Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День шестой.

Житіе и страданіе святаго апостола Ѳомы.

— «Принеси перстъ твой сѣмо, и виждь руцѣ Мои, и принеси руку твою, и вложи въ ребра Моя и не буди невѣренъ, но вѣренъ».

Увидѣвъ Христа и прикоснувшись къ живоноснымъ Его ребрамъ, Ѳома воскликнулъ:

— «Господь мой и Богъ мой!» (Іоан. 20, 24-29).

Это событіе съ Ѳомою самымъ нагляднымъ образомъ убѣждаетъ всѣхъ въ истинности воскресенія Господня, потому что Христосъ явился ученикамъ не какъ призракъ и не въ иномъ какомъ-либо тѣлѣ, но въ томъ же самомъ, въ коемъ пострадалъ ради нашего спасенія.

Послѣ вознесенія Іисуса Христа на небо и сошествія Святаго Духа, апостолы бросили между собою жребій, куда каждому изъ нихъ идти для проповѣданія Слова Божія. Ѳомѣ выпалъ жребій идти въ Индію, чтобы просвѣтить помраченныя язычествомъ страны и научить истинной вѣрѣ различные обитавшіе тамъ народы — Парѳянъ и Мидянъ, Персовъ и Гирканъ, Бактрійцевъ и Брахмановъ и всѣхъ самыхъ дальнихъ обитателей Индіи [3].

Ѳома очень скорбѣлъ о томъ, что онъ посылается къ такимъ дикимъ народамъ; но ему явился въ видѣніи Господь, укрѣпляя его и повелѣвая быть мужественнымъ и не страшиться, и обѣщалъ Самъ пребывать съ нимъ. Онъ скоро указалъ ему и возможность проникнуть въ сіи страны.

Царь Индійскій Гундафоръ, желая выстроить себѣ дворецъ какъ можно искуснѣе, послалъ купца своего Авана въ Палестину, чтобы онъ поискалъ тамъ такого искуснаго строителя, который былъ бы опытенъ въ постройкахъ и могъ бы построить такія же палаты, какія были у римскихъ императоровъ. Съ симъ самымъ Аваномъ Господь и повелѣлъ Ѳомѣ идти въ Индійскія страны. Когда Аванъ искалъ искусныхъ архитекторовъ въ Панеадѣ, Ѳома встрѣтился съ нимъ и выдалъ себя за человѣка опытнаго въ строительномъ искусствѣ. Аванъ, нанявъ его, вошелъ съ нимъ въ корабль, и они отправились въ путь, пользуясь благопріятнымъ вѣтромъ.

Когда они пристали къ одному городу, то услышали здѣсь звукъ трубъ и иныхъ музыкальныхъ инструментовъ. Царь того города отдавалъ замужъ свою дочь, и послалъ глашатаевъ оповѣщать по всему городу, чтобы на бракосочетаніе собирались и богатые и бѣдные, рабы и пришельцы, а если кто придти не захочетъ, тотъ будетъ подлежать царскому суду. Услыхавъ сіе, Аванъ съ Ѳомою, боясь, какъ пришельцы, разгнѣвать царя, если не послушаютъ его, пошли на брачное торжество во дворъ царскій. Когда всѣ усѣлись и стали веселиться, апостолъ сѣлъ на самомъ послѣднемъ мѣстѣ и ничего не ѣлъ, не принималъ участія и въ весельѣ, но погрузился въ размышленія. Всѣ смотрѣли на него какъ на странника и иноплеменника. Тѣ же, кто возлежали рядомъ съ нимъ [4], говорили ему:

— «Зачѣмъ ты пришелъ сюда, когда ничего не ѣшь и не пьешь?»

Апостолъ сказалъ въ отвѣтъ:

— «Я пришелъ сюда не для того, чтобы ѣсть и пить, но чтобы исполнить волю царя, ибо глашатаи громко оповѣщали, что если кто не явится на бракъ, то будетъ подлежать царскому суду».

Въ то время среди пировавшихъ находилась одна женщина еврейка, которая прекрасно играла на свирѣли, припѣвая каждому изъ возлежавшихъ какое-нибудь привѣтствіе. Увидѣвъ Ѳому, который не веселился, но лишь часто поднималъ взоры на небо, она поняла, что онъ — Іудеянинъ, и, играя передъ нимъ, пѣла ему на еврейскомъ языкѣ такой припѣвъ:

«Единъ есть Богъ — Іудейскій, сотворившій небо и землю».

Апостолъ же, слушая этотъ припѣвъ съ удовольствіемъ, просилъ ее нѣсколько разъ повторять тѣ слова.

Виночерпій, видя, что апостолъ не веселится, ударилъ его по лицу, говоря:

— «Ты позванъ на бракъ — не будь же печаленъ, а веселись, присоединившись къ пьющимъ».

Тогда апостолъ сказалъ ударившему его:

— «Да воздастъ тебѣ Господь за сіе еще въ сей жизни, и я пусть увижу руку, ударившую меня, влачимою псомъ на показъ многимъ!»

