Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День первый.

Житіе преподобнаго Саввы Вишерскаго.

По возвращеніи съ Аѳона, преподобный пришелъ въ Великій Новгородъ, но не открылъ никому, кто онъ, странствуя подъ видомъ бѣднаго, неизвѣстнаго странника. Руководимый Богомъ, онъ пришелъ на рѣку Вишеру [5], водрузилъ здѣсь крестъ [6] и, устроивъ небольшой шалашъ, сталъ проводить отшельническую жизнь. Онъ имѣлъ съ собою образъ Пречистой Богоматери, предъ которымъ непрестанно молился. Случилось одному изъ Новгородцевъ проходить мимо того мѣста. Въ то время былъ постъ святыхъ апостолъ Петра и Павла, и стояла знойная лѣтняя погода. Святый погрузился въ глубокую молитву, какъ-бы не чувствуя того, что лице его все было покрыто комарами, такъ что его совсѣмъ не было видно. Изумленный Новгородецъ повѣдалъ другимъ о томъ, что онъ видѣлъ, и отсюда всѣ поняли, что это — истинный Божій человѣкъ. Замѣтивъ, что его узнали, преподобный Савва удалился отсюда и поселился въ еще болѣе уединенномъ мѣстѣ близъ рѣки Сосницы [7]. Здѣсь онъ продолжалъ упражняться въ постѣ и молитвѣ, проводя жизнь, исполненную еще бóльшихъ лишеній.

Но не можетъ градъ укрытися верху горы стоя (Матѳ. 5. 14). Молва о святой жизни преподобнаго Саввы распространилась по окрестностямъ, и сосѣдніе жители стали приходить къ нему и доставлять ему свои посильныя приношенія, необходимыя для поддержанія жизни. Мало-по-малу слухъ о святомъ угодникѣ Божіемъ распространился по всей Новгородской области и достигъ даже до самого архіепископа Іоанна, бывшаго тогда на Новгородской каѳедрѣ [8]. Вслѣдствіе сего, Іоаннъ послалъ разузнать о преподобомъ Саввѣ, кто и каковъ онъ, и какова его жизнь. Посланному для сего довѣренному лицу архіепископъ велѣлъ разспросить Савву и упрекнуть его за то, что онъ не почтилъ его архіерейской власти и поселился въ Новгородской землѣ безъ его благословенія. Архіерейскій посланецъ, явившись къ преподобному какъ-бы съ запрещеніемъ отъ архіепископа, сказалъ:

— «Какъ смѣлъ ты поселиться въ сей мѣстности безъ позволенія архіепископа?»

Савва смиренно отвѣчалъ на это слѣдующею притчею.

— «Одна дѣвица, — сказалъ онъ, — сидѣла у окна близъ площади и безстыдно смотрѣла на всѣхъ проходившихъ; другая же, сидя у другого окна, съ благоговѣніемъ хранила дѣвственную чистоту своей души. Мимопроходящіе о первой дѣвицѣ, обращая вниманіе на ея безстыдство, говорили: «не сохранитъ она чистоты своей при своей суетности и разсѣянности»; о второй же говорили, что дѣвица та, при такой ея скромности, сохранитъ безпорочной свою душевную чистоту. Тѣмъ болѣе намъ подобаетъ особенно внимать себѣ и охранять себя на томъ пути, по коему мы пошли: мы живемъ здѣсь въ пустынѣ, не тебя, архипастыря, избѣгая, а удаляясь отъ міра; молитвъ же твоихъ и благословенія мы всегда желаемъ, чтобы они пребывали съ нами».

Посланный, возвративпгась, разсказалъ архіепископу все о блаженномъ Саввѣ, о его жизни, постничествѣ и нищетѣ. Услышавъ о семъ, архіепископъ понялъ, что это — старецъ духовной жизни, и посему, побуждаемый сильнымъ желаніемъ самому видѣть его, отправился къ нему въ пустыню.

