Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День четвертый.

Житіе святыхъ Гурія, архіепископа Казанскаго, и Варсонофія, епископа Тверскаго.

Уже второй годъ заключенія въ темницѣ былъ на исходѣ, какъ одинъ изъ прежнихъ друзей Григорія упросилъ темничнаго сторожа дозволить подойти къ окну темницы и поговорить съ Григоріемъ; сторожъ согласился. Другъ подошелъ ночью къ Григорію и предложилъ доставлять ему приличную пищу. Но Григорій отказался отъ принятія всякой иной пищи, кромѣ той, какая ему доставляется, сказавъ, что «его питаетъ многая и преизобильная благодать Божія». Засимъ Григорій попросилъ своего друга, чтобы онъ вмѣсто пищи приносилъ ему бумаги, чернилъ и перьевъ для писанія азбукъ, по которымъ обучаютъ дѣтей грамотѣ. Эти азбуки Григорій поручалъ своему другу продавать, а деньги просилъ раздавать нищимъ.

Черезъ два года милосердый Господь, видя доброе терпѣніе раба Своего, невинно страдающаго, благоизволилъ освободить его отъ узъ, какъ бы отъ ада, и невидимою рукою силы Своей отверзъ ему темничный затворъ. Неожиданно Григорій увидалъ въ дверяхъ темницы свѣтъ; онъ пришелъ въ ужасъ, думая, что это бѣсовское навожденіе, — такъ какъ два года тѣ двери не были отворяемы, — и, вставъ, сталъ онъ молиться. И снова свѣтъ появился въ дверяхъ, даже сильнѣе перваго. Тогда Григорій, подойдя, коснулся до двери рукрю, и дверь тотчасъ отворилась. Уразумѣвъ, что Самъ Богъ посылаетъ ему освобожденіе изъ сей темницы, Григорій возблагодарилъ Господа и, взявъ икону Пресвятой Богородицы, которую онъ имѣлъ съ собою въ темницѣ, вышелъ никѣмъ невидимый, хотя былъ уже день. И ушелъ онъ изъ дома того и изъ города, и пришелъ въ Успенскій Іосифовскій [2] монастырь. Здѣсь Григорій принялъ постриженіе въ монахи съ именемъ Гурія, и сталъ добрымъ инокомъ и постникомъ; за свою примѣрную иноческую жизнь онъ былъ избранъ впослѣдствіи игуменомъ Іосифовой обители. Пробывъ настоятелемъ сей обители около девяти лѣтъ, онъ по болѣзни оставилъ монастырь и два года жилъ на покоѣ, проводя время въ постѣ и Богомысліи. Затѣмъ, Гурій посланъ былъ на игуменство въ Селижаровъ монастырь [3], но здѣсь пробылъ не болѣе года.

Когда же Богъ покорилъ царю Іоанну Васильевичу городъ Казань [4], тогда, по совѣту митрополита Макарія [5], соборомъ святителей Русской митрополіи, Гурій поставленъ былъ по жребію первымъ архіепископомъ города Казани [6]. Царь отправилъ его въ Казань съ великою честію, далъ ему множество иконъ, драгоцѣнную церковную утварь и много книгъ, а кромѣ сего многими драгоцѣнными вещами одарилъ онъ и самого Гурія. Святители и разные монастыри съ своей стороны принесли въ даръ на нужды новопросвѣщаемаго края также множество драгоцѣнныхъ вещей [7]. Въ недѣлю святыхъ отецъ послѣ Пасхи, 26 мая 1555 года, при звонѣ всѣхъ колоколовъ кремлевскихъ, святитель Макарій съ епископомъ Крутицкимъ Нифонтомъ и всѣми московскими архимандритами и игуменами, а также и святитель Гурій съ своими архимандритами и освященнымъ клиромъ, въ присутствіи царя и всего синклита, торжественно отслужили въ Успенскомъ соборѣ напутственный молебенъ. По окончаніи молебна, святитель Гурій съ крестнымъ ходомъ подошелъ къ Москвѣ рѣкѣ, здѣсь сѣлъ въ приготовленыя ладьи и съ молитвами отправился въ путь при звонѣ колоколовъ. На пути, въ каждомъ городѣ, святитель Гурій встрѣчаемъ былъ духовенствомъ съ крестнымъ ходомъ и совершалъ торжественныя молебствія, такъ что все путешествіе святаго Гурія, до самой Казани, было почти непрерывнымъ моленіемъ.