Нѣсколько времени спустя ударившій апостола виночерпій вышелъ къ колодцу, намѣреваясь принести гостямъ воды для разбавленія вина. Тамъ внезапно напалъ на него левъ, повалилъ и умертвилъ его и, высосавъ изъ него кровь, удалился. Тогда прибѣжали собаки, растерзали тѣло его на части, а одинъ черный песъ, схвативши его правую руку, приволокъ ее на пиръ и бросилъ предъ всѣми. Всѣ присутствовавшіе тамъ, увидѣвши сіе, пришли въ ужасъ и спрашивали, чья эта рука. Женщина же, игравшая на свирѣли, воскликнула:

— «Что-то необычайное таинственное совершается нынѣ у насъ: съ нами находится въ числѣ возлежашихъ или Богъ или посланникъ Божій. Ибо я видѣла, какъ виночерпій ударилъ одного человѣка и слышала, что сей человѣкъ сказалъ по еврейски: «пусть я увижу правую руку твою влачимою псомъ на показъ многимъ», что, какъ вы всѣ видите, и сбылось».

Послѣ этихъ словъ на всѣхъ напалъ страхъ. По окончаніи пира, царь, услыхавъ о происшедшемъ, призвалъ къ себѣ святаго апостола Ѳому и сказалъ:

— «Войди во дворецъ и благослови отданную замужъ дочь мою».

Апостолъ, войдя въ опочивальню, сталъ поучать новобрачныхъ цѣломудрію и храненію чистаго дѣвства и, помолившись за нихъ, благословилъ ихъ и удалился. Во снѣ новобрачные увидали Іисуса, Который явился имъ въ образѣ апостола Ѳомы и съ любовію обнималъ ихъ. Мужъ, подумавъ, что предъ нимъ — Ѳома, сказалъ Ему:

— «Ты вышелъ отъ насъ раньше всѣхъ — какимъ образомъ ты снова очутился здѣсь?»

Господь отвѣтствовалъ:

— «Я — не Ѳома, а братъ его, и всѣ, отрекшіеся отъ міра и послѣдовавшіе за Мною такъ же, какъ и онъ, не только будутъ Моими братьями въ будущей жизни, но и наслѣдуютъ Мое царство. Итакъ не забудьте, дѣти Мои, того, что совѣтовалъ вамъ Мой братъ, и если, согласно его совѣту, вы сохраните непорочнымъ свое дѣвство, то удостоитесь нетлѣнныхъ вѣнцовъ въ Моемъ небесномъ чертогѣ» [5].

Сказавъ сіе, Господь сталъ невидимъ; они же, пробудившись отъ сна, разсказали другъ другу то, что видѣли во снѣ, и, вставши, всю ночь усердно молились Богу; слова же, сказанныя имъ, хранили въ своемъ сердцѣ, какъ драгоцѣнныя жемчужины.

Утромъ царь вошелъ въ опочивальню, гдѣ находились новобрачные, и нашелъ ихъ сидящими отдѣльно другъ отъ друга. Въ недоумѣніи, онъ спросилъ ихъ о причинѣ такого удаленія другъ отъ друга. Они же сказали ему въ отвѣтъ:

— «Мы молимся Богу, чтобы Онъ далъ намъ силу до самой кончины нашей соблюдать въ супружествѣ совершенное цѣломудріе, въ каковомъ пребываемъ теперь, чтобы быть за то увѣнчанными въ небесномъ чертогѣ нетлѣнными вѣнцами, какъ обѣщалъ явившійся намъ Господь».

Тогда царь понялъ, что къ сохраненію дѣвства убѣдилъ ихъ странникъ, бывшій наканунѣ во дворцѣ, чрезвычайно разгнѣвался и тотчасъ послалъ своихъ слугъ, чтобы они схватили апостола, но они не нашли его, потому что онъ вмѣстѣ съ Аваномъ уже отплылъ въ Индію.

Прибывши къ Индійскому царю Гундафору, они предстали предъ нимъ, и Аванъ сказалъ:

— «Вотъ, государь, я привезъ къ тебѣ изъ Палестины искуснаго строителя, чтобы онъ могъ устроить палаты, какія угодно твоему величеству».

Царь обрадовался, показалъ Ѳомѣ то мѣсто, гдѣ онъ хотѣлъ строить палаты, и, опредѣливъ размѣры ихъ, далъ ему большое количество золота для постройки, а самъ отправился въ другую страну.

Ѳома, получивъ золото, сталъ раздавать его нуждающимся — нищимъ и убогимъ, самъ же, подвизаясь въ проповѣданіи Евангелія, обратилъ многихъ къ вѣрѣ во Христа и крестилъ ихъ. Въ то время тотъ юноша, который, по совѣту Ѳомы, обѣщался хранить дѣвство вмѣстѣ съ женою своею, услыхавъ, что апостолъ въ Индіи проповѣдуетъ Христа, вмѣстѣ съ нею прибылъ къ апостолу. Наставленные святымъ апостоломъ Христовой вѣрѣ, они приняли отъ него святое крещеніе. Дѣвица получила при семъ имя Пелагіи и впослѣдствіи пролила кровь свою за Христа, юноша же наименованъ былъ Діонисіемъ и впослѣдствіи удостоенъ сана епископа. Возвратившись съ апостольскимъ благословеніемъ въ свое отечество, они распространяли славу Имени Божія, обращая невѣрныхъ ко Христу и созидая въ городахъ церкви.

По прошествіи двухъ лѣтъ, царь послалъ къ апостолу узнать: скоро ли окончится постройка палатъ? Апостолъ отвѣтилъ посланнымъ, что остается только положить крышу. Царь обрадовался, ибо полагалъ, что Ѳома дѣйствительно строитъ ему на землѣ дворецъ, и послалъ ему еще много золота, повелѣвая поскорѣе соорудить для палатъ великолѣпную крышу.

