Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День девятый.

Житіе святаго праведнаго Авраама.

— «Выйди изъ земли твоей, отъ родства твоего и изъ дому отца твоего, и иди въ землю, которую Я укажу тебѣ. Я произведу отъ тебя великій народъ, благословлю тебя и возвеличу имя твое, и ты будешь виновникомъ и образцомъ благословенія для многихъ. Я благословлю благословляющихъ тебя и злословящихъ тебя прокляну, и благословятся въ тебѣ всѣ племена земныя» [4].

Аврамъ съ вѣрою и покорностію принялъ повелѣніе Божіе, и вышелъ изъ Ура Халдейскаго съ женою своею Сарою, отцомъ своимъ Ѳаррою и племянникомъ Лотомъ. Остановившись на время въ Харранѣ [5], гдѣ отецъ его умеръ [6], онъ продолжалъ потомъ путь свой одинъ съ семействомъ своимъ и Лотомъ. Прибывъ въ землю Ханаанскую, онъ прошелъ ее до Сихема, до дубравы Море [7]. Здѣсь явился ему Господь и обѣщалъ эту землю отдать потомству его. Въ память сего Богоявленія и въ благодарность Богу за обѣтованіе, Аврамъ соорудилъ на томъ мѣстѣ жертвенникъ. Послѣ сего Аврамъ прошелъ всю ту землю въ длину, по направленію къ югу, создавъ между Веѳилемъ и Гаемъ другой жертвенникъ Господу [8].

Аврамъ вмѣстѣ съ своимъ семействомъ и Лотомъ поселился въ долинѣ Сихемской. Оба они сначала жили вмѣстѣ и были богаты скотомъ, серебромъ и золотомъ; но потомъ, во избѣжаніе раздора между ихъ домашними и слугами, Аврамъ отпустилъ отъ себя Лота, предоставивъ ему выборъ земли. Лотъ избралъ себѣ цвѣтущую равнину, орошаемую водами Іордана [9].

Послѣ того, какъ Лотъ отдѣлился отъ Аврама, Богъ явился избраннику Своему и сказалъ:

— «Возведи очи свои, и съ сего мѣста, на которомъ ты теперь находишься, посмотри къ сѣверу, и къ югу, и къ востоку, и къ западу: всю землю, которую ты видишь съ горы, дамъ Я тебѣ и потомству твоему на вѣки [10]. И дамъ тебѣ потомство, какъ песокъ земной. Встань, пройди по землѣ сей въ долготу и ширину ея: ибо Я тебѣ дамъ ее и потомству твоему на вѣки».

Послушный повелѣнію Божію, Аврамъ двинулся къ югу и поселился у дубравы Мамре [11], создавъ тамъ жертвенникъ Господу.

Между тѣмъ на равнинѣ Іорданской, которую выбралъ для своего жилища Лотъ, было пять городовъ[12], управляемыхъ особыми царями, но уже 12 лѣтъ находившихся въ порабощеніи у царя Еламскаго [13]. На тринадцатый годъ они возмутились противъ царя, но были побѣждены имъ, причемъ многіе жители той страны, и въ томъ числѣ Лотъ, были взяты въ плѣнъ. Узнавъ объ этомъ, Аврамъ вооружилъ рабовъ своихъ, разбилъ непріятелей, освободилъ Лота и всѣхъ плѣнныхъ и отнялъ всю добычу, унесенную непріятелемъ, которую и возвратилъ царямъ по принадлежности. Когда Аврамъ возвращался съ побѣдою, навстрѣчу ему вышли цари. Мельхиседекъ, царь Салимскій, священникъ Бога Всевышняго [14], вынесъ хлѣбъ и вино и благословилъ Аврама, говоря:

— «Благословенъ Аврамъ отъ Бога Всевышняго, Владыки неба и земли. И благословенъ Богъ Всевышній, предавшій враговъ твоихъ въ руки твои».

Аврамъ поднесъ Мельхиседеку десятую часть всей военной добычи; самъ же, когда царь Содомскій предлагалъ ему удержать за собою имущество, возвращенное отъ непріятелей, отказался взять что-либо.

Послѣ сего Аврамъ сдѣлался весьма извѣстнымъ въ землѣ Ханаанской. Его успѣхи возбудили зависть и опасеніе въ ея обитателяхъ. Тогда Господь ночью въ видѣніи сказалъ Авраму:

— «Не бойся, Аврамъ, Я — твой щитъ; тебѣ готовится величайшая награда».

Аврамъ сказалъ:

— «Господи! Чѣмъ Тебѣ наградить меня? Дѣтей у меня нѣтъ: Ты не далъ мнѣ ихъ. За домомъ моимъ смотритъ Еліезеръ изъ Дамаска: онъ и будетъ моимъ наслѣдникомъ».

— «Не онъ, — сказалъ Господь, — а твой родной сынъ будетъ твоимъ наслѣдникомъ».

Послѣ сего Господь вывелъ Аврама на дворъ и сказалъ:

— «Посмотри на небо и сочти звѣзды, если только можешь: столько и у тебя будетъ потомковъ» [15].

Аврамъ повѣрилъ обѣтованію, и сія вѣра вмѣнилась ему въ праведность [16] и послужила основаніемъ праведной и Богоугодной жизни.

Въ наступившій послѣ сего день, Аврамъ, по повелѣнію Божію, разсѣкъ пополамъ трехлѣтнихъ телицу, козу и овна, и положилъ одну часть противъ другой; къ нимъ присоединены были горлица и молодой голубь [17]. Аврамъ стерегъ трупы отъ хищныхъ птицъ [18]. При захожденіи солнца, на него нашелъ сонъ и объялъ его ужасъ и густой мракъ. Тогда Господь приблизился къ нему и сказалъ:

— «Знай, что потомки твои въ продолженіе четырехсотъ лѣтъ будутъ пришельцами въ землѣ чужой и будутъ въ порабощеніи и въ угнетеніи [19]. Но Я произведу судъ надъ народомъ, у котораго они будутъ въ порабощеніи, и послѣ того они выйдутъ сюда съ большимъ имуществомъ. А ты отойдешь къ отцамъ своимъ въ мирѣ, и будешь погребенъ въ старости доброй. Возвратятся же сюда потомки твои не прежде, какъ смѣнятся у нихъ четыре поколѣнія [20], ибо мѣра беззаконій Аморреевъ еще не наполнилась» [21].

Когда зашло солнце и наступила тьма, между разсѣченными животными прошли дымъ, какъ-бы изъ печи, и пламя огня [22]. И въ этотъ день такимъ образомъ Господь заключилъ завѣтъ Свой съ Аврамомъ, сказавъ:

— «Потомству твоему даю Я землю сію отъ рѣки Египетской до рѣки Евфрата» [23].

