Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Октябрь.
День третій.

Житіе и страданіе святаго священномученика Діонисія Ареопагита.

Священномученикъ Діонисій Ареопагитъ [1] происходилъ отъ благородныхъ родителей — язычниковъ, и получилъ воспитаніе въ знаменитомъ городѣ Аѳинахъ [2]. Въ молодости онъ былъ отданъ для обученія Еллинской премудрости [3], въ которой оказалъ такіе успѣхи, что, будучи двадцати пяти лѣтъ отъ роду, превзошелъ въ философскихъ познаніяхъ всѣхъ своихъ сверстниковъ. Желая еще болѣе усовершенствоваться въ философскихъ наукахъ, онъ удалился въ Египетскій городъ Иліополь [4], гдѣ издавна проживали знаменитые учители. У нихъ, вмѣстѣ съ другомъ своимъ Аполофаномъ, Діонисій обучался астрономіи [5]. Въ тотъ самый день, когда былъ распятъ на крестѣ, ради нашего спасенія, Христосъ Господь и, когда въ полдень солнце померкло и въ продолженіе трехъ часовъ была тьма, Діонисій въ изумленіи воскликнулъ:

— «Или Богъ, Создатель всего міра страждетъ, или сей видимый міръ кончается!»

Онъ сказалъ сіе о Христовомъ страданіи по наитію Духа Божія а не по ученію премудрости вѣка сего. Вернувшись изъ Египта въ Аѳины, Діонисій вступилъ въ бракъ и, будучи первымъ среди согражданъ по благородству, разуму и честности, сдѣлался членомъ Ареопага. Когда святый апостолъ Павелъ, придя въ Аѳины, проповѣдывалъ тамъ въ Ареопагѣ предъ старѣйшинами Распятаго и Воскресшаго Христа [6], тогда Діонисій, внимательно выслушивая слова святаго апостола, запечатлѣвалъ ихъ въ своемъ сердцѣ. Другіе старѣйшины города недовѣрчиво отнеслись къ проповѣди апостола и сказали ему, что они въ другое время выслушаютъ отъ него проповѣдь о Христѣ. Но Діонисій, будучи разумнѣе другихъ, сталъ наединѣ разсуждать съ Павломъ [7]. — Апостолъ Павелъ спросилъ его:

— «Кого вы почитаете здѣсь за Бога?»

Діонисій показалъ ему въ городѣ Кроноса, Афродиту, Зевса, Гефеста, Гермеса, Діониса, Артемиду и многихъ другихъ [8]. Разсматривая вмѣсѣ съ Діонисіемъ этихъ боговъ, апостолъ Павелъ увидѣлъ одно капище, на которомъ была надпись: «Невѣдомому Богу». — Онъ спросилъ Діонисія:

— «Кто сей «Невѣдомый Богъ?»

— «Тотъ, — отвѣчалъ Діонисій, — Который еще не явился среди боговъ, но Который придетъ въ свое время. Это Тотъ Богъ, Который будетъ царствовать надъ небомъ и землею, и царству Его не будетъ конца».

Услышавъ сіе, апостолъ началъ плодотворно сѣять на благую почву сѣмя слова Божія: на основаніи тѣхъ же самыхъ словъ Діонисія апостолъ сообщилъ ему, что Сей Богъ уже пришелъ, что Онъ родился отъ Пресвятой Приснодѣвы Маріи и, пригвожденный ко Кресту, пострадалъ для спасенія людей. Будучи не въ силахъ видѣть Его страданіе, солнце измѣнилось въ мракъ, и въ теченіе трехъ часовъ не испускало свѣта своего для вселенной. Сей-то Богъ воскресъ изъ мертвыхъ и вознесся на небо. — «Итакъ, Діонисій, — заключилъ свои слова святый апостолъ Павелъ, — вѣруй въ Него, познай Его и послужи праведно истинному Богу, Іисусу Христу».

Діонисій вспомнилъ о бывшей по всей землѣ темнотѣ, о которой упомянулъ и святый Павелъ, и тотчасъ увѣровалъ, что въ то время въ человѣческомъ тѣлѣ страдалъ Богъ. Послѣ сего онъ открылъ сердце свое къ познанію Невѣдомаго дотолѣ Бога, Господа Іисуса Христа. Просвѣщенный свѣтомъ Божественной благодати, Діонисій началъ упрашивать апостола помолиться о немъ Богу, дабы Онъ былъ къ нему милосердъ и сопричислилъ бы его къ рабамъ Своимъ.