Блаженный Савва, покрытый своимъ обычнымъ рубищемъ, встрѣтилъ его еще на пути. Увидѣвъ архіепископа, Савва съ глубокимъ смиреніемъ палъ предъ нимъ и поклонился ему съ подобающею святительскому сану почтительностью. Архіепископъ благословилъ преподобнаго, не зная, что это — Савва, но считая его за обыкновеннаго странника. Онъ повелѣлъ ему сѣсть вмѣстѣ съ собой и ѣхать до жилища Саввы, и едва могъ уговорить его, потому что смиренный подвижникъ не смѣлъ позволить себѣ сѣсть вмѣстѣ со святителемъ. Во время пути бесѣда съ преподобнымъ показала архіепископу, что — это не простой человѣкъ, а мужъ опытный въ духовной жизни, и владыка тѣмъ болѣе полюбилъ Савву, прежде, нежели узналъ его. Уже только предъ самымъ жилищемъ своимъ, Савва, смиренно поклонившись архіепископу, повѣдалъ о себѣ, что онъ грѣшный Савва. Тогда святитель подивился его смиренію и съ любовію благословилъ его. Потомъ оба они вошли въ келью Саввы и тамъ долго бесѣдовали.

Въ продолженіе нѣсколькихъ часовъ архипастырь наставлялъ преподобнаго пребывать непреткновенно въ терпѣніи и подвигахъ и раздѣлилъ съ нимъ пустынную трапезу. Возвратившись въ Новгородъ, архіепископъ восхвалялъ великое богоугодное житіе преподобнаго старца и съ того времени сталъ питать къ блаженному Саввѣ глубокое уваженіе, считая его великимъ, и послѣ того всегда присылалъ ему все потребное для его пустынной жизни.

Между тѣмъ преподобный Савва задумалъ основать въ своей пустынѣ обитель и началъ строитъ своими руками келліи для приходившей къ нему иночествующей братіи. Не стерпѣлъ сего лукавый врагъ рода человѣческаго и, побуждаемый завистью къ нему, внушилъ разбойникамъ причинить преподобному зло. Думая, что у него есть какое-нибудь имущество, они пришли къ нему съ злымъ намѣреніемъ. Савва въ это время строилъ келлію. Съ ложнымъ смиреніемъ разбойники стали просить у старца благословенія. Но онъ прозрѣлъ ихъ коварный замыселъ и то, что они — разбойники. И вотъ онъ обратился къ нимъ съ слѣдующею просьбою:

— «Дѣтки! окажите любовь, помогите мнѣ поднять дерево на стѣну».

При этомъ старецъ велѣлъ имъ взяться за тонкій конецъ бревна, а самъ взялся за толстый. Разбойники никакъ не могли всѣ вмѣстѣ поднять своего конца, а старецъ, съ Божіею помощію, легко одинъ поднялъ дерево на стѣну. Пораженные симъ, разбойники переглянулись между собою со стыдомъ и страхомъ, поспѣшили уйти отъ преподобнаго, боясь, чтобы изъ-за него имъ самимъ не потерпѣть какого-либо вреда [9].

По прошествіи нѣкотораго времени, одни изъ иноковъ монастыря, находившагося на такъ называемой Лисичьей горѣ, стали не соглашаться, чтобы старецъ продолжалъ жить въ той мѣстности, ибо она находилась немного выше упомянутаго монастыря. Тогда преподобный Савва, прослышавъ о поднятомъ за землю спорѣ, послалъ въ Новгородъ одного изъ учениковъ своихъ, по имени Ефрема [10], къ начальникамъ славянскаго конца [11], съ просьбою отвести ему мѣсто на рѣкѣ Вишерѣ для пустынной обители. Тѣ охотно дали ему на сіе позволеніе. Послѣ того преподобный Савва окончательно поселился тамъ и всячески, сколько былъ въ силахъ, трудился надъ построеніемъ обители. Водрузивъ келліи для братіи, онъ вознамѣрился воздвигнуть и церковь въ честь преславнаго Вознесенія Господа нашего Іисуса Христа [12]. При помощи Божіей, церковь вскорѣ была сооружена и освящена. Съ этого времени къ преподобному Саввѣ стало стекаться много народа: одни ради пользы духовной и наставленія, другіе для иноческой жизни въ его обители. Онъ же съ радостію принималъ всѣхъ.

