Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День седьмой.

Житіе преподобнаго отца нашего Сергія Нуромскаго, чудотворца Вологодскаго и Обнорскаго.

— «Иди, чадо; Богъ съ тобою».

Принявъ отъ преподобнаго благословеніе, блаженный Сергій Нуромскій возрадовался и тайно отъ всѣхъ пошелъ въ пустыню. Полетѣлъ онъ духомъ, какъ птица въ гнѣздо свое, и искалъ онъ мѣста, гдѣ Богъ ему укажетъ, не имѣя съ собою ничего, кромѣ души и тѣла. Устремившись къ сѣвернымъ странамъ, пришелъ онъ въ область, покрытую дебрями, лѣсами, мхами и болотами. Тутъ обрѣлъ онъ мѣсто, въ Обнорской волости, на рѣкѣ Нурмѣ [4], гдѣ впослѣдствіи и построилъ монастырь. Въ той же мѣстности пребывалъ и великій Павелъ, Обнорскій чудотворецъ [5], который тогда жилъ еще въ уединеніи, во внутренней пустынѣ на той же рѣкѣ Нурмѣ: обители же и братства о Христѣ у него еще не было.

Придя на мѣсто то и осмотрѣвъ его, преподобный Сергій весьма возлюбилъ его и воздалъ благодареніе Богу за то, что Онъ не презрѣлъ его моленія, но привелъ его на сіе мѣсто. И сказалъ онъ словами пророка Давида:

Cей покой мой во вѣкъ вѣка, здѣ вселюся, яко изволихъ и (Псал. 131, 14), и еще: Коль возлюблeнна селeнія Твоя, Господи силъ! Желаетъ и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозѣ живѣ. Ибо птица обрѣте себѣ храмину, и горлица гнѣздо себѣ, идѣже положитъ птенцы своя, oлтари твоя, Господи силъ, Царю мой и Боже мой. Блажени живущіи въ дому Твоемъ, въ вѣки вѣковъ восхвалятъ тя. Блаженъ мужъ, eмуже eсть заступленіе eго у Тебe, восхождeнія въ сердцѣ своемъ положи, во юдоль плачевную, въ мѣсто, eже положи, ибо благословеніе дастъ Законополагаяй... Господи Боже силъ, блаженъ человѣкъ уповаяй на Тя (Псал. 83, 2-7. 13).

И сталъ преподобный молиться Всемилосердому Богу:

— «Господи Вседержителю, Боже отецъ нашихъ, спасшій Израиля отъ рабства и трехъ отроковъ отъ пещи огненной (Исх. гл. 13; Дан. гл. 3), призри на мѣсто сіе и благослови его; сподоби меня служить Тебѣ на мѣстѣ семъ во всѣ дни жизни моей; ибо я пришелъ сюда вѣчно служить Тебѣ, чтобы и черезъ меня прославилось пресвятое имя Твое, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь».

Помолившись, святый водрузилъ крестъ на мѣстѣ томъ и поставилъ часовню и небольшую келійку. И пробылъ тутъ блаженный много лѣтъ, упражняясь во многихъ подвигахъ. Угождая Богу, проводилъ онъ ангельскую жизнь, умертвивъ плоть свою бодрствованіемъ и всенощнымъ бдѣніемъ и побѣждая врага молитвами, постомъ и добродѣтелью. Такъ онъ трудился въ великомъ терпѣніи, перенося сграданія, которыя ему причиняли въ пустынѣ бѣсы и непросвѣщенные люди. Когда святый жилъ въ такихъ подвигахъ, служа Господу, искони ненавидящій человѣческій родъ, діаволъ позавидовалъ его добродѣтели и воздвигъ на него козни, возбудилъ противъ блаженнаго непросвѣщенныхъ, безумныхъ и злотворящихъ людей, желая черезъ нихъ устрашить его и удалить отъ мѣста сего. Но Богъ, всегда готовый на помощь рабамъ Своимъ, не оставилъ блаженнаго.

Однажды на святаго напали злые и неистовые разбойники. Схвативъ, они избили его безъ милосердія такъ, что онъ едва не испустилъ духъ отъ многихъ ранъ. Оставивъ его еле живымъ, злые тѣ разбойники ушли. Блаженный же, еле оправившись отъ ранъ, воздѣлъ руки къ небу и сказалъ со слезами:

— «Владыка и преблагій Царь, призри съ небеси на раны, полученныя мною за то, что я ради Тебя удалился въ сію пустыню. Благодарю Тебя, что Ты сподобилъ меня раздѣлить страданіе съ избранными Твоими и носить на тѣлѣ своемъ язвы ради имени Твоего святаго. Сподоби меня участи святыхъ Своихъ. Взгляни, какъ умножились враги мои и возненавидѣли меня неправедною ненавистью. Сохрани душу мою и избавь, да не постыжуся, ибо я уповалъ на Тебя».