Ѳома, получивъ еще золото, возвелъ очи и руки къ небу, говоря:

— «Благодарю Тебя, Господи Человѣколюбче, что Ты различными способами устрояешь спасеніе людей!»

И снова онъ раздалъ присланное царемъ золото тѣмъ, кто просилъ у него помощи, а самъ продолжалъ усердно проповѣдывать Слово Божіе.

По прошествіи нѣкотораго времени, царь узналъ, что Ѳома даже еще и не начиналъ приводить въ исполненіе его повелѣніе, что все золото роздано убогимъ, а строителъ и не думаетъ о постройкѣ, но, проходя по городамъ и селеніямъ, проповѣдуетъ какого-то новаго Бога и совершаетъ дивныя чудеса. Царь пришелъ въ сильный гнѣвъ и послалъ слугъ своихъ схватить апостола. Когда святаго Ѳому привели къ царю, тотъ спросилъ его:

— «Выстроилъ ли ты палаты?»

Ѳома отвѣчалъ:

— «Построилъ, и притомъ великолѣпныя и прекрасныя».

Тогда царь сказалъ:

— «Пойдемъ же и посмотримъ твой дворецъ».

Апостолъ отвѣчалъ:

— «Въ жизни своей ты не можешь увидать дворца сего, но когда отойдешь изъ сей жизни, тогда увидишь и, съ радостью поселившись въ немъ, будешь жить тамъ вѣчно».

Царь, думая, что онъ смѣется надъ нимъ, весьма оскорбился и повелѣлъ бросить его въ темницу вмѣстѣ съ привезшимъ его купцомъ Аваномъ, гдѣ они должны были томиться въ ожиданіи мучительной смертной казни: царь намѣревался содрать съ нихъ живыхъ кожу и сжечь ихъ на кострѣ.

Когда они сидѣли въ темницѣ, Аванъ сталъ упрекать апостола:

— «Ты, — говорилъ онъ, — обманулъ и меня, и царя, назвавшись искуснѣйшимъ строителемъ. И вотъ теперь ты истратилъ безъ пользы и царское золото, и жизнь мою погубилъ. Изъ-за тебя я страдаю и долженъ умереть лютою смертью: царь жестокъ и умертвитъ насъ обоихъ».

Апостолъ же, утѣшая его, говорилъ:

— «Не бойся, для насъ не настало еще время умирать; мы будемъ живы и свободны, и царь почтить насъ за тѣ палаты, которыя я устроилъ ему въ царствѣ небесномъ».

Въ ту же самую ночь царскій братъ заболѣлъ и послалъ сказать царю:

— «Изъ-за твоей скорби и я также сталъ тосковать и отъ сей тоски впалъ въ болѣзнь, отъ которой теперь умираю».

Немедленно вслѣдъ за симъ братъ царя дѣйствительно умеръ. Царь, забывъ прежнее свое огорченіе, впалъ въ новую скорбь и неутѣшно рыдалъ о смерти своего брата. Ангелъ же Божій, взявъ душу умершаго, вознесъ ее въ небесныя обители и, обходя тамошнія селенія, показывалъ ей многочисленныя великолѣпныя и блестящія палаты, между коими одна была такъ прекрасна и блестяща, что ея красоты и описать невозможно. И спросилъ ангелъ душу:

— «Въ какой изъ всѣхъ палатъ тебѣ болѣе угодно жить?»

Она же, взирая на ту прекраснѣйшую палату, сказала:

— «Если бы мнѣ было позволено пребывать хотя бы въ углу той палаты, то мнѣ ничего бы больше не было нужно».

Ангелъ сказалъ ей:

— «Ты не можешь жить въ сей палатѣ, ибо она принадлежитъ твоему брату, на золото котораго построилъ ее извѣстный тебѣ пришлецъ Ѳома».

И сказала душа:

— «Прошу тебя, господинъ, отпусти меня къ брату, и я куплю у него сію палату, ибо онъ еще не знаетъ красоты ея — и потомъ, купивъ ее, я снова возвращусь сюда».

Тогда ангелъ возвратилъ душу въ тѣло, и умершій тотчасъ ожилъ и, какъ бы пробудившись отъ сна, спрашивалъ окружавшихъ его о братѣ, и молилъ, чтобы царь поскорѣе пришелъ къ нему. Царь, услышавъ, что братъ его ожилъ, весьма обрадовался и поспѣшилъ къ нему, и, увидавъ его живымъ, сдѣлался еще радостнѣе. Воскресшій же началъ говорить ему:

— «Я увѣренъ, царь, что ты любишь меня, какъ своего брата; знаю, что ты безутѣшно плакалъ обо мнѣ и, если бы можно было освободить меня отъ смерти, то отдалъ бы за то даже до полцарства своего».

Царь отвѣчалъ:

— «Да, это совершенная правда».

— «Если ты такъ любишь меня, — сказалъ на это братъ царя, — то прошу у тебя одного дара — не откажи мнѣ въ немъ».

Царь отвѣчалъ:

— «Все, чѣмъ я владѣю въ государствѣ моемъ — все даю тебѣ, любимому моему брату» — и клятвою подтвердилъ свое обѣщаніе.

Тогда воскресшій братъ сказалъ:

— «Дай мнѣ палату твою, которую ты имѣешь на небесахъ, и возьми за нее все мое богатство».