Въ то же время преподобный продолжалъ болѣе всѣхъ трудиться надъ благоустройствомъ новой обители, всѣмъ подавая примѣръ своимъ неутомимымъ трудолюбіемъ. Въ обители преподобнаго, между прочимъ, работалъ тогда одинъ мірянинъ, весьма лѣнивый въ исполненіи монастырскихъ послушаній. Онъ нерѣдко вступалъ со старцемъ въ пререканія по поводу того, что онъ предпринимаетъ слишкомъ много дѣлъ. Савва же, утѣшая его, говорилъ:

— «Не скорби, чадо, потерпи лишь эти дни, назначенные для исполненія тобою монастырскихъ работъ, и тогда мы послѣ вознаградимъ тебя гораздо болѣе, чѣмъ обѣщались».

Мірянинъ, тронутый кроткими словами старца, понялъ, что то было съ нимъ вражеское искушеніе, и послѣ того сталъ работать и трудиться гораздо болѣе другихъ.

Въ то время въ обитель пришелъ одинъ инокъ, для того, чтобы увидѣть блаженнаго Савву; ибо онъ отъ многихъ слышалъ о его великой подвижнической жизни. Старецъ самъ встрѣтилъ его. У него было обыкновеніе, когда кто приходилъ къ нему изъ другихъ монастырей, выходить къ нему, встрѣчая его еще далеко отъ своей обители, тамъ, гдѣ водруженъ былъ крестъ; сотворивъ тамъ краткую молитву, онъ затѣмъ шелъ съ гостемъ въ церковь, здѣсь снова совершалъ молитву и потомъ уже велъ его въ свою келлію и вступалъ съ нимъ въ бесѣду.

Когда упомянутый инокъ былъ встрѣченъ такимъ образомъ преподобнымъ Саввою, то старецъ, послѣ долгой бесѣды съ инокомъ, при наступленіи поздняго вечера, оставилъ пришедшаго брата отдохнуть: самъ же, взявшись за жерновъ, мололъ рожь. И вотъ вновь пришедшій братъ слышитъ, что старецъ недалеко отъ келліи всю ночь до самой утрени мелетъ рожь, а устами своими читаетъ псалмы. Инокъ былъ изумленъ и началъ говорить себѣ, что онъ гораздо болѣе увидѣлъ, чѣмъ слышалъ прежде о старцѣ отъ другихъ. Рано утромъ, принявъ отъ старца благословеніе, онъ отправился обратно въ свой монастырь, повѣствуя всѣмъ о величайшемъ подвижническомъ житіи святаго и укоряя себя въ лѣности и нерадѣніи.

По устроеніи обители, преподобный Савва поставилъ себѣ столпъ и, входя на него, всю седмицу до субботы проводилъ на немъ въ постѣ и молитвѣ; въ субботу же сходилъ со столпа къ братіи, причащался съ ними Святыхъ Таинъ, слушалъ службу воскреснаго дня, раздѣлялъ вмѣстѣ съ нимъ трапезу и, послѣ душеполезнаго поученія братіи, снова входилъ на столъ и такимъ же образомъ снова подвизался на немъ до слѣдующей субботы [13].

Во время сего великаго столпническаго подвига, въ обитель къ преподобному Саввѣ пришелъ изъ Твери повидаться съ нимъ родной братъ его по плоти, давно не видѣвшій его. Но старецъ совсѣмъ не хотѣлъ видѣть его и бесѣдовать съ нимъ. И когда братъ долгое время оставался при столпѣ, умоляя старца хотя бы только повидаться съ нимъ, то старецъ, наконецъ, сошелъ со столпа и благословилъ брата, но, ничего не сказавъ ему, тотчасъ же снова взошелъ на столпъ. Братъ же преподобнаго, увидѣвъ его, съ радостію возвратился въ Тверь, прославляя Бога за дивныя знаменія Его благодати, коихъ очевидцемъ онъ удостоился быть.