Прошло уже много лѣтъ съ того времени, какъ Аврамъ переселился въ землю Ханаанскую. Послѣ откровенія, бывшаго ему въ Урѣ Халдейскомъ, Богъ еще три раза повторялъ ему обѣтованіе о многочисленномъ потомствѣ, которое должно было произойти отъ него; но Сара, жена его, не раждала, а между тѣмъ оба они были уже преклонныхъ лѣтъ. Бездѣтство было для Аврама великимъ испытаніемъ [24].

Тогда Сара, думая, что препятствіе къ исполненію обѣтованія Божія заключается въ ней, предложила Авраму взять еще въ супружество служанку свою, Египтянку Агарь, которая и родила ему сына Измаила [25].

Когда Авраму исполнилось уже 99 лѣтъ, Господь явился ему и сказалъ:

— «Я — Богъ Всемогущій; ходи предъ Лицемъ Моимъ, и будь непороченъ: и Я поставлю завѣтъ Мой съ тобою и дамъ тебѣ многочисленнѣйшее потомство».

Аврамъ въ чувствѣ благоговѣнія и преданности палъ на лице свое. Богъ сказалъ ему:

— «Теперь ты не будешь называться Аврамомъ, но да будетъ тебѣ имя: Авраамъ [26]; ибо Я сдѣлаю тебя отцомъ множества народовъ. И народы и цари произойдутъ отъ тебя; и Я поставлю вѣчный завѣтъ Мой съ тобою и потомками твоими [27] въ томъ, что Я буду Богомъ твоимъ и потомковъ твоихъ послѣ тебя, и дамъ вамъ всю землю Ханаанскую въ вѣчное наслѣдство [28]. Видимымъ же знакомъ завѣта между Мною и вами должно быть то, чтобы у васъ весь мужескій полъ былъ обрѣзанъ. Осьми дней отъ рожденія надобно обрѣзывать всякаго младенца мужескаго пола, не только изъ вашихъ дѣтей, но и изъ рабовъ, купленныхъ за серебро у иноплеменниковъ. Необрѣзанный, какъ нарушитель завѣта Моего, лишается общенія съ своимъ народомъ [29]. Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будетъ имя ей — Сарра [30]. Я благословлю ее, и произойдутъ отъ нея народы, и цари народовъ произойдутъ отъ нея».

Авраамъ возрадовался и засмѣялся, но въ то же время съ недоумѣніемъ спрашивалъ про себя:

— «Неужели отъ столѣтняго будутъ дѣти? И неужели Сарра въ девяносто лѣтъ родитъ?»

Но Господь повторилъ Свое обѣтованіе и предрекъ самое имя ихъ будущему сыну — Исаакъ.

Вскорѣ послѣ сего, Господь опять явился Аврааму у дубравы Мамре — слѣдующимъ образомъ. Однажды въ полдень Авраамъ сидѣлъ у шатра своего. Поднявъ глаза свои, онъ увидѣлъ предъ собою трехъ странниковъ. Онъ тотчасъ же поспѣшилъ къ нимъ навстрѣчу и, поклонясь до земли, сказалъ первому изъ нихъ:

— «Государь мой! Если я обрѣлъ благоволеніе предъ очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Позвольте принести немного воды и омыть ноги ваши [31]; потомъ отдохните подъ этимъ деревомъ [32]. А я принесу хлѣба, чтобы подкрѣпиться вамъ на дорогу».

Странники [33] согласились на его просьбу. Тогда Авраамъ поспѣпшлъ въ шатеръ къ Саррѣ и сказалъ ей, чтобы она замѣсила поскорѣе пшеничной муки и испекла прѣсные хлѣбы; потомъ побѣжалъ къ стаду, выбралъ нѣжнаго, хорошаго теленка и велѣлъ своему рабу приготовить его. Когда приготовлены были и прѣсные хлѣбы, и теленокъ, Авраамъ взялъ еще сыру и молока, и все это поставилъ предъ гостями. Они стали ѣсть, а Авраамъ въ это время стоялъ подъ деревомъ, прислуживая имъ. Во время обѣда странники спросили Авраама:

— «Гдѣ Сарра, жена твоя?»

— «Она здѣсь, въ шатрѣ», — отвѣтилъ Авраамъ.

Тогда одинъ изъ нихъ, — это былъ Самъ Господь, — сказалъ:

— «На слѣдующій годъ, когда Я опять въ это же время буду у тебя, у жены твоей Сарры будетъ сынъ».

Сарра стояла у входа въ шатеръ. Услыхавъ предсказаніе, она разсмѣялась, подумавши про себя:

— «Мнѣ ли въ старости имѣть сіе утѣшеніе? Да и господинъ мой старъ».

Но Господь сказалъ Аврааму.

— «Зачѣмъ разсмѣялась Сарра? Развѣ есть что невозможное у Бога? Въ назначенный срокъ буду Я у тебя, и у Сарры будетъ сынъ».

Тогда Сарра пришла въ страхъ. Она почувствовала, что находится предъ высшею Божественною Силою, провидящею ея внутреннія чувствованія, и въ смятеніи стала увѣрять, что она не смѣялась. Но Господь обличилъ ее и еще разъ повторилъ, что она смѣялась. Такимъ образомъ, Онъ показалъ Себя Сердцевѣдцемъ, а Сарру научилъ быть внимательнѣе къ собственнымъ помысламъ и быть болѣе покорною Божественнымъ обѣтованіямъ.

Послѣ сего странники встали, и направились оттуда къ Содому. Авраамъ же, по слову апостола, паче упованія во упованіе вѣрова, во еже быти ему отцу многимъ языкомъ, по реченному: тако будетъ сѣмя твое. И не изнемогъ вѣрою, ни усмотрѣ своея плоти уже умерщвленныя, столѣтенъ нѣгдѣ сый, и мервости ложеснъ Сарриныхъ. Во обѣтованіи же Божіи не усомнѣся невѣрованіемъ, но возможе вѣрою, давъ славу Богови, и извѣстенъ бывъ, яко еже обѣща, силенъ есть сотворити. Тѣмже и вмѣнися ему въ правду (Рим. 4, 18-22) [34]. Вѣруя въ благодатное обѣтованіе объ имѣющемъ произойти отъ него многочисленномъ потомствѣ, Авраамъ съ живѣйшимъ чувствомъ радости, благодарности и благоговѣнія къ своимъ Божественнымъ посѣтителямъ, сопровождалъ ихъ.

На пути Господь открылъ Аврааму о Своемъ намѣреніи погубить жителей Содома и Гоморры за ихъ безчисленныя беззаконія. Авраамъ сталъ умолять Бога пощадить нечестивые города, ради того, что въ нихъ найдется хотя пятьдесятъ праведниковъ. Но таковаго числа ихъ не нашлось въ городахъ сихъ. Послѣ сего Господь обѣщалъ Аврааму, по молитвѣ его, пощадить нечестивые города, если въ нихъ найдется хотя сорокъ, потомъ тридцать, двадцать и, наконецъ, хотя бы десять праведниковъ. Но и такого числа праведныхъ не нашлось въ Содомѣ и Гоморрѣ. Тогда участь нечестивыхъ городовъ была рѣшена. Однако же, ходатайство Авраама не осталось напраснымъ и совершенно безплоднымъ; ибо племянникъ его Лотъ былъ спасенъ отъ общей погибели.

