Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 13 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День пятый.

Страданіе святой мученицы Харитины.

Въ то время нечестивый царь Римскій Діоклитіанъ [1] воздвигъ на христіанъ сильное гоненіе. По его повелѣнію, христіанъ повсюду разыскивали и подвергали мученіямъ. Въ особенности же гонители преслѣдовали тѣхъ, о коихъ распространялась молва, какъ объ особенно добродѣтельныхъ и разумныхъ людяхъ. Какъ таковая, была оклеветана предъ градоначальникомъ Домиціаномъ и святая Харитина; ее обвиняли въ томъ, что она сама христіанка и многихъ другихъ обратила и обращаетъ къ вѣрѣ во Христа. Услыхавъ о семъ, градоначальникъ написалъ къ Клавдію письмо, повелѣвая прислать къ нему Харитину. Клавдій, прочитавъ посланіе градоначальника, сильно опечалился, одѣлся во вретище и оплакивалъ ее, хорошо понимая, что невозможно сопротивляться градоначальнику. Тѣмъ не менѣе, когда были присланы за нею воины, онъ, будучи не въ силахъ разстаться съ Харитиной, сопротивлялся имъ насколько могъ, плача и удерживая ее своими руками, и не отдавая ее похитителямъ. Воины влекли ее къ себѣ, а Клавдій препятствовалъ имъ, не выпуская ея изъ своихъ рукъ. Влекомая въ разныя отороны, святая Харитина, сказала своему господину:

— «Пусти меня, господинъ мой, и не скорби, но радуйся, ибо я буду пріятною Богу жертвою за свои и за твои грѣхи».

Воины, сильно разгнѣвавшись, силою вырвали Харитину изъ рукъ Клавдія, похищая ее какъ волки овцу изъ стада, и повели къ градоначальнику. Провожая ее, Клавдій съ плачемъ говорилъ:

— «Помяни меня предъ Небеснымъ Царемъ, когда предстанешь предъ Нимъ среди сонма святыхъ мученицъ!»

Святая Харитина была приведена къ градоначальнику и стала предъ нимъ, призывая всѣмъ своимъ сердцемъ Бога на помощь себѣ.

Градоначальникъ спросилъ ее:

— «Вѣрно ли то, что я слышалъ о тебѣ, дѣвица, что — ты сама христіанка и многихъ другихъ прельщаешь, обращая въ ту же нечестивую вѣру?»

Святая Харитина съ дерзновеніемъ отвѣчала ему:

— «Что я христіанка — это правда, а что я совращаю другихъ людей, это ложь; не совращаю я другихъ, но обращаю отъ нечестія и заблужденія и наставляю на истинный путь, приводя ихъ ко Христу, вѣра въ Коего не нечестива, какъ ты несправедливо думаешь, но свята и праведна. Ваша же вѣра полна всякой нечистоты, потому что вы вѣруете въ скверныхъ и лукавыхъ бѣсовъ и волю ихъ творите».

Услыхавъ такой отвѣтъ святой Харитины, градоначальникъ сильно разгнѣвался и велѣлъ жестоко бить ее. Потомъ, наложивъ на ея шею желѣзный обручъ, отослалъ ее на судъ къ правителю области. Сей судья неправедный, показавъ Харитинѣ всѣ орудія пытки, сказалъ ей:

— «Пожалѣй себя, чтобы не погибнуть тебѣ въ жестокихъ мукахъ. Послушай моего совѣта и принеси жертву безсмертнымъ богамъ, и тогда получишь троякую для себя пользу: умилостивишь боговъ, пріобрѣтешь милость царя и сохранишь свою цвѣтущую красоту нетронутою жестокими мученіями».

Въ отвѣтъ на сіе мученица возвела глаза свои къ небу, прося себѣ оттуда защиты. Сотворивъ затѣмъ крестное знаменіе, она сказала судьѣ:

— «Лукавъ ты, судья, и несправедливъ! Но не уловишь меня ни своею хитростью, ни страхомъ мученій, не привлечешь къ своему нечестію и не измѣнишь пламеннаго моего желанія пострадать за Христа. Подумай лучше о томъ, что для твоей души будетъ полезнѣе, и самъ не покланяйся бездушнымъ идоламъ, дабы тебѣ не погибнуть вмѣстѣ съ демонами, коихъ ты почитаешь какъ боговъ».

Услыхавъ такія слова, судья началъ поносить святую мученицу и велѣлъ остричь волосы на ея головѣ. Святая, безгласная какъ овца предъ стригущимъ ее, молчала, бесѣдуя въ душѣ съ возлюбленнымъ Женихомъ своимъ Христомъ и умоляя Его помочь ей совершить подвигъ мученичества. Когда же она была острижена, тотчасъ, на виду у всѣхъ, на ея головѣ выросли другіе волосы, длиннѣе и лучше прежнихъ. Увидѣвъ это, судья пришелъ въ сильную ярость и велѣлъ посыпать голову мученицы горящими угольями, коими сильно опалило ее. Потомъ, для большаго мученія святой, опаленное тѣло ея облили уксусомъ, смѣшаннымъ съ желчью. Но святая терпѣливо переносила все, молясь Господу и говоря:

— «Господи Іисусе Христе, крѣпкій помощникъ надѣющимся на Тебя, сохранившій невредимо трехъ святыхъ Твоихъ отроковъ среди горящаго пламени, поспѣши и ко мнѣ на помощь и укрѣпи меня въ мученіяхъ, переносимыхъ ради Тебя, чтобы враги мои не сказали: гдѣ Богъ ея?»