Живя на столпѣ, повидимому удаленный отъ обители и заботъ о ней, преподобный Савва, продолжалъ, однако, хранить ее своими молитвами. Однажды разбойники подошли къ монастырю, чтобы разграбить его. Преподобный, стоя на столпѣ на молитвѣ, еще издали увидалъ ихъ и, понявъ злое намѣреніе, съ коимъ они пришли, сталъ стучать жезломъ по стѣнѣ. Разбойники, услышавъ стукъ, объятые страхомъ, бѣжали: ибо ихъ отгоняла отъ обители молитва преподобнаго [14]. Съ того времени разбойники перестали подходить къ монастырю.

Между тѣмъ, къ преподобному Саввѣ продолжали отовсюду стекаться и иноки, и міряне, ради пользы духовной которую отъ него получали; ибо онъ, по апостолу, всѣмъ былъ вся (1 Кор. 9, 22), всѣхъ наставляя, обо всѣхъ соболѣзнуя и заботясь какъ-бы о своихъ собственныхъ членахъ, къ старцамъ относясь какъ къ своимъ братіямъ и сверстникамъ, къ болѣе юнымъ какъ къ своимъ дѣтямъ. И не было никого въ обители преподобнаго Саввы ни оскорбляемаго, ни оскорбляющаго, ибо всѣ были утѣшаемы и примиряемы святымъ Саввою.

Пребывая въ сихъ подвигахъ и перенося столь суровыя лишенія и всякаго рода скорби, преподобный Савва, на восмидесятомъ году отъ рожденія, впалъ въ тѣлесный недугъ. Готовясь разрѣшиться отъ тѣла и отдать послѣдній долгъ природѣ, преподобный призвалъ къ себѣ всю братію и обратился къ ней съ предсмертными душеполезными наставленіями, въ особенности о томъ, чтобы они твердо и неизмѣнно пребывали въ православіи и въ соблюденіи иноческихъ обѣтовъ, болѣе же всего преуспѣвали въ смиреніи.

Въ заключеніе старецъ сказалъ имъ:

— «Въ чемъ вы видѣли меня подвизающимся, — то и сами творите».

Послѣ сего, поручивъ монастырь и братію заботамъ и попеченіямъ архіепископа Новгородскаго, а ближайшее завѣдываніе обителью и руководствомъ иноками старѣйшимъ изъ братіи, своимъ ближайшимъ ученикамъ Ефрему и Андрею [15], наиболѣе показавшимъ свои труды и подвиги въ томъ монастырѣ, преподобный Савва, все болѣе укрѣпляясь духомъ, сталъ изнемогать тѣломъ. Причастившись Святыхъ Христовыхъ Таинъ, онъ мирно предалъ душу свою Господу 1-го октября 1460 года. Передъ самою кончиною своею преподобный заповѣдалъ своимъ ученикамъ:

— «Когда душа моя разлучится съ тѣломъ, не совершайте надъ нимъ никакихъ торжественныхъ погребальныхъ обрядовъ, но просто, безъ всякихъ приготовленій, отнесите тѣло до могилы и предайте землѣ».

Ученики преподобнаго, увидѣвъ своего отца и наставника умершимъ, много скорбѣли о разлученіи съ нимъ. Потомъ, почтивъ его память, какъ своего отца и наставника ко спасенію, псалмопѣніемъ и надгробными пѣснопѣніями, они погребли въ землѣ его трудолюбное и многострадальное тѣло между церковью и столпомъ, на которомъ онъ подвизался въ послѣднее время своей жизни.