Вечеромъ два ангела, посѣтившіе Авраама, пришли въ образѣ странниковъ въ Содомъ, когда Лотъ сидѣлъ у воротъ города. Увидѣвъ странниковъ, Лотъ, поклонившись имъ до земли, сказалъ:

— «Государи мои! Зайдите въ домъ раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, а поутру пойдете въ путь свой».

Когда же странники стали отказываться, испытывая Лота, и отклонять его гостепріимство, — онъ сталъ сильно упрашивать ихъ, и они вошли въ домъ. Лотъ приготовилъ прѣсные хлѣбы, и предложилъ имъ угощеніе, и они ѣли. Еще не легли они спать, какъ содомляне, съ разныхъ концовъ города, окружили домъ Лота и стали требовать выдачи странниковъ. Лотъ вышелъ успокоить ихъ и уговорить, чтобы они не причиняли зла странникамъ, пользующимся его гостепріимствомъ; но они оскорбляли его и грозили выломать двери. Тогда Ангелы, явившіеся подъ видомъ странниковъ, поразили содомлянъ слѣпотою, а Лота ввели въ домъ и велѣли взять родственниковъ своихъ и уходить изъ города, осужденнаго за беззаконія на погибель; при семъ ангелы открылись Лоту, кто они, объявивъ прямо, что они посланы къ нему Господомъ. Занималась уже заря, а Лотъ еще медлилъ. Тогда ангелы, взявъ за руки его, жену его и дочерей, вывели ихъ вонъ. Одинъ изъ ангеловъ сказалъ Лоту:

— «Спасай душу свою; не оглядывайся назадъ, и нигдѣ не останавливайся на равнинѣ сей; спасайся на гору [35], чтобы тебѣ не погибнуть».

Но Лотъ сказалъ:

— «Нѣтъ, Владыка! Вотъ рабъ Твой обрѣлъ благоволеніе предъ очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сотворилъ со мною, спасши жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтобы не застигло меня бѣдствіе, и мнѣ не умереть. Вотъ ближе городъ сей, — онъ же и малъ; благоволи мнѣ бѣжать въ него, дабы сохранилась въ немъ жизнь моя».

Ангелъ отвѣчалъ:

— «Въ угодность тебѣ я сдѣлаю и это и не истреблю сего города; спасайся въ него, но нимало не медли: потому что я не могу исполнить своего дѣла, пока ты не уйдешь туда».

Такъ велика милость Божія къ праведнымъ! Ради слабаго волею, но чистаго душею Лота, и ради родства его съ избранникомъ Божіимъ Авраамомъ, Господь не только даруетъ спасеніе городу, но и по милосердію Своему замедляетъ совершить правосудную кару Свою надъ нечестивыми городами, до тѣхъ поръ, пока Лотъ успѣетъ спастись.

Когда Лотъ достигъ сего города, солнце уже зашло. Тогда Господь пролилъ съ неба на Содомъ, Гоморру, Адаму и Севоимъ въ видѣ дождя сѣру и огонь, и истребилъ эти города и всю эту равнину со всѣмъ ихъ населеніемъ, — и вся страна та обратилась въ соленое озеро [36].

Жена Лотова не исполнила повелѣнія ангела: на пути изъ Содома она оглянулась назадъ; но тотчасъ же обратилась въ соляной столбъ. Самъ же Лотъ, страшась остаться въ Сигорѣ, удалился въ гору съ двумя дочерями своими и сталъ жить тамъ въ пещерѣ.

Между тѣмъ Богъ посѣтилъ, наконецъ, Сарру Своею милостію. Когда Аврааму исполнилось сто лѣтъ, она родила ему сына, которому онъ, согласно предвѣщанію о томъ Самого Бога, нарекъ имя Исаакъ. На восьмой день Авраамъ обрѣзалъ его, какъ заповѣдалъ ему Ботъ. И девятидесятилѣтняя Сарра говорила:

— «Смѣхъ радости [37] сотворилъ мнѣ Богъ; кто ни услышитъ обо мнѣ, обрадуется. Кто бы могъ сказать Аврааму: Сарра будетъ кормить дѣтей грудью? Ибо въ старости его я родила сына».

Когда дитя выросло и было отнято отъ груди, Авраамъ устроилъ по сему случаю большой пиръ. Сарра, увидѣвъ, что Измаилъ, котораго родила Аврааму Агарь Египтянка, насмѣхается надъ ея сыномъ Исаакомъ, сказала Аврааму:

— «Прогони эту рабыню и сына ея; ибо не наслѣдуетъ сынъ рабыни сей съ сыномъ моимъ Исаакомъ».

Аврааму было прискорбно слышать эти слова; онъ, какъ отецъ, любилъ и жалѣлъ Измаила. Но Богъ сказалъ ему:

— «Не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всемъ, что ни скажетъ тебѣ Сарра, слушайся голоса ея; ибо въ Исаакѣ наречется тебѣ сѣмя. Впрочемъ, и отъ сына рабыни Я произведу народъ, потому что и онъ — сѣмя твое» 38).

Тогда Авраамъ съ полною преданностію волѣ Божіей отпустилъ Агарь съ сыномъ ея Измаиломъ. Странствуя, они заблудились въ пустынѣ и уже умирали отъ жажды, но Богъ чудесно спасъ ихъ и утѣшилъ скорбящую мать обѣтованіемъ произвести отъ ея сына великій народъ [39].

Въ то время Авраамъ пользовался огромнымъ вліяніемъ и уваженіемъ посреди сосѣднихъ царей и владѣтелей Ханаана. Высшее покровительство и особенное благословеніе Божіе на Авраамѣ такъ было ясно для всѣхъ, что Авимелехъ, царь Герарскій, искалъ съ нимъ союза. Но Авраамъ и послѣ сего жилъ по-прежнему какъ странникъ, нигдѣ не имѣя постояннаго для себя жилища.

Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличныхъ испытаній, представляя собою образецъ терпѣнія, твердой и непоколебимой вѣры и упованія на Бога и совершеннѣйшей преданности Его волѣ. Но вѣра его должна была быть еще тверже, послѣ всѣхъ милостей Господа къ нему. И вотъ, послѣ многихъ лѣтъ его жизни, Господь посылаетъ ему послѣднее испытаніе, превосходящее силы обыкновеннаго человѣка. Испытывая вѣру Авраама, Богъ воззватъ къ нему и сказалъ:

— «Возьми сына твоего единственнаго, котораго ты любишь, Исаака, пойди въ землю Моріа и тамъ принеси его во всесожженіе на одной изъ горъ, которую Я укажу тебѣ».