Царь, услышавъ такія слова, пришелъ въ смущеніе и молчалъ, какъ-бы потерявъ способность говорить. Потомъ онъ сказалъ:

— «Откуда у меня на небесахъ можетъ быть палата?»

— «Воистину, — отвѣчалъ братъ царя, — на небесахъ есть такая палата, о которой ты не знаешь и какой ты никогда не видалъ во всей поднебесной. Ее построилъ тебѣ Ѳома, котораго ты держишь въ темницѣ; я видѣлъ ее и дивился ея несказанной красотѣ и просилъ помѣстить меня хотя въ одномъ углу ея, но это мнѣ не было дозволено; ибо водившій меня ангелъ сказалъ: нельзя тебѣ жить въ ней, потому что это палата брата твоего, которую построилъ извѣстный тебѣ Ѳома. Я просилъ ангела, чтобы онъ отпустилъ меня къ тебѣ, чтобы купить у тебя ту палату. Итакъ, если ты любишь меня, отдай ее мнѣ и возьми вмѣсто нея все мое имѣніе».

Тогда царь возрадовался о возвращеніи брата къ жизни и о палатѣ, построенной ему на небесахъ. И сказалъ онъ воскресшему брату:

— «Возлюбленный братъ! Я клялся не отказать тебѣ ни въ чемъ, что на землѣ мнѣ подвластно, а той палаты, которая находится на небѣ, я тебѣ не обѣщалъ. Но если хочешь, то мы имѣемъ зодчаго, который можетъ построить такую же палату и тебѣ».

Сказавъ сіе, царь тотчасъ послалъ въ темницу слугъ, чтобы вывести оттуда святаго Ѳому вмѣстѣ съ приведшимъ его купцомъ Аваномъ. Когда они явились къ царю, сей послѣдній поспѣшилъ на встрѣчу къ апостолу и палъ ему въ ноги, прося у него прощенія за свой грѣхъ противъ него, содѣянный имъ по невѣдѣнію. Апостолъ же, возблагодаривъ Бога, началъ учить обоихъ братьевъ вѣрѣ въ Господа нашего Іисуса Христа, — и они, умиляясь душою, принимали съ любовію слова его. Вскорѣ затѣмъ онъ крестилъ ихъ и научилъ ихъ жить по-христіански, а братья многочисленными милостынями своими создали себѣ вѣчныя обители на небесахъ. Пробывъ съ ними нѣсколько времени и утвердивъ ихъ въ святой вѣрѣ, апостолъ пошелъ въ другіе окрестные города и селенія, подвизаясь въ дѣлѣ спасенія душъ человѣческихъ.

Въ то время, когда Ѳома просвѣщалъ проповѣдію Евангелія Индійскія страны, наступило время честнаго преставленія Божіей Матери [6] и всѣ апостолы изъ разныхъ странъ восхищены были на облакахъ небесныхъ и перенесены въ Геѳсиманію [7], къ одру Преблагословенной Дѣвы. Тогда и святый апостолъ Ѳома былъ восхищенъ изъ Индіи, но не поспѣлъ прибыть къ самому дню погребенія Богопрославленнаго тѣла Пречистой Богородицы. Это устроено было Божіимъ изволеніемъ того, чтобы удостовѣрить вѣрующихъ, что Матерь Божія съ тѣломъ была взята на небо. Ибо какъ относительно воскресенія Христова мы болѣе утвердились въ вѣрѣ чрезъ невѣріе Ѳомы, такъ относительно взятія на небеса съ плотію Пречистой Дѣвы Маріи Богородицы узнали вслѣдствіе замедленія Ѳомы. Апостолъ прибылъ только на третій день послѣ погребенія и скорбѣлъ о томъ, что не могъ быть въ Геѳсиманіи въ самый день погребенія, чтобы проводить съ прочими апостолами тѣло Матери Господа своего на мѣсто погребенія. Тогда, по общему соглашенію святыхъ апостоловъ, для святаго Ѳомы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы онъ, увидѣвъ пречестное тѣло, поклонился ему и утѣшился въ своей печали. Но когда открыли гробницу, то не нашли тѣла, а только одну лежавшую тамъ плащаницу. И отсюда всѣ твердо увѣрились въ томъ, что Матерь Божія, подобно Сыну Своему, воскресла въ третій день и съ тѣломъ была взята на небеса.

Послѣ сего Ѳома снова появился въ Индійскихъ странахъ и проповѣдывалъ тамъ Христа, обращая многихъ къ вѣрѣ знаменіями и чудесами. Прибывъ въ Меліапоръ [8], онъ просвѣтилъ тамъ многихъ проповѣдью Евангелія и утвердилъ ихъ въ святой вѣрѣ слѣдующимъ чудомъ. На одномъ мѣстѣ лежало необычайныхъ размѣровъ дерево, которое не только люди, но даже и слоны не могли сдвинуть съ мѣста. Ѳома же привязалъ къ сему дереву свой поясъ и на томъ поясѣ оттащилъ дерево на десять стадій [9] и отдалъ на построеніе храма Господня. Увидѣвъ сіе, вѣрующіе еще болѣе укрѣпились въ вѣрѣ, и изъ невѣровавшихъ многіе увѣровали. Апостолъ сотворилъ тамъ и другое чудо, еще большее перваго. Одинъ языческій жрецъ убилъ своего сына и обвинялъ въ этомъ святаго Ѳому, говоря:

— «Ѳома убилъ моего сына».

