открыть о Ѳеофилѣ Свою волю. Когда родители неотступно продолжали просить игумена, послѣдній призвалъ братію и повелѣлъ имъ поститься и молиться всенощно до тѣхъ поръ, пока Самъ Богъ не объявитъ имъ, можно ли Ѳеофила отпустить по просьбѣ родителей или нѣтъ? Послѣ усиленной молитвы, на третій день былъ услышанъ въ храмѣ голосъ, повелѣвавшій отпустить Ѳеофила. Тогда поняли всѣ, что Самъ Богъ требуетъ сего, и, помолившись о немъ, съ благословеніемъ отпустили, давъ ему въ помощь нѣкоторыхъ изъ братій, чтобы преумножилась слава Божія. Родители, взявъ его, съ радостію пошли домой и вскорѣ создали монастырь, въ который собрали много братіи, снабдивъ ихъ всѣмъ необходимымъ и давши полный покой рабамъ Божіимъ. Ѳеофилъ, находясь въ сей обители, сіялъ добродѣтелями подобно свѣту, и всѣ, видя его добрыя дѣла и пользуясь ими, прославляли Отца Небеснаго.

Много лѣтъ уже подвизался Ѳеофилъ, какъ врагъ рода человѣческаго воздвигъ гоненіе на честныя и святыя иконы, а почитающихъ ихъ подвергъ мученію отъ беззаконнаго царя Льва Исаврянина [2]. Царь сей возненавидѣлъ благолѣпіе дома Божія и отнялъ украшеніе храмовъ Господнихъ: онъ ввергалъ святыя иконы въ болото, попиралъ ихъ ногами, сожигалъ огнемъ и много вѣрующихъ замучилъ за поклоненіе иконамъ. Святый Ѳеофилъ сильно противодѣйствовалъ сему и всѣхъ училъ подобающимъ образомъ чтить иконы и поклоняться лицу, на нихъ изображенному. Законопреступный царь, узнавъ о семъ, послалъ воиновъ взять блаженнаго Ѳеофила и, поставивъ предъ собою, приказалъ ему отречься отъ почитанія честныхъ иконъ. Когда же блаженный Ѳеофилъ отказался исполнить это, царь повелѣлъ воловьими жилами бить святаго, а затѣмъ, связавъ сзади руки, водить по городу какъ злодѣя съ насмѣшками и ругательствами. Къ Ѳеофилу же присоединился одинъ изъ воиновъ, по имени Лонгинъ, который обличалъ безуміе мучителя и училъ почитать святыя иконы; за это мучитель, растянувъ его на землѣ, сжегъ на головѣ его много иконъ. Святый Ѳеофилъ, прошедши весь Никейскій городъ, снова явился на судъ беззаконнаго царя, и смѣло говорилъ ему, защищая иконы и обличая его заблужденіе. Царь не вытерпѣлъ обличеній святаго, и приказалъ распять святаго нагимъ крестообразно на двухъ столбахъ и бить спереди и сзади сухими жилами. Увидѣвъ кровь , которая текла во время мученій изъ израненнаго тѣла святаго, царь сдѣлался подобнымъ лютому звѣрю. И какъ дикіе звѣри, увидѣвши кровь, дѣлаются еще злѣе, такъ и мучитель, увидя кровь мученика, пришелъ еще въ большую ярость: вставъ съ престола, онъ самъ долгое время билъ святаго. Потомъ велѣлъ раскалить желѣзные сапоги, обуть его въ нихъ и гнать по дорогѣ. Всѣ эти мученія святый страдалецъ мужественно переносилъ. Одинъ изъ царскихъ сановниковъ, видя это и удивляясь мужественному его терпѣнію, взялъ его изъ рукъ мучителей, привелъ къ себѣ и сказалъ:

— «Одинъ ли ты, Ѳеофилъ, кланяющійся иконамъ — безуменъ, или всѣ мы, не поклоняющіеся имъ? Неужели царь и весь синклитъ [3] его не имѣютъ настолько благоразумія, чтобы разсудить, слѣдуетъ ли кланяться написанному Божію изображенію или нѣтъ? Если бы нужно было кланяться иконамъ, то не повелѣлъ бы Богъ въ законѣ: не сотвори себѣ куміра, и всякаго подобія (Исх. 20, 4).

Святый отвѣчалъ:

— «Вижу, что ты, князь, знаешь писаніе, такъ побесѣдуй со мной».

Святый Ѳеофилъ началъ ему говорить о почитаніи святыхъ иконъ, объясняя изъ Божественнаго Писанія, что еще въ Ветхомъ Завѣтѣ повелѣвалось чтить иконы и въ мѣдномъ зміѣ, вознесенномъ Моисеемъ въ пустынѣ, и въ золотыхъ херувимахъ, поставленныхъ надъ Ковчегомъ Завѣта. Въ Новомъ же Завѣтѣ Самъ Господь явилъ образъ Свой на полотнѣ Авгарю Едесскому. Много говорилъ Ѳеофилъ и обличалъ сановника, такъ что послѣдній сказалъ ему:

— «Истинны слова твои, честный старецъ. Я постараюсь, насколько буду въ состояніи, убѣдить въ этомъ и царя. Ты же прими отъ меня отпущеніе и иди въ свою келлію».

Но святый огорчился, что не получилъ конца мученія, хотя имѣя раны, радовался, говоря словами Апостола: радуюся во страданіихъ моихъ, яко исполняю лишеніе скорбей Христовыхъ во плоти моей, за тѣло Его, еже есть церковь (Кол. 1, 24).

Послѣ того онъ возвратился въ свой монастырь, чему возрадовалась вся братія. Предъ своей кончиной, о которой получилъ предсказаніе, Ѳеофилъ составилъ бесѣды для своей паствы и съ миромъ отошелъ ко Господу.

Примѣчанія:
[1] Тиверіополь — городъ въ Македоніи; теперь — Струмица.
[2] Левъ Исаврянинъ — Византійскій императоръ, царствовавшій съ 714 до 741 г.
[3] Синклитъ — правительство воинское и гражданское изъ самыхъ важныхъ царскихъ совѣтниковъ и сановниковъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 235-239.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0