Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Октябрь.
День первый.

Страданіе святаго апостола Ананіи.

— «Встань и пойди на улицу, такъ называемую прямую, и спроси въ Іудиномъ домѣ Тарсянина [2] по имени Савла; онъ теперь молится».

Ананія отказывался отъ сего, зная, сколько зла причинилъ Савлъ Іерусалимскимъ христіанамъ, и что онъ пришелъ въ Дамаскъ съ намѣреніемъ заключить въ узы всѣхъ, исповѣдующихъ имя Господа Іисуса Христа. Господь же увѣщавалъ Ананію, говоря:

— «Иди, ибо Савлъ избранъ Мною, чтобы возвѣщать имя Мое предъ народами и царями и сынами Израилевыми, и Я покажу ему, сколько онъ долженъ пострадать за имя Мое».

Слѣдуя Божественному повелѣнію, Ананія пошелъ къ Савлу и, возложивъ на него руки, сказалъ:

— «Братъ Савлъ! Господь Іисусъ, явившійся тебѣ на пути, послалъ меня, чтобы ты прозрѣлъ и исполнился Святаго Духа!»

Савлъ тотчасъ прозрѣлъ, и Ананія крестилъ его. Спустя нѣкоторое время, когда іудеи согласились между собою умертвить Павла за то, что онъ изъ гонителя сталъ проповѣдникомъ имени Христова, Ананія, вмѣстѣ съ прочими учениками Христовьши, спустилъ его по городской стѣнѣ (Дѣян. 9, 10-25) [3] въ корзинѣ. Самъ же Ананія, входя въ іудейскія сонмища [4], смѣло проповѣдывалъ имя Господне. И не только іудеямъ, но даже и язычникамъ благовѣствовалъ онъ вѣру Христову. Изъ Дамаска онъ пошелъ въ Елевѳерополь [5] и тамъ, указывая народу путь ко спасенію и испѣляя больныхъ, обратилъ многихъ къ вѣрѣ во Христа.

Въ тѣ дни въ Елевѳерополѣ былъ правителемъ Лукіанъ, покланявшійся твари, а не Творцу. Діаволъ возбудилъ его противъ христіанъ и внушилъ ему разослать по всей своей области такой указъ:

— «Если кто-нибудь окажется почитающимъ Христа и покланяющимся Распятому, того повелѣваемъ предать смертнымъ мученіямъ; кто же, отрекшись отъ Христа, принесетъ жертву безсмертнымъ богамъ, тотъ будетъ удостоенъ нами даровъ и почестей».

Когда было издано такое злое и коварное повелѣніе, святый Ананія просвѣщалъ въ той области людей проповѣдью Евангелія и врачевалъ въ людяхъ всякія болѣзни; съ нимъ пребывалъ Господь, творя чрезъ него многія чудеса. Идолопоклонники схватили Ананію и привели къ правителю Лукіану, который различными средствами сталъ принуждатъ его къ принесенію жертвы идоламъ. Но Ананія не послушалъ его и отвѣчалъ:

— «Не поклонюсь лживымъ богамъ, я покланяюсь Единому истинному Господу Богу моему, Іисусу Христу: я видѣлъ Его очами своими и съ Нимъ изъ устъ въ уста бесѣдовалъ — не только тогда, когда Онъ жилъ на землѣ, какъ человѣкъ, но и по вознесеніи Его на небеса. Ибо, когда я находился въ Дамаскѣ, Онъ Самъ явился мнѣ и послалъ меня исцѣлить Савла, котораго дивною Своею премудростью и силою обратилъ къ познанію истины. Онъ насъ всѣхъ избавилъ отъ власти діавола и привелъ къ Отцу Своему. Итакъ, я покланяюсь Ему, а не бѣсамъ, желающимъ погубить весь родъ человѣческій».

Тогда правитель сталъ угрожать Ананіи муками, если онъ не исполнитъ приказаннаго ему; но тотъ, какъ непоколебимый столпъ, былъ твердъ въ исповѣданіи Христа. Воздѣвъ къ небу руки свои, онъ сказалъ:

— «Господи Іисусе Христе, Сынъ благословеннаго Отца! внемли молитвѣ моей и удостой меня участи блаженныхъ апостоловъ въ будущей жизни. Какъ спасъ Ты Савла Своимъ свѣтомъ, такъ спаси и меня отъ руки сего нечестивца, сопротивляющагося истинѣ: да не исполнится на мнѣ его воля, да не уловитъ онъ меня сѣтями коварства своего; не лиши меня и Царства небеснаго, уготованнаго всѣмъ любящимъ путь истины Твоей, указанный Тобою, и сохраняющимъ заповѣди Твои!»

Не вынося болѣе рѣчей Ананіи, правитель повелѣлъ положить его на землю и бить. Въ то время, какъ служители нещадно били святаго, глашатай кричалъ:

— «Послушай правителя, не противься его повелѣнію, принеси жертву богамъ, которымъ покланяется весь міръ».

Когда же святаго перестали бить, правитель сказалъ ему:

— «По крайней мѣрѣ теперь пожалѣй себя и, послушавшись меня, отрекись отъ Распятаго, чтобы не подвергнуться отъ меня еще бóлѣе тяжкимъ мученіямъ».

