Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Октябрь.
День третій.

Повѣстъ святаго Діонисія о святомъ Карпѣ, и о двухъ грѣшникахъ.

Святый Діонисій Ареопагитъ въ своемъ посланіи къ монаху Демофилу [1], написанномъ съ цѣлію наставленія въ кротости и незлобіи, воспоминаетъ такое событіе.

— «Пришлось мнѣ, — говоритъ онъ, — при посѣщеніи острова Крита [2] остановиться въ домѣ блаженнаго Карпа, ученика святато апостола Павла [3]. Мужъ сей былъ великъ по своимъ добродѣтелямъ и отличался такою возвышенною чистотою ума, что обладалъ большою способностью къ Боговидѣніямъ: онъ даже никогда не приступалъ къ совершенію Пречистыхъ и Животворящихъ Таинъ, прежде чѣмъ не сподобится явленія ему съ неба Божественнаго видѣнія. Сего святаго мужа, — какъ онъ самъ повѣдалъ святому Діонисію, — опечалилъ одинъ изъ невѣрующихъ. Причина печали была та, что невѣрующій совратилъ отъ церкви къ своему злочестію одного изъ вѣрующихъ. Симъ обстоятельствомъ блаженный Карпъ былъ сильно огорченъ. Ему надлежало бы, конечно, сохранять терпѣніе и отпадшаго отъ вѣры непрестанно увѣщавать полезными словами, а невѣрнаго покорять своимъ благодушіемъ; надлежало бы усердно молить Господа, дабы Онъ и совратившагося къ нечестію опять обратилъ ко святой Своей Церкви и пребывающаго во мракѣ невѣрія просвѣтилъ свѣтомъ вѣры. Но, никогда ни въ чемъ не обнаруживавшій прежде нетерпѣнія, Карпъ на сей разъ былъ весьма сильно огорченъ въ душѣ своей. Поздно вечеромъ, когда приближалась уже полночь, онъ всталъ на молитву. — Онъ всегда имѣлъ обыкновеніе въ полночный часъ вставать и молиться. — Стоя на молитвѣ, онъ не могъ преодолѣть въ себѣ чувства сильной скорби, какую причинили ему упомянутые два человѣка. Ему стало представляться, что сіи беззаконные люди, развращающіе правые пути Господни, несправедливо остаются жить на землѣ; и сталъ онъ молить Бога, да ниспадетъ съ неба огонь на нихъ, и пожжетъ ихъ обоихъ. Когда онъ молился о семъ, вдругъ горница, въ которой онъ стоялъ, потряслась и разступилась сверху на двое, такъ что казалось ему, что онъ стоитъ на дворѣ, и свѣтлый огненный пламень ниспалъ къ нему съ неба. Поднявъ взоры вверхъ, онъ увидѣлъ отверстое небо и въ немъ сидящаго Іисуса Христа, окруженнаго безчисленнымъ множествомъ ангеловъ въ человѣческомъ образѣ. Потомъ, опустивъ взоры внизъ, онъ увидѣлъ разсѣвшуюся землю, и въ ней глубокую темную пропасть; на краю же пропасти стояли тѣ два человѣка, которымъ Карпъ, въ гнѣвѣ, испрашивалъ погибели отъ Бога. Они стояли съ мольбою во взорѣ и съ великииъ страхомъ и трепетомъ, ибо были близки къ паденію въ пропасть; а въ пропасти той пресмыкался змѣй, скрежеща зубами. Были здѣсь и другіе какіе-то люди, которые тѣхъ двухъ грѣшниковъ били, толкали и влекли къ страшному змію. Карпъ, видя, что опечалившіе его готовы уже упасть въ пропасть и быть съѣденными зміемъ, исполнился великой радости, и не столько Карпъ смотрѣлъ въ отверстое небо и на сидящаго въ немъ Іисуса Христа, сколько на близкую погибель сихъ двухъ грѣшниковъ. Но такъ какъ они не упали въ пропасть, то Карпъ снова сталъ досадовать и скорбѣть, и опять сталъ молить Бога, чтобы они упали и погибли. Когда же онъ возвелъ очи на небо какъ и прежде, то увидѣлъ, что Іисусъ Христосъ, вставъ съ небеснаго престола, приблизился къ симъ людямъ, стоявшимъ на краю пропасти, и подалъ имъ руку помощи; ангелы же поддержали тѣхъ людей и, укрѣпляя ихъ, отвлекли отъ пропасти. Карпу же Христосъ сказалъ:

— «Для чего желаешь ты погибели братіямъ? — Подражай Мнѣ и не желай смерти грѣшника, ибо Я готовъ за спасеніе людей снова пострадать, только бы люди обратились отъ своихъ лукавыхъ путей и возненавидѣли свои грѣхи».

Приводя сію повѣсть въ своемъ посланіи къ упомянутому монаху Демофилу, святый Діонисій поучаетъ его, чтобы мы не были жестоки къ согрѣшающимъ, и желали бы для нихъ не наказанія, а покаянія и обращенія ихъ, — чтобы мы усердно молились о таковыхъ Богу, не желающему смерти грѣшниковъ, дабы Онъ Самъ Своею благодатію обратилъ и помиловалъ ихъ, ибо Онъ любитъ праведныхъ, но и грѣшныхъ милуетъ. Слава Господу во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Посланіе сіе, какъ видно изъ «Великихъ Четій Миней», написано къ Демофилу по поводу изгнанія имъ изъ храма нѣкоего священника, который принялъ въ церковное общеніе одного брата, находившагося въ то время въ отлученіи отъ церкви.
[2] Островъ Критъ (называемый иначе Кандія — отъ главнаго города того же имени), находится въ восточной части Средиземнаго моря, къ югу отъ Эгейскаго моря. По своей обширности и плодородію назывался прежде «царицею острововъ» Средиземнаго моря. Христіанство здѣсь началось еще во времена апостольскія; первыя начала его положены были очевидцами событія Сошествія Святаго Духа на апостоловъ, ибо при немъ были и Критяне (Дѣян. 2, 11). Затѣмъ оно было здѣсь утверждено и распространено апостоломъ Павломъ, какъ это можно видѣть изъ посланія его къ Титу, коего апостолъ поставилъ въ Критѣ епископомъ для довершенія того, чего не могъ окончить самъ и для рукоположенія пресвитеровъ (Тит. 1, 5).
[3] Святый Карпъ (апостолъ отъ 70-ти) былъ ученикомъ и сотрудникомъ св. апостола Павла, что видно изъ воспоминанія о немъ первоверховнаго апостола въ посланіи къ Тимоѳею: фелонъ, егоже оставихъ въ Троадѣ у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя (2 Тим. 4, 13). Карпъ переносилъ посланія апостола Павла по его назначенію; былъ епископомъ въ Македонскомъ городѣ Беріи и ревностно заботился о распространеніи вѣры Христовой. Память св. апостола Карпа празднуется 26 мая.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 83-85.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0