Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День первый.

Память преподобнаго Романа Сладкопѣвца.

— «Невѣжду ты поставилъ наравнѣ съ нами!»

Они возненавидѣли Романа и стали строить ему козни. Однажды, въ нáвечеріе праздника Рождества Христова, когда въ церковь пришелъ царь, Романъ же ставилъ свѣтильники въ церкви, клирики, схвитивъ его, потащили на амвонъ [11], говоря:

— «Ты получаешь равную съ нами часть — пой же, какъ и мы, на амвонѣ хвалебную пѣснь Богу».

Такъ поступили они по зависти, желая посрамить его, ибо знали, что онъ не разумѣетъ Писанія и не можетъ сего исполнить. Претерпѣвъ такое униженіе отъ клириковъ при царѣ и при всемъ народѣ, бывшемъ въ церкви, Романъ почувствовалъ стыдъ и плакалъ. По окончаніи службы, когда всѣ вышли изъ церкви, онъ палъ ницъ предъ иконою Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. Проведши долгое время въ плачѣ и молитвѣ, святый Романъ всталъ и пошелъ въ домъ свой и, не вкусивъ, отъ печали, пищи, забылся сномъ. И вотъ во снѣ явилась ему Пресвятая Владычица наша Богородица, утѣшеніе всѣхъ скорбящихъ, держа въ рукѣ небольшой книжный свитокъ [12] и сказала Роману тихимъ голосомъ:

— «Открой уста!»

Когда Романъ открылъ уста свои, Владычица вложила въ нихъ свитокъ и повелѣла съѣсть его.

Романъ проглотилъ хартію и тотчасъ проснулся, но никого не увидѣлъ предъ собою; ибо Явившаяся стала невидима. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, и сталъ онъ размышлять о томъ, что увидѣлъ. Въ умѣ же своемъ онъ вдругъ ощутилъ разумѣніе книжное, ибо Дѣва Богородица, какъ нѣкогда Сынъ Ея – Своимъ апостоламъ, отверзла ему умъ къ разумѣнію писаній (Лук. 24, 27). Онъ исполнился великой премудрости и сталъ со слезами благодарить Наставницу свою за то, что въ одно мгновеніе Она даровала ему такія познанія, какихъ онъ не могъ бы достигнуть въ теченіе многихъ лѣтъ.

Наступилъ часъ Всенощнаго бдѣнія, и святый Романъ, радуясь благодати, дарованной ему Богоблагодатною Дѣвою, пошелъ въ церковь.

Когда нужно было воспѣть пѣснопѣніе въ честь праздника, святый Романъ взошелъ на амвонъ и воспѣлъ сладкимъ гласомъ свой кондакъ, который сложилъ онъ въ умѣ своемъ:

Дѣва днесь Пресущественнаго раждаетъ, и земля вертепъ Неприступному приноситъ; ангели съ пастырьми славословятъ, волсви же со звѣздою путешествуютъ; насъ бо ради родися Отроча младо, превѣчный Богъ [13].