По отшествіи своего наставника къ Богу, ученики преподобнаго Саввы стали еще бóлѣе заботиться объ устройствѣ монастыря, о томъ, чтобы ничего не забывалось изъ монастырскихъ правилъ и завѣтовъ ихъ отца духовнаго — преподобнаго Саввы. Особенно же они заботились о внутренней духовной жизни своей, подражая въ ней тому, что они видѣли въ своемъ наставникѣ и учителѣ, и стараясь тщательно исправлять свои недостатки. И они показали въ семъ отношеніи такіе подвиги, что стали добрымъ образцомъ для многихъ.

По прошествіи довольно продолжительнаго времени, когда, съ помощію Божіею и по молитвамъ преподобнаго Саввы, обитель его съ успѣхомъ процвѣтала, въ ней произошелъ большой пожаръ, такъ что сгорѣлъ весь монастырь. При семъ сгорѣли вмѣстѣ съ келліями и церковь и столпъ, на которомъ подвизался преподобный во время своей жизни; но гробъ преподобнаго Саввы, находившійся между церковію и столпомъ, и часовня надъ гробомъ, не потерпѣли отъ огня никакого вреда, такъ что пламень не могъ даже прикоснуться къ нимъ, хотя окружалъ ихъ со всѣхъ сторонъ. Это было первое чудо по преставленіи святаго. Съ того времени при гробѣ преподобнаго Саввы стали совершаться многоразличныя чудотворенія, коими Господь явилъ въ немъ вѣрующимъ истиннаго Своего угодника и благодатнаго чудотворца. Слѣдующее чудо особенно увѣрило всѣхъ въ этомъ. Нѣкто Захарія, готовившійся принять иноческій постригъ въ обители преподобнаго, много слышалъ отъ тамошнихъ иноковъ о святомъ житіи и посмертныхъ чудесахъ преподобнаго. Благоговѣйно изумляясь слышанному, Захарія въ продолженіе многихъ дней размышлялъ о томъ и молилъ Бога, чтобы и ему сподобиться самому быть свидѣтелемъ какого-либо изъ таковыхъ чудесъ. И вотъ, когда онъ однажды стоялъ на молитвѣ и, присѣвъ для отдыха, задремалъ и уснулъ, вдругъ увидѣлъ предъ собою какого-то незнакомаго старца, который сказалъ ему: «если хочешь видѣть Савву, иди за мною, — и тогда увидишь его». Захарія, какъ казалось ему, пошелъ за тѣмъ старцемъ, дошелъ до гроба святаго Саввы, увидалъ тамъ нѣсколькихъ святителей и средй нихъ преподобнаго Савву, стоявшаго на возвышенномъ мѣстѣ. Онъ поклонился преподобному, и тотъ сказалъ ему нѣсколько словъ въ назиданіе и утвердилъ его въ вѣрѣ его.

Между тѣмъ, болящіе и всѣ съ вѣрою притекающіе ко гробу преподобнаго продолжали получать духовныя утѣшенія въ своихъ скорбяхъ и чудодѣйственныя исцѣленія отъ своихъ тяжкихъ недуговъ. Слухъ о сихъ чудотвореніяхъ распространился по всей Новгородской области, особенно съ того времени, когда настоятель Саввинской обители игуменъ Геласій, по молитвамъ къ угоднику Божію, исцѣлѣлъ отъ приключившейся съ нимъ отравы, при чемъ, при исцѣленіи, увидѣлъ во снѣ преподобнаго Савву, стоявшаго на молитвѣ въ свѣтлыхъ ризахъ со взоромъ, обращеннымъ къ храму. Проснувшись и почувствовавъ себя исцѣленнымъ, Геласій прославилъ Бога, творящаго чрезъ святыхъ Своихъ угодниковъ дивныя чудеса, и поспѣшилъ отправиться къ Новгородскому архіепископу, которому и повѣдалъ о бывшемъ ему видѣніи и о своемъ чудесномъ исцѣленіи. Тогда Новгородскій святитель Іона прибылъ въ Саввинъ Вишерскій монастырь [16] и, поспѣшивъ ко гробу преподобнаго, совершилъ предъ нимъ молебное пѣніе. Потомъ онъ приказалъ написать икону преподобнаго Саввы [17], составить въ честь его службу и описать его житіе [18] во славу Господу Богу и Спасу нашему Іисусу Христу, дивно прославляющему святыхъ Своихъ и по ихъ преставленіи.