Не смотря на всю необычайность такого повелѣнія и на свою великую родительскую любовъ къ Исааку, Авраамъ ни мало не усомнился, что оно — отъ Бога, и что его должно исполнить безъ всякаго прекословія. Преданность его Богу была столь велика, что онъ не пожалѣлъ принести въ жертву Ему своего единственнаго возлюбленнаго сына. Въ то же самое время онъ вѣрилъ, что Исаакъ, который теперь долженъ былъ умереть бездѣтнымъ, согласно съ прежде данными обѣтованіями будетъ родоначальникомъ народа и предкомъ обѣтованнаго Избавителя. Онъ думалъ, какъ говоритъ апостолъ, что Богъ силенъ и изъ мертвыхъ воскресить ему сына обѣтованія (Евр. 11, 19). И вотъ, не открывая никому своего намѣренія, Авраамъ рано утромъ осѣдлалъ осла, взялъ съ собою Исаака и двухъ слугъ, накололъ дровъ для всесожженія и отправился въ нагорную страну Іевусеевъ, на мѣсто, о которомъ сказалъ ему Господь [40]. На третій день, по особенному знаменію отъ Бога, Авраамъ еще издалека увидѣлъ гору, назначенную для жертвоприношенія. Тогда онъ повелѣлъ слугамъ своимъ остаться здѣсь съ осломъ и, взявъ дрова для всесожженія, далъ ихъ нести Исааку, а самъ взялъ въ руки огонь и ножъ, — и пошли оба вмѣстѣ на гору.

И сказалъ Исаакъ Аврааму:

— «Отецъ мой! Вотъ огонь и дрова, — гдѣ же агнецъ для всесожженія?»

Авраамъ отвѣчалъ:

— «Богъ усмотритъ Себѣ агнца для всесожженія, сынъ мой».

И они пошли далѣе оба вмѣстѣ.

Достигнувъ мѣста, которое указалъ ему Ботъ, Авраамъ устроилъ тамъ жертвенникъ, разложилъ дрова и, связавъ сына своего Исаака, положилъ его на жертвенникъ поверхъ дровъ. И простеръ Авраамъ руку свою, и взялъ ножъ, чтобы заколотъ сына своего.

Но въ это время съ неба раздался Божественный голосъ:

— «Авраамъ! Авраамъ!»

Авраамъ остановился, чтобы выслушать повелѣніе Божіе.

— «Не поднимай руки своей на отрока, — продолжалъ Господь, — и не дѣлай надъ нимъ ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалѣлъ сына твоего единственнаго для Меня».

Тогда Авраамъ, въ чувствѣ глубокой радости и благодарности къ Богу, возвелъ очи свои отъ земли и увидѣлъ позади себя овна, запутавшагося въ чащѣ рогами. Тогда онъ развязалъ Исаака и, взявъ овна, принесъ его во всесожженіе вмѣсто Исаака, сына своего [41].

Послѣ сего Господь снова воззвалъ къ Аврааму съ неба:

— «Мною клянусь, что такъ какъ ты сдѣлалъ сіе дѣло, и не пожалѣлъ сына твоего единственнаго для Меня, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу сѣмя твое, какъ звѣзды небесныя и песокъ на берегу моря, и овладѣетъ сѣмя твое городами враговъ своихъ, и благословятся въ сѣмени твоемъ всѣ народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».

Получивъ сіе великое, благодатное обѣтованіе, Авраамъ и Исаакъ въ страхѣ и радости спустились съ горы и возвратились въ Вирсаву [42], гдѣ жилъ тогда Авраамъ.

Спустя лѣтъ двѣнадцать послѣ сего, скончалась Сарра, жена Авраамова и была погребена въ пещерѣ Махпелѣ [43] противъ Мамре, впослѣдствіи — Хеврона земли Ханаанской.

