Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День четвертый.

Житіе преподобнаго отца нашего Павла Препростаго.

— «Хорошо, хорошо! Я совсѣмъ не обращаю на это вниманія. Призываю во свидѣтельство Іисуса Христа, что я не желаю болѣе жить съ нею. Вотъ ты обладаешь ею, посему и дѣтей корми, а я уйду и стану монахомъ».

И тотчасъ же, оставивъ все, Павелъ ушелъ изъ дома; никому онъ при семъ ничего не сказалъ, и порочную свою жену нисколько не укорилъ, но молча пошелъ въ пустыню. Тамъ онъ пришелъ къ преподобному Антонію Великому [1], и постучалъ въ двери его келліи. Антоній спросилъ его:

— «Чего ты хочешь?»

Павелъ отвѣчалъ:

— «Хочу быть инокомъ».

Антоній увидѣвъ, что онъ уже старъ, сказалъ ему:

— «Тебѣ, старецъ, уже около 60 лѣтъ, — не можешь ты быть инокомъ; возвратись опять въ село и исполняй свою работу, благодаря Бога; а пустынническій трудъ нести и искушеній терпѣть ты не сможешь».

Но Павелъ отвѣчалъ:

— «Отецъ! Я готовъ исполнять все то, что ты повелишь».

Антоній же, не внимая ему, говорилъ:

— «Я сказалъ тебѣ, что ты старъ и уже не можешь быть монахомъ. Отойди отсюда. А если хочешь быть монахомъ, то иди въ монастырь, гдѣ живетъ много братіи, могущей переносить твои немощи; а я живу здѣсь одинъ и по пяти дней ничего не вкушаю; посему не можешь ты жить со мною».

Сказавъ сіе, Антоній затворилъ двери и три дня не выходилъ изъ своей келліи. Но старецъ все это время оставался около келліи, никуда не уходя. На четвертый день Антоній отворилъ дверь и опять увидѣлъ Павла и, чтобы заставить удалиться его, сказалъ:

— «Уйди отсюда, старецъ. Зачѣмъ ты досаждаешь мнѣ? Я сказалъ тебѣ, что ты не можешь остаться здѣсь».

— «Умру тутъ, а не уйду», — отвѣтилъ старецъ.

Антоній, видя, что у старца нѣтъ ни хлѣба, ни воды, и что онъ уже четвертый день остается безъ пищи, подумалъ про себя: «старецъ сей, не привыкшій такъ долго поститься, можетъ умереть отъ голода, и на моей душѣ будетъ за него грѣхъ». Посему онъ согласился оставить его у себя, и сказалъ:

— «Ты можешь спастись, если будешь послушенъ и сдѣлаешь то, что я повелю тебѣ».

Павелъ отвѣтилъ:

— «Отче, я готовъ исполнять все то, что ты скажешь мнѣ».

Антоній же, испытывая его, сказалъ:

— «Стой и молись на семъ мѣстѣ до тѣхъ поръ, пока я не приду и не принесу тебѣ того, надъ чѣмъ ты долженъ трудиться».

Оставивъ Павла, Антоній вошелъ въ пещеру.

Цѣлую недѣлю онъ не выходилъ къ нему, но тайно черезъ окно наблюдалъ за нимъ, и видѣлъ его все то время неподвижно стоящимъ день и ночь на одномъ мѣстѣ.

Тогда, выйдя изъ келліи, Антоній принесъ старцу финиковыя вѣтви и, омочивъ ихъ въ водѣ, сказалъ ему:

— «Плети, старецъ, веревку такъ же, какъ я плету».

И плелъ Павелъ веревку до девятаго часа и съ большимъ трудомъ сплелъ пятнадцать лактей [2]. Антоній же посмотрѣвъ работу, сказалъ:

— «Нехорошо ты сплелъ, расплети и плети снова».