Когда апостолъ Павелъ уходилъ изъ города Аѳинъ, одинъ слѣпецъ, о которомъ всѣ знали, что онъ не видитъ съ самаго своего рожденія, умолялъ апостола даровать ему прозрѣніе. Святый апостолъ, осѣнивъ крестнымъ знаменіемъ глаза слѣпаго, сказалъ:

— «Господь мой Іисусъ Христосъ, Иже сотвори бреніе отъ плюновенія, помаза очи бреніемъ слѣпому (Іоан. 9, 6) и даровалъ ему зрѣніе, Тотъ да просвѣтитъ и тебя Своею славою!»

И тотчасъ послѣ сего слѣпой прозрѣлъ. Апостолъ Павелъ повелѣлъ ему идти къ Діонисію и сказать:

— «Меня послалъ къ тебѣ Павелъ, рабъ Іисуса Христа, дабы ты, согласно своему обѣщанію, пришелъ къ нему и, крестившись, получилъ оставленіе грѣховъ».

Слѣпецъ отправился и сказалъ то, что повелѣлъ апостолъ Павелъ; вмѣстѣ съ тѣмъ, онъ проповѣдывалъ о Божіемъ благодѣяніи, оказанномъ ему чрезъ апостола. Увидавъ извѣстнаго ему слѣпца прозрѣвшимъ, Діонисій еще болѣе утвердился въ своей вѣрѣ во Христа. Вмѣстѣ съ своею женою Дамарою [9], съ сыновьями и со всѣмъ своимъ домомъ, онъ немедленно пришелъ къ апостолу Павлу и крестился отъ него. Послѣ сего Діонисій оставилъ домъ, жену и дѣтей, присоединился къ апостолу Павлу и въ теченіе трехъ лѣтъ слѣдовалъ за нимъ по тѣмъ мѣстамъ, гдѣ пребывалъ апостолъ. Чему Діонисій научился отъ апостола Павла, о томъ свидѣтельствуютъ его сочиненія: — «о Божественныхъ Таинствахъ» [10]. Впослѣдствіи Діонисій былъ поставленъ апостоломъ Павломъ во епископа, и изъ Солуня [11] отправленъ былъ въ Аѳины, дабы тамъ послужить спасенію людей. Сей Діонисій слышалъ проповѣдь не одного только апостола Павла, но и всѣхъ апостоловъ. Онъ находился въ ихъ сонмѣ въ то время, когда они всѣ были собраны къ погребенію Пречистой Владычицы Богородицы. Онъ самъ о себѣ пишетъ въ своихъ книгахъ, что онъ былъ въ Іерусалимѣ у Гроба Господня, гдѣ видѣлъ и слышалъ Іакова брата Божія [12] и первоверховнаго Петра. Тамъ же Діонисій видѣлъ и Іоанна Богослова съ учениками апостола Павла святыми Тимоѳеемъ и Іероѳеемъ [13] и съ иными многочисленными братьями, когда онъ проповѣдывалъ тамъ о Таинствахъ вѣры.

Послѣ своего обращенія ко Христу святый Діонисій прожилъ въ Аѳинахъ довольно продолжительное время и значительно распространилъ основанную тамъ святымъ апостоломъ Павломъ церковь Божію. Затѣмъ Діонисій, подобно святымъ апостоламъ, пожелалъ и въ другихъ странахъ проповѣдывать Евангеліе и пострадать за имя Христово, какъ и учитель его — блаженный Павелъ, пострадавшій за Христа отъ Нерона [14] въ Римѣ. Поставивъ Аѳинянамъ вмѣсто себя епископа, Діонисій удалился въ Римъ, гдѣ его съ радостію принялъ святый Климентъ, епископъ Римскій [15]. Проживъ съ нимъ недолгое время, святый Діонисій былъ посланъ Климентомъ — вмѣстѣ съ епископомъ Лукіаномъ, священникомъ Рустикомъ, діакономъ Елевѳеріемъ и прочіею братіею — въ Галлію [16] для проповѣди здѣсь слова Божія язычникамъ. Придя съ ними въ Галлію, святый Діонисій сталъ проповѣдывать слово Божіе обитателямъ той страны, и въ городѣ Парижѣ [17] многихъ обратилъ отъ идолослуженія къ вѣрѣ въ Господа. Тамъ онъ построилъ церковь [18] на собранныя новообращенными христіанами средства. Въ сей церкви Діонисій совершалъ безкровныя жертвы, моля Бога, чтобы Онъ даровалъ ему силу привлечь къ Церкви многихъ словесныхъ овецъ. Когда такимъ образомъ распространялось здѣсь слово Божіе, началось вторичное послѣ Нерона гоненіе, воздвигнутое Домиціаномъ [19]. Сей императоръ послалъ въ Галлію военачальника Сисинія, дабы предать мученіямъ тамошнихъ христіанъ. Придя въ городъ Парижъ, Сисиній приказалъ прежде всего схватить для мученія Діонисія, прославившагося чудесами и мудростію Божіею; вмѣстѣ съ нимъ были взяты Рустикъ и Елевѳерій, прочіе же изъ братій удалились на проповѣдь въ другія страны. Святый Діонисій въ сіе время былъ уже очень старъ и утомленъ трудами Евангельской проповѣди. Когда онъ, крѣпко связанный, вмѣстѣ съ Рустикомъ и Елевѳеріемъ, приведенъ былъ къ полководцу Сисинію, послѣдній, взглянувъ на него съ гнѣвомъ произнесъ:

— «Ты ли тотъ злочестивый старецъ Діонисій, который, хуля нашихъ [20] боговъ, ниспровергаетъ все служеніе имъ и противится царскимъ повелѣніямъ?»

Святый отвѣчалъ:

— «Хотя я, какъ ты и самъ видишь, уже состарѣлся тѣломъ, но вѣра моя цвѣтетъ юностію и исповѣданіе мое всегда рождаетъ новыхъ чадъ для Христа».

На вопросъ Сисинія: «кого онъ почитаетъ за Бога», — святый Діонисій возвѣстилъ ему слово истины и исповѣдалъ великое имя Пресвятыя Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа.

Но воевода, уподобившись глухому аспиду [21] и не желая слушать спасительной проповѣди, спрашивалъ всѣхъ троихъ, — Діонисія, Рустика и Елевѳерія, желаютъ ли они повиноваться царю и принести языческимъ богамъ жертвы. Они же, какъ бы едиными устами, отвѣчали:

— «Мы — христіане, почитаемъ Единаго Бога, Который на небѣ, и Ему мы покланяемся; приказанію же царскому повиноваться не будемъ».

Тогда Сисиній приказалъ обнажить Діонисія и безъ милосердія бить веревками. Святый все сіе терпѣлъ, благодаря Бога за то, что Онъ сподобилъ его носить раны Его на тѣлѣ своемъ. Также точно мучили Рустика и Елевѳерія, но и они, укрѣпляемые примѣромъ Діонисія и наипаче Самимъ Богомъ, въ терпѣніи прославляли Христа. Сисиній, сознавая, что скорѣе ослабнутъ руки палачей, чѣмъ изнеможетъ терпѣніе святыхъ, въ тотъ же день велѣлъ бросить мучениковъ въ темницу. На утро слуги вывели святаго Діонисія изъ темницы и, по приказанію мучителя, положили его на раскаленномъ желѣзѣ. Между тѣмъ святый воспѣвалъ псаломъ: разжжено слово Твое зѣло, и рабъ Твой возлюби е (Псал. 118, 140) [22]. Послѣ сего, снявши святаго съ желѣза, бросили его на съѣденіе звѣрямъ. Но святый оставался невредимымъ и отъ звѣрей, потому что Богъ заграждалъ уста ихъ. Затѣмъ святаго бросили въ сильный огонь, но и тамъ онъ остался невредимымъ, ибо огонь не касался святаго и не причинилъ ему никакого вреда; послѣ сего онъ снова былъ брошенъ въ темницу къ Рустику и Елевѳерію. Въ темницу къ Діонисію приходили многіе изъ вѣрующихъ и святый совершалъ тамъ для нихъ Божественную литургію и причащалъ ихъ св. Таинъ Тѣла и Крови Христовыхъ. Когда онъ совершалъ Божественную литургію, вѣрующіе видѣли надъ блаженнымъ Діонисіемъ несказанный свѣтъ: съ воинствомъ ангеловъ являлся Царь Славы и, посколько возможно было сіе для тѣлесныхъ очей вѣрующихъ, они взирали на Него. По прошествіи нѣкотораго времени, Діонисій, Рустикъ и Елевѳерій были выведены изъ темницы и представлены къ военачальнику, который снова увѣщавалъ ихъ принести жертвы идоламъ. Святые не повиновались, но исповѣдали Христа Бога Истиннаго. Тогда мучитель въ гнѣвѣ приказалъ безпощадно бить святыхъ, а потомъ осудилъ ихъ на усѣченіе мечемъ.

