Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День восьмой.

Житіе преподобной Таисіи.

Услышавъ о семъ, преподобный Пафнутій [2], одѣвшись въ мірскія одежды и взявъ съ собою золотую монету, вошелъ въ домъ, гдѣ жила Таисія. Увидѣвъ ее, онъ далъ ей монету въ видѣ платы, какъ бы желая остаться съ нею. Таисія, взявъ деньги, сказала ему:

— «Войди въ комнату».

Пафнутій вошелъ вмѣстѣ съ нею и увидѣлъ постланное высокое ложе; сѣвъ на немъ, онъ сказалъ Таисіи:

— «Нѣтъ ли другой комнаты, тайной, затворимся въ ней, чтобы о насъ никто не зналъ?»

Таисія отвѣчала:

— «Есть; впрочемъ, если ты людей стыдишься, то и въ этой укроешься отъ нихъ, потому что двери затворены и никто сюда не войдетъ и не узнаетъ о насъ, а если боишься Бога, то нѣтъ мѣста, которое могло бы утаить тебя предъ Нимъ, и если бы даже подъ землею ты скрылся, то и тамъ Богъ видитъ».

Услыхавъ отъ нея такія слова, Пафнутій сказалъ ей:

— «Развѣ и ты знаешь о Богѣ?»

Таисія отвѣчала:

— «Знаю и о Богѣ, и о блаженствѣ праведныхъ, и о мукѣ грѣшныхъ».

Тогда ей старецъ сказалъ:

— «Если ты знаешь о Богѣ, и о будущемъ блаженствѣ и о мукахъ, то зачѣмъ оскверняешь людей и погубила уже столько душъ? Осужденная въ геенну огненную, ты понесешь мученія не за свои только грѣхи, но и за тѣхъ, кого ты осквернила».

При сихъ словахъ, Таисія съ плачемъ поверглась къ ногамъ старца, восклицая:

— «Знаю я и то, что для согрѣшившихъ есть покаяніе и для согрѣшеній — прощеніе, и надѣюсь твоими молитвами избавиться отъ грѣховъ, и получить милость Господню. Но молю тебя, подожди меня немного, только три часа, и потомъ куда повелишь мнѣ, пойду, и что скажешь мнѣ, сдѣлаю».

Старецъ указалъ ей мѣсто, гдѣ будетъ ждать ее, и ушелъ. Тогда Таисія, собравъ всѣ сокровища свои, пріобрѣтенныя путемъ разврата, цѣною до четырехсотъ литръ золота, вынесла ихъ на средину города и, разведя огонь, положила на него все это, и передъ всѣмъ народомъ сожгла, восклицая:

— «Пріидите всѣ, грѣшившіе со мною, и смотрите, какъ я сожигаю то, что вы мнѣ дали».

Предавъ огню нечистымъ образомъ пріобрѣтенное богатство, она пошла на мѣсто, гдѣ ждалъ ее Пафнутій. Старецъ повелъ въ дѣвичій монастырь и, испросивъ небольшую келлію, ввелъ въ нее Таисію и затворилъ ее тамъ; двери же келліи онъ крѣпко задѣлалъ и заколотилъ, оставивъ только маленькое оконце, чтобы чрезъ него можно было подавать ей немного хлѣба и воды.

— «Какъ велишь мнѣ, отче, молиться Богу?» — спросила Таисія святаго Пафнутія.

— «Ты недостойна, — отвѣчалъ старецъ, — ни произнести имени Господня, ни рукъ твоихъ поднять къ небу, ибо уста твои исполнены скверны и руки твои загрязнены нечистотою; говори лишь, часто обращаясь къ востоку: Создавшій меня, помилуй меня!»

И пробыла Таисія въ томъ затворѣ три года, молясь Богу, какъ научилъ ее Пафнутій, вкушая лишь немного хлѣба и воды, и то только разъ въ день.

По прошествіи трехъ лѣтъ, Пафнутій, побуждаемый милосердіемъ къ ней, отправился къ великому Антонію [3], желая узнать, простилъ ли ее Богъ, или нѣтъ.

Придя къ старцу, онъ повѣдалъ ему все о жизни Таисіи. Антоній призвалъ учениковъ своихъ и повелѣлъ имъ затвориться каждому отдѣльно въ келліи своей и всю ночь молиться Богу, чтобы Онъ открылъ кому-либо изъ нихъ о Таисіи, кающейся о грѣхахъ своихъ. Ученики исполнили повелѣніе отца своего и умолили Бога: Онъ открылъ о ней одному изъ нихъ, по имени Павлу, котораго называли Препростымъ [4]. Стоя на молитвѣ ночью, онъ увидѣлъ въ видѣніи небеса отверстыя, и одръ стоящій, постланный весьма богато и сіяющій великою славою; три дѣвицы, пресвѣтлыя лицомъ, стояли и охраняли его, и вѣнецъ лежалъ на одрѣ томъ.