Чрезъ два мѣсяца прибылъ святый Гурій въ городъ Казань и занялъ святительскій престолъ. Въ санѣ святителя онъ проводилъ такую же Богоугодную жизнь: питалъ нищихъ, неимущимъ подавалъ все нужное, заступался за бѣдныхъ, вдовъ и сиротъ, и избавлялъ ихъ отъ различныхъ бѣдъ. Труды къ трудамъ прилагая, святый Гурій проводилъ ночь въ молитвѣ, днемъ же училъ невѣрныхъ Богопознанію и вѣрѣ въ Пресвятую Троицу, и ученіемъ своимъ многихъ привелъ ко Христу [8]. Великіе труды святителя, при слабости его тѣлесныхъ силъ, надломленныхъ въ молодости тяжелымъ темничнымъ заключеніемъ, въ конецъ разстроили здоровье святаго Гурія, и онъ впалъ въ болѣзнь. Тѣлесная болѣзнь ничуть не умалила его душевнаго благочестія: не имѣя возможности самъ совершать Богослуженіе, онъ все-таки присутствовалъ при священнодѣйствіяхъ, совершаемыхъ другими, для чего приказывалъ носить себя къ Божественной Литургіи въ храмъ Благовѣщенія Богоматери, построенный имъ; здѣсь онъ сидѣлъ или даже лежалъ, слушая Богослуженіе. Однако и во время болѣзни святый Гурій не оставлялъ своихъ обычныхъ и удобоисполнимыхъ для него дѣлъ [9], не переставая въ то же время смирять свою плоть постомъ и воздержаніемъ. Такъ подвизался святитель три года. Чувствуя приближеніе своего отшествія къ Богу, святый Гурій призвалъ къ себѣ архимандрита Варсонофія, къ коему питалъ «любовь велію духовную» и пожелалъ принять отъ него великій ангельскій образъ, т. е. схиму [10]. Блаженная кончина святителя послѣдовала 4 декабря 1564 года. Честное тѣло его было погребено въ обители Спасо-Преображенской [11], за алтаремъ, у большой церкви.

Преподобный Варсонофій, въ мірѣ Іоаннъ, былъ родомъ изъ Серпухова [12]. Онъ былъ сыномъ священника Василія, и въ раннемъ возрастѣ обученъ былъ грамотѣ и Божественному Писанію. Еще не достигши совершеннолѣтія, Іоаннъ попалъ въ плѣнъ къ Крымскимъ Татарамъ [13]. Покоряясь волѣ Господа, онъ усердно исполнялъ возлагаемыя на него работы и труды. Въ плѣну онъ находилъ утѣшеніе въ частой и пламенной молитвѣ къ Богу, наизусть воспѣвая тѣ псалмы, которые онъ помнилъ. Невѣрные, видя благонравіе Іоанна, усердіе въ трудахъ, смиреніе и безпрекословное повиновеніе имъ въ работѣ, облегчили тяжесть трудовъ его и позволили жить ему свободнѣе. Въ плѣну Іоаннъ выучился татарскому языку, такъ что могъ свободно не только говорить, но и писать на этомъ языкѣ. Чрезъ три года отецъ выкупилъ Іоанна у Татаръ. Тогда онъ пришелъ въ царствующій градъ Москву, и постригся въ монастырѣ, называемомъ Андрониковъ [14], причемъ былъ названъ Варсонофіемъ. Здѣсь Варсонофій сталъ проводить жизнь свою въ строгихъ подвигахъ благочестія и добродѣтели; за свою строгую подвижническую жизнь Варсонофій поставленъ былъ святителемъ Макаріемъ въ игумена Пѣсношскаго [15] монастыря. Потомъ онъ былъ архимандритомъ въ городѣ Казани [16]; тамъ онъ основалъ монастырь въ честь преславнаго Преображенія Господня и поставилъ въ немъ церкви и келліи. Въ санѣ архимандрита Варсонофій проводилъ такую же Богоугодную жизнь: умерщвлялъ тѣло свое великимъ воздержаніемъ и бдѣніемъ, а на тѣлѣ своемъ носилъ вериги, хотя сего никто не зналъ. Такъ былъ онъ во всемъ образцомъ добродѣтели для братіи. Въ Казани Варсонофій ревностно помогалъ святителю Гурію въ дѣлѣ распространенія христіанства между магометанами и язычниками. Знаніе языка и знакомство съ бытомъ татарскимъ принесли ему въ этомъ случаѣ большую пользу: многихъ невѣрующихъ обратилъ онъ къ Богу и крестилъ ихъ. Къ святителю же Гурію Варсонофій питалъ искреннюю любовь, и во всемъ ему повиновался.