По молитвѣ, блаженный почувствовалъ облегченіе отъ страданій и благодарилъ Господа за то, что сподобленъ былъ за любовь ко Христу принять раны на тѣлѣ своемъ. И сказалъ онъ себѣ:

— «Не оставлю мѣста сего, если даже и тьмы козней воздвигнетъ на меня врагъ. Я желаю умереть на мѣстѣ семъ, ибо, взыскуя Христа, пришелъ я сюда».

Такъ говорилъ святый, укрѣпляя себя словомъ Господнимъ: Не убойтеся отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити; убойтеся же паче Могущаго и душу и тѣло погубити въ гееннѣ. Не двѣ ли птице цѣнятся единымъ ассаріемъ? И ни едина отъ нихъ падетъ на земли безъ Отца вашего; вамъ же и власи главніи вси изочтени суть; не убойтеся убо: мнозѣхъ птицъ лучше есте вы. Претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Матѳ. 10, 28-31. 22).

Слагая все сіе въ сердцѣ своемъ, блаженный укрѣпился и вооружился какъ добрый воинъ Христовъ, ополчившись духомъ своимъ противъ воинства духовъ невидимыхъ; и стремился онъ къ бóльшимъ подвигамъ и прилагалъ трудъ къ труду, постъ къ посту, молитву къ молитвѣ, надѣясь на мздовоздаяніе Небеснаго Царя.

Но бѣсъ, начальникъ зла, снова, какъ левъ, возревѣлъ на святаго и многими напастями терзалъ душу его. Но всѣ сіи напасти отъ лукавыхъ бѣсовъ и неправедныхъ людей, святый терпѣлъ съ радостью, будучи непоколебимъ душою, какъ крѣпкій адамантъ [6]. Видя свое уничиженіе, злоковарный бѣсъ снова возбудилъ противъ святаго лукавыхъ и злыхъ разбойнивовъ, желая черезъ нихъ причинить святому мучительную смерть на мѣстѣ семъ.

И вотъ однажды ночью снова напали на святаго злые разбойники. Въ то время блаженный стоялъ въ келліи на молитвѣ, возсылая Богу нощныя свои моленія. Злые же и свирѣпые разбойники, какъ дикіе звѣри, устремились на него, желая извлечь его изъ келліи и, подобно волкамъ, растерзать его. Услышавъ приходъ ихъ, святый возвелъ очи свои къ Богу и молился со слезами:

— «Не оставь меня, Господи Боже мой, не отступи отъ меня, но вонми, помоги мнѣ и спаси душу мою».

Господь же всегда готовъ на помощь рабамъ Своимъ, какъ сказалъ пророкъ: се очи Господни на боящіяся Его и уповающія на милость Его, избавити отъ смерти души ихъ (Псал. 32, 18-19).

Когда святый въ молитвѣ призвалъ Бога на помощь, тотчасъ злые разбойники были объяты страхомъ и поколебались привести въ исполненіе свой злой умыселъ. Какъ копьемъ пронзилъ сердца ихъ страхъ Божій и, убоявшись суда Божія, они бѣжали изъ того мѣста, никогда туда не возвращались и не причиняли святому никакого вреда. И сбылись на нихъ слова пророка Давида: мечь извлекоша грѣшницы, напрягоша лукъ свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцемъ. Мечь ихъ да внидетъ въ сердца ихъ, и луци ихъ да сокрушатся, стрѣлы младенецъ быша язвы ихъ (Псал. 36, 14-15; 63, 8).

Все сіе сотворила молитва святаго. Ибо молитва святыхъ привлекаетъ на землю милость Бога, помощь Его — огнь палящій и страхъ, ибо Господь страшитъ всѣхъ противящихся Ему и палитъ огнемъ невидимымъ. Слѣдуетъ намъ дивиться силѣ Божіей и помощи, проявившейся на святомъ семъ отцѣ, ибо Господь спасъ раба Своего не оружіемъ или воинствомъ, но крѣпкою Своею десницею и мьшщею; оружіемъ упованія на молитву даровалъ Онъ свыше невидимо побѣду. Симъ оружіемъ вооружившись, всѣ святые сподобились силы Божіей, побѣждали царства, заграждали уста львамъ, угашали огонь, избѣгали острія меча, могли при немощи быть крѣпкими, обращали вспять полки вражіе, о чемъ сказано апостоломъ: ничтоже имуще, а вся содержаще (2 Кор. 6, 10). Съ ними же слѣдуетъ дивиться и сему святому, который ни оружіемъ, ни силою, но упованіемъ и молитвою могъ побѣдить всѣхъ, возставшихъ на него. Ибо тѣ свирѣпые разбойники, когда входили въ жилище святаго, имѣли въ рукахъ своихъ смертоносное оружіе, желая имъ побѣдить святаго, онъ же не имѣлъ ничего подобнаго, но лишь малое вервіе — четки держалъ въ рукахъ, въ сердцѣ же своемъ и на устахъ имѣлъ слезное сокрушеніе и молитву. И тотчасъ онъ побѣдилъ ихъ и оружіе ихъ, и была молитва святаго побѣдою и одолѣніемъ: много бо можетъ молитва праведнаго поспѣшествуема; праведныхъ де души въ руцѣ Божіей, и не прикоснется имъ мука (Іак. 5, 16; Прем. 3, 1).

