Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День десятый.

Страданіе святыхъ мучениковъ Евлампія и Евлампіи.

— «Твое лицо доказываетъ, что ты не простого, но благороднаго и честнаго рода. Не губи, прекрасный юноша, напрасно свою красоту и свое благородство не мѣняй на безчестіе, но, напротивъ, постарайся пріобрѣсти славу и честь себѣ и всему твоему роду: если ты послушаешь приказанія царя и поклонишься съ нами богамъ, то отъ всѣхъ насъ получишь почесть и славу, отъ царя — награду и какой-либо великій санъ, и будешь проводить дни свои въ благополучіи. Послушай моего добраго совѣта и будь съ нами единомысленъ; вотъ всѣ храмы открыты для тебя, въ нихъ стоятъ различные боги, жертвенники наполнены жертвами, и всѣ веселятся о своихъ богахъ и имъ кланяются. Войди и ты, поклонись, — и тогда и себѣ пріобрѣтешь великія блага, и намъ доставишь радость, и боги всегда будутъ къ тебѣ милостивы».

Святый Евлампій, исполненный благодати Святаго Духа, отвѣчалъ судьѣ:

— «Твое сердце исполнено коварствомъ и лукавы слова въ твоихъ устахъ, но напрасны и ложны всѣ твои обѣщанія. Не прельстишь меня ты ничѣмъ и не отвратишь отъ Христа. О, если бы ты пожелалъ послушать моихъ истинныхъ словъ и искренняго совѣта и позналъ бы Истиннаго Бога, Которого я почитаю и Которому кланяюсь! Я обѣщалъ бы тебѣ отъ Него не временную и суетную, но вѣчную и истинную честь и славу, награды же и богатства такія, которыхъ ни ты, ни царь твой, ни весь міръ нынѣ не имѣютъ; но такъ какъ ты глухъ какъ аспидъ [1], и не послушаешь меня, говорящаго тебѣ только полезное, то раздѣлишь участь твоихъ боговъ въ гееннѣ огненной, а за приношеніе скверныхъ жертвъ богамъ самъ будешь жертвою неусыпающаго червя. Я же не бѣсамъ, но Богови пожру жертву хвалы и воздамъ Вышнему молитвы моя» (Псал. 49, 14).

Судья, услышавъ это, началъ угрожать святому муками. Но Евлампій безбоязненно показалъ себя готовымъ идти на всякія муки за Христа Господа своего. Тогда судья повелѣлъ раздѣть его и, разложивъ на землѣ, бить жилами. Святаго долго и безпощадно били, но онъ мужественно претерпѣвалъ мученія: ощущая сильную боль отъ получаемыхъ ранъ, онъ показывалъ видъ, какъ будто не чувствовалъ никакой боли, — такое величіе духа явилъ онъ! Мучитель, видя его долгое терпѣніе, еще болѣе исполнился ярости и приказалъ повѣсить его на деревѣ и терзать тѣло его желѣзными орудіями, коими мученикъ настолько сильно былъ израненъ, что кости его были видны чрезъ глубокія раны. Послѣ долгаго мученія онъ лежалъ на землѣ весь окровавленный и избитый; тѣло его представляло одну сплошную рану. Но этимъ не окончились его страданія: судья измыслилъ для него новую муку. Онъ повелѣлъ пальцы его рукъ и ногъ связать тонкимъ ремнемъ и крѣпко стиснуть, отъ чего страдалецъ терпѣлъ страшную боль, потому что члены насильственно отдѣлялись отъ своихъ суставовъ. Однако и послѣ сего не насытилась ярость мучителя; къ прежнимъ страданіямъ мученика прибавилъ онъ еще новое страданіе: повелѣлъ раскалить желѣзный одръ и положить на немъ святаго, чтобы тѣло его на томъ одрѣ сгорѣло, какъ воскъ, отъ силы пламени. Когда одръ былъ сильно раскаленъ, святый Евлампій, осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, взошелъ на него и легъ на немъ какъ на мягкой постели. Тѣло святаго мученика, опаляемое огнемъ, начало таять и разрушаться. Казалось бы, что въ такихъ страшныхъ мученіяхъ должно было бы умереть. Но Всемогуіцій Богъ поддерживалъ жизнь Своего раба и сверхъестественнымъ образомъ сохранялъ душу его въ тѣлѣ, чтобы симъ самымъ явились всѣмъ и сила Божія, совершаемая въ немощи, и терпѣніе мученика. Когда всѣ уже полагали, что Евлампій непремѣнно умретъ на томъ раскаленномъ одрѣ, святый почувствовалъ въ себѣ новую силу и, вставъ съ постели, началъ ходить здоровымъ, какъ будто и не претерпѣлъ мученія. Твердо вѣруя сердцемъ въ Господа Бога своего, Евлампій показалъ видъ, какъ будто онъ отказывается отъ своего исповѣданія и соглашается съ безбожіемъ нечестивыхъ язычниковъ; посему онъ былъ со славою приведенъ въ идольскій храмъ, и всѣ вмѣстѣ съ судьею радовались, думая, что Евлампій отвергся Христа и хочетъ поклониться богамъ ихъ; множество народа, слѣдуя за нимъ, шло ко храму. Святый же на пути въ капище съ усердіемъ молился Господу Іисусу Христу, чтобы Онъ явилъ силу Свою, просвѣтилъ ослѣпленныхъ людей и прославилъ Свое Имя святое. Когда Евлампій пошелъ внутрь храма, то увидалъ идола Марса [2], самаго большого и красиваго изъ всѣхъ идоловъ того храма; подойдя къ нему, онъ сказалъ:

— «Именемъ Господа моего Іисуса Христа повелѣваю тебѣ, идолъ нѣмой и бездушный, пасть на землю и обратиться въ прахъ».