Когда святыхъ вели изъ города къ горѣ, прозывавшейся Ареевой [23], то Діонисій молился, взывая:

— «Боже, Боже мой, создавшій меня и научившій вѣчной Твоей премудрости, открывшій мнѣ Твои таинства, и всюду, гдѣ бы я ни находился, сопребывавшій со мною. Благодарю Тебя за все, что Ты устроилъ чрезъ меня для славы пресвятаго Твоего имени и за то, что Ты посѣтилъ мою удрученную трудами и стремящуюся созерцать Тебя старость, призывая меня къ Себѣ съ друзьями моими. Итакъ, молюсь Тебѣ: пріими меня и друзей моихъ, будь милостивъ для тѣхъ, которыхъ Ты стяжалъ Своею Кровію и сопричислилъ насъ къ числу Своихъ слугъ за наше служеніе Тебѣ, ибо Твоя есть сила и держава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ».

Затѣмъ, произнесши слово «аминь», святый преклонилъ честную главу свою за пресвятое имя Іисуса Христа, и былъ усѣченъ тупою сѣкирою. Вмѣстѣ съ нимъ сложили за Христа свои главы и святые Елевѳерій и Рустикъ.

По смерти Своего угодника Діонисія, Богъ показалъ преславное чудо. Тѣло святаго, будучи обезглавлено, по дѣйствію силы Божіей, встало на ноги и, взявши въ руки свою главу, прошло съ нею два поприща [24] до того мѣста, гдѣ христіанами устроена была церковь. Отдавши затѣмъ свою главу одной благочестивой женщинѣ, по имени Катуллѣ, оно пало на землю. Многіе невѣрующіе, видя сіе чудо, увѣровали во Христа. Принявши главу святаго, Катулла пожелала взять и тѣло, но язычники не дозволили ей сего. Тогда Катулла, пригласивъ въ свой домъ сторожей, радушно угостила ихъ и одѣлила подарками, приказавъ въ то же время христіанамъ взять святое тѣло Діонисія. Христіане, взявъ тѣло Діонисія, похоронили его на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ была отдана Катуллѣ голова.

Святый Діонисій пострададъ на девяностомъ году своей жизни, въ девяносто шестомъ году по Рождествѣ Христовомъ. При гробницѣ его творились многія чудеса во славу Христа и Бога нашего, прославляемаго со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь [25].