Въ народѣ поднялось волненіе, и собравшаяся толпа схватила святаго Ѳому, какъ убійцу, и требовала, чтобы судъ обрекъ его на мученіе. Когда же не находилось никого, кто могъ бы засвидѣтельствовать, что Ѳома непричастенъ къ тому убійству, то апостолъ Христовъ сталъ умолять судью и народъ:

— «Отпустите меня, и я, во имя Бога моего, спрошу убитаго, чтобы онъ самъ сказалъ, кто убилъ его».

Всѣ пошли съ нимъ къ тѣлу убитаго жреческаго сына. Возведя очи къ небу, Ѳома помолился Богу и потомъ сказалъ мертвецу:

— «Во имя Господа моего Іисуса Христа повелѣваю тебѣ, юноша, — скажи намъ, кто убилъ тебя?»

И тотчасъ мертвецъ сказалъ:

— «Мой отецъ убилъ меня».

Тогда всѣ воскликнули:

— «Великъ Богъ, Коего проповѣдуетъ Ѳома».

Апостолъ былъ освобожденъ, и жрецъ, такимъ образомъ, самъ попалъ въ яму, которую выкопалъ для апостола. Послѣ сего чуда великое множество народа обратилось къ Богу и приняло крещеніе отъ апостола.

Затѣмъ апостолъ пошелъ еще дальше, въ Каламидскую страну, гдѣ правилъ царь Муздій. Проповѣдуя здѣсь Христа, святый обратилъ къ вѣрѣ одну женщину, по имени Синдикію, племянницу Мигдоніи, жены царскаго любимца Каризія. Синдикія убѣждала Мигдонію, чтобы она познала истину и увѣровала во Единаго Бога, Создателя всей вселенной, Коего проповѣдуетъ Ѳома. Тогда Мигдонія сказала Синдикіи:

— «Я хотѣла бы сама увидѣть того человѣка, который проповѣдуетъ истиннаго Бога, и услышать отъ него его ученіе».

Синдикія отвѣчала:

— «Если хочешь увидѣть апостола Божія, одѣнься въ плохую одежду, какъ будто ты простая и бѣдная женщина, чтобы тебѣ не быть узнанной, и тогда пойдемъ со мною».

Мигдонія такъ и сдѣлала и пошла съ Синдикіей. Онѣ нашли апостола, проповѣдующаго Христа, посреди большой толпы простыхъ и бѣдныхъ людей. Вмѣшавшись въ толпу, онѣ стали слушать ученіе Ѳомы, который много говорилъ о Христѣ Господѣ и училъ вѣрѣ въ Него, причемъ говорилъ также о смерти, о судѣ и геенѣ и о царствѣ небесномъ. Слушая все сіе, Мигдонія умилилась сердцемъ и увѣровала во Христа; возвратившись домой, она все время размышляла объ апостольскихъ словахъ и, бесѣдуя съ племянницей своей Синдикіей о Христѣ, утверждалась въ любви къ Нему. Съ того времени она стала гнушаться невѣрующими, какъ врагами Божіими, и избѣгать всякаго общенія съ ними въ бесѣдахъ и на пирахъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ отдаляться вообще отъ мірскихъ удовольствій. Она рѣшила также прекратить супружеское сожительство съ мужемъ своимъ. Это глубоко опечалило его, и когда онъ не могъ заставить Мигдонію измѣнить свое рѣшеніе, то сталъ просить царя Муздія, чтобы тотъ послалъ жену свою, царицу Тертіану, уговорить Мигдонію не гнушаться супружескимъ сожитіемъ (царица Тертіана и Мигдонія, жена Каризія, были родныя сестры). Царица пошла къ Мигдоніи и спросила ее, по какой причинѣ она не повинуется мужу.

Мигдонія отвѣчала:

— «Потому, что онъ — язычникъ и врагъ Божій [10], а я — раба Единаго истиннаго Бога, Іисуса Христа, и не хочу быть оскверненной человѣкомъ невѣрующимъ и нечистымъ».

Тертіана пожелала узнать, кто это Іисусъ Христосъ, Котораго Мигдонія называетъ истиннымъ Богомъ. Тогда Мигдонія изложида предъ нею проповѣдь апостола Ѳомы и учила ее познанію истинной вѣры. Тертіана, желая опредѣленнѣе знать о Христѣ и лучше научиться вѣрѣ, пожелала видѣть самого апостола и слышать его проповѣдь. Посовѣтовавшись съ Мигдоніей, она тайно послала за апостоломъ и, призвавши его, обѣ умоляли наставить ихъ на путь истинный. Онъ же, проповѣдуя имъ Христа, просвѣтилъ ихъ свѣтомъ вѣры, омылъ купелію святаго крещенія и научилъ ихъ храненію заповѣдей Божіихъ и всякимъ добродѣтелямъ. Тертіана и Мигдонія, запечатлѣвши въ сердцѣ своемъ все, что имъ было сказано, согласились обѣ служить Господу въ чистотѣ и не сообщаться съ мужьями своими, какъ съ невѣрными. Апостолъ же силою Божіею продолжалъ творить многочисленныя чудеса и исцѣлять всякіе недуги, и многіе, не только изъ простого народа, но даже изъ царскихъ придворныхъ, видя знаменія, совершаемыя апостоломъ, и слушая его ученіе, обратились ко Христу. Одинъ изъ сыновей самого царя, по имени Азанъ, увѣровалъ и крестился у апостола; ибо Самъ Господь дѣйствовалъ чрезъ апостоловъ, умножая церковь Свою и распространяя славу имени Своего.