Черезъ три года, когда Исааку исполнилось сорокъ лѣтъ, а Аврааму было сто сорокъ лѣтъ, святый праведный праотецъ имѣлъ утѣшеніе женить сына своего на добродѣтельной Ревеккѣ, внучкѣ Нахора, брата Авраамова. Впослѣдствіи Авраамъ и самъ вступилъ въ новое супружество съ Хеттурою, отъ которой имѣлъ еще шесть сыновей. Авраамъ прожилъ сто семьдесятъ пять лѣтъ, и потомъ съ миромъ предалъ духъ свой Господу Богу, Которому такъ вѣрно служилъ и благоугодилъ въ жизни своей, будучи сосудомъ и образцомъ вѣры въ истиннаго Бога, сохранившимъ ее для потомства изъ рода въ родъ. За высокія качества и достоинства Авраама Господь возлюбилъ его, почему и называетъ Себя его Богомъ по преимуществу (Быт. 17, 7; 26, 24; 28, 13), а Св. Писаніе называетъ его другомъ Божіимъ (2 Пар. 20, 7; Ис. 4, 8; Іак. 2, 29). Ветхозавѣтные потомки его и даже святые предъ Богомъ, Моисей и Давидъ, призывали Авраама въ ходатаи предъ Богомъ. Отъ сего родоначальника народа Іудейскаго, въ потомствѣ котораго сохранялась истинная вѣра на землѣ, произошелъ Самъ Христосъ по плоти, и всѣ истинно вѣрующіе во Христа называются сынами Авраама (Рим. 6, 7-8; Гал. 3, 7. 26-29). И въ будущей участи нашей за гробомъ — только съ вѣрнымъ Авраамомъ можно надѣяться получить наслѣдіе вѣчной жизни и спасенія. Самъ Господь въ Своей притчѣ о богатомъ и Лазарѣ указываетъ на Авраама, какъ на обитателя блаженнаго жилища въ Царствіи Небесномъ (Матѳ. 8, 11; Лук. 16, 22; Гал. 3, 9. 29), коего да сподобитъ Христосъ и всѣхъ насъ молитвами святаго праведнаго Авраама, праотца Своего по плоти. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Событіе это отождествляютъ со временемъ рожденія у патріарха Евера сына Фалека, получившаго въ память сего событія свое имя (Фалекъ — съ еврейскаго — значитъ: разсѣченіе, раздѣленіе); т. е. приблизительно почти за 2000 лѣтъ до Р. Хр.
[2] Ѳарра — десятый патріархъ отъ Ноя. Авраамъ родился почти за 2000 лѣтъ до Р. Хр.
[3] Уръ Халдейскій — одинъ изъ царственныхъ городовъ Халдеи, въ Месопотаміи, невдалекѣ отъ устья Евфрата; онъ былъ главнымъ складочнымъ мѣстомъ торговли. Теперь имя Ура даютъ развалинамъ, находящимся къ западу отъ русла Евфрата (въ шести миляхъ), на высотѣ соединенія его съ Шатчъ-ель-Хіе (рукавъ Тигра, впадающій въ Евфратъ).
[4] Сіе Божественное обѣтованіе имѣетъ Мессіанское значеніе, какъ то ясно показываетъ св. ап. Павелъ, ссылаясь на эти слова Божіи къ Аврааму. «Познайте же, — пишетъ онъ, — что вѣрующіе суть сыны Авраама, и Писаніе, провидя, что Богъ вѣрою оправдываетъ язычниковъ, предвозвѣстилъ Аврааму, что въ немъ благословятся всѣ народы. И такъ вѣрующіе благословятся съ вѣрнымъ Авраамомъ» (Гал. 3, 9).
[5] Харранъ — городъ въ сѣверо-западной части Месопотаміи, между Хаворомъ (притокъ Евфрата) и Евфратомъ, на широкой, окруженной горами равнинѣ, къ юго-востоку отъ Едессы; въ древности былъ важнымъ торговымъ пунктомъ на большой торговой дорогѣ между Средиземнымъ моремъ и Востокомъ. Нынѣ — это незначительный и небольшой городокъ Месопотаміи.
[6] Нѣкоторые учители Церкви смерть Ѳарры въ Харранѣ объясняютъ премудрымъ устроеніемъ Промысла Божія; ибо Богу не угодно было, чтобы виновный въ идолослуженіи Ѳарра внесъ заразу суевѣрія въ отдѣляемое отъ него поколѣніе. Посему-то Писаніе такъ точно и отмѣчаетъ это событіе.
[7] Подъ землею Ханаанской въ тѣснѣйшемъ и собственномъ смыслѣ разумѣется земля по эту сторону Іордана, Финикія (сѣверная часть Ханаана) и земля Филистимская; — въ новѣйшее время подъ землею Ханаанской часто разумѣютъ всю Палестину, всю землю обѣтованную, которую заняли потомъ Израильтяне, по обѣ стороны Іордана. Сихемъ — древній городъ земли Ханаанской, въ Санаріи, на горѣ Ефремовой, въ 18-ти часахъ пути отъ Іерусалима; Авраамъ прошелъ землю Ханаанскую собственно не до Сихема, котораго тогда еще не было, а до мѣста, гдѣ послѣ построенъ былъ Сихемъ. Море — дубрава близъ Сихема.
[8] Веѳиль — древнѣйшій городъ Ханаанскій, при Авраамѣ называвшійся — Лузъ, къ сѣверу отъ Іерусалима въ гористой мѣстности колѣна Ефремова, при горѣ, получившей отъ города имя Веѳильской; мѣсто это необыкновенно дико и въ настоящее время представляетъ собою не иное что, какъ пастушеское кочевье на грудахъ развалинъ. Гай — древній городъ Ханаанскій, въ сѣверной части колѣна Веніаминова, на востокъ отъ Веѳиля.
[9] Долина Іорданская, которую выбралъ себѣ для жительства Лотъ, и въ которой находилось русло Іордана, была довольно широка; Мертваго моря, какъ предполагаетъ большинство ученыхъ изслѣдователей, тогда еще не существовало, а Іорданъ разливался нѣсколькими рукавами и, вѣроятно, достигалъ посредствомъ долины до залива Аравійскаго, или Краснаго моря.
[10] Исполненіе Божія обѣтованія относится къ потомству Аврама не по плоти только, но и по вѣрѣ, и потому обѣтованіе сіе названо вѣчнымъ. Исполненіе всѣхъ сихъ обѣтованій — во Христѣ, Который кровію Своею содѣлалъ сію землю священною и пріобрѣлъ для всѣхъ вѣрующнхъ, содѣлавъ ее отчизною души христіанина. Вотъ почему, независимо отъ неисчислимыхъ остатковъ избраннаго и потомъ разсѣяннаго по всему земному шару народа, — Аврамъ по вѣрѣ имѣетъ еще другое потомство, для котораго Палестина есть земля спасенія, поистинѣ — Земля Обѣтованія.
[11] Мамре — собственно имя Аммореинина, союзника Авраамова (Быт. 14, 24). Дубрава Мамре была расположена при Хевронѣ, древнѣйшемъ городѣ Ханаанскомъ, находящемся на дорогѣ къ Іерусалиму, въ плодородной и красивой мѣстности.
[12] На цвѣтущей долинѣ Іорданской, гдѣ поселился Лотъ, находились пять слѣдующпхъ городовъ: Содомъ, Гоморра, Адама, Севоимъ и Бела (иначе — Валака).
[13] Еламиты — народъ, происходящій отъ Елама, первенца Симова. Страна ихъ лежала по сосѣдству съ землею Ханаанскою, въ Месопотаміи.