При видѣ сего, Павелъ спросилъ:

— «Вѣрно, не иному кому-либо уготованы сіи одръ и вѣнецъ, какъ отцу моему Антонію».

Тогда раздался къ нему голосъ:

— «Не отцу Антонію сіе уготовано, но Таисіи, бывшей блудницѣ».

Пришедши въ себя, Павелъ сталъ размышлять о видѣнномъ и, когда настало утро, пошелъ къ блаженнымъ отцамъ Антонію и Пафнутію и повѣдалъ имъ о своемъ видѣніи. Они же, услыхавъ о томъ, прославили Бога, принимающаго истинно кающихся. Тогда Пафнутій пошелъ въ дѣвичій монастырь, гдѣ жила Таисія въ затворѣ и, разломавъ двери, хотѣлъ вывести ее. Но она стала просить его:

— «Позволь мнѣ, отче, остаться здѣсь до смерти моей и сокрушаться о грѣхахъ моихъ: такъ много ихъ у меня».

Старецъ отвѣчалъ ей:

— «Человѣколюбецъ Богъ уже принялъ твое покаяніе и простилъ грѣхи твои», — и вывелъ ее изъ затвора.

Тогда блаженная Таисія сказала:

— «Повѣрь мнѣ, отче, что какъ только вошла я въ затворъ, я представила всѣ грѣхи мои предъ мысленными очами моими и, взирая на нихъ, плакала непрестанно. Не удалились всѣ злыя дѣла мои отъ очей моихъ и до нынѣ, но предстоятъ предо мною и ужасаютъ меня, такъ какъ за нихъ я буду осуждена».

Выйдя изъ затвора, блаженная Таисія черезъ пятнадцать дней впала въ недугъ и, проболѣвъ три дня, благодатію Божіею, съ миромъ почила. Отъ одра болѣзни она была перенесена на тотъ одръ, который видѣлъ на небѣ уготованнымъ ей Павелъ Препростый, гдѣ восхваляется она съ преподобными во славѣ и радуется во вѣки. Такъ грѣшница и любодѣйца предварила насъ въ царствіи Божіемъ [5].

Молитвами святыя Таисіи да не будемъ и мы лишены того же царствія! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Отечество и городъ, который былъ свидѣтелемъ печальныхъ побѣдъ Таисіи во время ея блудной жизни, неизвѣстны.
[2] Подъ преп. Пафнутіемъ здѣсь разумѣется настоятель Гераклейскаго монастыря. У грековъ — Гераклея, у евреевъ — Ганесъ, у арабовъ — Анасъ, — одинъ изъ городовъ Гептаномской провинціи, расположенной между Нижнимъ и Верхнимъ Египтомъ, причислявшійся и къ Верхнему Египту. По свидѣтельству Руфина въ его исторіи монашества (гл. 16) и Палладія въ его Лавсаикѣ (гл. 57), Пафнутій былъ столь высокій подвижникъ, что на него смотрѣли, какъ на ангела Божія. Ревнуя о спасеніи душъ, онъ многихъ заблудшихъ мірянъ обратилъ на путь спасенія.
[3] Св. Антоній Великій, первый учредитель монашескаго житія, родомъ Египтянинъ, подвизался на восточномъ берегу рѣки Нила, около Ѳиваиды. Тамъ, нося власяницу, питаясь только травами и кореньями, онъ, въ постоянныхъ трудахъ и молитвѣ, прожилъ 20 лѣтъ въ неизвѣстности, поборая, благодатію Божіею, духа соблазнителя, тревожившаго его искушеніями и страхомъ. Наконецъ, святость жизни и чудеса привлекли къ Антонію въ пустыню многихъ подвижниковъ; они поселились близъ него и приняли за образецъ жизни правила, данныя Антоніемъ, что и было началомъ монашескаго житія. Преставился св. Антоній 105-ти лѣтъ, въ 356 году. Память его празднуется 17 января.
[4] О Павлѣ Препростомъ см. подъ 4-мъ октября.
[5] Согласно слову Спасителя: аминь глаголю вамъ, яко мытари и любодѣйцы варяютъ вы въ Царствіи Божіи (Матѳ. 21, 31). — Кончина преп. Таисіи послѣдовала около (не позже) 340 г., такъ какъ ея подвиги и кончина происходили при Антоніи Великомъ († 356 г.) и Павлѣ Препростомъ († 340 г.).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 195-198.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0