Преподобный Сергій, видя, что милость Божія пребываетъ на немъ, еще съ бóльшимъ рвеніемъ предалея посту и молитвѣ, прилагая трудъ къ труду, огнь къ огню, желаніе къ желанію, ревность къ ревности. Поминая въ серддѣ своемъ будущее блаженство праведныхъ, онъ подвизался непрестанно и умерщвлялъ плоть свою всенощнымъ бдѣніемъ и постомъ, душу же имѣлъ всегда обращенною къ горнему.

Богъ, милосердый въ Своихъ щедротахъ, внялъ молитвамъ, трудамъ и добродѣтелямъ блаженнаго. Не хотя, чтобы блаженный оставался долѣе въ неизвѣстности и въ невѣдѣніи у людей, какъ бы сокрытый отъ очей ихъ, но желая, чтобы онъ предсталъ, какъ градъ крѣпкій, стоящій на высотѣ, Господь явилъ блаженнаго всѣмъ и открылъ его, какъ бы зажженный свѣтильникъ, который доселѣ таился подъ спудомъ. И вотъ Господь дѣлаетъ святаго извѣстнымъ всѣмъ, чтобы приходящіе могли увидѣть, градъ и смотрящіе — свѣтъ. И пронеслась слава о святомъ по всѣмъ областямъ Русскимъ; многіе стали приходить къ нему за пользою для души своей, нѣкоторые же приносили ему и потребное для тѣла. Изъ многихъ обителей приходили къ святому иноки и оставались жить съ нимъ, поучаясь его подвигамъ. Преподобный же Сергій съ радостію принималъ всѣхъ, какъ бы отъ Бога посланныхъ, и заботился о всѣхъ, какъ отецъ чадолюбивый, по слову апостола: всѣмъ быхъ вся, да всяко нѣкія спасу (1 Кор. 9, 22). Божіею помощію число братіи у святаго возрасло до 40 человѣкъ, церкви же и келлій у нихъ не было. Тогда святый началъ строить храмъ и келліи. И воздвигъ онъ церковь во имя Всемилостиваго Спаса, въ память происхожденія Честнаго Его и Животворящаго Креста [7]; поставилъ онъ и келліи и устроилъ обитель.

Въ то время на той же рѣкѣ Нурмѣ, во внутренней пустынѣ, проводилъ безмолвную и уединенную жизнь великій отецъ нашъ Павелъ. Онъ пришелъ сюда изъ той же славной Лавры великаго Россійскаго свѣтила Сергія, откуда пришелъ и преподобный Сергій, Нуромскій чудотворецъ. Еще находясь подъ паствою преподобнаго Сергія Радонежскаго, святый Павелъ внимательно поучался жительству его о Богѣ. По благословенію же преподобнаго Сергія Радонежскаго, великій Павелъ удалился въ сію пустыню, гдѣ впослѣдствіи и основалъ обитель. Монастырь же блаженнаго Сергія Нуромскаго отстоялъ отъ жилища великаго Павла на разстояніи около четырехъ верстъ. Часто преподобные Нуромскіе чудотворцы посѣщали другъ друга и бесѣдовали между собою о всѣхъ духовныхъ исправленіяхъ, утверждая другъ друга въ духовныхъ подвигахъ. Кромѣ того, преподобный Павелъ принималъ отъ святыхъ рукъ блаженнаго Сергія причащеніе святыхъ Животворящихъ Таинъ, Тѣла и Крови Христа, Бога нашего, исповѣдая блаженному всѣ свои помышленія, и былъ преподобный Сергій великому Павлу духовнымъ отцемъ. Поэтому во всякомъ дѣлѣ они повѣдывали другъ другу свои помышленія, будучи рабами и послѣдователями Единаго Владыки. Совѣтуясь между собою о пустынномъ озлобленіи и устрашеніи бѣсовскомъ, они дѣлились своими скорбями и укрѣплялись духомъ и словомъ Божіимъ, утверждаясь надеждою будущихъ благъ [8].