[14] Мельхиседекъ, вѣроятно, происходилъ изъ Ханаанскаго народа — Аморреевъ, жившихъ тогда въ Палестинѣ, ибо у нихъ былъ и царемъ, и священникомъ; въ то время между Ханаанскими племенами могло еще сохраняться благочестіе, и мѣра грѣховъ аморрейскихъ тогда еще не исполнилась. Подъ Салимомъ разумѣютъ то же, что потомъ Іевусъ и послѣ Іерусалимъ (Псал. 75, 3). Своимъ наименованіемъ священника Бога Всевышняго Мельхиседекъ отличается не только отъ чтителей ложныхъ боговъ, но и отъ прочихъ царей, и даже отъ Авраама, и потому въ немъ нельзя было не видѣть особеннаго, прославленнаго по всей Палестинѣ служителя истиннаго Бога. Св. Писаніе скрыло подробности о немъ и его родѣ, давая видѣть въ немъ прообразъ Христа Спасителя. Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ царь и пророкъ Давидъ въ необычайномъ священствѣ Мельхиседека видѣлъ прообразъ священства Мессіи, когда говорилъ о Сынѣ Божіенъ: Ты іерей во вѣкъ по чину (т. е. подобію) Мелхиседекову (Псал. 109, 4); особенно же ясно и подробно раскрыто прообразовательное значеніе Мельхиседека у ап. Павла въ посланіи къ Евреямъ (гл. 7). Мельхиседекъ, по значенію имени, есть царь правды; по званію — царь Салима, т. е. царь мира, и вмѣстѣ священникъ Бога Всевышняго; онъ представляется безъ отца, безъ матери, безъ рода; его священство вѣчное; ибо не видимъ ни его предшественниковъ, ни его преемниковъ; его благословеніе — высшее, ибо отъ имени Всевышняго низводитъ онъ благословеніе на отца вѣрующихъ, и самъ Авраамъ высоко оцѣнилъ и благоговѣйно принялъ это благословеніе, какъ назшій отъ высшаго. Всѣ эти высокія черты и преимущество соединяются только въ Сынѣ Божіемъ, Іисусѣ Христѣ.
[15] Сіе обѣтованіе Божіе Моисею нельзя ограничивать лишь буквальнымъ пониманіемъ въ смыслѣ происхожденія отъ Авраама многочисленнаго Еврейскаго народа. Обѣтованіе это имѣетъ Мессіанское значеніе и стоитъ въ неразрывной связи съ другими обѣтованіями Божіими Аврааму.
[16] Вѣрова Авраамъ Богови, и вмѣнися ему въ правду, — говоритъ апостолъ (Римл. 4, 3) и доказываетъ, что Авраамъ обязанъ своимъ оправданіемъ одной только своей вѣрѣ (слово правда, праведность здѣсь разумѣется и въ смыслѣ оправданія). Авраамъ повѣрилъ Богу, т. е. увѣровалъ въ Его истинность, святость, мудрость, могущество и вѣчность, когда съ вѣрою принялъ, несмотря на свой столѣтній возрастъ, обѣтованія Божія о рожденіи отъ него сына, — и сія вѣра Авраама была зачтена ему за то, чѣмъ она не можетъ быть по своему существу — именно за праведность. Праведность обозначаетъ здѣсь совершенное послушаніе волѣ Божіей, котораго Авраамъ въ то время еще не достигъ; тогда Богъ принялъ въ счетъ его вѣру, какъ имѣющую одинаковую цѣну съ послушаніемъ. — Митрополитъ Филаретъ дѣлаетъ замѣчаніе, что вмѣненіе въ праведность вѣры Авраама произошло послѣ медленнаго постепеннаго откровенія. «Вѣра, — говоритъ онъ, — была слѣдствіемъ и концомъ таинственнаго руководительства Божія: она же была началомъ и основаніемъ Божія благоволенія».
[17] Сіе было видимымъ знакомъ Завѣта Божія съ Авраамомъ или договора въ томъ, что Богъ дѣйствительно исполнитъ Свое обѣтовавіе о потомствѣ Авраама и наслѣдіи имъ всей земли Ханаанской. У древнихъ вступающія въ союзъ лица, обыкновенно, проходили между разсѣченными половинами животныхъ, въ знакъ того, что какъ эти части составляли прежде одно живое существо, такъ и они съ этихъ поръ будутъ составлять одну душу, одну жизнь, будутъ водиться однимъ духомъ и составлять одно общество. — Животныя указаны здѣсь тѣ, которыя издавна по обычаю употреблялись при жертвоприношеніяхъ, ибо Авраамъ здѣсь совершаетъ настоящее жертвоприношеніе, и именно такое, которое было употребляемо при совершеніи торжественныхъ договоровъ.
[18] Хищныя птицы многими принимаются здѣсь за пророческое изображеніе непріятелей потомства Аврама: онѣ изображаютъ собою всѣ идолопоклонническія племена, которыя старались или истребить народъ Израильскій, или же помѣшать исполненію завѣта, увлекая его въ идолопоклонство.
[19] Здѣсь разумѣется порабощеніе Евреевъ въ Египтѣ. Круглое число 400 лѣтъ поставлено вмѣсто 405, потому что столько прошло лѣтъ отъ рожденія Исаака до исхода Евреевъ изъ Египта. Исаакъ, какъ первый странникъ и пришелецъ изъ потомства Аврама, родился въ 1901 г. до Р. Хр., а Евреи вышли изъ Египта въ 1496 г.
[20] Если считать примѣрно, то смѣнившіеся четыре рода или поколѣнія могутъ представлять собой Левій, сынъ Іакова, Кааѳъ, Амрамъ и Моисей, въ предѣлахъ 268 лѣтъ.
[21] Аморреи — народъ Ханаанскій — отъ Аморрея, сына Ханаана, сына Хамова, — постоянные, упорные враги Евреевъ; прежде жили на западной сторонѣ Мертваго моря, но потомъ распространились и по другимъ мѣстамъ — по восточной сторонѣ Мертваго моря и Іордана; они занимали преимущественно средину земли Ханаанской и представляли изъ себя нѣсколько сильныхъ царствъ. — Подъ наполненіемъ мѣры беззаконія разумѣется въ Писаніи окончательное духовное разложеніе и смерть обществъ и народовъ, оставленіе ихъ Богомъ, судъ надъ ними и ихъ разрушеніе.
[22] Аврамъ не проходилъ между разсѣченными животными; проходилъ только видимый образъ Господа, т. е. это былъ договоръ милости, благодѣяніе обѣщанное и подтвержденное осязательно обрядомъ договора. Дымъ и пламя — два символа, изображавшіе потомство Авраамово, среди искушеній и тягостей рабства, и Самого Господа, откровеніе и обѣтованіе Котораго естъ свѣтъ и отрада во мракѣ скорби. Такимъ образомъ, дымъ означалъ страданія Израиля, пламя — избавленіе.
[23] Рѣка Египетская, т. е. Нилъ. Евфратъ — большая рѣка Месопотаміи, вытекающая изъ горъ Арменіи и впадающая въ Персидскій заливъ. Обозначенная здѣсь страна была бы вся достояніемъ Израиля, если-бы онъ оставался вѣрнымъ завѣту съ Богомъ, Но и не смотря на то, что упадокъ народа препятствовалъ исполненію предначертаннаго, всѣ страны, заключавшіяся между восточными устьями Нила и Евфратомъ, были временно во владѣніи потомства Аврама.
[24] Безплодіе всегда считалось между Евреями поношеніемъ, а плодородіе означало особое благословеніе Божіе. Посему-то Сара и предложила мужу свою служанку, чтобы скорѣе исполнилось обѣтованіе. Авраамъ же, по законамъ востока, и не имѣя прямого указанія отъ Господа, что именно отъ Сары онъ будетъ имѣть сына, могъ взять вторую жену, даже не прибѣгая къ разводу съ первой, хотя разводъ не только былъ допущенъ обычаемъ, но даже вошелъ въ законъ Моисеевъ.
