Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День четвертый.

Житіе преподобнаго отца нашего Аммона.

— «Послушай меня, сестра, и согласись на то, что я скажу тебѣ: супружество, въ которое мы вступили, нисколько не лучше дѣвства; посему мы хорошо сдѣлаемъ, если будемъ почивать отдѣльно другъ отъ друга, чтобы, сохранивъ наше дѣвство, угодить симъ Богу».

Сказавъ сіе, онъ досталъ хранившуюся у него на груди подъ одеждой книгу, и сталъ читать дѣвицѣ, не вѣдавшей Писанія, какъ бы отъ лица Христа и Апостоловъ, спасительныя слова Божественнаго ученія. Къ прочтенному онъ присоединялъ, по данной ему отъ Бога благодати, и свои наставленія, и совѣтовалъ ей проводить чистую, ангельскую жизнь. Она же, умилившись, сказала:

— «Господинъ мой! я соглашаюсь на все, что ты говоришь, и такъ какъ ты предпочитаешь жизнь дѣвственную, то и я желаю того же и согласна дѣлать все, что ты мнѣ повелишь».

Тогда Аммонъ сказалъ:

— «Хочу, чтобы мы жили порознь: ты въ одномъ домѣ, а я въ другомъ».

Но дѣвица, не желая такого раздѣленія, сказала:

— «Нѣтъ, господинъ мой, мы будемъ жить въ одномъ домѣ, но почивать отдѣльно».

Такъ они начали проводить дѣвственную жизнь. Ихъ супружество было какъ бы садомъ, который цвѣлъ лиліями дѣвства, ограждался цѣломудріемъ и прохлаждался росою Духа Святаго. Въ такомъ супружествѣ прожили они много лѣть, проводя время въ великихъ подвигахъ, — постѣ, воздержаніи, въ бдѣніи и молитвахъ, и тѣлесныхъ трудахъ. Дѣвица трудилась и занималась домашнимъ хозяйствомъ, Аммонъ же изнурялъ ежедневно плоть свою, трудясь цѣлый день въ своемъ саду. Приходя домой вечеромъ, онъ немного вкушалъ со своею супругою, или лучше сказать — сестрою, хлѣба; въ полночь же они оба вставали на молитву, а рано утромъ Аммонъ опять выходилъ на дѣло свое и трудился до вечера. Такъ сія двоица, въ молодыхъ своихъ годахъ, живя среди какъ бы огня, не сгорѣла: ибо они преодолѣли всякія плотскія вожделѣнія въ себѣ.

Такую совмѣстную жизнь они проводили восемнадцать лѣтъ, и достигли совершенной чистоты и святости. — И вотъ однажды дѣвица сказала Аммону:

— «Господинъ мой! я хочу тебѣ нѣчто сказать, и если ты меня послушаешь, то я пойму изъ сего, что ты любишь меня дѣйствительно о Богѣ».

Онъ же отвѣтилъ:

— «Говори, сестра, и если будетъ полезно, я послушаю тебя».

Тогда дѣвица сказала:

— «Приличнѣе намъ, господинъ мой, жить отдѣльно, такъ какъ ты человѣкъ святой, праведный и цѣломудренный, и я, сколько могу, послѣдую твоей жизни; пусть же будетъ и другимъ отъ насъ польза; станемъ жить отдѣльно: нехорошо, чтобы столь великая твоя добродѣтель, изъ-за совмѣстной жизни со мною, сокрыта была отъ могущихъ пользоваться ею и подражать твоему цѣломудрію».

Слыша сіе, Аммонъ прославилъ Бога, склонившаго сердце дѣвицы къ отдѣльной жизни, которой онъ издавна желалъ. И сказалъ онъ дѣвицѣ:

— «Сестра моя! если угодно тебѣ сіе, то оставимъ совмѣстное пребываніе: оставайся ты въ семъ домѣ, а я пойду на другое мѣсто».

Помолившись Богу, они разстались другь съ другомъ: Аммонъ пошелъ въ гору Нитрійскую [1] и сталъ инокомъ, а мнимая жена его, оставшись въ домѣ своемъ, въ скоромъ времени собрала множество дѣвицъ и уневѣстила ихъ Христу, а сама стала игуменьею надъ ними.

Поселившись въ горѣ Нитрійской, Аммонъ сталъ проводить отшельническую жизнь, трудясь и подвизаясь для Бога, Коему онъ день и ночь служилъ со всею теплотою духа своего. Въ пустынѣ онъ провелъ двадцать два года, и достигъ совершенства въ иноческой жизни. Богъ же прославилъ угодника Своего, давъ ему даръ исцѣленія, и святый исцѣлялъ различныя болѣзни приходившихъ къ нему людей.

Однажды къ нему приведенъ былъ отрокъ, укушенный бѣшеною собакою. Въ припадкахъ бѣснованія, онъ кусалъ свое собственное тѣло. Родители отрока, припадая къ ногамъ святаго Аммона, просили его исцѣлить ихъ сына. Но святый сказалъ имъ:

— «Что вы утруждаете меня, прося у меня того, что превосходитъ мои силы. Въ вашихъ рукахъ — и болѣзнь, и исцѣленіе отрока, такъ какъ, укравши у вдовы (святый назвалъ ее по имени) вола, вы тайно убили его и съѣли; посему возвратите ей живого вола, и сынъ вашъ исцѣлѣетъ».