Однажды преподобный Павелъ вышелъ изъ келліи своей, желая походить по пустынѣ. Когда онъ возвратился назадъ, то увидѣлъ, что келлія его разметана сверху до основанія. Видя сіе, великій отецъ нашъ Павелъ, какъ человѣкъ, устрашился. Скорбный и испуганный пришелъ онъ къ преподобному Сергію и разсказалъ ему о случившемся. Преподобный же Сергій счелъ сіе за бѣсовское мечтаніе и сказалъ:

— «Иди, братъ Павелъ. Ты найдешь свою келлію не разрушенною».

И напомнилъ ему пророческое слово: Богъ намъ прибѣжище и сила (Псал. 45, 2).

Дѣйствительно, великій Павелъ возвратившись къ себѣ, нашелъ свою келлію цѣлою и невредимою, какъ сказалъ преподобный Сергій.

Однажды пришелъ преподобный Сергій къ святому Павлу ради духовной бесѣды, и нашелъ его стоящимъ возлѣ келліи и кормящимъ птицъ изъ рукъ своихъ. Множество птичекъ сидѣло на головѣ и плечахъ преподобнаго, предъ нимъ же стояли огромный звѣрь — медвѣдь, лисица и заяцъ. Такъ, даже безсловесные были привлекаемы любовію къ пустынножителю.

Послѣ многихъ трудовъ и подвиговъ преподобный Сергій достигъ старости глубокой. Отъ старости и трудовъ впалъ онъ въ тяжкую болѣзнь и долго находился въ полномъ изнеможеніи. Узнавъ о недугѣ преподобнаго Сергія, великій Павелъ пришелъ посѣтить его, думая, что близко его прехожденіе отъ земной жизни въ вѣчную. Лишаясь друга своего и собесѣдника, Павелъ обливался слезами и просилъ у него благословенія и прощенія. Слезы мѣшали имъ сначала говорить. Наконецъ, сдержавъ рыданія, святый Павелъ разсказалъ преподобному Сергію, что въ одномъ мѣстѣ въ своей пустынѣ, подъ горою, на рѣкѣ Нурмѣ, слышалъ онъ звонъ великій и видѣлъ свѣтъ неизреченный, сіявшій сильнѣе солнечныхъ лучей. Услыхавъ сіе, преподобный Сергій счелъ это не простою вещью, но проразумѣлъ дѣло Божіе.

— «На томъ мѣстѣ, — сказалъ преподобный, — созиждется обитель во славу Пресвятой Троицы, и многіе спасутся на мѣстѣ томъ».

Такъ пророчествовалъ блаженный. Послѣ сего Нуромскіе чудотворцы облобызали другъ друга со слезами, и великій Павелъ удалился въ свою внутреннюю пустыню. Съ тѣхъ поръ началъ онъ принимать братію и строить монастырь [9]. На томъ же мѣстѣ, гдѣ слышалъ звонъ и свѣтъ видѣлъ, святый Павелъ воздвигъ церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, по пророчеству Сергія, Нуромскаго чудотворца.

Наконецъ, отъ великой болѣзни и старости блаженный Сергій совершенно изнемогъ. Видя себя приближающимся къ кончинѣ и проразумѣвъ отшествіе свое къ Богу, онъ призвалъ къ себѣ всю о Христѣ братію. Когда они пришли и увидѣли отца своего приближающимся къ концу, то залились слезами и, припадая къ нему, говорили:

— «Не оставляй насъ, благій отче, но еще побудь съ нами».

Преподобный же, возведя очи къ небу, сказалъ имъ:

— «Приблизился, братіе, конецъ земной жизни моей, и я долженъ нести общій тѣлесный долгъ. Таково изволеніе Господа. Предаю васъ, чада, Богу и Пречистой Ботоматери. Богъ мира и Пречистая Его Матерь да будутъ съ вами до скончанія вѣка и да хранятъ васъ и утвердятъ въ любви Своей. Вы же, чада, не скорбите о моемъ отшествіи, но пребывайте въ любви Божіей и заповѣди Его сохраняйте, поминая со страхомъ и трепетомъ слово Владыки Христа: имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя (Іоан. 14, 21). Страхомъ Божіимъ ограждайте сердца ваши, чтобы онъ наставилъ васъ всякому благому дѣлу, ибо начало премудрости — страхъ Господень (Прит. 1, 7); украшайте другъ друга смиреніемъ, отвращайтесь отъ лживыхъ рѣчей, говорите каждый брату своему истину, ненавидьте клевету, избѣгайте вражды. Но если кто изъ васъ допуститъ гнѣвъ въ сердце свое, вы съ любовію уговорите его, ибо сказано: солнце да не зайдетъ въ гнѣвѣ вашемъ (Ефес. 4, 26). Покаряйтесь наставникамъ, ибо они бдятъ о душахъ вашихъ, такъ какъ должны дать отвѣтъ за васъ Богу. Безъ лѣности совершайте церковную службу. Если будете жить такъ, то будете блаженны».