Впослѣдствіи мощи преподобнаго Саввы были перенесены во вновь построенную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы [19], и въ православной русской церкви установленъ въ честь его праздникъ [20]. И нынѣ у честнаго гроба его подаются неоскудныя исцѣленія всѣмъ, съ вѣрою притекающимъ къ предстательству преподобнаго, не престающаго молиться предъ престоломъ Всевышняго о всѣхъ, вѣрою почитающихъ пречестную память его.

Примѣчанія:
[1] Кашинъ — уѣздный городъ Тверской губерніи, въ 188 верстахъ огь Твери, на р. Волгѣ — входилъ въ составъ Тверскаго княжества, нѣкоторое время былъ самостоятельнымъ, самымъ сильнымъ удѣломъ въ немъ и очень значительнымъ городомъ, но потомъ потерялъ свое прежнее значеніе.
[2] Преп. Савва былъ второй изъ восьми сыновей Кашинскаго боярина Ивана Васильевича Борозды, изъ рода славнаго, отличавшагося въ бояхъ воинскими доблестями (откуда произошло и фамильное имя этого рода: борозда — древне-военное названіе окопа, траншеи).
[3] Тверская Саввина (Срѣтенская) пустынь была основана преподобными Саввого и Варсонофіемъ Тверскими, современниками Саввы Вишерскаго (память ихъ 2-го марта), въ 1397 году и находилась въ 20 верстахъ отъ Твери, тамъ, гдѣ нынѣ — село Саввино.
[4] О жизни преп. Саввы на Аѳонѣ ничего неизвѣстно, равно какъ нельзя съ точностію опредѣлить, долго ли онъ тамъ пребывалъ, но, по нѣкоторымъ историческимъ указаніямъ изъ раннѣйшихъ и поздѣйшихъ событій жизни преподобнаго, можно думать, что онъ ушелъ на Аѳонъ около 1411 года, и что пребываніе его тамъ продолжилось не болѣе трехъ лѣтъ. Изъ дальнѣйшей жизни преподобнаго видно, что впечатлѣнія Аѳона надолго остались въ его душѣ. Извѣстно также, что онъ принесъ съ собою съ Аѳона въ Россію списокъ Кормчей книги, которымъ пользовался потомъ Вассіанъ, аріепископъ Ростовскій.
[5] Вишера — рѣка Новгородской губерніи, лѣвый притокъ Волхова. — Какъ видно изъ настоящаго мѣстоположенія Савво-Вишерскаго монастыря, преп. Савва поселился на лѣвомъ берегу Вишеры, въ 10 верстахъ къ сѣверо-востоку отъ Новгорода. Поселеніе Саввы на Вишерѣ было не позже 1414 или 1415 года.
[6] Крестъ этотъ и теперь стоитъ въ часовнѣ при монастырѣ. Въ настоящее время крестъ лишь обложенъ досками и съ лицевой стороны литыми изъ алебастра изображеніями святыхъ.
[7] Небольшая рѣчка, рядомъ съ Вишерой, протекавшая среди сосноваго бора, отъ котораго получила свое названіе.
[8] Архіепископъ Іоаннъ управлялъ Новгородскою святительскою каѳедрою съ 1387 по 1415 г.
[9] О семъ чудѣ воспоминается и въ службѣ преподобному. Канонъ, пѣснь 6-я, тропарь 3-й.
[10] Ефремъ — любимый ученикъ преподобваго Саввы; по кончинѣ его, удадился на берега озера Ильменя, гдѣ основалъ Перекомскій монастырь † 1492 г. Память преп. Ефрема совершается 16-го мая и 26-го сентября.