А былъ уже седьмой день, какъ онъ не давалъ ему ничего ѣсть. Все же сіе дѣлалъ Антоній для того, чтобы удалить Павла отъ себя, ибо онъ думалъ, что тотъ уйдетъ отъ него, не выдержавъ испытанія. Но Павелъ продолжалъ съ бóльшимъ трудомъ расплетать веревку и снова сплетать ее; и какъ онъ ни былъ голоденъ, однако нисколько не огорчился и не возропталъ. Тогда Антоній сжалился надъ нимъ, — и вотъ, когда уже солнце заходило, онъ сказалъ Павлу:

— «Старецъ, не хочешь ли немного вкусить хлѣба?»

— «Какъ ты хочешь, отче», — отвѣчалъ Павелъ.

Антоній пришелъ въ умиленіе отъ сихъ словъ Павла, который, и страдая отъ голода, не спѣшилъ, однако, къ утоленію его хлѣбомъ, но отдавался на волю Антонія.

Они вкусили немного хлѣба съ водою и, вставши изъ-за стола, возблагодарили Господа.

Испытывалъ святый Антоній Павла и въ молитвахъ, по цѣлымъ ночамъ не ложась спать и поя псалмы съ многими поклонами, но и въ семъ Павелъ оказался терпѣливымъ и бодрымъ.

Разъ, когда они вкушали пищу, Антоній велѣлъ Павлу вкусить болѣе того, чѣмъ сколько вкушалъ самъ, ибо онъ жалѣлъ его, какъ еще непривыкшаго, къ строгому посту.

Но тотъ отвѣтилъ:

— «Если ты, отче, будешь ѣсть еще, то и я буду».

— «Мнѣ довольно, — сказалъ Антоній, — потому что я монахъ.

А Павелъ отвѣтилъ:

— «И мнѣ довольно, потому что и я хочу быть монахомъ».

И всегда Павелъ исполнялъ все, что ни повелѣвалъ ему Антоній.

Однажды Антоній велѣлъ сшить ему одежду; когда Павелъ сшилъ ее, Антоній сказалъ:

— «Плохо ты сшилъ, — распори ее и сшей снова».

И вновь сшитую онъ велѣлъ распороть и опять шить.

Все сіе дѣлалъ Антоній для того, чтобы испытать терпѣніе и послушаніе Павла. А тотъ нисколько не ропталъ на сіе, но съ усердіемъ и любовію исполнялъ всѣ повелѣнія Антонія.

Наконецъ, Антоній убѣдился въ способности Павла къ пустынножительству, и сказалъ ему:

— «Вотъ ты уже и содѣлался инокомъ во имя Господа Іисуса».

И велѣлъ Антоній жить ему въ одиночествѣ, сдѣлавъ келлію для него, на разстояніи четырехъ метаній камнемъ [3] отъ своей. И пребывалъ блаженный Павелъ близъ святаго Антонія въ той отдѣльной келліи, трудясь день и ночь въ подвигахъ иноческихъ, за сіе получилъ онъ отъ Бога власть надъ духами нечистыми; чтобы изгонять ихъ и исцѣлять недуги.

Разъ къ святому Антонію приведенъ былъ юноша, имѣвшій въ себѣ духа нечистаго, весьма злого и сильнаго, одного изъ князей тьмы, который хулилъ Бога.

Но Антоній сказалъ:

— «Не мое это дѣло, ибо не получилъ я отъ Бога власти надъ сильнѣйшими бѣсами, но Павелъ препростый имѣетъ сей даръ».

И пошелъ онъ съ юношею къ Павлу и сказалъ ему:

— «Авва Павелъ! Изгони изъ сего юноши нечистаго духа, дабы юноша могъ вернуться въ домъ свой здоровымъ, хваля Бога».

Но Павелъ сказалъ:

— «А ты, отче, почему же не изгналъ его?»

Антоній отвѣчалъ:

— «Имѣю я одно неотложное дѣло, и потому привелъ его къ тебѣ».

И, оставивъ бѣсноватаго юношу и Павла, Антоній ушелъ. А Павелъ, помолившись Богу, сказалъ бѣсу:

— «Діаволъ! Авва Антоній велитъ тебѣ выйти изъ человѣка сего».

Діаволъ же съ бранію отвѣтилъ:

— «Не выйду, всезлобный и лживый старикъ».

Тогда Павелъ, взявъ ту кожу, въ которой ходилъ, началъ бить его, говоря:

— «Выходи, — такъ повелѣлъ тебѣ святый Антоній».