Слушая сіе послѣднее поученіе отца своего, рѣки слезъ испускали изъ очей своихъ братія. Когда же преподобный совсѣмъ изнемогъ и былъ близокъ къ послѣднему издыханію, онъ пріобщился Святыхъ Таинъ Тѣла и Крови Христа Бога нашего. По пріобщеніи же Святыхъ Таинъ, онъ возвелъ руки свои къ небу и вознесъ тайную молитву. Помолившись, святый Сергій сложилъ на персяхъ руки крестообразно и предалъ Господу духъ свой. Такъ перешелъ святый въ вѣчную жизнь. И было лице его, по преставленіи къ Богу, свѣтло, такъ что можно было сказать, что не умеръ онъ, а покоится во снѣ, ибо непорочно было житіе его.

Видя отца своего, преподобнаго Сергія, преставившимся, ученики его заплакали и зарыдали, лишившись пастыря своего и учителя о Богѣ. Одни, припадая къ одру его, съ рыданіемъ лобызали святое тѣло его, и какъ бы не желали отторгнуться отъ тѣла святаго. Другіе же, стоя вдали, съ умиленіемъ глядѣли на тѣло преподобнаго, обливая слезами ланиты свои и рыдая. Взявъ святыя его мощи, плачущіе братія понесли ихъ на головахъ своихъ въ церковь съ надгробными пѣснопѣніями и возжженіемъ свѣчъ и схоронили они трудолюбное и святое тѣло своего пастыря близъ созданнаго самимъ преподобнымъ храма Происхожденія Честнаго Животворящаго Креста Господня [10]. Преставился же преподобный Сергій въ 1421 году, 7-го октября, въ день памяти честныхъ мучениковъ Сергія и Вакха. Таковы были труды и терпѣніе преподобнаго отца нашего Сергія на мѣстѣ семъ, таковы страданія и исправленія. Почитая житіе святаго, возревнуемъ добродѣтели его и начертаемъ въ сердцѣ своемъ труды его и святое о Богѣ жительство. Если мы будемъ поступать такъ, то будемъ имѣть въ немъ немолчнаго ходатая къ Богу.

Не возможно граду, стоящему на верху горы, утаиться и горящему свѣтильнику быть сокрытомъ отъ всѣхъ. Невозможно и добродѣтелямъ святыхъ долгое время быть утаенными подъ землею, какъ подъ спудомъ, и кануть въ глубину забвенія въ теченіе многихъ лѣтъ, ибо Господь желаетъ явно показать ихъ всѣмъ. Сего дара Божествѳннаго сподобился по смерти своей и святый отецъ нашъ Сергій.

Спустя много лѣтъ по преставленіи святаго, случилось, по устроенію Божію, слѣдующее:

Въ монастырѣ Нуромскомъ пребывалъ нѣкій святый мужъ, именемъ Никифоръ. Въ одну ночь, послѣ молитвеннаго бдѣнія, впалъ онъ въ легкій сонъ и увидѣлъ святаго Сергія, который пришелъ къ нему и сказалъ:

— «Скажи игумену и братіи, чтобы очистили мѣсто моего погребенія, ибо Господь не желаетъ, чтобы оно было невѣдомо и небрегомо».

Братъ же Никифоръ спросилъ:

— «Кто ты, господинъ мой?»

Святый отвѣтилъ:

— «Я — грѣшный Сергій, который былъ начальникомъ сему святому мѣсту».

Показалъ святый и мѣсто своего погребенія.

Никифоръ же счелъ сіе видѣніе мечтаніемъ и ничего не сказалъ игумену. Тогда святый во второй разъ явился ему. Никифоръ и второй разъ пренебрегъ видѣніемъ. Святый явился ему въ третій разъ и сказалъ съ упрекомъ:

— «Если ты не исполнишь сказаннаго мною, то будешь преданъ въ наказаніе сатанѣ».