Всѣ, видѣвшіе и слышавшіе сіе, удивлялись и услаждались пѣніемъ Романа, вникая въ смыслъ пѣснопѣнія. Когда же онъ окончилъ свою пѣснь, патріархъ спросилъ, – откуда у него такая премудрость. Романъ не скрылъ чуда Богородицы, но исповѣдалъ Ея благодать и прославлялъ вразумившую его Небесную Наставницу. Клирики, оскорбившіе его, устыдились и, покаявшись, пали къ ногамъ Романа, прося у него прощенія. Патріархъ же тотчасъ поставилъ Святаго Романа діакономъ, и изъ устъ его премудрость потекла какъ рѣка, а тѣмъ, кто сначала упрекалъ его за простоту и невѣжество, пришлось потомъ самимъ же у него учиться. Онъ составилъ множество кондаковъ [14] на праздники Господскіе и Богородичные и на память многихъ святыхъ, такъ что его кондаковъ насчытывалось болѣе тысячи [15]. И былъ онъ всѣми весьма любимъ и почитаемъ. Проведя жизнь свою богоугодно и праведно, онъ переселился въ вѣчныя обители и нынѣ съ ангельскими ликами вѣчно воспѣваетъ Богу трисвятую пѣснь [16]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Эмеса – городъ въ Сиріи на востокъ отъ рѣки Оронта, впадающей на сѣверо-западѣ Сиріи въ Средиземное море.
[2] Пономарь, или правильнѣе: парамонарь — приставникъ для охраненія храма и священныхъ мѣстъ и наблюденія за ихъ чистотою; на его же должности, по уставу церковному, полагалось: звонить къ богослуженію, вжигать и гасить богослужебные свѣтильники, приготовлять и подавать кадильницу.
[3] Беритъ – нынѣшній Бейрутъ – древній городъ Финикіи на берегу Средиземнаго моря; въ V в. процвѣталъ и славился своей высшей школой риторики, поэтики и права; нынѣ – столица государства Ливанъ.
[4] Анастасій I – Византійскій императоръ съ 491 по 518 г.
[5] Киръ – знаменитый поэтъ и префектъ столицы при императорѣ Ѳеодосiи Младшемъ, потомъ епископъ Смирнскій и пѣснопѣвецъ Православной Церкви (†470г.) – подарилъ столицѣ великолѣпный храмъ Богоматери, который отъ него и получилъ свое наименованіе и назывался Кировымъ.
[6] Влахерны – мѣстность въ Константинополѣ на западномъ углу города. Во времена процвѣтанiя Византiйской имперiи Влахерны славилась по всему Востоку своими святынями – честной ризой и омофоромъ (головнымъ покровомъ) Пресвятой Богородицы, перенесенными сюда въ 474 году изъ Палестины. Здѣсь же вмѣстѣ съ одеждою Богородицы, хранились въ златокованномъ ковчегѣ омофоръ Ея и часть пояса. Подъ омофоромъ Богородицы, или правильнѣе, мафоріемъ (греч. μαϕόριον) разумѣется Ея головной покровъ, большое покрывало, которое носила Она на главѣ Своей.
[7] Главный великолѣпный соборъ Константинополя во имя Софіи – Премудрости Божіей, первоначально созданъ Константиномъ Великимъ. Впослѣдствіи этотъ соборъ былъ великолѣпно возобновленъ и расширенъ императоромъ Юстиніаномъ Великимъ, въ 537 году; въ 1463 г., по взятіи Константиноля турками, обращенъ въ мечеть. Юстиніановскій храмъ св. Софіи представляетъ и понынѣ замѣчательнѣйшій, величественнѣйшій памятникъ христіанской архитектуры Византійскаго стиля, самой цвѣтущей эпохи его развитія.
[8] Сл. 1 Кор. 3, 18-19. Это потому, что премудрость человѣческая, предоставленная только себѣ, не привыкши прислушиваться къ голосу откровенія и разума Божія, впадаетъ въ заблужденія, отвергаетъ высокія, спасительныя истины, о всемъ судитъ кичливо и разрушительно. Напротивъ, буйство о Христѣ ничего не испытываетъ, а все смиренно принимаеть вѣрою; оно кажетея безумiемъ въ глазахъ міра сего, но оно то и есть истинная премудрость, которая, по апостолу, первѣе чиста есть, потомъ же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодовъ благихъ, несумнѣнна и нелицемѣрна (Іак. 3, 17). Эта премудрость некнижныхъ дѣлаетъ премудрѣе ученыхъ міра сего.
[9] Св. Евѳимій – патріархь Константинопольскій съ 490 по 496 г.
[10] Подъ клириками здѣсь разумѣются церковнослужители, посвященные на то чрезъ особое архіерейское благословеніе, чрезъ т. н. церковный обрядъ «хиротесіи» – чтецы и пѣвцы. Очевидно, что св. Романъ до того времени не принадлежалъ къ ихъ числу.
[11] Амвонъ (съ греческаго: возвышеніе) начинается отъ средины другого предъ алтарнаго возвышенія – солеи и выступомъ выдвигается впередъ въ храмъ. Въ древнихъ церквахъ амвоны значительно выдвигались надъ солеей, и на нихъ вели даже иногда лѣстницы. Амвоны предназначались прежде не только для проповѣди и молитвъ священнослужителей, но и для пѣвцовъ и чтецовъ, принявшихъ священное постриженіе, чтобы они удобнѣе были видимы и слышимы молящимися; впослѣдствіи для сего устроены клиросы. Но низшіе непосвященные церковнослужители не имѣли даже права входить на амвонъ.
[12] По гречески: ϰοντάϰιον, т.е. тонкій свертокъ исписаннаго съ обоихъ сторонъ пергамента; этимъ именемъ назывались въ частности свертки съ церковными пѣснями или службами.
[13] Кондакъ на праздникъ Рождества Христова.
[14] Такимъ образомъ, Романъ Слалкопѣвецъ первый началъ писать кондаки и справедливо признается отцами Церкви творцомъ кондаковъ. Самое названіе кондаковъ носить на себѣ воспоминаніе о творцѣ ихъ и получило свое начало отъ греческаго наименованія того пергаментнаго свитка, который Богородица повелѣла Роману въ сновидѣніи проглотить. Подъ симъ именемъ съ тѣхъ поръ стали разумѣться въ церкви краткія церковно-богослужебныя пѣснопѣнія въ честь Господнихъ и Богородичныхъ празниковъ, а также въ честь святыхъ и въ память усопшихъ, излагающія сущность праздниковъ и составляющія какъ бы тему для всего богослужебнаго ихъ чинопослѣдованія.
[15] Св. Романъ остался въ исторіи христіанскаго пѣснотворчества съ именемъ «Сладкопѣвца» и признается по справедливости лучшимъ пѣснописцемъ, какъ по богатству мыслей, содержащихся въ его пѣснопѣніяхъ, такъ по ихъ поэтической вдохновенности, одушевленію, глубинѣ чувства и возвышенности языка. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ воспѣваеть его гуслей сладковѣщанной, сладкогласной цитрой Божественнаго Духа, свирѣлью церковною, соловьемъ божественныхъ пѣсней, струной преславныхъ словъ Духа и т. д. (Стихиры). – Кромѣ кондаковъ, св. Романъ Сладкопѣвецъ очитается творцомъ и икосовъ, которые, по свидѣтельству Марка Ефесскаго, вмѣстѣ съ «кондаками пѣты были въ однихъ прекрасныхъ тѣхъ покояхъ (по греч. οἵϰος — домъ, покой), гдѣ священный мужъ имѣлъ обыкновеніе проводить ночи въ бдѣніи; отсюда-то они и получили такое названіе». «Икосами» называются въ Церкви пространнѣйшія пѣснопѣнія въ честь и память праздника или въ память усопшихъ. По своему содержанію они сходны съ кондаками, пишутся однимъ музыкальнымъ размѣромъ и поются на одинъ гласъ. Икосъ всегда слѣдуеть за кондакомъ, такъ какъ представляетъ развитіе послѣдняго.
[16] Жизнь и дѣятельность св. Романа Сладкопѣвца относится ко 2-й половинѣ V вѣка. Кончина его послѣдовала въ концѣ сего вѣка.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь.Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 21-25.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0