Царица Тертіана, возвратившись отъ Мигдоніи, пребывала въ молитвѣ и постѣ и продолжала отказыватъся отъ плотскаго сожительства съ мужемъ своимъ. Царь, удивившись такой перемѣнѣ въ женѣ своей, сказалъ другу своему Каризію:

— «Желая возвратить тебѣ твою жену, я потерялъ и свою собственную, и моя стала еще хуже относиться ко мнѣ, чѣмъ твоя къ тебѣ».

Послѣ сего царь и Каризій произвели самое строгое разслѣдованіе о причинѣ такой перемѣны, которую они замѣтили въ своихъ женахъ, и узнали, что нѣкій иностранецъ — пришлецъ, по имени Ѳома, научивъ ихъ вѣрѣ Христовой, убѣдилъ прекратить супружеское сожитіе съ своими мужьями. Узнали они также, что царскій сынъ Азанъ и многіе изъ служителей царскаго дома, а также начальствующія лица и безчисленное множество простого народа, вслѣдствіе проповѣди Ѳомы, увѣровали во Христа. Все сіе привело ихъ въ гнѣвъ, и они, схвативъ Ѳому, бросили его въ темницу. Послѣ сего апостолъ былъ представленъ на судъ царю. Царь спросилъ его:

— «Кто ты — рабъ или свободный?»

Ѳома сказалъ:

— «Я рабъ Того, надъ Коимъ ты не имѣешь власти».

Царь сказалъ:

— «Вижу, что ты — лукавый рабъ, убѣжавшій отъ господина своего и пришедшій въ эту землю развращать людей и смущать женъ нашихъ. — Скажи же, кто господинъ твой?»

— «Господинъ мой, — отвѣчалъ апостолъ, — Господь неба и земли, Богъ и Творецъ всякой твари. Онъ послалъ меня проповѣдывать Его святое имя и обращать людей отъ заблужденія».

Царь сказалъ:

— «Прекрати, обманщикъ, свои коварныя рѣчи и послушайся моего повелѣнія: какъ отвратилъ ты своею хитростію женъ нашихъ отъ насъ, чтобы онѣ не сообщались съ нами, такъ снова обрати ихъ къ намъ. Ибо если ты не сдѣлаешь такъ, чтобы жены наши снова жили съ нами въ прежней любви и общеніи, то мы предадимъ тебя лютой смерти».

Апостолъ отвѣчалъ:

— «Не подобаетъ рабынямъ Христовымъ имѣть супружеское общеніе съ беззаконными мужьями и вѣрующимъ быть оскверненными злочестивыми и невѣрующими».

Услыхавъ это, царь повелѣлъ принести раскаленные желѣзные листы и поставить на нихъ апостола босыми ногами. Когда это было сдѣлано, подъ досками вдругъ появилась вода, которая и остудила ихъ. Потомъ святаго Ѳому ввергли въ жарко растопленную печь, но на другой день онъ вышелъ изъ нея живымъ и невредимымъ.

Послѣ сего Каризій обратился къ царю съ такимъ совѣтомъ:

— «Заставь его поклониться и принести жертву богу солнца [11], чтобы онъ чрезъ то прогнѣвалъ Бога своего, Который сохраняетъ его невредимымъ въ мученіяхъ».

Когда апостолъ былъ приведенъ къ идолу солнца, то идолъ тотчасъ растопился и растаялъ, какъ воскъ. Вѣрующіе ликовали при видѣ такого могущества Небеснаго Бога, и множество невѣрныхъ обратилось къ Господу. Идольскіе же жрецы возроптали на Ѳому за уничтоженіе ихъ идола, и самъ царь, чрезвычайно оскорбившись, думалъ о томъ, какимъ бы способомъ его погубить; онъ боялся, однако, народа и слугъ своихъ и многихъ вельможъ, увѣровавшихъ во Христа.

Взявъ Ѳому, царь вышелъ со своими воинами изъ города и всѣ подумали, что онъ желаетъ увидѣть отъ апостола какое-нибудь чудо. Пройдя около версты, царь отдалъ Ѳому въ руки пяти воинамъ, приказавъ имъ взойти съ нимъ на гору и пронзить его тамъ копьями, а самъ пошелъ въ городъ Аксіумъ. Азанъ же, сынъ царя, и одинъ человѣкъ, по имени Сифоръ, поспѣшили въ слѣдъ за апостоломъ и, догнавъ его, плакали о немъ. Тогда Ѳома, испросивъ у воиновъ позволеніе совершить молитву, помолился Господу и рукоположилъ Сифора священникомъ, а Азана діакономъ и заповѣдывалъ имъ, чтобы они заботились объ умноженіи вѣрующихъ и распространеніи Церкви Христовой. Послѣ сего воины пронзили его пятью копьями, отчего онъ и скончался. Сифоръ и Азанъ долго оплакивали его и съ честію погребли его святое тѣло [12]. По совершеніи погребенія, они сидѣли около могилы апостола и скорбѣли. И вотъ святый явился имъ, повелѣвая, чтобы они шли въ городъ и утверждали братію въ вѣрѣ. Слѣдуя сему повелѣнію учителя своего, святаго апостола Ѳомы, вспомоществуемые его молитвами, они успѣшно управляли Церковію Христовою. Царь же Муздій и Каризій долго мучили своихъ женъ, но были не въ состояніи склонить ихъ къ исполненію своего желанія. Понявъ, что жены никогда до самой смерти не будутъ повиноваться имъ, они должны были оставить ихъ жить свободно, по своей волѣ. Освободившись отъ бремени супружескаго ига, женщины проводили жизнь въ строгомъ воздержаніи и молитвахъ, служа Господу день и ночь, и приносили добродѣтельною своею жизнію великую пользу Церкви.