Старецъ и сего не послушалъ, опять сочтя видѣніе за мечту. Тогда онъ внезапно сдѣлался разслабленнымъ. Игуменъ и братія совершили молебствіе объ исцѣленіи его. Немного оправившись отъ недуга, Никифоръ разсказалъ все случившееся съ нимъ игумену и братіи и каялся со слезами. Онъ повѣдалъ, какъ явился ему святый и велѣлъ сказатъ игумену и братіи о мѣстѣ своего погребенія, какъ онъ ослушался, сочтя видѣніе за мечту, какъ второй и третій разъ явился ему святый, приказывая ему о томъ же, и какъ онъ за преслушаніе былъ наказанъ. И указалъ имъ Никифоръ мѣсто, гдѣ лежитъ честное тѣло святаго. Игуменъ же и братія отвели Никифора къ мѣсту погребенія преподобнаго Сергія — и тутъ Никифоръ внезапно исцѣлился отъ болѣзни своей, молитвами его, и окончилъ жизнь свою въ монастырѣ преподобнаго Сергія, плача у гроба его.

Игуменъ и братія вскорѣ очистили мѣсто, гдѣ, по указанію Никифора, находился гробъ святаго. Былъ же сей гробъ подъ папертью церкви. И поставили они надъ гробомъ преподобнаго раку, устроили гробницу и украсили ее святыми иконами и свѣчами. И съ тѣхъ поръ много было чудесъ и исцѣленій отъ гроба святаго — бѣсноватые исцѣлялись, слѣпые получали зрѣніе, хромымъ возвращалась способность ходить и одержимые всякими недугами получали облегченіе. И были чудеса святаго неисчетны; какъ неисчерпаемый источникъ всегда даетъ воду, такъ и отъ святаго сего всегда проистекало исцѣленіе болѣзней душевныхъ и тѣлесныхъ. Всѣхъ чудесъ его никто повѣдать не въ силахъ, здѣсь же повѣдаются нѣкоторыя изъ нихъ.

Нѣкій человѣкъ, по имени Иванъ, по прозванію Чухолыстовъ, имѣвшій жительство въ Ледамской области, впалъ въ такую тяжкую болѣзнь, что уже долгое время находился въ совершенномъ разслабленіи. Когда онъ лежалъ въ болѣзни своей на одрѣ и сильно страдалъ, легкій сонъ внезапно овладѣлъ имъ. И видѣлъ онъ во снѣ, что къ нему пришелъ святолѣпный старецъ и сказалъ:

— «Иванъ, что ты столько лѣтъ лежишь и тяжело страдаешь на одрѣ своемъ? Теперь настало для тебя время — иди въ монастырь Всемилостиваго Спаса, на Обнору, и помолись у гроба Сергія — онъ умолитъ за тебя Бога, и ты будешь здоровъ. Но для сего ты долженъ всегда пребывать въ цѣломудріи».

Проснулся человѣкъ тотъ и, вѣруя видѣнію, велѣлъ вести себя въ монастырь Всемилостиваго Спаса, ко гробу преподобнаго. Помолившись у гроба, выздоровѣлъ онъ отъ недуга своего, молитвами святаго, и возвратился въ домъ свой, радуясь и славя Бога.

Житель Лежскаго Волочка, Исидоръ, лежалъ въ болѣзни на одрѣ своемъ — оцѣпенѣли у него челюсти, и былъ онъ нѣмъ и разслабленъ много лѣтъ. Слыша о преподобномъ Сергіи, что Богъ даетъ черезъ него исцѣленія человѣческому роду, Исидоръ велѣлъ вести себя въ обитель чудотворца Сергія ко Всемилостивому Спасу, на Обнору. Когда о немъ была принесена молитва у гроба преподобнаго, и игуменъ началъ читать святое Евангеліе, тотчасъ разверзлись уста больного и онъ сталъ говорить, какъ бы и не былъ никогда нѣмъ. Отпѣвъ молебенъ, больного окропили святою водою, и тотчасъ всѣ члены его получили крѣпость, и онъ выздоровѣлъ, какъ будто и не хворалъ симъ недугомъ. И славилъ онъ Бога и благодарилъ преподобнаго чудотворца Сергія, который стяжалъ ему такую благодать отъ Бога.