Изъ Казани святый Варсонофій былъ вызванъ на святительскую каѳедру въ Тверь [17]. Здѣсь, будучи добрымъ пастыремъ словеснаго стада Христовыхъ овецъ, онъ особенно предался подвижничеству и всегда пребывалъ въ постѣ, молитвахъ, слезахъ и всенощныхъ бдѣніяхъ. Многихъ больныхъ онъ исцѣлилъ, ибо былъ свѣдущъ и во врачебной наукѣ; но платы за сіе онъ отнюдь ни отъ кого не бралъ, а лѣчилъ даромъ; особенно же прославился онъ врачеваніемъ душевныхъ страстей, которыя онъ исцѣлялъ благодатію Духа Святаго. Не оставлялъ онъ и ручного труда, и обычнымъ занятіемъ его было шитье клобуковъ, которые онъ раздавалъ братіи, своей, прося ихъ молиться о немъ Богу.

Когда же святый достигъ глубокой старости, то оставилъ свою паству и снова переселился въ основанный имъ монастырь, что въ городѣ Казани. Здѣсь онъ принялъ на себя великую схиму. Не смотря на свои старческіе годы и великую слабость, онъ не измѣнилъ правиламъ подвижнической жизни, и когда отъ дряхлости не могъ самъ совершать Богослуженіе, то просилъ своихъ учениковъ привозить его въ церковь. Когда же онъ окончательно изнемогъ и почувствовалъ свое отшествіе изъ сего міра, то причастился святыхъ Христовыхъ Таинъ и почилъ о Господѣ, 11 апрѣля 1576 года, и погребенъ былъ тамъ же въ монастырѣ, близъ святителя Гурія.