Нѣсколько лѣтъ спустя, одинъ изъ сыновей царя Муздія впалъ въ бѣснованіе и никто не могъ исцѣлить его, ибо въ немъ находился весьма лютый бѣсъ. Царь былъ чрезвычайно огорченъ болѣзнію сына своего и задумалъ открыть гробницу святаго апостола, съ цѣлію взять одну изъ костей его тѣла и привязать ее своему сыну на шею, чтобы онъ избавился отъ бѣсовскаго мученія, ибо слышалъ онъ, что святый Ѳома при жизни своей изгналъ множество бѣсовъ изъ людей. Когда же царь хотѣлъ сдѣлать это, ему явился въ сновидѣніи святый Ѳома и сказалъ:

— «Живому ты не вѣрилъ, отъ мертваго ли думаешь найти помощь? Но не оставайся въ своемъ невѣріи, — и Господь мой Іисусъ Христосъ будетъ къ тебѣ милосердъ».

Сіе сновидѣніе еще болѣе усилило въ царѣ желаніе открыть гробницу апостола. Отправившись къ мѣсту погребенія святаго, Муздій открылъ гробъ, но мощей его тамъ не нашелъ, ибо одинъ христіанинъ, тайно взявъ святыя мощи, унесъ ихъ въ Месопотамію и тамъ положилъ въ подобающемъ мѣстѣ. Взявъ земли съ того мѣста, царь привязалъ ее къ шеѣ сына своего, говоря:

— «Господи Іисусе Христе! Молитвами апостола Твоего Ѳомы исцѣли сына моего, и я увѣрую въ Тебя».

И бѣсъ тотчасъ вышелъ изъ сына царскаго, и отрокъ выздоровѣлъ. Тогда царь Муздій увѣровалъ во Христа и со всѣми своими вельможами принялъ крещеніе отъ священника Сифора. Великая радость овладѣла сердцами вѣрующихъ, ибо идолы были сокрушены и храмы ихъ разорены, и на мѣстѣ ихъ сооружены церкви Христовы. Слово Божіе распространялось и вѣра святая укрѣплялась. Царь, по принятіи крещенія, каялся въ своихъ прежнихъ грѣхахъ и у всѣхъ просилъ помощи и молитвъ. Пресвитеръ же Сифоръ говорилъ всѣмъ вѣрующимъ:

— «Молитесь за царя Муздія, чтобы онъ получилъ помилованіе отъ Господа нашего Іисуса Христа и отпущеніе грѣховъ своихъ».