Родители бѣснующагося отрока, услыхавъ сіе, ужаснулись, что святый знаетъ ихъ тайны и, сознавшись въ своемъ преступленіи, клятвенно обѣщались возвратить украденное. Тогда святый, помолившись, исцѣлилъ отрока и отпустилъ ихъ съ миромъ. Они же съ радостью вернувшись въ домъ, тотчасъ же дали вдовицѣ другого вола, вмѣсто убитаго ими.

Въ другое время пришли къ преподобному два человѣка за благословеніемъ. Святый попросилъ ихъ привезти ему воды на нужды приходящихъ къ нему, ибо одинъ изъ пришедшихъ имѣлъ верблюда, а другой осла. Взявши большой сосудъ, они отправились съ горы за водой. Когда они наполнили сосудъ водою, то одинъ изъ нихъ, у котораго былъ верблюдъ, сказалъ:

— «Сосудъ великъ, а гора высока, а потому не хочу я такою тяжестью уморить своего верблюда».

И, оставивъ своего товарища, онъ пошелъ своею дорогою, не возвращаясь къ святому. Оставшійся же взялъ воду на осла своего и съ большимъ трудомъ едва ввезъ ее на гору къ преподобному. Увидѣвъ его, святый сказалъ:

— «Чадо! Да благословитъ тебя Богъ за трудъ твой. Знай, же, что товарищъ твой, который отказался привезти воды на нужды наши, въ настоящее время находатся въ несчастіи, ибо лишился своего верблюда».

Тогда отправился человѣкъ этотъ вслѣдъ за своимъ товарищемъ и нашелъ его плачущимъ, такъ какъ верблюдъ его съѣденъ былъ волками.

О семъ преподобномъ Аммонѣ воспоминаетъ святый Аѳанасій Александрійскій въ житіи преподобнаго Антонія [2], гдѣ онъ пишетъ о немъ слѣдующее:

Однажды преподобный Аммонъ шелъ съ ученикомъ Антонія Ѳеодоромъ. Когда имъ пришлось переправляться чрезъ одну большую рѣку, называемую Ликосъ [3], для чего нужно было имъ раздѣться, то Аммонъ сталъ просить Ѳеодора немного отойти отъ него, чтобы не видѣть имъ тѣлесной наготы другъ друга. Когда они разошлись, Аммонъ сталъ размышлять, какъ бы ему переправиться черезъ рѣку, не снимая одежды, ибо онъ былъ настолько цѣломудренъ и скроменъ, что стыдился даже своей собственной наготы, и во всю свою жизнь не обнажилъ своего тѣла. Когда онъ размышлялъ о семъ, ангелъ Господень восхитилъ его и, перенеся черезъ рѣку, во мгновеніе ока поставилъ на другомъ берегу. Ѳеодоръ же съ большимъ трудомъ едва переплылъ черезъ рѣку. Увидѣвъ Аммона стоящимъ на другомъ берегу, онъ удивился, что тотъ скоро переправился черезъ такую быструю рѣку; замѣтивъ же, что одежда на Аммонѣ совершенно суха, онъ поразился и, упавъ къ ногамъ святаго, просилъ сказать ему, какъ онъ переправился черезъ рѣчную быстрину. Вынужденный просьбою товарища, Аммонъ открылъ ему, что онъ былъ перенесенъ ангеломъ. Присемъ онъ запретилъ товарищу говорить о семъ другимъ, пока онъ, Аммонъ, не покинетъ сего міра. Придя къ святому Антонію, преподобный услыхалъ отъ него такія слова:

— «Богъ открылъ мнѣ день твоей смерти. Посему я пригласилъ тебя, чтобы усладиться бесѣдою, пока ты не отошелъ еще къ Богу: помолимся же другъ за друга».

Проведя время въ продолжительной бесѣдѣ другъ съ другомъ, они получили утѣшеніе отъ Святаго Духа, и Аммонъ, принявъ благословеніе, ушелъ отъ святаго Антонія.

И вотъ спустя немного дней, Антоній Великій, сидя на холмѣ, возвелъ очи свои къ небу и увидалъ душу Аммона, съ радостію возносимую ангелами на небо. Узрѣвъ сіе, Антоній былъ весьма обрадованъ; тогда ученики спросили его:

— «Отче, что за причина твоей радости?»

Онъ отвѣчалъ:

— «Сегодня преставился авва Аммонъ, и я вижу его святую душу, возносимую ангелами на небо».

Ученики запомнили тотъ день, въ который св. Антоній сказалъ имъ о преставленіи Аммона. Чрезъ нѣсколько дней пришли братія изъ Нитріи [4] и сообщили, что святый Аммонъ преставился ко Господу [5]. Сосчитавши дни, ученики Антонія убѣдились, что Аммонъ преставился въ тоть самый день, когда Антоній видѣлъ душу его, восходящую къ небу съ ангелами, и прославили Бога.

Примѣчанія:
[1] Нитрійская гора находится въ нижнемъ Египтѣ, въ 70-ти миляхъ отъ г. Александріи.
[2] « Жизнь Великаго Антонія», описанная св. Аѳанасіемъ Александрійскимъ, — одно изъ самыхъ назидательныхъ сочиненій его. Святый Іоаннъ Златоустъ совѣтуетъ читать жизнь Антонія каждому, какого бы кто состоянія ни былъ.
[3] Довольно часто встрѣчающееся названіе для быстрыхъ рѣкъ.
[4] Т. е изъ Нитрійской пустыни, гдѣ подвизался св. Аммонъ.
[5] Блаженная кончина преп. Аммона послѣдовала около 350 года. — Преп. Аммонъ написалъ 19 «увѣщательныхъ главъ», исполненныхъ опытной духовной мудрости.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 98-102.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0