Но діаволъ не желалъ выходить. Тогда Павелъ сказалъ:

— «Или ты выйди, или я помолюсь Христу и будетъ тебѣ худо».

Но бѣсъ, хуля Христа, говорилъ:

— «Не выйду».

Тогда Павелъ разгнѣвался на бѣса, и въ полдень, когда въ Египтѣ солнце жжетъ какъ огненная пещь, взошелъ на камень и всталъ на немъ, какъ неподвижный столпъ, взывая ко Христу:

— «Господи Іисусе Христе, распятый при Понтіѣ Пилатѣ! Ты вѣдаешь, что не сойду я съ сего камня, хотя бы пришлось мнѣ и умереть на немъ, и не вкушу ни хлѣба, ни воды, до тѣхъ поръ, пока Ты не услышишь меня и не изгонишь бѣса изъ сего юноши».

Когда еще говорилъ сіе, бѣсъ началъ кричать:

— «Выхожу, выхожу и не знаю, гдѣ буду находиться».

И выйдя изъ юноши, бѣсъ обратился въ большого змѣя, длиною въ 70 лактей, и поселился въ Чермномъ морѣ [4]. Такъ святый Павелъ побѣдилъ діавола простотою и смиреніемъ своимъ; ибо слабѣйшихъ бѣсовъ изгоняютъ люди силою вѣры, а начальствующихъ князей бѣсовскихъ побѣждаютъ люди силою смиренія, какъ сей святый Павелъ.

Блаженный Павелъ имѣлъ и даръ прозрѣнія. Разъ, войдя въ одинъ монастырь, всталъ онъ у церкви, наблюдая, кто съ какою мыслію входитъ въ нее. Была вечерня и всѣ входили въ церковь съ радостнымъ лицемъ и просвѣтленною душею, и съ каждымъ изъ нихъ входилъ съ радостью и ангелъ хранитель. Одинъ же братъ шелъ въ церковь съ лицемъ мрачнымъ, душою озлобленною, будучи окруженъ бѣсами, изъ которыхъ каждый влекъ его къ себѣ; ангелъ же хранитель его слѣдовалъ въ отдаленіи, — въ уныніи и съ плачемъ. Видя сіе, святый опечалился и весьма скорбѣлъ о погибшемъ братѣ; отъ великой печали не вошелъ святый Павелъ и въ церковь, но съ плачемъ сидѣлъ внѣ ея. Когда церковная служба окончилась, то всѣ братія выходили такими же, какими и входили, и свѣтъ Божественный озарялъ ихъ. Увидалъ Павелъ и того, который прежде былъ мрачнымъ; и вотъ лицо его свѣтилось какъ бы лицо ангела, и благодать Духа Святаго осѣняла его, и ангелъ хранитель радостно поддерживалъ за руку его; бѣсъ же издали рыдалъ и не дерзалъ хотя немного приблизиться къ нему.

Увидавъ столь быструю перемѣну, происшедшую съ братомъ, блаженный обрадовался и, остановивъ его, повѣдалъ окружающимъ о томъ, что видѣлъ и затѣмъ спросилъ брата о причинѣ его внезапнаго измѣненія.

Тотъ, видя себя обличеннымъ Божіимъ откровеніемъ, въ присутствіи всего народа, разсказалъ о себѣ все:

Я, — сказалъ онъ, — весьма грѣшенъ: много лѣтъ прожилъ я до нынѣшняго дня въ беззаконіи. Войдя сегодня въ церковь, услышалъ я, что читаютъ книгу пророка Исаіи, или лучше, — Самого Бога чрезъ пророка говорящаго: Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавства отъ душъ вашихъ передъ очима Моима, научитеся добро творити, и аще будутъ грѣси ваши яко багряное, яко снѣгъ убѣлю (ихъ) (Ис. 1, 16-18) [5]. Услышавъ сіе, я умилился душею, отверзлись во мнѣ духовныя очи и, познавъ свое злодѣйство и нечестіе, я съ сокрушеніемъ сказалъ въ душѣ своей Богу: «Ты, Господи, пришелъ въ міръ для спасенія грѣшниковъ, какъ то чрезъ пророка Своего Ты мнѣ нынѣ повѣдалъ; исполни сіе со мною грѣшнымъ на дѣлѣ. Ибо я даю обѣтъ отнынѣ, при помощи Твоей, не только никому не дѣлать никакого зла, но и оставить всякое беззаконіе и послужить Тебѣ, Владыко, чистою совѣстію; только Ты Самъ пріими меня кающагося и не отвергни меня, припадающаго къ Тебѣ. Съ такими обѣщаніями, — продолжалъ онъ, — вышелъ я изъ церкви, рѣшивъ въ сердцѣ своемъ не грѣшить болѣе предъ Богомъ».