Помолясь, она почувствовала облегченіе въ мукахъ и возблагодарила Бога. Мучитель же изобрѣталъ для нея все большія и большія мученія: разжегши желѣзные прутья, онъ велѣлъ проколоть ея сосцы и горящими свѣчами опалать ея ребра. А святая Харитина, какъ бы не чувствуя вещественнаго огня, разжигалась духовнымъ пламенемъ Божественной любви и не переставала сердцемъ и устами исповѣдывать Іисуса Христа. Видя такую твердость святой, мучитель повелѣлъ потопить, ее въ морѣ. Слуги, взявши ее, повели къ морю. Святая же, идя, взывала къ Богу:

— «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что ради Твоего святаго Имени, послѣ огненнаго мученія пройду сквозь морскую воду; благоволи мнѣ явиться чистой въ день воскресенія; но и теперь, какъ всегда, покажи на мнѣ Твои чудеса, дабы еще болѣе прославлено было превеликое Имя Твое».

Тѣмъ временемъ слуги привели Харитину къ морю и, привязавши ей на шею большой камень, бросили ее въ глубину морскую. Но камень тотчасъ отвязался отъ ея шеи и исчезъ въ морѣ, а святая, невидимо укрѣпляемая силою Божіею, стала на волнахъ и пошла по нимъ какъ по твердому камню. Выйдя на берегъ, она вернулась къ судьѣ и сказала ему:

— «Узри силу Христа моего, и увѣруй въ Него!»

Судья, увидавъ, что Харитина не утонула, но жива, такъ сильно испугался, что почти потерялъ сознаніе и молчалъ. Едва придя въ себя, онъ сказалъ, что она — волшебница и волхвованіемъ спаслась отъ потопленія въ морѣ, и повелѣлъ взять ее и привязать нагую къ колесу, подъ которымъ были положены разныя острыя желѣзныя орудія, ножи и мечи, и множество горящихъ углей. Судья приказалъ слугамъ поворачивать колесо съ привязанною къ нему святою, чтобы острыя орудія, положенныя подъ колесомъ, раздирали ея тѣло, а горящіе уголья опаляли его и тѣмъ причиняли бы святой еще болѣе мученія. Но слуги не могли исполнить приказанія мучителя, такъ какъ, по повелѣнію Божію, колесо не поворачивалось и руки ихъ ослабѣли, а горящіе уголья погасли. Святая осталась невредима, ибо Ангелъ Господень защищалъ и охранялъ Христову невѣсту. Видя сіе, судья снова пришелъ въ ярость и приказалъ вырвать ей ногти на рукахъ и на ногахъ и выбить зубы, — святая же и сіи мученія претерпѣла мужественно. Тогда беззаконный судья рѣшилъ растлить ея дѣвство, и для этого велѣлъ созвать множество распутныхъ людей, чтобы отдать имъ святую на оскверненіе. Святая Харитина, услыхавъ такое безбожное повелѣніе неправеднаго судьи, сказала:

— «Со мною мой Христосъ: Онъ разрушитъ весь вашъ лукавый замыселъ и возьметъ меня неоскверненною къ Себѣ».

Сказавъ сіе, мученица подняла руки и устремила взоръ свой къ небу, усердно молясь Богу, чтобы Онъ избавилъ ее отъ рукъ нечестивцевъ. Когда созванные распутники хотѣли уже осквернить ее, она внезапно предала свою чистую и непорочную душу въ руки Господа своего [2], и дѣвственное тѣло ея лежало мертвымъ среди мерзкихъ и исполненныхъ нечистаго желанія распутниковъ. Увидѣвъ, что святая мертва, судья приказалъ вложить ея тѣло въ мѣхъ, и, насыпавъ въ мѣхъ песокъ, бросить его съ тѣломъ святой въ море. Такъ была потоплена въ морѣ мертвою та, которая при жизни ходила невредимо по водамъ! Спустя три дня, волны морскія выбросили на берегъ тѣло святой, не потерпѣвшее въ водѣ никакого вреда. Клавдій, который воспиталъ святую Харитину какъ свою родную дочь, взялъ честное и многострадальное тѣло ея и съ плачемъ и радостью предалъ его подобающему погребенію, прославляя рождшагося отъ Пречистыя Дѣвы Христа Спасителя, Емуже честь и слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Римскій Діоклитіанъ царствовалъ съ 284 по 305 г. по Р. Хр.
[2] Святая мученица Харитина пострадала около 304 г. по Р. X. въ городѣ Амисіи въ Понтѣ, на южномъ берегу Чернаго моря.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 112-117.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0