Примѣчанія:
[1] Ареопагитъ — членъ верховнаго Аѳинскаго государственнаго совѣта и судилища — Ареопага.
[2] Аѳины — столица древне-греческаго государства; славилась своими постройками, статуями, развитіемъ торговли и промышленности, и особенно школами. Здѣсь до позднѣйшихъ временъ (VI в. до Р. Хр.) находилиcь знаменитыя философскія училища, въ которыхъ получали образованіе жители древнихъ странъ.
[3] Еллинскій — греческій; иногда это слово значитъ языческій; ко времени Рождества Христова Греки были самымъ образованнымъ народомъ.
[4] Иліополь — городъ въ Африкѣ; находится на правомъ берегу рѣки Нила, на одномъ изъ его рукавовъ, — на югѣ нижняго Египта.
[5] Астрономія — наука, изучающая законы движенія свѣтилъ небесныхъ. Египетскіе ученые, именно жрецы, въ особенности славились изученіемъ этой науки.
[6] Во время втораго великаго путешествія апостола Павла съ проповѣдію Евангелія, — около 54 г. по Р. Хр.
[7] Подробно о семъ повѣствуется въ книгѣ Дѣяній апостольскихъ: гл. 17, ст. 15-34.
[8] Кроносъ или Хроносъ — богъ времени, сынъ Урана (Небо). Греки думали, что онъ произвелъ на землѣ золотой вѣкъ, существовавшій въ первый періодъ жизни рода человѣческаго. — Афродита или Венера — богиня женской красоты и любви. — Зевсъ (или Юпитеръ — у Римлянъ) почитался у Грековъ главнымъ божествомъ, отцомъ боговъ и людей, повелителемъ неба и земли, грома и молніи, вѣтровъ и дождей. — Гефестъ — богъ огнедышащихъ горъ и покровитель кузнечнаго искусства. — Гермесъ — богъ, покровитель торговли и всякаго рода сношеній между людьми и богами, — вѣстникъ воли боговъ. — Діонисій или Вакхъ — богъ вина и веселья. — Артемида или Діана, извѣстная языческая богиня у Грековъ, олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лѣсовъ и охоты.
[9] О Дамарѣ упоминаетъ и книга Дѣяній апостольскихъ: гл. 17, ст. 34.
[10] «Таинственное богословіе », — какъ вначе называется это сочиненіе, — разсуждаетъ о томъ, что всѣ человѣческія представленія и опредѣленія Бога не выражаютъ Его сущности и что Боговѣдѣніе должно состоять въ таинственномъ созерцаніи непостижимаго Божественнаго Существа.
[11] Солунь или Ѳессалоника — весьма значительный, древній городъ Македоніи, лежалъ въ глубинѣ большого Солунскаго или Ѳермейскаго залива при Эгейскомъ морѣ (Архипелагѣ).
[12] Святый апостолъ Іаковъ [Младшій] былъ сынъ Алфея (Клеопы) и Маріи, сестры Богоматери (Іоан. 19, 25; Марк. 15, 40. 47; 16, 1; Лук. 24, 10; Матѳ. 13, 55; Марк. 6, 3). Онъ особенно заботился объ устройствѣ церкви во Іерусалимѣ и претерпѣлъ мученическую кончину въ 62 г. по Р. Хр. Послѣ него остался составленный имъ древнѣйшій чинъ литургіи.
[13] Память апостола Тимоѳея 22-го января. — О святомъ Іероѳеѣ Аѳинскомъ см. далѣе подъ 4 октября.
[14] Неронъ — Римскій императоръ (съ 54 по 68 г. по Р. Хр.) — былъ первымъ жестокимъ гонителемъ на христіанъ. Въ 66 или 67 г., во время сего гоненія, претерпѣлъ мученическую кончину св. апостолъ Павелъ, осужденный на смерть чрезъ усѣченіе мечемъ.
[15] Святый Климентъ, третій епископъ города Рима (съ 92 по 101 г.). Претерпѣлъ мученическую кончину при императорѣ Траянѣ (въ 101 г.). Памятникомъ его дѣятельности на пользу Церкви осталось его посланіе къ Коринѳянамъ.
[16] Галлія — нынѣшняя Франція.
[17] Парижъ — нынѣ столица Франціи, на рѣкѣ Сенѣ; въ древности называлась Лютеція.
[18] Впослѣдствіи здѣсь былъ знаменитый монастырь «Сенъ-Дени», усыпальница древнихъ французскихъ королей.
[19] Домиціанъ царствовалъ съ 81 по 96 г.
[20] У Римлянъ были тѣ же боги, что и у Грековъ, только съ другими именами.
[21] Аспидъ — родъ ядовитаго змѣя. Этимъ словомъ въ богослужебныхъ книгахъ иногда называется діаволъ.
[22] Въ данномъ стихѣ псалма псалмопѣвецъ говоритъ о словѣ Божіемъ, заповѣдяхъ Божіихь, которыя онъ возлюбилъ болѣе всего. Претерпѣвая огненныя мученія, святый Діонисій какъ бы забываетъ о нихъ, а имѣетъ на устахъ лишь слово Божіе.
[23] Ареева, т. е. Марсова. Арей или Марсъ — языческій богъ войны.
[24] Поприще — мѣра разстояній; оно равнялось нашимъ 690 саженямъ. Два поприща, такимъ образомъ, составляютъ 1.380 саженей или 2,75 версты.
[25] Діонисію Ареопагиту, кромѣ вышеозначеннаго (см. выше прим. 10), принадлежатъ еще слѣдующія сочиненія: а) «О небесной іерархіи», въ которомъ излагается ученіе о девяти чинахъ ангельскихъ, съ объясненіемъ свойствъ и обязанностей каждаго»; б) «О церковной іерархіи», — гдѣ излагается ученіе о степеняхъ церковной іерархіи съ такимъ же объясненіемъ; в) «Объ именахъ Божіихъ»; здѣсь Діонисій разъясняетъ значеніе именъ Божіихъ, употребляемыхъ въ Священномъ Писаніи и г) «Десять писемъ къ разнымъ лицамъ».

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. —Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 75-82.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0