Спустя 32 года послѣ кончины святаго Гурія и чрезъ 20 лѣтъ со времени преставленія святаго Варсонофія, по повелѣнію царя Ѳеодора Іоанновича, начали строить на мѣстѣ деревянной каменную церковь въ честь Преображенія Господня. Когда начали копать рвы, и выкопали гробницы святыхъ Гурія и Варсонофія, — 1596 года, 4 октября, — то возвестили о семъ митрополиту Гермогену [18], бывшему тогда архипастыремъ Казани. Митрополитъ, совершивъ Литургію и паннихиду, пришелъ въ монастырь со всѣмъ освященнымъ соборомъ. Открывши гробъ святаго Гурія, они нашли его наполненнымъ благовоннымъ мѵромъ; тлѣніе коснулось лишь немного верхней части губъ, даже ризы святителя были цѣлы и казались крѣпче новыхъ. Подобнымъ образомъ открыли гробъ святаго Варсонофія, и также обрѣли мощи его цѣлыми и нетлѣнными, какъ и мощи святителя Гурія; тлѣніе коснулось лишь только ногъ преподобнаго, но не разрушило костей, совершенно крѣпкихъ. Честныя мощи святителей переложили изъ тѣхъ гробовъ въ новые ковчеги и, при пѣніи надгробныхъ пѣснопѣній, поставили поверхъ земли, чтобы всѣ приходящіе могли видѣть и съ вѣрою лобызать ихъ. Возвѣщено было о семъ письмомъ царю Ѳеодору Іоанновичу и патріарху Іову [19]. Благочестивый царь и святѣйшій патріархъ, весь царскій синклитъ и множество народа, узнавъ о семъ, прославили Бога, прославляющаго святыхъ Своихъ. Благочестивый царь повелѣлъ хранить святыя и многоцѣлебныя мощи святителей въ особомъ придѣлѣ, съ южной стороны алтаря большой церкви, которая, ради этой святыни, вскорѣ была благолѣпно украшена. Въ этомъ придѣлѣ, когда онъ былъ устроенъ, мощи святителей и покоились въ упомянутыхъ новыхъ ковчегахъ [20], источая вѣрующимъ исцѣленія во славу Бога, въ Троицѣ славимаго, нынѣ и во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Радонежъ – находился въ 54 верстахъ отъ Москвы по направленію къ Ростову и въ 10 верстахъ отъ нынѣшней Троицкой лавры, по направленію къ Москвѣ.
[2] Монастырь основанный преп. Іосифомъ Волоколамскимъ въ 1479 г.; отъ него онъ и получилъ свое названіе Іосифовскій.
[3] Троицкій Селижаровъ монастырь — на рѣкѣ Селижаровкѣ, въ 44 вер. отъ г. Осташкова, Тверской епархіи; основанъ въ XV вѣкѣ.
[4] Казань покорена Русскими въ 1552-мъ году.
[5] Святитель Макарій, митрополитъ Московскiй и всея Руси (1542-1564 г.) — одинъ изъ великихъ святыхъ Русской Церкви. При немъ собирался знаменитый Стоглавый соборъ (1561 г.); при немъ открыта была первая типографія для печатанія священныхъ книгъ; при его непосредственномъ участіи были составлены, такъ называемыя, «Великія Минеи Четіи». Память сего святителя совершается 30 декабря.
[6] Рукоположеніе св. Гурія происходило 7 февраля 1555 года.
[7] Въ помощь святителю Гурію назначены были, по его указанію, два достойные священноинока: Германъ, бывшій архимандрить Старицкаго монастыря, жившій на покоѣ въ Іосифовскомъ монастырѣ, и Варсонофій, игуменъ Пѣсношскій.
[8] На самыхъ же первыхъ порахъ управленія Казанской епархіей св. Гурій озаботился устройствомъ монастырей въ Казанскомъ краѣ съ миссіонерскими цѣлями. Онъ хотѣлъ, чтобы будущіе иноки Казанскихъ монастырей все время употребляли на проповѣдь слова Божія среди невѣрныхъ и занимались обученіемъ малолѣтнихъ дѣтей. Въ этихъ видахъ св. Гурію казалось необходимымъ обезпечить монастыри имѣніями («вотчинами»); свои намѣренія онъ выразилъ въ письмѣ къ царю, — письмѣ, содержаніе котораго извѣстно изъ отвѣта на него Іоанна Грознаго. — «Писалъ ты ко мнѣ, — пишетъ царь святителю, — что въ городѣ Казани устрояешь монастырь («Зилантовъ»), и другіе намѣреваешься строить. Доброе дѣло ты предпринимаешь: помоги тебѣ Богъ за то... Блага рѣчь ваша, чтобы старцамъ дѣтей обучать и невѣрныхъ въ вѣру обращать. Учить же младенцевъ не только читать и писать, но читаемое право разумѣвать и да могуть и иныхъ научать и бусурманъ. О Боже! Сколь счастлива была бы Русская земля, если бы всѣ владыки старцы были, какъ преосвященный Макарій и ты». Труды св. Гурія не были безплодными, — инородцы (главнымъ образомъ, Татары) въ значительномъ числѣ обращались въ христіанство.
[9] «Все настоящее время, — говорилъ св. Гурій, — есть время трудовъ. Вознагражденіе получается въ жизни будущей. Небесныя радости дарованы будутъ только тому, кто на землѣ подвизается, и для полученія благъ нетлѣнныхъ оставляетъ тлѣнныя. Дóлжно подвизаться не смотря ни на какія трудности и неудовольствія, яко не достойны суть страсти [т. е. страданія] нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 9, 18)».
[10] Схима — принятіе великаго ангельскаго образа, великой схимы, схимничества — есть совершеннѣйшее отчужденіе отъ міра, вящшее желаніе разрѣшиться отъ міра и со Христомъ быть. (Флп. 1, 23). [Схима — слово греческое (σχήμα) означаетъ образъ видъ, санъ].
[11] Основана преп. Варсонофіемъ въ 1556 г., который и былъ первымъ архимандритомъ этой обители.
[12] Серпуховъ — уѣздный городъ Московской губерніи.
[13] Крымъ — полуостровъ въ южн. части Европ. Россіи. Завоеванъ Татарами въ 1237 г. Въ 1783 г. покоренъ Русскими.
[14] Андрониковъ или иначе — «Спасо-Андроніевъ» монастырь находится на берегу р. Яузы въ Москвѣ. Основанъ около 1360 г. иждивеніемъ св. митрополита Алексія и трудами преп. Андроника, ученика преп. Сергія.
[15] Пѣсношскій (или Пѣшношскій) Николаевскій-Меѳодіевъ монастырь находится въ 25 вер. отъ г. Дмитрова, Моск. губ., — при впаденіи рѣчки Пѣшноши въ р. Яхрому. Основанъ въ 1361 г. ученикомъ св. Сергія Радонежскаго преп. Меѳодіемъ, который и былъ здѣсь первымъ игуменомъ. — [Игуменомъ Пѣшношской обители преп. Варсонофій назначенъ въ 1544 г.].
[16] Архимандритомъ въ Казань Варсонофій былъ назначенъ въ 1555 году, куда и отправился вмѣстѣ со святителемъ Гуріемъ (см. выше прим. 7).
[17] Тверскимъ епископомъ св. Варсонофій сталъ въ 1567 году; рукоположенъ митрополитомъ Московскимъ Филиппомъ.
[18] Въ санъ митрополита Казанскаго святитель Гермогенъ былъ поставленъ въ 1589 году. Въ 1606 году, при царѣ Василіѣ Шуйскомъ, сталъ Всероссійскимъ патріархомъ. За свое противодѣйствіе полякамъ и мятежнымъ боярамъ былъ подвергнугь тяжелому заключенію въ Чудовомъ монастырѣ и тамъ умеръ голодною смертію 17 февраля 1612 г. Память св. священномученика Гермогена празднуется Церковью дважды въ годъ: 17 февраля и 12 мая. Въ бытность свою митрополитомъ Казанскимъ свт. Ермогенъ составилъ подробное житіе свв. Гурія и Варсонофія.
[19] Святитель Іовъ — первый патріархъ Всероссійскій съ 1589 г. По распоряженію Лжедмитрія въ 1605 г. Іовъ былъ лишенъ патріаршества; умеръ въ 1607 году. Память его совершается — 5 апреля и 19 iюня.
[20] Долго почивали святыя мощи Гурія и Варсонофія въ придѣлѣ новой церкви, устроенномъ въ честь этихъ святителей, пока митрополитъ Матѳей не перенесь ихъ въ 1630 году изъ обители Преображенской въ каѳедральный соборъ Благовѣщенія. Перенесеніе совершено было торжественно въ 20 день мѣсяца іюня. Впослѣдствіи св. мощи были переложены изъ деревянной раки въ серебряную.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 89-97.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0