[25] Измаилъ — съ евр.: услышанный Богомъ — названъ такъ потому, что Господь призрѣлъ на страданіе Агари, когда она, беременная, бѣжала въ пустыню отъ притѣсненій Сары, повелѣлъ ей вернуться и даровалъ ей сына.
[26] Наименованіе Аврамъ естъ почетное названіе, означающее: «отецъ высоты», «высокій отецъ». Авраамъ же — имя, выражающее исполненіе обѣтованія, означающее: «отецъ множества», или «отецъ многихъ народовъ». Митрополитъ Филаретъ замѣчаетъ, что переименованіе употреблялось на востокѣ царями, вогда они возвышали кого-либо. Примѣнительно къ сему и здѣсь, Богъ, возвышая Авраама, переименовываетъ его.
[27] Вѣчный завѣтъ заключается въ лицѣ Авраама не только съ плотскимъ потомствомъ его, съ народомъ Израильскимъ, но еще болѣе съ цѣлымъ человѣчествомъ, разумѣя подъ этимъ именемъ воспріявшихъ вѣрою обѣтованіе, и потому и названъ завѣтомъ вѣчнымъ въ Мессіанскомъ смыслѣ.
[28] Вѣчное наслѣдіе земли Ханаанской нужно понимать въ таинственномъ, прообразовательномъ смыслѣ, разумѣя подъ нею Царство Божіе и св. Церковь Хрисову.
[29] Обрѣзаніе (крайней, сокровенной плоти) служило знаменіемъ завѣта между Богомъ и Авраамомъ и его потомствомъ и было печатью, отдѣлявшею ветхозавѣтныхъ вѣрующихъ отъ язычниковъ. Въ высшемъ, таинственномъ смыслѣ, обрѣзаніе служило прообразомъ христіанскаго крещенія. Такое значеніе обрѣзанія изъясняетъ апостолъ Павелъ, когда обрѣзаніе Авраама называетъ печатію правды вѣры (Рим. 4, 11), а наше нерукотворенное обрѣзаніе называетъ обрѣзаніемъ Христовымъ (Кол. 2, 11). Въ первомъ — обѣщаніе, во второмъ — исполненіе, причемъ въ послѣднемъ обрѣзуется внутренній человѣкъ, отрицающійся діавола и всѣхъ дѣлъ его; это — обрѣзаніе, которое, по слову апостола, совершается въ сердцѣ, по духу, а не по буквѣ. Какъ чрезъ обрѣзаніе человѣкъ вступалъ въ общество вѣрующихъ, такъ чрезъ крещеніе человѣкъ вступаетъ въ общество вѣрующихъ во Христа (Іоан. 3, 5; 1 Кор. 12, 13); и какъ обрѣзаніе имѣло свое великое значеніе, подъ условіемъ вѣрности Богу и точнаго исполненія Его заповѣдей, такъ и крещеніе спасаетъ насъ не омытіемъ плотской нечистоты, но отложеніемъ грѣховъ или, по апостолу, совлеченіемъ грѣховнаго тѣла плоти, обѣщаніемъ доброй совѣсти, воскресеніемъ Христовымъ (1 Петр. 3, 21; Ефес. 5, 26-27; Флп. 3, 3. 9-11; Кол. 2, 11-13; Рим. 6, 2-14). И поелику апостолъ поставляетъ нерукотворенное обрѣзаніе (крещеніе) въ тѣсную связь съ воскресеніемъ Спасителя, то уже въ самомъ назначеніи Богомъ для ветхозавѣтнаго обрѣзанія осьмидневнаго срока отцы Церкви видятъ прообразованіе, — указаніе на день воскресенія Христова, которое произошло по седьмомъ субботнемъ днѣ въ осьмой, воскресный предвозвѣстившій наше оправданіе во Христѣ и отложеніе плотской скверны въ крещенін. Посему въ первые вѣка христіанства крещеніе надъ мдаденцами часто совершалось въ осьмой день по рожденіи.
[30] Первое имя Сара означаетъ «господство», т. е. «госпожа», и представляетъ общій почетный титулъ. Сарра же означаетъ «княгиню», или «высокую жену»; въ самомъ имени этомъ заключается пророчество, высказанное далѣе, что отъ нея произойдутъ цари.
[31] Въ древности путники носили только сандаліи (деревянныя или кожаныя подошвы, прикрѣплявшіяся къ ногамъ ремнями), и омовеніе ногъ послѣ пути было первымъ дѣломъ гостепріимства, особенно на востокѣ.
[32] Дубъ Мамврійскій, подъ сѣнію котораго Авраамъ удостоился принять Самого Господа, по свидѣтельству блаженнаго Іеронима, существовалъ еще до времени императора Констанція (т. е. приблизительно до половины IV в.) и во всѣ времена указывался благоговѣйнымъ поклонникамъ святыхъ мѣстъ. Въ настоящее время эта священная мѣстность съ уцѣлѣвшимъ на ней двревомъ принадлежитъ Русской Іерусалимской миссіи.
[33] Однимъ изъ сихъ странниковъ, во образѣ которыхъ явились Аврааму ангелы, былъ Самъ Господь, Который въ этомъ мѣстѣ книги Бытія (17, 9 и далѣе) ясно отличается отъ прочихъ ангеловъ. Въ явленіи трехъ ангеловъ нѣкоторые видятъ явленіе великаго таинства Святой Троицы, почему для изображенія сего таинства нерѣдко прибѣгаютъ къ изображенію явленія Аврааму трехъ странниковъ.
[34] О значеніи сей вѣры Авраамовой см. выше прим. 16. Правда — оправданіе; паче упованія во упованіе вѣрова, т. е., не имѣя основанія для надежды, все-таки увѣровалъ, будучи возбуждаемъ надеждою, которая основывалась на томъ, чего глазъ не видѣлъ и разумъ не понималъ, — на Богѣ и Его обѣтованіи.
[35] Подъ горою разумѣются горы Моавитскія. Сигоръ, въ которомъ Лотъ нашелъ себѣ убѣжище отъ погибели, по еврейскому тексту Цоаръ — прежде Бела — былъ однимъ изъ пяти союзныхъ городовъ, расположенныхъ въ долинѣ Іордана и былъ самымъ южнымъ городомъ этой страны, на полпути къ горамъ Моавитскимъ.
[36] Соленое, или Мертвое, море находится въ южномъ концѣ долины Іорданской, окруженномъ острыми, голыми скалами. Соленымъ оно называется потому, что заключаетъ въ себѣ много соли; кромѣ того, здѣсь множество асфальта или горной смолы, которая и доселѣ, поднимаясь со дна озера, всплываетъ на поверхность и производитъ испаренія въ воздухѣ. Мертвымъ это море называется потому, что никакое животное не можетъ существовать въ водахъ его. Даже берега его, покрытые соляными кристаллами, представляютъ зрѣлище совершеннаго отсутствія жизни; самые пни, пропитанные солянымъ щелокомъ, дѣлаются окаменѣлыми. Такимъ образомъ, Мертвое море служитъ разительнымъ памятникомъ Божескаго проклятія и наказанія на нечестивые города. Мертвое море имѣетъ продолговатый видъ и отъ сѣвера къ югу простирается на 20 часовъ пути; глубина его въ сѣверной части достигаетъ 1318 футовъ или около 190 саженъ, южная же часть очень мелка.
[37] Исаакъ съ еврейскаго значитъ: смѣхъ. Исаакъ названъ такъ потому, что Сарра, мать его, смѣялась, слыша обѣтованіе о его рожденіи; но онъ названъ такъ еще и потому, что въ немъ заключается таинственное прообразованіе явленія дня Христова, о которомъ Самъ Спаситель сказалъ: Авраамъ радъ бы былъ, дабы видѣлъ день Мой: и видѣ, и возрадовася (Іоан. 8, 56).