[11] Новгородъ Великій дѣлился на двѣ стороны: Торговую и Софійскую, которыя въ свою очередь дѣлились на такъ называемые концы. Славянскій конецъ находился на югѣ Торговой стороны. Стороны и концы имѣли свое управленіе и завѣдывали ближайшими къ Новгороду округами Новгородской области. Окрута, гдѣ протекала въ томъ мѣстѣ Вишера и расположенъ былъ Лисичій монастырь, находилась въ вѣдѣніи Славянскаго конца. Извѣстна печать съ крестомъ въ срединѣ и съ надписью вокругъ: «печать Славянскаго конца», а на оборотѣ съ изображеніемъ святаго въ вѣнцѣ и съ надписью: «Павелъ исповѣдникъ», откуда видно, что въ Славянскомъ концѣ было свое управленіе.
[12] Церковь съ келліями была построена въ обители преп. Саввы въ 1418 г. по благословенію св. архіепископа Новгородскаго Симеона († 1421 г. Память его — 10-го февраля и 15-го іюня).
[13] Воспѣвая столпническіе подвиги преп. Саввы, Церковь уподобляетъ его «Симеону великому», т. е. св. Симеону Столпнику. Канонъ, пѣснь 4-я, тропарь 2-й. — Столпъ какъ-бы замѣнилъ преподобному пустынный великій Аѳонъ.
[14] О семъ чудѣ Церковь воспѣваетъ въ службѣ преподобному. Стихира 3-я на «Господи воззвахъ».
[15] О преп. Ефремѣ см. выше, прим. 10-е. О другомъ ученикѣ преп. Саввы, Андреѣ, извѣстно, что онъ до того изнурилъ тѣло свое постомъ и бдѣніемъ, что у него остались только кожа и кости. Вскорѣ, однако, по смерти преп. Саввы настоятелемъ Саввиной обители былъ уже игуменъ Геласій.
[16] Св. архіепископъ Новгородскій Іона управлялъ Новгородской церковью съ 1458 г. до самой кончины своей, послѣдовавшей въ 1470 г. Память его совершается 5-го ноября. Пріѣздъ святителя въ Саввино-Вишерскую обитель должно относить къ 1461 году.
[17] Сія древняя икона преп. Саввы хранится въ обители его доселѣ. Ранѣе она лежала на ракѣ святыхъ его мощей; нынѣ же находитоя въ монастырскомъ Вознесенскомъ соборѣ, въ придѣлѣ во имя преп. Саввы.
[18] Составленіе житія преп. Саввы приписываютъ извѣстному агіографу 2-й половины XV вѣка Пахомію Логоѳету, современнику святителя Іоны. Но нѣкоторые списки житія, называющіе авторомъ его Пахомія, оканчиваются припиской, по которой «списано быстъ и изобрѣтено блаженнаго Саввы житіе священноинокомъ Геласіемъ, бывшимъ тогда игуменомъ тоя обители, въ лѣто 6972-е», — изъ чего можно заключать, что житіе первоначально написано въ 1464 году игуменомъ Геласіемъ и послѣ уже исправлено Пахоміемъ Логоѳетомъ.
[19] Это было въ 1523 году.
[20] Праздникъ въ честь преп. Саввы установленъ въ Русской Церкви соборнымъ опредѣленіемъ 1649 года. Съ того времени преп. Савва сталъ извѣстенъ съ именемъ Новгородскаго чудотворца. Въ 1570 г., въ царствованіе Іоанна Грознаго, во время Новгородскаго погрома, «государевы ратные люди разрушили гробъ чудотворца»; на слѣдующій годъ мощи преп. Саввы были положены въ новую раку и помѣщены въ новомъ каменномъ Покровскомъ храмѣ обители. Въ настоящее время мощи преподобнаго почиваютъ подъ спудомъ въ Покровскомъ придѣлѣ Вознесенскаго собора монастыря. Во имя его въ обители — два храма.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 25-35.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0