Былъ одинъ человѣкъ, именемъ Зиновій, родомъ Бѣлозерецъ, и пришелъ у него въ смятеніе умъ, такъ что ужасъ овладѣвалъ при видѣ его. Его привезли въ монастырь Всемилостиваго Спаса и преподобнаго Сергія и начали служить о немъ молебенъ. Въ это время затопили печь въ трапезѣ. И вотъ, во время молебнаго пѣнія сей бѣсноватый вырвался изъ рукъ приставленныхъ къ нему людей, прибѣжалъ въ трапезу и бросился въ горящую печь. Его едва извлекли оттуда и увели въ особую комнату. Здѣсь больной увидѣлъ множество бѣсовъ. Вдругъ видитъ онъ — подошелъ къ нему святолѣпный старецъ, съ образомъ Пречистой Богородицы на рукахъ и назвалъ себя Сергіемъ. Когда бѣсы увидѣли преподобнаго Сергія съ образомъ Пречистой на рукахъ, тотчасъ всѣ они пришли въ ужасъ и исчезли какъ дымъ. Одни изъ нихъ скрылись въ дикій лѣсъ, другіе въ подмостье той храмины, иные же, какъ казалось больному, исчезли въ щели. И съ того времени бѣсноватый выздоровѣлъ молитвами святаго.

Жена нѣкая, именемъ Матрона, изъ села Раменскаго, также пришла въ смятеніе ума. Близкіе ея привезли ее въ монастырь Всемилостиваго Спаса, ко гробу преподобнаго Сергія. По молебномъ правилѣ ее привязали у звонницы. Тогда пришли къ ней ненавистники человѣческаго рода, бѣсы, принявъ на себя образъ собаки и кошки, назвали ее по имени и сказали:

— «Иди прочь отсюда: ты свободна».

Когда она вышла изъ монастыря, тотчасъ бѣсы стали строить ей козни. Принявши человѣческій образъ, они встрѣтились съ нею и указали ей идти въ дебрь, гдѣ находилось болото. Но Всещедрый Господь, не хотя смерти грѣшнику, но желая привести его въ разумъ истинный, видя созданіе Свое погибающимъ отъ злоотступниковъ бѣсовъ, умилосердился и восхотѣлъ помиловать женщину сію, ибо о семъ пророкъ сказалъ: не до конца прогнѣвается Господь (Псал. 102, 9).

И вотъ Господь, желая еще болѣе прославить преподобнаго Сергія, угодника Своего, устрояетъ Божественнымъ мановеніемъ Своимъ слѣдующее. Когда женщина сія пошла въ великую дебрь, куда повелѣли идти ей лукавые бѣсы, внезапно предсталъ ей святолѣпный старецъ, украшенный чудными сѣдинами. Назвавъ себя Сергіемъ, онъ назвалъ и ее по имени и сказалъ:

— «Куда ты идешь, женщина? возвратись назадъ, иди къ гробу моему и не ходи, куда идешь; туда ведутъ тебя бѣсы».

Сказавъ сіе, преподобный сталъ невидимъ. Женщина же тотчасъ пришла въ чувство, поняла посѣщеніе святаго и бѣсовское поруганіе и пришла ко гробу святаго. Здѣсь она почувствовала себя вполнѣ здоровой и возвратилась въ домъ свой, радуясь, славя Бога и благодаря преподобнаго чудотворца Сергія.

Нѣкій священникъ жилъ въ 40 верстахъ отъ обители святаго Сергія. У сего священника была жена, именемъ Параскева, которая страдала разслабленіемъ всѣхъ членовъ. Много времени хворала она недутомъ тѣмъ. И вотъ въ одну изъ ночей, послѣ сильныхъ страданій, она забылась легкимъ сномъ. И увидѣла она, что къ ней пришелъ преподобный Сергій съ жезломъ въ рукахъ, и сказалъ ей:

— «Что ты такъ люто страдаешь, женщина, — встань съ одра своего, возьми жезлъ и иди ко Всемилостивому Спасу, на Нурму, въ обитель Сергія. Если ты такъ сдѣлаешь, то получишь милость».

Тотчасъ святый даровалъ ей здоровье, исцѣлилъ недугъ и сказалъ:

— «Вотъ ты здорова, иди въ обитель мою и сотвори молитву къ милосердому Богу».

Сказавъ сіе, онъ сталъ невидимъ. Женщина, пробудившись отъ сна, почувствовала себя совершенно здоровою, какъ бы никогда и не хворала. Получивъ исцѣленіе отъ недуга своего, она забыла о посѣщеніи и милости преподобнаго и была нерадива къ его повелѣнію, не пошла въ обитель къ его гробу и не исправила молебна. Но преподобный Сергій и тутъ не прогнѣвался на нее, и, будучи милосердаго Владыки рабомъ милосердымъ, помиловалъ ее, какъ Господь — жену грѣшную (Лук. 7, 37-47). Онъ явился ей во второй разъ, и съ упрекомъ сказалъ ей:

— «О, женщина, зачѣмъ забыла ты слова мои и не исполнила повелѣнія моего — не пошла помолиться ко Всемилостивому Спасу? Иди же теперь и не бойся ничего. Но, если ты не пойдешь и не послушаешь меня, то перенесешь еще горчайшее».