И вся церковь молилась за царя. На томъ же мѣстѣ, гдѣ было погребено святое тѣло апостола, совершались, по молитвамъ его, многія чудеса во славу Христа Бога нашего [13]. Да будетъ Ему со Отцемъ и Святымъ Духомъ отъ насъ честь и поклоненіе во вѣки! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ѳома — въ переводѣ съ еврейскаго, значитъ: Близнецъ; иначе онъ нменовался Дидимъ — греческое слово, обозначающее то же самое.
[2] Галилея — сѣверная часть Палестины. Панеада — городъ Сѣверной Палестины, при подошвѣ горы Ермона, при восточномъ истокѣ Іордана, на сѣверной границѣ колѣна Нефѳалимова, получившій свое наименованіе отъ Паніонъ, мѣстечка и пещеры при подошвѣ южнаго склона Ливана. Сыномъ Ирода, царя Іудейскаго, Филиппомъ городъ этотъ переименованъ, въ честь кесаря (императора Римскаго) Тиверія, Кесаріей (Кесарія Филиппова). Теперь этотъ, нѣкогда цвѣтущій городъ находится въ развалинахъ, и на его мѣстѣ возвышается только небольшая деревенька.
[3] Индіей въ современномъ географическомъ смыслѣ называется южная часть Азіатскаго материка, заключающая средній изъ трехъ южныхъ полуострововъ материка и сосѣднюю часть материка до громадныхъ горныхъ цѣпей, отдѣляющихъ ее отъ центральной Азіи. Но древніе писатели нерѣдко называли общимъ именемъ Индіи всѣ южныя богатыя страны Азіи, о которыхъ имѣли лишь смутныя понятія. Мидяне жили по сосѣдству съ Персіей, въ западной части Ирана, къ югу отъ Каспійскаго моря и были покорены впослѣдствіи Персами. Парѳяне жили также по сосѣдству съ Персами, въ обширной странѣ отъ Евфрата до Окса и отъ Каспійскаго моря до Индѣйскаго; въ III в. до Р. Хр. были покорены Римлянами. Персы обитали въ южной части Ирана. Гиркане жили по берегамъ Евфрата и Тигра и были покорены Персами. Бактряне обитали на сѣверо-востокѣ Ирана. Брахманы — жители собственно Индіи, преимущественно индійскіе жрецы.
[4] Въ древности, какъ у Іудеевъ, такъ и у другихъ народовъ, былъ обычай не сидѣть, а возлежать за трапезою.
[5] Такое превознесеніе дѣвства нисколько не свидѣтельствуетъ о томъ, чтобы и при брачномъ общеніи невозможно было спасеніе супруговъ. Но, по ученію древнихъ отцовъ Церкви, дѣвственники получатъ въ Царствѣ небесномъ высшую награду, согласно и апокалипсическому изображенію (Апок. 14, 1-5). Посему Господь, по Своему Божественному предвѣдѣнію, зная духовныя силы и способность къ цѣломудренной жизни вышеупомянутыхъ молодыхъ супруговъ, посвященной исключительно Богу, и убѣждаетъ ихъ сохранять свое дѣвство. При семъ, по греческому подлиннику мученическихъ актовъ св. апостола Ѳомы, Господь указывалъ молодымъ супругамъ и на то, что дѣти, которыя бы родились отъ нихъ, были бы больныя, злыя и несчастныя.
[6] Успеніе Богоматери было въ 15 году по вознесеніи Господа, или въ 48 году по Р. Хр., по древнему, общепринятому преданію.
[7] Геѳсиманія — селеніе или мѣсто около Іерусалима, за потокомъ Кедронскимъ, при подошвѣ горы Елеонской, гдѣ былъ садъ, въ которомъ Господь молился предъ Своими страданіями, и гдѣ Пречистая Богородица завѣщала положить Свое пречистое тѣло. Названіе свое это мѣсто получило отъ росшихъ тамъ во множествѣ масличныхъ деревьевъ, изъ коихъ выдѣлывалось много оливковаго масла (въ переводѣ съ еврейскаго, Геѳсиманія значитъ: мѣсто маслинъ, или точило, тиски для выжиманія сока изъ оливковыхъ маслинъ). Садъ Геѳсиманскій и теперь показываютъ при подошвѣ горы Елеонской — съ южной ея стороны, гдѣ находится погребальный вертепъ Пресвятой Богородицы, въ которомъ находится и нынѣ гробъ Ея.
[8] Меліапоръ иля Малипуръ — городъ на восточномъ (Коромандельскомъ) берегу полуострова Индостана. — У христіанъ этой части Азіи издревле существовало преданіе, что у нихъ вѣра Христова первоначально насаждена апостоломъ Ѳомою или его учениками. Когда Португальцы въ первый разъ въ 1500 г. прибыли къ берегамъ Индіи, то нашли въ Малипурѣ поселеніе христіанъ, которые говорили, что они приняли вѣру отъ апостола Ѳомы, и этотъ городъ въ концѣ прошедшаго столѣтія называли городомъ св. Ѳомы. Вообще индійскіе христіане издревле называютъ себя христіанами ап. Ѳомы и начало своей церкви возводятъ къ сему апостолу.
[9] Стадія — около 88 саженъ, слѣд. 10 стадій — около 1¾ версты.
[10] По ученію св. апостола Павла (1 Кор. 7, 12-14), это не должно препятствовать продолженію супружескаго общенія христіанки съ мужемъ-язычнихомъ, но по отношенію къ Мигдоніи и Синдикіи ап. Ѳома предъявилъ болѣе строгое требованіе, или, лучше сказать, сами онѣ были болѣе строги и не пожелали брачнаго сожительства съ языческими супругами. Это обстоятельство объясняется, безъ сомнѣнія, тѣмъ, что только при исполненіи этого требованія могло состояться обращеніе ихъ мужей въ христіанство, что и подтверждается самымъ исходомъ всего дѣла.
[11] Во всѣхъ древнѣйшихъ языческихъ религіяхъ обоготвореніе солнца играло весьма важное значеніе. Въ частности, поклоненіе свѣтиламъ небеснымъ (такъ называемый сабеизмъ) было распространено въ древности у всѣхъ восточныхъ народовъ по преимуществу.
[12] Мѣсто мученической кончины св. апостола Ѳомы указываютъ въ Калурминѣ — на одной высокой скалѣ, отстоящей верстахъ въ 6-ти отъ Малипура, куда апостолъ часто ходилъ для молитвы.
[13] По свидѣтельству церковныхъ писателей, мощи святаго апостола Ѳомы впослѣдствіи (въ 385 г.) перенесены были изъ Индіи въ Месопотамію въ городъ Эдессу (нынѣ Орфа). Въ древнихъ западныхъ мартирологахъ подъ 3 іюля положена память перенесенія его мощей въ сей городъ. Но такъ какъ извѣстно, что и въ Индіи есть еще мощи св. ап. Ѳомы, то извѣстіе о перенесеніи ихъ въ Эдессу нужно понимать въ смыслѣ перенесенія изъ Индіи лишь части ихъ. Въ Эдессѣ надъ мощами св. апостола была построена, великолѣпная церковь, куда изъ отдаленныхъ странъ стекались богомольцы. Впослѣдствіи часть мощей ап. Ѳомы была перенесена въ Константинополь, гдѣ во имя его былъ созданъ храмъ при императорѣ Анастасіѣ (490-518 г.) царскимъ сановникомъ Аманціемъ. Во время четвертаго крестоваго похода (1204 г.) крестоносцы среди множества другихъ святынь нашли правую руку св. апостола, которую, послѣ пятаго крестоваго похода, Венгерскій король Андрей II привезъ съ собою въ Венгрію.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 139-154.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0