[38] Какъ подробно излагаетъ сіе ап. Павелъ въ посланіи къ Галатамъ, Агарь и Сарра служатъ прообразами двухъ завѣтовъ: Ветхаго и Новаго, равно какъ Измаилъ и Исаакъ — членовъ Церкви Ветхозавѣтной и Новозавѣтной (Гал. 4, 22-31). Агарь — рабыня — образъ Церкви Ветхозавѣтной, подзаконной, имѣвшей рабскій характеръ. Такимъ образомъ, Измаилъ, сынъ рабы и Авраама по плоти, предъизображалъ Іудеевъ, считавшихся до Христа единственными обладателями Божественныхъ обѣтованій. Сарра предъизображала собого Новый Завѣтъ, равно какъ Исаакъ — христіанъ, свободныхъ чадъ Новаго Завѣта, сыновъ обѣтованія, какъ и Исаакъ, а не плотского происхожденія; ибо въ таинствѣ крещенія, вступая въ Церковь Христову, мы раждаемся не по естеству, а по обѣтованію Божию. И какъ Агарь съ Измаиломъ были изгнаны Авраамомъ, — такъ и синагога Еврейская, съ явленіемъ Новаго Завѣта, отвержена, и рабское иго закона удалено отъ чадъ свободной Церкви Христовой; наслѣдіе благодати и всѣхъ обѣтованій о вѣчной жизни во Христѣ получатъ сыны свободы христіанской и лишены Іудеи, сыны рабства, которые хотѣли присвоить оное исключительно себѣ. Какъ Сарра была прежде неплодной и потомъ родила сына обѣтованія, такъ и церковь новозавѣтная, до Христа неплодная, породитъ, согласно словамъ пророка (Ис. 54, 1), болѣе сыновъ, нежели имущая мужа, т. е. синагога Іудейская; ибо обѣтованіе Божіе распространяется на всѣ народы, и, по силѣ благодати, всѣ пріемлются въ Новозавѣтную Церковь Христову.
[39] Дѣйствительно, отъ Измаила произошло многочисленное потомство. Двѣнадцать сыновей его были родоначальниками двѣнадцати племенъ Аравійскихъ, которые доселѣ остаются кочующими, сохраняя независимость и дикій характеръ своего родоначальника. Живя въ Аравіи, они смѣшались потомъ съ другими кочевыми народами подъ общимъ именемъ Арабовъ или Аравитянъ.
[40] Іевусеи — народъ Ханаанскій, ведущій начало свое отъ Іевусея, сына Хамова — принадлежали къ древнѣйшимъ обитателямъ земли Ханаанской. Страна ихъ находилась въ той же мѣстности, гдѣ впослѣдствіи былъ построенъ Іерусалимъ, на мѣстѣ ихъ города Іевуса на горѣ Сіонъ. Моріа — съ еврейскаго: мѣсто, указанное Богомъ; такъ называлась земля Іевусеевъ и гора въ ней, на которой, Авраамъ по указанію Божію, хотѣлъ принести Исаака въ жертву Богу. Ефремъ Сиринъ передаетъ древнее преданіе, по которому принесеніе Исаака въ жертву произошло на вершинѣ той же горы, на которой совершена была святѣйшая крестная жертва Христа — Сына Божія.
[41] Принесеніе Авраамомъ Исаака въ жертву Богу, по ученію Церкви, таинственно прообразовало собою крестную жертву Спасителя, Его смерть и воскресеніе. Какъ Авраамъ, предавъ себя всецѣло волѣ Божіей, не пожалѣлъ своего сына единороднаго принести въ жертву Богу, такъ и Богъ своего Сына единородного не пощадѣ, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его (Рим. 8, 32) на крестныя страданія и смерть. Отцы н учители Церкви видятъ прообразовательныя Мессіанскія черты въ самыхъ подробностяхъ жертвоприношенія Исаака. Исаакъ исходитъ изъ дома отца своего къ мѣсту, назначенному для жертвоприношенія: Христу надлежало выйдти изъ Іерусалима н пострадать внѣ вратъ его (Евр. 12, 11). Когда Исаакъ шелъ на закланіе, вслѣдъ его шли оселъ и рабы его: такъ и Христосъ, когда имѣлъ идти на страданіе, возсѣлъ на жребя осле, показуя призваніе язычниковъ; за нимъ слѣдовали и ученики Его съ ваіями. Но Исаакъ отдѣлился отъ отроковъ своихъ, когда шелъ на гору для заколенія: отторженъ и Христосъ отъ учениковъ Своихъ, когда шелъ на Голгоѳу на смерть насъ ради (Кириллъ Александрійскій). Въ томъ, что на Исаака возложены дрова для жертвы, и что онъ несъ ихъ на раменахъ своихъ до мѣста жертвоприношенія, отцы Церкви видятъ образъ крестоношенія Христова. Во всей исторіи жертвоприношенія Исаака видна совершенная его покорность отцу своему; въ исторіи страданій Іисуса Христа мы видимъ безпредѣльную покорность Его Отцу Своему, Которому Онъ послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Исаакъ приносится въ жертву, не совершивъ никакой вины: Христосъ страдаетъ, терпитъ поношеніе, связывается, распинается — Безгрѣшный. «Исаакъ, — говоритъ святый Ефремъ Сиринъ, — взошелъ на гору, подобно агнцу незлобнвому, — и Спаситель возшелъ на Голгоѳу, да заколется ради насъ, яко агнецъ. Видя тамъ ножъ, разумѣй копіе. Смотря на жертвенникъ, разумѣй лобное мѣсто. Въ связкѣ дровъ — замѣть крестъ. Видя огнь, объемли умомъ любовь и ревность». — Но Исаакъ закалается только намѣреніемъ отца, какъ замѣчаетъ Златоустъ; вмѣсто его, приносится въ жертву овенъ. Но здесь, переставъ быть образомъ Христа страждущаго, Исаакъ дѣлается образомъ Христа воскресшаго, а недостатокъ образа страданія восполняетъ овенъ, въ которомъ отцы Церкви единогласно признаютъ образъ закалаемаго Агнца — Христа, пострадавшаго плотію (овенъ), но не страдавшаго по Божеству (прообразованному Исаакомъ). И какъ Исаака на третій день мать его Сарра увидѣла живымъ, такъ и Церковь на третій день послѣ крестной смерти Спасителя видитъ Его воскресшимъ и невредимымъ. — Наконецъ, какъ послѣ жертвоприношенія Исаака Богъ изливаетъ обильное благословеніе на Авраама и все его потомство: такъ и жертва Хрисова низводитъ безчисленныя благословенія на весь родъ человѣческій.
[42] Вирсава — съ еврейскаго: колодезь клятвенный — получила свое назвавіе отъ того, что въ той мѣстности (въ южной оконечности Палестины на границе земли Филистимской) Авраамъ вырылъ колодезь и здѣсь же заключилъ клятвенный союзъ съ Авимелехомъ, царемъ Филистимскимъ (Быт. 21, 32). Здѣсь Авраамъ потомъ насадилъ рощу и долгое время обиталъ. Впослѣдствіи здесь былъ построенъ городъ.
[43] Махпелу, противъ Мамре въ Хевронѣ, Авраамъ купилъ у Ефрона Хеттеянина для погребенія тамъ Сарры. Здѣсь потомъ погребены, кромѣ Сарры, и Авраамъ, и Исаакъ съ Ревеккою, и сынъ ихъ Іаковъ съ женою Ліею. Впослѣдствіи въ этой пещерѣ воздвигнутъ памятникъ, составляющій главную достопримѣчательность Хеврона и обращающій на себя вниманіе всѣхъ путешественниковъ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 212-228.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0