Проснувпшсь, она вспомнила, что не исполнила словъ преподобнаго и, объятая ужасомъ, тотчасъ же пошла въ обитель святаго и, припавши къ его цѣльбоносному гробу, со слезами просила преподобнаго простить ея преслушаніе, дала обѣтъ у гроба его — ежегодно приходить въ обитель и молиться и возвратилась въ домъ свой, славя Бога.

Женщина, именемъ Анастасія, изъ деревни Алексино, Обнорской области, не владѣла рукою своею, и была рука у нея какъ бы чужая: не могла она ни двинуть ею, ни повернуть ее. Близкіе приводили Анастасію въ монастырь Всемилостиваго Спаса и преподобнаго Сергія. Тутъ о здравіи ея совершали по обычаю молебенъ. Помолившись, отвели ее къ колодцу, который былъ собственноручно вырытъ преподобнымъ, и умыли ее водою изъ того святаго колодца. Тотчасъ исцѣлѣла рука у женщины и стала такою же крѣпкою, какъ другая. Благодаря Бога и славя преподобнаго Сергія, Анастасія возвратилась въ домъ свой [11].

Примѣчанія:
[1] Аѳонская гора — узкій горястый полуостровъ на югѣ Европы, вдающійся въ Архипелагъ (Эгейское море). Иноческая жизнь на немъ имѣетъ древнее происхожденіе, но позже чѣмъ въ Сиріи и Палестинѣ. Издавна на Аѳонѣ было нѣсколько славянскихъ обителей (Хиландарь — основанный въ XII в. Сербскимъ царемъ Симеономъ и сыномъ его Саввою, монастырь св. Пантелеимона — основанный въ XI в. русскими, и др.). Аѳонскіе монастыри служили центромъ духовнаго просвѣщенія Славянъ; оттуда приходили къ Славянамъ иноки, отличавшіеся образованіемъ и подвижническою жизнью, тамъ переписывались и переводились съ греческаго на славянскій языкъ книги. Связь Руси съ Аѳономъ началась очень рано — съ основателя Русскаго монашества св. Антонія Печерскаго († 1073 г.). Хожденія на Аѳонъ и пребыванія тамъ Русскихъ продолжались во всѣ вѣка; съ XI в. до сихъ поръ. Особенно усилились сношенія оъ Аѳономъ съ XV в., къ которому относятся первыя сказанія Русскихъ паломниковъ объ Аѳонѣ. Какъ одно изъ наиболѣе чтимыхъ святыхъ мѣстъ восточнаго православнаго міра, Аѳонъ ежегодно посѣщается тысячами богомольцевъ изъ Россіи, Балканскаго полуострова и Азіатскихъ владѣній Турціи. Въ настоящее время на Аѳонѣ расположены 20 большихъ монастырей, нѣсколько скитовъ и множество отдѣльныхъ келлій, числомъ до 700.
[2] На мѣстѣ древняго Радонежа находится нынѣ село Городище или Городокъ, оно расположено между Москвой и Троице-Сергіевой лаврой, въ 12 верстахъ отъ послѣдней.
[3] Братія стали собираться къ преподобному Сергію Радонежскому приблизительно въ половинѣ XIV вѣка. Скончался преподобный Сергій въ 1392 году 25 сентября.
[4] Рѣка Нурма (въ Грязовецкомъ уѣздѣ Вологодокой губерніи) — притокъ рѣки Обноры, которая протекаетъ по Вологодской и Ярославской губерніямъ и впадаетъ въ рѣку Кострому.
[5] Преподобный Павелъ Обнорокій преставился въ 1429 году 10-го января.
[6] Адамантъ (алмазъ) — камень, имѣющій такую крѣпость, что чертитъ и рѣжетъ прочіе камни, не получая отъ того вреда. Это названіе въ церковной литературѣ придается многимъ отцамъ и учителямъ Церкви, прославившимся твердостью своей вѣры и характера.
[7] Празднуется 1-го августа.
[8] Преподобный Павелъ такъ уважалъ преп. Сергія, что провожалъ его послѣ посѣщенія болѣе, чѣмъ на двѣ трети разстоянія отъ своего жительства. Мѣсто, до котораго обыкновенно доходили святые, ознаменовано устройствоиъ часовни.
[9] Обитель преп. Сергія, отстоявшая въ 60 верстахъ отъ Вологды (закрыта въ 1764 г.), находилась въ 4 верстахъ отъ Павловской обители, ниже по теченію рѣки Нурмы.
[10] Нынѣ мощи преподобнаго почиваютъ во храмѣ.
[11] До 1584 года записано было до 80 чудесъ преподобнаго.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 167-181.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0