На сіе святый Ананія отвѣчалъ:

— «Что я сказалъ тебѣ сначала, то не перестаю повторять и теперь: не отрекусь отъ Бога моего и не преклонюсь предъ бездушнымъ камнемъ и деревомъ, коихъ вы почитаете за боговъ».

Видя, что святый непреклоненъ, правитель велѣлъ терзать его тѣло желѣзными когтями и жечь свѣчами его раны. Но святый, претерпѣвая мученія, возводилъ на небо очи свои и усердно молился. Послѣ сей пытки мучитель сказалъ:

— «Доколѣ ты будешь упорствоватъ? ужели не пожалѣешь себя и не поклонишься великимъ богамъ? Ужели тебѣ пріятнѣе претерпѣвать безполезно сіи страданія за какого-то Христа, распятаго іудеями, чѣмъ быть невредимымъ и здоровымъ? Клянусь, что не выпущу тебя живымъ изъ своихъ рукъ, если еще будешь такъ упорствовать!»

Святый отвѣчалъ:

— «Дѣлай, что хочешь, врагъ Божій и другъ діавола; — вѣдь, ты уже много разъ слышалъ отъ меня, что я не поклонюсь богамъ твоимъ, но буду покланяться только Единому Богу, — Отцу, Сыну и Святому Духу, Творцу неба и земли и всего, что въ нихъ находится. Въ Него я увѣровалъ, и Онъ далъ мнѣ силу цѣлый день твердо стоять предъ тобою и мужественно претерпѣть сіи муки. Зачѣмъ тебѣ еще болѣе причинять себѣ хлопотъ? Вѣдь, ты слышалъ, что я не хочу повиноваться твоей волѣ; дѣлай же скорѣе то, что ты замыслилъ!»

Возгорѣвшись яростью, мучитель повелѣлъ народу взять святаго Ананію, вывести его изъ города и побить камнями. Беззаконные слуги мучителя, взявши его повели на мѣсто казни и побили камнями, какъ новаго Стефана [6]. Онъ же громко воскликнулъ:

— «Господи Іисусе Христе! предаю въ руки Твои духъ мой».

Такъ онъ скончался, послѣ всѣхъ мученій, и перешелъ въ небесныя обители. Народъ увидѣвъ, что онъ уже умеръ, оставилъ его непогребеннымъ и разошелся. Въ то время случайно проходили тамъ нѣкоторые христіане изъ Дамаска; они взяли святое тѣло апостола Христова, съ честію перенесли его въ Дамаскъ и похоронили въ отечественномъ его городѣ [7].

Примѣчанія:
[1] Дамаскъ — главный, богатѣйшій торговый городъ Сиріи, одинъ изъ древнѣйшихъ во всемъ мірѣ; лежитъ къ сѣверо-востоку отъ Палестины, при р. Барадѣ, протекающей чрезъ него, въ прекрасной и плодоносной равнинѣ, при восточной подошвѣ Анти-Ливана. Нынѣ — столица Сирійского государства.
[2] Тарсъ — большой и населенный городъ Киликіи (юго-восточная провинція Малой Азіи), въ южной части ея, въ плодоносной равнинѣ, при р. Киднѣ, недадеко отъ него впадающей въ Средиземвое море. И нынѣ это — еще довольно значительный торговый городъ.
[3] Среди другихъ памятниковъ древности, Дамаскъ доселѣ сохраняетъ въ себѣ мѣсто обращенія св. апостола Павла къ вѣрѣ Христовой, такъ называемую прямую улицу, домъ Іудинъ, гдѣ ему возвращено быдо зрѣніе и преподано крещеніе, и домъ апостола Ананіи, а также — мѣсто, откуда онъ спущенъ былъ по стѣнѣ и, такимъ образомъ, избѣжалъ своихъ гонителей.
[4] Сонмища или Синагоги (съ греч. — собранія) — мѣста религіозныхъ собраній іудеевъ, представлявшія собою открытыя зданія для совершенія общественнаго богослуженія и поученій, для рѣшенія спорныхъ церковныхъ вопросовъ, веденія судебныхъ дѣлъ; эти зданія служили также мѣстами собраній для преній, школами для дѣтей и библіотеками. Учрежденіе синагогъ восходитъ ко временамъ Вавилонскаго плѣна.
[5] Елевѳерополь — городъ въ южной Палестинѣ, на дорогѣ между Іерусалимомъ и Газою. Въ настоящее время здѣсь расположено селеніе, лежащее при выходѣ изъ равнины Сефельской въ нагорную землю Іудину. Недалеко отъ него лежатъ развалины древняго Елевѳерополя.
[6] Т. е. подобно тому, какъ незадолго предъ симъ евреи за исповѣданіе Христа побили камнями первомученика христіанскаго, св. архидіакона Стефана (Дѣян. 7, 59).
[7] Впослѣдствіи мощи св. апостола Ананіи были перенесены въ Константинополь, гдѣ покоились еще въ началѣ XIII в.; около 1200 года ихъ видѣлъ Русскій паломникъ инокъ Антоній.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга вторая: Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 17-20.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0