Услышавъ сіе, всѣ громкимъ голосомъ прославили Бога, принимающато всякаго, обращающагося къ Нему съ покаяніемъ.

Такъ прозорливъ былъ святый Павелъ, ибо за простоту свою и незлобіе свое онъ преисполненъ былъ благодати Божіей. Да и кто же пріятенъ Богу болѣе незлобиваго? Незлобивіи, — говоритъ Господь устами Псалмопѣвца, — и правіи сердцемъ прилѣпляхуся Мнѣ (Псал. 24, 21).

Преподобный прожилъ въ святой простотѣ своей много лѣтъ и, сотворивъ много чудесъ, отошелъ ко Господу [6]. Тотъ, кто былъ на землѣ простымъ и неученымъ, теперъ сталъ премудрѣйшимъ на небеси, болѣе всѣхъ мудрецовъ міра сего, и съ мудрыми херувимами созерцаетъ онъ Христа, Божію Силу и Божію Премудрость. Ибо истинная мудрость въ томъ и состоитъ, чтобы бояться Бога и въ чистотѣ души и незлобіи сердца служить Ему и благоугождать.

Молитвами, Господи, угодника Твоего, Павла препростаго, умудри и насъ во исполненіи заповѣдей Твоихъ. Дай намъ имѣть началомъ премудрости — страхъ Твой, дабы мы, изъ благоговѣнія къ Тебѣ, уклонившись отъ грѣха, могли творить предъ Тобою добро и получить милость Твою во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Св. Антоній Великій, первый учредитель монашескаго житія, родомъ Египтянинъ, подвизался на восточномъ берегу рѣки Нила, около Ѳиваиды. Тамъ, нося власяницу, питаясь только травами и кореньями, онъ, въ постоянныхъ трудахъ и молитвѣ, прожилъ 20 лѣтъ въ неизвѣстности, поборая, благодатію Божіею, духа соблазнителя, тревожившаго его искушеніями и страхомъ. Наконецъ, святость жизни и чудеса привлекли къ Антонію въ пустыню многихъ подвижниковъ; они поселились близъ него и приняли за образецъ жизни правила, данныя Антоніемъ, что и было началомъ монашескаго житія. Преставился св. Антоній 105-ти лѣтъ, въ 356 году. Память его празднуется 17 января.
[2] Лакоть или локоть — мѣра длины, равная 10½ вершкамъ.
[3] Т. е., на такомъ разстояніи отъ своей келліи, на какое можно камнемъ перебросить четыре раза.
[4] Чермное, или, такъ называемое, Красное море, представляетъ собою длиниый, узкій проливъ Индѣйскаго моря, отдѣляющій Аравійскій полуостровъ отъ Египта и Азію отъ Африки. Чрезъ это море Евреи переходили при Моисеѣ на пути изъ Египта въ Обѣтованную землю, т. е. Палестину (Кн. Исходъ, 14-я глава).
[5] «Багряное», т. е. темно-красное. «Я убѣлю, — говоритъ Господь устами пророка, — грѣхи ваши, какъ снѣгъ», т. е. смою съ васъ тѣ грѣховныя пятна, совершенно очищу васъ отъ нихъ (ср. Псал. 50, 9). Богъ, по милосердію Своему къ людямъ, прощаетъ ихъ грѣхи, но подъ условіемъ только чистосердечнаго раскаянія и нравственнаго исправленія.
[6] Преп. Павелъ скончался въ IV-мъ вѣкѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 102-109.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0