Какъ только святый произнесъ сіе, тотчасъ идолъ съ большимъ шумомъ упалъ и разбился на мелкія части. Увидѣвъ сіе, народъ сталъ кричать:

— «Единъ Богъ христіанскій — великъ и силенъ».

И многіе увѣровали во Христа; судья же пришелъ въ большую ярость и повелѣлъ взять Евлампія и вести снова на мученія.

Сестра Евлампія, дѣвица по имени Евлампія, услыхавъ, что братъ ея страдаетъ за Христа, прибѣжала на мѣсто мученія и, ставъ на средину, сказала брату:

— «Не одна ли мать насъ родила, не одними ли сосцами насъ питала, и не Одному ли Богу научены мы вѣровать? Зачѣмъ же, страдая за Христа, лишаешь меня такой же участи, почему ты не извѣстилъ меня, чтобы я съ самаго начала вмѣстѣ съ тобой понесла всѣ муки; я тоже хочу умереть за Господа моего, какъ и ты; пусть знаютъ всѣ мучители, что я — христіанка и готова умереть за Христа».

Судьѣ же она сказала:

— «Слушай, судья, и знай, кто я. Я — Христова раба. Христосъ — моя жизнь и радость моей души, Его люблю и Ему хочу бытъ жертвой; приготовь огонь, приведи звѣрей, поставь колеса для мученій, отточи мечи, изобрѣтай различныя муки, и, какъ хочешь, мучь меня за Христа моего, я все готова претерпѣть, какъ и возлюбленный мой братъ Евлампій!»

Мучитель, слыша слова сіи, удивился ея смѣлости и повелѣлъ бить ее по лицу. Долго били святую, пока совсѣмъ было обезображено лицо ея и потекла кровь изъ носа и рта. Святый же Евлампій словами укрѣплялъ свою сестру, говоря:

— «Не бойся, сестра, убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити» (Матѳ. 10, 28).

Потомъ приготовленъ былъ, по повелѣнію мучителя, сильно кипящій котелъ, чтобы бросить въ него обоихъ — Евлампія и Евлампію. Евлампій поспѣшилъ самъ войти въ котелъ. Евлампія же, какъ юная дѣвица, начала колебаться, какъ бы боясь. Братъ, видя, что она колеблется, сталъ звать ее къ себѣ въ кипящій котелъ, какъ бы въ прохладное мѣсто, говоря:

— «Не бойся, сестра, будь смѣлѣй и иди сюда; вотъ видишь: я невредимъ и никакой не получаю боли, и ты, какъ только коснешься горячаго котла, тотчасъ почувствуешь Божію помощь и будешь невредимой».

Святая, услышавъ слова брата, поспѣшно вошла въ котелъ, и тотчасъ ослабѣла огненная сила, котелъ остылъ, и святые остались невредимыми, воспѣвая и славя Бога. Люди, видя такое чудо, изумились, и увѣровало двѣсти мужей, которые исповѣдали себя христіанами и за то были усѣчены мечемъ отъ нечестивыхъ идолопоклонниковъ. Беззаконный судья приказалъ выколотъ Евлампію глаза, а сестру его, повѣсивъ за волосы, бить. Она же среди мученій взывала:

— «Благодарю Тебя, Боже и Создатель мой, что Ты удостоилъ меня, рабу Твою, пострадать за Твое святое имя».

Затѣмъ мучитель приказалъ жарко разжечь печь, чтобы бросить въ нее мучениковъ. Когда разжжена была печь, то святаго Евлампія, уже слѣпого, повели за руку и, подведя, бросили въ печь. Святая же Евлампія, не ожидая, чтобы кто ее велъ и бросилъ, сама пошла съ радостію и, какъ бы въ прекрасный чертогъ, поспѣшно вошла въ огненную печь. Однако и здѣсь святые остались невредимыми: жаръ обратился въ холодъ. Святые мученики въ печи воспѣвали пѣснь трехъ отроковъ и благословляли Бога. Мучитель, не зная, что болѣе съ ними дѣлать, приговорилъ ихъ къ усѣченію мечемъ. Воины, взявъ, повели ихъ со связанными позади руками. Когда пришли на мѣсто казни, святый Евлампій положилъ самъ подъ мечъ свою честную главу и былъ усѣченъ; святая же Евлампія еще до казни предала свою душу въ руцѣ Божіи, и воины, видя ея умершею, не отсѣкли ей главы [3]. Такъ святый Евлампій съ своею сестрой, святою Евлампіей, окончивъ подвигъ мученія, вмѣстѣ отошли къ Судіи подвиговъ мученическихъ Христу, чтобы принять отъ Него вѣнецъ правды.

Молитвами ихъ да удостоитъ и насъ Своего Царства Христосъ Господь, Ему же со Отцомъ и Святымъ Духомъ честь и слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Аспидъ — особый видъ змѣи, ядъ которой весьма силенъ и причиняетъ смерть. Иносказательно это наименованіе употребляется для обозначеніе крайне злого, вреднаго человѣка.
[2] Марсъ или Арей — греко-римскій богъ войны.
[3] Блаженная кончина святыхъ мучениковъ послѣдовала въ 303 году. Святый Ѳеофанъ «Начертанный», жившій въ IX вѣкѣ, написалъ въ честъ ихъ канонъ; въ его время отъ мощей святыхъ Евлампія и Евлампіи совершались исцѣленія.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 230-235.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0